Письмо в редакцию. Двойное «К вопросу о буржуазности джаза, или без поллитры…»

Письмо в редакцию. Двойное «К вопросу о буржуазности джаза, или без поллитры…» 1От редакции . Предлагаемый текст поступил в редакцию по электронной почте из культурной столицы России. Текст снабжён провокационным заголовком. Автор выступает под псевдонимом. Философические построения изложены языком постмодерна. Букв много. Но, как утверждает небезызвестный нашим читателям Юрий Льноградский, при восприятии искусства «подлинная радость приходит только через боль. Большую боль» (Юрий Леонидович обычно делает это заявление со сцены, объявляя выступление какого-либо сурового, бескомпромиссного фри-джазового коллектива).

Редакция уверена, что читатели «Джаз.Ру» обладают достаточной общеэстетической, историко-социологической и филофонически-меломанской подготовкой, чтобы разобраться в этом тексте без того самого, что упоминает в провокационном заголовке автор (выступающий, повторяем, под псевдонимом).


«А вот эти странные непонятные звуки — это джаз»

(из разговоров у бара «Шляпа»)

Любая культура рождается из выживания. Самая первая, доисторическая реальность определялась теми способами охоты, а затем и земледелия, которые позволяли людям сохранить себя или свой род. Предвестники джаза уходят корнями во вполне утилитарные музыкальные феномены — уорк сонг , блюз, марширующие оркестры. Именно они сформировали художественный облик новой музыки, а её эстетическое своеобразие обусловлено было кардинально различным характером ингредиентов, всыпанных матушкой историей в американский плавильный котёл. Но всё-таки джаз обязан возникновением городу и той специфической атмосфере разложения, в том числе и морального, которая бытовала в нём в период и сразу после Первой Мировой войны; он — дитя индустриальной эры с её социальными лифтами, вдруг, как в ночном кошмаре, оказывающимися газовой камерой, и отчаянного крика человека, потерявшего золотой девятнадцатый век с его комфортной рафинированной средой .

Иллюстрация предложена автором.
Иллюстрация предложена автором.

Все музыкальные формы, так радикально реформировавшие музыкальную палитру в двадцатом веке, будь то блюз, кантри или рок, не говоря уже о джазе, искали своё лицо, своё место в постоянно менявшемся культурном ландшафте, и диапазон стратегий выживания был огромен — от еженедельного бренчания на гитаре в разбитом сельском кабаке до бенефиса в Карнеги-Холл. Специфика именно американская в том, что путь от первого до второго варианта мог быть сравнительно коротким. Что называется, не успеешь оглянуться. Стремительность касалась всего — марок машин, звукозаписывающей техники, общественных представлений о морали, о допустимом на сцене — и приводила к тому, что на вершину успеха возносились люди, оказавшиеся «в нужное время в нужном месте». Уровень технического мастерства уже тогда был в Штатах в среднем весьма высоким, так что микро-революции в музыке происходили всё равно. Джаз менялся вместе с обществом, иногда обгоняя его развитие, и зачастую и оставаясь на обочине культурного мэйнстрима.

25 стр., 12308 слов

Права авторов музыкальных произведений

... авторском праве и смежных правах» автору в отношении его произведения принадлежали следующие личные неимущественные права: право признаваться автором произведения (право авторства); право использовать или разрешать использовать произведение под подлинным именем автора, псевдонимом, ... записей на сумму более 262 млн. долларов. Всего в мире в прошлом году размер несанкционированного сбыта музыкальных ...

Некоторое время ушло на обдумывание заказанной проблематики, разговоры с коньячными духами, прослушивание концертов и попытки выяснить значение слов, как водится, износивших в наши дни свой смыслообразующий ресурс. Два слова — джаз и буржуазность — связаны нитями далеко не очевидными, вынуждающими формулировать или же насколько возможно осторожно, либо нарочито провокативно, ибо понятия пластичны неимоверно. Вот что удалось уразуметь с точки зрения терминологии.

Слово, вызывающее неподдельные эмоции и не имеющее в России строгого определения на сегодняшний день. И понятно, почему — дикорастущее прошлое наше, полное скачков из одного исторического тупика в другой, не способствовало тонко подстриженному газону буржуазности; и сегодня, после разрушительных социальных экспериментов двадцатого века, становится ясно, что как раз буржуазности в подлинном смысле слова не сложилось у нас по вполне объективным историческим обстоятельствам. При этом слово есть, а значит, имеет смыслы, пускай и разнознаковые. В результате задушевных бесед удалось выяснить их содержание:

ДАЛЕЕ: каково же содержание понятия «буржуазность», а заодно и понятия «джаз», и принадлежит ли джаз одним только толстым?

Негативная коннотация

Буржуа в этой парадигме — человек, игнорирующий проблемы, к нему не относящиеся, будь то локальные или же общемировые. Этакий злобный Поттер из фильма Фрэнка Капры «Эта удивительная жизнь», равнодушный к страданиям голодающих африканских детей, да и местных тоже. Персонаж непривлекательный и карикатурный, переходящий из памфлетов девятнадцатого века в картинки Бориса Ефимова, обличавшего бездуховный Запад на страницах беззубого «Крокодила».

Примерно так.
Примерно так.

Если брать нашу специфику, то такой ход мыслей, а в нашей стране скорее чувствований, зачастую переходит в мизесовскую антикапиталистическую ментальность и неизбежно — в антиамериканизм. В ментальности российского джазового адепта любовь к этой музыке и одновременно неприязнь к американской культуре в целом органично уживаются путём вырывания джаза из культурной среды и выделению его в полусектантский анклав высокой духовности.

3 стр., 1198 слов

Композиция в музыке — это… Определение понятия, виды

... музыке музыкальная композиция – это использование идеальной нотации при письменной фиксации. Нотация – особые графические символы, которые помогают письменно зафиксировать музыкальные произведения. Происхождение понятия ... В нем установлено однозначное воспроизведение всех главных компонентов. В музыке лучшие композиции основываются на следующих параметрах: ритм; динамика (громкость звука, характер ...

Позитивная коннотация

Буржуазность в этом контексте понимается как некая консьюмеристская этика, предусматривающая устоявшийся набор потребительских привычек, от которых человек не может по доброй воле отказаться — в диапазоне от круассана с кофе по утрам в местном кафе до новейшей яхты. Тут тоже всё не так просто — ведь такая этика не является специфически буржуазным явлением — скорее уж универсальный признак массового общества, называемый этим словом (буржуазность) по причине зависти пролетариата к буржуазии (с того момента, как пролетарии стали нормально кормиться и одеваться, классовая ненависть идёт на убыль и переходит в идейный левацкий активизм).

Джаз тут присутствует в сугубо утилитарном виде саундтрека к сладкой жизни, как в одноимённом фильме Феллини, и это будет приглаженный коммерческий джаз, презираемый эстетами, а иногда и резкий саксофонный вопль, в качестве точечной приправы трэша к сладкому вареву всеобщего гламура.

Кэнди Далфер, ВИДЕОПРИМЕР 1. Candy Dulfer, ВИДЕОПРИМЕР 2. Петер Брётцманн

Ниже представлены два эссе, в модной постмодернистской манере отражающие ментальные конструкции правого и левого полушарий, тяготеющих к противоположным полюсам идейно-политического спектра — в наши дни, правда, напоминающего испорченный светофор перед грозой, моргающий всеми лампочками.

Джаз — буржуазная музыка.

Буржуазность и джаз, именно в таком порядке. Джаз как следствие и воплощение буржуазности. Джаз как апологетика буржуазной философии, как бы странно это ни звучало. Джаз как символ развитого капитализма и саундтрек транснациональной глобализации. Музыка, озвучившая век джаза по всему диапазону буржуазного общества — от дешёвых баров для дауншифтеров поневоле эпохи Великой Депрессии до вечеринок в стиле Великого Гэтсби.

«Джаз — музыка толстых»

Алексей Максимович Пешков, известный под псевдонимом Максим Горький, слушает что-то по радио.
Алексей Максимович Пешков, известный под псевдонимом Максим Горький, слушает что-то по радио. Возможно, то самое, что заставило его написать: «Это — радио в соседнем отеле утешает мир толстых людей, мир хищников, сообщая им по воздуху новый фокстрот в исполнении оркестра негров» . Фото 1920-х гг.

удачно улаженного дела, какое обычно ассоциируется с порядком и буржуазией

И тут приходит догадка — а не пресловутый ли средний класс то был, что принял как свою эту новую эстетику? Появившись в городской среде 20-х, новая музыка обрела своих верных ценителей во многом именно в этой среде молодых образованных спецов, работавших в производстве, офисах, рекламе, менеджеров, мелких чиновников. Это были люди в большой степени циничные, жёсткие, часто алчные, но в любом случае независимые, в том числе и от консервативных взглядов своих родителей. Это были наследники рисковых экспериментаторов, бросивших вызов традиционному обществу вечного подчинения, сословной спеси и патернализма, идеалисты особого склада, стремившиеся перестроить не человеческую природу, а материальный мир вокруг себя, создать более удобную для жизнедеятельности человека среду, рассчитывая при этом и пожить в ней самим, и дивиденды тоже извлечь. Именно эти люди двигали вперёд промышленность и технологии, создавали среди прочего индустрии грамзаписи, кино, издательского дела, строили небоскрёбы и метро, так восхищавшие заезжих пролетарских писателей и поэтов. Недаром крупнейший изобретатель Эдисон был одновременно и бизнесменом, смертельной хваткой державшим свои патенты. Именно отсюда традиционное отождествление джаза именно с буржуа, проводящими свой досуг под аккомпанемент синкопированной музыки, то отрываясь на танцполе, то переводя дух за столиком — один-два крупных, три-четыре мелких, по Жванецкому.

5 стр., 2262 слов

Музыка в повседневной жизни детского сада

... музыкальными впечатлениями, другие разнообразные формы осуществления музыкальной деятельности в повседневной жизни детского сада и в семье. Музыка имеет сходную с речью интонационную природу. Подобно процессу ... формирования личностных качеств человека, его духовного мира. В Древней Греции даже существовало учение, в котором обосновывалось воздействие музыки на эмоции человека. Доказывалось, что ...

Советские идеологи на протяжении всех семи десятилетий коммунистической диктатуры нюхом чувствовали в джазе дух капитализма, ценностей равноправия (а что ярче может эти ценности воплотить, чем коллективная импровизация новоорлеанского ансамбля или изысканная перекличка инструментов малого состава под виртуозными пальцами профессионалов?) и свободы, за которой и идут в джаз амбициозные молодые музыканты, а восторженные поклонники выкладывают свои кровные за возможность сорока минут лихого полёта-твоей-души-не-вставая-с-дивана. Именно за это джаз любили простые граждане в тоталитарных странах и ненавидели растленные верхи, чьё лукавство было неизменным трюком в информационной войне с Западом, и заслуженное материальное процветание джазовых звёзд неизменно ставило на них клеймо продажности. Но только ли эти везунчики мыслили и действовали как заправские буржуа? Отнюдь нет — соединение в одном человеке музыканта и бизнесмена, организатора — довольно частое явление в истории джаза, не говоря уж про сегодняшний день, когда каждый сам себе антрепренёр. Как сказал один деятель когда-то: дело Америки — делать бизнес. Честно, не правда ли? Как известно, джаз это музыка как раз честная и иногда открыто навязчивая (особенно в Америке), но всегда отдающая себе отчет в том, что её поляна, пусть небольшая и полная ярких цветов, всего лишь часть огромного поля шоу-бизнеса — даже если витающий в эмпиреях музыкант делает вид, что не признаёт этого.

Но даже такой артист старается не лгать себе и знает, пускай интуитивно, великий принцип Людвига фон Мизеса : единственный критерий твоей значимости, профессионализма и усилий — это деньги, которые другие люди платят за твой продукт любого сорта. Или платят фонды или государство, но в конечном итоге, всё равно люди. В этом смысле джаз всегда был и остаётся искусством буржуазным — музыкой сильных эмоций, высокотехничной, ищущей и находящей своего слушателя и владеющей технологиями выживания, фандрайзинга, то бишь поиска и нахождения денег на своё существование, особенно в трудных условиях кризисов. Джазист обязательно должен любить деньги — будь то на покупку хорошего инструмента, или же костюма с иголочки (что входит в профессиональный джентльменский набор): именно потому, что он любит жизнь, которая для него состоит не только из музыки, но и необходимости содержать себя на должном финансовом уровне, а дальше — кругами — жену, детей, группу, оркестр, студию звукозаписи. Да, да, количество джазменов, открывших свои студии, не говоря уже о ресторанах, барах, антрепренёрских агентствах, джазовых фестивалях, мастерских по ремонту инструментов и прочих бизнес-проектах, намного больше, чем можно было бы подумать. Зарабатывать благодаря талантам, связанным с любимым делом, будь то частное преподавание или неизбежные в жизни любого артиста «халтуры», а затем жить по этим средствам, ни на кого не оглядываясь — хорошая идея. А плохая — что джазу все должны, прежде всего государство в лице культурных институций (должны финансировать) и слушатели в лице немногочисленных ценителей «высокой культуры», сумевшие дорасти до восприятия её (должны любить).

32 стр., 15607 слов

Особенности влияния рок-музыки на формирование музыкально-эстетической ...

... влиянием рок-музыки в жизни распространились новые ценности, новый более свободный стиль общения, новые формы проведения досуга. Музыка также повлияла на жизнь общества, открылись новые условия для объединения людей, ... восприятия, своей усиленной громкостью порождает ощущение приподнятости и единения слушателей, привлекает, по характеристике А. Пахмутовой, своей «спортивностью». Как вид музыкального ...

Это приводит к провисанию основных струн джазового тела — предприимчивости и адаптивности, которые так явственны в игре знающих себе цену мастеров, а также и потере живительных связей с средой, где есть гамбургский счёт — цифра в расчётной ведомости и профессиональная репутация.

Родившись в самой буржуазно ориентированной стране, джаз всегда был и остаётся музыкой, «заточенной» этим стилем жизни, где риск и возможное затем шампанское всегда предусматривали настойчивость в достижении цели, пусть и в нонконформистской упаковке. Копьё такого художественного высказывания целится в самое сердце истеблишмента, а попадает в хит-парады. Протест продаётся, попробуйте с этим поспорить.

Так что прав Алексей Максимыч, сладкий ты наш. Джаз — музыка толстых, то бишь здоровых, домовитых, по русским понятиям, людей.

Джаз — антибуржуазная музыка.

Вы слышите этот звук? Нет, нет, прислушайтесь. Это джазист продувает свой инструмент. Так нет же никаких звуков, вы скажете. А я слышу этот шум воздушного потока, через секунду превращающегося в крик птицы Паркера или стон трубы Дэйвиса, в звуковые снаряды, точно попадающие в вашу душу. Как солдат прочищает свою винтовку, так джазмен делает свою арт-подготовку инструмента, чтобы эффектней застить уши и глаза слушателя едким дымом мутных трансовых гармоний и попасть точно в сердце его, слушателя, острыми пиками лихих синкоп.

Эрик Долфи. Просто Эрик Долфи.
Эрик Долфи. Просто Эрик Долфи.

Родившись в бурное время перемен, настоящий джаз всегда олицетворял бунт, прорыв к свободе и богемную разнузданность. По известному клише, двадцатый век начался отнюдь не календарно-точно — культурно он стартовал с залпов пушек Первой мировой. Это событие — по меткому выражению Александра Гениса, попытка самоубийства Европы, — перевернуло ход истории и разрушило скучную до зубовного скрежета буржуазную идиллию, которая, подобно героям «Большой жратвы», решила свести счёты с жизнью, то бишь, по-русски, с животом, с той лишь разницей, что простые европейские обыватели употребляли внутрь расплавленный свинец, занюхивая отравляющими газами, в невиданных до той поры масштабах. Воистину большую жатву собрала мадам Смерть в те годы, сменив примитивную косу прошлых веков на технически совершенные орудия массового истребления наивных пейзан и рабочих.

4 стр., 1943 слов

История джаза и его PR-технологии

... народную негритянскую музыку. Но корни джаза именно в негритянской культуре (11, 101). Глава 2. Джаз в России и за рубежом 2. 1. Советский и американский джаз История джаза уверенно перешагнула ... создающие ее собственный неподражаемый стиль (13). Заключение Начало истории джаза, крепко связанное с его национально-культурными и социально-географическими корнями, вызвало целую серию представлений о ...

Вячеслава Гайворонского, Валентина Парнаха, Максим Горький

Теперь, в наше время, понимаешь, до какой же степени джаз был поглощён буржуазным истеблишментом в течение каких-нибудь двух десятилетий, если даже в отечестве, пускай сквозь малопроницаемый железный занавес, советское музыковедение совершенно не заметило реванша свободного духа в революции бибопа и того вектора, который, судя по всему, навсегда оторвал джаз от эстрады и позволил вылететь многокрасочной бабочке современного джаза из закостенелого кокона коммерческого свинга. Причина этой слепоты могла состоять в том, что изменения ожидались не изнутри самого джазового проекта, считавшегося безнадёжным, а из других, более угнетённых социальных слоёв (примерно такое произошло несколько позже — с появлением рока).

К тому же претензия бибопа на интеллектуализм для советской идеологии иезуитским образом связывала его с формалистскими экспериментами академического авангарда, и тут уж заточенное-на перо борзописца Городинского городило в «Музыке духовной нищеты» какую-то прямо фантастически безграмотную ахинею и не знало пощады.

А что может с большей степенью наглядности продемонстрировать антибуржуазную сущность джаза, чем скорое появление радикального фри-джаза, смело отбросившего ограничители прошлого, такие — казалось бы, незыблемые — элементы музыкального текста, как гармония, мелодия и ритм? Причём, как и всегда в переломные эпохи, в этот индивидуальный музыкальный экстремизм включились не только склонные к доморощенному марксизму черные националисты, но и вполне респектабельные белые музыканты, часто органические лефтисты . Краска джаз-авангарда пришлась очень кстати в культурной палитре шестидесятых-семидесятых, времени торжества утопического либерал-социализма с его культом нового отношения ко всему, слома (в очередной раз) традиционных (они же буржуазные — на новом витке истории) ценностей и запрета запрещать. Джаз, а позже и его гибридные формы, активно включился в этот неистовый карнавал свободной любви, духовности и музыки, продлившийся недолго, как и любая волатильная среда, но оставивший после себя память о недостижимых художественных вершинах (одно имя Колтрейна чего стоит).

Эти экспериментальные полотна звуков, во многом составившие подкладку-саундтрек контркультурного взрыва, изменившего мир, составляют не просто золотой фонд джаза, а пример и образец для современных музыкантов, ищущих духовного откровения, а не денег и популярности.

Так что прав Алексей Максимыч, горький ты наш. (Псевдо-)джаз — музыка толстых, а подлинный джаз — это музыка худых, искусство отверженных, натур ранимых и тонких.

Послесловие редакции