Михаил Михайлович Пришвин…………………………………………………
Борис Степанович Житков………………………………………………………..
Виталий Валентинович Бианки………………………………………………….
Евгений Иванович Чарушин……………………………………………………..
Константин Георгиевич Паустовский…………………………………………
Детская литература русской эмиграции 20—30-х годов ………..
Алексей Николаевич Толстой……………………………………………………
Саша Черный…………………………………………………………………………..
Детская литература 40—50-х годов
Наталья Петровна Кончаловская……..-……………………………………….
Валентин Петрович Катаев……………………………………………………….
Л.Пантелеев…………………………………………………………………………….
Валентина Александровна Осеева……………………………………………..
Детская литература 60— 80-х годов
Поэзия в детском чтении……………………………………………………….
Елена Александровна Благинина……………………………………………….
Конструирование «я» в работах Великого Князя Александра Михайловича
... И.И., Турова Н.П. Великий князь Александр Михайлович Романов - коллекционер и ... в России, отметил работу Александра Михайловича. Меньшиков М. ... лет возрос и интерес к корреспонденции великого князя: впервые была опубликована переписка Александра Михайловича с Николаем II Александр Михайлович, вел. кн. «Россия без царя существовать не может»: последние письма великого князя Александра Михайловича ...
Сергей Владимирович Михалков………………………………………………
Борис Владимирович Заходер……………………………………………………
Яков Лазаревич Аким……………………………………………………………….
Валентин Дмитриевич Берестов………………………………………………..
Генрих Вениаминович Сапгир…………………………………………………..
Ирина Петровна Токмакова……………………………………………………..
Роман Семенович Сеф……………………………………………………………..
Юнна Петровна Мориц……………………………………………………………
Проза в детском чтении ………………………………………………………
Николай Николаевич Носов…………………………………………………….
Виктор Юзефович Драгунский…………………………………………………
Виктор Владимирович Голявкин………………………………………………
Радий Петрович Погодин ………………………………………………………..
Эдуард Николаевич Успенский………………………………………………..
Юрий Иосифович Коваль…………………………………………………………
Историческая литература…………………………………………………………
Природоведческая литература………………………………………………….
Сборник детских рассказов «Детский сад глазами детей»
... не может занять своего прежнего ведущего положения среди других видов детской деятельности. В создании Детского сада будущего главное — создать условия для игры. Дошкольный возраст является ... от нас, педагогов, работающих в детском саду сегодня и сейчас. детский сад Детский сад будущего Именно этими словами я хочу начать разговор о Детском саде будущего. Детский сад будущего, каким я его вижу? ...
Журналы для детей и журнал «Детская литература»………………….
Детская литература в России постсоветского периода и начала XXI века
Детские литературы народов России, Зарубежные детские писатели, Литература европейского Средневековья и Возрождения в детском чтении, Литература европейского Просвещения в детском чтении, Литература европейского романтизма в детском чтении, Зарубежные детские писатели второй половины XIX—XX веков
Послесловие…………………………………………………………………………………..
Рекомендуемая литература……………………………………………………………..
Именной указатель………………………………………………………………………..
ПРЕДИСЛОВИЕ к 3-му изданию
Настоящий учебник предназначен для студентов высших педагогических учебных заведений, изучающих курс «Детская литература». В нем изложены основы курса, которые при необходимости могут быть расширены в том или ином направлении, заданном конкретной учебной программой.
Данное переиздание отличается помимо внесения поправок введением нового материала, призванного заполнить прежде имевшиеся лакуны (например, появилась глава «Детская литература русской эмиграции 20 —30-х годов») и обновить некоторые главы (например, главу «Лубочная литература и народный театр»).
Историко-хронологический принцип, изначально положенный в основу работы , намеренно не доведен до абсолюта, поскольку цель учебника — не изложение истории детской литературы, а введение в историю и раскрытие самого понятия детской литературы.
Детская литература поистине велика и достижениями, и количеством, поэтому в рамках одной книги невозможно коснуться всех ее лучших произведений, назвать все достойные имена. Оставленные за пределами учебника ресурсы литературы намного превышают отраженное в нем. Проанализированные здесь произведения представляют собой наиболее удобные для вузовского изучения и актуальные в современной школе явления.
Отбор имен писателей и произведений осуществлялся по степени значимости их для развития жанров детской литературы. Важны имена, за которыми шли последователи. Произведение берется как пример устойчивой художественной формы, поэтому список подробно изучаемых произведений и круг писательских имен принципиально ограничен. Подростково-юношеская литература не входит в план изучения.
Литературный процесс рассмотрен от истоков до рубежа XX-XXI веков.
В статьях учебника предпочтение отдано аналитическим данным перед фактическими , поэтому словари являются необходимым подспорьем в работе. Вузовские библиотеки не могут предоставить студентам полный набор текстов детской литературы, а хрестоматии и сборники смягчают остроту проблемы. В дополнение к настоящему учебнику издана учебная хрестоматия (составители И.Н.Арзамасцева, Э.И.Иванова, С.А.Николаева).
Сергей Тимофеевич Аксаков. Детские годы Багрова-внука
... в гимназию). Здесь кончается детство Багрова-внука и начинается отрочество. Тема «отцов и детей» в русской классике Влияние отца в семье на формирование личности в оценках студентов ... сочинений русской литературы с XIX века до 80-х годов XX века Начальное образование мальчиков и девочек в России: гендерный подход Психолого-педагогической анализ особенностей детской субкультуры Детская литература ...
Кроме того, издательский центр «Академия» выпустил учебные пособия Л.А. Кудрявцевой «Художники детской книги» (М, 1998) и Н.В. Бу-дур, Э.И.Ивановой, С.А.Николаевой, Т.А.Чесноковой «Зарубежная детская литература» (2-е изд. — М., 2000).
Данные издания составляют единый комплект.
Детская литература обычно воспринимается взрослыми как факультативная, несущественная часть общей литературы, для детей же она представляет самостоятельную ценность. Именно точка зрения детей обусловила взгляд авторов на учебный курс «Детская литература». Выражаем надежду, что те, кому адресован учебник, разделяют нашу симпатию к юным читателям и уважение к их книгам.
Авторы учебника видят в своих читателях не только педагогов-практиков, но и соискателей научных открытий. В зависимости от степени изученности тех или иных аспектов детской литературы меняется тон изложения.
Пусть читателей не смутят появляющиеся временами осторожные выражения «может быть», «вероятно» и прочие в случаях , когда можно строить лишь гипотезы. Там, где критические отзывы пока представляют собой главные суждения о литературных фактах, авторы выстраивают собственные модели, отчасти субъективные. Там же, где наука достигла значительных успехов, например в изучении пушкинского наследия, авторам остается «идти по следам», что отмечено в ссылках и сносках.
При работе с книгой следует учитывать междисциплинарную специфику курса «Детская литература», опирающегося на данные фольклористики, теории и истории общей литературы. Необходимо обращение читателей к данным детской психологии и психологии творчества, истории чтения и педагогики , методики преподавания литературы. Преподаватель может увеличивать объем материала на аудиторных занятиях, отсылать студентов к другим учебникам и пособиям (например, по фольклору, зарубежной и русской литературе) или отводить некоторые разделы для факультативного изучения.
Русский детский фольклор представлен в учебнике в виде общего ознакомительного очерка, поскольку существуют отдельные монографические труды и учебники.
В конце каждой большой главы подведены итоги, которые помогут читателю не потерять главную нить повествования среди многочисленных фактов и суждений по частным вопросам.
При цитировании приводятся ссылки только на научные источники, литературные источники в основном цитируются, только если они малодоступны студентам. Пропуски в цитатах обозначаются знаком <…>.
полужирным шрифтом,
Авторство распределяется следующим образом. И.Н.Арзамасцевой написаны «Предисловие к 3-му изданию», разделы «Введение», «Основы теории детской литературы», «Праистоки детской литературы», «Дети и книга в России X—XVI веков», «Русская детская литература XVII —XVIII веков», «Лубочная литература и народный театр», «Детская литература русской эмиграции 20 — 30-х годов», «Детская литература 60 —80-х годов», «Детская литература в России постсоветского периода и начала XXI века», «Детские литературы народов России», «Зарубежные детские писатели» (за исключением глав «Марсель Эме» и «Антуан Мари-Роже де Сент-Экзюпери»), главы «Первая половина XIX века», «Василий Андреевич Жуковский», «Александр Сергеевич Пушкин», «Петр Павлович Ершов», «Вторая половина XlX века», «Федор Михайлович Достоевский», «Дмитрий Наркисович Мамин-Сибиряк», «Всеволод Михайлович Гаршин», «Серебряный век», «Иван Алексеевич Бунин», «Константин Дмитриевич Бальмонт», «Александр Александрович Блок», «Николай Степанович Гумилев», «Сергей Александрович Есенин», «Алексей Михайлович Ремизов», «Алексей Николаевич Толстой», «Массовая детская литература», «Детская литература 20 —30-х годов в СССР», «Поэзия [20—30-х годов] в детском чтении (обзор)», «Корней Иванович Чуковский», «Владимир Владимирович Маяковский», «Самуил Яковлевич Маршак», «Поэты группы ОБЭРИУ», «Агния Львовна Барто», «Юрий Карлович Олеша», «Аркадий Петрович Гайдар», «Степан Григорьевич Писахов», «Борис Викторович Шергин», «Павел Петрович Бажов», «Наталья Петровна Кончаловская», «Валентин Петрович Катаев», «Л.Пантелеев», «Валентина Александровна Осеева», «Послесловие», а также составлены список рекомендуемой литературы и именной указатель.
Лицейские годы и их отражение в творчестве А.С. Пушкина
... названии темы моего реферата: «Лицейские годы и их отражение в творчестве Пушкина». 2.1. ВОСПИТАНИЕ МОЛОДОГО ПОЭТА Пушкин (Александр Сергеевич) — ... произведениях сатирических, которыми была так богата французская литература XVII и ХVIII вв., способствовала раннему развитию ... неприятности, отравившие ему воспоминания о детских годах. Около 9 лет от роду Пушкин пристрастился к чтению (разумеется, ...
С. А. Николаевой написаны «Устное народное творчество», главы «Иван Андреевич Крылов», «Алексей Васильевич Кольцов», «Антоний Погорельский», «Владимир Федорович Одоевский», «Возникновение теории и критики детской литературы и их дальнейшее развитие в XlX веке», «Детские журналы и детские писатели», «Учебная и познавательная литература для детей», «Поэзия [второй половины XIX века] в детском чтении (обзор)», «Николай Алексеевич Некрасов», «Владимир Иванович Даль», «Сергей Тимофеевич Аксаков», «Николай Петрович Вагнер», «Константин Дмитриевич Ушинский», «Лев Николаевич Толстой», «Владимир Галактионович Короленко», «Николай Георгиевич Гарин-Михайловский», «Антон Павлович Чехов», «Александр Иванович Куприн», «Детские журналы на рубеже веков», «Максим Горький и «новая» детская литература», «Детские журналы», «Дискуссии о детской литературе», «Художественно-познавательная литература», «Михаил Михайлович Пришвин», «Борис Степанович Житков», «Виталий Валентинович Бианки», «Евгений Иванович Чарушин», «Константин Георгиевич Паустовский», «Детская литература 40 — 50-х годов», «Историческая литература», «Природоведческая литература», «Журналы для детей 60 — 80-х годов и журнал «Детская литература»», а также главы «Марсель Эме» и «Антуан Мари-Роже де Сент-Экзюпери».
Книга посвящается памяти Софьи Анатольевны Николаевой. Тексты, написанные ею, в своей основе оставлены без изменений.
И.Н.Арзамасцева выражает признательность коллегам, которые своими замечаниями и рекомендациями помогали готовить настоящее издание: А. В.Дановскому, Л.В.Долженко, Л. У. Зво-наревой, Л.Я.Зиману, Э.И.Ивановой, Ф.С.Капице, Т.М.Коля-дич, Н. Е. Кутейниковой, Е.О.Путиловой, С. В. Сапожкову, Г.А.Черной, а также всем читателям предыдущих изданий учебника.