Смех, помогая переосмыслить прошлое, позволяет понять настоящее и найти возможные пути выхода из культурного кризиса современности. Особенно актуальным это является для современной России, где интенсивные социокультурные изменения вызывают, наряду с серьезной критикой политического научно-теоретического характера, мощную смеховую реакцию, которая позволяет значительным, если не всем, слоям российского общества определить свое отношение к ним.
В современном состоянии российского общества, которое характеризуется размытием общепринятых ценностных ориентиров, важность диалога со смеховой культурой перспективна, так как именно смех во все времена был хранителем здоровья нации, он сохранял некие исконно человеческие идеалы.
Обращение к этим идеалом как нельзя более важно и ценно именно сейчас, когда «на поверхность вышел вопрос о национальной специфике культур, усилился исследовательский интерес к национальному менталитету культуры, лежащему в основе каждой национальной культуры типа рациональности, к национальным образам картинам мира».
Таким образом, изучение природы смеховой культуры, в том числе русской, проникающей во все сферы человеческой жизни, делает актуальным ее осмысление в качестве междисциплинарного объединяющего феномена, которому присущ универсальный мировоззренческий характер, что делает его, в свою очередь, одним из ценных свидетельств культуры человека.
Объект и предмет исследования.
Объектом исследования является менталитет русского народа.
Предметом исследования является русская средневековая смеховая культура.
Историография проблемы.
Д. С. Лихачевым, Ю. М. Лотман, В. Я. Проппа
Целью данной работы является:
исследование основных черт российского менталитета на материале русской смеховой культуры (XI — XVII вв.), анализируя ее различные аспекты и культурно-эстетические традиции, повлиявшие на формирование менталитета.
Исходя из поставленной цели, необходимо решить следующие задачи :
- проанализировать круг источников, посвященных изучению понятий менталитета смеховой культуры.
- определить историко-культурную заданность смеховой культуры.
- выделить основные особенности формирования смеховой культуры Древней Руси.
- обозначить устойчивые архетипические черты российского менталитета, исходя из анализа творчества скоморохов и смеховой куьтуры, которая проявилась в литературе Древней Руси.
Методология
- абстрактно-теоретического и конкретно-исторического анализа.
- метода историко-культурного генезиса.
- метода конкретного историзма.
14 стр., 6839 слов
Проблемы формирования, развития и правовой культуры общества ...
... формирования и правовой современного российского , нормы юридически оформляющие процессы и правореализационная практика, а опубликованные научные по теме . Цель исследования - комплексный анализ и прак проблем формирования, и культуры в РФ. ...
Новизна исследования, ГЛАВА 1.
Особенности
1.1 Историко-культурная заданность смеховой культуры
Способности к смеху — вот качество человека, наиболее, пожалуй, загадочное для исследователей гуманитариев и, в том числе, историков. Даже на вопрос, что такое смех, невозможно ответить однозначно, но тот факт, что это явление не просто физиологическое, а тесно связанное с общественным выражением человека, не вызывает сомнений. Поэтому не прекращаются попытки создать единую концепцию смеха, объяснить феномен с психологической и культурологической позиций. Для нас такие попытки важны особенно потому, что смех во многих своих проявлениях является важной составной частью культуры. В фундаментальных культурологических трудах раскрывается феномен смеха именно через его изучение в контексте историко-кльтурной заданности.
М. М. Бахтин
Смех раскрывает существование неофициального мира — праздничного, материально-телесного.
Д. С. Лихачева
В различных культурах смеху отводились определенные моменты, когда он опрокидывал официальный порядок и становился полновластным хозяином в мире (карнавалы, скоморошеские праздники и др.).
«На протяжении всего года были рассеяны островки времени, ограниченные строгими праздничными датами, когда миру разрешалось выходить из официальной колеи» Там же С. 24. Были специальные служители смехового мира — люди, которым было позволено быть смешными, смеяться или смешить (шуты, скоморохи, балагуры, дураки, юродивые и др.).
Л. В. Карасев
Однако христианский мир вовсе не был так однозначен относительно веселья и смеха. Достаточно вспомнить карнавалы Средних веков. В чем же выразилась эта неоднозначность?
М. М. Творчество, Аверинцев С. С., С. С. Аверинцев
В качестве примера подобного развенчания исследователь, в том числе, указывает на осмеяние Христа перед распятием. По концепции Аверинцева, главное в смехе — освобождение. Агрессивность же и «натуральность» карнавализации свидетельствует об архаичности общества.
Д. С. Лихачева, Ю. М. Лотманом
Большинство отечественных ученых традиционно полагают, что история русской культуры от ее начала до XVII века является ареной борьбы языческого и христианского мировоззрений, смеха и слезности, телесного и душевного идеалов. В этой борьбе формировалось русское самосознание с нравственно-духовными и эстетическими ценностями, определившими жизнь человека не только в древности, но и в обществе XVII века и последующих веков.
Последнее, безусловно, претерпели значительные культурно-исторические изменения, однако традиционная преемственность здесь сохранилась. Чтобы ее понять в смеховой культуре Древней Руси целесообразно выделить ряд основных направлений, базовых в ее развитии.
Это, во-первых, праздничная жизнь, характерная и для языческой и для христианской культуры, которую невозможно представить без веселья и смеха. Вместе с тем, здесь существуют и различия. Так, языческая смеховая культура основана на архаичном, откровенно телесном смехе, а православная вобрала в себя традиционную народную культуру обрядового смеха, особым образом — символически — ее переосмыслив и приспособив к потребностям христианства.
Викинги : жизнь, быт, культура, связь с русской нацией
... Поэтому именно аристократы и их младшие отпрыски были настоящими викингами. "Быть викингом" означало в сопровождении своих сподвижников отправиться в далё ... в атмосферу этих ярмарок свои привычки и обычаи и культуру. Они меняли серебро, шёлк, вина и мечи на ... по себе кошмарную память. Даже в ранней юности мальчики - викинги, что поощрялось, должны были проявлять боевой дух согласно заветам " ...
Во-вторых, следует обратить внимание на индивидуальный, маргинальный смех личности, профессионально стоящий вне общества, но, тем не менее, обществом востребованный, а именно: смех скоморохов (телесный, языческий) и юродивых (духовный, христианский).
И, в-третьих, это назидательная сатира и сатирические тенденции в ранней христианской культуре.
1.2 Праздничная
Во все эпохи в жизни любого народа праздникам отводилась огромная роль. Потребность в праздниках присуща человечеству с самых ранних времен. Homo sapiens, по всей видимости был одновременно и homo ludens — человеком играющим, и homo firiens — человеком празднующим.
Важность и необходимость праздников доказана той ролью, которая отводилась им на протяжении истории. Праздники сопровождали наиболее значимые, существенные моменты и периоды природных циклов и жизни коллектива, будь то государство, народ, религиозная община или семья.
Нельзя забывать о том, что праздник социальное и культурное явление, в котором соединены две тенденции: возврата, неподвижности и обновления, динамики. Праздник одновременно ориентирован на прошлое и устремлен в будущее. Праздник исконно связан с традицией, всегда опирается на апробированное, устоявшееся, постоянно стремится к возрождению и актуализации традиционного. Однако, по природе своей нацеленный на обновление, на будущее, он всегда находится в оппозиции к той же традиции, способствуя ее развитию и обогащению. Поэтому праздник в значительной степени ритуализирован, обряден, но никогда не сводится к ритуалу или обряду, оставляя место новому, непредусмотренному, свободе проявления и сознательному выбору.
А. Ф. Русские
Знакомство с древнерусской смеховой культурой позволяет утверждать, что она прошла, по крайней мере, два этапа своего развития.
Первый, языческий этап русской смеховой культуры, связан с архаическим ритуальным смехом, абсолютизирующим телесность; второй, православный, характеризуется уже двойственным смехом, соединяющий в себе, как древние дохристианские, преимущественно телесные традиции. Так и духовно ориентированные каноны православия.
Архаический обрядовый смех является исторически первой парадигмой развития смеховой культуры, характерной практически для всех народов мира в доцивилизованный период.
Б. А. Язычество
В этой символике прослеживается рождение и дальнейшее вычленение таких моральных ценностей, как близость к природе, чувство родной земли, патриотизм, трудолюбие. Древние славяне глубоко чувствовали серьезность этих ценностей, которые согревали, веселили их души, и вместе с тем, славяне позволяли себе над ними посмеяться, временно, как праздничное нарушение обычного хода трудовых работ, вывернув из наизнанку: «Одной из характерных черт святок и масленицы является ряженье, одевание тулупов шерстью вверх, ношение звериных масок и шумные карнавальные пляски в домах и на улицах. Рядятся в медведя, коня, быка, козу, гуся, журавля. Во время сборищ поют самые разнообразные песни из всего годового репертуара…» Там же. С. 300. В собрании М. Забелина «Русский народ, его обычаи, обряды, придания суеверия и поэзия» подчеркивается маскарадная сторона русской масленицы, рассматриваемая как «подражание римскому карнавалу». Мнение о карнавальной природе русского праздника исконно ничуть не противоречит его мрачным сторонам, столь привычным для старинной русской жизни. Другие авторы опровергают возможность определения (изображения) русского праздника как карнавального хронотопа — беззаботно-радостная атмосфера последнего несовместима с обстановкой русской жизни, сцены из которой столь же часто завершаются преступлением границ меж жизнью и смертью. Русский праздник, действительно, имел свою специфику, но, совпадая и, одновременно, не совпадая в своих сущностных чертах с карнавальным хронотопом, он органически входит к такую важнейшую сферу русского менталитета, как воля , предполагающая преступление всех и всяческих границ.
Маленького человека в современной жизни. : тema «маленького человека» ...
... ли ошибемся, если скажем, что с творчества Н. Гоголя образ «маленького человека» начинает свое шествие по страницам произведений русской классики XIX века. Не случайно цикл повестей в ... любым способом? В современном мире все чаще выбирают последнее. Да, человек создан для счастья, по словам Короленко, как птица для полета. И даже самый «маленький человек». Судьба любому ...
Праздник и праздничный смех — это иная сторона суровых будней и, вместе с тем, это реальная сторона полновесной и полноценной жизни. Аграрный цикл (посев — жатва) и круговорот времен года приводят к представлению о вечно умирающих и вечно воскресающих богах (таковы, например, Ярило и Купало, чучела которых ежегодно сжигались под общий смех и шутки, подозревающие будущее воскрешение).
С. В. Максимов, С. В. Нечистая
Это, конечно, весьма специфический смех, но по современным понятиям — безусловно дикий, глумливый, но он также является реальной стороной архаической жизни, воспринятой жизнью, просвещенной христианством. По своей функции обряды умирания и воскрешения тождественны, их цель — нравственное воскрешение и перерождение индивида.
В. Я. Пропп
В архаических обрядах и их рудиментах в христианской культуре смех становится символом жизни, однако такой жизни, где радующимся выступает тело, переполненное эмоциями, силой, здоровьем, самодовольством. Архаический смех — скорее заразительный, всеочищающий хохот плоти.
Здесь же отметим, что телесный, возрождающий, аграрный смысл смеха приводит к широкому пласту праздничной культуры — любовно-эротическим, шутливо-непристойным обрядам, к которым архаическая культура относилась весьма серьезно. Дохристианским праздникам свойственна сексуальная свобода, которая часто вводит в обряды множество непристойных шуток и песен.
Подобное поведение не считалось безнравственным — все, что способствовало рождению новой жизни представлялось высшей ценностью.
Вышеперечисленные так или иначе определяют русскую языческую смеховую культуру.
Дохристианские праздники в Древней Руси и сопровождавший их ритуальный смех группируются вокруг дней летнего и зимнего солнцестояния (25 декабря и 22 июня), а также дней весеннего и осеннего равноденствия (21 марта и 23 сентября).
Символизируют они смену времен года и аграрных серий: цикл зимних и весенних празднеств (святки и масленица) посвящен Велесу, изначально богу охоты, представавшему в виде медведя (отсюда, видимо, обычай ряженых, переодевающихся в медвежью шкуру).
С переходом от охоты к скотоводству Велес становится богом скота, а затем — богатства и благополучия (от его имени происходит глагол «володети — владеть»).
Современные представления о культуре и культурности
... представление об основных современных культурологических школах, направлениях и теориях; понимать и уметь объяснить феномен культуры и цивилизации; знать формы культур ... o-kulture/ КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА Работа над научным сочинением (реферат – для студентов очной формы обучения и контрольная ... любимый поэт серебряного века ". Название сообщает только о том, над чем работает студент. Суть контрольной работы ...
С этим связано также изменение моральных воззрений: от «охотничьих» (смелость, мужество, сила, ловкость) до «оседлых» (трудолюбие, справедливость и др.)
Б. А. Язычество
С весельем и смехом проводился праздник посвященный богу посевов — Ярило. Отмечался же он 22 июня. Когда солнце в зените. В наивысшей точке, и посевы входят в силу. Он олицетворяет также безрассудную удаль и силу (его имя этимологически родственно словам «ярость», «ярый»), усматривая параллели в культах обоих умирающих, воскресающих богов. Действительно, яростный смех Ярилы сродни дионисийскому. Наиболее яркое его воплощение — хохот зрителей, наблюдающих за кулачным боем — ритуальным символом борьбы, жизни и смерти, света и тьмы, добра и зла. Этот Бог — покровитель таких истинно славянских добродетелей, как мужество, смелость, открытость. К имени «Ярило» также восходят такие слова как «ерник» — насмешник, «ерничать» — насмешничать.
23 сентября — в день осеннего равноденствия отмечается праздник в честь Рожаниц — народных женских богинь, благодатных покровительниц рода, плодородия и рождения, отгоняющих от людей «лихо» и «кривду».
Они — также покровители родовой коллективной морали, отвечающие за справедливость, близость к родной земле, патриотизм, взаимовыручку в пределах племени.
Со смехом, песнями и шутками отмечались и другие языческие праздники — Купала (в июне, с ритуальным очищением от болезней и пороков — купанием в воде, прыжками через костер), Лада и Леля (в апреле, с выборами женихов и невест, с хороводами и песнями).
Христианизация Руси в 988 году знаменует новую эпоху в развитии праздничной обрядности, в том числе, в культуре смеха.
Суммируя научные исследования в области культуры смеха, можно выделить следующие характерные черты борьбы язычества с православием:
Введение
православного календаря на Руси встречает противодействие со стороны развитого и устоявшегося языческого мироощущения, еще не пережившего свой упадок, в результате на Руси складывается двоеверие, пережитки которого встречаются и в наши дни;
- Прочно укорененные языческие обряды скорее подчиняют себе христианство, перенимая его символику только на внешних, видимых уровнях, образуя своеобразный сплав, именуемый «бытовым православием»;
- Древней Руси, ввиду этого, свойственен живой и развитый смеховой элемент, наполненный смыслами архаики и ритуальности.
Для «бытового православия» характерно наложение языческого и христианского календарей, святки и коляда становятся праздничной основой Рождества и Богоявления. Перунов день — Ильиным, масленица включается в предпасхальный цикл и т. д. Во многих случаях меняется только имя покровителя: дни Иоанна Богослова — Пшеничника. Иконная же суть праздника остается прежней. Сохраняются даже такие мелкие божества как домовые, кикиморы, лешие — они лишь уходят «вниз», превращаясь в бесов и пополняя, тем самым, христианскую демонологию.
Постепенно христианство все же вводит в народную обрядность свою, как прямую (крест, молитва, просфоры), так и косвенную (переосмысление устойчивых языческих символов) и религиозно-этическую символику. Языческие ритуалы купания как очищения от болезней наполняется символикой крещения, очищение от грехов и т. д.
Выражение русского менталитета в русском языке
... русскому менталитету. Духовность онтологична, она предсуществует в русском характере, воспитанная веками, тогда как ментальность предстает в качестве саморефлексии о духовности, ментальность гносеологична. А русское ... остальным». Социальные психологи: ментальность есть характерная для конкретной культуры специфика психической жизни ... таким фактором являлась на Руси как раз река. Географической основой ...
Полная и всесторонняя христианизация праздничной обрядности оказалась, однако, чрезвычайно сложной для русской культуры. Вплоть до XVII века борьба церкви с ритуальным языческим смехом заканчивалась поражением первой. О неискоренимости праздничного веселья говорит упорство, с которым оно обличалось, начиная с повести «Временных лет» и жития «Феодосия Печерского», до указов XVII века. Затем «обличение» церкви (царская грамота 1648 г.; указ патриарха Филарета; «Память» 1649 г. Рафа Всеволожского и др.) становятся более жесткими: церковь занимает весомую позицию в общественной жизни, языческое мироощущение практически вырождается.
Смех отождествляется с бесовством за него накладываются епитимьи. К XVII-XIX столетиям полые сил языческие праздники превращаются в веселые, шутливые обряды — развлечения молодежи и игры детей, переходя от широкого культурного явления к повседневности и быту. Само по себе это является свидетельством серьезной трансформации русской смеховой культуры.
М. М. Бахтин
При рассмотрении праздничной смеховой культуры можно выделить ряд характерных ее черт, таких как:
- Телесное восприятие мира;
- Полнота жизни и безграничный оптимизм;
- Трудолюбие и любовь к родной земле;
- Апология мужества, открытости и силы, подчеркнутая солярной символикой;
- Вечное нравственное возрождение, воплощенное в традициях архаического смеха.
Позднее эта традиция была во многом переработана христианской религией, внесшей в ритуал свою этическую символику, образовав, таким образом, своеобразный органичный мировоззренческий сплав — «народное православие».
1.3 Отношение православной традиции к смеху
И. А. Ильин
Православный идеал аскетичности и послушания отвергал все то, что давал смех — свободу, господство материально-телесного. В некоторое противоречие с этим вступали такие национальные черты как свободолюбие, безудержность, стремление к преодолению преград. Поэтому смеху на Руси с древних времен до наших дней отводилось особое место, именно он разрешал противоречия внутри русской души. Отношение христианства вообще и православия в частности к смеху не было вполне однозначным. Но в православии всегда преобладала та линия, которая считала смех греховным. Если католичество старалось укротить смех, приручить его, то православие резко его запрещало — отсюда родилась национальная особенность русского народа: «смеяться, когда нельзя» Цветаева М. Избранные произведения. Минск., 1984. — С.9.
А. М. Роль
А. А. Плясцы, А. А. Прикосновение
В Киево-Печерской лавре при входе в Ближние Пещеры изображены на фресках все мытарства, которым подвержен человек. Первым из них идет сквернословие и смехотворчество. Греховному смеху противопоставляется божественный плач. В писании Преподобного отца Иоанна игумена Синайской горы («Лествице»), которая имела особое почитание на Руси, сказано: «Имея дарование плача, удерживай его всею своею силою, ибо прежде совершенного усвоения он крайне легко отъемляется и, как воск от огня, удобно тает от мятежей и забот телесных, от роскоши, особенно же от многоречия и смехотворчества… Если смиренномудрию ничто так не содействует, как плач, то, без сомнения, ничто так не противодействует ему как смех…» Иоанн Игумен с Синайской горы. Лествица. М., 1994. — Сл. 7. Основой смеха считается ложь: «Один лжет для забавы, другой из сластолюбия, иной, чтобы привести в смех присутствующих, другой, чтобы поставить сети и сделать зло брату» Там же.. Интересно, что смех становится в один ряд с многословием или сквернословием, чем показывается его связь с «пустой» или злой энергией. В этот ряд можно сразу добавить еще пустословие и злословие. В уставном каталоге грехов смехотворство и поныне находит себе место. Православный должен приносить покаяние при смехотворчестве.
Структуралистская концепция культуры (К. Леви-Стросс, М. Фуко)
... (а их смысловые оттенки почти всегда можно уловить по контексту). [6] Нравственная культура, как и вся социальная культура, имеет два основных аспекта: 1) ценности и 2) регулятивы. ... закон, следуя которому человек, богоподобный по своей сущности, но в социально-природном измерении безнадежно греховный, способен преодолеть разрыв между своим назначением (быть подобным Богу) и ...
Д. С. Лихачев, Лихачев Д. С.
Древнерусский смех — это смех «раздевающий», обнажающий правду. Важно то, что вывертыванию подвергаются «лучшие «объекты — мир богатства, сытости, благочестия, знатости. Это подчеркивает то, что самое большое место в народном сознании занимали представления о душе стыде, грехе, совести, доброте, справедливости, правде. К числу главных идеалов на Руси относился идеал справедливого общества, где труд не наказание, а почитаемое дело, святой долг.
«Смех создает свой мир — антимир. При этом антимир противопоставлен не просто античному миру, а идеальному миру, как дьявол противостоит не человеку, а Богу и ангелам» Там же. — С. 115.
скоморохи менталитет смеховая культура русь
ГЛАВА 2. Смеховая культура как источник изучения менталитета
2.1 Понятие «менталитет» и «ментальность» как проявление культуры в философской литературе
Этическая, политическая и социальная нестабильность мирового масштаба, а также попытки модернизации российского общества, обуславливают актуальность проблемы национальной самоидентификации, сохранения особенностей национального сознания, менталитета, определяющего самобытность культуры.
Термин «менталитет» и «ментальность» в последнее время становятся необычно популярны. Многие исследователи считают, что проблемы менталитета становятся главным определяющим фактором развития современного и будущего человечества. Поэтому в зарубежной и отечественной историографии прямо или косвенно представителями различных школ и направлений исследуются понятия «менталитет» и «ментальность».
Несмотря на относительно недавнюю историю использования термина «ментальность» в научной литературе, корень «mens» в различных вариантах присутствует уже в санскрите и встречается в Упанишадах в значении «связанный с сознанием», «мыслительный», «духовный» Кахта упанишада // Упанишады: в 3-х кн. — Кн. 2. — М.: Наука, Ладомир, 1991.. В англоязычной традиции Слово «mentality» (от позднелатинского mentalis), определяется как
«качество ума, характеризующее отдельного индивида или класс индивидов» Reber A. S. The penguin dictionary of psychology. Harmondsworth, 1985. P. 454.; «способность или сила разума» Chaplin J. P. Dictionary of psychology. N. Y., 1975. P.313., «установки, настроение, содержание ума» The universal dictionary of English language. L., 1957. P.720. Латинизму родственны немецкое «die Mentalitat» (образ мысли, склад ума) и французское «mentalitй» (направление мыслей, умонастроение, направленность ума, склад ума) и т. д. То есть как категория, ментальность связана главным образом с разумом и мыслительной деятельностью.
Сказка как отражение особенностей национального менталитета
... и привычек сознания, формирующих способы видения мира и представления людей, принадлежащих к той или иной социально-культурной общности называется ментальностью или менталитетом ... Сказочный дурак в русской сказке вообще не дурак. Таким он предстает в глазах персонажей сказки или слушателей и ... текстах можно наиболее полно выявить особенности менталитета народа. В фольклоре концентрируется огромная ...
Длительный период времени само слово «ментальность» часто заменялось синонимами и словосочетаниями, такими как «национальный характер», «этническая психика», «дух народа» и т. д. Об особенностях мировосприятия разных народов писали еще Геродот, Тацит, Плиний, Ксенофонт, Цезарь и многие другие, античные и средневековые мыслители.
Ж. Б. Вико
Гегель предполагает, что именно «дух народа» хранит в спрессованном виде все формы образования действительности. «Прошлое наличное бытие — уже приобретенное достояние того всеобщего духа, который составляет субстанцию индивида… Индивид не может, конечно охватить свою субстанцию с меньшей затратой труда; но вместе с тем у него затруднений меньше, потому что в себе это совершено, — содержание есть уже стертая до возможности действительность, обузданная непосредственностью, а формообразование сведено к своей аббревиатуре, к простому определению в мысли» Гегель. Сочинения. Т. 4. — М., 1937. — С. 15−16.
Идею Гегеля о «духе народа» развили О. Бауэр, К. Реннер и их последователи. Позднее появились «психология народов» (В. Вундт) как отдельная научная дисциплина с привлечением методов этнографии, языкознания, истории.
Наибольших успехов в исследовании менталитета достигла французская историческая школа «Анналов» .
Принято считать, что в научный терминологический аппарат категорию «mentalitй» одним из первых ввел французский психолог и этнограф Л. Леви-Брюль после публикации своих работ «Ментальные функции в низших обществах» (1910) и «Первобытная ментальность» (1922).
Однако, важно отметить, что практически синхронно с Л. Леви-Брюлем, в 1912 г. Э. Дюркгейм публикует свою работу «Элементарные формы религиозной жизни», в которой он пришел к выводу, что «ментальные состояния общества есть не что иное, как коллективные представления» Дюркгейм Э. Элементарные формы религиозной жизни. — М., 1996. — С.226.
Нужно обратить внимание на то, что, начиная с Л. Леви-Брюля, категория «mentalitй» стала употребляться не столько для характеристики особенностей типа мышления какого-либо социального объединения или этнической общности, сколько для отражения ее специфики в рамках конкретной исторической эпохи. В частности, проблемы ментальности первобытной эпохи разрабатывал П. Раден, Б. Малиновский, К. Леви-Стросс. Изучением ментальностей людей других исторических периодов занимались основатели и последователи французской исторической школы «Анналов», среди них наиболее известные М. Блок, понимавший под ментальностью «групповое, коллективное сознание» Блок М. Апология истории или ремесло историка. — М: Наука, 1986. — С. 115., и Л. Февр, определявший данную категорию как «преломление коллективного в индивидуальном» Февр Л. Бои за историю. — М.: Наука, 1991.-С.204.
Французские историки, стоявшие у истоков изучения «истории ментальностей» как самостоятельного направления, поместили «ментальное» между осознанным, очевидно структурированным, отрефлексированным (то есть формами общественного сознания — религией, идеологией, моралью, эстетикой и т. д. ) и неосознаваемым (бессознательным) в коллективной, а отчасти — и в индивидуальной психике людей.
Взгляды анналистов приобрели широкую известность уже перед второй мировой войной, но период наивысшего расцвета направления пришелся на 60-е годы XX века, когда выходит большое количество работ историографического и историко-культурного характера (Ж. Дюби, Р. Мандру, Ж. Ле Гофф, Э. Ле Руа Ладори, М. Вовель и др.) По мнению последователей данного направления, в человеческом сознании, в той или иной форме, находят свое преломление самые разные проявления бытия, закрепляясь в системе образов, представлений, символов. Именно поэтому изучение образа мыслей людей, способов и форм организации мышления, конкретных и образных картин мира, запечатленных в сознании, рассматривается, или как возможность понять логику исторического процесса, как в целом, так и применительно к отдельным историческим феноменам.
Один из крупных мыслителей xx века клод леви стросс говорил
... По этой причине господствующее настроение крупнейших мыслителей, так же как и ... одной из основных задач, стоящих как перед этнографом, так и перед историком. Проверьте себя! В чем суть неудовлетворенности Леви-Стросса ... а, напротив, достигнут в XX веке беспрецедентного уровня, станут неизбежными ... из которых актуальны и сегодня, в частности, "Автономия национальностей и единство государства", "Формы ...
Нечеткость и размытость разнообразных формулировок ментальности привели к тому, что практически каждый автор вкладывал в понятие свое содержание, обусловив в результате широкую популярность термина.
Филологи изучают вопросы, как и где корректно употреблять слово «менталитет», откуда пришло это слово в нашу речь, как в языке проявляются особенности того или иного этноса. Этнологи рассматривают менталитет как основной атрибут этнического феномена. Для них этническая ментальность есть некая константа, позволяющая отделять один этнос от другого. Для социологов проблема менталитета стоит, прежде всего, как проблема детерминанты социальных общностей. Психологи акцентируют внимание на вычленении той сферы психической реальности, которая связывается с функционированием ментальности, пытаясь «вписать» термин в существующую систему психологических категорий.