Размышления на тему моего эссе заставили меня вспомнить одну историю, которая случилась несколько лет назад с одной моей знакомой.
Дело было в роддоме. Знакомая перенесла кесарево сечение, и двое суток её не допускали к ребёнку. Тем не менее, педиатр аккуратно посещала роженицу, рассказывая о состоянии младенца.
Она перечисляла – почему-то с осуждающей интонацией – диагнозы, и делала неутешительные прогнозы, по крайней мере, их так воспринимала моя знакомая. Врач сыпала медицинскими терминами, не уточняя их значение, отчего сказанное было наполовину непонятно молодой матери, и очень пугало и расстраивало её.
Результатом общения педиатра и пациентки стала уверенность последней, что её новорождённый сын не жилец. Она плакала не переставая, рискуя потерять молоко. Стало ухудшаться её физическое состояние.
К счастью другой врач растолковал мамочке значение всех «страшных» слов. Объяснил причины и последствия симптомов, принятых моей знакомой за роковые диагнозы. Оказалось, что для паники причин нет, и действительно, всё завершилось благополучно.
Приведённый мною эпизод иллюстрирует, как непонятная по содержанию (для пациентки) и, по всей видимости, интонационно неуместная речь врача оказала негативное влияние на психическое и физическое состояние роженицы.
Понятность или, другими словами, ясность, доступность, а также интонационная уместность – это качества речи. Они являются показателями речевой культуры человека.
Под выражениями «культура речи», «речевая культура» понимается комплекс коммуникативных качеств речи, позволяющих адресанту (говорящему) производить эффективное воздействие на адресата (слушающего) в соответствии с поставленными целями и задачами конкретного акта общения и с учётом обстоятельств, при которых происходит процесс коммуникации.
Изложенная формулировка показывает со всей определённостью, что культура речи – важнейший признак профессионализма у представителей многих специальностей типа «человек – человек». Культурой речи должен обладать и врач, и педагог, и юрист, и, конечно же, дефектолог.
Русский язык и культура речи» : «Культура речи и эффективность общения
... своими гранями таким образом, как требуется этой именно эпохе. Из бесконечной практики речи рождается обновленный язык. 1. Культура речи Культура речи -- сравнительно молодая область науки о языке. Как самостоятельный раздел этой науки ... что осознание норм общения и речевого поведения полезно всем, а особенно людям тех профессий, которые связаны с речью. Это и педагоги, и врачи, и юристы, и ...
Профессиональная деятельность дефектолога осуществляется на пересечении медицины, психологии, педагогики. Культура речи представляется ключевым свойством специалиста в области обучения, воспитания и социализации детей с отклонениями в развитии.
Речь компетентного дефектолога должны характеризовать следующие нормативные, коммуникативные и этические качества:
- правильность, точность, логичность;
- уместность, ясность и понятность;
- чистота, выразительность, богатство;
- действенность.
Полагаю, необходимо подробнее рассмотреть перечисленные выше качества.
Правильность – это основополагающее качество речи, заключающееся в согласованности фонетической, лексической, грамматической систем русского языка с принятой литературной нормой.
Точность речи – это способность чётко и недвусмысленно излагать свои мысли.
Логичность подразумевает умение обоснованно, связно, убедительно передавать содержание речевых высказываний.
Уместность