Канон в церковном искусстве и его творческие возможности

Канон в церковном искусстве и его творческие возможности — раздел Образование, Основы религиоведения Каноном (Греч. — Норма, Правило) В Церков­Ном Искусстве Является Свод Обязате…

Все темы данного раздела:

Стремление человека к познанию Вселенной, общества, самого се­бя, отдельных явлений и процессов в окружающем мире неиссякаемо и вечно. Огромен массив накопленной научной информации, велико число от

Религиоведение как комплексная относитель­но самостоятельная отрасль знания складыва­лось начиная с XIX в., хотя соответствующие знания накапливались в течение веков. Оно конституировалось на стыке

Являясь комплексной дисциплиной, религиоведение использует большое число разнообразных методов познания. Как и в любой науке, в ней приме­няются общефилософский, социально-философский, специальные

При раскрытии содержания, в расположении теоретического материала и фактов, в дидактике и методике религиоведения реализуются некоторые принципы. Охарактеризуем их. Исходный принцип — стро

Преподавание и освоение религиоведения вносят свой вклад в гуманитаризацию обра­зования, овладение достижениями мировой и отечественной культуры, свободное самоопределение студенческой молодежи в м

Теологические (конфессиональные) интерпретации стремятся понять религию «изнутри», на основе соответствующего религиозного опыта. Объяснения варьируются, но общим в них является представление о рел

Философские и социологические трактовки религии многообразны, рознятся в зависимости от исходных принципов и методов. Философия на протяжении своей многовековой истории делала предметом осмысления

Биологические концепции ищут основу религии в биологических или биопсихических процессах человека. С этой точки зрения основу религии составляют «религиозный инстинкт»; религиозное чувство, которое

Этнологические теории строятся на основе использования этнографического материала, а для объяснения религии чаще всего используют идеи культурной (социальной) антропологии. Источник религии усматри

Исторически существовали и существуют конкретные религии, «религии вообще» не было и нет. Но для объяснения различных религиозных явлений в науке разрабатывалось соответствующее понятие. По отношен

В религии обнаруживается сущность определенного типа общественных систем, она выражает внутренние, глубинные, скрытые от непосредственного наблюдения уровни общественной реальности, следовательно,

Религия — не случайное образование, навязанное людям философами, жрецами, обманщиками, тиранами, как полагали многие мыслители прошлого (это мнение иногда высказывается и теперь).

5 стр., 2361 слов

Религия как форма культуры

... Вопрос 2. Религия как форма культуры. Как и искусство, религия – одна из древнейших разновидностей культуры и существует ... это определение самой религией или религиоведением. Для любой религии она сама представляет ... среде своего обитания. Из годовых природных материалов он создавал орудия ... объяснение и описания воздействия природно-географических факторов на жизнедеятельность людей и их культуру. ...

Она является необ

Отчуждение — это превращение человеческой деятельности и ее продуктов, отношений и институтов в силы, господствующие над людьми. Главными моментами действительного отчуждения являются: а) отчуждени

Отражение является свойством и общества в действительности целом, и его различных сфер, реализуется как в процессе актуальной общественной деятельности, так и в застывших ее результатах. Религия за

По отношению к обществу в целом религия предстает как общественная подсистема. Каждая сфера духовной жизни представляет собой сложное образование, в котором осуществляется деятельность, имеются эле

В ранних формах религии отдельный человек не выделял себя из религиозной группы, выступал как индивид, как единичный представитель рода или племени, которые являлись носителями этнорелигиозных комп

При объяснении религии важно ответить на вопрос, под влиянием каких факторов она возникает, существует и воспроизводится. Рассмотрим систему детерминант в разных аспектах, прежде всего выделим в

Социумные основы образует совокупность материальных (экономических, технологических) и производных от них отношений в духовной сфере (политических, правовых, государственных, нравственных и др.), т

Характер отношений людей к природе, общества и природы зависит от уровня развития производительных сил: от степени вооруженности средствами производства, прежде всего орудиями труда (инструментами,

Социумные детерминанты действуют в сфере не только отношения людей к природе, но и их отношений друг к другу. Противоречивость общественного прогресса в этом аспекте связана с развитием отчужденных

Психологические факторы религии — это состояния, процессы, механизмы общественной, групповой и индивидуальной психологии, которые создают возможность, благоприятную психологическую почву для произв

Общественно-психологические предпосылки религии составляют феномены психологии общества и групп. К ним относятся: кризисные состояния общественно-психологической атмосферы, превратный характер обще

Индивидуально-психологические факторы действуют в психологии индивида. Это переживание всесторонней зависимости от других людей, заданность механизмов психики и личностных свойств, личное страдание

Гносеологические детерминанты представляют собой те моменты познавательной деятельности, которые делают возможным возникновение религиозных представлений, понятий, идей, мифов.[46]

Ощущение и восприятие обеспечивают непосредственную связь сознания с внешним миром, контактность с вещью. В этой непосредственной связи, контактности — сила данных форм познания, но в ней же заключ

Мышление познает действительность глубже, чем ощущение, восприятие, представление. Становление, развитие и функционирование мышления осуществляются посредством языка, результаты мыслительной деятел

Религиозному сознанию присущи чувственная наглядность, созданные воображением образы, соединение адекватного действительности содержания с иллюзиями, вера, символичность, диалогичность, сильная эмо

Интегративной чертой религиозного сознания является религиозная вера. Не всякая вера есть вера религиозная. Последняя «живет» благодаря наличию особого феномена в психологии человека. Вера — это ос

8 стр., 3952 слов

Культура и религия

... коренятся в религиозном опыте и обоснованы верой в откровенное слово Бога. Этим решаются все вопросы богословского метода, отношения веры и разума, богословия и философии. Слово Бога откровенно, ... философы и Будда в своих основных идеях о Боге были далеки от мифа, Божество неизмеримо возвысилось посредством усиления этической стороны религии" Религия глубоко связана с культурой. Культура родилась ...

Религиозное сознание выступает в чувственных (образы созерцания, представления) и мыслительных (понятие, суждение, умозаключение) формах. Значимость последних существенно возрастает на концептуальн

В религиозном сознании адекватные отражения соединены с неадекватными. Нет оснований подходить к такому соединению аксиологически, с заведомо позитивной или негативной оценкой. Люди никогда не были

Религиозное сознание существует, функционирует и воспроизводится посредством религиозной лексики, а также других производных от естественного языка знаковых систем — предметов культа, символических

Религиозное сознание имеет два уровня — обыденный и концептуальный. Обыденное религиозное сознание предстает в виде образов, представлений, стереотипов, установок, мистерий, иллюзий, настроений и ч

В религии развертывается соответствующая деятельность. Последняя представляет собой «движущий», «беспокойный» компонент. Следует различать нерелигиозную и религиозную деятельность религиозных индив

Религиозные отношения представляют собой отношений вид отношений в духовной сфере, которые складываются в соответствии с религиозным сознанием, реализуются и существуют посредством религиозной деят

Следует различать внекультовые и культовые религиозные отношения. Внекультовые актуализируются посредством внекультовой религиозной деятельности. В них преимущественное значение приобретают действи

Складываются учреждения и в религии — внекультовые и культовые. К внекультовым отнесем звенья управления внекультовой деятельностью (церковный совет, ревизионная комиссия, отделы образования, депар

Набор организационных элементов, их взаимосвязи, распределение позиций и ролей, управленческие и исполнительные органы, механизмы контроля различны в разных религиях, конфессиях, в объединениях раз

Религия представляет собой одну из областей духовной культуры (лат. culture — возделывание, воспитание, образование, почитание).

В качестве плодотворно «работающего» в религиоведении приме

Рассмотрим решение вопроса о соотношении религии и культуры в христианской теологии. В ней понятие «культура» не является базовым, а религия истолковывается на основе христианского самоосознания ка

Религиозная культура представляет собой сложное, комплексное образование, все аспекты религии как общественной подсистемы находят выражение в социокультурной области. Религиозная культура — это сов

Выделяется несколько функций религии: мировоззренческая, компенсаторная, коммуникативная, регулятивная, интегрирующе-дезинтегрирующая, культуротранслирующая, легитимирующе-разлегитимирующая.

Результат, последствия выполнения религией ее функций, значимость ее действий, т. е. ее роль, бывали и бывают разными. Сформулируем некоторые принципы, реализация которых помогает анализиров

Одна из концепций происхождения религии была выдвинута представителями теологических и околоцерковных кругов и вошла в историю изучения религии под названием концепции «прамонотеизма», ил

Одна из форм религиозных верований получила название «фетишизм» от португальского слова fitico (магическая вещь), которое, в свою очередь, является производным от латинского слова factiti

29 стр., 14177 слов

Религиозная и светская культуры как типы систем социального знания

... религиозной и светской культур в плане их социально-когнитивного содержания, следует прояснить смысловое содержание категориальных для нашего исследования понятий «светское» и «религиозное». Понятие «религиозное» является производным от понятия «религия». ... культуры как целого, не позволяя ей перешагнуть грань эклектики. Этот баланс, по-видимому, поддерживается в глубинах общественного сознания ...

Процесс синтеза нескольких этнокультурных компонентов, в результате которого возникла богатая культура современной Индии, начался три тысячи лет назад; системообразующим фактором стала религия древ

Условия формирования и развития индуизма определили своеобразие его философской системы. Яркая, сочная, богатая и многообразная, рассчитанная на все уровни индивидуального сознания, эта религиозная

Одну из наиболее серьезных трансформаций индуизм претерпел в XIX — XX вв. В этот период не раз доказывавшая прежде свою уникальную гибкость и способность противостоять любым попыткам ассимиляции ре

Активное включение индуизма в политическую жизнь страны началось в XIX в. в общем контексте борьбы индийского народа против колонизаторов и протекало параллельно с процессом трансформации этой рели

Создателем новой веры считается кшатрий Вардхамана, живший в VI в. до н. э. на территории современного индийского штата Бихар. До тридцати лет он вел жизнь мирянина: женился, имел дочь, но затем, р

Стержнем вероучения джайнизма, принявшего общую для индийских религий концепцию кармы и конечного освобождения — нирваны, является самосовершенствование души. Не признавая существования бога-творца

Истоки сикхизма берут свое начало в средневековой Индии конца XV — начала XVI в. на северо-западе страны в районе пятиречья («пандж аб» — «пять рек»), представлявшем собой своео

Сикхизм — монотеистическая религия, отвергающая многобожие индуизма: один из эпитетов Бога у Нанака — «Эк» (Единственный, Единый, Один).

Разрешение проблемы дуализма («дубидха»)

При пятом гуру — Арджуне (1581 — 1606) — была составлена священная книга сикхов Адигрантх («Изначальная Книга»; она также носит название Гуругрантх — «Книга Гуру», Грантхсахиб —

По мере формирования самосознания сикхской буржуазии (а этот процесс в Панджабе начался позднее и шел медленнее, чем в других частях страны) появляются ее общественно-политические организации. В 19

В основе зороастризма лежит комплекс древнейших индо-иранских представлений, близких индо-арийским. Древние иранцы поклонялись двум группам божеств: ахурам (более абстрактным, в большей степени оли

В VII в. сасанидский Иран был завоеван арабами-мусульманами, а с середины IX в. началась политика насильственной исламизации населения. В начале X в. несколько сот зороастрийцев высадились с разреш

Конфуций заимствовал первобытные верования: культ умерших предков, культ Земли и почитание древними китайцами своего верховного божества и легендарного первопредка — Шан-ди. Впоследствии он стал ас

Идеи Конфуция по-своему перечитывались каждым новым поколением. Так, Мэн-цзы (372 — 289 до н. э.) заново осмыслил наиболее важный тезис учителя о сущности добродетельного правления. В древнем проек

Даосизм возник в IV — III вв. до н. э. По преданию, тайны этого учения открыл древний легендарный Желтый император (Хуан-ди).

В действительности истоки даосизма восходят к шаманским верованиям и уч

Главная категория даосизма дао — своего рода закон спонтанного бытия Космоса, всеобщий закон природы, начало, порождающее мир форм. Все сущее произошло от дао, чтобы затем, совершив кругооборот, сн

25 стр., 12330 слов

История Русской Православной Церкви

... крепость и сила. Храм - хранитель тысячелетней истории Русской Православной Церкви и истории Русской святости. Молитвами ... Москве состоялся знаменитый церковный собор, получивший название “Стоглавый”, так как сборник ... вера, появились и первые ее подвижники - преподобные Антоний и Феодосий Печерские. Вселившись в пещеру на холме Киевском и засветив Господу свечу в подземном храме, они положили начало ...

Даосизм оккультный, связанный с магией и физиогномистикой, привлекал широкие народные массы и часто был объектом нападок со стороны властей, видевших в нем выразителя бунтарско-эгалитаристских трад

Синтоизм сложился в У1-У11 вв. Термин «синто» («путь богов») появился в средневековье. Мифологическая традиция, содержащаяся в первых японских письменных памятниках, отразила сл

В конце V — начале VI в. в Центральной Японии усилилась борьба между главами родов за влияние в общеплеменном объединении. Активизировался и расширялся процесс перехода от раннеклассового общества

Этапом развития синто стало возникновение концепции «Исэ синто», главной целью которой было укрепление культа императора. Одной из причин появления этой концепции явилось усиление авторит

Термин «иудаизм» (на иврите «яаадут») происходит от названии еврейского племенного объединения Иуды, считавшегося по библейскому повествованию самым многочисленным среди всех 12

Будучи продуктом религиозных традиций древних цивилизаций Ближнего Востока — Месопотамии, Египта и Ханаана, иудаизм, отстаивая на протяжении веков свою самобытность и оригинальность, вместе с тем н

Сразу после канонизации Талмуда в иудаизме обозначились два основных направления: 1) консервативное, отвергающее институт раввината, а зачастую и сам Талмуд, и прочие комментарии к Торе (к этому на

В середине VI в. до н.э. индийское общество переживало социально-экономический и культурный кризис. Становление классовых отношений происходило в условиях полиэтничности и социально-духовного госпо

Учение буддизма изложено в ряде канонических сборников, центральное место среди которых занимает палийский канон «Типитака» (или «Трипитака» — «Три корзины»).

Утверждение буддизма в Шри-Ланке в качестве государственной религии и создание буддийской сангхи относится к III в. до н. э. В Шри-Ланке получило преимущественное распространение учение тхеравадино

Буддизм является преобладающим вероисповеданием в странах Индокитайского полуострова, где сосредоточено свыше 94% буддистов Юго-Восточной Азии. Самые крупные общины буддистов находятся в Таиланде,

Название этого особого направления в буддизме, бытующее в европейских языках, произошло от слова «лама» — названия монаха или жреца, основной фигуры в этом тибетском варианте буддизма вад

Буддизм махаяны проник в Китай в I в. н. э. и уже в период междоусобиц III — VI вв. получает значительное распространение и развитие. В это время близ столичных городов Лояна и Чанани действовало о

На территории нашей страны буддисты проживают в Бурятской, Калмыцкой и Тувинской республиках, где распространен ламаизм школы гелукпа. Народами, населяющими эти регионы, буддизм был воспринят еще в

Христианство возникло в Палестине в I в. н. э. О несомненной близости первоначального христианства иудейской общине эссенов свидетельствуют найденные в 1947 г. свитки в районе Мертвого моря. Общнос

Христианская апологетика утверждает, что в отличие от всех остальных религий мира христианство не создано людьми, а дано человечеству Богом в готовом и законченном виде. Однако сравнительная истори

29 стр., 14405 слов

Статья: Философия эпохи Возрождения

... многих философских и богословских сочинений, которые могут служить ярким примером кардинального свойства всей философии эпохи Возрождения — стремления примирить в русле одного учения разнообразные научные и ... итальянский философ Пико делла Мирандола (1463—1494) специально изучил древнееврейский язык, чтобы познать таинства Каббалы. Само движение гуманизма началось в конце XIII — начале XIV ...

Сколько существует христианство, столько продолжаются споры о личности его основателя. Рассказы об Иисусе Христе, описанные в Евангелиях от Матфея, Марка, Луки и Иоанна, а также в посланиях и деяни

К середине I в. в христианстве отчетливо выявилось множество различных направлений, которые вели горячие споры друг с другом и с внешними идейными конкурентами. Раннехристианские общины не знали до

Ни один из христианских догматов не появлялся сразу в законченном виде, а после того как основные догматы были канонизированы, дискуссии вокруг их содержания не прекратились. Как до, так и

В настоящее время православие представлено рядом автокефальных (самостоятельных) церквей: Константинопольская, Александрийская, Антиохийская (Сирия, Ливан), Иерусалимская, Русская, Грузинская, Серб

Изучая историю религий, мы не можем не обратить внимания на тот факт, что образование религиозных организаций тесно связано с социальными и политическими структурами того региона, где они функциони

Образование самостоятельных православных церквей началось в первые века возникновения христианства. В III в. выделились Александрийская и Антиохийская церковь (Сирия, Ливан), затем[134]

Дальнейшее укрепление церковной организации было предпринято в XVII в. патриархом Никоном (1605 — 1681).

Исправляя богослужебные книги и изменяя некоторые обряды (трехперстное крестное знамение вме

Петр I (1672 — 1725) ликвидировал патриаршество, а в 1721 г. учредил Святейший правительствующий синод во главе с обер- прокурором, назначаемым императорским указом. Царь стал главой церкви. Синод

После падения самодержавия церковь предпринимает ряд мер по укреплению своей системы управления. С этой целью 15 августа 1917 г. собрался Поместный собор, который восстановил патриаршество. 18 нояб

Православная церковь утверждает, что христианство в отличие от всех остальных религий представляет собой божественное откровение, которое и составляет основу православной веры. Оно [138]

В настоящее время большинство церковных иерархов и рядовых священнослужителей стоят на позициях нового осмысления современных социльно-экономических и общественно-политических проб[140]

Основой вероучения католицизма признается Священное Писание и Священное Предание. Католическая церковь рассматривает в качестве канонических все книги, включенные в латинский перевод Библии (Вульга

Социальное учение римско-католической церкви представляет собой совокупность общественно-политических, экономических и этических концепций. В современном виде социальное учение католицизма стало фо

Протестантизм возник в результате Реформации (лат. reformatio — преобразование, исправление) — движения в ряде европейских стран, направленного на преобразование церкви в духе евангельских идеалов

Реформаторы настаивали на личном отношении человека и Бога. Они боролись за право каждого христианина свободно читать Библию. В протестантизме Библия объявлена единственным источником вероучения, а

Церкви, названные впоследствии лютеранскими, или евангелическими, оформились в северных немецких княжествах. Лютеранство признает авторитет Апостольского и Никео-Константинопольского символа веры,

Наиболее последовательное воплощение демократические требования нашли в цвинглианстве и кальвинизме, которые в середине XVI в. слились в швейцарской реформатской церкви. В отличие от лютеранства, в

12 стр., 5601 слов

Философия и религия

... и идеология), Добро (мораль и религия) и Красота (искусство в различных его формах и видах). Философия всегда находилась и ... учения, и некоторые из этих учений стали впоследствии религиями. Автором термина "философия" стал известный греческий математик и философ Пифагор. Как и ... всеобщее. 2. Возникновение философии Философия как особая форма культуры и духовного освоения мира возникла примерно в ...

С началом Реформации в Германии известия о деятельности Лютера и протестантские сочинения быстро достигли Англии и нашли там весьма благоприятную почву. Парламентским актом 1534 г. король Генрих VI

В XVII в. возникло «Христианское общество друзей внутреннего света». Его основатель ремесленник Дж. Фокс (1624 — 1691) провозгласил, что истина веры проявляется в акте озарения «внут

Как попытка преодолеть религиозный индифферентизм в англиканстве XVIII в. возникло движение методистов. Его основателями были братья Уэсли — Джон (1703-1791) и Чарльз (1707-1788).

Название возводят

Эта конфессия, исторически близкая анабаптистам, получила в 1544 г. название по имени голландского проповедника Менно Симонса (1492 — 1559), который отстаивал принцип крещения взрослых по вере. Уче

Баптистские общины возникли в начале XVII в., первым английским баптистом считается Дж. Смит (1554 — 1612), в общинах было введено крещение взрослых погружением. С этим связано и название конфессии

В начале 30-х годов XIX в. в США от баптизма отделилось религиозное течение адвентистов (лат. adventus — пришествие).

Проповедник У. Миллер (1782 — 1849) летом 1831 г. объявил, что вычислил дату вт

Протестантское движение, получившее это название, возникло в США в конце XIX в. и оттуда распространилось в другие страны. В основе этой конфессии лежит изложенный в новозаветной книге «Деяния

В 1872 г. В США возникло «Международное общество исследователей Библии». Его руководители после первой мировой войны провозгласили, что «второе пришествие Христа» уже совершилос

Всемирная миссионерская конференция в Лондоне в 1910 г. положила начало экуменическому движению, преследующему цель — преодолеть догматические и канонические различия в христианстве и связать его с

Ислам возник в начале VII в. н. э. на Аравийском полуострове. Этот период характеризуется постепенным крушением родоплеменного строя и возникновением классового общества. В ту пору через Западную А

Основные положения вероучения ислама изложены в главной «священной» книге — Коране. Мусульмане считают Коран (ар. «куран» — чтение) высшим и наиболее полным из существующих свящ

В результате внутренних противоречий в исламе по второй половине VII в. возникли три направления: хариджиты (араб. «хараджа» — выступать, самая ранняя в исламе религиозно-политическая гру

Современное западное исламоведение стремится рассматривать исламские страны как единое целое, в основе которого лежит общность религии. Причины широкого распространения и усиления влияния мусульман

Районы традиционного распространения ислама в нашей стране охватывают значительную территорию — Среднюю Азию, Казахстан, Северный Кавказ, Поволжье, Урал, часть центра. В нашей стране проживает боле

Главную роль в теоретическом обосновании хинаяны сыграло учение о дхармах, которое крупнейший русский буддолог Ф. И. Щербатской (1866 — 1942) назвал «центральной концепцией буддизма». Дхармы — неки

Махаянистское понимание спасения сопровождалось переосмыс­лением известных буддийских положений и разработкой новых. Во-первых, махаянисты предложили концепцию Абсолюта, кото­рый трактовал

15 стр., 7165 слов

Права человека и обязанности – “Права и обязанности человека ...

... от нас зависящее, и подарим ей безмятежное и достойное будущее. nsportal.ru Сочинение на тему “Права и обязанности человека Государственное бюджетное ... и мнений, достоинства как личности, самозащиту, выбора религии и на личную неприкосновенную жизнь. Но люди часто забывают о своих правах, ... права и свободы, уметь противостоять, не бояться. Наша помощь – это наши законы. В сегодняшнем мире простые люди ...

В конце XVIII — начале XIX в. формируется направление в православной философии, получившее название академической философии. Ее общие принципы разрабатывались профессорами философских кафедр Москов

Исходные принципы метафизики всеединства были сформулированы философом-мистиком, богословом и поэтом В. С. Соловьевым (1853 — 1900) в работах «Критика отвлеченных начал», «Чтения о богочеловечестве

Кризис официального богословия и церкви, проявившийся в середине XIX в, особенно обострился на рубеже XIX и XX столетий. Необходимость ограждения религии от надвигающейся опасности понимали наиболе

Неотомизм (лат. neo — новый и thomismus — учение Фомы Аквинского) — влиятельное течение в философии католицизма. После периода расцвета в XIII — XV вв. и последующей утраты своих позиций в интеллек

Краеугольным камнем неотомизма является учение о гармонии веры и разума. В свое вре­мя Фома Аквинский, оценивая предшествующие попытки решения указанной дилеммы [иррационализм христианского апологе

Основным разделом философии неотомизма является онтология (учение о бытии).

Ее предмет и основная категория — бытие — понимается неоднозначно, поскольку неотомизм исходит из признания сверхъестеств

Последователи Фомы Аквинского утвержда­ют, что именно их теория познания позволяет именовать философию неотомизма реализмом. Основанием для этого является признание ими существования независимой от

Видное место в католической философии наряду с неотомизмом занимает неоавгустинизм. Многочисленные неоавгустинистские школы [«философия духа» Р. Ле Сенна; «философия действия» М. Блонделя (1861—194

В то время как неотомизм допускает рациональные доказательства догматов христианства, неоавгустинизм исходит из того, что рациональные ар­гументы не достигают своей цели. Главный недостаток неотоми

Благодаря интуиции человек осознает себя связанным с чем-то общеобязательным, пре­восходящим его, и обнаруживает присутствие бытия. Это бытие на­деляется всеми свойствами христианского Бога: вездес

Основатель католического экзистенциализма — Г. Марсель. Он считает, что приобщение к Богу возможно только индивидуально, через личностный неповторимый опыт. Такая уста­новка приводит его к необходи

С совершенно иных позиций, чем неотомизм и неоавгустинизм, решает религиозно-философские проблемы П. Тейяр де Шарден (1881 — 1955), верный член ордена иезуитов и видный ученый — палеон­толог. апхео

П. Тейяр де Шарден считал необходимым коренным образом пересмотреть христианское миропонимание, внести в него элемент движения, развития. Центральным методологическим принципом современного мышлени

Идеи П. Тейяра де Шардена оказывают значительное влияние на современное социально-этическое учение католицизма, особенно на построение мо­дели будущего человеческого общества. Согласно концепции Те

Протестантская ортодоксия была разработана М. Лютером, Кальвином и др. Лютер противопоставил умозрительной философии и теологии, направленной на познание сущности Бога и его атрибутов, богооткровен

13 стр., 6181 слов

Человек и информационном мире

... ОРГАНИЗАЦИОННО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ИЗМЕНЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕКА В ИНФОРМАЦИОННО-ТЕХНИЧЕСКОМ МИРЕ Важнейшей и общей особенностью изменений условий жизнедеятельности человека в современном информационно-техническом мире является развитие и усложнение социальных форм движения информации и знаний. Социальное движение ...

В эпоху Просвещения немецкий лютеранский теолог И.Землер (1725—1791) вслед за Спинозой доказывал, что исторические воп­росы могут исследоваться независимо от теологии. Землер и его пос­ледователи и

В начале XX в. в протестантизме усилилось ортодоксальное направление. В США оформился фундаментализм (от выпускавше­гося с 1912 г. издания «Основы»), который выступил против мо­дернизации христианс

Рудольф Бультман (1884—19’76), немецкий теолог, принимая во внимание критику новозаветных текстов, которая показала, что они включают заимствованные сказания различных народов и воспринимаются как

Стремление обновить теологию с помощью экзистенциальной философии было свойственно и П.Тиллиху (1886—1965), немецко-американскому теологу и философу. П. Тиллих в своем трехтомном труде «Систематиче

В середине нашего века в протестантской теологии развертываются дискуссии о секуляризации и о «смерти Бога», укрепляется неолиберализм, который принимает радикальный характер и выступает в виде ряд

Во второй половине XX в. возникает «тео­логия процесса», которая основывается на философии А. Н. Уайтхеда (1861 — 1947).

Известность получили работы американских теологов Джон Кобба (род. 1925) и Ш

Немецкий теолог Д. Зёлле (род. 1929) предложила концепцию «посттеистической теологии», которая включает элементы критики религии Л.Фейербахом (1804—1872), К. Марксом, Э. Фроммом. Методом этой теоло

После 60-х годов нарастает скептическое отношение к политизации и социологизации теологии. В протестантской философии и те­ологии все чаще рассматривается эсхатологическая проблематика. С помощью о

С начала 70-х годов в условиях обострения экологических и социальных противоречий усиливается тенденция церковного и теологического консерватизма. Это широкое движение обычно именуется «евангелистс

Протестантская теология конца XX в. отразила ситуацию религиозного плюрализма. В этой ситуации получает распространение экуменическая теология, ориентированная на диалог с другими религиями и миров

Главными оппонентами рационалистических течений в рамках мусульманской теологии выступили сторонники суннитского традиционализма. Провозгласив принцип строгой опоры на Коран и Сунну, на знание, осв

В условиях усиления нападок ханбалитов на мутазилизм была предпринята попытка его легилизации путем компромисса с учением традиционалистов-дог­матиков. Ее инициатором выступил теолог из Басры Абу-л

В средние века шла интенсивная разработки религиозно-философской системы шиизма, разделившегося еще в VIII в. на два основных течения — умеренное и крайнее, которые, в свою очередь, распались на мн

В середине XIX в. в наиболее развитой части арабского мира (Египет, Сирия, Ливан) начался период культурного подъема, получивший название арабское Возрождение (Нахда).

Его идеологи стремились синте

Сохранение за религией в значительной части арабо-мусульманского мира доминирующей роли в формировании духовного климата, глубокое внедрение в повседневную жизнь стереотипных религиозных нормативов

Термин «теософия» (греч. theos — бог и sophia — мудрость) буквально означает «божественная мудрость». Происхождение этого термина, по утверждению основателей теософии, восходит к школам неоплатоник

Картина мироздания, которую рисует теософия, дана, по мнению А. Безант, духов­ными охранителями человечества через их ученицу и посланницу Е. П. Блаватскую и описана в ее произведениях. Теософия оп

Земной мир является одной из ступеней пла­нетарной эволюции, имеющей также седьмеричную цикличность. Земной манвантаре предшествовала лунная, которая произвела семь классов существ, от которых прои

Одним из основных компонентов теософии является учение о перевоплощении — процессе, охватывающем как эволюцию Вселенной в целом, так и эво­люцию человека. Жизнь есть способ самореализации Логоса, п

Структура человеческого мира состоит из мира физического, астрального, ментального, «Сферы Буддхи», нирваны и еще более высоких миров, включая «жизнь высочайшего Бога» (См.: Безант А. Древняя мудро

Антропософия (от греч. anthropos — человек и sophia — мудрость) — оккультно-философское учение о человеке как носителе скрытых высших сил и способностей, направленное на развитие органов сверхчувст

Во главу угла антропософской доктрины Р. Штайнер ставит учение о человеке, которого рассматривает как гражданина трех миров — физического, душевного и духовного. Человек — существо семичленное и им

Антропософия считает, что макро- и микрокосмос, мир и человек — аналоги. Структура мира идентична структуре человеческого тела и представляет собой совокупность взаимопроникающих миров: «стра­на пл

Р. Штайнер считал, что современная ему на­ука с помощью методов, разработанных для познания физического мира, не может перейти к познанию невидимых сверхфизических миров. Антропософия ставит задачу

Синкретические религиозно-философские воззрения развиты в Агни Йоге, Агни Йога, или Живая Этика, — это философско-этическое учение, направленное на раскрытие высших психических способностей человек

Язык текстов Живой Этики специфичен, отражает афористичность и образность, ха­рактерную для философской и культурной традиции Востока, да и само их содержание многослойно. Последователи Агни Йоги с

В фундаментеучения Агни Йоги о мире лежит учение о духовном огне. «Тонкое изучение материи и атома приведет к заключению, что жизненная энергия есть не электричество, но Огонь… Материя утверждает

Одним из краеугольных камней учения Агни Йоги является учение о космической иерархии. Иерархия Света пронизывает всю структуру мира, она представляет собой иерархию разумов на различных ступенях эв

Агни Йога считает человека продуктом длительного эволюционного развития, воб­равшим в себя опыт человеческих воплощений на протяжении миллионов лет. Человек концентрирует в себе мощные энергии; эне

Свободомыслие опирается на способность человека реалистически воспринимать те или иные стороны окружающего мира. Исследо­вания этнографов и историков показывают, что наивно-реалистические взгляды н

Свободомыслие в отношении религии проявляется в многообразных формах. Они имеют разную степень последовательности, разные цели, социальные основания, нравственное содержание. Критика религии осущес

Элементы свободомыслия, как говорят этно­графы, возникают уже на стадии разложения первобытно-общинного строя. Этнографы встречались с эскимосами, которые не верили в духов, отрицали могущество шам

Богоборческие идеи нашли отражение во многих литературных памятниках древнего мира. В древнекитайской «Книге песен» («Ши-цзин», XI — VI вв. до н. э.) сохранился богатый материал, свидетельствующий

В мифологии древнего мира реальные знания о способах врачевания, о свойствах растений и животных, о других племенах и странах со­единялись с заблуждениями. Ко времени возникновения философии в Инди

У тех, кто задумывался над вопросом о природе представлений о богах, возникало не­доумение по поводу несоответствия этих представлений многочисленным фактам реальной жизни. Сохранились све

В сочинениях целого ряда философов древности мы обнаруживаем первые попытки постичь сущность религии, ее причины, характер ее влияния на человека. Одним из первых поставил вопрос об источнике веры

Свободомыслие в средние века в Европе и на арабском Востоке развивалось в условиях господства христианства и ислама. Критика христианства со стороны образованных представителей Древнего Рима начала

Ереси—это учения, вступавшие в противоречие с господствующим вероучением. Как правило, в средние века они не выходили за рамки религиозного мировоззрения. Ереси, крестьянско-плебейские или бюргерск

Свободомыслие проявлялось и в своеобразной, нерелигиозной интерпретации религиозных терминов, образов, сюжетов. Нередко экзегеза Библии выводила мыслящего богослова за пределы традиционно-религиозн

Существовал целый пласт народной культуры, противостоявшей официальной церковной культуре. Это была по-своему целостная культура, выражавшаяся в обрядово-зрелищной форме, в словесных смеховых произ

В течение всего средневековья в странах Европы и на Востоке идеи свободомыслияпроявлялись в художественной литературе, поэзии, в сочинениях историков, летописцев. В романах — исторических, любовных

Рост научных знаний в Европе особенно заметен в XI — XII вв. Расширяется область ма­тематических, астрономических, медицинских знаний. Естественнонаучными проблемами интересовались философы Шартрск

В средние века теология и философия тесно переплетались, в значительной мере философия была служанкой теологии. В философии содержались проблемы, разработка которых подняла ее на более высокий по с

Арабский Восток в это время был неоднородным в этническом, конфессиональном и культурном плане, в городах шел интенсивный взаимообмен культур. Именно в городах распространялись светские знания; меч

Весьма колоритна фигура П. Абеляра (1079 — 1142).

В автобиографическом сочинении «История моих бедствий» он талантливо описал не только трагическую историю своей любви к Элоизе, но и свои философск

Развитие свободомыслия в эпоху Возрождения было обусловлено как социальными сдвигами, так и изменениями в области производства и науки, начавшей приобретать новые черты, прежде всего эксперименталь

Светская культура Возрождения и трансформированная религиозность Реформации противостояли феодализму и католицизму. Общее между ними — социально-эко­номические истоки, отражение настроений возникаю

Стремление возвысить человека, показать его великие творческие возможности свойственно Ф. Петрарке (1304 — 1374).

Его обостренный интерес к собственной личности постепенно преобразуется в интерес к

Гуманисты Возрождения подвергли католическую церковь вместе со всеми ее институтами — папской иерархией, монашеством, обрядами — резкой критике. Л. Валла (1407 — 1457) в 1440 г. опубликовал историк

В эпоху Возрождения подверглась критике прежде всего схоластика, в которой мыслители видели авторитарную догматичес­кую систему. Авторитет в течение нескольких веков господствовавшего в католическо

В эпоху Возрождения многие философы принимают и развивают идею человеческого происхождения религии. Ванини принимал теорию обмана, причинами же обмана считал корыстолюбие служителей религии, желани

XIV — XVI века в Европе характеризуются взлетом художественного и литературного творчества, не в последнюю очередь связанным с развитием науки. Многие художники этого времени — А. Дюрер (1471 — 152

Свободомыслие в новое время получает развитие в связи с процессами демократизации общества, с уходом в прошлое ста­рых феодальных структур, с формированием и укреплением класса буржуазии. Свободомы

Б. Спиноза в «Богословско-политическом трактате» выступил в качестве одного из основоположников научного анализа Библии. Библия — дело человеческого ума, и исследовать ее нужно свободно и непредвзя

На позициях скептицизма стоял известный французский философ П. Бейль. Мировозз­рение его сформировалось во многом под влиянием М, Монтеня (1533— 1592), который подверг сомнению претензии средневеко

Критиком религиозных суеверий и церкви был Т. Гоббс, деятельность которого про­ходила в самый разгар английской буржуазной революции. Т. Гоббс, был поборником свободы совести, правда, отказывал в н

Свободомыслие в Германии XVIII в. испытало на себе влияние французских просветителей — П. Бейля, Вольтера, П. Гольбаха, а также пантеистического учения Б. Спинозы. В XVIII в. известными критиками ц

В XVIII в. в Америке шла борьба английских колоний за независимость от метрополии. По­скольку англиканская церковь оправдывала колониализм, в Америке стали распространяться пуританские секты; вмест

Атеизм нашел выражение в сочинениях французских материалистов — Д. Дидро, К.А.Гельвеция (1715— 1771), Ж. О. де Ламетри (1709 — 1751), П. Гольбаха (1723 — 1789).

У истоков атеизма XVIII в. стоит тво

В Германии выделяется колоритная фигура материалиста и атеиста Л. Фейербаха. Он исследовал причины возникновения религии; в работах «Сущность христианства» и «Лекции о сущности религии» показал рол

В различные периоды истории наследие К.Маркса и Ф.Энгельса нередко интерпретировалось крайне неоднозначно. В результате складывались устойчивые штампы и стереотипы в отношении взглядов К. Маркса и

В XVII в. в России формируется абсолютизм, усиливается закрепощение крестьян, что ведет к восстаниям; интенсивно расширяется территория; возникают мануфактурные производства, развивается торговля,

Развитие свободомыслия в XVIII в. связано с модернизацией феодализма Петром I, с уста­новлением тесных взаимосвязей с Европой. Культурный взаимообмен с другими народами оказывает влияние на возникн

М.В. Ломоносов по философским убеждениям — деист, разработал такуюкартинумира, которая, по существу, исключала вмешательство Бога в дела природы и человека. Открытый им закон сохранения материи и д

А. Н. Радищев (1749 — 1802) развивал антиклерикальные идеи в связи с критикой угнетения. Порабощение, с его точки зрения, искажает природу человека, а подлинная сущность человека — это свобода, вол

Декабристы поставили своей целью устра­нение крепостного права и самодержавия. Политическое свободомыслие у ряда де­кабристов сочеталось с антирелигиозным вольнодумством, питаемым также европейской

Идеи свободомыслия получили развитие трудах В. Г. Белинского (1811 — 1848), А. И. Герцена (1812 — 1870), Н. П. Огарева (1813 —1877), Н.Г. Чернышевского (1828 — 1889), Н. А.. Добролюбова (1836—1861)

Продолжателями традиции свободомыслия были народники — М. А. Бакунин (1814 — 1876), П. Л. Лавров (1823—1900) и др. Они сосредоточили свое внимание на социально-историческом понимании религии. П. Л.

Деятельность В. И. Ленина (1870 — 1924) проходила в особую историческую эпоху. В России большевики попытались на практике претворить в жизнь основные постулаты марксистского учения, в том числе и е

Свободомыслие за рубежом в XX в. представлено рядом учений, начиная от крайне нигилистических и кончая гуманистическо-демократическими. Современные свободомыслящие в анализе религии, человека, гума

Основоположником неопозитивистского направления в современном западном свободомыслии можно считать английского ученого, логика, математика, представителя логического позитивизма Б. Рассела (1872— 1

Основателем данного направления является австрийский философ, психотерапевт З. Фрейд. В своих работах он не только касается сущности религии, но и обращает внимание на психологическую природу атеиз

Позиция атеистического экзистенциализма наиболее отчетливо прослеживается у фран­цузского философа Ж.-П. Сартра (1905—1980) в его работах «Экзистенциализм — это гуманизм», «Бытие и ничто» и др. Ж.-

Нигилистическое направление в современном свободомыслии берет свое начало от Ф. Ницше (1844 — 1900) — автора «Так говорил Заратустра», «По сторону добра и зла», «Антихристианин» и т. д. Ницшеанство

Среди современных свободомыслящих большое влияние имеет теория секулярного гуманизма, представленная в работах американского философа П. Куртца (род. 1925).

В своих трудах «Трансцендентальное искуш

Английский философ, биолог, один из активных деятелей современного международного движения свободомыслящих Дж.Хаксли (1887— 1975) заложил основы эволюционного гуманизма. По его мнению, религия явля

Концепция натуралистического гуманизма разработана американским философом К. Ламонтом (род. 1902).

По его мнению, все существующее в этом мире является продуктом естественного развития без какого-л

Хотя в зарубежных странах существует разное правовое положение церкви, государства и школы, философское решение проблем свободы совести среди свободомыслящих сходно: они продолжают антиклерикальные

Значение мировоззрения в жизни человека обусловлено его разумностью, тем, что его взаимодействие с окружающим миром опосредуется сознанием. Необ­ходимость ориентироваться в меняющейся социальной и

Религиозное мировоззрение—это широкое обобщающее понятие для значительного числа различных систем миропонимания и мироотношения, исторически существовавших в рамках многочислен­ных религий. С появл

Если обратиться к истории человечества, то нетрудно увидеть, что между различными видами религиозного мировоззрения и их последователями возникали различные отношения — от лояльного до открыто враж

Специфика религиозной антропологии состоит прежде всего в том, что сущность, существование, природа, назначение человека понимаются исходя из признания высшего сакрального первоначала (духов, богов

После того как работы анатомов и зоологов доказали родство организма человека с организмом обезьяны, К. Линней (1707 — 1778) включил его в систему животного царства, в отряд приматов, выделенный в

Проблема природы человека и онтогенеза индивида, его становления личностью и индивидуальностью включает в себя важнейшие вопросы о соотношении в человеке тела, души и духа, биологического и социаль

Танатология (греч. thanatos — смерть) и эс­хатология (греч. eschatos — последний) явля­ются существенными аспектами религиозного мировоззрения. Основной вопрос этих учений о смерти и последних веща

Накопление практических знаний об окружающем мире на заре истории происходило в рамках мифологического, а затем повсеместно утвердившегося и господствовавшего религиозного миропонимания. Эмпирическ

Пока формирующаяся наука, ее понятий и идеи, например в математике, астрономии, медицине, носили сакрализованный характер, оснований для конфликтов не возникало, поскольку знания о природе вписывал

С конца XIX в. началась новейшая революция в естествознании, первоначально ознамено­вавшаяся открытием рентгеновских лучей, радиоактивности, электрона. С 20-х годов текущего столетия бурно развивае

Сегодня теологи по-разному оценивают причины и сущность конфликтов между религией и наукой. Одни считают, что противоборство религии и науки являлось следствием непонимания Священного Писания, в ко

История человечества — это одновременно история различных форм общественного уст­ройства. Каждое исторически существовавшее устойчивое сообщество людей располагало своей оригинальной религией, в ко

Отличительная черта религиозного мировоззрения в подходе к пониманию общества состоит в том, что общественные явления рассматриваются в контексте единого, уста­навливаемого свыше миропорядка. Н. А.

Ум человека, стремящегося понять общество и его историю, приходит прежде всего к таким очевидным суждениям, что общество состоит из людей, а каждый из них отличается тем, что его действие предваряе

С традиционной религиозной точки зрения мораль дарована человеку свыше, ее основные нормы и понятия сформулированы непосред­ственно божеством, зафиксированы в священных книгах, и люди должны неукос

Содержание религиозной морали задается соответствующим религиозным сознанием, она имеет сложное строение, включает ряд аспектов. Существенная особенность религиозной морали — «удвоение» нравственны

Однако вопрос остается открытым: разве религия делает мораль моралью? Подобное мнение господствовало в прошлые века. Как уже было сказано, только в XVII в. высказано предположение о возможности сущ

Сходство и взаимодействие искусства и религии обусловлено их аксиологической на­правленностью, соединением вних рационально-логического и эмоционально-фантастического компонен­тов. Эстетическое и р

Сказанное относится и к искусству, посвя­щенному воплощению религиозных проблем. Его питает, как и всякое искусство, сознание достигнутых общественных свершений. Но в отличие от светского искусства

Подобное смещение акцентов возможно не только в диапазоне исторического времени, но в пределах современности. Разные люди мо­гут в одно и то же время воспринимать один и тот же образ религиозного и

Секуляризация ослабляет, как известно, духовное и организационное влияние церкви на искусство. Ряд его видов и жанров развива­ется в соответствии с потребностями светской культуры (балет и комедия,

Изучение памятников культуры Двуречья, Древнего Египта, Древнего Китая позволяет говорить об обожествлении власти правите­лей и существующих в обществе порядков. В мифах древнего мира получила утве

С конца XIV в. в Европе ширится процесс приспособления религиозного мировоззрения к интересам «третьего сословия». По-новому осмысливается философия античности, утверждаются идеалы светского гумани

Русь, приняв христианский вариант Византии, еще длительное время оставалась под влиянием языческих воззрений, которые своеобразно включались в православное веро­учение. Вместе с византийским вариан

Особенность взаимоотношений государства и церкви в дореволюционной России определя­лась реформой начала xviii века, которая уп­разднила патриаршество и установила государственную церковность в лице

Первые декреты советской власти кардинально изменили положение православной церкви и других религиозных организаций. Так, Декретом «О земле», принятым II Всероссийским съездом Советов 26.10.1917 г.

1985 год положил начало процессу глубоких перемен в отношениях государства и церкви. Были сняты ограничения, которые на протя­жении многих лет связывали деятельность религиозных организаций. Это сп