Педагогическое «Искусство видеть мир»

Номинация «О педагогике – с любовью»

Сколько раз замечала за собой привычку вглядываться в лица прохожих, улыбаться им и видеть в ответ добродушную улыбку, гуляю ли по улице в ясный погожий денек или спешно возвращаюсь домой. Удивительно, но все эти люди такие непохожие: одни – утомленные делами, другие – беззаботно смеющиеся, третьи – как будто очнувшиеся только что.

С интересом каждый раз рассматриваю облака, плывущие в даль… они, как люди – все разные… так же бегут, торопятся куда-то, не стремясь увидеть красоту вокруг.

Гёте в своих философских трактатах писал: « Что труднее всего на свете? – Видеть своими глазами то, что лежит перед ними» . Действительно, увидеть, познать красоту и гармонию не просто. В рассказе К.Паустовского «Искусство видеть мир» автор, отмечая влияние художника, художнической наблюдательности на личное восприятие мира, пишет: «…и люди, и вещи оказались гораздо интереснее. Чем раньше, когда я смотрел на них бегло и торопливо» .

Однажды я обратила внимание на красоту простых вещей, на добрые улыбки встречающихся людей, на прекрасные и значимые события в нашей жизни. Осмысление того, как много важного и неповторимого случается ежедневно, ежеминутно, произошло, когда я поступила в детскую художественную школу. «Композиция, ритм, гармония, свет, тень, полутона, блики, игра цвета и сотни тысяч его оттенков, нюансы, контрасты – это не только определения, термины, все это наша повседневная жизнь» объясняли нам тогда педагоги. Но так ли часто мы об этом задумываемся, обращаем внимание на невероятное многоцветие неба, залитого светом вечернего солнца, останавливаемся и любуемся рисунком, оставленным на асфальте мокрыми следами босых детских ножек.

Во время обучения изобразительному искусству ко мне пришло осознание того, что красота – в простом, самом обыкновенном, в том, что нас окружает. « Живопись учит смотреть и видеть (это понятия разные и редко совпадающие)… сохраняет живым и нетронутым то чувство, которым отличаются дети» писал А.Блок. Это высказывание послужило для меня причиной поиска, который привел на факультет изобразительного искусства и дизайна. Там акварель, гуашь, масло, графит, растворитель – краски и запахи, слившиеся воедино, были призваны с одной целью – дать возможность раскрыть внутреннее понимание гармонии и красоты, сохранить драгоценное умение видеть, творить.

8 стр., 3762 слов

Старость — не радость: как относятся к пожилым людям в разных странах и в России

... чтобы никто не увидел. Сборник идеальных эссе по обществознанию (1)Без сомнения, старость – это ступень нашей жизни, имеющая, как и любая другая её ступень, своё собственное ... старости в жизни человека Немецкий писатель Герман Гессе в тексте «О старости» писал, что преклонный возраст — это новая ступень в жизни человека. По мнению автора, люди должны принимать и признавать свою старость. На этом ...

В творчестве главное – идея. Началом развития творческих способностей считается дошкольный возраст. Именно в этот период происходит накопление индивидуального банка идей. Творчество, по мнению Выготского Л.В., «новый тип деятельности, характеризующийся отношением мысли к действию, возможностью воплощения замысла, возможностью воплощения замысла, возможностью идти от мысли к ситуации». В своей педагогической деятельности я убедилась в том, что идейный замысел у шести-семи летнего ребенка обычно исчерпывается сюжетом его рисунка. Поэтому, чтобы творческая активность стала качеством личности ребенка, необходимо научить его выходить за рамки привычных мыслительных стереотипов. Это качество творческого мышления называется оригинальностью.

Творчество – вещь тонкая и хрупкая. Оно зависит от субъективных факторов, среди которых можно выделить следующие: среда обитания, овладение приемами ремесла, умение удивляться и мечтать. Творческая личность ребенка – это результат его наблюдательности, его общения и совместной деятельности со взрослым, собственной активности ребенка. У него постоянно формируется внутренний мир, который или придает всей деятельности ребенка творческий характер, или, наоборот, определяет его развитие по готовым проторенным схемам. Именно внутренний мир ребенка, вся его личность, созданные в значительной мере самим ребенком и близкими ему людьми, в соответствии с законами саморазвития и творчества, на долгие годы станут мощным источником полноценного развития человека.

В дошкольном воспитании выделяется роль взрослого в формировании и развитие творческого воображения, творческой активности детей. Причем, влияние педагога, его функции меняются в зависимости от этапов становления творческой личности.

Первый этап – игровой. Ребенок «играет со своими способностями, экспериментирует с материалами, различными живописными приемами, совершенствуя собственные умения и навыки. На данном этапе уместны – неторопливость, спокойствие и рассудительность. В этом залог эффективного общения и сотрудничества с детьми.

Второй этап – «индивидуальность». На этой стадии дошкольник проявляет желание достигать высоких результатов в творчестве, роль педагога становится значимой в развитии его творческой активности, так как появляется потребность в квалифицированном наставнике. Кроме того, важное место занимают семейные традиции и моральная поддержка родителей. Дальнейшая творческая судьба ребенка еще не предопределена, но уже можно говорить о том, что этой судьбе задан вектор.

Стремление раскрыть в детях способность видеть и замечать красоту в привычном – считаю основополагающим компонентом своей педагогической деятельности. Цель моей работы с детьми – чтобы эта способность переросла в качество личности, что позволит моим воспитанникам быть успешными, креативными, востребованными, отзывчивыми. Не столь важно, в какой профессионально сфере сложится жизнь ребенка, главное в том, что он станет созерцателем этого мира, который умеет радоваться и удивляться красоте обыкновенных вещей, смотреть и видеть то, что находится совсем рядом, перед его глазами. А это значит, что наш мир станет еще прекраснее и удивительнее!

4 стр., 1816 слов

Роль ИЗО – деятельности в развитии творческих способностей ребенка ...

... Изобразительная деятельность становится формой саморазвития личности, особенно ее творческой сущности [21,с.154]. Совершенствование операционально-технической стороны изобразительной деятельности делает ребенка более свободным и самостоятельным в ... реализованы возможности личностного развития, предоставленные деятельностью. Одним из основных условий развития творческой личности дошкольника является ...

Автор: Новикова Ирина Михайловна, воспитатель по изодеятельности АНО ДО «Планета детства «Лада» д/с №201 «Волшебница», г.о.Тольятти.