Инновационные технологии

В МОУ «Баженовская средняя общеобразовательная школа» я работаю учителем географии и биологии 10 лет, учителем информатики и природоведения- 4 года, общий стаж работы в данном ОУ составляет 16 лет.

Проблема, над которой я работаю в педагогической деятельности – « Внедрение новых информационных технологий как средство повышения познавательной активности учащихся к изучению биологии, географии, природоведения и информатики»

Используемые формы и методы работы по данной теме способствуют формированию у обучающихся информационной компетентности, учат применять на практике полученные знания, что позволяет вовлечь каждого ученика в учебный процесс не пассивного овладения знаниями, а активной познавательной деятельности; создаются условия для развития операционного мышления, так как современные профессии становятся всё более интеллектуальноёмкими. Развивается познавательный интерес к учебному предмету, актуализируются наиболее важные элементы знаний, что содействует успешному приобретению умений и навыков и является мотивом активной деятельности и всего обучения

Современный этап информатизации образования идёт под девизом «Используем компьютер в преподавании различных дисциплин». Пока ещё практически нет примеров построения целостных учебных курсов совмещающих инновационное содержание образования и современные методы работы с широким использованием новых информационных технологий. До сих пор существуют лишь единичные учебные курсы нового поколения, в которых средствам информационной технологии помогают овладеть новым содержанием обучения, стимулируют внедрение новых методов учебной работы. Анализ программ курса информатики показывает, что ученики сегодня готовы к урокам самых разных дисциплин с использованием информационно-коммуникационных технологий. Опираясь на имеющиеся у ребят навыки, учитель постепенно вводит в свои уроки использование ИКТ.

Еще совсем недавно бытовало расхожее мнение, что компьютер может использоваться только учителем информатики, а другим предметникам он как бы и не нужен, но сегодня уже становится ясным, что информационные технологии открывают поистине огромные возможности в профессиональной деятельности. Применение компьютера позволяет совместить различные технические средства обучения с наглядными пособиями; упорядочить методический материал и эффективно использовать его на уроках, учитывая индивидуальные особенности учащихся.

8 стр., 3563 слов

«Лишь слову жизнь дана…» ( Уроки словесности: из опыта работы ...

... слово учителя, яркое, интересное. Цель: подготовить учащихся к восприятию темы сочинения, увлечь предметом описания, объяснить задачи работы. ... попыткой использовать сочинение-этюд в практике обучения. Идея развития дара слова на материале личных наблюдений последовательно ... поисков, ежедневной работы души. "Верным помощником" в нелегком писательском труде, “постоянным спутником жизни” называл Л.Н. ...

Только 40 минут длится урок, а учителю нужно сделать многое: провести опрос, проверить домашнее задание, провести какие-то практические занятия, разобрать новый материал, закрепить его. И все в темпе, в темпе! Словом, урок должен проходить в напряженном ритме. Как здесь можно обойтись без всемогущего электронного помощника – компьютера? Ведь он при умелом использовании может взять на себя значительную часть этой работы, а его мощная интеллектуальная база, интерактивность в сочетании с наглядностью дает возможность стать непосредственным участником событий и позволит управлять его развитием.

Компьютерные технологии качественно изменяют содержание, методы и организационные формы обучения и при определенных условиях могут способствовать сохранению и развитию индивидуальных способностей обучаемых, их личностных качеств; формированию познавательных способностей; стремлению к самосовершенствованию. Практика показывает, что использование компьютера имеет немало преимуществ перед традиционными методами обучения. При использовании компьютера на уроках ученик вовлекается в учебный процесс в качестве активного участника. Это особенно важно при сравнении с традиционными формами обучения, при которых учащийся пассивен. Компьютерные программы позволяют осуществить индивидуализацию обучения, дают возможность организовать самостоятельные действия учащихся.

Достижению позитивных результатов способствует творческое использование в своей работе идей проблемного и личностно- ориентированного обучения, организация системы работы по планированию уроков и внеклассных занятий, умелый подбор материалов и приемов обучения, заставляющих обучающихся мыслить, анализировать, делать выводы, а также использование в процессе обучения и воспитания интерактивных методов обучения, новых педагогических технологий.

Сегодня, когда компьютер прочно вошёл в повседневную жизнь, когда наши дети свободно используют его возможности и Интернет для игр и развлечений, нам, учителям, необходимо научиться использовать эти возможности в образовательных целях. Я не призываю к тому, чтобы заменить на уроке компьютером учителя и доску. Я хочу, чтобы учителя взглянули на компьютер ни как на врага, а как на помощника, способного сделать Ваш урок более наглядным и привлекательным, как с научной точки зрения, так и сточки зрения ребёнка.

Я считаю, что применение компьютера для обучения школьников — это большая область проявления творческих способностей для всех, кто хочет и умеет работать, может понять сегодняшних детей, их запросы и интересы, кто любит детей и отдаёт им себя. Но, используя компьютер на уроке, нельзя забывать и о том, что мы призваны не только научить ребёнка, но и, по возможности, сохранить его здоровье. По нормам СанПина непрерывная работа за компьютером учащихся не должна превышать 25-30 минут за урок. Об этом нужно помнить при подготовке и планировании уроков.

«Всё есть лекарство и всё есть яд. Нужно знать меру!»

Компьютерные технологии являются как мощным информационным средством, так и большим помощником учителя на уроках. Ученики привыкают к монологам и диалогам учителя, и поэтому им уроки становятся не интересными. Чтобы поднять тонус ученика и держать его внимание на протяжении всего урока, нужно подавать информацию, как в звуковой, так и в визуальной форме. А это можно осуществлять с помощью компьютера. Очень хороший эффект достигается показом слайдов с анимацией, на которые помещена информация. Но для того чтобы учителю успешно применять компьютерные технологии, необходимо пройти обучение на компьютере и постоянно на нем работать. Современные компьютерные технологии предоставляют огромные возможности для развития процесса образования. Ещё К.Д. Ушинский заметил: «Детская природа требует наглядности».

34 стр., 16981 слов

Обучение книжной иллюстрации старших школьников на х компьютерной графики

... методики обучения учащихся общеобразовательной школы компьютерной графике на примере работы над оформлением книги сказок для детей. Объект исследования – дидактические аспекты процесса обучения компьютерной графике учащихся средней ... возникновением персональных компьютеров, доступных на Западе практически каждому. Ряд уникальных свойств, которыми обладает данный вид искусства, отличает ее ...

По сравнению с традиционной формой ведения урока, заставляющей учителя постоянно обращаться к мелу и доске, использование таких презентаций высвобождает большое количество времени, которое можно употребить для дополнительного объяснения материала.

Мультимедиа

Такие мультимедиа, как слайд, презентация или видеопрезентация

Методика использования мультимедиа технологий предполагает:

  1. совершенствование системы управления обучением на различных этапах урока;
  2. усиление мотивации учения;
  3. улучшение качества обучения и воспитания, что повысит информационную культуру учащихся;
  4. повышение уровня подготовки учащихся в области современных информационных технологий;
  5. демонстрацию возможностей компьютера не только как средства для игры.

Надо отметить, что мультимедийные программные средства несут в себе широкие возможности, главное, чтобы это поняли обучаемые. Это понимание должно перерасти в заинтересованность не только учеников, но и учителя, что позволит ему по-новому взглянуть на методику построения уроков.

Разумное использование в учебном процессе наглядных средств обучения играет важную роль в развитии наблюдательности, внимания, речи, мышления учащихся.

Богатейшие возможности для этого представляют современные информационные компьютерные технологии. В отличие от обычных технических средств обучения ИКТ позволяют не только насытить обучающегося большим количеством готовых, строго отобранных, соответствующим образом организованных знаний, но и развивать интеллектуальные, творческие способности учащихся.

дидактические задачи:

· усвоить базовые знания по предмету;

· систематизировать усвоенные знания;

· сформировать навыки самоконтроля;

· сформировать мотивацию к учению в целом и к определённому предмету в частности;

17 стр., 8373 слов

По мировой художественной культуре «Технологии преподавания ...

... и проведения занятий с применением инновационных технологий; провести урок по мировой художественной культуры с использованием интерактивных методов и методов личностно ориентированного обучения, убедиться на практике в действенности и эффективности заданных ...

· оказать учебно-методическую помощь учащимся в самостоятельной работе над учебным материалом.

Мультимедиа презентации рассчитаны на любой тип восприятия информации. На одном слайде может находиться наиболее запоминающаяся информация для каждой категории людей (визуалов, аудиалов, кинестетиков).

Презентации могут быть использованы при объяснении нового материала, при повторении пройденного материала и при организации текущего контроля знаний .

Таким образом, новые информационные технологии, применяющиеся методически грамотно, повышают познавательную активность учащихся, что, несомненно, приводит к повышению эффективности обучения. Увеличение умственной нагрузки на уроках заставляет задуматься над тем, как поддержать у учащихся интерес к изучаемому предмету, их активность на протяжении всего урока. Использование компьютера при обучении позволяет создать информационную обстановку, стимулирующую интерес и пытливость ребенка.

Компьютер является эффективным техническим средством, при помощи которого удается значительно разнообразить процесс обучения, научить ребенка искать необходимую информацию, отбирать и оценивать ее. При этом соединение учебной задачи с игрой позволяет ребенку усваивать материал как бы незаметно для себя.

Учеников привлекает новизна проведения мультимедийныех уроков. В классе во время таких уроков создаётся обстановка реального общения, при которой ученики стремятся выразить мысли “своими словами”, они с желанием выполняют задания, проявляют интерес к изучаемому материалу, у учеников пропадает страх перед компьютером. Учащиеся учатся самостоятельно работать с учебной, справочной и другой литературой по предмету.

У учеников появляется заинтересованность в получении более высокого результата, готовность и желание выполнять дополнительные задания. При выполнении практических действий проявляется самоконтроль.

На мой взгляд, использование ИКТ в учебном процессе — это требование времени, что позволяет вовлечь детей в активную работу и вызвать у них стремление к получению знаний.

Компьютер – это величайшее достижение современной технологии — должен стать незаменимым помощником учителя. Школа должна готовить конкурентноспособных учеников, готовых свободно ориентироваться в мировом информационном пространстве.

Полученные выводы не претендуют на исчерпывающее решение всех аспектов данной проблемы, однако, полагаю, что представленный опыт заинтересует коллег.