(франц. essai – попытка, проба, очерк), , небольшой прозаический текст, выражающий подчеркнуто индивидуальную точку зрения автора. Задачей эссе, в отличие от рассказа, является информация или объяснение, а не драматическое изображение или пересказ какой-либо жизненной ситуации . Эссе достигает своей цели с помощью прямого авторского высказывания, для чего не требуется создания ни вымышленных персонажей, ни связующего их сюжета. Тем не менее вряд ли следует абсолютизировать разницу между эссе и рассказом. Рассказы могут содержать в себе определенные элементы, близкие к эссе: авторские разъяснения, раскрытие предыстории отношений между героями, описания; одновременно и в отдельных эссе можно найти элементы повествовательности, даже персонажей.
Уолден, или Жизнь в лесу, Пробуждение холодным утром, Размышлений
Первым английским эссеистом в слова был Ф.Бэкон , написавший свои Опыты (1597) по-латыни, а затем переведший их на английский язык . Несмотря на то, что Бэкон писал о тех же, что и Монтень, предметах, его эссе весьма отличаются по форме от монтеневских. Большинство из них – небольшого объема и сосредоточены на какой-то одной теме. Написанные ясным, сжатым и очень метафоричным стилем, они полны той самой практической мудрости и точности, которой вполне можно было бы ожидать от политика и ученого. «Серьезное», или «формальное» эссе восходит к Дж.Мильтону . Из-под его пера выходили страстные призывы к разного рода социальным реформам, вроде установления более либеральной системы развода или введения системы гуманитарного образования. Самое знаменитое его произведение в этом жанре, Ареопагитика (1644), излагает аргументы в пользу свободы прессы. Главное в эссеистике Мильтона не столько чувства и впечатления автора, сколько сами излагаемые идеи. Эссе Д.Драйдена , как и мильтоновские, серьезны по тону и выдвигают вполне конкретные идеи. В них нет той же страстности и богатства аргументации, да и посвящены они главным образом литературным темам . Драйдена часто называют отцом критического литературного эссе.
Сочинение и эссе: в чём разница?
сочинение
Сочинение
Сочинение представляет собой письменный текст, содержащий мысли ученика на заданную тему. Прошли «Капитанскую дочку» – написали сочинение. Прочитали «Войну и мир» – получили темы для домашних сочинений. На уроке русского языка сочинение может быть связано с развитием речи: описание натюрморта или иной картины, рассказ о или о лучшем друге.
Сочинения об авторе труа
... дополнительного образования «Детско-юношеский центр» Сочинение на тему: Именно в труде, и только в труде, велик человек. обучающийся объединения «Языкомания» ... гордиться тем, что он русский. Позиция автора вполне понятна. Островский убеждён в том, что благодаря трудам творческих ... афоризмов написано известными личностями о труде! Только трудолюбивый человек, на мой взгляд, сможет стать успешным и в ...
Каждый учитель знает, какие моменты в сочинении подлежат проверке: тема по морфологии или лексике, понимание сюжета, художественного образа, системы персонажей. А ученик? Ученик знает, что если он напишет в сочинении-рассуждении о судьбе Ассоль про вертолёты и освоение Марса, он рискует получить двойку. Выход: использовать вертолёты и Марс как аргументы в пользу мечты и фантазии. И не уклоняться от заданной темы.
Итак, сочинение требует от вас ответственности, чёткого плана и следования теме. Сочинение – это не доказательство наличия у вас писательской жилки, не ваше личное обращение к читателю: вашим читателем будет педагог, и он терпеливо снесёт и многочисленные союзы причины и следствия.
Цель – объяснить свою позицию и донести логику рассуждений до адресата. Если вы находите, что Пьер Безухов глуп, а Долохов настоящий герой, вы должны доказать это. Если вам не нравится, что Лермонтов убил своего героя Мцыри, вы должны пояснить, почему это было ужасной ошибкой поэта. Если вы в восторге от принципов Печорина и хотели бы встретить его в жизни, приведите доводы в пользу его мировоззрения. В каждом случае подкреплением вашим мыслям будут уместные цитаты из текста.
Когда в сочинении появляются метафоры и эпитеты, выстраивается изящная композиция, проблёскивают искры юмора – сочинение приближается к литературе. Беда юного автора в том, что чем дальше отпускаешь фантазию на свободу, тем сложнее поймать её за хвост – и ускользают куда-то логика и пункты плана, а тема расплывается в стихийном творчестве. Вот тут вы оказываетесь на границе сочинения и эссе.
Сочинение – это продукт деятельности ученика. Эссе – продукт деятельности писателя, критика, философа. Первое – способ проверки знаний. Второе – произведение искусства.
Эссе – это литературный жанр, в котором автор раскрывает одну узкую тему в свободной художественной форме. В отличие от сочинения, эссе предполагает не ответ на проблемный вопрос и не жёсткий выбор позиции, а создание чего-то нового – нового взгляда, нового смысла, нового прочтения.
эссе
Какие особенности жанра эссе делают его таким особенным? Ведь эссе отличается не только от сочинения, но и от своих собратьев – других литературных жанров.
субъективность
Как видите, субъективность мешает эссе стать образцовым сочинением: когда вы пишете текст на заданную тему «И один в поле воин» по «Горе от ума», вы не можете отступить от текста Грибоедова. Как ни крути, мы приходим в этот текст за цитатами, основываем рассуждения на сюжете и не можем придумать действий героев, которых они не совершали.
предметом
Но что такое предмет эссе? Если вы описываете пару старых башмаков – это одно. А если вы через рассказ о паре старых башмаков ведёте разговор о бренности жизни, или о старости и красоте, или о творчестве Ван Гога – это другое. И оба текста при этом могут быть эссе.
*Напишите эссе с названием «Пара башмаков». Помните о небольшом объёме, конкретном вопросе и субъективности этого жанра. Возможно, в вашей работе вам помогут картины Винсента Ван Гога «Ботинки», «Пара кожаных башмаков», «Пара башмаков» (1886-1888 гг., названия картин переводятся на русский язык по-разному).
стилем
Доверительная интонация, простота, лёгкость восприятия.
Отрывок сочинения текста 8 букв
... СОЧИНЕНИЕ. Определите значение, в котором это слово употреблено во втором (2) предложении текста. ... широко распахиваются перед нами. (10)Раз после уроков я увидела, что кое-кто из ... корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву. ин_тенсивный препод_вание к_сательная к_нспектировать заг_релый 9. ... влияние на молекулярном уровне. ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ 8. Определите слово, в котором пропущена ...
Эмоциональность, художественность, яркость.
Точность, ясность, афористичность.
Свободное течение мысли не выходит из русла.
*Напишите сочинения на следующие темы:
Гарри Поттер – роман воспитания, Настоящий герой романа «Евгений Онегин», Портрет движения (по картине «Всадница» К. Брюллова), Слабый герой у Дж.Р.Р. Толкина, Зачем нужен Захар в романе «Обломов»?
*Напишите эссе, выбрав тему, связанную с этими предметами:
Школа чародейства и волшебства, Мой Пушкин
«Всадница» К. Брюллова
Путь к Ородруину, Диван, халат и кулебяка
Цели : знакомить с особенностями публицистических жанров; развивать умения работать с текстом, совершенствовать
навыки создания собственного текста в заданном стиле.
Тип урока : усвоения новых знаний.
Методы :исследовательский, создание эмоционально-нравственных ситуаций, письменный самоконтроль, выработка и совершенствование усвоенных навыков.
Ход урока
1. Этап организации совместной деятельности по освоению материала урока.
Доклад подготовленных учащихся о результатах мини-исследования по теме урока (с. 272–291, учебник).
Материал для учителя .
Эссе
В эссе отражается оригинальный взгляд на предмет, интересные мысли. Для него характерна образная и афористичная речь. В этом прелесть и трудность жанра. Эссе можно назвать прозаическим этюдом, отличающимся свободной, индивидуально-авторской трактовкой темы и отточенностью формы.
Вероятно, можно отнести к эссе тургеневские стихотворения в прозе, лирические отступления в «» Н. В. Гоголя, фрагменты из «Героя нашего времени» М. Ю. Лермонтова, где Печорин размышляет над странностями своего характера.
эссе по форме представляет собой рассуждение-размышление.
Отзыв
(спектакле, фильме и др.
Рецензия
В рецензии на книжное издание обычно даются его библиографическое описание, о содержании, общественной проблематике, стиле произведения, критическая оценка произведения. («Литературный энциклопедический словарь».)
Рецензия:
- дает анализ произведения, указывает на его общественную значимость;
- оценивает речевое произведение, мастерство писателя;
- представляет собой единство аналитической мысли и глубокой внутренней убежденности критика;
- сочетает концептуальные и эстетические критерии оценки.
этических правил
1. Работа рецензента требует большого труда и серьезной подготовки: необходимо освежить свои знания по теме, вникнуть в суть излагаемого материала, обратить внимание на все стороны сообщения.
2. По ходу чтения рецензенту следует делать краткие замечания, которые помогут восстановить в памяти подробности исходного текста.
3. Проверить все цифры, даты, имена, приведенные автором.
4. Рецензия должна быть деловой, конкретной, доброжелательной.
6. Мнение рецензента не должно зависеть от личных отношений.
(если они даже правильны по существу)
8. После чтения рецензент должен побеседовать с автором, кратко сообщить ему свой отзыв о сочинении.
(сочинения, спектакля, фильма)
В рецензии используют публицистический или научный стиль речи.
По типу речи рецензия
Рецензия похожа на отзыв и эссе, но отличается от них как по содержанию, так и по форме. Содержание рецензии составляет анализ произведения ; содержание отзыва – общая оценка произведения ; содержание эссе – впечатления и раздумья его автора , вызванные восприятием произведения.
Более жесткие требования предъявляются и к форме рецензии: в отличие от отзыва и эссе она пишется по определенному плану, в ней обычно используется книжная, часто научная речь, сдержанная по тону, лишенная особой экспрессии.
Как строится научная рецензия.
ПАМЯТКА
Рецензия строится по определенному плану
Клише |
|
1. Вступление. Чему посвящено произведение. |
…посвящено рассмотрению вопроса… решению вопроса… проблеме… …написано на актуальную тему …затрагивается тема (вопрос) |
произведения. |
2. Центральная часть.
Каково основное содержание произведения; |
В центре внимания (находятся)… Главные усилия направлены… |
основные проблемы … |
по существу, одну задачу… …отмечает (что?) …описывает (что?) …касается (чего?) …обращает внимание (на что?) …напоминает (о чем?) …анализирует (что?) |
Постараемся теперь объяснить… Необходимо остановиться на… Особо хочется выделить… Приведем пример… Наконец, можно еще отметить… Достоинством…является… |
|
Есть ли недостатки, в чем они заключаются |
К сожалению, работа не лишена недостатков… К существенным недостаткам, на наш взгляд, относятся… |
3. Заключение. |
Работа завершается… В заключение отметим… |
Слова-синонимы, Рассказывать, Понравиться, Интересный, Исключительный
Выделить – особо отметить, подчеркнуть.
План выборочной рецензии.
1. Была ли удачной вступительная фраза?
2. Были ли связующие элементы между вступлением и основной частью?
3. Есть ли в ответе обобщение-концовка? Удачна ли она в языковом отношении?
4. Были ли нарушения последовательности?
5. Удовлетворены ли вы количеством и качеством примеров?
6. Был ли ответ развернутым? Использованы ли сравнения?
7. Были ли приведены основания сравнения?
2. Этап первичной проверки понимания изученного.
Задание : разделитесь на две группы – «рецензентов» и «стенографистов»: первые, слушая ответ товарища, подбирают материал для анализа ответа; вторые воспроизводят ход ответа, отметив все особенности устной речи отвечающего.
3. Этап закрепления и применения изученного.
Задания для учащихся «Проверь себя»:
1) Повторение требований к сочинению на ЕГЭ по русскому языку:
(в той или иной форме)
(прокомментировать проблему текста)
– сделать обоснованную оценку текста; опираясь на жизненный или читательский опыт, выразить и аргументировать свое мнение по одной из проблем, поставленных автором текста.
Напоминаем ученикам о том, что сочинение должно быть логически стройным, безупречно грамотным.
(используются те вопросы и задания, которые предлагают авторы учебника)
Слово учителя .
Д. Гранинродился в 1919 г. в семье лесника. Перед самой войной, в 1940 г., он окончил Ленинградский политехнический институт, работал в . В 1941 г. добровольцем ушел защищать Ленинград, воевал на Прибалтийском фронте, закончил войну в Восточной Пруссии командиром роты тяжелых танков.
После войны восстанавливал разрушенное в блокаду энергетическое хозяйство Ленинграда, трудился в НИИ, учился в аспирантуре.
В 1954 г. вышел в свет его роман «Искатели», принесший автору громкий успех. Затем был создан еще один роман – «Иду на грозу», продолживший тему «Искателей». Автор убедительно отстаивает в своих произведениях достоинство науки, сосредоточивает внимание на нравственных основах научного творчества, поэтизирует бескорыстных героев, одержимых поиском.
Позже Д. Гранин написал целую серию документальных произведений об ученых. А в 1987 г. появилась документальная повесть «Зубр», продолжившая всё ту же тему одержимости ученых и правды научного творчества.
Вопросы нравственности, честности, чистоты продолжают волновать Д. Гранина и сегодня., Чтение текста статьи Д. Гранина, определение темы, идеи, его проблематики.
(Тема милосердия – ведущая тема текста. Об этом свидетельствует заглавие статьи. Автор размышляет над проблемой гуманного отношения людей друг к другу, с горечью показывает, что безразличие людей к ближнему может привести к фатальным последствиям, и финальная часть текста является своеобразным авторским воззванием – беречь в себе «способность откликаться на чужую боль».)
Обсуждение вопросов , данных в упражнении:
а) Является ли этот текст рассуждением? Назовите основные признаки текста и этого типа речи, докажите свое мнение.
Тип текста – рассуждение с элементами повествования и описания.
б) Определить стиль данного текста.
Это текст , так как главное его назначение – «информирование, передача общественно значимой информации с одновременным воздействием на читателей, убеждением их в чем-то, внушением им определенных идей, взглядов, побуждением к определенным действиям, поступкам». Логичность, образность, эмоциональность, оценочность, призывность – черты публицистического стиля – характеризуют текст Д. Гранина.
в) Каков основной тезис данного текста? Какие аргументы используются для доказательства? Достаточно ли их? Каков вывод? Согласны ли вы с этим выводом?
г) Выпишите слова и обороты, которые, на ваш взгляд, особо точно и выразительно передают мысли и чувства автора.
Обсуждение отдельных моментов, связанных с написанием сочинения по данному тексту:
3) Работа над написанием сочинения в выбранном учеником публицистическом жанре.
Вот один из примеров.
«Милосердие… «Как же так получилось, что чувство это у нас заросло, заглохло, оказалось запущенным?” – над этим вопросом Д. Гранин рассуждает в своем тексте. А действительно, почему в наше время по-настоящему гуманных людей становится всё меньше и меньше?
В самом начале статьи автор рассказывает о беде, произошедшей с ним в центре города около семи часов вечера. Он шел по улице, поскользнулся и упал. Упал неудачно. Истекая кровью, плохо соображая, кое-как поднялся. Но что самое печальное: никто ему не помог, хотя народу на улице было немало…
Прочитав этот текст, задумалась: «А как бы я, будучи прохожей, поступила в тот момент?”. Удивительно, но однозначного ответа дать не смогла.
Во-первых, в наше «неспокойное” время доверять первому встречному нельзя, ведь кто знает, что у него на уме. Однако, во-вторых, а если человек нуждается в срочной помощи и поддержке, кто же ему должен оказать эту помощь и поддержку, если не мы, люди?!
Добрым примером здесь, я думаю, могут служить доноры, которые почти безвозмездно отдают свою кровь больным, находящимся на грани жизни и смерти. Или организаторы приютов для бродяг – людей потерянных, оказавшихся на самом дне жизни, нуждающихся во внимании милосердных, добрых граждан.
Однако с сожалением надо отметить, что принадлежащих к группе «бессердечных”, равнодушных, живущих только для себя не так уж мало, потому Д. Гранин отмечает «убыль милосердия в нашей жизни” и с горечью подытоживает: «Если это чувство не употребляется, не упражняется, оно слабеет и атрофируется”».
Сочинение – это творческая работа по заданной теме. Она может быть выполнена как повествование, рассуждение, описание или анализ , эстетических концепций, литературных образов.
Эссе – это разновидность очеркового жанра или же вид творческой работы, которая представлена в форме аргументированного рассуждения и отражает субъективную авторскую позицию по отношению к определенной общественно-значимой проблеме морально-этического, социального, культурно-исторического, научного плана.
В чем же разница между сочинением и эссе?
Разница между сочинением и эссе заключается, в первую очередь, в цели написания.
Цель написания сочинения – развитие навыков письменной и устной речи, которые связаны с умением:
- формулировать свои суждения по проблемным вопросам;
- излагать мысли в ;
- анализировать отдельные факты, явления или фрагменты текста;
- обобщать и делать выводы.
Сочинение по способу речевой организации может относиться к одному из самых распространенных в школьной практике видов творческих работ:
- повествованию;
- описанию;
- сравнительной характеристике образов;
- рассуждению проблемного характера;
- анализу художественного текста.
В структуру сочинения входят вступление с обоснованием важности темы, основная содержательная часть, а также заключение. Эссе по форме и содержанию соотносится с сочинением-рассуждением, но перед его автором стоит более трудная задача: побудить читателей к размышлению, а также благодаря яркости и убедительности изложения вызвать у них эмоциональный отклик на прочитанное.
Как и любой вид сочинения, при написании эссе необходимо творческое осмысление темы. Однако самое главное в нем – это авторская позиция, личное понимание проблемной ситуации, а также способов ее решения, которое основано на знании материала и своем интеллектуальном опыте. В эссе требуется четкое проблемы, в изложении которой очень важны авторская аргументация и элементы самостоятельного анализа.
Композиция эссе в произвольной форме позволяет применять в построении фраз разные приемы, которые усиливают воздействие на читательское восприятие: антитезу, инверсию, ассоциативные ряды, иронию, метафорические обобщения и прочие виды иносказания.
В эссе позволительно употреблять предположения, риторические вопросы, фразеологизмы. Они придают речи автора и экспрессивность. В заключительной части эссе не всегда содержится вывод.
Теперь вы знаете, чем эссе отличается от сочинения.
Художественно-публицистический жанр эссе интересен тем, что дает автору неограниченную возможность самовыражения. В современные входит обучение написанию эссе. Это вид творческой работы, в которой требуется умение высказывать собственное суждение по актуальной теме.
Определение
Эссе – разновидность очеркового жанра или вид творческой работы, представленной в форме аргументированного рассуждения и отражающей субъективную авторскую позицию по отношению к общественно значимой проблеме социального, морально-этического, научного, культурно-исторического плана.
Сочинение
Сравнение
Прежде всего, в цели написания.
Цель сочинения как одного из видов творческой работы – развитие навыков устной и письменной речи, связанных с умением формулировать собственные суждения по проблемным вопросам, анализировать отдельные явления, факты или фрагменты текста, излагать мысли в логической последовательности, производить обобщения и делать выводы.
По способу речевой организации сочинение может относиться к одному из наиболее распространенных в школьной практике типов творческих работ:
- описанию;
- повествованию;
- рассуждению проблемного характера;
- сравнительной характеристике образов;
- анализу художественного текста.
В структуру сочинения должны входить вступление с обоснованием актуальности темы, основная содержательная часть и заключение.
Эссе, как и любой вид сочинения, требует творческого осмысления темы, но самое важное в нем – авторская позиция, личное видение проблемной ситуации и способов ее решения, основанное на знании материала и собственном интеллектуальном опыте. В эссе необходимо четкое определение проблемы, в трактовке которой принципиально важна авторская аргументация с элементами самостоятельного анализа.
Произвольная композиция эссе позволяет использовать в построении фраз различные приемы, усиливающие воздействие на читательское восприятие: инверсию, антитезу, ассоциативные ряды, метафорические обобщения, иронию и другие виды иносказания.
В эссе уместно употребление предположений, , фразеологизмов. Они придают речи экспрессивность и стилистическую выразительность.
Заключительная часть эссе не всегда содержит вывод.
Выводы сайт
- Эссе – художественно-публицистический жанр или вид творческой работы с произвольным композиционным построением. Сочинение – творческая работа на заданную тему, имеющая четкую структуру с обязательным вступлением, содержательной частью и заключением.
- В эссе отражается субъективная авторская позиция относительно затронутой в теме проблемы. В сочинении эта тема подвергается объективному анализу.
- Форма сочинения зависит от его типа: повествования, описания, рассуждения, или анализа художественного текста. Форме эссе свойственно рассуждение с элементами анализа.
- Цель эссе – побуждение читателей к размышлению. Сочинение развивает навыки устной и письменной речи.