Ремонт и реставрация архитектурной лепнины

Еще несколько столетий назад лепной декор был доступен королям и очень знатным особам — это был символ роскоши и сказочного богатства. Сегодня каждый желающий сможет отделать свой дом или квартиру с королевским размахом.

Лепнина пользуется всё большей популярностью. Она придает помещению благородный вид, создает гармонию восприятия всего жилого пространства. Цель реставрации архитектурной лепнины максимально приблизить лепной декор к оригиналу, чтоб фасад или интерьер имел такой же вид как сто или двести лет назад. Основная задача при реставрации лепнины создать точные гипсовые отливы, для выполнения которой используются старинные технологии, которые прошли проверку временем.

Умение в совершенстве использовать эти технологии позволяет реставраторам с точностью воспроизводить лепной орнамент, гипсовые фигуры и другие элементы декора.

Цель:

  • изучить технологию реставрации лепных изделий.

Задачи:

  • рассмотреть общие сведения о реставрации лепных изделий;
  • рассмотреть инструменты и приспособления для реставрации лепных изделий;
  • изучить технологические операции по реставрации лепных изделий.

1 Общие сведения о реставрации лепных изделий

Реставрация памятников архитектуры — одна из наиболее актуальных проблем современной архитектуры, ставящая своей целью сохранение и восстановление шедевров архитектуры, созданных талантливыми зодчими и мастерами.

Термин «реставрация» в переводе с латинского означает восстановление. Современным теоретическим положениям отвечает следующее определение термина «реставрация» в архитектуре: реставрация — это укрепление памятника архитектуры и восстановление его исторического и художественного значения. Главная цель реставрации памятников архитектуры — бережное сохранение всех элементов и индивидуальных особенностей реставрируемого памятника.

В тех случаях, когда нет полной уверенности в высококачественном выполнении восстанавливаемой детали или элемента (маяк-образец, из-за своей изношенности не позволяет по нему восстановить первоначальную деталь), эти детали следует делать из временных имитирующих материал подлинника, легко удаляемых материалов. Со временем при получении дополнительных сведений такие временные детали могут быть заменены деталями, отвечающими первоначальным не только по форме, но я по материалу.

Иногда утраченную деталь целесообразно временно не восстанавливать.

1. 2 Инструменты и приспособления для производства и реставрации лепных изделий

Режущие инструменты — ножи, долота и скарпели.

6 стр., 2872 слов

Архитектура России (2)

... памятники, в которых гениально сочетались классические принципы античной архитектуры, мировой классики и русского архитектурного наследия. Зданиям этих архитекторов присуще основанные на ... с хорошо прорисованными лепными золочеными и белыми деталями на голубой поверхности стен ... от Москвы и других городов России является то, что зодчество в ... по фасаду здания расположен орден, тем он стройнее и изящнее. ...

ющим профилем сечения пера.

Рис. 6.1. Режущий инструмент: о — большой нож; б — малый нож; в — прямые долота; г — полукруглые долота; д — скарпели

Скребковые инструменты — царапки, Косарике, клюкарзы, стеки, цикли, правильца, тупилки. Этими инструментами выравнивают и заглаживают различные выпуклые и вогнутые поверхности, зачищают заделанные места и швы, просверливают отверстия.

Рис. 6.2. Скребковые и заглаживающие а — царапки; б — косарик; в — клюкарзы; г — стеки; д — цикля; е — правильце; ж — тупилки; з — шовники

Большие и малые двуконцовые металлические лопатки (в соответствии с рис. 6.4, а) используют при приготовлении гипсовой массы и нанесении ее на модель. Лопатками накладывают гипс, замазывают стыки, высверливают замковые лунки. Большие порции гипсовой массы перемешивают мешалками (в соответствии с рис. 6.4, б) и мутовками (в соответствии с рис. 6.4, в) с рукоятью длиной более 35 см.

Кисти (в соответствии с рис. 6.4, г) применяют различной формы с упругой и мягкой щетиной и различной длиной ворса. Кисти 7 с грубой щетиной и плотной вязкой используют для уплотнения пеньки в гипсе; кисти 2 с упругим ворсом типа колонковых — для исправления дефектов на отливках и для смазывания небольших форм; широкие флейцы 4 — для обработки больших поверхностей.

С помощью клеевых кистей 3 с длинной щетиной оплескивают глиняные модели в труднодоступных местах. Мягкими кистями типа барсуковых смазывают модели из мягкой глины, пластилина и воска [1, с.25]

Рис. 6.4. Вспомогательный инструмент: а — лопатки; б — мешалка; в — мутовка; г — кисти; 1 — проколотки;

2 — заправные; 3 — клеевые; 4 — флейцы

2 Технология реставрации лепных изделий

2.1 Технологические операции

Техника реставрации лепнины требует большой тщательности исполнения. Детали лепного декора подвергаются значительным разрушениям от влаги, пожаров, естественного обветшания, механических повреждений. Наиболее распространенный вид искажения лепных деталей — изменение их профилировки и рельефа позднейшими многократными покрасками, которые, как правило, производят через каждые 3…4 года. В этих случаях после установления с помощью зондажа наличия старой профилировки или отделки осторожно удаляют наслоения.

Известковую многослойную краску на гипсовых лепных деталях расчищают «всухую»: слегка поддетая царапками или металлическими лопаточками, она легко отходит от гипса. Но чаще приходится расчищать и «всухую» и смачивать поверхность водой (брызгая кистью), так как краска не везде лежит равномерно.

Снимать краску вплоть до белого гипса не следует, так как можно снять проолифленный слой гипса, чем повредить форму детали. Поэтому расчистку приостанавливают, как только дошли до буроватого или темно-охристого слоя. Если деталь не олифили, а просто окрашивали, то доходит только до первоначального окрасочного слои.

Масляную краску расчищать гораздо труднее, и часто приходится ограничиваться только расчисткой тех мест, которые искажают форму и деталировку лепного украшении.

Масляную краску можно удалить обжиганием ее паяльной лампой. Но это требует от мастера определенных навыков и большого внимания, так как легко перепечь гипс. Во избежание этого обжигаемый участок и места, окружающие его, смачивают водой. В процессе обжига краска пузырится и легко удаляется царапками.

4 стр., 1681 слов

По изобразительному искусству «Акварельные краски»

... истории акварели Акварель - один из видов живописи водяными красками. Само слово «акварель» латинского проис­хождения, где «аква» переводится, как вода. Акварель основана только на использовании ... живописи выпускаются несколько видов акварельных красок. Твердые краски - плитки различной формы. Полумягкие краски помещенные в пластмассовые чашечки. Мягкие краски производятся в тюбиках. Связующим ...

С гипсовых деталей с помощью растворителей краску снимают только в тех случаях, когда она не покрыта трещинами, сквозь которые растворители могут проникнуть вглубь и разрушить гипс. Растворитель (карболовая кислота или раствор едкого натра с хлористым магнием), смешанный с древесными опилками, или смоченные им тряпки накладывают на поверхность детали: краска размягчается, и ее с помощью царапок и ветоши снимают с поверхности детали.

После расчистки лепных деталей от краски видна картина их повреждений. Чаще всего пострадавшими оказываются швы соединения отдельных частей, обнаруживаются выбоины, поломки, трещины от действия влаги или огня.

Прежде всего, закрепляют детали или их части, которые могут упасть. Для этого забивают дополнительные костыли, старые подбивают в стену, поржавевшую проволоку заменяют новой. Все швы и трещины расшивают для дальнейшего заполнения их гипсом. Размякший гипс вырезают, места обломов подготавливают для лепки на них утерянных частей. Для восстановления мелких недостающих деталей орнамента поврежденные места покрывают мелкой насечкой, затем разводят гипсовый раствор в ковше и, пока он еще жидкий, им покрывают места, подлежащие реставрации.

Оставшийся гипсовый раствор должен слегка загустеть, чтобы он удерживался на лопатке, а не стекал с нее. Поврежденную лепную деталь орнамента намазывают этим раствором, придают ей требуемую форму, а затем, пока гипсовый раствор не потерял своей мягкости, деталь окончательно обрабатывают. Контур орнамента обрезают острым ножом, делая его ясным и четким.

Недостающие лепные детали большого размера или выступающие от тела лепного украшения (например, свешивающиеся вниз головки верхних и нижних листьев капители, детали волюты) восстанавливают по сохранившейся детали с соседнего лепного украшения. Деталь тщательно расчищают, снимают с места установки; если требуется, реставрируют и с нее снимают эластичную форму (формопластовую или клеевую).

Затем отливают детали в нужном количестве и укрепляют на те места, где они отсутствуют.

После просушки реставрированную лепную деталь покрывают 30%-ным раствором железного или медного купороса с помощью мягкой кисти для придания гипсу большей прочности, а затем для защиты от влаги — олифой. Отдельно отпавшие части можно склеивать только гипсом.

В реставрационной практике иногда приходится иметь дело с полностью разрушенным гипсом, который снаружи еще сохраняет форму благодаря слоям краски, но внутри превратился в рыхлую, пушистую массу. При этом рекомендуется снимать черновую форму, как это делается при снятия ее с глиняной модели. Из снятых форм «гипсоваяпушонка» легко удаляется и вымывается водой.

Но в некоторых случаях без предварительного закреплении поверхности черновую форму сиять не удается, так как при вплескивании наружный слой детали отваливается.

Одним из способов закрепления гипса является опрыскивание его из пульверизатора натуральной олифой, а затем через один-два дня — шеллаковым спиртовым лаком, после чего также из пульверизатора производят опрыскивание смазкой.

5 стр., 2303 слов

Анализ текста как форма подготовки к сочинению – рассуждению

... страницах методического журнала «Русский язык в школе». Анализ текста как форма подготовки к сочинению- рассуждению. Формирование навыка составления текстов разных жанров должно начинаться с 5 класса, ... разнообразными языковыми средствами. - Работа над сочинением – рассуждением требует от учащихся умения найти нужную информацию в тексте, учит самостоятельно формулировать тезис и систему ...

При реставрационных работах бывают случаи, когда деталь находится в таком ветхом состоянии, что снимать ее с места установки не представляется возможным или она изготовлена из камня и вмонтирована в общую облицовку. В этих случаях снимают форму с детали, не трогая ее с места. Перед снятием формы гипсовую деталь очищают от краски, расчищают, ремонтируют, покрывают спиртовым лаком и смазкой [3, с. 234].

Заключение

Реставрация лепных изделий включает в себя обширный комплект работ. Здесь не только полный и тщательный ремонт всех лепных изделий, но и целый ряд предварительных работ: детальное изучение орнаментов и освобождение лепнины от последующих покрасок, чтобы полностью сохранить первоначальный декор и четкость рельефных изображений.

Ремонт лепных изделий заключается в восстановлении отбитых деталей, склеивании их, а также в добавлении недостающих деталей, проверке прочности крепления лепных деталей, а в случае необходимости — постановке новых дополнительных креплений.

Реставрация лепного декора возможна в тех случаях, когда сохранились образцы всех его элементов. После тщательного осмотра и исследования сохранившихся, а также открытых в зондажах и шурфах элементов составляют их реестр по типам и делают разметку маяков-образцов в натуре несмываемыми знаками.

Список литературы

[Электронный ресурс]//URL: https://litfac.ru/diplomnaya/restavratsiya-lepnogo-arhitekturnogo-dekora/

1. Алтынова, А.П. Лепнина [Текст] / А. П. Алтынова. — М: Феникс, 2009. — 287 с.

2. Ватерман, Г. Дизайн вашей квартиры [Текст] / Г. Ватерман. — М.: Кристина и К.,2008.-201с.

3. Винеги, Дж. Лепной декор [Текст] / Дж. Винеги – Арт, 2010.- 400с.

4. Дубровин, И. Современный интерьер и дизайн вашей квартиры [Текст] / И. Дуброви.- М.: ДОМ.21 век, ЛАДА, РИПОЛклассик, 2007. – 368с.

6. Жукова, И.Д. Основные тенденции развития современного жилого интерьера [Текст] / И.Д Жукова. – М.: Дизйно., 2007.- 308 с.

7. Ивашкина А.Д. Архитектура. Дизайн. Строительство. История. Традиции [Тект]/ А.Д. Ивашкина М.: СтройАрт 2011. – 423 с.

8. Интерьер и дизайн современной квартиры [Текст] / Гл. ред. Л. Клюшник, М., Эксмо, 2006. – 129с.

9.Протопопов В.В.Дизайн интерьера: Современные отделочные материалы [Текст]/ В.В. Протопопов, — М.: – Ростов-на-Дону: Март,2004. – 216 с.

10. Торопова Л., Интерьер современной квартиры, М.: б/изд., 2006. – 196с.

11. Лаврентьев А.Н., Советы профессионала//Идеи вашего дома. Практический журнал. 2004. №11. – 56с.