История моей деревни

Моя малая родина – это деревня Максимово Великолукского района Псковской области. Происхождение деревни относится примерно к ХVI веку. Ведь именно в этом веке при образовании названий населенных пунктов преобладали форманты «ово, ево, ино». По предположению, прочитанному мной у великолукского историка Станислава Петрова, деревня носит имя тогдашнего владельца.

Я живу на центральной улице деревни Максимово: это Портовая улица. А от неё берут свое начало улицы Садовая, Дачная, Кутузова. Когда-то на ней располагалась церковь Нерукотворного Образа Господа Иисуса Христа. К сожалению, не сохранилось сейчас ничего от этой церкви.

Вообще печальна и трагична судьба российских церквей. После Октябрьской революции репрессии, обрушившиеся на православную церковь, коснулись и их. В 1920 — 1930-е годы большинство храмов было закрыто, их внутреннее убранство уничтожено или разграблено, а священнослужители расстреляны или сосланы. Церковные помещения стали использоваться для других нужд. Во время войны, приспособленные под укрепленные пункты, многие из них были разрушены и сожжены. А в 40-е — 50-е годы, в период очередного гонения на церковь, руины храмов разбирались на кирпич, дрова местными властями или окрестными жителями. Уцелело очень немного памятников церковного зодчества.

Из 26 храмов находившихся на территории Великолукского района на сегодняшний день уцелели развалины двух — в Слауе и Успенском.

Краевед Ольга Дмитриевна Конеева в 1990ые годы беседовала с жителями деревни, и некоторые рассказывали: они считали, что взять кирпич от разрушенной церкви – это получить особое благословение дому (так, например, говорил проживавший в доме 12 по улице Портовой Суетов В.)

Церковь, находившаяся на моей малой родине, была построена из кирпича и камня в 1804 году в погосте Максимова помещиком Федором Голенищевым-Кутузовым на месте сгоревшей деревянной церкви. Церковь находилась как раз напротив дома Кутузовых-Голенищевых.

В погосте Максимова была и колокольня. Она также была построена из кирпича и камня в связи с церковью, на ней было шесть колоколов. Самый большой колокол весил 25 пудов, второй — 5 пудов 21 фунт, третий — 3 п., четвёртый — 1 п. 20 ф., пятый — 30 ф., шестой — 20 ф. Надпись была только на первом колоколе: «1891 г. куплен сей колокол к церкви погоста Максимово Нерукотворенного Образа».

С незапамятных времен церкви строили на возвышенных местах, и были они тесно связаны с окружающим природным ландшафтом. Но церковь в Максимове стояла не на возвышении (здесь довольно-таки ровная местность), а, как вспоминали старожилы, рядом с проезжей дорогой. Звон колоколов торжественно плыл над окрестностями и был слышен за несколько километров.

6 стр., 2909 слов

Русская православная церковь

... силу, а с ним росла и сила Русской Православной Церкви. В 1448 году, незадолго до падения Византийской империи, Русская Церковь стала независимой от Константинопольского Патриархата. Митрополит Иона, поставленный ... греков, но в 1051 году на первосвятительский престол был поставлен русский митрополит Илларион, образованнейший человек своего времени. С Х в. строятся величественные храмы. С ХI в. ...

По церковным праздникам и во время ярмарок и торжков, несколько раз в год проходивших возле храмов, всегда собиралось большое количество нарядно одетых, торжественно настроенных верующих. Узнать что-либо о торговых ярмарках у меня не получилось. Но в нашей семье помнят рассказы моей прабабушки Байковой Агафьи Елисеевны о таких ярмарках, которые проходили в 15 километрах от погоста Максимово в Марьине.

В приходе была часовня с поэтическим названием — Белый Крест. Она находилась в пяти верстах от храма, близ Торопецкой дороги.

При церкви существовала школа грамоты, в 1895 году она переименована в церковно-приходскую школу. Сохранились данные, что пожертвования на школу проводили крестьяне Максимовской волости (в документах названа сумма одного из пожертвований – 158 рублей, а другое пожертвование составляло 25 рублей).

В сведениях о состоянии школ в уезде, собранных земством к 25 октября 1867 года, говорится, что здесь было 25 учеников, из них 2 девочки.

В работах известного литератора и краеведа 19 века Михаила Ивановича Семевского отмечено, что больше всего школ было в нашей Максимовской волости, где обучалось 47 мальчиков. Об этом писал также Историческом обозрении Александр Иванович Пульхеров, который был сыном известного великолукского священнослужителя Ивана Михайловича Пульхерова.

В 1911 году в погосте открыта земская школа в селе Мелехово. 18 января 1915 года состоялось освящение здания, специально построенного для школы. Где находилась школа, мне не удалось узнать. Не знают местные жители ничего о Мелехове. Скорее всего, это территория современной деревни Беседино: ведь именно там сохранилась Мелиховская улица. А также жители этой деревни вспоминали про мелиховский питейный дом.

Населённые пункты прихода: погост Максимово, деревни Акарочково, Александровская (благодаря исследованиям местных краеведов бало установлено, что позднее эта деревня стала называться Иванцево, а затем Чапкирино), Апеколово, Беседино, Божня, Ведерниково, Валуиха, Волково, Глебово, Демидово, Дрождино, Евдокимово, Елисейково, Зимаряха, Калашниково, Кленовка, Коврыгино, Медведково, Никулино, Новоселье, Овечкино, Пучково, Сувлуки, Суховарино, Токарево, Ушатино, Шулепово, Чапкирино. Сейчас из этих деревень сохранились Максимово, Демидово, Беседино, Волково, Овечкино, Суховарино. Большой современной деревни Баландино тогда не было.

Близ церкви находилось кладбище, на нём хоронили только священников и церковнослужителей. На расстоянии 55 сажен от церкви находилось второе кладбище. Никаких следов первого кладбища, к сожалению, не сохранилось. Люди, живущие сейчас в Максимове, про церковь слышали, а вот о том, что там, где сейчас построены их дома, было кладбище, не знают.

После войны руины церкви расчистили, и на этом месте Корытова Авдотья, старожил этих мест, посадила березы. Они были очень красивые. Авдотья рассказывала моей тете, что она не давала никому строиться на этом месте, очень почитала это место, ухаживала за березовой рощей, молилась здесь. После смерти А. Корытовой рощу вырубили, и сейчас там находятся жилые дома. В детстве мой отец играл на руинах церкви. Он рассказывал, как некоторые мальчишки под кирпичами находили церковные предметы и забирали их себе

2 стр., 711 слов

Я житель средневекового города!

... рубить деревья, мешать палачу, когда он исполняет свои обязанности, декламировать комедии в церкви и на кладбище. А уж с пристрастием юношей к алкоголю и вовсе сладу не ... ливров, неслыханную по тем временам сумму. Юного Людовика XIII пороли до 15 лет Традиция посвящать новичков в студенты появилась еще во времена Средневековья. В руководстве для школяров ...

Как рассказывала моя прабабушка Байкова Агафья Елисеевна, во время Великой Отечественной войны кладбище, как и все здесь, было подвергнуто неоднократным бомбежкам. Никакие старые надгробные плиты и кресты не сохранились. Прабабушка приходила навещать могилку своей покойной дочери, зная только примерное место, которое определила по корням вывороченных деревьев. Так могилки своих родных находили и другие местные жители.

К сожалению, до сих пор руины церкви Нерукотворенного Образа Господа Иисуса Христа (небольшие плиты, камни от фундамента) находятся на огородах. Одну из найденных надгробных плит в 2015 году перевезли на Максимовское кладбище, которое называют у нас «старым». Когда я прочитала надпись на плите, то узнала, что под ней покоилось тело Селянинова Василия Алексеевича. Мне стало интересно узнать, что это за человек: ведь похоронен он был у самой церкви. А там, как известно, обычно хоронят или церковнослужителей, или благочестивых людей, которые трудились на благо церкви и страны. Я сумела узнать, что в деревне Чепкирино (Иванцево, Александровское), принадлежавшей в конце 18 века бригадирше Маргарите Осиповне Селяниновой).

А, оказывается Василий Алексеевич, действительно, необыкновенный человек, который является создателем русского флота .

В начале XX века имение Максимово принадлежало Николаю Федоровичу Голенищеву-Кутузову, который организовал здесь молочное хозяйство. Имение не сохранилось. Старожилы этих мест говорили, что здесь был и кирпичный завод. По воспоминаниям местной жительницы Зажогиной М.И., многие местные жители нанимались на работу на этот завод. Здесь работали ее родители.

Заботливым и рачительным помещиком был Николай Федорович! Об этом свидетельствует такой факт: 15 февраля 1902 года он был награждён советом министра земледелия и государственных имуществ золотой медалью графа П. А. Валуева за труды и успехи по осушению болот, образовавшихся на месте большого озера, в имении Максимово.

Не оставил он без внимания и службу по дворянским вопросам. Неоднократно был уездным предводителем дворянства; вследствие занимаемой должности является и мировым судьёй, и председателем местного отделения Красного Креста, попечителем учебных заведений: реального училища, женской гимназии, Максимовского земского училища… Похоже, и на данном поприще он добился успеха: 6 декабря 1912 года получил чин действительного статского советника (гражданский генерал-майор. — С.П.) , а 6 мая 1913 года стал камергером двора его императорского величества.

На сайте Центра Генеалогических Исследований об этом человеке имеется большая статья.

После революции прекратило своё существование образцовое хозяйство в селе Максимово.

Я думаю, что в имение к Кутузову приезжали и необыкновенные гости. На огороде мы нашли пуговицу с государственного морского мундира .

К сожалению, о судьбе Голенищева-Кутузова после 1915 года нет сведений.

Много для моей малой родины сделали Голенищевы-Кутузовы. Этот род принадлежит к одному из древнейших дворянских родов России.

11 стр., 5062 слов

Урок литературы в 11 классе «Чудовищная нелепица войны» (по роману ...

... то наш тихий Дон молодыми вдовами, Цветен наш батюшка тихий Дон сиротами, Наполнена волна в тихом Дону отцовскими, материнскими слезами. Какие страницы романа перекликаются с ... А сегодня поговорим об эпохальном событии — Первой мировой войне. В чём его эпохальность? Что вам известно об этом ... надо, — учил Чубатый, и шашка его в косом полете разила цель с чудовищной силой. — Человека руби смело. Мягкий ...

О том, что ветви, идущие от основателя рода Голенищевых-Кутузовых, прочно обосновались на Псковской земле, говорят копии жалованных грамот царей Михаила Фёдоровича, Алексея Михайловича, Фёдора, Иоанна и Петра Алексеевичей Романовых, хранящиеся в Псковском архиве. Могила одного из людей этого рода есть даже в Богом зданных пещерах Свя́то-Успе́нского Пско́во-Пече́рского монасты́ря.

Дочери полководца Михаила Илларионовича Кутузова не были связаны с Псковской землёй. Но на опочецкой, великолукской, псковской, гдовской землях жили его брат и сестры, о которых Михаил Илларионович проявлял заботу.

На том месте, где сейчас стоит мой дом, раньше была барская усадьба. От барского дома и конюшни сохранились лишь остатки фундамента. Недалеко от нашего дома можно увидеть остатки барского пруда, который находился рядом с рекой Вскувица. От барского дома и конюшни сохранились лишь фрагменты фундамента. Моя прабабушка Агафья Елисеевна, 1911 года рождения, рассказывала, что она хорошо помнит этот пруд. Он был очень ухоженный, но после революции стал приходить в запустение, зарастать. В годы войны, во время бомбежек, разрушены его отделанные красивыми мраморными плитами берега и дно. Но после Великой Отечественной войны кто-то посадил вокруг пруда деревья, и сейчас они красиво окаймляют его.

Из беседы с Зажогиной Т.Б., проживающей на соседней улице, я узнала, что был еще один пруд для купания, который был выложенный камнем. Вода там была необыкновенно чистая. Пруд соединялся с основным подземными коммуникациями. К пруду вела вымощенная камнем дорога, которая затем шла к осушаемому болоту и полям. Дорогу разбомбили в Великую Отечественную войну, а пруд засыпали построившиеся здесь люди.

Семнадцатого августа 2016 года по благословению епископа Великолукского и Невельского владыки Сергия в нашей деревни состоялся Чин освящения Креста на месте разрушенного храма. Мне повезло быть очевидцем этого необыкновенного события.

Для всех моих односельчан Чин освящения поклонного креста стал большим и радостным праздником. В этот день сюда пришли и приехали великолучане и жители окрестных сел. Все были очень рады.

Вот как об этом необыкновенном событии писали в «Великолукской правде»:

«Поклонный Крест — символ покаяния за грехи наших предков, бездумно рушивших храмы Божии.

Поклонный Крест получился величественным, удался на славу. Рядом — столбик с табличкой, рассказывающей об истории церкви Нерукотворенного Образа Иисуса Христа. Ее заказала Г.Л. Бакшаева, чтобы люди не проходили и не проезжали равнодушно мимо. Читая надпись, они узнают о жизни прихода в начале 20-го столетия. Крепнет вера православная в наших земляках. Как встарь повелось на Святой Руси, люди поклоняются Кресту и славят Святое Воскресение Господа.

Чин освящения Креста совершил протоиерей Александр Яковлев, настоятель церкви во имя иконы Казанской Божией Матери города Великие Луки. После освящения Креста отец Александр и прихожане, среди которых было много детей, пошли на Максимовское кладбище, где батюшка отслужил панихиду на могиле старицы Екатерины».

Я мечтаю, что в недалеком будущем на этом месте возродится церковь. А сейчас можно прийти и помолиться возле Поклонного креста, возле которого всегда живые цветы.

3 стр., 1178 слов

Изображение войны 1812 года в романе Л. Н. Толстого «Война и мир»

... Родину. В "Войне и мире" создаются как бы два идейных центра: Кутузов и Наполеон. Мысль о развенчании Наполеона возникла у Толстого связи с окончательным уяснением характера войны 1812 года как справедливой войны ... слабость. Кутузов в романе — выразитель народной мудрости. Сила его в том, что он понимает и хорошо знает то, что волнует народ, и действует сообразно этому. Правота Кутузова в его споре ...

Я беседовала с человеком, который прожил в Максимово 65 лет. Это мой сосед Голиченков Василий Егорович, которому 92 лет. Родился он в 1926 году, а приехал он в нашу деревню в 1953 году, жилья не было никакого, всего лишь 5 дворов. Он рассказал, что «после войны здесь не было ничего — одни руины. На месте, где стояла церковь, остались развалины, а в развалинах была комнатушка, в которой жила Мария Сахарова. Она была монахиней. Рядом с церковью находилось кладбище, оно не сохранилось до наших дней. От нашего дома в 300-х метрах, на месте жительства Алексея Прокопенкова, была часовня. В 1958 году начала активно строиться наша деревня Максимово».

Прабабушка Агафья всю свою жизнь прожила в Максимовской волости, сначала в деревне ЧАПКИРИНО, потом вышла замуж за прадедушку Байкова Василия Федоровича, который был уронженцем деревни Максимово. В нашей семье сохранилась фотография учеников местной школы, в которой учился мой прадед . Может быть, она находилась там, где была когда-то старая дореволюционная школа. До войны прадедушка Василий работал на аэродроме, отсюда был призван в ряды Красной Армии в 1941 году. Прабабушка ждала его. Она рассказывала, что на месте нашего дома был полевой госпиталь. После освобождения этих мест от фашистов бабушка Агафья жила в землянке. Дом отстроили после войны.

Моя бабушка, Виташкова Татьяна Васильевна, приехала жить в деревню Максимово в 1965 году. Домов здесь было не так уж много: в эти годы началось активное строительство. Сейчас, к сожалению, в деревне строительства нет.

Работая над рефератом, я встречалась со многими интересными людьми. Это Зажогина Мария Ивановна, прожившая здесь 63 года. Приехала она сюда с родителями из Зимарей (деревня неподалеку).

Там фашисты сожгли дом. Церковь в Максимове уже была разрушена, многие жили в землянках, печи в которых были сделаны из церковных кирпичей. Барский дом разрушили фашисты во время отступления. А до войны его использовали для нужд колхоза. Мария Ивановна рассказала, что все местные жители хорошо говорили о бывшем барине, как жали рожь на полях, убирали сено, собирали клубнику.

По словам Зажогиной М.И., здесь были очень ожесточенные бои. Фашисты сожгли также перед уходом и аэродром. Очень жаль ей церкви, в которой венчалась ее мама и два дяди. Мария Ивановна немного училась в школе, которая была недалеко от церкви, но когда ее разрушили, была переведена на учебу в другое здание. Это дом, ранее принадлежавший монастырю. Сейчас от него остались одни руины.

Мой край — край замечательных людей — мой родной край, моя «маленькая родина», где жили мои прадеды и прапрадеды, которые учили своих детей добру, честности, трудолюбию, любви к родной земле.

Каждый человек на Земле должен помнить и любить свой родной край, свою родину, уважать её и, если понадобится, защищать. Непременно надо, знать и помнить свои корни, своих предков, культуру родного края, его историю.

Я могу продолжать рассказ о своей малой родине ещё очень долго. Но хочется сказать главное: надо сохранить эти красивейшие и уникальные места для будущих поколений, чтобы они знали и понимали, чем восхищались их предки! Когда я смотрю на окрестности реки Вскувицы, у меня сильней бьётся сердце, на душе становится так тепло и радостно, ведь я знаю, что всё это наше, родное, знакомое с первых дней жизни. Я испытываю чувство любви и гордости за свой родной край.

2 стр., 837 слов

Гроза двенадцатого года» (по роману Толстого «Война и мир»)

... пережив вместе с народом страдания Родины. И Наташа Ростова, и Марья Болконская, и Петя Ростов, и многие другие герои «Войны и мира» в годы Отечественной войны жили общей с народом жизнью, подчиняясь ... они переходят в сцены партизанского движения. Пожар и сдача Смоленска сливаются в романе с картиной разорения, гибели урожая, отступления войск и приближения грозы народного гнева. «Жара и засуха ...

Автор материала: М. Байкова (8 класс)