Хочешь, я открою для тебя… музыку?

В наше стремительное время невозможно не чувствовать ветра перемен. Мир шагает семимильными шагами вперёд к новым открытиям и свершениям. Поток новейших технологий захлестнул человеческую жизнь, требуя духовного, мыслительного, креативно-созидательного соответствия и дальнейшего продвижения. Началась эпоха культуры личности, которой мало энциклопедических знаний и вызубренных назубок урочных заданий. Она должна вырасти и жить в режиме развития и самоконструирования, исследования и работы на результат, декларируя неравнодушие к своей судьбе и судьбе своего государства.

До сих пор многие даже очень хорошие учителя не могут осознать, чем плоха была старая добрая советская школа, чем она так провинилась перед обществом, что теперь требуется кардинальная перемена методических подходов, свежее наполнение дидактического банка и разработка новых приёмов проведения уроков и внеурочных мероприятий.

Ответить на этот вопрос просто: всему своё время! Настала пора партнёрских отношений, в которых один (более опытный) научит другого (менее опытного) глубоко исследовать научный вопрос, решить проблемную ситуацию, прийти к результату деятельности, и тем самым научиться продуктивно жить дальше. Иначе мы рискуем остаться без новейших открытий, интересных идей и технологий, и как следствие, – без какого-либо прогресса. Неужели это та судьба, которую каждый представляет себе перспективой для наших детей и государства? Конечно же, нет!

Так каким же должен быть учитель музыки XXI века?

Современный учитель музыки – это Человек и Профессионал, Гражданин и Патриот, Педагог и Музыкант, Просветитель и Учёный, Поэт и Композитор, Исполнитель и Слушатель, Психолог и Философ, Инициатор и Творец, Управленец и Подчинённый, Ученик и Учитель, Пользователь и Технолог, Исследователь и Проектировщик, Авторитет и Лидер.

Возможно, дойдя уже до середины списка, кто-то из читателей гневно нахмурит брови – не велика ли нагрузка, и не слишком ли идеальным выписан образ учителя!?.. Но не нужно торопиться!

Разве, идя на курсы повышения квалификации или получая дополнительное образование, мы не рассчитываем на встречу с интереснейшими энергичными людьми от науки или своими «продвинутыми» коллегами, разве не хотим услышать что-нибудь новое, увлекательное, методически и технологически отличное от того, что слышали уже много раз?! Разве не стремимся мы обогатить нашу жизнь событиями, которые заставляют нас остановиться, задуматься, переосмыслить свои позиции, пересмотреть планы, проанализировать результаты своей педагогической и человеческой деятельности? Разве сами мы любим тратить драгоценное время, с трудом выделенное нами на самосовершенствование, на контакт с посредственностями, полными равнодушия и душевной пустоты?

2 стр., 541 слов

Учитель в моей жизни материал

... … Этого человека нет в живых, но он есть в моей памяти, в моем сердце, в моей работе… Я возвращаюсь к ... помог мне с подготовкой к поступлению в Казанский государственный педагогический университет. Я искренне благодарна судьбе за то, что такой учитель в моей жизни был… Нет, не был, а есть ...

Но ведь наши дети хотят того же: общаться в школе с наставниками – универсалами, мастерами своего дела, людьми с большой буквы, которые приведут их к вершинам личностного успеха и научат любить учиться, проносить развитие через всю свою жизнь и прививать это качество своим детям. Только находясь рядом с человеком, поднявшим высоко духовно-нравственную планку можно вырасти самому, стать профессионалом, научившись у профессионала, ощутить себя творцом, будучи рядом с создателем, раскрыть талант, восхищаясь талантом своего учителя. И тогда наша школа превратится в креативное пространство, из которого будут выпускаться личности, готовые учиться, меняться, принимать решения в разных ситуациях вплоть до нестандартных, брать на себя ответственность за эти решения и понимать свою роль в общемировом пространстве.

Учитель музыки, как и любой другой предметник, кроме педагогических умений и навыков должен иметь специальную подготовку: владение музыкальным инструментом, мастерство вокалиста, обладание знаниями языка дирижёрского жеста, теоретическая подкованность сольфеджиста и музыкального литератора, практика чтеца и любознательного исследователя. Все узкие музыкальные специальности и прогрессивные педагогические технологии должны слиться в общее умение вести урок музыки в школе на современном уровне.

Кроме того, жизнь современного учителя музыки высокой квалификации просто невозможна в отрыве от информационного пространства.

Даже в самых далёких уголках нашей огромной страны, в самых маленьких и ещё недостаточно оборудованных сельских школах благодаря государственной программе появился интернет. А, значит, у каждого учителя музыки есть волшебная шкатулка с материалами для своих уроков: аудио и видеофайлами, фильмами-операми и балетами, мюзиклами, нотным материалом и портретными изображениями, презентациями, репродукциями шедевров изобразительного искусства и программами для смарт-доски. Нужно только одно – большое желание это использовать и научить детей искать, находить, систематизировать и, присваивая знания об искусстве, научиться его любить и передавать эту любовь последующим поколениям.

Последние исследования общемировых педагогических тенденций показали, что по сравнению с представителями других стран, наши ученики сильны в фундаментальных знаниях, но слабы в решении практических вопросов, нестандартных ситуаций, генерировании идей.

В связи с этим стоит задуматься о глобальной реорганизации школьной методологии, том числе и применении продуктивных методов на уроке музыки.

Такие методы критического мышления как мозговой штурм, парная работа, двухчастный дневник, дебаты, «телеграфный» опрос позволяют организовать продвинутую современную обучающую среду. Графические методы типа «Колесо идей», «Кластер», «Инсерт», «Синквейн» и другие связаны с развитием нелинейного типа мышления, задействуют оба полушария мозга и научают ребёнка выбирать, анализировать, детализировать, структурировать и резюмировать информацию, сопоставлять новый материал с ранее изученным, вырабатывать идеи и учиться исследовать проблемы.

29 стр., 14016 слов

Развитие умений у младших школьников слушать и слышать музыку

... по развитию умений у младших школьников слушать и слышать музыку. В основу нашего исследования была положена гипотеза : мы предполагаем, что музыкальные занятия способствуют повышению уровня умений у младших школьников слушать и слышать музыку, если учитель музыки: ...

Организатором и помощником обучающихся в активной творческой работе на уроке и во внеурочных условиях является учитель, координирующий творческий процесс, создающий эмоциональную поддержку, компетентно планирующий каждый урок как мини-открытие.

Как известно, люди не любят эпоху перемен, но именно в это время можно сделать себя и своих учеников лучше, выше, духовней ради себя самих, ради будущих поколений и процветания своей страны.

Поздравим друг друга – перед нами столько целей для выполнения, что не хватит целой жизни! Мы принадлежим профессии, которая требует, чтобы мы не просто учили, но и постоянно учились сами! А с учителями, которые много знают, умеют и многого хотят, и при этом профессиональны и человечны, всегда будет здорово и интересно детям!

Откройте ученикам дверь в большую страну Музыку, научите понимать её, любить её, сопереживать ей и тогда из школьника вырастет Человек, умеющий понимать, любить и сопереживать в жизни людям!

К вершинам творческих свершений! Вперёд, только вперёд!