древний греция классический афинский
Изучение исторического процесса неразрывно связано с изучением повседневного быта. Бытовые явления и предметы имеют как прямое, так и косвенное значение. Прямое значение определено тем, что вещи являются источником разнообразной информации по определенному историческому периоду, которую не всегда достаточно изучить, используя только труды античных авторов. Косвенное значение состоит в том, что именно бытовые предметы и явления определяют специфику культуры классической эпохи Древней Греции, они четко рисуют характеристику отдельных социальных слоев и явлений. Для человека быт — это демонстрация системы ценностей, причем не только своей, но и окружающего социума.
Множество мелочей бытовой жизни позволяют восстановить общую картину политической, социальной и культурной жизни. Традиции повседневной жизни и сами могут быть использованы как источник изучения истории древнегреческого общества.
Так как именно в классический период истории Древней Греции происходит расцвет экономики и культуры греческих полисов, то исследование повседневной жизни полиса дает возможность лучше понять закономерности развития жизни античного человека. Поэтому, исследование и самого античного полиса можно считать актуальным. Актуальность исследуемой темы обуславливается тем, что исторические события оказывают друг на друга огромное влияние. Цивилизация Древней Греции стала основой для появления европейской цивилизации, оказала большое влияние на развитие средневекового, и как следствие, современного мира. Без фундамента, заложенного Древней Грецией, не было бы и современной Европы. Поэтому, исследование быта и культуры Древней Греции помогает проследить тенденции развития современной культуры и предсказать ее будущее.
Современное историческое образование обязательно должно включать внимательное изучение повседневной жизни людей, так как ощутить, воспринять и образно воссоздать события и явления прошлого можно только на основе понимания исторически конкретного человека, его внутреннего мира поступков, окружающих его бытовых условий и культурной среды. В настоящее время учебные программы по истории все больше пополняются темами, позволяющими учащимся узнать больше сведений о быте и нравах, развлечениях и досуге, об особенностях мировоззрения людей. Знакомство с бытовой жизнью прошедших эпох происходит путем осмысления воспринимаемых на слух, зрительно ощущаемых и чувственно осознаваемых картин. Таким способом ребенку легче составить представление о жизни в тот или иной исторический период. Ведь без глубокого изучения истории культуры и быта невозможно создать у учащихся полноценный образ эпохи. Также, изучение культурно-исторических традиций помогает осмыслить процессы политического и общественного развития, проследить экономические изменения.
Значение декоративного искусства в жизни древнего общества. Урок ...
... ваз и оформить в альбом. Роль декоративного искусства в жизни древнего общества Цели: План урока ... культур. Мы отправляемся в страну сфинксов и пирамид – в Древний Египет. Что вы знаете о Древнем Египте? Само слово Египет и в переводе означает «загадка, тайна». Древний Египет – это государство, существовавшее в ... что в Древней Греции вазы изготавливали из обожженной глины. (Запись в рабочую тетрадь). ...
Цель выпускной квалификационной работы изучить особенности повседневной жизни древних греков классического периода: изучить, в каких условиях жили древние греки, как одевались, как воспитывали детей и как проводили свой досуг.
Задачи исследования:
- Описать жилище и обстановку древнегреческого дома классического периода.
- Изучить занятия древних греков классического периода.
- Проанализировать особенности образования и воспитания в Древней Греции кон.
VI — сер. IV вв. до н.э.
- Рассмотреть положение женщины в древнегреческом обществе.
Объект исследования, Предмет исследования, Структура работы:
Работа состоит из трех глав. В первой главе внимание уделяется особенностям повседневной жизни древних греков. Подробно рассматриваются занятия древних греков, одежда, пища, а также жилище древних греков и обстановка в греческом доме. Особое внимание уделяется изучению праздников, обрядов и церемоний, а также организации досуга древних греков V -IV вв. до н.э.
Вторая глава посвящена особенностям воспитания и образования в Древней Греции классического периода. Исследование принципов обучения детей в Древней Греции проводится на основании спартанской и афинской систем воспитания детей.
Третья глава работы раскрывает значение семьи и брака в Древней Греции. В ней определяется роль древнегреческой женщины классического периода и ее место в обществе.
Методы работы.
Для изучения истории быта древних греков используются анализ, синтез, типология, систематизация. Мы остановили свое внимание на микрообъектах, для того, чтобы дать подробное, детальное описание повседневной жизни людей указанного периода. Акцент в нашем исследовании смещен с общих исторических событий в Греции классического периода на более индивидуальное, частное рассмотрение человека той эпохи, а именно — на его быт. Так как именно в классический период истории Древней Греции происходит расцвет культуры, то особенно важно понять суть и смысл культуры того времени, определить ее особенности. Именно отсюда — повышенный интерес к понятиям изучаемой эпохи, к символизму повседневной жизни: ритуалам, манере одеваться, есть, общаться друг с другом и т.п. Основным же инструментом изучения культуры становится интерпретация, то есть многослойное описание, когда все детали, почерпнутые из источников, складываются, образуя целостную картину.
Хронологические рамки
Хронологическими рамками охватывают период с V до IV века до н.э. Особенностью этой эпохи становятся частые войны: война греков с персами (500-449 гг. до н.э.).
Эволюция форм храмового зодчества Древней Греции
... архитектуру Эллады на примере Афинского Акрополя. Архитектуру Древней Греции, как правило, делят на три периода: Архаический период Классический период Эллинистический период Храмовая архитектура Древней Греции развивалась очень стремительно. В городах Древней Греции ... об ораторском искусстве. Речи Исократа и ... Древнего Востока. Храм в Греции являлся центром главных событий общественной жизни греков. ...
Победа греков, объединившихся перед лицом общей опасности, привела не только к усилению внешнеполитического значения Греции, но и к существенным социально-политическим и экономическим переменам внутри самого эллинского мира: демократизации полисного строя, развитию экономики и рабовладения. Внутриполитическая борьба, развернувшаяся в Афинах в период греко-персидских войн, закончилась победой демократических группировок, во главе которых последовательно стояли Фемистокл, Эфиальт, Перикл. В результате этой победы в середине Vв. до н.э. в Афинах утвердился демократический строй в его классической античной форме. Наиболее существенными характеристиками афинской демократии были: суверенитет народного собрания, право всех граждан на законодательную и судебную инициативу, выборность коллегиальность и ответственность магистратур, материальная поддержка малоимущих слоев общества государством. Эти факторы, несомненно, повлияли не только на жизнь полиса, но и на жизнь каждого отдельного гражданина. Поэтому особый интерес приобретает изучение и подробное исследование быта древних греков этого периода. Еще одно важное событие, характерное этому этапу,- Пелопоннесская война. Противоречия между двумя ведущими греческими полисами — Афинами и Спартой, обострившиеся в V в. до н.э., привели к военным действиям между ними, в результате чего спартанская тирания победила афинскую демократию. Поэтому, сравнение повседневной жизни Афин и Спарты, а также выявление особенностей воспитания граждан и отношение к женщинам занимает значительное место в нашем исследовании.
Данное исследование опирается на совокупность археологических, нарративных, эпиграфических, изобразительных источников. В классический период Древней Греции впервые появляются исторические произведения логографов: Гекатея Гекатей. // Очерки греческой историографии. / Пер.Шеффера В.А. Вып. I. — Киев, 1884., Гелланика; Геродота Фукидида, Ксенофонта и др. Их речи помогают проникнуть в повседневную жизнь афинян. Множество сведений разнообразного характера содержится в дошедших до нашего времени многочисленных речах афинских ораторов IV в. до н. э. — Лисия Лисий. Речи. / Пер., ст. и комм. С. И. Соболевского. — М., Л.: Academia, 1933., Исократа Исократ. Речи. Письма. / Пер. Андреева Ю.В., Боруховича В.Г., Ботвинника М.Н., Глускиной Л.М., Зайцева А.И., Залесского Н.Н., Колобовой К.М., Миллиор Е.А., Прушакевич Т.В., Фролова Э.Д., Шишовой И.А.. // Вестник древней истории. — 1965. — № 3 — 1969. — № 2., Демосфена Демосфен. Речи.// Демосфен. Речи. В 3 т. / Отв. ред. Голубцова Е.С., Маринович Л.П., Фролов Э.Д. — М.: Памятники исторической мысли, 1994., Эсхина Эсхин. Речи. / Пер. Глускиной Л.М. (III), Новосадского Н.И. (II), Фролова Э.Д. (I).
// Вестник древней истории. — 1962. — № 3-4., Гиперида Гиперид. Речи. / Пер. Глускиной Л.М.. // Вестник древней истории. — 1962. — № 1. и др. Наиболее ранние из них речи Лисия относятся к концу V — началу IV в. до н. э., наиболее поздние принадлежат Гипериду и Динарху (20-е годы IV в. до н. э.).
Ценность речей состоит в том, что они передают подлинную атмосферу непосредственной исторической действительности, являются живым документом эпохи. Немаловажное значение играют и данные эпиграфики: надписи на камне, керамике, металле. Сведения по экономике дополняются данными нумизматики. Также развита и археология Древней Греции, которая ежегодно дает новые сведения для изучения региона.
«Культура Древней Греции»
... тыс. до н. э.) История Древней Греции, или Эллады начинается с крито-микенской цивилизации. Минойская культура Мифология была источником, постоянно питавшим греческое искусство. Греческая мифология прославили ... в. до н.э. Памятники критского искусства приносят нам из глубины веков неопровержимые доказательства, что Крит был подлинно колыбелью древнегреческой, а значит, и европейской цивилизации. ...
Довольно уместным в ходе нашего исследования было обратиться к авторам первой величины, которые дают обширную картину повседневной жизни древних греков. Важным литературным источником становятся произведения Гомера (ок. 800 г.).
Полагают, что его произведения, «Илиада» и «Одиссея», которые обычно читались нараспев аэдами (певцами), увидели свет только при Писистрате в VI веке (Цицерон. «Об ораторском искусстве»,Ш,ХХХ^).
В «Илиаде» описывается эпизод Троянской войны (24 песни), а в «Одиссее» (23 песни) — приключения Одиссея на пути его возвращения в Итаку. Гомер придает богам человеческий облик, показывает их генеалогию. Изображение нравов и умонастроений позволяет нам узнать об образе жизни в гомеровскую эпоху, равно как и о характере жизни микенских ахейцев. Этот материал является очень ценным с точки зрения сравнения образа жизни народа в различные эпохи Древней Греции.
Из более чем 80 драм древнегреческого драматурга Эсхила Эсхил, Софокл, Еврипид. Трагедии. / Пер. Мережковского Д., вступ. ст. и примеч. Успенской А.В. — М.: Ломоносовъ, 2009. (525 — 456) до нас дошли только 7: «Орестея» Эсхил. Орестея. / Пер. Котелова. СПб.,1883. (включающая в себя пьесы «Агамемнон» Эсхил. Агамемнон., «Жертва у гроба», «Эвмениды», сюжетно связанные между собой), «Просительницы», «Персы», «Семеро против Фив», «Прометей прикованный». Именно в драме «Орестея» у Эсхила на арене царит не божественная, а человеческая среда, которая обращает наше внимание на идею антропоцентризма. В произведениях драматурга Еврипида, автора трагедий: «Троянки» Еврипид. Троянки. // Еврипид. Трагедии. Сер. «Литературные памятники». / Пер. Анненского И. Т. 1. — М.: Наука, Ладомир, 1999., «Гекуба» Еврипид. Гекуба., «Ифигения» Еврипид. Ифигения., «Медея» Еврипид. Медея.,
«Алькеста» мы наблюдаем разнообразие благородных и трогательных женских характеров. Предпочтительная разработка женских ролей в трагедии была нововведением Еврипида. Гекуба, Поликсена, Кассандра, Андромаха, Макария, Ифигения, Елена, Электра, Медея, Федра, Креуса, Андромеда, Агава и многие другие героини сказаний Эллады представляют собой типы законченные и жизненные. Мотивы супружеской и материнской любви, нежной преданности, бурной страсти, женской мстительности в сплаве с хитростью, коварством и жестокостью занимают в драмах Еврипида весьма видное место. Женщины Еврипида превосходят его мужчин силой воли и яркостью чувств. Также рабы и рабыни в его пьесах не являются бездушными статистами, но имеют характеры, человеческие черты и проявляют чувства подобно свободным гражданам. Поэтому произведения Еврипида представляют собой ценный материал для изучения института семьи и положения женщин в Древней Греции.
Драматические произведения Аристофана служат верным зеркалом внутреннего быта тогдашней Аттики, хотя выводимые в них фигуры и положения часто представлены в извращённом, карикатурном виде. До нас дошло только 11 пьес, самые известные из них: «Облака», «Осы», «Птицы», «Лягушки», «Женщины в народном собрании». Аристофан, как поборник хорошей жизни, обильной еды, крестьянского благополучия, интересуется всеми проблемами своей эпохи.
Утро, изменившее жизнь после бала (по произведению Л.Н. Толстого «После бала»)
... к ее дому случилось нечто такое, что изменило его жизнь навсегда. Это утро после бала было не похожим на тот прекрасный вечер. Оно ... ему издеваться над другими. Один момент из жизни Ивана Васильевича, который случился с ним утром после бала, повлиял на его судьбу и характер. ... которым она так легко и грациозно танцевала вчера вечером на балу. Этот факт поразил Ивана Васильевича. Перед ним то и дело ...
Первым собственно историческим исследованием был труд Геродота из Галикарнасса Геродот. История в девяти книгах./ Пер. и примеч. Стратановского Г.А. — Ленинград: Наука, 1972., (485—425 гг. до н. э.), названного еще в древности «отцом истории». Геродот был свидетелем блестящей эпохи греческой истории, эпохи быстрого экономического развития и культурного расцвета, наступившего после победы над огромной Персидской державой. Труд Геродота посвящен истории греко-персидских войн и состоит из 9 книг, которые в III в. до н. э. были названы именами 9 муз. Собственно истории самих войн посвящены пять последних книг (изложение доведено до 479 г. до н. э.), а в первых четырех книгах описана история отдельных стран, народов, городов Малой Азии, Вавилонии, Мидии, Египта, скифских племен, греческих городов Балканской Греции. Современные археологические данные подтверждают подавляющее большинство сведений Геродота.
Другим выдающимся произведением греческой исторической мысли был труд афинского историка Фукидида (около 460—396 гг. до н. э.), посвященный событиям Пелопоннесской войны (431— 404 гг. до н. э.).
Изгнанный из Афин за неудачное ведение войны в 424 г. до н. э., Фукидид посвятил последние годы своей жизни работе над «Историей». Труд Фукидида состоит из 8 книг, в них излагаются события Пелопоннесской войны с 431 по 411 г. до н. э. (сочинение осталось неоконченным).
Однако Фукидид не ограничивается тщательной и подробной характеристикой военных действий. Он дает также описание внутренней жизни воюющих сторон, в том числе взаимоотношений разных групп населения и их столкновений, изменений в политическом строе. Фукидид стал одним из первых греческих историков, который увидел в социальной борьбе важный фактор развития греческих полисов. Фукидид также с необычайной силой показал, какие неисчислимые бедствия несет с собой война. Своей «Историей» он как бы призывал греков к мирному объединению, к отказу от такого разрушительного орудия, каким являются войны, подобные Пелопоннесской.
Труды Геродота и Фукидида позволяют провести анализ положения древних греков в военное время, выявить характерные черты и особенности их быта.
Разнообразное литературное наследство оставил после себя младший современник Фукидида историк и публицист Ксенофонт из Афин (430—355 гг. до н. э.).
В своей «Греческой истории» Ксенофонт. Греческая история. / Пер., вступ. ст. и комм. Лурье С.Я. — Л.: Соцэкгиз, 1935. он продолжил труд Фукидида с событий 411г. до н. э. и довел его до битвы при Мантинее в 362 г. до н. э. Ценность исторического труда Ксенофонта в том, что он писал о своем времени, сам был участником многих событий и знал факты из первых рук, к тому же в своем труде он старается всячески восхвалять Спарту и ее политику. Очень ценные сведения о жизни и быте восточных областей Малой Азии, об организации наемной армии содержатся в труде Ксенофонта «Анабасис» Ксенофонт. Анабасис.. Информацию об обустройстве древнегреческого дома, занятиях древних греков, положении женщины в обществе и о цели брака мы можем подчерпнуть из «Домостроя». Написанные на различные темы сочинения Ксенофонта содержат самую разнообразную и ценную информацию о многих сторонах жизни греческого общества конца V — первой половины IV в. до н. э. Из других греческих историков IV в. до н. э. следует назвать Эфора и Феопомпа, однако их произведения сохранились лишь в небольших отрывках.
Отражение принципов общественной жизни древних греков в произведениях ...
... только Древней Греции, но и всей Европы. Он стал основателем жанра назидательных поэм, которые послужили образцом для последующей дидактической поэзию. В поэме «Теогония» (то есть «Родословная богов») Гесиод собрал и ... Илиада».В этих произведениях Гомера, можно увидеть то, как жили древние греки, изучить их быт, их заботы, нравственную сторону жизни общества и многое другое. В этой главе я ...
В V—IV вв. до н, э. в Греции выходили различные произведения научного и философского характера. Знаменитым греческим философам Платону и Аристотелю принадлежат произведения самого разнообразного содержания. Среди сочинений Платона Платон. Собрание сочинений в 4 томах. / Под общ. ред. Лосева А.Ф., Асмуса В.Ф., Тахо-Годи А.А.. Сер. «Философское наследие». — М.: Мысль., 1990—1994. (427—347 гг. до н. э.) наибольшее значение имеют его обширные трактаты «Государство» Там же. Платон. Государство. / Пер. Егунова А.Н. — М.,1994. — Т. 3. и «Законы» Там же. Платон. Законы. Послезаконие. / Пер. Егунова А.Н. — М., 1994 — Т. 4., написанные в последний период его жизни. В них Платон, отталкиваясь от анализа социально-политических отношений середины IV в. до н. э., предлагает свой вариант переустройства греческого общества на новых, справедливых, по его мнению, началах. В диалогах Платона присутствует материал, позволяющий определить отношение к музыке, частной собственности, семье и браку, подходам в воспитании греческих граждан.
Богатству интересов Плутарха Плутарх. Сочинения. / Пер. Сидаша Т.Г. — СПб.: Издательство СПбГУ., 2008., которые в основном вращались вокруг семейной жизни, жизни греческих городов-государств, религиозных проблем и вопросов дружбы соответствовало значительное число его сочинений. В «Этику» Плутарха включены и неаутентичные произведения (неизвестных авторов, приписанные Плутарху ещё в древности и получившие под его именем широкую известность).
К важнейшим из них принадлежат трактаты «О музыке» (один из главных источников наших знаний об античной музыке вообще) и «О воспитании детей». Более всего отразилась личность Плутарха в его «Застольных беседах» Плутарх. Застольные беседы., которые в 9 книгах дают непринуждённые рассуждения о самых разнообразных предметах: об удобоваримости пищи, о воздержании евреев от свинины, о венках, о числе муз, о видах танцев и т. д., причём все эти рассуждения переплетаются с многочисленными цитатами из произведений поэтов и прозаиков.
В комплексе исторических источников по истории Древней Греции столь же важное место занимают эпиграфические источники. Это надписи на камне (каменных плитах, стенах зданий, стелах, статуях и т. п.), керамике, металлических пластинках. Надписи были разные — от нескольких букв до сотни строк. Греки делали надписи довольно часто и по разным поводам. Сам характер греческих надписей, таким образом, предполагает необычайно широкий объем самой разнообразной информации, знакомство с которой позволяет узнать о таких сторонах жизни, о которых молчат все другие источники.
Благодаря успехам нумизматики в настоящее время возрастает значение монет как исторического источника. Найденные в очень большом количестве (ежегодно находят по нескольку тысяч монет), они представляют массовый материал, который может быть подвергнут статистической обработке. Изучение веса монет, имеющихся на них символов и знаков, надписей, состава монетных кладов, распределения монет позволяет получить сведения самого разнообразного характера (о денежном обращении, товарном производстве, о торговых и политических отношениях городов, о религиозных воззрениях, событиях культурной жизни и др.).
Литература Древней Греции и Древнего Рима
... курсовой работы является изучение развития литературы Древней Греции и Древнего Рима. Для достижения цели были сформулированы следующие задачи: ® изучить процесс развития литературы Древней Греции; ® проанализировать процесс развития литературы Древнего Рима; ® изучить особенности античной философии как образца литературы. 1. Литература Древней Греции ...
Возрастающий год от года объёмный материал археологических раскопок является важнейшим источником знаний о самых различных сторонах жизни греческого общества. На территории Греции, других стран Средиземноморья и Причерноморья, работают ежегодно сотни археологических экспедиций, которые ведут крупномасштабные работы. Археологический материал самый разнообразный: открыты целые города (раскопки Олинфа, Херсонеса Таврического, Коринфа), общегреческие святилища (храмовые комплексы в честь Аполлона в Дельфах и на Делосе), знаменитый религиозно-спортивный комплекс в Олимпии (при раскопках 1876—1881 гг. обнаружены 130 скульптур, 1000 надписей, 6000 монет, несколько тысяч бронзовых вещей, не считая фундаментов многих зданий).
Интересные данные получены при изучении отдельных комплексов, например при раскопках квартала гончаров в Афинах и афинской центральной площади — агоры, исследовании афинского акрополя, театра в Эпидавре, некрополя в Танагре и других аналогичных комплексов. Здесь обнаружены сотни тысяч вещей различного назначения — орудия труда, оружие, предметы повседневного быта. Постоянные археологические изыскания проводятся в греческих городах Северного Причерноморья, в городах Ольвии (включая Березань), Херсонесе Таврическом, Пантикапее, Фанагории и многих других.
Историография.
В данной работе использованы труды как отечественных, так и зарубежных авторов. Для сравнительного анализа жизни двух греческих полисов — Афин и Спарты полезен многогранный труд В.В. Латышева «Очерк греческих древностей» Латышев В.В. Очерк греческих древностей. — СПб,1997. Т. 1 — 2., написанный в 1880г. Внимание уделено развитию полисов во время войн. В этой работе также подробно разбираются обряды и церемонии древних греков.
В нашем исследовании также использовалась работа В.Д. Блаватского о строительстве жилых домов в Древней Греции V-^вв. до н.э.
Каким был социальный статус женщин-служанок, кормилиц, воспитательниц детей, а также женщин-вольноотпущенниц и женщин, которых отдавали в услужение богиням в качестве иеродул, т.е. прислуги или «жриц любви» в храмы? На эти и другие вопросы пытались ответить в своих исследованиях Л.С. Ахметова, А. Боннар, Г.В. Блаватская, Н.А. Кривошта.
О том, как создавался древнегреческий костюм и какие идеалы красоты существовали у греков в классический период подробно рассматривает Н.М. Каминская Каминская Н. М. История костюма. 2-е изд., перераб./ Н.М.Каминская — М.: Легпромбытиздат, 1986..
Подробно вопросами изучения быта и положения древнегреческой женщины занимались П. Брюле «Повседневная жизнь древнегреческой женщины в классическую эпоху» Брюле П. Повседневная жизнь древнегреческой женщины в классическую эпоху. — М., 2005., Ю.В. Андреев «Спартанская гинекократия» Андреев Ю.В. Спартанская гинекократия. // Женщина в античном мире. — М.: Наука, 1995. — С. 44 — 62., Петров А.В.
«Женщина в религии и философии в античности» Петров А.В. Женщина в религии и философии в античности. // ancientrome.ru.
Художественная культура Древней Греции и Рима
... стеклодувы и керамисты, резчики гемм и декораторы садов и парков. Бесценное художественное наследие древнего Рима продолжает жить как школа классического мастерства для искусства современности. 1. Художественная культура Древней Греции Художественная культура Древней Греции возникла ...
Книга М.Л. Гаспарова «Занимательная Греция» — это своеобразная энциклопедия древнегреческой культуры, которая была тем зерном, из которого выросла вся новоевропейская и русская культура. В шести книгах рассматривается и политика, и быт, и военное искусство, и философия, и театр, и поэзия — все в неразрывной связи друг с другом и с эпохой. Проблемам социально-политического развития и духовной жизни античного общества, включая становление классического города-государства посвящена работа Э.Д. Фролова.
Большое внимание изучению повседневности древних греков уделено в исследованиях зарубежных авторов. Труды Гиро П. «Частная и общественная жизнь греков» Гиро П. Частная и общественная жизнь греков. Петроград. Издание т-ва О. Н. Поповой, 1915., Л.Винничук «Люди, нравы и обычаи Древней Греции и Рима» Винничук Л. Люди, нравы и обычаи Древней Греции и Рима. — М.: Высшая школа, 1988. дают нам полную картину повседневности древних греков. В этих работах подробно описан дом греческого гражданина, обстановка в доме, его пища, одежда, развлечения.
Особое внимание уделено рассмотрению системы воспитания и обучения в Древней Греции. Авторы рисуют образ древнегреческой семьи и дают представление о положении женщины в обществе. Более внимательное рассмотрение системы образования мы находим в работе А.И. Марру «История воспитания в античности».
Подробнее о мировоззрении афинских граждан и вообще о повседневной жизни в Афинах мы узнаем из работы К.Куманецкого «История культуры Древней Греции и Рима» Куманецкий К. История культуры Древней Греции и Рима./ Пер. с польск. В.К. Ронина. — М.: Высшая школа, 1990..
Автор книги «Классическая Греция» Бюттен А.-М. Классическая Греция / Бюттен Анн-Мари-М.: Вече, 2006. не только излагает ключевые понятия древнегреческой культуры эпохи классики, но и очень подробно и живо рассказывает о том, как жило греческое общество, на чем основывалось его государственное устройство, военное дело, частная жизнь. Подробно рассмотрены обряды и церемонии, дается описание того, как развлекались древние греки, чем занимались в свободное время.
Немало внимания, как в отечественном, так и в зарубежном антиковедении уделялось культурологическим и общечеловеческим сторонам женского вопроса в античности, в том числе сексуально-этическим нормам жизни и поведения древнегреческой женщины. Д.Е. Дюпуи «Проституция в древности» Дюпуи Д. Е. Проституция в древности. — Кишинев, 1991., И. Блох «История проституции» Блох И. История проституции. — М., 1993., Т.Крупа «Женщина в свете античной эротики:
традиционные взгляды и реальность», Е.В. Никитюк «К вопросу о гетериях в Греции в V-IV вв. до н.э.» Никитюк Е.В. К вопросу о гетериях в Греции в V-IV вв. до н.э. // ancientrome. ru. / publik/ nikituk. htm. Каждая из этих проблем в отдельности многообразна и сложна, а потому не может быть решена в одном единственном исследовании, так как требует фундаментального и многостороннего подхода.
1. Особенности устройства жизни древних греков классического периода
В классический период Древней Греции (от рубежа VI-V вв. до н. э. до 339 г. до н.э.) происходит расцвет полисной организации общества. Особую гордость граждан греческого полиса представляет свобода во всех сферах жизни общества. Центром греческой культуры в это время становятся Афины. Феномен, впоследствии названный «греческим чудом», также относится к Афинскому государству, которое только за одно столетие (V в. до н. э.) дало человечеству таких «спутников» истории и культуры, как Сократ, Платон, Софокл, Эсхил, Еврипид и Аристофан, Фидий и Фукидид, Фемистокл, Перикл, Ксенофонт.
Мифы, культура и искусство Древней Греции
... Активные и всесторонние контакты древних греков, а затем и римлян с народами Ближнего Востока оказали безусловное влияние на становление греческой и римской культур. Благодаря длительным связям с ... что вплоть до 18 в. ученые соглашались со свидетельствами древних греков, которые говорили об их культурной зависимости от древнего Ближнего Востока. Например, греки называли свой алфавит финикийским, ...
В искусстве классического периода Древней Греции мы можем заметить стремление отобразить как самого человека, так и его качества. Раскрыть сущность человека легче, если мы знаем в какой обстановке он находился, какие внешние признаки повлияли на его мировоззрение. Как раз для полноты картины человеческого миропонимания того времени нам необходимо изучить быт и нравы людей классического периода Древней Греции, понять его ценности.
1.1 Жилище древних греков и обстановка в греческом доме
Так как главным материалом для строительства в Древней Греции был недолговечный кирпич-сырец, при раскопках не было обнаружено достаточно сохранившихся жилых построек. Однако, некоторые находки археологов, как и описания античных авторов, позволяют представить, как выглядел древнегреческий дом снаружи и внутри. Обстановка жилища не менялась на протяжении веков.
На примере древнегреческого города Милета можно проследить эволюцию развития древнегреческих городов. Улицы Милета к V в. до н.э. стали значительно шире, имели мостовые, вымощенные щебнем и обломками керамики. Вдоль улиц тянулись тротуары. Планировка города вначале была нерегулярной. Правильную планировку он приобрел в ходе нового строительства, связанного с восстановлением после разрушения его персами в 494 г. до н.э. Улицы, шириной четыре и более метров, делили город на равные блоки домов размером 29×35 м. В ходе раскопок в Милете были открыты: стадион, два рынка, административные учреждения, театр, храмы и т.д.
В течение долгого времени греческие города признавали роскошь только по отношению к общественным зданиям. Частные жилища были удивительно жалкого вида и страдали отсутствием самого элементарного комфорта. Очевидно, что их обитатели почти не жили у себя и чаще всего спали вне дома, под портиками. Городские улицы, узкие и извилистые, еще более стеснявшиеся выступами и балконами первых этажей, едва были доступны для солнечных лучей. Афины особенно долго сохраняли самый несчастный вид. Город, как известно, был сожжен во время Персидских войн; но его снова выстроили с той же небрежностью. Улицы по-прежнему извивались по всем направлениям, а дома многолюдных кварталов оставались маленькими и неудобными Ильинская Л.С., Древняя Греция. История.Быт.Культура/Л.С.Ильинская -М,1997-С.177.. Таким образом, роскошь проникала в частные жилища очень медленно. Сначала отодвинули дальше городскую стену и разбили новые кварталы. Архитектор Гипподам Милетский произвел настоящую революцию в постройке городов. При своих работах в Пирее, Фуриях и на Родосе он старался расположить улицы по правильному плану и выравнивал дома в линию. Вместо тесных лачуг появились настоящие человеческие жилища. Богатые люди сохранили привычку селиться за городом. В IV в. Демосфен (Демосфен. Речи.) замечает все возрастающую роскошь частных жилищ. Такие новые вкусы проявляли себя особенно в заморских странах, в колониях, и именно там частные жилища достигают своего высшего развития в V и IV вв., во дворцах царей и тиранов.
Центром жилища являлся двор, который был окружен колоннадой с трех или четырех сторон. Посреди двора был воздвигнут жертвенник Зевсу Геркейскому; в глубине, направо и налево, в углах двора или в боковых комнатах располагались жертвенники богам собственности или богам-покровителям семьи. Туда выходили двери всех комнат, а стены, которые были обращены на улицу, имели только небольшие окна. Стены, сделанные из кирпича-сырца, возводились на каменном фундаменте, двери и ставни дома были сделаны из дерева. Двор был вымощен каменными плитами, крыша же покрывалась глиняной черепицей. Греческие дома освещались маленькими масляными светильниками, которые делались из глины, бронзы и серебра. Масло наливали в круглый резервуар лампы. Потом зажигали фитиль (кусочек бечевки, покрытой воском), помещенный в специальное отверстие в лампе.
В древнегреческих домах никогда не было изобилия вещей. Обстановка даже в самых богатых домах до поздних времен была очень скромной. Главным элементом каждого греческого жилища было ложе, оно действительно выполняло в греческом жилище универсальные функции. На нем греки и спали, и ели (мужчины обычно принимали пищу полулежа), вели беседы в непринужденной домашней обстановке, читали и писали. Дополняли обстановку греческого дома столы и стулья обычно самой простой формы, а также сундуки и ларцы — в них хранили одежду и ценные вещи. К этому можно добавить глиняную и медную посуду, корзины, переносные жаровни, с помощью которых греки обогревали свои дома и готовили пищу. Другой домашней утвари они не знали Бюттен А.-М. Кл. Гр.-С.341.. В греческих домах не было ни водопровода, ни канализации. Воду доставляли в амфорах и кувшинах из ближайшего источника или фонтана на городской площади. Лишь в эллинистическое время в некоторых наиболее благоустроенных городах стали делать ответвления от магистральной трубы городского водопровода, по которым вода поступала в дома горожан. Нечистоты спускались в сточные канавы, прорытые прямо вдоль городских улиц. Во многих греческих домах не было даже кухни: пищу готовили прямо под открытым небом во внутреннем дворике.
В целом, улицы древнегреческих городов были довольно узкими, а сами дома, как и обстановка в них — небогатыми Колпинский Ю.Д. Иск.Др.Гр-С.207..
Богатый дом Vи IVвеков до н.э.
На примере дома в г. Олимфе, на первом этаже было в среднем десять комнат, которые делились на мужскую и женскую половины. Главным помещением каждого дома был андрон — буквально мужская комната, предназначенная для мужских собраний и пиров — симпосиев. Для лучшего освещения андрон устраивали в восточной стороне дворика, у южной стены дома, тогда к приходу гостей помещение освещалось мягкими лучами заходящего солнца. Андрон был прямоугольной или квадратной формы, имел площадь в среднем 24—25 кв. м. Средняя часть комнаты была вымощена галькой в виде орнаментальной мозаики. Вдоль стен шла панель — возвышение, на котором устраивались ложа для гостей. Обычно помещалось нечетное количество лож — 3, 5, 7, 9, что подтверждается и свидетельствами античных авторов о предпочтении нечетного числа пирующих. Полы в андроне часто мылись, видимо, после каждого пира, о чем говорят имеющиеся в нем водоотводные канавки. Остальные комнаты дома были также квадратными или прямоугольными. Другим важным помещением дома была комната с главным очагом дома — средоточие домашней жизни и кухня. Ее площадь 25—27 кв. м. В одной из частей дома часто находилась большая комната, предназначенная для мастерской или магазина. Часть комнат первого этажа отводилась для кладовых и рабов. Спальни и женские комнаты — гинекей — размещались, если было возможно, на втором этаже. О высоком уровне жилищной архитектуры и удобствах говорят хорошо оборудованные ванные комнаты. Они обычно сообщались с кухнями, имели цементный пол. Ванны в виде каменных или терракотовых кресел были заглублены в землю. Дома имели канализацию и водопровод, трубы последнего были из обожженной глины. Блаватский В.Д. Античная цивилизация, АН СССР. Ин-т археологии. — М.: Наука, 1973. — 270 с.
Под двором и комнатами первого этажа находились подвалы, цистерны и погреба. Богатые дома имели также свою баню, свою булочную и пекарню. Когда обычай готовить обед на алтаре Гестии стал понемногу забываться, стали устраивать отдельную кухню, по соседству с андроном, которое служило столовой. Дым от очага выходил через дымовые трубы, единственные во всем доме, так как сами комнаты нагревались лишь переносными очагами.
Если помещений первого этажа хватало для семьи, то верхние комнаты охотно сдавались посторонним, причем в этом случае в них попадали по отдельным лестницам, выходившим прямо на улицу. В жилищах незажиточных горожан второй этаж соединялся с первым внутренней лестницей: там размещались кладовые, чердаки и часто помещения для женщин, там же обычно спали служанки Горбунова К.С, Культура и искусство Древней Греции/К.С.Горбунова-1959-С.27..
Второй этаж выходил и на двор, и на улицу. Уже Гиппий, сын Писистрата, обложил налогом балконы, наружные лестницы и окна второго этажа с решетками. В IV в. Ификрат заставил афинян утвердить аналогичный налог на деревянные балконы. В богатых домах балконы украшались резными перилами и колоннами. В стенах со стороны улицы прорезывались небольшие окна, у которых любили проводить время женщины; эти окошки защищались только ставнями, стекла появились лишь в эпоху римского владычества.
В Афинах после Пелопоннесской войны начали строить и более высокие дома — греки стали добавлять третий и даже четвертый этаж. Аристофан в своей пьесе «Плутос» отмечает высоту дома Тимофея: «А башня Тимофея Тимофей — афинский стратег, богатый человек; построил в Афинах башню, посвященную богине Счастья….» (Аристофан, Плутос).
Дом Мидия в Элевсине был так непомерно высок, что закрывал своей тенью соседние дома. У всех этих домов были черепичные крыши.
Для постройки греческих домов использовались различные материалы: тесаный камень или песчаник для основания, кирпич-сырец или дерево — для стены. Проломить эти стены было очень легко. Украшения домов на протяжении долгого времени были очень простыми. Греки ограничивались тем, что покрывали стены слоем извести. И только в IV в. стало распространяться стремление к роскоши. В доме Фокиона стены были украшены бронзовыми пластинками (Плутарх, Сравнительные жизнеописания, Фокион, 18).
Для украшения использовались также слоновые кости и золото. Алкивиад украсил свое жилище настенной живописью. Эта мода быстро распространилась и почти все сени в домах маленького города Танагры были расписаны подобной живописью. Внутренние галереи увешивались коврами, вышивками, пол был роскошно вымощен. Большая часть комнат имела портьеры. Начиная со времен Эсхила, потолки покрывались сложным орнаментом из геометрических фигур; коринфяне показали пример использования лепных украшений, и часто эти украшения представляли собой настоящие картины.
Обстановка в древнегреческом доме.
Начнем с мебели, на которой сидели жители домов. Во-первых, это был дифр — низкий стул на четырех ножках, без спинки. Его ножки либо располагались в виде буквы X, либо стояли перпендикулярно. В первом случае он легко складывался, так как само сиденье состояло из переплетающихся полос; во втором же — он не складывался, и сиденье было наглухо приделано к ножкам. Когда к нескладывающемуся дифру прикрепляли спинку, получался клисмос, который очень похож на современные стулья. Тронами называли стулья большой величины со спинкой и подлокотниками. В храмах на тронах восседали боги, а в частных домах они были почетным местом хозяина дома и его друзей. Все седалища в домах греков были передвижные, но так как троны было тяжело передвигать из-за их огромных размеров, то иногда они наглухо прикреплялись к стенам. Мебель для сиденья делали обыкновенно из твердого дерева; когда же она предназначалась для богов или для должностных лиц, то материалом для нее чаще выбирали мрамор. Почти всегда на сидениях присутствовали богатые украшения. Эти седалища любили покрывать мягкой кожей, коврами и подушками. Чтобы влезть на них, нередко пользовались скамейками.
Далее, следует рассмотреть мебель, на которой спали древние греки. Деревянное основание для древнегреческой постели представляло собой удлиненный дифр. При удлинении дифра с перекрестными ножками получалась походная кровать; если удлиняли дифр с прямыми ножками, получали что-то похожее на скамейку без спинки. При прибавлении одной спинки к изголовью, другой в ногах и, наконец, третьей по длине, получалась мебель, отчасти, похожая на наши диваны и кушетки. В качестве материала использовались сосна, клен и бук. Буковая мебель делалась или из цельного дерева или только с фанеркой. Выделка кроватей производилась очень тщательно, особенно в тех частях, которые не закрывались материей, такие как ножки и спинки. Ножки были украшены резьбой или вытачивались; остальные части нередко покрывались инкрустацией из золота, серебра или слоновой кости Горбунова К.С, Культ.исс.-С.35.. Постель богатого человека застилалась толстыми шерстяными покрывалами, служившими для подстилки вместо матраца. Иногда под покрывала подстилали овечьи шкуры. Вместо одеял использовали плащи или особые покрывала. Спали древние греки без одежды, она часто служила покрывалом. Греки начали использовать матрац, который состоял из полотняного или шерстяного чехла, набивавшегося шерстью и перьями. Этот матрац покрывали одеялами. Подушки дополняли постель. При чтении, письме и еде греки возлежали на особых ложах, которые покрывались мягкими пушистыми тканями, отличавшимися тонкостью и яркой окраской; одна или две туго набитых подушки поддерживали тело человека в полусидячем положении или служили опорой для его левой руки.
Еще одной немаловажной вещью в античном доме был стол. Их делали совершенно различной формы: квадратными, круглыми или овальными, на трех ножках или на одно. Ножки столов выполнялись с большим вкусом. Им часто придавалась форма ног животных или же ножки стола заканчивали копытами. Столы изготовлялись главным образом из бука, а в более позднюю эпоху они стали украшаться бронзой, благородными металлами и слоновой костью Гиро П. Час.общ.жиз.гр.-С. 125.. Так же неотъемлемой частью в доме были сундуки. Греки хранили свою одежду в сундуках разных размеров. Изображения такого рода мебели встречаются на памятниках только более поздней эпохи. Сундуки покрывались изображениями и резными украшениями в виде инкрустаций из слоновой кости или металла. Изображения таких сундуков редко встречаются на памятниках, но зато часто попадаются изображения маленьких ручных ящичков для хранения различных предметов туалета и драгоценностей.
Стоит отметить и хозяйственную утварь. Среди посуды, которая была предназначена для хранения съестных припасов, пифос занимал первое место по своей величине. Это круглый глиняный сосуд без ножек, оканчивавшийся внизу или заостренным концом, или плоским дном. В первом случае его не делали большим, и он закапывался в землю для устойчивости; во втором — он достигал больших размеров и делался с широким горлом. Стамнос был похож на пифос, но был меньше по размеру. Бикхос относился к этому же разряду сосудов. Во всех этих сосудах хранили вино, масло, фиги (инжир), а также различные соления. Амфорой называли вазу с двумя ручками, с широким овальным туловом, с шейкой более или менее длинной и с горлышком, пропорциональным объему. Часто амфора делалась на ножке, но не менее часто она заканчивалась остроконечным дном; в этом случае ее надо было приставлять к стене или ставить на особую подставку. Кадос — разновидность амфоры. Гидрией назывался род кувшина с третьей ручкой, дававшей возможность погружать сосуд в воду и вынимать его затем оттуда, чтобы поставить на голову. Кофон греки употребляли в путешествиях, а также его применяли в походах воины; это была бутылка с узким горлом, с ручками и с довольно выпуклым туловом; она делалась из особого сорта глины, очищавшей воду от примесей. Таков же был и бомбилиос, из которого жидкость вытекала по каплям, с некоторым бульканьем. Лекифами назывались сосуды на подставке; они были продолговатой формы, имели ручку и предназначались для хранения благовоний. Алабастр — маленький цилиндрический сосуд, немного суженный к горлышку и снабженный двумя ушками, в которых иногда делались отверстия: при помощи нити, продетой в эти отверстия, его подвешивали. Этот сосуд предназначался для хранения благовоний и духов. Сосуды, употреблявшиеся для смешивания вина с водой за трапезой и при возлияниях, носили одно общее название — кратеры. Кратер представлял собой выпуклую вазу с широким горлышком, двумя ручками по бокам и с подставкой, придававшей ему устойчивость; впрочем форма кратеров была очень разнообразна Колобова К.М., Озерецкая Е.Л. Др.гр-С.147.. К сосудам для черпания и разливания относились: арибалл — широкий снизу и суживающийся к шейке и похожий, как говорит Атеней, на «кошелек со стянутыми шнурами»; ойнохоя, хус и прохус — имевшие некоторое сходство с нашими кружками; котиль — обычно служивший для измерения емкости, использовался также и как сосуд для разливания, а за столом им пользовались для питья чистого вина; киаф — род ковша с длинной ручкой, дававшей возможность черпать из другого сосуда, не погружая пальцы в жидкость Гиро П. Час.общ.жиз.гр.-С. 128.. Существовали также сосуды для питья: фиала — плоская чаша без ручки и без подставки, с немного выпуклым дном; килик — чаша с двумя ручками, которая стояла на очень грациозной подножке; скифос — большая чаша с двумя ручками, с плоским или заостренным дном; кантара — чаша с высокими ручками и на высокой подставке; кархэсион — продолговатая чаша, слегка утолщенная посредине тулова, с двумя ручками, доходившими до дна; и, наконец, ритон или керас, имевший форму рога Блаватский В.Д. История. М.: Изд-во МГУ, 1953-С. 8.. Что касается кухонной утвари, то от нее, за исключением некоторых блюд не осталось никаких следов. Хитра — котел или большой горшок с двумя ручками; в нем варили мясо и овощи. Иногда ее делали на трех ножках, но обычно она ставилась на треножник. Аэбэс — сосуд, делавшийся чаще всего из меди, похож на предыдущий. Калат представлял собой корзину, сплетенную из тростника или камыша, довольно узкую у основания и постепенно расширявшуюся; в нее клали шерсть для производства ковров и вышивания. Можно было также класть в нее цветы, фрукты, колосья, продукты жатвы и виноградного сбора. Во время обеда хлеб и нежные печенья подавались в плоских круглых или овальных корзинах с ручками. Они служили также для приношений богам; в процессии Панафиней участвовали девушки, называвшиеся канефорами.
Греки использовали факелы и светильники для освещения и нагревания дома. У них имелись смоляные факелы, состоявшие из длинных и тонких кусочков дерева, связанных корой тростника или папируса. Позднее придумали подобие футляров из металла или глины с гладкой поверхностью, наполнявшихся внутри смолистыми веществами; они назывались фанами. Эти приборы, как правило, помещались в средину глиняного горшка, куда падали угли и стекала смола. Точное время появления в Греции масляных светильников или ламп неизвестно; во всяком случае, в конце V в. они уже употреблялись. Они делались из глины или металла и были самых разнообразнейших форм; у них имелись два отверстия: одно для заливания масла, в другое вставлялся фитиль. Ночью для освещения улицы пользовались факелами или фонарями — светильниками, вставленными в прозрачный рог. Огонь зажигали от углей, тлевших под пеплом очага; впрочем, греки умели добывать огонь быстрым трением двух кусков дерева, из которых один, заостренный в виде колышка, входил в другой. Гиро П. Час.общ.жиз.гр.-С.129.
В целом, греки могли обеспечить себя как мебелью, так и домашней утварью. Они использовали те же предметы, которые мы используем и по сей день — это и стулья, которые были довольно практичными, и столы, и сундуки. Большое количество разнообразных сосудов «на все случаи жизни», позволяет сделать вывод о том, что греки классической эпохи достаточно тщательно продумывали свой быт и образ жизни.
1.2 Гостеприимство и культура еды греков
В греческой семье не было принято садиться за стол в одиночку, поэтому очень часто друзья или соседи собирались вместе, чтобы поужинать. Исократ говорил: «Гостеприимство и благожелательность афинян привлекают в Афины всех, кто желает разбогатеть или вволю пожить на свои деньги; бедняк, откуда бы он не приехал, найдет здесь надежное пристанище, а богач — самые изысканные наслаждения» (Исократ, Панегирик, 41).
В богатых семьях на стол подавались рыба, овощи, фрукты. Бедняки довольствовались выпечкой из ячменя, дешевой рыбой и похлебкой. Но ни те, ни другие не обходились без вина. Вино древние греки разбавляли с водой, потому что считали, что пить чистое вино — это удел варваров. У К. Куманецкого мы находим описание рациона древних греков. Они едят три раза в день: незначительный завтрак на заре, в середине дня — также поверхностный, быстрый прием пищи, в конце же дня следует самая важная и обильная трапеза (дейпнон).
Некоторые с наступлением вечера еще устраивают себе полдник. Меню обычной трапезы скромное, вегетарианское: оливки, разнообразные овощи (ифион) — лук, бобы, чечевица, турецкий горох; сыр, молочные продукты; фрукты — яблоки, груши, фиги, виноград. Во множестве едят пшеничные и ячменные лепешки (мадза) Куманецкий К. Ист.культ.Др.Гр.Р.-С.98.. Мяса употребляют мало — за исключением свинины, это дорогая еда. Мясо едят в основном во время религиозных праздников и в ходе жертвоприношений. Зажиточные землевладельцы едят его значительно чаще, к столу им подают домашнюю птицу, свинину, козлятину, баранину и дичь. В гораздо большей мере, чем мясо, едят рыбу: анчоусы, сардины. Рыбный рынок на Агоре очень живописен, всегда полон народа, изобилует самыми разнообразными дарами моря. Некоторые их виды очень ценятся и стоят весьма дорого, к примеру, угорь. Греки любят морепродукты — высоко ценятся моллюски (каракатицы и кальмары).
Наилучшее меню являет собой смесь самых разнородных продуктов и блюд: оливки, горный заяц, приготовленный под маслом с тимьяном и луком, зажаренные певчие дрозды, поросенок или ягненок, подрумяненный на вертеле, разнообразные пироги с медом, сыром, черникой; фиги, орехи — вот наиболее ценимые гурманами кушанья. Пьют воду, молоко, жидкий мед (разведенный молоком) и вино, технология производства которого отлична от нашего. Его смешивают с соленой водой и со специями, такими, как тимьян, корица, а также с медом и даже с гипсом. Для питья использовали особого рода кружку с широким дном и длинной шейкой — котон — и терракотовые кубки.
В Спарте во время широких застолий едят «черную похлебку», очень популярное здесь кушанье, представляющее собой рагу из свинины — с кровью, уксусом и солью. Но Афины никогда не были центром кулинарных изысков (подобных Лукулловым в Риме), равно как и местом роскошных, изысканных застолий (вроде римских пиров Трималхиона).
У грека для этого не было ни средств, ни вкуса. Единственной его роскошью было вино, в изобилии лившееся на симпосиях.
Традиционной пищей бедняков считалась ячменная похлебка и ячменные лепешки, каша из бобов, соленая рыба, дешевое разбавленное вино. Для рабов готовились блюда из ячменной муки; овощей, давалось вино, приготовленное из выжимок винограда.
В Спарте рацион питания был более прост. Как известно, там устраивались совместные трапезы — сисситии. Чтобы принять в них участие, каждый спартанец делал ежемесячный взнос — 73 кг муки, 36 л вина, 3 кг сыра и 10 оболов серебра на покупку мяса. Любимым блюдом спартанцев считалась черная похлебка. «Старики отказывались от мяса, отдавая свою долю молодым, а сами наливали себе свое кушанье, похлебку. Говорят, один понтийский царь купил себе даже спартанского повара исключительно для приготовления «черной похлебки», но, когда попробовал ее, с отвращением выплюнул и страшно рассердился. «Царь, — сказал повар, — прежде чем есть эту похлебку, нужно выкупаться в Эвроте!» (Плутарх, Сравнительные жизнеописания, Ликург, XII).
Попойки в Спарте не допускались.