Подготовка к олимпиадам по истории

Эссе

Подготовка учащихся к написанию сочинений-эссе

Написание сочинения-эссе стало непременным видом работы на Всероссийских олимпиадах по истории на заключительном этапе. Оно все активнее входит и в другие этапы состязания.

Что же такое сочинение-эссе, каковы его признаки?

Во-первых, речь идет о работе, которая определена конкретной темой или вопросом. При написании сочинения-эссе непродуктивно давать учащимся вопрос, охватывающий широкий круг проблем. Столь же непродуктивна и позиция автора, который попытается включить в свою работу несколько пластов проблемы или выйти за рамки одной избранной им темы.

Во-вторых, сочинение-эссе требует личностного восприятия проблемы и ее осмысления. Эссе — жанр субъективный и тем особенно ценный, в том числе и для жюри, которое через эту работу может увидеть личность автора, своеобразие его позиции, стиля мышления, речи, отношения к миру и, конечно, определить уровень его исторической подготовки как участника олимпиады.

В-третьих, сочинение-эссе, как правило, небольшого объема.

В-четвертых, важной особенностью сочинения-эссе является свободная композиция. Эссе по своей природе устроено так, что не терпит никаких формальных рамок. Оно нередко строится вопреки законам логики, подчиняется произвольным ассоциациям, руководствуется принципом «Все наоборот!».

В-пятых, сочинение-эссе характеризует непринужденность повествования.

В-шестых, эссе призвано удивить читателя. Отправной точкой для размышлений, воплощенных в эссе, нередко является афористическое, яркое высказывание или парадоксальное определение, буквально сталкивающее на первый взгляд бесспорные, но взаимно исключающие утверждения, характеристики, тезисы. Таким образом, эссе характеризует парадоксальность.

В-седьмых, при всей парадоксальности сочинения-эссе его непременной характеристикой является внутреннее смысловое единство, т. е. согласованность ключевых тезисов и утверждений, внутренняя гармония аргументов и ассоциаций, непротиворечивость тех суждений, в которых выражена личностная позиция автора.

В-восьмых, эссе остается принципиально незавершенным не потому, что автор останавливается на полуслове и намеренно не высказывает своего мнения до конца, а потому, что он не претендует на исчерпывающее раскрытие темы, на полный, законченный анализ. Это такая черта эссе, как открытость.

4 стр., 1851 слов

Сочинение автор и герой в романе отцы и дети

... в гармонии с собой и со всем миром. Сборник идеальных эссе по обществознанию Главная проблема романа И.С.Тургенева «Отцы и дети» является актуальной во все времена. И ... Автора к этому герою, который не пасует даже перед лицом смерти: «До сих пор не трушу…» В споре между Базаровым и Павлом Петровичем (сцена спора – одна из кульминационных в романе) Автор ... он и был мертвец». Эти слова характеризуют Павла ...

Среди разнообразных классификаций эссе для олимпиады важно их деление на две большие группы: личностное, субъективное эссе, где основным элементом является раскрытие той или иной стороны авторской личности, и эссе объективное, где личностное начало подчинено предмету описания или какой-то идее. Олимпиадная работа относится прежде всего ко второй группе.

Важнейшим этапом работы над сочинением-эссе является выбор темы. Выбирая проблему, участник олимпиады должен быть уверен в том, что он:

а) ясно понимает смысл высказывания, того, что именно утверждает автор;

б) может выразить свое отношение к высказыванию (согласиться полностью или частично, попытаться опровергнуть его);

в) владеет историческими терминами, которые необходимы для грамотного, основанного на теоретическом знании обсуждения темы (при этом термины и понятия, которые

предстоит употребить, должны относиться непосредственно к теме эссе);

г) сумеет привести примеры из истории, общественной жизни, собственного жизненного опыта в поддержку своей позиции.

Принципиально важно при написании сочинения-эссе быть в контексте темы при всех возможных отступлениях от нее, вызванных свободой композиции и непринужденностью повествования. Это значит:

а) грамотно, с опорой на знания, полученные при изучении школьного курса, определять относительно узкий круг подлежащих рассмотрению вопросов;

б) ясно выражать и аргументировать собственное понимание проблемы и отношение к ней;

в) использовать термины, понятия, обобщения, факты, примеры, относящиеся к конкретной, ставшей предметом анализа проблеме.

К достоинствам эссе, своего рода дополнительным аргументам в пользу того, что участник олимпиады хорошо знает проблему и уверенно чувствует себя в ее контексте, нужно отнести включение в текст:

а) краткой информации об авторе высказывания;

б) имен его предшественников, последователей или научных противников;

в) описания различных точек зрения на проблему или различных подходов к ее решению;

г) указания на многозначность используемых понятий и терминов с обоснованием того значения, в каком они применяются в эссе;

д) указания на альтернативные варианты решения проблемы.

Письменная работа

  1. Знание исторических фактов.
  2. Владение теоретическим материалом (понятия, термины и др.).
  3. Аргументированность суждений и выводов.
  4. Знание историографии проблемы, мнений историков.
  5. Внутреннее смысловое единство, соответствие теме.
  6. Оригинальность решения проблемы, аргументации.

Представление работы на устном собеседовании

1. Умение в краткой форме представить главные положения работы, ее цели.

  1. Ответы на вопросы (аргументация, доказательность, точность).
  2. Включение в устное выступление дополнительных аспектов темы.
  3. Критерии оценки эссе могут трансформироваться в зависимости от их конкретной формы, при этом общие требования к качеству эссе могут оцениваться по следующим критериям:

Критерий

Требования к студенту

Максимальное количество баллов

Знание и понимание теоретического материала.

— определяет рассматриваемые понятия четко и полно, приводя соответствующие примеры;

— используемые понятия строго соответствуют теме;

— самостоятельность выполнения работы.

2 балла

Анализ и оценка информации

— грамотно применяет категории анализа;

— умело использует приемы сравнения и обобщения для анализа взаимосвязи понятий и явлений;

— способен объяснить альтернативные взгляды на рассматриваемую проблему и прийти к сбалансированному заключению;

— диапазон используемого информационного пространства (студент использует большое количество различных источников информации);

— обоснованно интерпретирует текстовую информацию с помощью графиков и диаграмм;

— дает личную оценку проблеме;

4 балла

Построение суждений

— ясность и четкость изложения;

— логика структурирования доказательств

— выдвинутые тезисы сопровождаются грамотной аргументацией;

— приводятся различные точки зрения и их личная оценка.

— общая форма изложения полученных результатов и их интерпретации соответствует жанру проблемной научной статьи.

3 балла

Оформление работы

— работа отвечает основным требованиям к оформлению и использованию цитат;

— соблюдение лексических, фразеологических, грамматических и стилистических норм русского литературного языка;

— оформление текста с полным соблюдением правил русской орфографии и пунктуации;

— соответствие формальным требованиям.

1 балл