По информатике и ИКТ «Что такое культура инклюзии»

«Воспринимайте окружающих людей такими,

какие они должны быть».

(Рутт, психолог)

Инклюзивное образование — не просто модное веяние нашего времени, а естественный и закономерный этап в развитии системы образования вообще – и подходов к образованию особенных детей, обладающих специальными образовательными потребностями в силу ограниченных возможностей своего здоровья. Практически во всех развитых странах мира, принявших и реализующих этот новый образовательный подход, инклюзия рассматривается не только как подарок общества – некое образовательное благо для детей с ОВЗ, хотя и это – уже немало. Инклюзивное образование понимается и реализуется как благо для всех тех, кто таких детей учит, кто учится вместе с ними, кто воспитывает их в семье – и как шанс и для всего гражданского общества, получающего возможность на практике реализовать гуманистические ценности равных прав, свобод и достоинств каждого человека. В условиях модернизации современного образования, введения новых стандартов, стремления перевести сознание подрастающего поколения на духовно-нравственные ориентиры актуализируется идея гуманизации и равных образовательных возможностей. Именно идеи гуманизации, индивидуализации привели к появлению в новом Законе об образовании положения о праве ребенка с ограниченными возможностями здоровья и его родителей самостоятельно определять форму получения образования и образовательное учреждение. Еще один федеральный документ, требующий внимания, – это Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» (утверждена Президентом Российской Федерации Д.А. Медведевым 04 февраля 2010 года, Пр-271).

В нем был сформулирован основной принцип инклюзивного образования: «Новая школа – это школа для всех. В любой школе будет обеспечиваться успешная социализация детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов, детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся в трудной жизненной ситуации». Дети с ограниченными возможностями в определенном смысле находятся в несколько «оторванном» или отчужденном от основного коллектива мире. Многие дети, несмотря на усилия, принимаемые семьей, специалистами, обществом с целью их обучения и воспитания, став взрослыми, все-таки оказываются неподготовленными к включению в социально- экономическую жизнь. Поэтому успешно «включить» их в социум, создать универсальную безбарьерную среду, которая позволит обеспечить полноценное включение детей с ОВЗ в образовательное учреждение, подарить обществу полноправного члена и призвано инклюзивное образование. Актуальность развития инклюзивной культуры определяется пониманием современных тенденций в образовании, направленных на внедрение опыта инклюзивного образования, требующего реструктуризации культурно-образовательного пространства школы, обеспечивающей право каждого ребенка на полноценное образование вне зависимости от его адаптивных возможностей, личностных психофизических особенностей развития, национальности.

2 стр., 789 слов

Мой взгляд на современные подходы к обучению и воспитанию детей ...

... обучения детей с ограниченными возможностями здоровья. Изменение подходов к обучению и воспитанию детей с ограниченными возможностями здоровья (далее – детей с ОВЗ) направлено на формирование ... возможностей. Сегодня инклюзивное (включенное) образование понимается как процесс совместного воспитания и обучения лиц с ОВЗ и нормально развивающихся сверстников. В ходе такого образования дети с ОВЗ ...

Процесс образовательной и социальной адаптации учащихся с ограниченными возможностями находится на острие общественного внимания, это возможно при правильной организации воспитательно-образовательного процесса и должно рассматриваться как неотъемлемая часть федеральных государственных стандартов общего образования. Выготский писал, что «при всех достоинствах наша специальная школа отличается тем основным недостатком, что она замыкает своего воспитанника– слепого, глухого, умственно отсталого ребенка в узкий круг школьного коллектива, создает замкнутый мир, в котором все приспособлено к дефекту ребенка, все фокусирует его внимание на своем недостатке и не вводит его в настоящую жизнь». Проводя большую часть времени в кругу себе подобных, ребенок постепенно утрачивает шанс адаптироваться когда-либо к жизни в обычной социальной среде. Позднее такие дети сталкиваются с проблемами в освоении социального опыта, имеют нарушения в процессе социальных взаимоотношений. Таким образом, создать в школе единую систему ценностей инклюзивной культуры, или описать ее – непростая задача. Тем не менее, вне всякого сомнения, для инклюзивных школ векторы формирования инклюзивной культуры в направлении реализации принципов сопричастности, сотрудничества и равенства являются приоритетными. Для школ с инклюзивным подходом в обучении особенно характерна атмосфера тепла и заботы; это школа, где принимают каждого ученика. В таких школах сильно чувство принадлежности к коллективу, тесны социальные связи, здесь большое внимание уделяется заботе об окружающих. Инклюзивная культура не возникает спонтанно, а является результатом усилий по внедрению в школьную жизнь таких ценностей, как коллективизм и равенство.

Опыт показывает, что создание доступных школ и совместное обучение («включенное», или «инклюзивное» образование) способствует социальной адаптации инвалидов, их самостоятельности и независимости, а самое главное — изменяет общественное мнение к инвалидам, формирует отношение к ним как к полноценным людям, помогает «обычным» детям становиться более толерантными и научиться уважать другие личности, формирование инклюзивной культуры в школе способствует созданию безопасного, терпимого (толерантного) сообщества, разделяющего идеи сотрудничества, стимулирующего развитие всех своих участников; сообщества, в котором ценность каждого является основой общих достижений. Такая школьная культура создаёт общие инклюзивные ценности, которые разделяются и принимаются всеми новыми сотрудниками, учениками, администраторами и родителями/опекунами. В инклюзивной культуре эти принципы и ценности влияют как на решения в отношении всей школьной политики, так и на ежесекундную практику обучения в каждом классе. Развитие школы становится при этом постоянным и непрерывным процессом.

17 стр., 8268 слов

Влияние культуры на развитие личности. Культурное развитие личности

... примером мы доказали актуальность заданной темы. Цель данной работы – доказать, что культура действительно влияет на развитие личности и общества в целом. Для достижения указанной цели в курсовой работе ... норм и ценностей, а также и мир вещей, который был накоплен человеком и обществом за весь период своего развития. Однако мы сосредоточимся исключительно на духовной культуре личности и общества, ...

Создание инклюзивной культуры в школе способствует созданию безопасного, терпимого сообщества, разделяющего идеи сотрудничества, стимулирующего развитие всех своих участников; сообщества, в котором ценность каждого является основой общих достижений. Такая школьная культура создаёт общие инклюзивные ценности, которые разделяются и принимаются всеми сотрудниками школы, учениками, администраторами, родителями/законными представителями. В инклюзивной культуре эти принципы и ценности влияют как на решения в отношении всей школьной политики, так и на ежеминутную практику обучения в каждом классе. Развитие школьной инклюзивной культуры становится при этом непрерывным процессом. О каких же инклюзивных ценностях может идти речь? Прежде всего, это:

— признание ценности разнообразия людей;

— признание приоритетности принципов равноправия и коллективизма;

— открытость школы для всех учеников;

-развитие духа принадлежности коллективу школы у каждого участника школьного сообщества;

— признание ценности сотрудничества в противовес идеям развития конкуренции и соревновательности в практике школьного обучения.

Ценности приоритетов равенства, сопричастности, сотрудничества в аспекте формирования инклюзивной образовательной культуры в школе или дошкольном учреждении впрямую соотносится с основными принципами инклюзивного образования как социального и образовательного инновационного процесса, динамически развивающегося подхода, при котором ведущим является позитивное отношение к разнообразию учеников, а индивидуальные особенности воспринимаются не как проблема, а как возможность обогащения процесса познания. Выделим еще раз основные принципы инклюзивного подхода в образовании:

Инклюзия в образовании включает в себя:

— Признание для общества равной ценности всех учеников и педагогов;

— Повышение степени участия всех учеников школы во всех аспектах школьной жизни и одновременное снижение уровня изолированности некоторых групп учащихся;

— Изменение педагогических методов и технологий обучения таким образом, чтобы школа могла полностью соответствовать разнообразным потребностям всех учеников, проживающих рядом со школой;

— Анализ, изучение и преодоление барьеров на пути получения знаний и полноценного участия в школьной жизни для всех учащихся школы, а не только для тех, кто имеет инвалидность или особые образовательные потребности;

— Проведение реформ и изменений, направленных на благо всех учеников школы в целом, а не только какой-либо одной группы;

10 стр., 4583 слов

Школа диалога культур Библер, Курганов

... «философской логики культуры» B. Библера. Владимир Соломонович Библер Школа диалога культур - концепция целостного школьного образования, основанная на определенной логике и определенном понимании культуры; это проекция философии диалога культур В.С. Библера на идею школы. В названии этой ...

— Различия между учениками – это ресурсы, способствующие педагогическому процессу, а не препятствия, которые необходимо преодолевать;

— Признание роли школ не только в повышении академических результатов учащихся, но и в развитии социальных ценностей местных сообществ;

— Признание того, что инклюзия в образовании – это один из аспектов инклюзии в обществе.

Необходимо отметить, что процесс формирования культуры инклюзивного образовательного пространства и включения учащихся с ОВЗ в образовательный процесс не должен опираться на стремление или, тем более, принуждение учащегося с ОВЗ «быть как все», поскольку в этом случае он вступает в противоречие с правом «быть самим собой». Готовность общества к изменениям навстречу другому – важная предпосылка успешной инклюзии, и она должна воспитываться.