Документальное кино как исторический источник

На сегодняшний день возможности киноиндустрии огромны, человек может снимать на невероятных глубинах и высотах, в самых горячих военных точках мира и на самых отдаленных «необитаемых» территориях. Стала возможна съемка из космоса и воссоздание палеонтологических событий, с помощью компьютерной графики. Именно поэтому, в последние десятилетия документальное кино имеет невероятную популярность как среди режиссеров, так и среди зрителей. И этим активно пользуются историки, используя кинодокументы, как источник конкретных сведений.

Однако не стоит забывать, что документальное кино всегда является отражением эпохи, поэтому господствующие политические, экономические и другие устоявшиеся мнения, всегда так или иначе просматриваются даже в работах самых беспристрастных авторов, все это существенно усложняет изучение кинодокументов. Именно поэтому на сегодняшний день создано масса методик изучения и анализа этого вида исторических источников.

При этом важно осознавать, что порой документальные фильмы используются как инструмент пропаганды, в таком случае они не имеют никакой исторической ценности и скорее являются игровым кино, которое несет конкретную мысль в массы.

Однако свой путь в качестве регулярного источника исторических сведений документальное кино только начинает, это связанно с рядом особенностей этого жанра, которые были рассмотрены в данной работе, и со спецификой источниковедения, все же в архивных документах, на сегодняшний день, историки видят больше полезных и правдивых сведений, нежели в кинодокументах. Возможно со временем специфика документаль ного кино изменится и появится какое-то особое направление, задачей которого будет четкая фиксация конкретных исторических событий, для дальнейшего их изучения.

А на данный момент развиваются различные жанры документального кино, внешне больше напоминающие научно-популярное направление. Сюда можно отнести, мокьюментари — жанр, в котором создается видимость документального изложения. В этом ключе сняты такие современные фильмы, как «Ведьмы из Блэр» и «Первые на Луне». При этом зритель должен четко осознавать, что перед ним подделка под документальное кино, которая изначально снималась с целью повествования конкретного сюжета, однако выдающая себя за истинно документальный жанр.

Но все же обширная работа, по изучении кинодокументов, ведется на постоянной основе, хоть и не занимает пока должного места в исторических исследованиях. Это связанно с рядом преимуществ, которые имеют кинодокументы перед архивными источниками информации:

4 стр., 1669 слов

Сегодняшний день. Описание природы

... этого и будет прилагать все усилия для достижения своей цели. Сочинение на тему как хорош сегодняшний день Просыпаться не хотелось. Впрочем, как всегда. Сегодня воскресенье. Выходной, называется! ... сделать родители или учителя. После этого ребенку будет легче написать сочинение на тему «Самый счастливый день». Подростки справятся с этой задачей самостоятельно. Немного статистики про выходные ...

  • они несут информацию непосредственно из места событий, позволяя взглянуть на происходящее каждому исследователю так, как он считает нужным, даже если автор заранее заложил какой-то сценарий;
  • этот вид документов рассказывает о различных сферах жизни человека (политика, экономика, медицина, образование и т.

д. ) и позволяет сохранить конкретные знания конкретного времени для анализа будущими поколениями;

  • высокая точность кинодокументов, если речь о подлинных первоисточниках, позволяет исследователю рассмотреть не только те события, о которых идет речь в фильме, но и концентрировать свое внимание на второстепенных событиях и персонажах, исследовать быт и культуру конкретного времени;

— В заключение стоит сказать, что на сегодняшний день документальное кино это не просто жанр кинематографа, но и отдельный способ сохранения информации о конкретных событиях, явлениях и людях. И если касаться конкретного того сегмента документального кино, которое несет именно исторический характер и снимается для сохранения истории для будущих поколений, то можно с уверенностью утверждать, что сегодня кинодокументы стоят наравне с архивными источниками исторической информации.

Хорошее, не сфальсифицированное, качественное документальное кино может служить таким же историческим источником, как и летописи. Самое важное, правильные методы его анализа и изучения. Все же стоит делать акцент на не такой уж большой истории существования кинодокументов вообще, особенно по сравнению с архивными документами и летописями. И если учесть современные способы сохранения кинодокументов, качество пленки и главное, количество снимаемых репортажей, то можно смело заявлять, что через сто лет наши потомки будут использовать документальное кино для изучения истории гораздо активнее, чем архивную документацию.

Список литературы

[Электронный ресурс]//URL: https://litfac.ru/esse/kino-kak-istoricheskiy-istochnik/

Бондаренко

Е. А. Путешествие

в мир Кино./ Е.А. БондаренкоМ.: ОЛМА-ПРЕСС Гранд, 2003. — 256 с.

В. В. Официальное

Ю. Л. Шер

ГОСТ Р.51 141 — 98. «Делопроизводство и архивное дело. Термины и определения».- М.: Госстандарт России, 1998.

ГОСТ 7.69—1995 № 268 Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Введ. 10.

04.96. -М.: Стандартинформ, 1996. 4с.

Б. Д. История, Т. В. Кузнецовой

Декрет СНК РСФСР «О реорганизации и централизации архивного дела» от 01.

06.1918. URL:

http://base.consultant.ru.

В. А. Основные

Жорж Садуль. Всеобщая история кино. / Жорж Садуль — М.: Искусство, 1958. — 549с.

Л. П. Проблемы, С. Ю. Делопроизводство, М. В. Современное, Н. А. Очерки, В. М. Зримая, В. М. Кинофотофонодокументы, В. М. Кинофотофонодокументы, Г. М. Маклюэн

Основные правила работы государственных архивов с кинофотофонодокументами. — М., 1980.

3 стр., 1253 слов

Мастера советского кино

... в 1895—1896 годах были изобретены аппараты, сочетающие в себе все основные элементы кинематографа: во Франции — «синематограф» братьев Л.Люмьер и О. ... году фотограф Эдвард Рэймонд Тернер запатентовал процесс съёмки цветного кино. По технологии Тернера каждый кадр снимался через один из трех ... создавались путём смешиванния не трёх, а только двух основных цветов: красно-оранжевого и сине-зелёного[6]. В ...

Э. Ф. История, О. В. Кинодокументы

Техническое, кино-, фото-, фонодокументирование// Журнал «Документирование».- 2004. № 11.

А. А. Современные

Ферро М. Кино и история // Вопросы истории№ 2. — 47с. — 57с.

В. В. Суверенитет

Ферро, М. Кино и история // Вопросы истории№ 2. — С. 47−57.

Е. А. Путешествие

Жорж Садуль. Всеобщая история кино. / Жорж Садуль — М.: Искусство, 1958. — 549с.

Б. Д. История

Декрет СНК РСФСР «О реорганизации и централизации архивного дела» от 01.

06.1918. URL:

http://base.consultant.ru.

Жорж Садуль. Всеобщая история кино. / Жорж Садуль — М.: Искусство, 1958. — 549с.

Н. А. Очерки, Е. А. Путешествие, О. В. Кинодокументы, В. В. Суверенитет, Л. П. Проблемы, В. М. Кинофотофонодокументы, В. А. Основные, А. А. Современные

Основные правила работы государственных архивов с кинофотофонодокументами. — М., 1980.

В. М. Кинофотофонодокументы

Ферро, М. Кино и история // Вопросы истории№ 2. — С. 47−57.

Б. Д. История

М.: Госкиноиздат, 1939/.

Основные правила работы государственных архивов с кинофотофонодокументами. — М., 1980.

В. В. Официальное, С. Ю. Делопроизводство, Е. А. Путешествие, Б. Д. История, В. М. Кинофотофонодокументы, В. М. Кинофотофонодокументы, В. М. Зримая, В. М. Зримая, В. М. Кинофотофонодокументы, В. М. Кинофотофонодокументы, В. М. Кинофотофонодокументы, В. М. Зримая, В. В. Официальное, Б. Д. История, М. В. Современное

Техническое, кино-, фото-, фонодокументирование// Журнал «Документирование».- 2004. № 11.

Л. П. Проблемы

ГОСТ 7.69—1995 № 268 Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Введ. 10.

04.96. -М.: Стандартинформ, 1996. 4с.

Ферро, М. Кино и история // Вопросы истории№ 2. — С. 47−57.

В. М. Кинофотофонодокументы

Основные правила работы государственных архивов с кинофотофонодокументами. — М., 1980.

В. М. Кинофотофонодокументы

Техническое, кино-, фото-, фонодокументирование// Журнал «Документирование».- 2004. № 11.

В. М. Кинофотофонодокументы

ГОСТ 7.69—1995 № 268 Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Введ. 10.

04.96. -М.: Стандартинформ, 1996. 4с.

Э. Ф. История, Г. М. Маклюэн, С. Ю. Делопроизводство

Техническое, кино-, фото-, фонодокументирование// Журнал «Документирование».- 2004. № 11.

Основные правила работы государственных архивов с кинофотофонодокументами. — М., 1980.

М. В. Современное

Основные правила работы государственных архивов с кинофотофонодокументами. — М., 1980.

Техническое, кино-, фото-, фонодокументирование// Журнал «Документирование».- 2004. № 11.

Г. М. Маклюэн, В. М. Кинофотофонодокументы, М. В. Современное, В. М. Зримая