Глава 1. Теоретические аспекты изучения традиций национальной культуры на основе народно-сценического танца
1.1. Народно-сценический танец как основа традиций народной культуры
Процессы современного культурного развития общества определяются как глобализацией, так и самоидентификацией, стремлением этносов сохранить свою национальную идентичность. Это проявляется в сохранении традиций, обычаев, обрядов, в бережном, любовном отношении к хореографическому фольклору во всех его разновидностях, развитии и преумножении его богатств, что и может обеспечить высокий дух патриотизма, нравственности, верности гражданскому и общественному долгу современного человека.
На протяжении веков одним из универсальных средств воспитания было и остаётся искусство, представляющее целостную картину мира в единстве мысли и чувства, в системе эмоциональных образов. В процессе исторического развития искусство выступает и как хранитель нравственного опыта человечества.
Танец – это яркое, красочное творение народа, являющееся эмоциональным художественным специфическим отображением его многовековой многообразной жизни. Народный танец всегда имеет ясно выраженную тему и идею – он всегда содержателен.
«Народно-сценический танец» возник как симбиоз культуры исполнения классического, народно-характерного танца и самобытных фольклорных источников.
Cвоими корнями танец, как вид искусства, уходит в глубь истории. Он старше музыки и наскальных рисунков. Народный танец — это танец, созданный этносом и распространенный в быту, обладающий этническими особенностями, проявляющимися в характере, координации движений, в музыкально-ритмической и метрической структуре танца, манере его исполнения.
Фольклор – это часть экологической среды, это художественная экология общества и выживание человечества во многом зависит от того, как с этой средой общаться. Фольклор народов – великий педагог, передающий ценности эстетические и нравственные, заложенные поколениями людей в его художественных творениях.
Что из себя представляет отдельный номер народно-сценического танца? Это в определенной мере переосмысление элементов народной хореографии, отвечающих одному из трех подходов к фольклору: 1) обработка народной пляски с полным изложением этнографического варианта, 2) фантазия на тему этнографического образца с частичным его изложением, 3) сочинение хореографии без видимого обращения к фольклорному первоисточнику. Первый подход представлен в таких, например, композициях, как «Девятка» П. Вирского, «Тимоня» Т. Устиновой. Второй подход особенно полно и талантливо наблюдается в творчестве И. Моисеева. Третий выявляется в постановках Н. Надеждиной (возможны и другие примеры).
Особенности народной хореографии Плотникова. Особенности народной хореографии
... глубокое влияние народного искусства, культуры, традиций на становление и развитие русской хореографии. В своих программах многие самодеятельные и профессиональные ансамбли танца и народные хоры умело используют замечательные традиции. Народная манера исполнения ...
Однако существует и четвертый подход, стоящий несколько отдельно от первых трех. Его смысл заключается в переосмыслении не фольклорного первоисточника, а предшествующего результата сценической интерпретации образца народного творчества, причем, в многократном переосмыслении. Что имеется в виду?
Первооткрыватели ансамблевого движения создали первые сценические танцы на основе фольклорного материала. Первое поколение продолжателей жанра переосмыслило уже не фольклор, а сценические танцы. Второе поколение переосмыслило соответственно результат своих предшественников и т. д.
Комплексный, историко-культурологический анализ различных жанров башкирского народно-сценического танца является основой выделения характерных особенностей национальной танцевальной культуры, что позволяет выявить этапы развития народного танца как этнокультурного феномена в аспекте традиций и новаторства. Такой анализ, осуществлённый на основе теоретического осмысления названных проблем и их решения и практике многолетнего личного преподавания, позволяет раскрыть возможности создания целенаправленной системы освоения народно-сценического танца как необходимой части национальной культуры.
С развитием педагогики профессиональной хореографии, в научной литературе поднимаются вопросы, связанные с обучением и воспитанием профессионального танцовщика, который способен всячески сохранять и развивать лучшие традиций национальной хореографической культуры.
В современной искусствоведческой литературе известны две формы существования хореографических фольклорных традиций: в их собственной естественной среде и в сценическом искусстве. Решение задачи сохранения фольклорных традиций – вводит нас в практику нескольких групп коллективов, которые в своей творческой деятельности претворяют народное танцевальное искусство и отличаются друг от друга, как по способам его интерпретации, так и по некоторым другим параметрам.
К первой группе можно отнести коллективы, условно называемые этнографическими, участники которых исполняют аутентичный фольклор той географической местности, где проживают сами.
Вторая группа коллективов, назовем их условно фольклорными, реконструирует фольклор какого- либо региона путем воссоздания живых традиций или, если они уже не функционируют, на основе изучения имеющихся материалов.
Третья и четвертая группы коллективов, куда относятся самодеятельные коллективы, работающие в области народно-сценической хореографии, строят свою творческую деятельность на принципах художественной обработки, разработки и стилизации фольклора [20, c.14].
Художественная разработка является более высокой ступенью трансформации народного творчества по сравнению с обработкой. Из фольклорного образца как бы вычленяется основное образное ядро, самый яркий пластический мотив, ведущая идея (в лексике, рисунке, исполнительстве, образности – в любом из компонентов танца), которые разрабатываются, развиваются иногда вплоть до перехода их в новое качество. По сути дела, здесь происходит разработка фольклорного произведения на отдельные элементы, их переосмысление, трансформация и новая сборка уже сценического произведения в соответствии с замыслом автора.
Авто «Русский народно-сценический танец в контексте региональной ...
... народно- сценического танца как жанра; раскрыть специфику русского народного танца в региональной культуре России с точки зрения традиций ... Голейзовский К.Я. Образы русской народной хореографии М.: 1964; Гусев В.Е. Русский фольклорный театр ХYIII – начала ... народного искусства как части традиционной народной культуры раскрывается в трудах по эстетике, истории культуры и искусствознанию; это работы ...
Преобразованию подвергаются все структурные элементы фольклорного танца: его музыкально ритмическая формула, сюжетостроение, образность. Здесь еще четче, чем при обработке, проявляется опосредованность фольклора традициями профессионального сценического искусства [20, c. 54].
Духовное обновление общества невозможно без повышенного внимания педагогов к художественно-эстетическому воспитанию подрастающего поколения. В последнее десятилетие особый интерес вызывают занятия танцевальным искусством. Особенно отрадно, что не забываются вековые традиции народно-сценического танца.
Народный танец прошел долгий путь становления и развития. Он всегда был связан с историей народа, ее традициями и обычаями. Так как искусство играет особую роль в системе воспитания, хореографическое образование представляет широкое поле для развития гармонического воспитания учащихся.
Народно-сценический танец является одним из основных предметов специального цикла хореографических дисциплин, неотъемлемой частью начального образования.
Эстетика сценической народной хореографии – богатая палитра технических, эмоциональных жанров красок – она должна стать благотворной почвой для развития детей.
Народно-сценический танец в значительной степени расширяет и обогащает исполнительские возможности учащихся, формируя у них качество и навыки, которые не могут быть развиты за счет обучения только классическому танцу. Обучение народно-сценическому танцу совершенствует координацию движений, способствует дальнейшему укреплению мышечного аппарата, развивая те группы мышц, которые мало участвуют в процессе классического тренажа. Это дает возможность учащимся овладеть разнообразием стилей и манерой исполнения танцев различных народов.
Велика роль этого предмета в эстетическом развитии учащихся, так как он приобщает к богатству танцевального и музыкального народного творчества.
Грамотному хореографу следует хорошо знать «генетический код» передачи наследственности, т.е. те музыкально-пластические мотивы, ритмо-формулы, композиционные приемы, которые являются как бы квинтэссенцией национального в хореографии и могут стать живым ядром, основой нового сценического танца. Конечно, для полного успеха этого дела необходимо совмещение фольклориста и постановщика в одном лице. Но поскольку на практике это встречается далеко не всегда, актуальным становится требование» к балетмейстеру хорошо знать фольклор, а к фольклористу — специфику сцены. Собирание, фиксация, изучение танцевального фольклора являются в наше время актуальнейшей задачей ещё и потому, что его богатства нередко очень быстро уходят со своими носителями, лицами преклонного возраста и мы должны торопиться, чтобы успеть собрать их как можно полнее.
Башкирский народный танец в своём кодовом генетическом пласте обладает качествами и свойствами, позволяющими в свёрнутом виде, как в «коде», сохранить нравственно-этические нормы; он непосредственно связан с природой, жизнью человека, помогает сохранить национальную общность межличностных отношений.
Развитие человека
... и окружающих тоже считается этапом саморазвития. В наше время без развития и познания чего-то нового никуда. Везде, куда бы ... знания, этого не следует ожидать, так как исчезает нравственность. Эти люди похожи на ребенка, которому дали невероятные технологии, но ребенок ... С самого начала своего существования и до настоящего времени человеку удалось не только взобраться на вершину пищевой цепи, но ...
Танец соотносится с представлениями древних людей о соединении человека с могущественными космическими энергиями, необходимыми для переживания важных, этапных событий в жизни людей (рождение ребёнка, заключение брака, охота, война, смерть).
Танец как самый естественный способ установления связи с сакральным – это первичный, символический язык человечества, он имел ритуальную функцию. В танце более всего проявлялась эмоциональная жизнь человека. Одновременно танец был средством эмоциональной разрядки.
В ритуале есть три компонента разной семиотической природы: ритуальное (символическое) действие; мифологическое представление; словесные формулы. В отличие от семантической одноплановости соматического (телесного) движения в ритуале, движения в танце многофункциональны.
Ритуал – древнейшая из социальных семиотик. Он рассматривается как художественное явление, а важнейший в нём компонент – знаковое физическое движение, представляет собой комплекс, состоящий из мимики, жестикуляции, движений корпусом и ногами – т.е. танец. Танец был частью единого синкретического комплекса, в котором соединялись музыка, танец, пение, драматическое действо.
Народный танец доступен современному исследователю в двух основных разновидностях: как танец, живущий и функционирующий в народной среде и являющийся неотъемлемой частью традиционной культуры народа, и как народно-сценический танец, существующий в системе современной художественной культуры. Первый – фольклорный, аутентичный, представляет собой одну из празднично-обрядовых форм жизнедеятельности народа.
Сам термин «фольклор» мною, опираясь на исследования учёных, соотнесен с широким кругом явлений: комплексом словесно-музыкальных, музыкально-хореографических, игровых и драматических видов народного творчества.
Религиозно-обрядовая хореография занимает одно из главных мест в списке древних искусств. Ещё тогда, когда человек не знал искусства живописи, культовой архитектуры, искусство танца уже существовало, и было естественным, заложенным в человеке самой природой. Каждая фигура танца символизировала определённое действие.
Технически сложные движения в отдельно взятых народно-сценических танцах сегодня определяют природу фольклорного танца, его формообразующее начало. Здесь к месту вспомнить об играх-охотах древнего человека, соединивших в одно импровизационное представление игру, похожую на танец, с тренировкой, похожей на силовые упражнения охотника-бойца.
В первобытном искусстве (и в определённых временных пределах – фольклоре) существовала функциональная связь видов искусства и их внеэстетическая обусловленность. Они выступали как функционирование синкретического образа, смысл которого тесно связан с мифологией. Мифологию мы рассматриваем как древнюю мировоззренческую систему, а национально- исторический миф как способ национального самовыражения.
Древние обряды ценны для нас как свидетели «седой древности», составляющие основу развития народного творчества. Анализируя их, изучая, сопоставляя с зафиксированными произведениями, можно представить картину передачи традиций от одного поколения к другому. Воспроизводя трудовые процессы в своём боевом танце или в охотничьей пляске, народ приобретал практический опыт.
Чувашский фольклор как ресурс развития профессионального искусства ...
... Основной целью ансамбля «Сувар» является пропаганда лучших образцов народного танцевального искусства. В его репертуаре, в основном, чувашские народные танцы, а также танцы народов Поволжья. Опираясь в своем творчестве на песенно ...
Магическая, обрядовая сторона на первых порах присутствовала во всех древних увеселениях. Однако постепенно из обрядов стали выделяться отдельные произведения (песни, танцы), которые исполнялись не с магической целью, а в качестве развлечения, общения.
С изменением функций фольклора народное танцевальное творчество начало расслаиваться. С одной стороны, продолжали бытовать древние обрядовые формы танца, связанные с трудовой практической деятельностью. С другой стороны, появилось новое танцевальное направление, основой которого стало «общение» – возникла бытовая хореография. Из поколения в поколение люди, общаясь на праздниках и народных гуляниях, раскрывали свою богатую душу. В творческом многообразии деятельности башкир представала миру их душа: тут и лирические песни и частушки, с их юмором и задором, разнообразные танцы со сложными «коленцами». На народных праздничных гуляниях развивались художественные традиции, вырабатывались и передавались от старших к младшим навыки пластического выражения эмоций, совершенствовались хореографические возможности человека.
Наиболее всеобъемлющей, наиболее полно отражающей специфику башкирского народного танца (как вида искусства) является классификация, исходящая из анализа всей хореографическо-музыкальной ткани танца, логики его построения, структуры и стилистических особенностей. Систематизируя народные образцы, необходимо, прежде всего, остановиться на их музыкальной структуре, метроритмическом строении. Анализ развития танцевальной ткани дает основание утверждать, что законы хореографической образности превалируют в танцевальных формах над всеми другими слагаемыми художественного целого. В народном танцевальном искусстве исторически сложились обрядовая, бытовая и сценическая хореография. У каждого из них своя специфика, свои закономерности.
Сохранившиеся и приведённые в систему элементы башкирского народного танца составили значительный арсенал не только народно-сценического танца. Многие столетия народное песенное и танцевальное творчество, дополняя друг друга, формировали индивидуально-художественные черты в соответствии с пониманием «меры и красоты», которые были присущи башкирскому народу, определяли стилистическую, мировоззренческую специфику и общность художественной культуры.