Формирование человека культуры средствами музыкального искусства
Лежнева Т.М.
Культура — одно из фундаментальных научных понятий социально гуманитарного познания. Это понятие характеризует очень сложный и многогранный фактор общественного бытия, из которого человек черпает свои представления, идеалы, правила жизни, способы действий. Нравственные ценности составляет приоритетное условие подлинно человеческого существования в любой исторический период существования человечества. Моральные принципы образуют культурную среду, в которой становится возможным совершенствование человека и человеческого образа жизни.
Среди форм культуры, оказывающих существенное влияние на формирование человека культуры как существа гармоничного, совершенного, высоконравственного выделяется музыкальное искусство. Являясь первобытным и исходным языком человечества, музыка воздействует на индивида во все времена существования человечества.
В эпоху Древней Греции, в силу своей нравственной направленности, музыка считалась важным средством и целью общественного воспитания, а музыкальность человека рассматривалась как социально ценное определяющее качество личности. Музыке отводилась роль учителя, воспитывающего духовные качества, мудрость и мужество. Для обозначения эстетического воздействия искусства на человека в античной философии появляется термин «катарсис» (греч. katharsis — очищение).
В рамках пифагорейской школы существовала теория и практика излечения телесных недугов, очищения души от вредных страстей — гнева, страха, ревности с помощью определенных музыкальных ладов.
В работах древнегреческого философа Пифагора (ок. 532 г. до н.э.) мы находим описание того, каким образом музыка может влиять на состояние человека. Пифагор считал, что если музыка отражает гармонию, то высшая цель человека — сделать свое тело и душу музыкальными. У одного из последователей философа Ямвлиха в его трактате «О пифагорейской жизни» мы читаем: «Пифагор установил в качестве первого — воспитание при помощи музыки, тех или иных мелодий и ритмов, откуда происходит врачевание человеческих нравов и страстей и восстанавливается гармония душевных способностей в том виде как они были сначала… Он предписал и устанавливал своим знакомым так называемое музыкальное устроение и понуждение, придумывая чудесным образом смешение тех или иных диатонических, хроматических и энгармонических мелодий, при помощи которых он легко обращал и поворачивал к противоположному состоянию страсти души: скорбь, раздражение, жалость, неуместную ревность, страх, разнообразные вожделения. гнев, изнеженность, распущенность, горячность, выправляя каждый из этих недостатков к добродетели при помощи подходящих мелодий» [1].
Формирование сознания людей с помощью культуры
... Культура -- это набор кодов, которые предписывают человеку определенное поведение с присущими ему переживаниями и мыслями, оказывая на него, тем самым, управленческое воздействие. Глава 1. Формирование сознания человека 1.1 Сущность сознания, ... ее чувственная основа или орудие. Сознание не только выявляется, но и формируется с помощью языка. Связь между сознанием и языком не механическая, а ...
Аристоксен (ок.354-ок. 300 до н.э.) говорил, что пифагорейцы очищают тело средствами врачевания, а душу — средствами музыки.
Вслед за Пифагором Аристотель (384 — 322 до н.э.) считал, что способность музыки воздействовать на состояния слушателей связана с тем, что она заключает в себе оттенки настроений, которые четко соответствуют характерам и свойствам человека. «…Музыкальные лады существенно отличаются друг от друга, так что при слушании их у нас появляется различное настроение. И мы далеко не одинаково относимся к каждому из них; так, например, слушая одни лады, мы испытываем более жалостное и подавленное настроение, слушая другие, менее строгие лады, мы в нашем настроении размягчаемся; иные лады вызывают в нас по преимуществу среднее, уравновешенное настроение» (2).
Аристотель признавал, что под воздействием песнопений и музыки возникают сильнейшие аффекты, результатом которых становится некое облегчение и очищение, связанное с удовольствием.
Гуманистическую, миротворческую суть искусства подчеркивал Квинт Гораций Флакк (65 — 8 гг. до н.э.).
Он говорил о том, что, «подчиняясь древней мудрости, аналогично тому как разделять мирское со священным, искусство одновременно есть для людей и прекрасное, и полезное, и развлечение душам, и отдых от тяжких трудов, и наставление на жизненный путь» [4, с. 182].
Платон Афинский (427 — 347 до н.э.), считал, музыка способствует гармонизации индивида с обществом, что «ритмы и лады, воздействуя на мысль, делают ее сообразно им самим» [3].
По словам Платона, хоровое пение есть «божественное и небесное занятие, укрепляющее все хорошее и благородное в человеке», древние греки считали его одним из элементов образования, а слово «необразованный» трактовали как «не умеющий петь в хоре» [4, с. 165 — 167].
Мыслители Античности подчеркивали значение воздействия музыки на нравственное становление человека и отмечали, что тот «кто приобщился к музыке, не запятнает себя никаким неблагородным поступком, но, стяжав благодаря музыке величайшую пользу, будет полезен и себе, и Родине, всюду соблюдая пристойность, благоразумие и порядок» [1].
Позднее выдающиеся мыслители неоднократно отмечали магическую сила воздействия музыкального искусства на душу человека и его способность искусства пробуждать в человеке стремление к лучшему. В первом музыкальном словаре, составленном композитором и теоретиком XV в. И Тинкторисом, отмечается, что искусство музыки обладает способностью изгонять грусть, смягчать жестокосердие, радовать людей, исцелять больных, «делать души праведными». Удивительную силу, способную сближать людей, объединяя через унисонное хоровое пение разобщенных, примиряя враждующих и соединяя их в союзе духовного единства видел в искусстве Василий Кесарийский (Великий) (ок. 330 — 379).
Особенности музыки как вида искусства
... человека всю жизнь, питало его духовно и вместе с тем воспитывало и образовывало. А ведь богослужение - это в основе своей слово и музыка. ... музыки, танца, поэзии и др. видов искусства и служившего целям коммуникации, организации совместных трудовых и ритуальных процессов и эмоционального воздействия ... метра и лада. Это способствовало первичному осознанию выразительных возможностей тонов и их ...
В обычной жизни, утверждал К. Гельвеций (1715 — 1771), впечатления притупляются, искусство же должно пробудить угасшие страсти, дать человеку то, чего он лишен в действительности. Значимость музыкального воспитания, облагораживающего человеческую природу, определялась в трудах И.Песталоцци (1746 — 1827), полагавшего, что память, удерживающая в душе мелодии и песни, развивает в ней понимание гармонии и высокого чувства [3, с. 10-14].
Исследованием вопросов воздействия и восприятия музыки, выявлением ее воспитывающего влияния на человека занимались многие видные деятели современной культуры. Б.В.Асафьев называл музыку «вечно живым» претворением всего, что звучит в природе и в душе человека, и призывал не просто развлекать музыкой, не навязывать ее слушателям, а убеждать и радовать ею. Крупнейший психолог Б.М.Теплов рассматривал эстетическое восприятие музыки как активную деятельность, которой следует обучать, как и всякой другой. Б.В.Теплов подчеркивал, что «музыка не может дать новых фактических или идейных знаний, но она может в высокой степени углубить имеющиеся знания, дав им новое качество, сделав их знаниями эмоционально насыщенными. Музыка есть эмоциональное познание» [8].
В.А.Сухомлинский считал музыку важным средством нравственного и умственного воспитания человека. «Благодаря музыке в человеке пробуждается представление о возвышенном, величественном, прекрасном не только в окружающем мире, но и в самом себе» [7, с. 74, 75].
«Музыка не просто холодно информирует слушателей о мире, о мыслях, чувствах, идеалах художника, но и заражает его этим содержанием. Она непрерывно заинтриговывает внимание, ведет его за собой, стимулирует активность восприятия и мышления», — отмечает музыковед В.В.Медушевский [5, с. 6]. Он обращает внимание на роль музыки в формировании духовного богатства человека: «Во все времена высокая музыка стремилась быть живой не только в душевном, но и в духовном смысле… Ее содержание — истина и красота, наполняющие человеческие сердца» [6].
Эти размышления перекликаются с мыслями музыковеда В.Н. Холоповой, по выражения которой, «музыка может волновать и умиротворять, веселить и сострадать, вводить в транс и лечить, — все это подвластно ее могуществу благодаря таким резервам эмоций, которыми не располагает никакой другой вид искусства» [9, с.90].
Таким образом, музыка, обладая специфическими особенностями, имеет всеобъемлющее воздействие на формирование гармоничного, высоконравственного, духовно-богатого человека отвечающего требованиям общества к человеку культуры.
музыкальное искусство культура гармоничный
Литература
[Электронный ресурс]//URL: https://litfac.ru/diplomnaya/obraz-cheloveka-v-mirovoy-muzyikalnoy-kulture/
Античная музыкальная эстетика. М., 1960.
Аристотель. Политика. М., 1911.
Денеш З. Этос и аффект. История философской музыкальной эстетики от зарождения до Гегеля. М., 1977.
История эстетики // Памятники мировой эстетической мысли. Т. 2. — М., 1964.
Медушевский В.В. О закономерностях и средствах художественного воздействия музыки. М., 1976.
Идеал человек в античной культуре и искусстве
... нравственный идеал греков в период архаики, а в искусстве той эпохи эстетический и этический идеалы сливались. Главной задачей искусства V в. до н.э. было правдивое изображение человека, сильного, ... рассмотрим образ человека как идеал в древнегреческой и древнеримской культуре. 1.1.Эталон внешней красоты В Древней Греции огромную роль в воспитании гражданина и человека играла физическая культура, и ...
Спутник учителя музыки/ Сост. Т.В.Челышева. М., 1993. С.64. Медушевский В.В.Сущность и специфика музыки.
Сухомлинский В.А. Избр. пед. Соч. в 3-х т. М., 1979, т. 1.
Теплов Б. Психология музыкальных способностей. М., 1985.
Холопова В.Н. Музыка как вид искусства. М., 1994.