Важен и еще один момент. Настоящая жизнь «Бесприданницы» началась в 1896 году, когда Ларису сыграла Вера Федоровна Комиссаржевская. С момента создания пьесы прошло 18 лет, наступила другая эпоха — рубеж веков: ломка устоявшихся мировоззрений, переоценка ценностей, новые веяния в литературе и искусстве. И то, что Островский увидел еще в 1878 году и написал в своей Ларисе (хрупкость, поэтичность, надломленность, двойственность характера), смогла понять Комиссаржевская, хотя она и говорила, что играет «свою» Ларису, а не героиню Островского.
Прежде чем вести дальнейший анализ психологизма пьесы «Бесприданница», кратко рассмотри ее сюжет и композицию, а также особенности конфликта.
Драма состоит из четырех действия, каждое из которых в свою очередь представлено несколькими явлениями. Все время действия, которое происходит в настоящее (для автора) время, в большом городе Бряхимове на Волге, занимает менее суток.
Конфликт «Бесприданницы» — вариация на тему «Грозы». Молодая девушка из небогатой семьи, чистая и любящая жизнь, художественно одаренная, сталкивается с миром дельцов, где ее красота предается поруганию. По мере развития действия в драме нарастает несоответствие между романтическими представлениями Ларисы и прозаическим, прагматическим миром людей, ее окружающих и ей поклоняющихся. Люди это по-своему сложные и противоречивые. Таким образом, конфликт этой пьесы очень актуален и в наши дни — столкновение материального с духовным.
Главная героиня — Лариса Огудалова — не может и не хочет подчиняться безнравственным законам, которые устанавливаются и регулируются лишь деньгами, в которых человек — лишь товар, поэтому пьеса, начинающаяся с «болтовни в кофейной», заканчивается катастрофой.
Уже в I действии в диалоге Кнурова и Вожеватова появляется ведущий мотив пьесы — товар и его цена; драматизм ситуации в том, что товаром в данном случае является живой человек — Лариса.
Начало завязки — приезд Паратова.
Завершением завязки можно считать явление 8 (объяснение Ларисы и Паратова) и явление 11 («блестящая мысль» Паратова — подпоить Карандышева).
Лариса объясняет Паратову причину своего замужества:
Лариса. Но что меня заставило… Если дома жить нельзя, если во время страшной, смертельной тоски заставляют любезничать, улыбаться, навязывают женихов, на которых без отвращения нельзя смотреть, если в доме, скандалы, если надо бежать и из дому и даже из городу?
Анализ пьесы островского бесприданница
... мире всевластия капитала и расчёта приводят Ларису к мысли о том, «как хорошо умереть», всем простить и умереть. В этой статье вы прочитали краткий анализ пьесы «Бесприданница» ... материалы по пьесе «Бесприданница» (фрагмент из «Полного собрания сочинений Островского в ... жизни и сжатый драматизм. Действие начато на высокой площадке ... «широта натуры» еще отличают Паратова от бряхимовских купцов. Паратов ...
Карандышев купцами воспринимается, как человек ничтожный, не заслуживающий никакого внимания, а тем более уважения:
Паратов (о Карандышеве): … Топорщился тоже, как и человек, петушиться тоже вздумал. Да погоди, дружок, я над тобой, дружок, потешусь.
Дальнейшие события, разворачивающиеся в пьесе, можно рассматривать как борьбу главной героини за сердце Паратова. Ларису этот человек покорил не столько внешним блеском, сколько широтой души. (Не случайно в афише пьесы пометка Островского: Из художников.) Но Лариса, как и всякая влюбленная девушка, скорее видит Паратова таким, каким создало его ее влюбленное воображение («идеал мужчины»), а не того, который есть в действительности.
Карандышев затевает обед, на который собирается пригласить представителей «высшего общества» городка, с целью представить свою невесту и объявить о предстоящей свадьбе. Во время обеда он словно и не замечает того, что все над нам подтрунивают и насмехаются, стараясь подпоить «для пущего веселья». Трагедия Карандышева в том, что в своих потугах «быть на высоте» он не осознает того, насколько он смешон и жалок. Лишь Лариса терзается, видя все происходящее. Она делиться своими переживаниями с матерью, на что та отвечает: «А кому нужно, что ты терзаешься?».
Ларису никому не жаль, она является для окружающих лишь красивым товаром, даже для собственной матери и жениха.
Кульминация пьесы — пение Ларисы (а в нем — вся ее чистая, поэтическая душа).
Оно произвело на Паратова совершенно неожиданное действие, тронуло лучшие струны его души. Он действительно искренен в своем признании — любовь снова заговорила в его сердце. Но… Паратов сам не обманывается на свой счет: благородные чувства всего лишь «шевелятся» в его душе, но не более.
Благородный порыв Паратова исчезает довольно быстро — сразу же после согласия Ларисы Дмитриевны ехать кататься на катерах по Волге. В этом отношении показательны следующие реплики:
Вожеватов (об отъезде).
Не дождавшись тоста?
Паратов. Так лучше.
Вожеватов. Да чем же?
Паратов. Смешнее.
Действие IV. Явление 7 — психологическая развязка. Лариса проиграла борьбу: «мечтанья с глаз долой, и пала пелена». «Идеал мужчины» развенчан. Но Лариса платит и за собственные иллюзии, и за ошибки.
В четвертом действии основной мотив всей пьесы — тема купли-продажи — в явлении шестом, наконец, «материализуется»: Кнуров и Вожеватов мечут жребий, кому достанется Лариса.
Вожеватов. Отступного я не возьму, Мокий Парменыч.
Кнуров. Зачем отступное? Можно иначе как-нибудь.
Вожеватов. Да вот, лучше всего, (Вынимает из кармана монету и кладет под руку.) Орел или решетка?
Кнуров (в раздумье).
Если скажу: орел, так проиграю; орел, конечно, вы. (Решительно.) Решетка.
Вожеватов (поднимая руку).
Ваше. Значит, мне одному в Париж ехать. Я не в убытке; расходов меньше.
Явление 11 — фактическая развязка. Сцена очень важная с психологической точки зрения. До этого в явлении 9 единственное желание Ларисы — «простить и умереть», но она не решается на последний шаг. Предложение Кнурова ей омерзительно: «Роскошь, блеск… нет, нет, я далека от суеты… (Вздрогнув.) Разврат… ох, нет…» Появляется Карандышев, и Лариса вымещает на нем всю свою боль и горечь: предательство Паратова, цинизм Кнурова и Вожеватова (друг детства!), свои несбывшиеся надежды. Не случайно Карандышев говорит ей: «Что вы, что вы, опомнитесь!» Лариса словно в бреду, она действует по принципу: чем хуже (больней), тем лучше: «…я вещь! Наконец, слово для меня найдено, вы нашли его. Каждой вещи своя цена есть… Ха-ха-ха… я слишком дорога для вас!»
Паратов в пьесе бесприданница островского характеристика героя (2)
... Паратова , людей того времени, т.е. эгоистичных и самовлюблённых … также развлекает, как и Паратова . Робинзон – игрушка, вещь для Паратова ; и в конце драмы Лариса … Сочинение ... на деньгах. «У меня ничего заветного нет; найду выгоду, так все продам», — говорит другой герой пьесы Сергей Сергеич Паратов ... ей в душу, ни от кого она не видела сочувствия, не слыхала теплого слова. Лариса выносит страшный ...
Пьеса заканчивается смертью Ларисы, которая прощает в свои последние минуты всех, кто, так или иначе, привел ее к гибели.
Как видим, сюжет пьесы довольно прост: девушка бросает жениха накануне свадьбы ради возлюбленного. Жених, доведенные ревностью до отчаяния, решается на убийство неверной невесты. Следовательно, важным в данном случае является не сам сюжет, а его психологическое наполнение.
2.2 Влияние среды и «нравов» на формирование характеров героев драмы
Пьеса «Бесприданница» опубликована была через 19 лет после «Грозы» — в 1879 году. Многое изменилось за это время в России. Но исчезло ли «темное царство»? Изменилась ли среда и нравы провинциального приволжского городка?
Драматург в «Бесприданнице» снова приводит зрителя на живописные берега Волги. Природа все та же: по-прежнему расстилаются перед нами просторы великой русской реки, с высокой горы открываются бесконечные дали — луга, деревеньки, леса… Но автор видит и новые черты в жизни города. Тишину провинции нарушают пронзительные гудки пароходов, грохот извозчичьих пролеток, топот рысаков по булыжной мостовой.
Купцы в «Бесприданнице» мало напоминают тех, с которыми драматург знакомил нас в «Своих людях…» и «Грозе». В них нет и следа патриархальной грубости, домостроевской заскорузлости. Владельцы торговых фирм и пароходных компаний, а не лавок и лабазов, они носят вместо купеческих поддевок европейские костюмы, живут уже не баснями странницы Феклуши, а последними новостями парижских газет. Изменение среды повлекло, как мы увидим далее, некоторые изменения во внешности горожан: реже встречаются длиннобородые старозаветные купцы. «Теперь чистая публика гуляет, — говорит Гаврило, — вон Мокий Парменыч Кнуров проминает себя».
Но нравы остались прежними.
Кнуров — лицо новое, двадцать лет назад его еще не было на берегах Волги. Этот человек — порождение новой социально-экономической среды. Его характеристика дается Островским посредством речи слуг.
«Отчего это он все молчит?» — спрашивает слуга. Чудак ты… Как же ты хочешь, чтоб он разговаривал, коли у него миллионы! — отвечает хозяин кофейной. — С кем ему разговаривать? Есть человека два-три в городе, с ними он разговаривает, а больше не с кем; ну, он и молчит. Он и живет здесь не подолгу от этого от самого; да и не жил бы, кабы не дела. А разговаривать он ездит в Москву, в Петербург да за границу, там ему просторнее».
Кнуров внешне ничем не напоминает патриархальных купцов типа Вольтова или Дикого. В списке действующих лиц о нем сказано: «Из крупных дельцов последнего времени, пожилой человек, с громадным состоянием». Он приобщился к культуре. Речь его изысканна, благопристойна. Островский вводит характерную деталь: Кнуров появляется на сцене с французской газетой. И собирается ехать не куда-нибудь, а на промышленную выставку в Париж.
Анализ пьесы свои люди — сочтемся островского
... схожесть женских характеров в пьесах А.Н. Островского «Свои люди — сочтемся!» и «Гроза». сочинение «Отцы» и «дети» в пьесе А. Н. Островского «Свои люди — сочтемся» Коллекция сочинений: «Отцы» и «дети» в пьесе А. Н. Островского «Свои люди — сочтемся» Пьеса Островского «Свои люди — сочтемся» очень интересна современному ...
В Бряхимове Кнуров может беседовать как с равными разве что с Вожеватовым и Паратовым. Василий Данилыч Вожеватов тоже принадлежит к «чистой публике». Это «очень молодой человек, один из представителей богатой торговой фирмы, по костюму европеец». К этому же кругу принадлежит и Сергей Сергеич Паратов — «блестящий барин из судохозяев». У него хищная хватка промышленника сочетается со смелостью, своеобразной удалью и широтой натуры.
Но все эти крупные дельцы с европейским лоском и российским размахом в нравственном отношении ничуть не выше Дикого и Кабановой. Культ денег, стремление все на свете выгодно продать или купить — вот основа жизненной философии «чистой публики» города Бряхимова и сотен таких же торгово-промышленных городов России. Эти люди связаны собственными купеческими принципами, которые сами же и называют «кандалами», «оковами», «цепями». Принципы эти далеки от норм морали и нравственности, они не позволяют прорваться наружу обычной человечности, доброте, сочувствию. Таким образом, именно купеческая среда породила таких характерных для нее героев пьесы, как Вожеватов, Паратов и Кнуров.
Трагедия прекрасного, талантливого человека — Ларисы Дмитриевны, которую мать готова выгодно сбыть с рук любому состоятельному «покупателю», для бряхимовских денежных дельцов лишь развлечение, удобный случай удовлетворить свое любопытство, потешить тщеславие, дать разыграться грязным страстям.
Но и сама главная героиня является порождением среды и царящих в ней нравов. именно социальные причины способствовали трагический развязке истории Ларисы Огудаловой. Но сам Островский исследует прежде всего трагедию личности, а не девушки без приданного. То есть у драматурга определяющими становятся причины не социального, а духовного порядка.
Ведущую роль в трагедии Ларисы играет «большой барин» Сергей Сергеич Паратов. Именно из-за его предательства она потеряла веру в людей и желание жить. Для этого сильного, ловкого хищника на свете нет ничего святого. «Что такое «жаль», этого я не знаю, — говорит Паратов. — У меня, Мокий Парменыч, ничего заветного нет; найду выгоду, так все продам, что угодно». Как видим, среда купцов-торгашей предопределила и его поведение, его характер. Паратов не задумываясь торгует всем: продает не только пароход, но и любовь, и себя самого… О продаже своей свободы он говорит на языке истинного купца:
Паратов. …Хочу продать свою волюшку., Огудалова. Понимаю: выгодно жениться хотите. А во сколько вы цените свою волюшку?, Паратов. В полмиллиона-с., Огудалова. Порядочно., Паратов. Дешевле, тетенька, нельзя-с, расчету нет, себе дороже, сами знаете.
Как ловкий делец и коммерсант, Паратов обходителен с людьми. Он знает, как с кем надо разговаривать. В его речах, обращенных к Ларисе, слышатся отголоски цыганских песен, жестоких романсов, чувствительных мелодрам (такова его духовная пища).
Если Огудаловой он цинично говорит о своей женитьбе как о торговой сделке, то Ларисе он о том же скажет в более возвышенных выражениях: «Вот золотые цепи, которыми я скован на всю жизнь».
По произведению Бесприданница Островского
... Ларисы Огудаловой. Другие сочинения: ← По произведению Снегурочка↑ ОстровскийПо произведению Гроза → Сочинение 3 Пьеса «Бесприданница» является одним из лучших произведений А.Н. Островского. ... Сергеич Паратов» и, выглянув в окно, говорит, что он приехал к Огудаловым. Испуганная Лариса вместе ... Огудалову, что она отдает Ларису за бедного человека, предрекает, что Лариса не вынесет жалкой полумещанской ...
Так рисует Островский разные типы «чистой публики». При всем их разнообразии сущность тут одна: это торгаши, лишенные каких бы то ни было человеческих чувств.
В городе Бряхимове, кажется, сама атмосфера пропитана духом торгашества. Каждый торгует чем может. За неимением каких-либо иных ценностей вдова Огудалова торгует дочерьми. Двух уже продала, очередь за младшей — Ларисой.
«У них в доме на базар похоже», — говорит Вожеватов. И действительно, как на базаре в доме Огудаловых: кто имеет деньги, тот и гость. Как на базаре, здесь шумно, весело, развлечься может и тот, кто ничего не покупает, а пришел только так — потолкаться среди народа, посмеяться над окружающими, людей посмотреть и себя показать.
Харита Игнатьевна, «бойкая женщина, одетая изящно, но смело и не по летам», — устроительница и душа этого базара. Счастье дочери ее мало интересует, даже о чести ее она не думает. Главное — продать свой товар повыгоднее.
Огудалова. …Мы люди бедные, нам унижаться-то всю жизнь. Так уж лучше унижаться смолоду, чтоб потом пожить по-человечески.
Мелкое самолюбие, стремление ни в чем не отстать от богатых сочетается с отсутствием человеческого достоинства, с готовностью во имя денег идти на всяческие унижения. Огудалова пытается выманить деньги на подарок Ларисе даже у Паратова, так оскорбительно поступившего с ее дочерью. И Хариту Игнатьевну нисколько не смущают его слова: «Тетенька, тетенька! ведь уж человек с трех взяли? Я тактику-то вашу помню». Об этой тактике рассказывает и Вожеватов: «Как кому понравилась дочка, так и раскошеливайся». Однако внешние приличия соблюдаются: Огудалова хочет, чтобы все выглядело благопристойно. «Не таких правил люди, — говорит Вожеватов, — …хоть за Карандышева, да замуж».
Кто же такой Карандышев? Не «продешевила» ли Огудалова, отдавая за него дочь? Это мелкий чиновник, живущий на свое скромное жалованье, не обладающий никакими достоинствами, ни внешними, ни внутренними, и в то же время одержимый непомерным честолюбием. Он такое же порождение среды и нравов, как и все остальные герои пьесы.
Он труслив и самонадеян. За глаза всячески осуждает богатство купцов. В лицо же, пригласив Вожватова и Кнурова на обед, Карандышев говорит иное: «Я желаю, чтоб Ларису Дмитриевну окружали только избранные люди». Во имя знакомства с «избранными» он терпит оскорбления и насмешки.
Двойственное чувство испытывает Карандышев к этим людям: ненависть сочетается в нем с завистью, со стремлением втереться в их круг, стать с ними на равную ногу.
Кульминация конфликта Карандышева с «чистой публикой» дана в сцене обеда. Островский показывает, каких усилий стоило мелкому чиновнику устроить званый обед, какими великолепными ему казались и блюда и вина. С какой гордостью он говорит: «Да-с, Лариса Дмитриевна знает, что не все золото, что блестит. Она умеет отличать золото от мишуры. Много блестящих молодых людей окружало ее; но она мишурным блеском не прельстилась… Да, господа, я не только смею, я имею право гордиться и горжусь! Она меня поняла, оценила и предпочла всем».
Урок литературы «В чём причина гибели Ларисы Огудаловой?
... ноги Паратову. Он любит бесприданницу, но ключом к характеру этого героя является фраза: «Для меня ведь ничего заветного нет». Нет, когда речь идёт о выгоде. В финале Лариса ... героини так сложен, так тесно связан с музыкой. В «Бесприданнице» Островский вносит значительный вклад в разработку психологии «маленького человека», открывая в униженном герое массу комплексов, желание отомстить всему миру. ...
Он ведет себя, как обычный купец, радующийся тому, что удалось обойти соперников и самому завладеть желанным «товаром».
Ради этого тоста и затевался дорогой, не по средствам обед.
Островский рисует мнимое торжество Карандышева — и страшное крушение. Юлию Капитонычу кажется, что вот, наконец, сбылись его мечты: он окружен «избранным обществом», он здесь свой человек, он обращается к самому Паратову на «ты»… И вдруг все рушится. Мы не можем не почувствовать трагизма его положения.
Карандышев. Я смешной человек… Я знаю сам, что я смешной человек. Да разве людей казнят за то, что они смешны? Я смешон — ну, смейся надо мной, смейся в глаза! Приходите ко мне обедать, пейте мое вино и ругайтесь, смейтесь надо мной — я того стою. Но разломать грудь у смешного человека, вырвать сердце, бросить под ноги и растоптать его! Ох, ох! Как мне жить! Как мне жить
В своем монологе Карандышев поднимается до обличия тех, кому прежде всего он так усиленно подражал. Страшный, неожиданный удар словно пробудил его, он почувствовал себя человеком, способным на сильные чувства, пусть это чувства ненависти и злобы.
Среди торгашеских сделок, всяческих махинаций, разудалых песен и пошлых ухаживаний задыхается, невыносимо страдает и тщетно ищет выхода из тупика живая душа.
Лариса — единственный человек, который со всей полнотой осознает невыносимость среды, в которой ей приходится жить, низость нравов. Первая же реплика Ларисы раскрывает ее чувства: «Я сейчас все за Волгу смотрела: как там хорошо, на той стороне! Поедемте поскорей в деревню!» Страстное желание порвать с тем, что ее окружает с детства, становится лейтмотивом всей ее роли. «Нет, уехать надо, вырваться отсюда… я хочу гулять по лесам, собирать ягоды, грибы…»; «Мне так хочется бежать отсюда, бежать куда угодно».
Резко отличается Лариса от окружающих — своим богатым душевным миром, честностью и прямотой, способностью глубоко и сильно любить, чувством подлинного человеческого достоинства. Она талантлива, любит музыку, прекрасно поет. Единственная из всех героев пьесы чувствует она красоту природы. Она чиста, мечтает о тихой семейной жизни, она и мысли не допускает о покровительстве Кнурова, которое так прельщает ее маменьку.
Эти качества Ларисы окружающие воспринимают как чудачество. «Да ведь она простовата», — говорит Вожеватов. Он весело рассказывает о трагической любви Ларисы к Паратову: «А уж как она его любила, чуть не умерла с горя. Какая чувствительная! (Смеется.) Бросилась за ним догонять, уж мать со второй станции воротила».
Напрасно ищет Лариса любви и сочувствия у окружающих., Матушка, голубушка, солнышко мое,, Пожалейте, родимая, дитятко свое.
Лариса поет матери трогательную песню, но слышит от нее лишь пошлые наставления: «Без хитростей на свете не проживешь».
«Вася, я погибаю! — обращается она к Вожеватову. — …Ну, хоть поплачь со мной вместе!». На что получает холодный ответ: «Не могу, ничего не могу».
Доверчивая Лариса верит в добро, и люди ей кажутся лучше, чем они есть на самом деле. Паратов представляется Ларисе замечательным, сильным человеком. «Да разве можно быть в нем неуверенной?» — наивно восклицает она. До последней минуты она доверяет Паратову, и тем страшнее постигшее ее разочарование.
Случайна ли гибель ларисы в пьесе бесприданница. В чём трагедия ...
... Ларисы не только от собственных мук, но и от трагедии продажного общества. Островский бесприданница сочинение на тему любви Человек сам располагает своей судьбой. А. Н. Островский Замечательной пьесой ... сама мысль, что эта красивая игрушка, Лариса Огудалова достанется ему. Пригласив гостей, Карандышев делает ... и ему известны все нюансы жизни. Кредо Паратова: «Всякому товару цена есть». Он никогда ...
Сколько горечи, отчаяния в ее последнем монологе: «Никогда никто не постарался заглянуть ко мне в душу, ни от кого я не видела сочувствия, не слыхала теплого, сердечного слова. А ведь жить холодно. Я не виновата, я искала любви и не нашла… ее нет на свете… нечего и искать».
Перед глубоко чувствующим человеком, низведенным до положения вещи в обществе, где царят описанные в пьесе нравы, открывается один выход — смерть, смерть физическая или нравственная. Островский показывает возможность и той и другой. Если бы не пуля Карандышева, Ларису постигла бы нравственная смерть. «Я не нашла любви, так буду искать золота».
Снова, как и в «Грозе», смерть оказывается для героини легче и желаннее жизни. Но у Катерины хватило сил покончить с собой, а Лариса не может заставить себя броситься с волжского обрыва. Русские писатели классики: Анализ произведений школьной программы/Сост. Н.С. Олейникова. — Мн.: Интерпрессервис, Экоперспектива, 2002, с. 183-190.
Итак, изменившая среда породила новых героев со «старыми» нравами. Ярким тому примером является «европеизация» Вожеватова, выраженная в том, что вместо традиционного купеческого чая из самовара он с утра пьет в кофейне шампанское, разлитое в чайники, «чтобы люди чего дурного не сказали».
С этими новыми купцами, которых прежде дворяне презирали как жалких «алтынников», не находит зазорным водить дружбу «блестящий барин» Паратов. Рознь сословий понемногу стирается, отношения всецело начинает определять кошелек.
Уже не власть авторитета и устоявшихся традицзий, как в «Грозе», не страх «старших» решают дело в этой среде. Откровенный цинизм, холодная расчетливость — вот что определяет психологию героев «Бесприданницы».
В пьесе даже любовь предопределяется извращенными общественными нравами. О Ларисе говорят, ею восхищаются, на ее внимание претендуют, решают за нее ее будущее, а сама она все время как бы в стороне: ее желания, ее чувства никого не интересуют. Лариса должна признать правоту оскорбительных слов Карандышева: «Они не смотрят на вас как на женщину, как на человека, — человек сам располагает своей судьбой; они смотрят на вас как на вещь». Да и сам жених Ларисы — Карандышев — думает, скорее всего, так же.
Таким образом, мы видим, что все действие пьесы соответствует тем устоям, той среде, которая была характерна для времен творчества А.Н. Островского.
2.3 Средства психологической характеристики действующих лиц
Для создания цельных, психологически полнокровных социальных типов Островский использует, прежде всего, их речевую характеристику.
Правда социального характера с необыкновенной яркостью проявляется у него в верности речевого выражения. Первым условием художественности в изображении того или иного типа он считает верную передачу его образа выражения, т. е. языка и даже склада речи, которым определяется самый тон роли.
Языку его действующих лиц чужда и социально-диалектная фотографичность, и та нарочито чрезмерная насыщенность характерными словечками, свойственными определенному общественно-бытовому кругу, которую Достоевский называл «эссенцией» и относил к разряду не художественной, а «вывескной, малярной» работы Ревякин А.И. Драматургия А.Н. Островского. — М.: Знании, 1973, с. 15..
Почему произведения островского называют пьесами жизни?
... https://1001student.ru/literatura/sochineniya/proizvedenie-ostrovskogo-bednost-ne-porok-analiz-pesy.html Сочинение на тему «Пьесы жизни» (Островского) Александр Николаевич Островский действительно является одним из самых ярких ... героев есть комические черты. По ходу сюжета постоянно возникают смешные ситуации. Этот жанр подразумевает торжество добра над невежеством В своем сочинении «Бедность не ...
Типизируя речь своих персонажей как представителей социальных групп, Островский обращался ко всей совокупности ее средств: лексических, морфологических, фонетических, синтаксических и иных. Этим он достигал максимальной социально-бытовой колоритности. Его купцы, дворяне, чиновники, представители демократической интеллигенции, люди из народа говорят подлинным языком своей среды.
Островский, редкий знаток русского языка, заслуженно считается непревзойденным мастером социально-диалектной речи. Но он никогда не ограничивался лишь этой задачей. Он подчинял речевые средства раскрытию социальной и индивидуальной сущности действующих лиц своих пьес, раскрытию их психологических особенностей. В связи с этим в речи персонажей он усиливал, сгущал, подчеркивал именно те черты, которые способствовали наиболее яркому выражению их ведущих свойств.
Так оформился вульгарный, манерно-претенциозный стиль речи Робинзона, приказной тон «хозяина жизни» Вожеватова, притворно-простодушный и в то же время бескомпромиссный стиль Паратова, глубоко-эмоциональный, поэтический стиль речи Ларисы Огудаловой.
Усиливая комизм речи Робинзона, драматург дает своеобразную мозаику слов и выражений, грамматически и синтаксически неправильных («в ихнем», «пяток»), иностранных (смесь английского с французским) и реплик из театральных постановок.
Характеристика Робинзона довольно точно передана словами Паратова: «…Робинзон — натура выдержанная на заграничных винах ярославского производства».
Поэтичность Ларисы наиболее отчетливо проявляется образностью ее речи. Ее выражения, мысли всегда простые, ясные, предельно конкретные, весьма близки другим героиням Островского, например Катерине. Вспомним: «Меня так и манит за Волгу, в лес», «Меня манит скромная семейная жизнь, она мне кажется каким-то раем», «Как хорошо умереть… пока еще упрекнуть себя не в чем».
Привлекая уменьшительные суффиксы, повторения, вводные слова, и другие словесно-изобразительные средства, Островский придает речи Катерины лирическую задушевность и плавность.
Нет сомнения в том, что язык Ларисы нехарактерен для «барышень» времен Островского. Но именно эта нехарактерность и содействует пластической ощутимости образа. Речевой стиль Ларисы с особой убедительностью воссоздает глубоко психологический строй цельного решительного характера.
В диалогах пьесы Островского действующие лица затрагивают друг в друге именно те струны, которые наиболее наглядно раскрывают их характеры, ставят их в новые отношения, обостряют психологическую борьбу и продвигают действие вперед.
Вот вернувшись с прогулки по Волге, Лариса начинает решительный разговор с Паратовым. На этот разговор она получила неоспоримое право и недвусмысленными обещаниями Паратова, и тем, что она, отвечая на просьбу Паратова, вверяясь ему, бросила жениха чуть ли не накануне свадьбы. На благодарность Паратова за доставленное ее присутствием удовольствие и счастье, она произносит: «Нет, нет, Сергей Сергеич, вы мне фраз не говорите! Вы мне скажите только: что я — жена ваша или нет?»
Пьесы жизни Островского
... будет спасением. Вторым примером пьесы жизни является пьеса «Бесприданница». Равнодушие и жестокость — это основные качества, характеризующие героев данного произведения. Любовная драма Ларисы развивается на фоне всеобщего ... подвести итог и таким образом ответить на утверждение «пьесы А. Н. Островского — это пьесы жизни». Они раскрывают всю трагичность судьбы героинь, указывая на безнравственность ...
В продолжающемся между Ларисой и Паратовым диалоге со всей полнотой раскрывается моральная чистота, благородство, цельность, принципиальность, прямота Ларисы и отрицательная сущность Паратова — жалкого раба рубля, холодного, расчетливого эгоиста.
Этот диалог-поединок не только до конца обнажил психологическую сущность каждого партнера, поставил их в совершенно новые отношения друг к другу, но и придал развитию действия пьесы коренной поворот. Лариса горько обманулась в Паратове. Она бесконечно одинока среди окружающих ее бездушных, жестоких людей, рассматривающих ее лишь как вещь, как товар. Что же ждет ее впереди?
Создавая речевые стили действующих лиц своей пьесы, Островский творчески преображал, домысливал речь их социальных прототипов, но с глубоким эстетическим тактом, соблюдая меру. Драматург не нарушал, не изменял речевого своеобразия определенного социального типа, а лишь художественно сгущал, подчеркивал его. Социальные прототипы Паратова, Кнурова, Хариты Игнатьевны Огудаловой, Ларисы пользовались именно теми речевыми средствами, к которым обратился писатель, но он их творчески обобщил и дал в более заостренной форме. Это же мы видим в речевом стиле любого иного персонажа.
В пьесе Островского своеобразно говорят не только представители различных классов, но и представители одного и того же класса — в силу их социально-групповых, типических и индивидуальных различий, а также и того времени, к которому они относятся. Так, например, язык купцов Большова («Свои люди — сочтемся!»), Гордея Торцова («Бедность не порок»), Тита Брускова («В чужом пиру похмелье»), Дикого («Гроза») резко отличается от языка промышленников Кнурова и Вожеватова. Для языка первых характерна просторечная основа, морфологическая и фонетическая неправильность, элементарность словосочетаний, а язык вторых — литературный. Но при этом для каждого из них свойственны индивидуальные речевые особенности.
Речь миллионера Кнурова, этого замкнувшегося в своей надменности «идола», крайне сдержанна, немногословна, бесстрастна, суха, почти лишена просторечности и образности. Речь Вожеватова, выражая присущую ему живость, более широкую связь с простыми людьми, отличается непосредственностью, обилием просторечных, образных выражений, поговорок, пословиц.
Речевые средства используются Островским не только для объемного выражения психологической сущности воспроизводимых им социальных характеров, но и для повышения сценичности пьес.
Кроме особенностей языка, Островский использует и манеру поведения своих персонажей, чтобы передать их психологическую характеристику.
Кнуров и Вожеватов — персонажи, представляющие вариации амплуа влюбленного богача (их можно сравнить, например, с Флором Федулычем или многими деловыми людьми из предыдущих и последующих пьес Островского), причем богача «нового», внешне цивилизованного, читающего иностранные газеты, потенциального поклонника театра или еще какого-нибудь вида искусства. Традиционное для этого типа противоречие между стремлением к настоящему чувству, тягой к прекрасному, благородному и рассудочным стремлением к выгоде, холодностью и рациональностью натуры говорит об отсутствии у таких людей способности к глубокому эмоциональному восприятию мира. Богатство, по Островскому, делая жизнь человека более легкой, одновременно лишает ее глубины и подлинности.
Кнуров («из крупных дельцов последнего времени, пожилой человек, с громадным состоянием; по костюму европеец») воплощает власть денег, спокойную, хладнокровную и необычайно расчетливую силу, представляет человека, чье богатство делает его как бы прирожденным хозяином жизни. Кнуров — настоящий делец, внешне наименее эмоциональный из всех героев, наиболее рационально понимает ситуацию и видит ее выгодность для себя. Его меньше других претендентов раздражает связь Ларисы с Карандышевым. Он понимает, что после того как брак с этим самозванцем приведет ее к разочарованию, можно будет безопасно овладеть ею с помощью денег, и он уже до свадьбы говорит с матерью Ларисы о своих видах на ее дочь после замужества.
В характере Кнурова показано сочетание любви, желания обладать с отсутствием душевного внимания к объекту страсти. Ценящий утонченность, изящество и поэтичность внутреннего мира Ларисы, Кнуров в минуту ее отчаяния прямо обращается к ней с предложением стать содержанкой, аргументируя свой поступок безвыходностью ее положения и тем, что никто не решится публично порицать ее («…я могу предложить вам такое громадное содержание, что самые злые критики чужой нрав-ствености должны будут замолчать и разинуть рты от удивления»).
Это страсть, не способная преодолеть эгоизм самоуверенности и веру в расчет.
Молчание Кнурова — признак высокомерия и замкнутости. Заслоняясь газетой, он не подглядывает краешком глаза и не скрывает тем самым каких-либо чувств. Кнуров демонстрирует свое положение, закрывая возможность обращения к нему какого-нибудь человека, недостойного такой чести Макеев М.С. Жанр психологической драмы у Островского. «Бесприданница»//Вопросы литературы. — 1996. — №3. — С. 23-28..
Паратов — персонаж психологически намного более примитивный, чем Лариса, Карандышев и даже Кнуров с Вожеватовым. Этот герой тесно связан с амплуа шикарного прожигателя жизни, красавца-мужчины, барина, оказывающегося в финале искателем приданого, претендентом на руку богатой невесты. Все его действия поданы Островским как некая поза. Маска стала второй натурой Паратова, при этом в нем легко сочетаются барская иррациональность (способность сорить деньгами, рискованное пари со стрельбой в любимую женщину и т.д.) и простой неприглядный расчет. Однако умение театрализовать, сделать эффектным и загадочным любой свой поступок, основанное на точном ощущении требований той маски богатого барина и одновременно «рокового героя», которую носит Паратов, дает ему способность даже откровенную низость преподнести как что-то необычайно благородное.
За эффектной позой Паратова ничего нет. Он пустое место, человек, ведущий эфемерное, иллюзорное существование, что хорошо понимают Кнуров и Вожеватов, противопоставленные ему как подлинные хозяева жизни. Например, они, люди по-настоящему богатые, пьют шампанское из чашек, чтобы не привлекать внимания, в то время как его, промотавшегося барина, встречают пушечными залпами и цыганским пением Макеев М.С. Жанр психологической драмы у Островского. «Бесприданница»//Вопросы литературы. — 1996. — №3. — С. 23-28..
В разговоре с Паратовым Лариса легко угрожала ему самоубийством («Для несчастных людей много простора в божьем мире: вот сад, вот Волга. Здесь на каждом сучке удавиться можно, на Волге — выбирай любое место. Везде утопиться легко, если желания да сил достанет»), то теперь ее отношение к такому поступку меняется. И хотя выстрел Карандышева все-таки ставит точку в судьбе Ларисы, заменяя самоубийство убийством, ее отказ покончить с собой, парадоксальное желание жить тогда, когда «жить невозможно и незачем», внезапно, в самом конце действия поднимает проблему, совершенно чуждую смыслу всей пьесы.
Этот волнение живого существа, казалось бы решившегося на все перед ужасом смерти, ведет читательское внимание дальше роли Ларисы в сюжете «Бесприданницы» — к проблеме человеческой личности вообще, к сочетанию в ней силы и слабости. В этом основной момент психологизма.
Образ Ларисы оказывается шире просто вариации устойчивого амплуа, показывая его недостаточность, неспособность справиться, подчинить себе цельную и невероятно сложную человеческую личность. Для того чтобы соединить все элементы поведения героини, создать целостную картину ее внутреннего мира, необходимо понять сущность человека вообще. Именно ощущение абсолютно живой жизни, взятой во всей ее проблематичности и нерациональности, усиливает ощущение трагизма изображенной на сцене судьбы, враждебность холодного мира подлинно живому, одновременно слабому и мужественному человеческому сердцу, жаждущему любви и сострадания.
Таким образом, основными средствами психологической характеристики действующих лиц являются их речь (лексика, диалоги, монологи, интонации) и действия.
2.4 Сравнительная характеристика произведения и экранизации Э. Рязанова «Жестокий романс»
Обращение кинематографа к классическим драматургическим произведениям стало неизбежно-естественным еще на заре его (кинематографа) появления. Стремление перенести со сцены на экран, подчинить его законам те или иные исключительно драматургические особенности — было мечтой многих выдающихся художников. Экранизации раннего периода, и в дальнейшем, вплоть до восьмидесятых годов, носили, в основном неприкосновенный характер по отношению к материалу-источнику.
Попытаемся провести некоторый сравнительный анализ оригинальной пьесы А.Н. Островского «Бесприданница» с ее экранизированным вариантом — фильмом Э. Рязанова «Жестокий романс».
В центре внимания обоих авторов духовная драма, причём Рязанов углубляет её. Но наивысший пик звучания этой драмы у обоих авторов одинаков. Это финальная песня Ларисы, но песни эти разные. Почему?
Песня из пьесы: «Не искушай меня без нужды…». Песня из кинофильма: «А напоследок я скажу…»
Основная мысль первой песни — разочарование. Искушение возвратом прежних чувств ужу не трогает обманутое сердце. Это песня — разуверение. У второй песни более трагический эмоциональный настрой. Вся песня представляет собой предчувствие близкой трагической развязки. Об этом свидетельствует лексическое наполнение песни: напоследок, прощай, с ума схожу, погубил, уходят запахи и звуки. Повторы способствуют нагнетанию напряжения и создания атмосферы неминуемой гибели»
Действительно, эти песни несут в себе абсолютно разный смысл. Каждый решает задачу автора, но задачи эти разные: показать глубину разочарования обманутого сердца или стать предвестником гибели. Каким бы содержанием не были наполнены песни, трагическая гибель Ларисы оказалась неизбежной.
Далее, сравним последнюю сцены — гибель Ларисы — в драме и кинофильме.
Смерть Ларисы в драме — это трагедия и одновременно освобождение. Лариса нашла свою свободу, нет больше социальных ограничений, нет душевных мук. Выстрел освободил её навсегда. Её смерть сопровождает пение цыган. Цыгане, как известно, вольный народ. И создается впечатление, что вместе с песней цыган улетает освобождённая душа Ларисы. Она прощает всех и завещает жить. Она не хочет никому мешать, она лишь хочет освободиться от страданий.
Последние слова Ларисы из драмы:
Лариса (постепенно слабеющим голосом): нет, нет, зачем… пусть веселятся, кому весело…я не хочу мешать никому! живите, живите все! вам надо жить, а мне надо…умереть…я ни на кого не жалуюсь, ни на кого не обижаюсь…вы все хорошие люди…я вас всех…всех люблю.
В кинофильме Лариса говорит только одно слово: «Благодарю». Какой смысл вкладывается в это слово? И на какую режиссёрскую находку в финальной сцене стоит обратить внимание?
После выстрела в небо взмывают чайки, Лариса в переводе с греческого языка означает «чайка». Чайка не имеет гнезда, садится на волны, которые несут её куда глаза глядят. Бесприютность чайки предаётся и главной героине. В фильме не раз в небо взмывают чайки как символ судьбы Ларисы. Но её последнее слово нельзя рассматривать как освобождение героини. Её смерть сопровождает цыганская песня, но душа Ларисы не освобождается вместе с ней, потому что баржа плывёт в сплошном тумане, где не видно горизонта, вообще ничего не видно.
Кинофильм, таким образом, расширяет и углубляет духовную драму, поднятую в пьесе. Режиссёр делает акцент на эту сторону конфликта. Расширяя содержание пьесы, режиссёр вводит предчувствие трагической развязки, чего нет в пьесе.
На мой взгляд, Рязанов учел все, что только можно было учесть. Он скрасил сухую передачу оригинала, подобрав талантливейших актеров, которые смогли проникнуться особой атмосферой драмы; подчеркнул ремарки Островского художественными деталями и резким контрастом; подкорректировал идейное и композиционное содержание, обновил и выделил главные мотивы, тем самым подняв драму «Бесприданницу» до трагедии.
Попытаемся ответить на вопрос, почему же название фильма Э. Рязанова не осталось идентичным названию книги? Мне кажется, потому, что Эльдар Рязанов почувствовал трагическую историю бесприданницы как печальную, пронзительно-болезненную песнь, иными словами, романс о безжалостном и жестоком тогдашнем мире. Свое ощущение он отразил не только в названии, но и в музыкальном сопровождении — мелодии романсов на стихи Цветаевой и Ахмадулиной, которые поет Лариса, лейтмотивом проходят сквозь фильм, усиливая смысл ключевых моментов.
В пьесе действие происходит практически в один день (что продиктовано требованием жанра).
Эти приводит к слишком быстрой смене событий, настроений героев, их чувств, мыслей. В фильме же проходит довольно длительный временной период, чтобы реально уместились все события, показанные в пьесе и более подробно остановиться на каждом их них. Кроме того, в кинофильме показана предыстория основных событий. Она помогает глубже понять характеры героев, их психологические особенности.
Важно отметить тот факт, что интерес к «Бесприданнице» Островского в последние годы во многом вызван именно оригинальной экранизацией пьесы Э. Рязановым. Об оригинальности можно говорить уже потому, что восприятие молодыми зрителями героев фильма подтверждает уже не однажды высказанную мысль о том, что каждое поколение примеряет великие произведения к собственному опыту Широтов В.В. Искушение — лейтмотив драмы А.Н. Островского «Бесприданница»//Литература в школе. — 1998. — №3. — С. 86-90..
Глава 3. Новаторство А.Н. Островского в области создания психологических портретов героев
Бесспорен тот факт, что А.Н. Островский является мастером создания психологических портретов героев. В этом мы убедились в процессе анализа его пьесы «Бесприданница».
По сложному рисунку потаенности душевных переживаний «Бесприданница» представляет новое слово в творчестве Островского и в этом своем качестве предвосхищает чеховскую психологическую драму. Сам Островский, вероятно, сознавал ее необычность и так писал, отправляя драму в Петербург: «Этой пьесой начинается новый сорт моих произведений».
Скандальную и трогательную историю, происшедшую в провинциальном городе Бряхимове, где живут «по старине..: от поздней обедни все к пирогу да ко щам, а потом, после хлеба-соли, семь часов отдых», Островский выстраивает обычную для его предыдущих пьес фабулу: борьбу за невесту, молодую девушку на выданье, между несколькими соперниками. Проницательный критик и читатель и в главной героине, и в претендентах на ее благосклонность легко рассмотрел видоизменение знакомых по прежним пьесам амплуа: это две разновидности «денежных мешков», «романтический герой» печоринского типа и маленький чиновник, ведущий скромную трудовую жизнь.
Однако, оставаясь узнаваемой, начальная ситуация видоизменяется, чтобы стать новой историей с оригинальной проблематикой. В чем заключается изменение — читатель узнает сразу из экспозиции: внешне борьба уже в прошлом, состоялась помолвка, и рука героини досталась одному из претендентов, маленькому чиновнику, готовящемуся к службе в месте еще более глухом и далеком, чем сам город Бряхимов. Тем, чем заканчивается, например, комедия «Трудовой хлеб» и масса других комедий Островского, драма «Бесприданница» только начинается.
Бедный чиновник Карандышев — единственный, кто оказался способным предложить бедной невесте руку и сердце. Однако внешне согласие Ларисы на брак с ним, сделанное от безнадежности, выглядит как предпочтение солидным или ярким людям человека, которого все остальные поклонники считают абсолютным ничтожеством, и это согласие задевает их самолюбие. Потому не подвергающаяся сомнению любовь к красавице, не ослабевшее желание обладания ею сочетаются с желанием отомстить сопернику, показав ему его настоящее место, унизить, несмотря на то, что вместе с ним унижению подвергнется и Лариса. Само обладание теперь станет одновременно и средством унижения ничтожного соперника.
Так предметом новой истории становится превращение любви из «примера и залога чистых человеческих отношений между людьми в противоположность всему … денежному, тщеславному и продажному» в любовь-унижение. Сюжет будет подчинен противоборству любви и самолюбия. Соответственно и представители традиционных амплуа Островского наделяются такими чертами, чтобы, оставаясь узнаваемыми, стать одновременно участниками этой новой истории. При этом, видоизменяясь, представители амплуа как бы приносят с собой в новую пьесу следы своей жизни из предыдущих пьес, усложняя ее проблематику, внося дополнительные нюансы в действие.
Таким образом, наряду с жанром сатирической комедии принято говорить о формировании в позднем творчестве Островского жанра психологической драмы. Тем самым создатель национального театра решает задачу поддержания репертуара на уровне современных актуальных открытий, в авангарде которых шли повествовательные прозаические жанры.
Литература всегда стремилась более или менее адекватно изобразить человека и его внутреннюю жизнь. Возникновение психологизма в творчестве связано не просто с ломкой стереотипов в описании героев. В прозе середины XIX века утверждается ложность всякого рационализирующего начала в понимании его внутреннего мира, отказ от всего «готового» в изображении человеческой личности. Таким образом, человек предстает, как проблема, которую надо ставить, и осмыслять каждый раз заново, в каждом новом тексте, в каждой новой ситуации. Психологическая драма в театре Островского возникает на основе своеобразного компромисса между действием, требующим «редуцирования» сложности человеческой личности, и вниманием к ее проблематичности. Некий зазор между тем амплуа, к которому принадлежит драматический персонаж, его фактурой, и его индивидуальностью всегда существовал у Островского: «В мире Островского все решает гармонизация речевых образов, вписанность индивидуального речевого опыта в общий образ типа, амплуа… Но такая вписанность и гармоничность отнюдь не означают обезлички, уничтожения индивидуальности». Обычно этот зазор в произведениях драматурга стирается тем, что «не только жанр, не только автор типизирует персонажей: персонаж как живой человек, индивидуальность активно в этом участвует».
Задача писателя при создании психологической драмы — выявить этот зазор и рассказать историю, создать динамичный сюжет, обнаружить ограниченность своей собственной художественной системы, ее невозможность справиться с изображением индивидуального внутреннего мира.
Драматургия Островского во многих отношениях противоречила штампам и канонам европейской, особенно современной французской, драматургии с ее идеалом «хорошо сделанной» пьесы, сложной интригой и тенденциозно-однозначным решением прямолинейно поставленных злободневных проблем. Островский отрицательно относился к пьесам сенсационно-«актуальным», к ораторским декларациям их героев и театральным эффектам.
Сюжетами, характерными для Островского, Чехов справедливо считал «жизнь ровную, гладкую, обыкновенную, какова она есть на самом деле». Сам Островский не раз утверждал, что простота и жизненность сюжета — величайшее достоинство всякого литературного произведения. Любовь молодых людей, их стремление соединить свои судьбы, поборов материальные расчеты и сословные предрассудки, борьба за существование и жажда духовной независимости, потребность защитить свою личность от посягательств власть имущих и муки самолюбия униженного «маленького человека» — таковы типовые ситуации, на которых Островский основывает драматические конфликты своих пьес. Нередко эти ситуации, обостряясь, приводят к трагическим взрывам, кризисам, потрясениям. Однако трагедийное содержание его пьес часто имеет и другое, «латентное» выражение — предстает не как драматический взрыв, а как трагическое тление.
Многие комедии Островского рисуют тягостные драматические положения: бедность и общественное презрение к ней, неосуществимость мечты о честной жизни и чистых отношениях в любви и семье. Из этих и других, подобных им «безвыходных» положений Островский открывает нередко своим героям неожиданный случайный выход, утверждая таким способом уверенность в том, что гнетущие социальные обстоятельства не всесильны, что родники доброты и взаимного доверия пробивают преграды, разделяющие людей, что, несмотря ни на что, жизнь продолжается и ее нужно любить. Рисуя общество новой эпохи, Островский отмечает, что изменились не только социальные коллизии и характеры людей, но и формы их общения. Непосредственность, грубоватая искренность старшего поколения купцов, мещан и даже чиновников 50-х годов сменяется в 70-е годы сдержанностью, замкнутостью. Откровенные признания, эмоциональные объяснения героев уступают место намекам, ироническим иносказаниям, речевым штампам, призванным не столько передать мысли и чувства говорящего, сколько скрыть их. Возникают условия для восприятия зрителями подтекста. Островский обращается к многим темам и мотивам, предвосхищающим Чехова, создает образы героев, которые «предвещают» чеховских героев. Но не в этом сказывается его новаторство. Творчество Островского в целом по своим принципам и эстетическим особенностям представляет собой звено, соединяющее старую традицию драматургии, классические, идущие от эпохи Возрождения формы этого литературного вида с новой эпохой развития драмы, одним из выдающихся представителей которой стал Чехов.
Понимание драматизма жизни, которое выразил Островский, его представление о драматическом конфликте как форме борения личности с порабощающим человека «общим порядком бытия», о речи персонажа как важнейшем элементе драматического действия, сложное соотношение стихий комического и трагического — все эти особенности его произведений готовили возможность революционного переосмысления законов драматургии и театра, происшедшего в конце XIX — начале XX в.
Являясь признанным главой русской драматической школы, Островский способствовал тому, что драматургия заняла одно из ведущих мест в системе жанров и родов реалистической литературы. Его творчество не только обогатило драматургию эпохи, но и побуждало писателей к соревнованию, к тому, чтобы выразить свое видение драматизма современной жизни и противопоставить его прочно утвердившейся на сцене художественной системе Островского.
Заключение
В 1878 году А.Н. Островский закончил свою пьесу «Бесприданница», в 1879 она была впервые опубликована и поставлена. С тех пор со сцены она практически не исчезала, пользуясь огромным успехом. Даже сейчас это одна из самых популярных пьес классического репертуара, по мотивам снят фильм «Жестокий романс». Что же привлекает зрителя в этой драме?
В сравнении с «Грозой», Островский использовал совершенно иной метод — метод психологической достоверности. Воссоздавая среду, ситуацию, творя фабулу, гений драматурга создает реалистичных персонажей и мастерски показывает внутренний ход мысли, обосновывая каждое действие, каждый порыв души. В этой драме наиболее полно отразились реалистические тенденции творчества Островского.
Ситуация, положенная в основу фабулы и вынесенная в название пьесы, не нова. Бесприданницы — явление типическое для того времени. В «Бесприданнице» не исчезла критикующая сила Островского, ещё в ранних комедиях обличавшего набирающую силу буржуазию, для которой деньги — основополагающий в жизни фактор. Просто обличение переросло жанр комедии, стало более тонким — драматург показывает, как губит жизни людей открытых, честных холодный расчет купцов.
Проанализировав творчество Островского, мы пришли к выводу, что для автора очень важна ясная, прозрачная идейная структура пьесы. У Островского почти всегда ясно, кто положительный герой, кто отрицательный, часто есть резонер. Драматург всегда закладывает какую-то идею в пьесу или ставит проблему, осуждая какие-либо проявления несправедливости. Идейное поле драматургии А.Н. Островского — социальная проблематика. Он ставит вопросы денежных взаимоотношений, его волнует сила денег, их власть над людьми. Иногда деньги являются причиной авантюр и махинаций — и следовательно смешной, занимательной интриги (где все равно есть социальный подтекст), а иногда деньги становятся причиной трагедии, как в пьесе «Бесприданница».
Мотив денег, с точки зрения автора, позволяет вскрыть самую суть человеческих отношений: в денежных делах проявляются все самые важные качества человека, проходят проверку его ценности, свершается его судьба. Если в ранних пьесах Островского социальная проблематика находится на заднем плане, она подспудно проявляется при осмыслении, то в поздних пьесах конфликт уже очевидно социально-психологический.
Развитие психологического реализма во второй половине XIX века проявилось и в драматургии. Интерес к человеческой личности во всех её состояниях заставил писателей искать средства для их выражения. В драме основным таким средством явилась стилистическая индивидуализация языка персонажей, и ведущая роль в развитии этого метода принадлежит именно Островскому. Кроме того, Островский в психологизме предпринял попытку пойти дальше, по пути предоставления своим героям максимально возможной свободы в рамках авторского замысла.
В ходе исследования, мы постарались установить, чем же предопределилось наличие именно психологической драмы в творчестве Александра Николаевича Островского. Прежде всего, на наш взгляд, тем, что свои произведения он изначально создавал для театра, для сценического воплощения. Ориентация на сценическое бытие драмы обуславливает и особое внимание автора к психологическим характеристикам каждого героя: как главного, так и второстепенного персонажа.
Автор использует различные средства для создания цельных, психологически полнокровных социальных типов. Основным средством психологической характеристики действующих лиц является их речь: лексика, диалоги, монологи, интонации. Кроме особенностей языка, Островский использует и манеру поведения своих персонажей, чтобы передать их психологическую характеристику. Средством психологических характеристик у Островского оказываются не самопризнания героев, не рассуждения о чувствах и свойствах их, но преимущественно их действия и бытовой диалог.