Казачата в них катались на салазках,
Ели пышки с каймаком и салом.
Было все родное в мире этом,
Будто в нем и я жила когда-то,
Мне знакомы были казачата-дети,
Спавшие за печкой на полатях.
Жили-были 5 сестричек-невеличек.
Их на счастье мама родила.
Мал- мала! Красивые на личики!
Да беда, что мужа ими подвела!
Их батянька в службе был казачьей.
На побывку приходил домой, бывало,
Хоть и рад он был семье «девчачьей»,
Казачонка ему очень не хватало!
«Кажный год» опять рождалась девка!
Дед Абрам серчал, ругался, злился!
И терпя все свёкровы издевки.
Пред иконою в углу сноха молилась:
«Боже, столько ртов…И без надела»
Землю не делили на девицев!
«Ништоль девок я сама хотела?
Попусти, Господь, и казаку родица.»
Но в работах забывались енти споры.
Все при деле у Абрама, даже дети.
За войну все чаще заводили разговоры,
И за то, что наши казаки воюют где-то.
Был у них курень казачий с галереей.
На базу быки, каретник и лошадки,
Полно птиц с красивым оперением.
Все хозяйство деда строгого порядку.
Снохи — в поле! И сынЫ пахали тоже!
Да и сам ходил за плугом дед Абраша,
Бубоня себе под нос: « Господь, поможет!
Дасть нам вдоволь хлеба исть и каши!»
Торговать с обозом ездил аж в столицу.
Баловал гостинцами внучаток кротких:
Привозил им пряников, платочков, ситцу…
Будто чувствовал: останутся в сиротках!
Не вернулся с той войны казак-батяня,
А лежать в земле остался на чужбине.
И как только «Черный ворон» кто затянет,
Голосила мать об убиенном сыне.
Горевала об убитом муже молодая,
Из жалмерки враз вдруг ставшая вдовою.
Двадцать лет, а уж совсем коса седая!
Чуть с тоски не повредилась головою.
Только Верой в Бога, силой от природы
Гриппочка спасла себя и дочек славных.
Кровь текла в ней казаков Попова рода:
Дед Иван служил при храме православном.
Бог принял с детьми вдовицу в попеченье,
Свекор отделил ей малый флигилишко.
Старшую Танюшку отдала в ученье,
С детками перебралАсь в «свою домишку».
Бабе –то одной житье тянуть несладко:
Ну- кась, потягайся силой с казаками!
Ночкой поревет, бывало, для порядку,
Роль детской литературы в воспитании детей
... литература особенно бедна книгами для воспитания , т. е. как учебными , так и литературными детскими книгами » Начальные педагогические требования Белинского - уважение к ребенку , развитие его индивидуальных особенностей . Он ... и т. п. ; если бы эти предметы были изложены не только в порядке , но и в ученой системе , а в тексте ни слова не упоминалось ...
Ну а дальше — в поле иль в обоз с возами!
В скорости Царя Российскаго низвергли.
Жизнь совсем другая тут уж наступила:
Позакрыли все церква и Боженьку отвергли.
К власти на Дону пришла от беса сила.
Клич подали: все, мол, люди- братья!
Утянули с база птицу, увели скотину,
Растащили с куреня сундук, кровати,
Шальки, одеяла, шубы и перины.
В курник влезли — яйца все попили.
Все добро чужое на себя надели.
Стариков прикладами по спинам били-
Сразу расстрелять уж не посмели.
И пришлось Танюшке завершить ученье.
Три зимы всего-то в школу походила!
Тут уж голода пошли да одно мученье,
В няньках у людей за детьми следила.
Не было обувки, в рвань была одета.
Зиму всю за печкой с сестрами сидели.
И молила Бога: «Побыстрей бы лето!
Мы тогда бы супа с крапивы поели!»
Вот такое детство было у Танюшки…
***
Бабушка закончила сказку – житиё.
Я лежу-не шелохнусь на своей подушке,
Догадалась сразу: сказка про нее.
***
Уж давно на свете бабушки не стало.
Вот и я достигла возраста ее,
В эти же лета она насочиняла
Про свое несказочное горькое житье.
24.01.2016.