Л.Н. Толстой роль Толстого в развитии детской литературы и детского чтения. Азбука

Сочинение

Лев Толстой вошел в историю не только как классик мировой литературы, но и как педагог. В 31 год он открыл свою школу в Ясной Поляне, в которой бесплатно обучал крестьянских детей по своей методике. Принципы его воспитания и образования были новаторскими для XIX века, а что мы скажем о них сегодня?

Писатель Лев Толстой с внуками. Фотография: znak.com

Крестьянские дети у крыльца сельской школы деревни Ясная Поляна. Фотография: tolstoyschool.com

Не портить воспитанием

Толстой говорил: детский возраст — это первообраз гармонии, которую портят и уничтожают. По мнению классика, любое воспитание — попытка загнать ребенка в рамки, подчинить правилам и законам взрослого мира. Лучше всего отказаться от целенаправленного воспитания. Это не значит, что с детьми не нужно заниматься, но следует развивать то, что в них уже есть, и ценить «первобытную красоту». «Человек всякий живет только затем, чтобы проявить свою индивидуальность. Воспитание стирает ее», — писал Толстой.

Старый дед и внучек

(Басня)

Стал дед очень стар. Ноги у него не ходили, глаза не видели, уши не слышали, зубов не было. И когда он ел, у него текло назад изо рта.

8 стр., 3828 слов

Пути духовных исканий любимых героев Л. Н. Толстого (По роману «Война и мир»)

... является фабулой творчества Льва Толстого. Духовные искания главных героев романа «Война и мир» сопряжены с трагическими событиями их Родины. Андрей Болконский «гордость мысли» «быть вполне хорошим» Сначала молодой князь восхищается ... есть покорность Богу, от него не уйдешь, и они просты. Они и не говорят, но делают. Приняв за истину это утверждение, Безухов решает убить Наполеона. Считанные ...

Сын и невестка перестали его за стол сажать, а давали ему обедать за печкой. Снесли ему раз обедать в чашке. Он хотел ее подвинуть, да уронил и разбил.

Невестка стала бранить старика за то, что он им все в доме портит и чашки бьет, и сказала, что теперь она ему будет давать обедать в лоханке.

Старик только вздохнул и ничего не сказал.

Сидят раз муж с женой дома и смотрят — сынишка их на полу дощечками играет — что-то слаживает.

Отец и спросил: «Что ты это делаешь, Миша?» А Миша и говорив: «Это я, батюшка, лоханку делаю. Когда вы с матушкой стары будете, чтобы вас из этой лоханки кормить».

Муж с женой поглядели друг на друга и заплакали.

Им стало стыдно за то, что они так обижали старика; и стали с тех пор сажать его за стол и ухаживать за ним.

Не наказывать

Толстой был ярым противником насилия: он категорично заявлял, что в школе не может быть розг, а ученика нельзя наказывать за невыученные уроки. Отмена любых наказаний в Яснополянской школе стала новаторством для XIX века. Современники сомневались, может ли такая методика быть эффективной, и спорили: «Все это очень справедливо, но согласитесь, что без розги иногда невозможно и что надо иногда заставлять учить наизусть».

История создания

В 1882 году Толстой участвовал в переписи населения в качестве работника-волонтера, и именно тогда он увидел всю тяжесть жизни простого народа: нищету, порабощённость, нравственную и фактическую необразованность. Под воздействием этих впечатлений и понимания то, что «уже давно в Европе у нас пишутся книги для поучения народа труду и смирению (которого терпеть не могут поучающие), а народ, по-старому, читает не то, что мы хотим, а то, что ему нравится», писатель решает создавать поучительные, а главное — понятные для простых крестьян рассказы.

Рассказ «Свечка» был написан в 1885 году. В его основу легли личные убеждения автора, а также традиционный фольклорный мотив божественной кары.

Учить полезному

Толстой критически относился к тому, как был устроен учебный процесс в России XIX века. Он возмущался, что для получения аттестата ученикам приходится зубрить теорию, которую потом невозможно применить в профессии. Латынь, философия, церковные науки казались писателю архаикой. По его мнению, намного важнее знания, которые пригодятся в жизни, а ученики имеют право самостоятельно выбирать, что изучать.

Воспитывать самостоятельность

Толстой говорил, что люди из народа — те, кто не обучались в гимназиях и университетах — «свежее, сильнее, могучее, самостоятельнее, справедливее, человечнее и, главное — нужнее людей, как бы то ни было воспитанных». Именно поэтому один из основных заветов обучения в его Яснополянской школе был такой: не заставлять детей подчиняться жестким правилам, а воспитать в свободе и учить самостоятельности.

2 стр., 779 слов

Говорят спешите делать добро это правильно

... лучше жить. Добрые дела оставляют после себя незабываемый след, мир и гармонию. Спешите делать добрые дела! Пусть все в этом мире будут счастливы! Сочинение рассуждение на тему спешите делать добро Человек ежедневного ... а не хмурыми, щедрыми, а не жадными, учат уважать людей и контролировать свое поведение.Совершение добрых поступков наполняет жизнь особым смыслом. Того человека, который не ...

Сочинение на тему: «Чему учат произведения Л.Н. Толстого»

Повесть “Отрочество» Льва Николаевича заставляет нас задуматься и поставить себя на место другого. Главный персонаж произведения подросток Николенька, который находится в переходном возрасте, по мере взросления сталкивается со многими преградами. Здесь и предательство, и непростые отношения с близкими, родственниками и друзьями. Смысл повести Толстого в том, что несмотря на трудности, не нужно останавливаться и опускать руки. Преодолевая проблемы и совершенствуясь человек становится лучше, мудрее, приобретает нужные навыки. Толстой учит нас делать добро в жизни, делать его не ожидая взамен ничего. Он призывает трудится, ведь только развиваясь и трудясь над собой, своими пороками человек достигает и заслуживает лучшего в жизни. Делай добро тайно, — говорит он. Лев Николаевич показывал на своем примере, что любой труд нужен и полезен. Всю жизнь он совершенствовался в науке, в простой работе – он сам косил траву, строил избы, пилил дрова, шил сапоги. Он не был гордым и делал всякую работу, был до всего горазд и любопытен. Его интересовало все – весь окружающий и неповторимый мир. Он учил уважению, дружбе и любви.

Любил безмерно детей, учил их, построил бесплатную школу для бедных. Зимой катался на санях, лыжах, проводил свое время с ними, учил добру и многому другому. Как говорил Толстой — доброта от холода согреет, добро это любовь, где любовь, там и Бог. «Чтобы поверить в добро, нужно сначала делать его» — Л. Н. Толстой Толстой был верующим и других призывал не жить во грехе. Он учил быть не гордым, а уметь верить и доверять, делать добро. Он хотел, чтобы люди стремились к божественному, то есть светлому, хорошему и начинали они это делать с себя. В его произведении «Детство» поется гимн добродетели, истинной любви к людям, мудрости, честности, бескорыстию. Он наставлял людей делать выводы из своих дурных поступков, так как не совершать их совсем невозможно, а перестрадав становится духовно лучше и чище. Писатель учил защищать слабых и униженных. Роман «Война и мир» учит понимать, что такое настоящая красота, на примере Элен и Марии Болконской. Показаны внешний блеск и внутренняя бездуховность в противовес скромности с богатым душевным внутренним миром. Произведение «После бала» позволяет увидеть человеческое двуличие, его величину и глубину, человеческую ложь. Лев толстой учил любить людей такими, какие они есть, прощать злодеяния и никогда не опускать руки. Такими идеями пронизаны все его бессмертные произведения.

13 стр., 6355 слов

Карен Хорни и её книга Невротическая личность нашего времени

... главным образом социальными факторами. В 1937 г. вышла ее первая книга — «Невротическая личность нашего времени», посвященная анализу роли социальных ... факторов в возникновении неврозов. В данной книге автору удалось полно и точно описать живущего среди нас ... также его насущным тревогам и созданным от них защитам. Книга написана доступным языком и адресована не только психиатрам ...

Сейчас смотрят:{module Сейчас смотрят:}

Похожие материалы:

  • Почему, изображая Кутузова в романе «Война и мир», Толстой намеренно избегает героизации образа полководца? — —
  • Почему в финале шестой главы романа «Евгений Онегин» звучит тема прощания автора с юностью, поэзией и романтизмом? — —
  • В чем состояло наказание Понтия Пилата? (по роману М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита») — —
  • Созидателен или разрушителен в своей основе характер Натальи? (по роману-эпопее М.А. Шолохова «Тихий Дон») — —
  • Почему Сатин защищает Луку в споре с ночлежниками? (по пьесе М. Горького «На дне») — —
  • Можно ли считать героя рассказа И.А. Бунина «Господин из Сан-Франциско» типичным героем начала 20 века? — —
  • Можно ли назвать рассказ «Господин из Сан-Франциско» И.А. Бунина произведением символизма? — —
  • Почему у главного героя рассказа И. Бунина «Господин из Сан-Франциско» нет имени? — —
  • Почему любовь героев в рассказе И.А. Бунина «Чистый понедельник» названа «странной»? — —
  • < Назад
  • Вперёд >

Разрешить недовольства

В Яснополянской школе, помимо уроков, часто проводили беседы. На этих встречах учителя и ученики обсуждали все, что считали важным: вопросы науки, новости, учебный процесс. Ученики могли высказывать свою точку зрения и даже критиковать учителей. Свободное воспитание, которое воспевал Толстой, подразумевало честный и открытый разговор.

Развивать воображение

Воспитание и образование — это не только изучение учебников. Писатель отмечал, что на формирование личности ребенка воздействует все, что его окружает: «детские игры, страдания, наказания родителей, книги, работы, учение насильственное и свободное, искусства, науки, жизнь — все образовывает». Познавая мир, ребенок развивает воображение и творческие способности. Огромной ошибкой Толстой считал обучение по четкой методике, вместо того чтобы лишь направить ребенка в изучении мира во всем его многообразии.

Учить понятно

Свободное образование было неприемлемо для гимназий или университетов XIX века, где учеников насильно, иногда под страхом телесных наказаний, заставляли заучивать уроки. Толстой построил учебный процесс без принуждения к образованию и стремился учить так, чтобы ребенок получал от этого удовольствие. Основные советы учителям писатель собрал в брошюре «Общие замечания для учителя», где рекомендовал пристально наблюдать за душевным и физическим состоянием учеников, а вместо сухих терминов преподносить ребятам впечатления.

4 стр., 1756 слов

Лев Николаевич Толстой – Чтоб жить честно

... но лежащее в глубине души каждого — любовь к родине». Полтора месяца Толстой командовал батареей на четвертом бастионе, самом опасном ... вот та обстановка, в которой защитники Севастополя просто и честно, без лишних слов выполняли свой тяжелый труд. «Из-за креста, ... узнать тайну, надо было выполнить много трудных условий… Идеал «муравейных» братьев — братство людей всего мира — Толстой пронес через всю ...

Быть человечнее

«И дети смотрят на воспитателя не как на разум, а как на человека», — писал Толстой. Знания, правила, науки — меньшее, чему может научить ребенка взрослый человек. Наблюдая за родителями и учителями, дети делают выводы о том, что значит быть хорошим человеком, как следует себя вести в обществе и по каким законам жить. Детскую проницательность нельзя обмануть ни знаниями, ни правами.

Воспитательный аспект произведений Л. Н. Толстого

4

ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ АСПЕКТ ПРОИЗВЕДЕНИЙ Л. Н. ТОЛСТОГО

«Утро помещика»

  • Высказанные в нём гуманистические идеи не остались пустой деклара­ций, благим пожеланием, но выразились и в его педагогической деятельности, и в художественном творчестве.

«Азбука»,

«Новая азбука»,«Русские книги для чтения»,

обсуждая с ним непростые жизненные ситуации, в которые попадают герои

(«Мать и дочь», «Старый дед и внучек»,«Косточка», «Собака Якова», «Птичка» идр.),

родители и педагоги (если ребёнок посещает детский сад) способствуют фор­мированию у него чёткой установки: так делать можно и нужно, а так нельзя. В этом возрасте дитя пока ещё оперирует только понятиями «хорошо» – «плохо», для него не существует промежуточных, нейтральных позиций, поэтому этические нормы, заложенные в раннем детстве, не­пременно дадут свои результаты по мере его взросления.

«Учитесь и читайте. Жизнь сделает всё остальное», – говорил Ф. М. Достоевский. Ни телевидение, ни другие современные средства массовой инфор­мации не заменят книги. Место произведений Л. Н. Толстого, несомненно, одно из глав­ных в этом процессе.

«Кавказский пленник»

учит верности в дружбе (когда Жилин, совершив побег из плена, не бросает бес­помощного Костылина), милосердию (участие Дины в судьбе Жилина), состра­данию и благодарности за помощь, уме­нию жить в поликультурном мире.

«Детство», «От­рочество», «Юность»

помогает подростку принимать взрослый мир с меньшими ра­зочарованиями и потерями. Остановимся только на некоторых моментах первой книги трилогии. Мало кого из ребят оставляет равнодушным эпизод, в котором рассказывается о переживаниях Николеньки из-за своей внешности, так как многих из них волнует та же пробле­ма. Когда в классе вместе с учителем дети читают эпизод разговора мальчика с мате­рью на эту тему, они начинают понимать, что красота души важнее красоты лица, так как она и есть тот свет, который даже не­красивого делает привлекательным. Николенька запомнит наказ матери: «…ты дол­жен стараться быть умным и добрым маль­чиком» – и потом будет постоянно думать о том, что нужно стать «вполне хорошим».

7 стр., 3146 слов

Удаление червеобразного отростка. Операции на толстой кишке

Вместо двухрядного шва на толстых кишках целесообразно применять трехрядный: один внутренний сквозной и два серозно-мышечных; третий ряд может ... — колостомия (colostomia) (рис. 3,4). Показания. Чаще всего каловый свищ приходится накладывать на сигмовидную кишку. Операция выполняется как экстренное вмешательство при кишечной непроходимости в целях отведения кишечного содержимого ...

Слёзы мальчика «от любви и стыда» (глава «Наталья Савишна») заставляют подростков задуматься над своими по­ступками, осознать и прочувствовать, как часто мы обижаем тех, кто любит нас и поэтому прощает нашу невнимательность, а подчас жестокость и неблагодарность.

Не бывает человека без недостатков, и, к сожалению, нельзя прожить жизнь без ошибок. «Чтобы жить честно, надо р­ваться, путаться, биться, ошибаться, начи­нать и бросать, и опять начинать и опять бросать, и вечно бороться и лишаться, а спокойствие – душевная подлость», – эта позиция Толстого характерна как для его творчества, так и для собственной жизни.

«Война и мир»

; это поистине кладезь мудрости и сокровищница, содержащая ответы на многие вопросы, волнующие юношей и девушек. Здесь есть всё: и про­блемы воспитания детей в семье, и уст­ройство самой семьи, и самоопределение человека, и объяснение «скрытой теплоты» патриотизма, и философские раз­мышления писателя.

Но мы обратимся к тем проблемам ге­роев романа, которые в первую очередь волнуют шестнадцатилетних. Каждый из них, хотя и обуреваем комплексами, тем не менее уверен в собственной уникаль­ности, а порой и превосходстве. Им по­нятен князь Андрей Болконский, одержи­мый идеей подвига, стремлением просла­виться, желанием сравниться в героизме и народном почитании с Наполеоном, кумиром многих не только в веке XIX, но и в XX, так как подростки сами мечтают о чём-то подобном, пусть и с поправкой на нынешние приоритеты. Толстой, гениальный педагог ,

приводит своего читателя к пониманию неприемлемости такого пути реализации личности. Ошибки князя Андрея, как и ошибки современных юношей, неизбежны: через многое нужно пройти человеку, чтобы стать мудрым. Сравним, к примеру, два эпизода, доказывающих нашу мысль.

Вот князь Андрей накануне Аустерлицкого сражения… Он готов ради минуты славы пожертвовать всем, что у него есть, даже самыми дорогими для него людьми, в том числе и не родившимся ещё сыном: «…я всех их отдам сейчас за минуту сла­вы, торжества над людьми, за любовь к себе людей, которых я не знаю и не буду знать, за любовь вот этих людей…» И как же тяжела расплата за подобную горды­ню! Но писатель даёт своему герою воз­можность понять опасность такого реше­ния, и в результате постоянной работы мысли Болконский придёт наконец к по­ниманию вечных истин, провозглашён­ных Пьером Безуховым на пароме: «Надо жить, надо любить, надо верить…» К со­жалению, это случится только на Боро­динском поле, когда смертельно раненный князь Андрей заплачет «нежными, любов­ными слезами над людьми, над собой и над их и своими заблуждениями».

3 стр., 1292 слов

Зеленая палочка, или интересные факты из жизни Льва Толстого

... после смерти Льва Толстого один из его последователей, сын крестьянина Иван Наживин, благодаря Толстому ставший крупным писателем, открыл издательство под названием «Зелёная палочка». Пост подготовлен из ... детстве он вместе с братом искал «зелёную палочку», хранившую «секрет», как сделать всех людей счастливыми. Старший брат Льва Толстого, Николай Толстой, играя с другими детьми, рассказал, что ...

Все любимые герои писателя пройдут через испытания, через нравственные муки, их жизненный путь не будет глад­ким, но ведь только выстраданное счас­тье оценивается высоко и бережно сохра­няется человеком.

Вот Пьер, молодой наследник милли­онного состояния. Сделало ли оно его счастливым? Права была княжна Марья, когда беспокоилась за Пьера, зная его с детства как доброго и умного юношу: «Столь молодому быть отягощённым та­ким огромным состоянием, – через сколько искушений надо будет пройти ему!» И неудачная женитьба (а разве сей­час все браки удачны?), и угрызения со­вести после дуэли с Долоховым, и увле­чение ложными истинами масонов… Чи­татель понимает, что, по мысли автора, едва человек научится думать, он должен воспитать себя сам. Так и Пьер в муках рождает себя – человека, живущего не бесцельно. Он научился видеть в людях их лучшие стороны и, «беспричинно любя людей, находил несомненные причины, за которые стоило любить их». Это уме­ние необходимо и нашим сегодняшним школьникам, взрослеющим в очень не­простое, полное противоречий время.

Женские образы романа… Какой благодатный материал для воспитания! Для со­временной девушки, жаждущей любви и счастья, Наташа Ростова во многом стано­вится помощницей в выборе образца для подражания, ведь ей, как и героине Толсто­го, хочется, чтобы её любили, ею восхища­лись. А княжна Марья, с её некрасивостью, тяжёлой поступью, кажется поначалу жал­кой и несчастной. Не сразу разглядев сокро­вища её души, наши юные современницы, читая роман, постепенно понимают, что без той внутренней духовной работы, которая идёт в героине и должна происходить в каж­дом, любая девушка превратится в Элен.

Обращаясь вновь и вновь к тексту ро­мана «Война и мир», перечитывая знако­мые строки, постоянно открываешь для себя что-то новое, неизведанное, и хочет­ся поделиться со своими учениками бес­конечной мудростью великой книги.

Тот круг чтения, которому подросток оказы­вает предпочтение, имеет огромное значение для фор­мирования личности человека. Произведения Л. Н. Толстого по степени воспитательно­го влияния превосходят многие другие и практически все сегодняшние книги-од­нодневки, обладающие занимательнос­тью, но не трогающие душу и забываю­щиеся сразу, как только перелистывается последняя страница.

«Анна Каренина», «Воскресе­ние», драмы «Власть тьмы», «Плоды про­свещения», «Живой труп»

  • все эти про­изведения представляют богатейший ма­териал для формирования духовно-нрав­ственной позиции человека. Самостоя­тельно шестнадцатилетний ученик вряд ли сможет понять всю глубину писатель­ской мысли.

«Анна Каренина»

часто многими сводится к афоризму о счастливых и несчастливых семьях. Но это не так. «Замковый камень» романа, на котором держится его идейно-художественное своеобразие, – это нрав­ственный закон. Именно следование ему или не следование определяют судьбу ге­роя. Анна Каренина не соблюдает нрав­ственного закона, она «изменяет» своему предназначению, отступая ради любви от своей роли хранительницы домашнего очага, обрекая на страдания близких лю­дей, в том числе и своего сына. Для Л. Н. Тол­стого это противоестественно. Вспомним Наташу, княжну Марью. Существует мне­ние, и оно неизменно вызывает интерес у юных, что писатель судьбой Анны хотел показать, что ожидало бы пушкинскую Татьяну, если бы она, будучи замужем, ответила на чувства Онегина. Толстой раз­деляет точку зрения А. С .Пушкина, высказан­ную устами Татьяны: «…я другому отдана; я буду век ему верна».

29 стр., 14339 слов

Сочинение что больше всего ценит в человеке толстой

... и холодная любез- ность таких как Друбецкой. В этом обществе нет ничего правдивого, ес- тественного, простого /того, что так ценит в человеке Толстой/. Их речь, жесты, интонация и поступки определяются ... Наташе; другая - идеальная любовь ко всем людям. И как только любовь ко всем людям проникает в него, князь Андрей чувствует отрешен- ность от жизни, освобождение и удаление от нее. ...

Не нужно обходить и пытаться сгла­дить идейно-мировоззренческие противо­речия Толстого, его нравственно-религи­озные искания: знание этой стороны лич­ности писателя будет способствовать раз­витию интереса к его творчеству. А опа­сения, что старшеклассники в силу свое­го возраста не смогут понять их суть, во­обще беспочвенны.

«Власть тьмы»

, в которой идейно-мировоз­зренческие и просветительские позиции заявлены очень чётко: власть тьмы может быть побеждена только светом совести.

«Исповедь»

– одна из самых глубоких и сильных книг Толстого, книга о смысле жизни и личной ответственности за её ус­тройство. Она начата в 1879 г., когда, пе­режив мучительный идейный и нрав­ственный кризис, писатель пришёл к но­вому пониманию смысла жизни – своей собственной и каждого человека вообще.

Л. Н. Толстой посмотрел на свою прошлую жизнь и на жизнь людей своего круга с высоты нового миросозерцания и не на­шёл в ней того смысла, какой он теперь придавал всякому человеческому суще­ствованию. Главная задача «Исповеди» – обличить свою прошлую жизнь, чтобы тем самым отвергнуть всё жизненное уст­ройство общества, к которому по рожде­нию и воспитанию принадлежал он сам.

«Холстомер»

, строящаяся на контрастных сопо­ставлениях. Рассказывая историю лошади, погубленной людьми, писатель утвержда­ет: естественные сила и красота гибнут от искусственных понятий, выдуманных людьми. Авторскому суду подвергаются все те, кто живёт, нарушая заповеди Христа.

Постоянный интерес писателя к внут­реннему миру человека сопровождается показом полного переворота в сознании героя. Чтобы совершился этот переворот, нужна катастрофа. Она присутствует во всех поздних произведениях Л. Н. Толстого и определяет их композиционное построе­ние. Катастрофа служит тем толчком, от которого пробуждается человек. Процесс мучительной борьбы всегда завершается «просветлением». В центре внимания – душевная жизнь героя ,

осуждающего своё прошлое и взаимоотношения с людьми.

«Власть тьмы»

, написанная специально для народа. Здесь катастрофу пережива­ет Никита, совершивший преступление, но покаявшийся перед людьми и тем са­мым обретший надежду на спасение. Власть тьмы, охватившая героев пьесы (Матрёну, Анисью, Никиту), будет по­беждена светом совести. К её пробужде­нию взывает отец Никиты – старик Аким. Его нравственная позиция, выра­женная в словах и поступках, побеждает: сын кается перед людьми, собравшими­ся на свадьбу Акулины, и просит проще­ния. «Бог простит, дитятко родимое, – в восторге произносит Аким, обнимая сына. – Себя не пожалел. Он тебя пожа­леет. Бог-то. Бог-то! Он во!..»

Главное, чему учит Л. Н. Толстой наших со­временников в своём творчестве, – про­славление жизни и радостное её приятие. Он никогда не был певцом страдания, хотя изобразил сцены страданий во мно­гих своих произведениях. Он всегда учил состраданию как чувству, объединяющему людей. Братство всех народов, любовь, жалость друг к другу он противопоставлял эгоизму – личному, социальному, рели­гиозному, национальному.

По Толстому, человек обязан быть доб­рым, даже вопреки своей природе, так как только таким путём может осуществиться в жизни идея всеобщего братства.

2 стр., 777 слов

Интересные факты из жизни Льва Толстого

... 16 лет. Лев Николаевич Толстой был вегетарианцем. В 1910 году, последнем году своей жизни, Л.Н.Толстой неоднократно выражал надежду на то, что через восемьдесят лет все люди станут ... животных — для успешного приручения необходимо совпадение нескольких факторов, а отсутствие одного из них делает одомашнивание невозможным. Экономисты используют принцип Анны Карениной, говоря об адаптации ...

ЛИТЕРАТУРА, Соловьёва С., Семёнов Ю.

«Нельзя быть добрым человеку, неправильно живущему» (к 180-летию со дня рождения Л. Н. Толстого) // Воспитание школьников. 2007. № 9. С. 11-14.

https://go.mail.ru/search_images?q=%D0%BA%D0%BD%D0%B8%D0%B3%D0%B0%20%D0%B8%20%D0%B4%D0%B5%D1%82%D0%B8%20%D0%B2%20%D0%B6%D0%B8%D0%B2%D0%BE%D0%BF%D0%B8%D1%81%D0%B8#urlhash=7948349335530021656