Обучение сочинению в жанре

Создание эмоционального настроя, обучение целеполаганию, умению самостоятельно организовывать собственную деятельность

Звучит романс А. Петрова на стихи М. Цветаевой из к/ф « О бедном гусаре замолвите слово».

Демонстрируется фотогорафия М. Цветаевой. (Слайд № 1 )

Марина Цветаева. Кому из вас, ребята, знакомо это имя? Что вы знаете об этом русском поэте?

Знакомиться с творчеством Цветаевой мы будем в 11 классе, а сегодня перед вами только одно ее произведение – очерк-эссе «Мой Пушкин».

Что обращает на себя внимание в этом названии? Соотнесите его с темой урока и скажите, чему вы будете учиться? Зачем нам произведение М. Цветаевой?

Да, сегодня именно она будет нашим учителем. Она расскажет о возможностях такого литературного жанра, как эссе. А этот жанр сегодня очень востребован, в том числе и на экзаменах по ряду предметов. Она покажет, как это можно делать, рассказывая о любимом поэт — о своём поэте.

Постараемся внимательно читать и слушать Цветаеву, постараемся быть прилежными учениками – наблюдательными, внимательными, ибо « без усилий читателя глубИны литературного произведения остаются тайной, о существовании которой он и не подозревает » (Владимир Георгиевич Маранцман) (Слайд № 2)

Готовят к уроку рабочее место.

Слушают и осмысляют, участвуют в беседе.

Родилась в семье профессора-искусствоведа Ивана Владимировича Цветаева, который стал основателем Музея изобразительных искусств (теперь – имени Пушкина), на стене музея установлена мемориальная доска с его именем. Мать будущей поэтессы была. талантливой пианисткой. Домашний мир и быт были пронизаны постоянным интересом к искусству .

Участвуют в целеполагании:

Будем учиться писать сочинение «Мой Пушкин». Произведение М. Цветаевой будет образцом.

2. Подготовка к восприятию материала урока

Формирование прогностических умений, умения отбирать материал в соответствии с темой.

Создание мотивации на предстоящую деятельность, формирование личностного отношения к прочитанному.

Развитие воссоздающего воображения как основы образного видения темы.

Развитие аудирования.

3. Работа по теме урока: подготовка к сочинению в жанре эссе

Развитие умения аналитического чтения.

Формирование представления о жанре эссе.

Развитие умений языкового анализа. Отбор языковых средств для реализации высказывания.

4. Подведение итога урока. Домашнее задание.

Формирование адекватной самооценки, выявление трудностей.

«Мой поэт», «Мой писатель» — в чём особенности данного типа тем?

М. Цветаева назвала свое эссе «Мой Пушкин…» Как вы думаете, почему именно Пушкин?

У каждого он свой. Прочитайте слова Ю.Лотмана, выдающегося исследователя творчества Пушкина. Как вы их понимаете? (Слайд №3)

« Пушкин всегда таков, каким он нужен новому поколению читателей, но не исчерпывается этим, остаётся чем-то большим, имеющим свои тайны, чем-то загадочным и зовущим». Ю. Лотман.

А вам есть что сказать о Пушкине? Что вам вспоминается, когда вы слышите это имя? Помните ли вы свою первую встречу с поэтом? Что произвело на вас самое сильное впечатление при знакомстве со стихами или другими произведениями А.С. Пушкина? Все это может стать содержанием вашего эссе о Пушкине.

Но сначала давайте дадим слово М. Цветаевой.

(Слайды № 4, 5)

Пушкин для каждого – «мой». И у Марины Цветаевой он тоже – «мой». Каким она представляет поэта в своих стихах?

« Воображение и способность чувством отозваться на слово- это ключи, которые открывают читателю мир художественного произведения» (В.Г. Маранцман )

Цветаева владела этими ключами, поэтому для неё «Пушкин – всегда открытие и всегда тайна.» ( Семён Гейченко) И этой тайной, этим открытием она щедро делится с нами.

Когда и почему Цветаева обращается к Пушкину? Чтобы ответить, послушаем об этом периоде ее жизни. Слушайте внимательно, старайтесь записать всё то, что покажется особенно важным. В конце урока вы расскажете о своих выводах и наблюдениях.

В тридцатые годы главное место в творчестве Цветаевой стала занимать проза. «Эмиграция сделала меня прозаиком». Произведения 30-х годов условно причисляют к автобиографической прозе,- условно, ибо вся цветаевская проза носила автобиографический характер. (Слайд № 6)

Особняком стояла «Пушкиниана» Цветаевой – очерки «Мой Пушкин» (1936) , «Пушкин и Пугачёв» (1937).Они тоже автобиографичны, особенно первый, но, конечно, главный их герой – вечно современный, живой, неотразимый, цветаевский и всемирный Пушкин. (Слайд № 7)

А теперь прочитайте текст эссе, приготовьтесь отвечать на мои вопросы.

Ваши впечатления от прочитанного? Что особенно запомнилось? Что хочется перечитать?

Чему научила Цветаева? О чём заставила задуматься?

Как она сама раскрылась в этом произведении? Какой вы увидели её?

Цветаева пишет о Пушкине в жанре эссе.

Что это за жанр? Каковы его особенности? Прочитайте об этом жанре в Словаре литературоведческих терминов.

Найдите его отличительные черты в тексте М. Цветаевой. Обоснуйте свой ответ.

Смолоду Цветаева любила вести дневники и писать письма — так проявлялся её дар эссеиста. Она любила этот жанр: вольно располагающуюся мысль, смену её поворотов, неожиданные ассоциации, афористичную остроту, парадоксальность.

(Слайд №8 )

Главное её устремление – объяснить свою душу и найти душу, созвучную своей. Она любила, говоря о себе, повторять определение, данное ей Марком Слонимом, – «одна голая душа».

Давайте обобщим сказанное и выделим основные особенности жанра эссе, которые вы отметили в произведении Цветаевой, чтобы потом, опираясь на них, написать свое сочинение.

а) в основе создаваемого художественного мира – поток сознания;

  • б) изображение субъективизировано;
  • в) композиция подчинена движению чувств героя;
  • г) используется лексика экспрессивного характера;
  • наряду с лексикой образ создаётся средствами поэтической фонетики и синтаксиса;
  • д) «мир во мне…»;
  • е) доминирует «детский взгляд»;
  • и) доминанта подсознательного;

к) основное – это раскрытие личности. (Слайд №9 )

Вернемся к тексту М. Цветаевой. Обратите внимание, что это проза, написанная поэтом. Выберите отрывок, в котором, на ваш взгляд, особенности языка автора-поэта проявились особенно ярко.

проанализируйте выбранный отрывок. Какой он, стиль Марины Цветаевой? Отметьте особенности языка в соответствии с теми аспектами, которые мы уже привыкли выделять: фонетика, лексика, синтаксис, пунктуация, графика.

Какие стилистические фигуры используются?

Как будто стенографически записывая за жизнью, Ц. мимоходом высказывала свои мысли-формулы: несколько отрывисто брошенных слов, но так много в себя впитавших. При этом в голосе её слышались как бы удары молотка, заново забивающего гвозди там, где картина висит криво или незаметно для других.

Стиль её разговорной речи был тот же, что в её творческой прозе. Иной Марины Цветаевой просто не существовало.

( Слайды № № 10, 11)

Итак, что же из особенностей стиля, творческой манеры М.Цветаевой вам особенно близко, что вы хотели бы использовать в своих работах?

Как вы считаете, теперь дома вы сможете написать сочинение в жанре эссе? Кто готов к этой работе?

О какой о главной особенности эссе как жанра не следует забывать?

Я предлагаю вам дома написать сочинение-эссе на одну из тем:

«Мой Пушкин»

«Моя первая встреча с Пушкиным»

.

« Что знаешь в детстве – знаешь на всю жизнь, но и: чего не знаешь в детстве – не знаешь на всю жизнь»

Марина Цветаева (Слайд №12)

Анализируют особенности формулировки темы, предугадывают основное в содержании будущего сочинения.

Главное — выразить свое отношение к творчеству поэта.

Участвуют в беседе.

— Великий русский поэт…

— «Пушкин – наше все»…

Размышляют, обобщая изученное о Пушкине.

Участвуют в беседе, вспоминают, размышляют.

В ходе беседы отбирают материал для будущего сочинения.

Заранее подготовленные ученики читают отрывки из стихотворений М. Цветаевой о Пушкине. Остальные слушают, размышляют, участвуют в беседе. Словесное рисование помогает создать образ поэта, который предстоит раскрыть в сочинении.

Ученики воспринимают информацию на слух (рефлексивное слушание), делают выписки.

Чтение понравившихся фрагментов учащимися. Анализ, оценка и отбор информации.

Работают со словарем, делают выписки.

Учатся доказывать, строить обоснованное высказывание.

Записывают в тетрадь особенности эссе как жанра. Учатся обобщать, критически осмысливать прочитанное.

Учащиеся анализируют языковые особенности очерка Цветаевой, делятся результатами наблюдений.

— Цветаева резка, порывиста, дисгармонична, ей прежде всего нужен смысл, речь яркая, динамичная, афористичная; исповедальность: «одна голая душа»; ассоциативность. Многократное тире иллюстрирует важность пунктуационного знака как способа логического ударения, придаёт яркую эмоциональную окраску.

Отбирают языковой материал для своего сочинения.

Учатся критично оценивать результаты собственной деятельности.

Оно должно быть направлено на самораскрытие личности, выявление её внутреннего своеобразия .