Задачи : 1. Формировать у учащихся собственной позиции, собственного отношения к прочитанному произведению В.Гюго «Козетта», совершенствовать умения учащихся находить и выражать сопряжения своего и авторского «я».
2. Развивать навыки выразительного чтения, образное мышление, устную монологическую и письменную речь.
3. Воспитывать в учащихся чувства сопереживания, сочувствия, участия.
ТИП УРОКА: урок-эссе.
ХОД УРОКА:
-
Орг.момент.
Здравствуйте ребята, мне очень приятно вас видеть. Сегодня наш урок будет несколько отличаться от обычных уроков. Его назовём уроком – эссе.
-
Постановка целей и задач перед учащимися.
Ребята, а что такое эссе? Как вы понимаете его? (ответы детей).
Словарь кратких литературоведческих терминов трактует понятие «эссе» как разновидность очерка, в котором главную роль играет не воспроизведение факта, а изображение впечатлений, раздумий, ассоциаций.
Значит, чем мы будем заниматься на уроке, если это урок – эссе? (ответы детей).
Мы посвятим наш урок изображению собственных впечатлений, раздумий, переживаний о судьбе героини произведения В.Гюго «Козетта».
-
Организация восприятия, осмысления новой информации (усвоения исходных знаний).
В иктор ГЮГО (Hugo) Виктор (полное имя Виктор Мари) (26 февраля 1802, Безансон — 22 мая 1885, Париж), французский писатель, проживший почти столетие, стал свидетелем и участником исторических событий, потрясших XIX век.
Весенним днем, 26 февраля 1802 года, в городе Безансоне, в трехэтажном доме, где жил тогда капитан Леопольд Сижисбер Гюго, родился ребенок — третий сын в семье. Хилый младенец был, по словам матери, «не длиннее столового ножа», однако ему суждено было вырасти в человека могучего физического и духовного здоровья и прожить долгую и славную жизнь.
Учитель глазами детей. «Педагог глазами детей. Современный ребенок в моих глазах
... служит. Глазами учеников, Современный учитель. Какой он? В преддверии Дня учителя в Ивантеевской школе на уроках русского языка ребята стали авторами мини-сочинений. Тема была задана праздником. Учащимся было предложено продолжить фразу: « Современный учитель ...
Детство Виктора Гюго прошло под грохот наполеоновских барабанов, под небом, еще освещенным зарницами революции. Вместе с матерью и братьями он сопровождал отца в походах, и перед глазами ребенка мелькали дороги и города Франции, Италии, средиземноморские острова, Испания, охваченная партизанской войной против французских захватчиков, — и снова Париж, уединенный дом и заросший сад бывшего монастыря. Родители Виктора разошлись, и мальчик воспитывался под сильным влиянием матери. Отец сумел завоевать любовь и восхищение сына после смерти своей жены в 1821.
Гюго учился в лицее Карла Великого. Участвовал в конкурсах Французской Академии и Тулузской Академии. Его сочинения были высоко оценены.
Эпиграфом к жизни и творчеству талантливого писателя может послужить его собственное высказывание:
«Я в своих книгах, драмах, прозе и стихах заступался за малых и несчастных,
умоляя могучих и неумолимых».
** как вы, ребята, понимаете данное высказывание? (ответы детей).
** справедливо ли данное высказывание? Действительно ли в своих произведениях Гюго заступался «.. за малых и несчастных, умоляя могучих и неумолимых»?
Для раскрытия данного вопроса обратимся к произведению «Козетта» В.Гюго.
Для начала представим вниманию картинную галерею, посвящённую данному произведению.
** скажите, пожалуйста, кто или что является центральным образом ваших рисунков?
** почему? ** кто такая Козетта?
ВЫБОРОЧНОЕ ЧТЕНИЕ:
** какой предстаёт Козетта пред нами в первой части?
Чтение по демонстрационному листу:
- Перед ней в двух шагах стояла женщина. У этой женщины тоже был маленький ребенок; она держала его на руках.
Кроме того, она несла довольно большой и, видимо, очень тяжелый дорожный мешок.
Ее ребенок был божественнейшим в мире созданием. Это была девочка двух-трех лет. Кокетливостью наряда она смело могла поспорить с игравшими девочками; поверх чепчика, отделанного кружевцем, на ней была надета тонкая полотняная косыночка; кофточка была обшита лентой. Из-под завернувшейся юбочки виднелись пухленькие белые и крепкие ножки. Цвет лица у нее был прелестный: розовый и здоровый. Щечки хорошенькой малютки, словно яблочки, вызывали желание укусить их. О глазах девочки трудно было сказать что-либо, кроме того, что они были, очевидно, очень большие и осенялись великолепными ресницами. Она спала.
Она спала безмятежным, доверчивым сном, свойственным ее возрасту. Материнские руки — воплощение нежности; детям хорошо спится на этих руках.
А ее мать казалась печальной. Убогая одежда выдавала работницу, которая собирается снова стать крестьянкой. Она была молода. Красива ли? Возможно, но в таком наряде это было незаметно. Судя по выбившейся белокурой пряди, волосы у нее были очень густые, но они сурово прятались под монашеским чепцом, некрасивым, плотным, узким, завязанным под самым подбородком. Улыбка обнажает зубы, и вы любуетесь ими, если они красивы, но эта женщина не улыбалась. Глаза ее, казалось, не просыхали от слез.
ЗАПОЛНЕНИЕ КЛАСТЕРА (по ходу рассуждения)
Здоровая с голубыми глазами
Бедно одетая — нищая
Приемы понимания художественного текста на х литературного чтения
... произведения, то есть понимание внутреннего мира героев и относящихся к нему авторских оценок (Г.Н. Кудина). [8] При чтении несложного текста понимание как бы сливается с восприятием ... объясняется многообразие подходов к данному феномену. В настоящее время ... по проблеме исследования. 2. Охарактеризовать понятие «понимание текста», приемы ... изображены в его произведении (часто тема отражается в заглавии). ...
испуганная
жалкая
Ласковая
маленькая
несчастная
КОЗЕТТА
грустная
Запуганная хозяевами
Живая
Хитрая, точнее осторожная
Её опутывал страх
Обезображенная жизнью
Униженная
** почему Козетта оказалась в чужой семье? Какую цель преследовала мать Козетты? (она не знала, что её ожидает и, поверив своим глазам, решила девочку оставить пусть у незнакомых, но хороших людей)
** Чем обернулся поступок матери для Козетты? Какой она стала по прошествии нескольких лет в семье Тенардье?
Чтение по демонстрационному листу:
Если бы по истечении этих трех лет Фантина вернулась в Монфермейль, она бы не узнала своего ребенка. Козетта, вошедшая в этот дом такой хорошенькой и свеженькой, была теперь худой и бледной. Во всех ее движениях чувствовалась настороженность. «Она себе на уме!» — говорили про нее Тенардье.
Несправедливость сделала ее угрюмой, нищета — некрасивой. От нее не осталось ничего, кроме прекрасных больших глаз, на которые больно было смотреть, потому что, будь они меньше, в них, пожалуй, не могло бы уместиться столько печали.
Сердце разрывалось при виде бедной малютки, которой не было еще и шести лет, когда зимним утром, дрожа в дырявых обносках, с полными слез глазами, она подметала улицу, еле удерживая огромную метлу в маленьких посиневших ручонках.
В околотке ее прозвали «Жаворонком». Народ, любящий образные выражения, охотно называл так это маленькое создание, занимавшее не больше места, чем птичка, такое же трепещущее и пугливое, встававшее раньше всех в доме, да и во всей деревне, и выходившее на улицу или в поле задолго до восхода солнца.
Только этот бедный жаворонок никогда не пел.
Козетту одолевали тяжкие думы; ей было только восемь лет, но она уже так много выстрадала, что в минуты горестной задумчивости казалась маленькой старушкой.
Одно веко у нее почернело от тумака, которым наградила ее Тенардье, время от времени восклицавшая по этому поводу: «Ну и уродина же эта девчонка с фонарем под глазом!»
IV . Организация усвоения способов деятельности путём воспроизведения информации и упражнений в её применении по образцу.
ЧТЕНИЕ II ЧАСТИ ПРОИЗВЕДЕНИЯ – выразительное чтение с остановками на экранизацию (мысли вслух или чтение между строк).
Стр. 101-102
ЧТЕНИЕ ПО РОЛЯМ: стр 103-105.
Человек — Алёша
Козетта — Вика
Хозяйка Тенардье — Настя
Автор – Камилла.
** какие рисунки картинной галереи соответствуют данному отрывку?
** найдите отрывок текста соответствующий данному рисунку. (Козетта играет новой куклой) Найдите на демонстр.листах как Козетта воспринимала куклу и всё, что с ней связано?
Лавочка показалась ей дворцом, а кукла -сказочным видением. Это был восторг, великолепие, богатство, счастье, возникшее в призрачном сиянии перед маленьким жалким существом, поверженным в бездонную, черную, леденящую нужду. Козетта с присущей детям простодушной и прискорбной проницательностью измеряла пропасть, отделявшую ее от этой куклы. Она говорила себе, что надо быть королевой или по меньшей мере принцессой, чтобы играть с такою «вещью». Она любовалась чудесным розовым платьем, роскошными блестящими волосами и думала; «Какая счастливица эта кукла!» И девочка не могла отвести глаза от волшебной лавки. Чем дольше она смотрела, тем сильнее изумлялась. Ей казалось, что она видит рай. За большой куклой сидели куклы поменьше, и ей представлялось, что это феи и ангелы. Торговец, который прохаживался в глубине лавочки, казался ей чуть ли не самим богом.
Чтение как вид речевой деятельности
... также узнать об ошибках, которые могут возникнуть во время чтения. 1. Чтение как вид речевой деятельности Чтение - специфическая форма языкового общения людей посредством печатных или ... формировании его личности, в образовании человека зрелого возраста. Чтение как речевая деятельность стимулирует общую интеллектуальную деятельность человека, оказывает благотворное влияние на формирование его ...
Она так углубилась в благоговейное созерцание, что забыла обо всем, даже о поручении, которое должна была выполнить.
** как девочка берёт эту куклу? Почему?
ЭКРАНИЗАЦИЯ о чём говорит девочка кукле?
** кто выступает в роли защитника, заступника от имени автора?
** ВЫБОРОЧНОЕ ЧТЕНИЕ: ПОДАРОК НА РОЖДЕСТВО: (хрестоматия 102-103)
Какой рисунок представляет нам этого героя?
Известно ли нам его имя? Как вы думаете почему «человек» не хочет себя назвать? Каких людей, благодаря ему мы увидели в Тенардье? О чём или о ком они в действительности заботились?
V . Творческое применение и добывание знаний, усвоение способов деятельности путём решения проблемных задач, построенных на основе ранее усвоенных знаний и умений.
** какие чувства пробудило в вас это произведение?
** о чём хотел сказать автор? Нашло ли подтверждение, данное высказывание —
«Я в своих книгах, драмах, прозе и стихах заступался за малых и несчастных,
умоляя могучих и неумолимых»?
** «Дети подземелья» В.Г. Короленко и «Козетта» В. Гюго.
Что объединяет эти произведения? Кто выступает защитником в произведении дети подземелья?
** как вы думаете, чем могла бы закончится история про Козетту? Каким бы вы хотели увидеть окончание?
НАПИСАНИЕ ЭССЕ: (после прослушивания фонограммы)
«Почему этот мир не принимает меня? Он смеётся надо мной, а я плачу. Плачу от боли и унижений, от беззащитности и безысходности. Мне так мало надо для счастья. Отдохнуть, покушать без страха, что отберут последний кусок, поиграть своей сабелькой. А они страшные, злые. Они не видят, не хотят видеть, что я мала, они считают, что моя жизнь обречена и никчемна. Чего обо мне тревожиться. Если бы пришла моя мама, хоть глазком бы взглянуть на неё и тогда…».
Ребята, в течение урока вы высказывали свои мысли, делились впечатлениями, переживали за героиню. А сейчас вам на выбор предлагаются темы для письменного оформления своих рассуждений — написания эссе.
«Моя маленькая жизнь»
«Мой герой»
«Нечаянная радость»
VI . Контроль над результатами учебной деятельности, осуществляемых учителем и учащимися.
** зачитывание 1 – 2 эссе учащихся.
VII . Домашнее задание: закончить написание эссе. Подготовиться к выразительному чтению и чтению по ролям.
VIII . Итоги (рефлексия).
Что полезного вы вынесли из материала сегодняшнего урока? Какие чувства оставило это произведение в вашей душе?