Влияние компьютерных технологий на эффективность познавательного процесса и обучения

Эссе

Выполнил: учитель информатики ГБОУ Школа №718 г. Москвы

Павлова Татьяна Алексеевна

Эссе «Влияние компьютерных технологий на эффективность познавательного процесса и обучения».

Школа – живой организм, она меняется вместе с окружающим миром, отвечает прогрессивным тенденциям общества. Сто с небольшим лет назад верхом инноваций в гимназии были глобус и микроскоп. Полвека назад появились первые телеуроки, чуть позже ученики обзавелись калькуляторами. А теперь в каждой школе компьютеры, вместо библиотек ученики ходят в Google и Википедию, вместо бумажек пишут шпаргалки в телефоны, а в информационных технологиях разбираются порой лучше взрослых. Мне, как преподавателю информатики, очень важно быть в курсе происходящего и использовать новые методы обучения на занятиях.

Школьник с гаджетом – часть современной реальности. Да, многих преподавателей старой формации это раздражает… А учителям-новаторам грустно смотреть, как дети машинально списывают информацию с первого попавшегося сайта, не умея ни проанализировать ее, ни проверить. Причина в том, что школьникам показывают, как пользоваться теми или иными программами, набирать текст, рисовать, писать простенькие алгоритмы. Но работать с огромным информационным полем, увы, не учат, уроки проводятся по старинке. Между тем, без компьютерных технологий школьнику недоступно ни высшее образование, ни большинство высококвалифицированных профессий. Поэтому волей-неволей новым навыкам учить надо.

Применение компьютерных технологий в познавательном процессе имеет свои плюсы и минусы, как и любой другой способ организации занятий.

Плюсы очевидны. Расширение спектра возможностей обучающего процесса. Доступ к самой актуальной информации, в том числе узкоспециальной. Игровая форма обучения – дети прекрасно усваивают знания в развлекательной форме. Интерактивность, возможность взаимодействия со сверстниками и преподавателями из разных школ, регионов и даже стран. Вовлеченность в жизнь коллектива детей, не посещающих занятия по состоянию здоровья или иным причинам. Стимул к самостоятельной работе, как в одиночку, так и группами внутри коллектива. Доступ к актуальным способам подачи информации – презентациям, клипам и т.д.

Но и минусы никуда не деваются. Компьютер так увлекателен для детей, что может вызвать зависимость. Приучаясь общаться в виртуальной реальности, школьники с трудом налаживают контакт с одноклассниками. Долгая работа с компьютером или гаджетом пагубно сказывается и на здоровье ребенка и на его нервной системе – он становится возбудимым, агрессивным, замкнутым. Общение в социальных сетях и привычка к коротким текстам формирует так называемое «клиповое мышление» — школьники с трудом концентрируются при работе с большими объемами знаний. Изобилие легкодоступной информации снижает ценность конкретных фактов, а переизбыток информации перегружает восприятие и мешает анализу.

7 стр., 3204 слов

Современные технологии обучения и воспитания детей дошкольного возраста

... изменяющихся условиях педагогу дошкольного образования необходимо уметь ориентироваться в многообразии интегративных подходов к развитию детей, в широком спектре современных технологий. Инновационные технологии — это система методов, способов, приёмов обучения, воспитательных средств, ...

И самое пагубное последствие внедрения компьютерных технологий – исключение педагога как личности из обучающего процесса. Из учителя и наставника, старшего друга и воспитателя он становится чиновником для приема тестов и подписывания бумаг. Такая практика идет вразрез с традициями российской педагогики. Можно ли этого избежать?

Да, конечно, если учитель станет активным участником познавательного процесса, сумеет совместить современные технологии и живое общение с коллективом. В руках педагога оказывается масса инструментов – возможность подобрать музыку, видео или иной мультимедийный материал к уроку, составить презентацию, интерактивный тест, квест по пройденной программе, поддерживать неформальный контакт с учениками. Интерес у школьников вызовет интерактивная классная или школьная газета с регулярными выпусками и репортажами о событиях, интересный школьный сайт с опцией общения. Через сайт, мессенджеры и рассылки удобно поддерживать контакт с родителями, вовлекать их в жизнь класса. Отдельное внимание стоит уделить поиску, сбору, фильтрации и анализу информации. Если ученик будет знать, что его письменную работу проверят на «антиплагиате» и вычислят цитаты из Википедии, он по крайней мере творчески переработает собранный материал – что, собственно, и требуется.

Во время проведения уроков с применением компьютерных технологий необходимо сочетать интерактивные моменты и живое общение, давать и получать обратную связь, поддерживать диалог. Очень важно сохранить момент работы «глаза-в-глаза», личный контакт с каждым учеником. Это позволит снизить негативные последствия применения компьютерных технологий и извлечь из них максимум пользы. Главное, чтобы дети усваивали знания, вступали в дискуссии, общались с учителем и друг с другом. Будет ли предметом для разговора атлас по географии или интерактивная карта региона – не так и важно.

Мои наблюдения как учителя информатики позволяют сделать вывод: применение компьютерных технологий позволяет развивать познавательную самостоятельность, усваивать знания на новом, более высоком уровне. По сравнению с традиционным обучением возросла доля самостоятельной работы школьников на уроках информатики, развилось умение поиска нужной информации, нахождения путей решения поставленной проблемы. Процесс обучения стал более индивидуализированным, и преподаватель получил больше времени для работы с запросами отдельно взятых учеников.

У меня появился новый инструмент для мотивации проблемных детей, испытывающих сложности в освоении программы. Если родители не заинтересованы в образовании своего ребенка, то учителя не могут напрямую воздействовать на процесс, но современные, увлекательные методы обучения позволяют интегрировать проблемного ученика в коллектив и повысить его заинтересованность. Мои методы — позитивная атмосфера на уроке, задания согласно уровню, интересные факты, и конечно современные компьютерные технологии. Об этом можно долго говорить.

19 стр., 9447 слов

Технология беспроводной передачи информации на примере технологии Bluetooth

... Packet Data). Это беспроводные устройства, при передаче кодирующие данные по широкополосной технологии и работающие в асинхронном режиме. Они обеспечивают невысокие скорости обмена информации (до 19200 ... Toshiba и Nokia - крупнейшие компании компьютерного и телекоммуникационного рынка - объединились для совместной разработки технологии беспроводного соединения мобильных устройств. В1998 году, 20 ...

Самое главное – дети стали проявлять больше заинтересованности, они охотно идут на уроки, не ожидают звонка со скучающими лицами, успеваемость стала выше. Технологии работают, школа идет в ногу со временем. И меня, как учителя информатики, это радует!