Актуальность темы. Классический танец и его школа являются единственной всеобъемлющей системой профессионального воспитания человеческого тела, существующей уже более четырехсот лет. Классический экзерсис является стержнем, на основе которого развиваются другие танцевальные экзерсисы. Этот комплекс наиболее правильно и гармонично формирует тело, активно исправляет физические недостатки, создавая прекрасную манеру танца и осанку. Современную школу классического танца отличает строгая простота линий, отточенность поз, стремительность прыжков и вращений, богатство пластических оттенков, поэтическая одухотворенность.
Классический экзерсис состоит из огромного набора упражнений на самые разные группы мышц. И практически каждое движение можно рассматривать как движение на развитие координации, которая играет важную роль в жизни человека. Люди с хорошей координацией, как правило, выполняют движения легко и без видимых усилий, как, например, балерина или профессиональный спортсмен. Любой зритель или наблюдатель со стороны сразу выделит красиво двигающегося, гармоничного исполнителя и отметит, что у него хорошо развита координация. Такие люди в природе встречаются не часто, а танцевальное искусство в них очень востребовано, поэтому следует огромное внимание на уроках классического танца (народного, бального и др.) уделять развитию этого природного дара. Однако координация нужна не только в танце и спорте. От нее зависит каждое движение человека.
Во время прохождения педагогической практики я столкнулась с проблемой исполнения движений своими учениками, которые не могли выполнить их после моего показа. Они не могли скоординировать работу рук с движением ног и головы. Тогда у меня возникли вопросы, ответы на которые я нашла в литературных источниках. Младший школьный возраст является наиболее важным этапом в процессе развития координации. Это обусловлено, прежде всего, тем, что в данный период, особенно с семи до тринадцати-четырнадцати лет в наибольшей мере раскрывается и в основном завершается биологически обусловленное естественное развитие сенсомоторных нервных механизмов способностей к координации, а также связанных с ними проявлений равновесия и расслабления мышц. Специально организованные в этот период педагогические воздействия обеспечат наилучший развивающий эффект. Поэтому лучшим выходом будет развитие координации на занятиях классического танца.
«Современный танец»………………………………………………………………61 Приложение ...
... танцевальную технику. Ее техника отклонена от классического балета и применяет специальные движения тела: «контракция» (contraction), «релиз» (release), «спираль» (spiral), которые имели большое влияние на развитие современного танца. Контракци
Актуальность и причина выбора темы предопределили цели написания дипломной работы, ее задачи и структуру.
Целью работы является исследование влияния занятий классическим танцем на совершенствование координационных способностей детей. Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
1. Выявить в доступной учебной научно-методической литературе понятие координации и её физиологические особенности.
2. Определить значение занятий классическим танцем в развитии координационных способностей младших школьников.
3. Проанализировать влияние анатомо-физиологических и психологических особенностей детей младшего школьного возраста на развитие координации.
4. Исследовать профессиональные данные участников средней группы АТ «Конфетти»
5. Развить координационные способности и физические данные детей.
6. Подготовить участников коллектива к сценической деятельности.
При написании дипломной работы использовались следующие литературные источники: А.С. Ощепков и О.П. Панфилов «Определение координации движений в хореографии», Головкина С.Н. «Уроки классического танца», Базарова Н.П., Мей В.П. «Азбука классического танца», Есаулов, И.Г. «Устойчивость и координация в хорегорафии», «Физиология человека» под ред. Н.А. Фомина и др.
Практической базой и объектом исследования послужил ансамбль танца «Конфетти», группа младшего школьного возраста, руководитель: Зыкова Элла Владимировна.
Дипломная работа состоит из введения, двух глав и заключения. В первой главе говорится о понятии координации, о её физиологии, о влиянии классического танца на развитие координационных способностей, также затрагиваются факторы влияния анатомо-физиологических и психологических особенностей детей младшего школьного возраста. Во второй главе описываются профессиональные данные участников средней группы АТ «Конфетти», методические принципы построения занятия, разработан урок классического танца. В заключении подводиться итог всей работы и на основании этого делаются выводы. Завершает работу список литературы, изученный при подготовке дипломного исследования.
координация классический танец младший школьный
Глава 1. Координация и классический танец в младших классах
1.1 Понятие координации
Существует очень много определений понятия «координация», я остановилась на следующем: координацией называется способность сочетать физические и психологические процессы в едином целенаправленном движении. Это качество необходимо для успешного проведения большинства физических действий, особенно ритмичных движений.
Координация возникает из согласованности таких физических навыков как равновесие, скорость и чувство времени, с сигналами, поступающими от различных органов чувств. Для развития такой согласованности необходимо, чтобы взаимодействие физических и психологических факторов происходило не осмысленно, как это может быть на первом году обучения, а доводилось до автоматизма.
Для хорошей координации необходимо наличие способностей по управлению телом, восприятию и перерабатыванию значимой информации. Эти способности были описаны немецкими учёными Хитцем и Козелем:
- способность к ориентации — способность удерживать произвольные и непроизвольные движения в нужном направлении;
- способность к реакции (реактивные способности) — способность быстро реагировать на раздражитель;
- способность к равновесию — способность удерживать тело в равновесии или восстанавливать его равновесие;
- способность к ритму — способность производить движение в соответствующем ритме;
- способность к дифференцированию — способность осуществить безопасное, точное, экономное движение. При этом важную роль играет дозирование силового участия.
Очень важную роль играет возраст воспитанников, от которого и будет зависеть уровень развития этих способностей. Поэтому дальше в своей работе я хочу обратиться к характеристике особенностей детей младшего школьного возраста.
Партерная гимнастика как средство развития природных физических ...
... нашей курсовой работы – «Партерная гимнастика как средство развития природных физических данных детей младшего школьного возраста на занятиях ритмики». Цель: выявить наиболее эффективные методы и приёмы развития природных физических данных детей младшего школьного возраста средствами ...
1.2 Анатомо-физиологические и психологические особенности детей младшего школьного возраста
Хореографу, работающему с детьми младшего школьного возраста, необходимо хорошо знать их анатомо-физиологические и психологические особенности. Недостаточное знание особенностей детского организма может привести к ошибкам в методике физического воспитания и, как следствие, к перегрузке детей, нанесению ущерба их здоровью.
Детский организм не является уменьшенной копией организма взрослого человека. В каждом возрасте он отличается присущими этому возрасту особенностями, которые влияют на жизненные процессы в организме, на физическую и умственную деятельность ребенка.
Физическое развитие младших школьников резко отличается от развития детей среднего и особенного старшего школьного возраста. По некоторым показателям развития большой разницы между мальчиками и девочками младшего школьного возраста нет, до 11-12 лет пропорции тела у мальчиков и девочек почти одинаковы. В этом возрасте продолжает формироваться структура тканей, продолжается их рост. Темп роста в длину несколько замедляется по сравнению с предыдущим периодом дошкольного возраста, но вес тела увеличивается. Рост увеличивается ежегодно на 4-5 см, а вес на 2-2,5 кг.
Заметно увеличивается окружность грудной клетки, меняется к лучшему ее форма, превращаясь в конус, обращенный основанием кверху. Благодаря этому, становится больше жизненная емкость легких. Однако функция дыхания остается все еще несовершенной: ввиду слабости дыхательных мышц, дыхание у младшего школьника относительно учащенное и поверхностное. Поэтому при обучении детей физическим упражнениям необходимо строго согласовывать их дыхание с движениями тела. Обучение правильному дыханию во время упражнений является важнейшей задачей при проведении занятий с группой ребят младшего школьного возраста.
Недостатком этого возраста является легкая возбудимость сердца, в работе которого нередко наблюдается аритмия, в связи с различными внешними влияниями. Систематическая тренировка обычно приводит к совершенствованию функций сердечнососудистой системы, расширяет функциональные возможности детей младшего школьного возраста.
У младших школьников относительно невелика способность к работе в анаэробных (без достаточного количества кислорода) условиях.
Занятия хореографией и участие в концертах требуют от младших ребят значительно больше энергетических затрат по сравнению со старшими школьниками и взрослыми. Поэтому, большие затраты на работу, относительно высокий уровень основного обмена, связанный с ростом организма, необходимо учитывать при организации занятий с младшими школьниками, помнить, что ребятам надо покрыть затраты энергии на «пластические» процессы, терморегуляцию и физическую работу. При систематических занятиях классическим танцем «пластические» процессы протекают более успешно и полноценно, поэтому дети гораздо лучше развиваются физически. Но подобное положительное влияние на обмен веществ оказывают лишь оптимальные нагрузки. Чрезмерно тяжелая работа, или недостаточный отдых, ухудшают обмен веществ, могут замедлить рост и развитие ребенка. Поэтому хореографу необходимо уделить большое внимание планированию нагрузки и расписанию занятий с младшими школьниками. Формирование органов движения — костного скелета, мышц, сухожилий и связочно-суставного аппарата — имеет огромное значение для роста детского организма.
Игра, как средство развития творческого начала детей младшего школьного возраста
... средств для развития творческого начала детей младшего школьного возраста. Объект исследования – Предмет исследования – рабочую гипотезу : развитие творческого начала младших школьников средствами игры будет эффек- тивно при условии: систематического использования игровых методов и приемов ...
Мышцы в младшем школьном возрасте еще слабы, особенно мышцы спины, и не способны длительно поддерживать тело в правильном положении, что приводит к нарушению осанки. Мышцы туловища очень слабо фиксируют позвоночник в статических позах. Кости скелета, особенно позвоночника, отличаются большой податливостью внешним воздействиям. Поэтому осанка ребят представляется весьма неустойчивой, у них легко возникает асимметричное положение тела. В связи с этим, у младших школьников можно наблюдать искривление позвоночника в результате длительных статических напряжений.
Поэтому во время физической нагрузки нужно уделять большое внимание симметричному развитию мышц правой стороны туловища и конечностей, а также левой стороны туловища и конечностей, воспитанию правильной осанки. Симметричное развитие силы мышц туловища при занятиях различными упражнениями приводит к созданию «мышечного корсета» и предотвращает болезненное боковое искривление позвоночника. Рациональные занятия классическим танцем всегда способствуют формированию полноценной осанки у детей.
Процесс окостенения кисти и пальцев в младшем школьном возрасте также ещё не заканчивается полностью, поэтому мелкие и точные движения пальцев и кисти руки затруднительны и утомительны.
Как отмечают физиологи, именно в этом возрасте ускоряется физическое развитие детей. Они быстро растут, у них увеличивается скорость и сила движений, улучшается равновесие. Кожно-мышечная чувствительность позволяет учитывать более точное исполнение движений, связанные со сгибанием и разгибанием корпуса, ног, рук, с наклонами и поворотами головы. В этом возрасте более эффективно усваиваются движения требующие навыков координации, пространственной точности, чувства равновесия, гибкости, силы и т.д.[10]
Способность восприятия и наблюдения внешней действительности у детей младшего школьного возраста еще несовершенна: дети воспринимают внешние предметы и явления неточно, выделяя в них случайные признаки и особенности, почему-то привлекшие их внимание.
Особенностью внимания младших школьников является его непроизвольный характер: оно легко и быстро отвлекается на любой внешний раздражитель, мешающий процессу обучения. Недостаточно развита и способность концентрации внимания на изучаемом явлении. Долго удерживать внимание на одном и том же объекте они еще не могут. Напряженное и сосредоточенное внимание быстро приводит к утомлению.
Память у младших школьников имеет наглядно-образный характер: дети лучше запоминают внешние особенности изучаемых предметов, чем их логическую смысловую сущность. Ребята этого возраста еще с трудом связывают в своей памяти отдельные части изучаемого явления, с трудом представляют себе общую структуру явления, его целостность и взаимосвязь частей. Запоминание, в основном, носит механический характер, основанный на силе впечатления или на многократном повторении акта восприятия. В связи с этим и процесс воспроизведения, заученного у младших школьников, отличается неточностью, большим количеством ошибок, заученное недолго удерживается в памяти.
Все сказанное имеет прямое отношение и к разучиванию движений при занятиях классическим танцем. Многочисленные наблюдения показывают, что младшие школьники забывают многое, что было ими изучено 1-2 месяца назад. Чтобы избежать этого, необходимо систематически, на протяжении длительного времени, повторять с детьми пройденный учебный материал.
Мышление у детей в этом возрасте также отличается наглядно-образным характером, неотделимо от восприятия конкретных особенностей изучаемых явлений, тесно связано с деятельностью воображения. Дети пока с трудом усваивают понятия, отличающиеся большой абстрактностью, так как кроме словесного выражения они не связаны с конкретной действительностью. И причина этого, главным образом, в недостаточности знаний об общих закономерностях природы и общества.
Вот почему в этом возрасте малоэффективны приемы словесного объяснения, оторванные от наглядных образов сущности явлений и определяющих ее закономерностей. Наглядный метод обучения является основным в этом возрасте. Показ движений должен быть прост по своему содержанию. Следует четко выделять нужные части и основные элементы движений, закреплять восприятие с помощью слова.
Неустойчивы и черты характера младшего школьника. Особенно это относится к нравственным чертам личности ребенка. Нередко дети бывают, капризны, эгоистичны, грубы, недисциплинированны. Специфика физических упражнений открывает большие возможности для воспитания и развития у детей необходимых волевых качеств.
Ознакомившись с анатомо-физиологическими и психологическими особенностями, необходимо обратить внимание на правильную организацию и построение дополнительных занятий классическим танцем с детьми младшего школьного возраста. Упражнения должны даваться с учетом физической подготовленности учеников. Нагрузка не должна быть чрезмерной. Обучение должно носить наглядный характер с простым и доходчивым объяснением.
Нужно обратить особое внимание на формирование правильной осанки у детей и обучение правильному дыханию при выполнении физических упражнений. На занятиях широко использовать подвижные игры, как незаменимое воспитательное средство развития морально-волевых и физических качеств младшего школьника.
1.3 Развитие координации в классическом танце
Координация движений является одним из основных качеств способности к танцевальному искусству. Классический танец — это фундамент всего танцевального искусства, который вобрал в себя систему основополагающих групп движений, объединённых общими для каждой группы признаками и точными правилами их выполнения. Например: группа батманов, приседание (plie), прыжков (элевация), вращений (pirouette, tour, fouette), положений корпуса (attitude, arabesque)…
В теории и практике классического танца разработано понятие о закрытых (ferme), открытых (ouvert), скрещенных (croise) и нескрещенных (efface) позициях и о движениях внутрь (en dehors) и наружу (en dedans).
В классическом танце чётко и точно разработаны позиции рук, ног, корпуса и головы, их координация во время выполнения простых и сложных танцевальных движений и комбинаций. Движения классического танца выполняются на основе выворотных позиций ног.
Виртуозная техника исполнителей, достигаемая в результате освоения движений, а также сложной и точной координации в слиянии с актёрским мастерством, служит средством создания художественных образов в балетном спектакле, концертном номере и делает процесс танца наиболее сложным как в физическом, так и в эмоциональном плане.
Для развития координации требуется: с одной стороны, улучшение совместной работы моторных единиц в мускулатуре (внутримышечная координация), с другой — обеспечение взаимодействия различных мышечных групп (межмышечная координация).
Развитие оптимальной координации зависти от:
- уровня ментальности (представления образа движения посредством визуализации и последующего анализа);
- переработки и осознания собственного телесного опыта;
- исключения излишнего сопутствующего движения других мышечных групп, не участвующих непосредственно в процессе координации;
- автоматизация стереотипных форм движения.
Частое выполнение двигательных упражнений способствует улучшению координации. Прежде всего, развивается проприоцептивные функции и способность к лучшему восприятию пространства и тела. Для развития координационных способностей выбирают такой уровень интенсивности нагрузки, который удовлетворял бы необходимости частого повторения задания. Повторение не должно быть жестко схематизировано, с тем чтобы не возникал эффект привыкания. Методику заданий и содержание упражнений следует постоянно обновлять и по-новому координировать. Рекомендуются упражнения, задействующие во время исполнения задания такие психические функции, как представление (воображение) и восприятие, что особенно важно в младшем школьном возрасте.
Развитие координационных способностей должно протекать в спокойной, способствующей сосредоточению атмосфере. Воспитанники не должны быть усталыми, в противном случае они теряют способность к концентрации внимания. Улучшение координации способствует более эффективному развитию сенсомоторных качеств (восприятия).
Природа неодинаково запрограммировала способности человека. В этой связи, при приеме в хореографическое училище существует методика анкетирования абитуриентов. В ней обращается внимание на сценичность, на пропорциональность телосложения, на строение ног и способности их к выворотности, на степень растяжения ахиллесова сухожилия (глубина плие), величину подъёма ног и форму стоп (форма подъема, подвижность, строение пальцев и свода), на гибкость корпуса и рук, прыгучесть, способность к вращению, музыкальность и ритмичность, танцевальность и эмоциональность восприятия. Кроме того, учитывается здоровье и уровень интеллектуального развития, успеваемость по общеобразовательным предметам, влюбленность в будущую профессию и желание учиться.
Глава 2. Разработка урока классического танца для детей младшего школьного возраста
В детский танцевальный коллектив берут всех желающих без определённого анкетирования. Поэтому в одной группе зачастую собираются дети с разными физическими данными, разного возраста. Часто возникают ситуации, когда уже в сформировавшуюся группу 2-3 года обучения приходят новые ребята, не имеющие представления о танцевальном искусстве. Всё это оказывает влияние на освоение материала, на развитие координации и танцевальности. Поэтому на младшем этапе обучения следует особенно уделять внимание развитию именно этих качеств. Этому будет посвящена практическая часть дипломного исследования.
2.1 Профессиональные данные участников средней группы АТ «Конфетти»
В средней группе ансамбля занимается 12 человек (все учащиеся — девочки) в возрасте от 9 до 12 лет (одной ученице 8 лет).
Здесь присутствуют дети, которые занимаются первый год и которые посещают занятия с 4-х лет. Все эти данные будут указаны в таблице № 2.
Для выявления способностей к координации движений в хореографии было проведено тестирование, за основу которых были взяты методические разработки А.С. Ощепкова и О.П. Панфилова.
Тестирование способностей проводилось с учётом биоритмов — в утреннее время, перед началом урока, чтобы не происходило наслоения дневных физических и психологических нагрузок.
Результаты тестов:
№ |
ФИ участника |
СК |
Пробы Ромберга |
Проба Яроцкого |
Рефлексометрия |
Высота прыжка |
|
1. |
Белякова А. |
3,2 |
хорошо (27 с.) |
49 сек. |
20 см |
28 см |
|
2. |
Бушуева Т. |
4,3 |
хорошо (35 с.) |
61 сек. |
10 см |
25 см |
|
3. |
Деменева А. |
8,9 |
неудовл. (11 с.) |
17 сек. |
26, 3 см |
10 см |
|
4. |
Зонова Д. |
3,9 |
хорошо (33 с.) |
42 сек. |
23 см |
16 см |
|
5. |
Казымова Н. |
4 |
хорошо (29 с.) |
48 сек. |
17 см |
14 см |
|
6. |
Козупеева С. |
7,9 |
хорошо (20 с.) |
37 сек. |
30 см |
18 см |
|
7. |
Коряковцева С. |
12 |
неудовл. (12 с.) |
23 сек. |
24 см |
13 см |
|
8. |
Кочурова Ю. |
5,2 |
отлично (55 с.) |
27 сек. |
22 см |
16 см |
|
9. |
Маргасова Е. |
6,8 |
хорошо (36 с.) |
32 сек. |
19 см |
14 см |
|
10. |
Синицина Е. |
7,1 |
хорошо (31 с.) |
29 сек. |
21 см |
17 см |
|
11. |
Чиркова А. |
13 |
неудовл. (14 с.) |
15 сек. |
31 см |
14 см |
|
12. |
Щеколдина В. |
8 |
хорошо (22 с.) |
25 сек. |
22 см |
15 см |
|
Таблица № 1
Для более полной характеристики также были рассмотрены внешние физические данные девочек, актерская выразительность, музыкальность и ритмичность.
№ |
ФИ участника |
Возраст |
Год обучения |
Шаг |
Подъём |
Гибкость тела |
Муз-ть |
Актёрск. Выразит. |
Ритм-ть |
|
|
Белякова А. |
11 лет |
3-й |
5 |
4 |
5 |
4 |
4 |
4 |
|
2. |
Бушуева Т. |
12 лет |
3-й |
4 |
5 |
4 |
5 |
5 |
5 |
|
3. |
Деменева А. |
10 лет |
5-й |
3 |
3 |
5 |
4 |
4 |
5 |
|
4. |
Зонова Д. |
10 лет |
4-й |
4 |
4 |
5 |
5 |
4 |
5 |
|
5. |
Казымова Н. |
10 лет |
6-й |
4 |
3 |
4 |
5 |
3 |
4 |
|
6. |
Козупеева С. |
10 лет |
2-й |
3 |
4 |
3 |
4 |
3 |
4 |
|
7. |
Коряковцева С. |
лет |
1-й |
5 |
3 |
5 |
3 |
4 |
4 |
|
8. |
Кочурова Ю. |
10 лет |
4-й |
4 |
4 |
3 |
4 |
4 |
4 |
|
9. |
Маргасова Е. |
8 лет |
6-й |
4 |
4 |
4 |
5 |
5 |
4 |
|
10. |
Синицина Е. |
лет |
1-й |
3 |
3 |
4 |
4 |
4 |
4 |
|
11. |
Чиркова А. |
11 лет |
5-й |
5 |
5 |
5 |
3 |
3 |
3 |
|
12. |
Щеколдина В. |
10 лет |
6-й |
3 |
3 |
3 |
4 |
5 |
4 |
|
Таблица № 2
Проведя тестирование, мы получили данные о способности координации движений в хореографии участников средней группы ансамбля «Конфетти». Разрабатывая урок классического танца для этой группы, необходимо будет учесть полученные результаты.
Тестирования на пространственную и статическую координацию (данные СК и пробы Ромберга) показали, что уровень точности координационных способностей и способность сохранять равновесие в статических позах у участниц коллектива хорошая (за исключением Коряковцевой С. — 1й год обучения, Чирковой А. — физиологическое строение — шаровидные суставы, слабый мышечный корсет).
Для улучшения показаний в уроки можно вводить (в пределах возможного) выполнение некоторых комбинаций у станка и на середине зала с закрытыми глазами вначале наиболее простые упражнения: port de bras по 1,5 позиции ног на полной стопе, battement tendus до более сложных, учитывая уровень подготовленности участников. При этом необходимо дать задание на то, что бы ученик постарался сконцентрироваться на правильном положении тела в пространстве и своём мышечном ощущении. Эти упражнения помогут и при плохой статической координации. Движения у станка можно включать смелее, а на середине желательно проводить со страховкой педагога или учеников. Сам исполнитель в кризисных ситуациях может открыть глаза и обрести привычные условия ориентации.
Тест на чувствительность вестибулярного анализатора (проба Яроцкого) выявил слабую способность удерживать равновесие в динамике у участниц. Под влиянием тренировок её можно повысить. Выполнение специальных вращательных упражнений способствует устойчивой работе вестибулярного анализатора против угловых ускорений, падений и укачиваний. В результате уменьшаются вегетативные реакции (головокружение, тошнота и др.).
Опираясь на результаты тестов видно, что данные по сенсомоторной реакции удовлетворительные, для улучшения этих качеств можно в раздел allegro вводить как можно больше прыжков, причём исполнят их в разном темпе и разных раскладках, чередуя в одной комбинации. Также подойдёт вариант ускорения в процессе исполнения (например, прыжки по VI позиции начинать в умеренном темпе, а затем ускорять до максмального).
Так же по проведенному исследованию видно, что в группе плохая высота прыжка. Для его развития в процессе занятия необходимо проделывать упражнения на укрепление силы мышц ноги и можно вводить больше плие, но следить за тем, что бы ноги участников не были слишком перегружены им, т.к. может получиться прямо противоположный эффект. Прыжок развивают и движения направленные на растяжение ахилла.
Физические данные девочек очень разнообразны. Наличие выворотности в тазобедренном суставе есть у четырёх человек (Белякова А., Коряковцева С., Чиркова А., Козупеева С.), у двоих в голеностопном суставе (Бушуева Т., Зонова Д.) и у троих наблюдается «заворотность» в ногах (Казымова Н., Щеколдина В., Синицина Е.), у остальных выворотность слабо выражена. Это говорит о том, что в урок необходимо вводить больше упражнений на её развитие. Проделывать большое количество battements tendus и различные виды ronds, а так же стоит вводить упражнения на растягивание внутренних связок коленного сустава и мышц в тазобедренном суставе.
Наличие хорошей стопы есть только у двух человек (Бушуева Т. и Чиркова А. — природные данные, которые также нуждаются в развитии), это говорит о том, что опорой в уроке должны послужить упражнения, которые связаны с сокращением и вытягиванием стопы (например, некоторые виды battements и releves).
Хороший танцевальный шаг есть у трёх человек, следовательно, в урок необходимо вводить упражнения на растяжку мышц. Гибкость тела практически у всех хорошая, для улучшения нужно вводить урок различные виды port de bras.
При проверке выяснилось, что у большинства участников хорошее чувство ритма, но его можно усовершенствовать путем чередования в комбинациях акцентов и делая движения в различных делениях (на ј и ?).
Большая часть детей музыкальна. На уроках классического танца необходимо уделять большое внимание этому аспекту, следить за работой детей, чтоб они слушали музыку, заполняли её движением. Особенно нужно обращаться к правильным раскладкам движения.
Актёрская выразительность у детей не очень сильно проявляется, возможно, это связано со стеснением, возрастными особенностями. Во время занятия следует обращать внимание на характер движения и манеру исполнения, доносить это до детей. Можно каждому движению придумать свой образ (например, battement tendu — часики, battement fondu — кошечки и т д.).
Это в дальнейшем поможет детям в сценической практике, сделает их выступления более яркими, эмоциональными, образными.
С учётом показаний тестирования и физических возможностей учащихся был разработан урок классического танца, способствующий развитию координационных способностей и профессиональных данных.
2.2 Методические принципы построения урока классического танца в младших классах
Предмет «классический танец» считается важнейшим в процессе воспитания и развития физических данных ребёнка, поскольку классический танец и его школа являются единственной всеобъемлющей системой профессионального воспитания человеческого тела, существующей уже более четырехсот лет. Экзерсис, основанный на классическом танце, является стержнем, на основе которого развиваются другие танцевальные экзерсисы (джаз — модерн, народно — сценический танец и др.).
Этот комплекс наиболее правильно и гармонично формирует тело, активно исправляет физические недостатки, создавая прекрасную манеру танца и осанку. [6]
Непременные условия классического танца — выворотность ног, большой танцевальный шаг, гибкость, устойчивость, вращение, легкий и высокий прыжок, свободное и пластичное владение руками, четкая координация движений и, наконец, сила и выносливость. Приобретается это упорным тренажём, выполнением установленных правил и постоянной сценической практикой.
Современные педагоги классического танца оснащены разнообразными теоретическими знаниями и практическим опытом. Урок требует от педагога внутренней собранности и подготовленности, умения строго и обдуманно выстроить как весь урок в целом, так и отдельные его части.
Повышение эффективности и результативности урока связанно, с построением каждого из его разделов — экзерсиса у станка, экзерсиса на середине, allegro, экзерсиса на пальцах и с умением методически правильно создавать учебные комбинации. В построении данного урока экзерсис на пальцах опускается из-за отсутствия в репертуаре коллектива номеров, которые бы требовали владение пальцевой техникой.
Классический экзерсис имеет практическое значение на протяжении всех лет обучения, поэтому его элементы изучаются досконально и тщательно. В зависимости от программы класса каждый раздел урока имеет свои задачи и определённый порядок следования одного движения за другим. Он не произволен. Урок должен выстраиваться с учетом профессиональных и физических данных учеников, в нем необходимо продуманно чередовать и распределять физическую нагрузку на определённые группы мышц и связок, стремиться к органическому сочетанию силовых и танцевальных движений. [8]
На исполнение каждого раздела урока классического танца отводиться определенное количество времени с учётом показа комбинаций. Пройденные движения отрабатываются, создавая фундамент для исполнения более сложных движений, изучаемых впоследствии. Работая над экзерсисом, необходимо движения исполнять у станка и выборочно на середине зала (в зависимости от цели и задач урока), как с одной, так и с другой ноги. Это в равной мере развивает и укрепляет двигательный аппарат учащегося и совершенствует технику танца. [7]
Поклон исполняется в начале и в конце урока. Применяется как приветствие и как прощание в классе хореографии. Прививает навыки вежливости, культурного общения. Мысленно подготавливает учащихся для дальнейшей работы в классе. Помогает успокоиться, сосредоточиться, сконцентрировать внимание на занятии.
Все учебные задания начинают с соответствующей подготовки (preparasion).
Помимо этого от учащихся нужно требовать умения внимательно и аккуратно заканчивать движение. Это вносит в исполнение элемент завершенности и одновременно дисциплинирует внимание.
Экзерсис у станка строится по принципу от простого к сложному. Начинают его с demi и grand plie, после идут различные виды battement: battement tendu, battement tendu jete, после ronde de jambe par terre, далее battement fondu, battement frappe, ronde de jambe en l’air, petit battement, adagio, grand battement jete. Экзерсис на середине комбинируется из тех — же движений, что и у станка на выбор педагога. Необходимо учитывать то, что урок разрабатывается для участников любительского коллектива, поэтому экзерсис на середине класса значительно упрощен.
Одна из наиболее важных частей урока allegro (маленькое, среднее и большое) — освоение и отработка прыжков. В него входят все прыжки классического танца. В allegro развиваются такие элементы как элевация и баллон. В этом разделе заложена танцевальная наука. Как правило, основная часть танца строится на allegro.
Завершающая часть урока предназначена для того, что бы организм учащихся после напряженной работы при помощи выполнения различных форм pour de bras с наклонами и перегибами корпуса пришел в состояние покоя.
Такое построение урока классического танца в целом дает возможность проводить его с постепенным усложнением, при этом каждая часть урока должна иметь свою кривую постепенного нарастания и спада в конце, что дает возможность ученикам приступить к выполнению следующей, более сложной части урока с новыми силами.
Оптимальное распределение силовой нагрузки необходимо не только в отдельных частях урока, но и во всех упражнениях с учетом количества повторений заданного движения. Построение каждой комбинации должно быть обусловлено задачей всего урока. Каждая комбинация неразрывно связанна как с предыдущей, так и с последующей. Комбинация не должна быть перегружена элементами, но и слишком простая комбинация тоже не приемлема. Она не развивает танцевальности и выразительности участника. Комбинация должна быть полезна не только в учебном плане, но и развивать художественно — артистическую натуру учащихся, способствовать развитию мышечной памяти.
При сочинении комбинации полезно использовать логическое развитие движений или же перебивать его контрдвижением, что в музыке аналогично контртемпу. Подобные «неудобные» комбинации ставят перед участниками дополнительные сложности, воспитывают ловкость и собранность, умение владеть своим телом.
Участники младшей группы должны знать, как правильно исполняется каждое движение, а так же уметь указывать на возможные ошибки при исполнении. Для этого необходимо знакомить учащихся с методикой классического танца. Достичь хорошего качества возможно не только благодаря тщательному контролю педагога, но и при сознательной работе и постоянном самоконтроле.
Большое значение в уроке классического танца играет музыкальное сопровождение. В процессе занятий необходимо вырабатывать у учащихся умение выполнять движения под музыку не схематично, а творчески вникать в музыкальные интонации и воплощать их пластически. Эмоционально образная и метроритмическая стороны музыкального сопровождения должны восприниматься участниками осмысленно. Понимание характера музыкального сопровождения помогает верно, согласовать действия с музыкальным ритмом при творческом восприятии темы — мелодии. На уроках должны использоваться произведения русской и зарубежной классики. Составляя урок и отдельные комбинации, нужно исходить не только из метро — ритмической стороны музыки, но и пластически передавать её характер, особенности ее формы и структуры.
Овладение основами техники классического танца достигается путем детальной отработки каждого упражнения и приёмов его исполнения при упорном, систематическом труде, что требует большого физического напряжения и силы воли, как со стороны учащегося, так и со стороны преподавателя.
В младших классах закладываются основы координации, при овладении которой возможен переход к элементам будущей танцевальности. [7]
2.3 Урок классического танца для детей средней группы АТ «Конфетти»
Средняя группа занимается классическим танцем второй год по программе, написанной руководителем ансамбля. Занятия проходят в утреннее время (9.00 — 10.30) 2 раза в неделю. Уже проучено большое количество движений у станка, три прыжка (temps leve sautй, pas echappe, pas assemble).
Как такового экзерсиса на середине нет, лишь port de bras, небольшие танцевальные комбинации на позы I и II арабеска. Проучены все позиции ног, за исключением IV.
Поклон на середине зала:
Музыкальный размер ѕ.
Исходное положение: epaulement croise V позиция ног правая нога впереди, руки в подготовительном положении. Голова повернута направо.
Вступление 2 такта (пропустить).
Поклон занимает 8 тактов.
1 т. — шаг с подворотом до положения en face на правую ногу, руки через заниженную I позицию открываются до второй;
2 т. — левая нога приходит на положение sur le cou de pied сзади;
3 т. — demi plie в данном положении, руки опускаются в подготовительную позицию через положение allonge, голова наклоняется на левое плечо;
4 т. — вернуться исходное положение;
5 -8 т. — повторить движение с левой ноги.
Маршировки по кругу.
Марш с высоким подниманием бедра с работой головы.
Музыкальный размер 2/4.
Шаг на каждую четверть. Голова меняет положение на каждый такт:
1 т. — прямо, 2т. — наверх, 3 т. — направо, 4 т. — прямо. Повторить всё влево.
Марш исполнять 64 такта.
Танцевальный шаг в сочетании с I port de bras.
Музыкальный размер 2/4.
Шаг на каждую четверть. Смена положения рук на каждый такт. Сложность заключается в соединение движений разного характера.
1 т.- I позиция, 2 т. — III позиция, 3 т. — II позиция, 4 т. — подготовительное положение. Голова сначала провожает правую руку, затем левую. Шаг исполнять 64 такта.
Шаг на полупальцах в сочетании с I port de bras.
Музыкальный размер 2/4.
Шаг на каждую восьмую такта. Смена положения рук на каждый такт (аналогично с танцевальным шагом).
Исполнять 64 такта.
Шаг с degage.
Музыкальный размер ѕ.
Исходное положение (стоя по направлению круга): V позиция ног правая нога впереди, руки в подготовительном положении. Голова повернута направо (из круга).
Вступление занимает 2 такта (открыть руки во II позицию, голова провожает правую руку на протяжении всего хода).
1 такт:
1/3 — шаг правой ногой вперёд, левая проходит через degage вперёд на 25є, руки собираются в I позицию;
2/3 и 3/3- 2 шага на полупальцах левой и правой ногой, положение рук сохраняется;
2 такт: движение ног те же, только руки открываются во II позицию.
Шаг исполнять 16 тактов. Затем развернуться в другую сторону и исполнить всё с левой ноги.
Полька в сочетании с галопом.
Музыкальный размер 2/4.
Исходное положение (стоя по направлению круга): V позиция ног правая нога впереди, руки собраны на поясе. Голова повернута направо (из круга).
4 такта ход польки с наклонами головы на правое и левое ухо;
4 такта галоп с зафиксированной головой в сторону по ходу движения;
- Ход чередуется с обеих ног. Исполнять 32 такта.
I port de bras.
Музыкальный размер 4/4.
Preparation занимает 1 такт: первые 2/4 пауза, на вторые 2/4 происходит «вздох», голова работает за правой рукой. Комбинация на 16 тактов.
Смена позиций происходит на каждый такт. Сначала голова провожает правую руку, затем левую. Сделать комбинацию 1-й раз с открытыми глазами, 2-й раз — с закрытыми.
Экзерсис у станка.
Demi и grand plie..
Музыкальный размер 4/4.
Исходное положение: I позиция ног, левая рука лежит на станке, правая в подготовительном положении. Голова повернута направо. В дальнейшем все комбинации будут описаны с правой ноги из V позиции (кроме ronde de jambe par terre).
Preparation занимает 2 такта. Комбинация на 64 такта
2 demi plie на 1 такт каждое. 2 grand plie на 2 такта каждое. 1 такт releve. 1 такт смена позиции. Комбинацию выполнить по всем позициям (I, II, III, IV, V).
Попытаться исполнить по II и V позиции с закрытыми глазами, либо по одному demi и grand plie с открытыми и по одному с закрытыми во всех позициях.
После каждой комбинации есть 2 аккорда, на которые нужно опустить руку в подготовительное положение.
Battement tendu.
Музыкальный размер 2/4.
Preparation занимает 4 такта. 1-й такт пауза, 2-й такт — вздох, 3-й такт — правая рука поднимется в I позицию, 4-й такт — открывается во II. В дальнейшем все preparation одинаковы.
Комбинация на 32 такта.
1 — 6 такт — 3 battement tendu вперёд.
7 — 8 такты demi plie, рука поднимается в III позицию и опускается обратно.
9-12 такт — 2 battement tendu в сторону по V позиции.
13-15 такты — 6 battement tendu по I позиции в сторону на ј каждый, за последним разом закрыть в V позицию назад. 16 такт — пауза.
17 — 24 такт повторить 1-8 такты в направлении назад.
25 — 28 такт — 2 battement tendu в сторону.
29 — 32 такты — полуповорот от палки, руки во II позиции. Повторить комбинацию battement tendu в направлении назад с левой ноги. В конце комбинации будет полуповорот к палке, руки в I позиции.
Battement tendu jete.
Музыкальный размер 2/4.
Preparation занимает 4 такта. Комбинация на 32 такта.
1 — 4 такт — 3 battement tendu jete вперёд.
5 — 8 такт — 1 battement tendu jete, 2 pique, закончить в V позицию.
9-16 такт — повторить 1-8 такт в направлении в сторону.
17 — 24 такт повторить 1-8 такты в направлении назад.
25 — 28 такт — 2 battement tendu jete в сторону.
29 — 32 такт — полуповорот от палки, руки во II позиции. Повторить комбинацию battement tendu jete в направлении назад с левой ноги. В конце комбинации будет полуповорот к палке, руки в I позиции.
Ronde de jambe par terre.
Музыкальный размер ѕ.
Preparation занимает 8 тактов. Комбинация на 32 такта.
1 — 4 такт — 2 ronde de jambe par terre.
5 такт — passй par terre вперёд.
6 — 7 — такт — demi plie, правая рука в это время на 1 такт поднимается в III позицию, за 2 -м тактом возвращается во II.
8 такт — провести ronde назад.
9 — 13 такты — повторить 1-5 такт.
14 — 16 такт — battement releve lent на 90є. За последним тактом ногу опустить на носок вперёд, и вся комбинация повторяется в направлении en dedans.
Battement fondu.
Музыкальный размер 4/4.
Preparation занимает 2 такта. Комбинация на 32 такта.
1 — 6 такт — 3 battement fondu вперёд (на 2 такта каждое движение).
7 — 8 такт — правая рука закрывается в I позицию и открывается во II, нога сохраняет своё положение.
9 — 14 такт — повторить 1 — 6 такт в направлении в сторону.
15 — 16 такт — перегиб корпуса с рукой к станку.
17 — 32 такты повторить всё упражнение в обратном направлении.
Battement frappe и petit battement.
Музыкальный размер 2/4.
Preparation занимает 4 такта. Комбинация на 32 такта.
1 — 4 такт — 2 battement frappe (на 2 такта каждое движение).
5 — 6 такт — battement frappe в plie.
7 — 8 такт — battement frappe.
9 — 24 такт — повторить 1 — 8 такты в сторону и назад.
26 — 32 такт — petit battement (смена положения на каждый такт).
Adagio.
Музыкальный размер 4/4.
Preparation занимает 2 такта. Комбинация на 16 тактов.
1 — 2 такт — battement releve lent.
3 — 4 такт — battement developpe.
5 — 16 такт — повторить 1 — 4 такты во всех направлениях.
Grand battement jete.
Музыкальный размер 2/4.
Preparation занимает 4 такта. Комбинация на 32 такта.
1 — 6 такт — 3 grand battement jete вперёд.
7 — 8 такт — changement de pieds, рука опускается в подготовительную позицию, затем возвращается во II.
9 — 32 такт повторить 1-8 такты во всех направлениях (в сторону 2 раза).
Экзерсис на середине зала.
Temps lie.
Музыкальный размер 4/4.
Preparation занимает 1 такт. Комбинация на 8 тактов.
Каждое движение выполняется на 2/4 и 2/4 пауза в зафиксированном положении. Исполнить temps lie в чистом виде в направлении en dehors с правой ноги и en dedans с левой ноги.
Battement tendu.
Музыкальный размер 2/4.
Preparation занимает 4 такта. 1-й такт пауза, 2-й такт — вздох, 3-й такт -руки поднимаются в I позицию (взгляд направлен к кисть правой руки), 4-й такт — открываются во II (голова провожает правую руку).
В дальнейшем все preparation одинаковы.
Комбинация на 32 такта.
1 — 6 такт — 3 battement tendu вперёд, 7-8 такты demi plie, руки поднимаются в III позицию и опускаются обратно (голова провожает правую руку).
9-12 такт — 2 battement tendu в сторону по V позиции.
13-15 такты — 6 battement tendu по I позиции в сторону на ј каждый, за последним разом закрыть в V позицию назад. 16 такт — пауза.
17 — 24 такт повторить 1-8 такты в направлении назад.
25 — 28 такт — 2 battement tendu в сторону.
29 — 32 такт — полуповорот в правую сторону, руки собираются в I позицию. Повторить комбинацию battement tendu в направлении назад с левой ноги.
Battement tendu jete.
Музыкальный размер 2/4.
Preparation занимает 4 такта. Комбинация на 32 такта.
1 — 4 такт — 3 battement tendu jete вперёд.
5 — 8 такты — 1 battement tendu jete, 2 pique, закончить в V позицию.
9 — 24такт — повторить 1-8 такт во всех направлениях.
25 — 28 такт — 2 battement tendu jete в сторону.
29 — 32 такты — полуповорот вправо, руки собираются в I позицию. Повторить комбинацию battement tendu jete в направлении назад с левой ноги.
Ronde de jambe par terre.
Музыкальный размер ѕ.
Preparation занимает 8 тактов. Комбинация на 32 такта.
1 — 4 такт — 2 ronde de jambe par terre.
5 такт — passй par terre вперёд.
6 — 7 — такт — demi plie, правая рука в это время на 1 такт поднимается в III позицию, за 2 -м тактом возвращается, левая рука сохраняет положение во II позиции.
8 такт — провести ronde назад.
9 — 13 такты — повторить 1-5 такт.
14 — 16 такт — battement releve lent на 90є. За последним тактом ногу опустить на носок вперёд, и вся комбинация повторяется в направлении en dedans.
Battement fondu.
Музыкальный размер 4/4.
Preparation занимает 2 такта. Комбинация на 32 такта.
1 — 6 такт — 3 battement fondu вперёд (на 2 такта каждое движение).
7 — 8 такт — правая рука закрывается в I позицию и открывается во II, нога сохраняет своё положение.
9 — 14 такт — повторить 1 — 6 такт в направлении в сторону.
15 — 16 такт — перегиб корпуса с рукой к станку.
17 — 32 такт повторить всё упражнение в обратном направлении.
Grand battement jete.
Музыкальный размер 2/4.
Preparation занимает 4 такта. Комбинация на 32 такта.
1 — 6 такт — 3 grand battement jete вперёд.
7 — 8 такт — changement de pieds, руки опускаются в подготовительную позицию, затем возвращаются во II.
9 — 32 такт повторить 1-8 такты во всех направлениях (в сторону 2 раза).
Комбинация для закрепления поз I и II арабеска.
Исходное положение: epaulement croise V позиция ног, правая нога впереди, руки в подготовительном положении. Голова повернута направо
Музыкальный размер ѕ.
Preparation занимает 4 такта:
1 — 2 такт — пауза.
3 — 4 такт — «вздох» руками.
Комбинация на 32 такта.
1 такт — поворот в точку класса № 3.
2 такт — руки поднимаются в I позицию.
3 такт — battement tendu правой ногой.
4 такт — шаг на правую ногу в позу первого арабеска.
5 — 6 такт — сохранить положение.
7 такт — разворот корпуса до положения en face в точку класса № 1. Руки переводятся во вторую позицию.
8 такт — руки опускаются в подготовительную позицию через положение allongee. Левая нога закрывается вперёд в V позицию.
9 — 16 такт — повторить комбинацию с левой ноги.
После этого исполнить всю комбинацию сначала, но вместо I арабеска, выходить во II.
Allegro.
Temps leve sautй.
Музыкальный размер 2/4.
Preparation занимает 2 такта: 1 такт — выдержать паузу, 2 такт — руки делают вздох, сеть в demi plie. Комбинация на 16 тактов.
1 — 3 такт — 3 temps leve sautй по I позиции.
4 такт — пауза.
5 — 7 такт — 3 temps leve sautй по II позиции.
8 такт — пауза.
9 — 10 такт — 2 temps leve sautй по V позиции.
11 такт — changement de pieds.
12 такт — пауза.
13 — 16 такт — повторить 9 — 12 такт.
После каждого прыжка на 2 музыкальных аккорда вырасти из demi plie.
Pas echappe.
Музыкальный размер 2/4.
Preparation занимает 2 такта. Комбинация на 16 тактов.
1 — 2 такт — 2 pas echappe.
3 — 4 такт — double echappe.
5 — 6 такт — повторить 1 — 2 такт.
7 такт — 2 changement de pieds.
8 такт — пауза.
9 — 16 такт — повторить комбинацию с левой ноги.
Pas assemble.
Музыкальный размер 2/4.
Preparation занимает 2 такта. Комбинация на 8 тактов.
1 — 2 такт — 2 pas assemble (на ј прыжок, на ј пауза).
3 такт — 1 pas assemble (на первую 1/4), 1 pas sautй по V позиции (на вторую 1/4).
4 — такт пауза.
5 — 8 — повторить комбинацию с левой ноги.
Pas glissade en tournant.
Исходное положение: epaulement croise V позиция ног, правая нога впереди, руки в подготовительном положении. Голова повернута направо
Музыкальный размер 2/4.
Preparation занимает 4 такта:
1 такт — пауза.
2 такт — «вздох» руками.
3 такт — поднять руки в I позицию.
4 такт — довернуться до положения en face в сторону направления движения, demi plie на левой ноге, правая исполняет battement tendu, руки открываются в положение I арабеска (положение для вращения).
Комбинация начинается с подготовки к вращению, которая повторяется 2 раза. За третьим разом — поворот. Исполнить pas glissade en tournant столько раз, сколько позволяет класс.
1 такт — шаг на правую ногу в V позицию на плупальцы, руки собираются в I.
2 такт — пауза.
3 такт — опуститься в положение для вращения.
4 такт — пауза.
5 — 8 такт — повторить 1 — 4 такт.
9 — 10 такт — повторить 1 -2 такт.
11 такт — полный поворот.
12 такт — повторить 3 такт.
Закончить движение в позу I арабеска.
Игра для развития сенсомоторной реакции.
8 тактов звучит прыжковая музыкальная тема, на которую участницы исполняют трамплинные прыжки по 6 позиции. На следующие 8 тактов резко меняется музыкальная тема, на которую участницы должны быстро среагировать и бежать в разных направлениях стелющимся шагом pas couru. Затем музыка останавливается, и участницы должны как можно быстрее вернуться на свои места.
Танцевальная комбинация.
Исходное положение: epaulement croise V позиция ног, правая нога впереди, руки в подготовительном положении. Голова повернута направо
Музыкальный размер ѕ.
Preparation занимает 4 такта:
1 такт — пауза.
2 такт — «вздох» руками.
3 такт — руки через подготовительную позицию поднимаются до уровня I. Голова повёрнута направо.
4 такт — demi plie на правой ноге, левая поднимается до уровня sur le cou de pied сзади.
Комбинация на 32 такта.
1 — 2 такт — sissone в позу I арабеска с левой ноги (1 — такт прыжок, 2 — сохранить позу I арабеска в plie).
3 — 4 такт — pas balance за правой ногой, голова поворачивается на право, левая рука закругляется в I позицию, а правя во II.
5 — 8 — такт — повторить 1 — 4 такт.
9 — 10 — такт — шаг degage на левую ногу, правую подставить в V позицию назад. Левая рука поднимается в третью позицию, правая остаётся во II. Голова работает за левой рукой, взгляд направлен мимо локтя.
11 — 12 такт — сохранить позу.
13 — 14 такт — pas suivi по маленькому кругу за левой ногой. Дойти ло положения epaulement croise с левой ноги.
15 такт — левая рука открывается из III позиции во II.
16 такт — demi plie на левой ноге, правя поднимается до уровня sur le cou de pied сзади. Руки через подготовительную позицию поднимаются до уровня I. Голова повёрнута налево. Далее повторить всю комбинация с правой ноги.
II port de bras.
Музыкальный размер 4/4.
Preparation занимает 2 такта:
1 такт: первые 2/4 пауза, на вторые 2/4 происходит «вздох», голова работает за правой рукой.
2 такт: первая ј — руки поднимаются в I позицию, вторая ј — пауза, третья ј — правая рука открывается во вторую позицию, левая в третью. Голова повёрнута на правое плечо.
Комбинация на 32 такта.
Смена положения рук на каждый такт. Повторить в чистом виде II port de bras 2 раза, за третьим руки не открывать в исходное положение для II port de bras, а из I позиции поднять в III. Далее исполнить pas suivi en tournant до положения epaulement croise с левой ноги, и открыть руки для II port de bras.
Повторить всё с левой стороны.
Список используемой литературы:
[Электронный ресурс]//URL: https://litfac.ru/diplomnaya/razvitie-koordinatsii-na-urokah-horeografii/
Ощепков, А.С. Определение координации движений в хореографии: методическое пособие / Ощепков, А.С., Панфилов, О.П. — П.: 2000. — 20 с.
Ваганова, А.Я. Основы классического танца: учебник для вузов / Ваганова, А.Я. — СПб.: Изд. «Лань», 2003. — 192 с. ил.
Есаулов, И.Г. Устойчивость и координация в хорегорафии: учебник / Есаулов, И.Г. — Ижевск.:1992.
Никитин, В. Композиция урока и методика преподавания Модерн-джаз танца / Никитин, В. — М.: Изд. Дом «один из лучших», 2006. — 252с. ил.
Тарасов, Н. Классический танец. Школа мужского исполнительства / Тарасов, Н. — 3-е изд. — СПб.: Изд. «Лань», 2005. — 496 с. ил. + вклейка 15 с.
Звёздочкин, В.А. Классический танец: учебное пособие для студентов высших и средних учебных заведений искусства и культуры / Звёздочкин, В. А. — Ростов-на-Дону изд. «Феникс», 2005. — 415 с.