Л.Н.Толстой, великий русский философ, художник слова и моралист писал: «И
воспитание, и образование неразделимы. Нельзя воспитывать, не передавая знания, всякое же
знание воспитательно». Слова эти, бесспорно, относятся к профессии, пропитанной любовью
к детям, к людям с гордым званием Учитель, совершающим «ежедневный подвиг». Этот
подвиг заключается в способности совмещать умение воспитывать и давать знания, в
повседневном проявлении гуманизма, терпения, уважения, внимания и любви к ученикам, в
желании нести «свет знаний» нашему будущему – детям.
Может ли Учитель воспитывать, не давая знания, и давать знания, не воспитывая?
Обучающая деятельность Учителя всегда, хотим мы этого или нет, носит воспитательный
характер. Образование может быть начальным, средним, специальным или высшим, о
воспитании же так нельзя сказать. Оно или есть, или его вовсе нет. Воспитание человека
происходит на всём протяжении его жизни, а образование человек получает в определённый
период своей жизни, и встречает немало Учителей, которые оказывают большое влияние на
его воспитание, на становление его характера, на мировоззрение. В процессе обучения
учитель передает своему ученику частицу самого себя, а во многих случаях – и всего себя.
Поэтому, чем больше учитель обладает профессиональными знаниями и навыками, мерой
человеческого такта в поведении, тем больше положительного влияния он сможет оказать на
рост личности своего воспитанника. Таким образом воспитание и образование оказываются
нераздельно связаны, невозможны друг без друга, являясь «двумя сторонами одной медали».
Изначально учителю отводилась роль воспитания и образования учащихся. В рамках
введения ФГОС всё больше внимания уделяется технической составляющей
образовательного процесса школы цифрового века. Но, несмотря на новшества, воспитание
не ушло на второй план. Это отражено в концепции духовно-нравственного развития и
Что говорит Простакова о воспитании и просвещении (цитаты из ...
... слабее брюха. Образование, которое официально требовалось от «недорослей» в XVIII веке, сводилось к очень скромному ... к родным, к учителям, к слугам и т.д., но психологической глубины, свойственной образу г-жи Простаковой, в нем нет. Этого и не могло быть: Митрофана «упитывали», а не воспитывали, ... неприятностей, калеча судьбу юноши. При таком воспитании совершенно неудивительно, что сын растет трусом, ...
воспитания личности. Главным образом современное обучение и воспитание нацелены на
формирование всесторонне развитой личности, обладающей духовным богатством.
Время бежит, сменяются эпохи, требования, лишь роль Учителя в жизни каждого
человека остаётся столь же важной, как и прежде. Учитель должен сначала пробудить в
учениках жажду знаний, затем показать верный путь к их постижению и подать пример того,
что желаемое может быть совсем рядом, стоит лишь позаботиться об этом заблаговременно.
Но главная задача Учителя заключается в умении воспитать в учениках человечность и
доброту.