Подготовка учащихся к написанию сочинений-эссе
Написание сочинения-эссе стало непременным видом работы на Всероссийских олимпиадах по истории на заключительном этапе. Оно все активнее входит и в другие этапы состязания.
Что же такое сочинение-эссе, каковы его признаки?
Во-первых, речь идет о работе, которая определена конкретной темой или вопросом. При написании сочинения-эссе непродуктивно давать учащимся вопрос, охватывающий широкий круг проблем. Столь же непродуктивна и позиция автора, который попытается включить в свою работу несколько пластов проблемы или выйти за рамки одной избранной им темы.
Во-вторых, сочинение-эссе требует личностного восприятия проблемы и ее осмысления. Эссе — жанр субъективный и тем особенно ценный, в том числе и для жюри, которое через эту работу может увидеть личность автора, своеобразие его позиции, стиля мышления, речи, отношения к миру и, конечно, определить уровень его исторической подготовки как участника олимпиады.
В-третьих, сочинение-эссе, как правило, небольшого объема.
В-четвертых, важной особенностью сочинения-эссе является свободная композиция. Эссе по своей природе устроено так, что не терпит никаких формальных рамок. Оно нередко строится вопреки законам логики, подчиняется произвольным ассоциациям, руководствуется принципом «Все наоборот!».
В-пятых, сочинение-эссе характеризует непринужденность повествования.
В-шестых, эссе призвано удивить читателя. Отправной точкой для размышлений, воплощенных в эссе, нередко является афористическое, яркое высказывание или парадоксальное определение, буквально сталкивающее на первый взгляд бесспорные, но взаимно исключающие утверждения, характеристики, тезисы. Таким образом, эссе характеризует парадоксальность.
В-седьмых, при всей парадоксальности сочинения-эссе его непременной характеристикой является внутреннее смысловое единство, т. е. согласованность ключевых тезисов и утверждений, внутренняя гармония аргументов и ассоциаций, непротиворечивость тех суждений, в которых выражена личностная позиция автора.
В-восьмых, эссе остается принципиально незавершенным не потому, что автор останавливается на полуслове и намеренно не высказывает своего мнения до конца, а потому, что он не претендует на исчерпывающее раскрытие темы, на полный, законченный анализ. Это такая черта эссе, как открытость.
Сочинение автор и герой в романе отцы и дети
... в гармонии с собой и со всем миром. Сборник идеальных эссе по обществознанию Главная проблема романа И.С.Тургенева «Отцы и дети» является актуальной во все времена. И ... Автора к этому герою, который не пасует даже перед лицом смерти: «До сих пор не трушу…» В споре между Базаровым и Павлом Петровичем (сцена спора – одна из кульминационных в романе) Автор ... он и был мертвец». Эти слова характеризуют Павла ...
Среди разнообразных классификаций эссе для олимпиады важно их деление на две большие группы: личностное, субъективное эссе, где основным элементом является раскрытие той или иной стороны авторской личности, и эссе объективное, где личностное начало подчинено предмету описания или какой-то идее. Олимпиадная работа относится прежде всего ко второй группе.
Важнейшим этапом работы над сочинением-эссе является выбор темы. Выбирая проблему, участник олимпиады должен быть уверен в том, что он:
а) ясно понимает смысл высказывания, того, что именно утверждает автор;
б) может выразить свое отношение к высказыванию (согласиться полностью или частично, попытаться опровергнуть его);
в) владеет историческими терминами, которые необходимы для грамотного, основанного на теоретическом знании обсуждения темы (при этом термины и понятия, которые
предстоит употребить, должны относиться непосредственно к теме эссе);
г) сумеет привести примеры из истории, общественной жизни, собственного жизненного опыта в поддержку своей позиции.
Принципиально важно при написании сочинения-эссе быть в контексте темы при всех возможных отступлениях от нее, вызванных свободой композиции и непринужденностью повествования. Это значит:
а) грамотно, с опорой на знания, полученные при изучении школьного курса, определять относительно узкий круг подлежащих рассмотрению вопросов;
б) ясно выражать и аргументировать собственное понимание проблемы и отношение к ней;
в) использовать термины, понятия, обобщения, факты, примеры, относящиеся к конкретной, ставшей предметом анализа проблеме.
К достоинствам эссе, своего рода дополнительным аргументам в пользу того, что участник олимпиады хорошо знает проблему и уверенно чувствует себя в ее контексте, нужно отнести включение в текст:
а) краткой информации об авторе высказывания;
б) имен его предшественников, последователей или научных противников;
в) описания различных точек зрения на проблему или различных подходов к ее решению;
г) указания на многозначность используемых понятий и терминов с обоснованием того значения, в каком они применяются в эссе;
д) указания на альтернативные варианты решения проблемы.
Письменная работа
- Знание исторических фактов.
- Владение теоретическим материалом (понятия, термины и др.).
- Аргументированность суждений и выводов.
- Знание историографии проблемы, мнений историков.
- Внутреннее смысловое единство, соответствие теме.
- Оригинальность решения проблемы, аргументации.
Представление работы на устном собеседовании
1. Умение в краткой форме представить главные положения работы, ее цели.
- Ответы на вопросы (аргументация, доказательность, точность).
- Включение в устное выступление дополнительных аспектов темы.
- Критерии оценки эссе могут трансформироваться в зависимости от их конкретной формы, при этом общие требования к качеству эссе могут оцениваться по следующим критериям:
Критерий |
Требования к студенту |
Максимальное количество баллов |
Знание и понимание теоретического материала. |
— определяет рассматриваемые понятия четко и полно, приводя соответствующие примеры; — используемые понятия строго соответствуют теме; — самостоятельность выполнения работы. |
2 балла |
Анализ и оценка информации |
— грамотно применяет категории анализа; — умело использует приемы сравнения и обобщения для анализа взаимосвязи понятий и явлений; — способен объяснить альтернативные взгляды на рассматриваемую проблему и прийти к сбалансированному заключению; — диапазон используемого информационного пространства (студент использует большое количество различных источников информации); — обоснованно интерпретирует текстовую информацию с помощью графиков и диаграмм; — дает личную оценку проблеме; |
4 балла |
Построение суждений |
— ясность и четкость изложения; — логика структурирования доказательств — выдвинутые тезисы сопровождаются грамотной аргументацией; — приводятся различные точки зрения и их личная оценка. — общая форма изложения полученных результатов и их интерпретации соответствует жанру проблемной научной статьи. |
3 балла |
Оформление работы |
— работа отвечает основным требованиям к оформлению и использованию цитат; — соблюдение лексических, фразеологических, грамматических и стилистических норм русского литературного языка; — оформление текста с полным соблюдением правил русской орфографии и пунктуации; — соответствие формальным требованиям. |
1 балл |