Ономастика в языке художественной литературы «Говорящих»фамилий

«Говорящая фамилия» — художественный приём, при котором фамилия (или имя) персонажа передаёт важнейшую черту его характера, например, Скотинин, Правдин, Стародум в «Недоросле» Д.И. Фонвизина; Молчалин, Хлестова в «Горе от ума» А.С. Грибоедова; Держиморда в «Ревизоре» Н.В. Гоголя и т.п. Строго говоря, такого термина в литературе не существует. Тем не менее, фамилии литературных персонажей, как и их имена, могут давать экспрессивно-эмоциональную ироническую или сатирическую характеристику лица. Глубокое и всестороннее познание художественного произведения предполагает осмысление использованной автором системы собственных имён (поэтонимов).

Любой писатель тщательно продумывает, какие имена он может и должен включить в текст своего сочинения, особенно имена действующих лиц, посредством которых обязательно выражает субъективное отношение к создаваемому персонажу, изображённым характерам, типам личности. В связи с этим можно говорить об актуальности проблемы, положенной в основу дипломной работы на тему «Ономастика в языке языка художественной литературы">художественной литературы. «Говорящие имена».

Объект — художественный прием «говорящие имена».

Предмет – особенности использования приема «говорящие имена» как средства создания образа в художественных произведениях.

Материалом исследования явились произведения А.Н. Островского и Н.В.Гоголя.

Цель дипломной работы – рассмотреть использование художественного приема «говорящих имен» в языке художественной литературы.

Поставленная цель обусловила решение следующих задач:

  • обратиться к научным проблемам изучения имени собственного;
  • рассмотреть итоги и перспективы развития литературной ономастики в России;
  • рассмотреть использование приема «говорящих имен» русскими писателями XIX века.

В процессе написания дипломной работы использовались следующие методы:

  • анализ художественного текста в единстве содержания и формы;
  • метод анализа научной литературы по проблеме исследования;
  • интерпретация индивидуально-авторской концепции мира и человека.

Поставленные цель и задачи обусловили структуру написания дипломной работы, принципы изложения материала.

9 стр., 4221 слов

Работа дипломная по литературе

... романа “Отцы и дети” яв­ляется целью настоящей дипломной работы. Стремление представить себе в целом художественный мир И.С. Тургенева возникло из потребности современного, более глубокого ... основа творчества Тургенева по настоящую пору, к со­жалению, не получила должного внимания со стороны исследова­телей. Эта дипломная работа посвящена рассмотрению художествен­ных особенностей тургеневского ...

Работа состоит из введения, основной части (состоящей из двух глав), заключения.

Во введении обосновываются выбор темы, ее актуальность, определяется предмет работы, его объект, цели и задачи.

Первая глава дает теоретическое освещение ономастики в художественной литературе.

Цель второй главы – проанализировать использование приема «говорящих имен» русскими писателями XIX века, остановившись на творчестве Н.В.Гоголя и А.Н.Островского.

В заключении обобщаются теоретические и практические результаты исследования, формулируются основные положения по материалу работы.

Образ Наполеона незримо присутствует в поэме, поскольку действие происходит «вскоре после достославного изгнания французов». «Проклятым Бонапартом», ругаясь, называет чубатого коня, запряженного с двумя другими в бричку Чичикова, кучер Селифан. Наполеон определялся в России в канун Отечественной войны 1812 года как антихрист, враг рода человеческого. В каждом подозрительном объекте склонны были видеть переодетого Наполеона. Неудивительно, что чиновники и дворяне губернского города NN находят внешнее сходство с Наполеоном загадочного для них Чичикова (особенно если «поворотится и станет боком, очень сдается на портрет Наполеона»).

Гоголь полунамеком отмечает «темное и странное» происхождение Чичикова, подобно происхождению Наполеона. Обстоятельства жизни рано воспитали в Павле Ивановиче тайное желание выбиться в люди. У него была своя карьера, свой «трон», которого он стремился достичь, для чего не щадил сил и не гнушался никакими средствами. Аналогично восходит к власти и Наполеон.

Заключение

Итак, ономастические единицы участвуют в передаче авторского замысла, способствуют формированию содержательно-смысловой структуры художественного произведения, взаимодействуют с другими компонентами художественного текста, играют роль ключевых элементов в том или ином произведении. В дипломной работе мы рассмотрели использование приема «говорящих имен» в языке художественной литературы XIX века, остановившись на творчестве Н.В. Гоголя и А.Н. Островского.

Н.В.Гоголь, мастер утонченно точного слова, щедр на «говорящие» фамилии, в том числе и на совершенно прозрачные имена и фамилии-прозвища, которые в сущности, клички, которые мы нечаянно застаем в тот самый миг, когда они превращаются в фамилии.

В творчестве Н.В.Гоголя имена приобретают статус категорий познания личности: «говорящие» имена сгущают восприятие, причем не искажают жизненную правду, поддерживая иллюзию действительности. Гоголевские имена являются неким «заглавием» внутреннего мира персонажей, что в сочетании со спецификой их характера определяет сущность героев. Ирреальные, странные имена и фамилии героев произведений Н.В.Гоголя указывают на болезни духовного плана не только своих носителей, но и всего человечества. Чин, вытесняющий имя, поглощает и духовную сущность носителя имени, и перед нами открывается пугающая пустота ада.

У А.Н. Островского употребление собственных имен определяют две основные тенденции. Используются реально существующие (или существовавшие) имена, хотя и необычные (широко употребительных фамилий А.Н. Островский не дает своим героям, часто выбирает редкие имена); фамилии могут быть придуманы, но обязательно с учетом антропонимических норм второй половины XIX века. В то же время А.Н. Островский стремился сделать имена и фамилии «говорящими», он нередко «оживлял» семантику даже самого обычного имени. Семантика фамилии во многих случаях оказывается завуалированной, имена и отчества могут быть нейтральными. Семантика антропонима может быть и вовсе не связана с характером персонажа: А.Н. Островский, скорее всего, стремился к тому, чтобы у зрителя не было стремления всегда соотносить имя и характер. При этом драматург учитывал употребление имени в той или иной социальной среде. И здесь особенно важны принципы именования (одночленный, двучленный, трехчленный).

11 стр., 5172 слов

Почему Н.В. Гоголь использует именно художественную деталь как ...

... образа Манилова к образу Коробочки, раскрывается, прежде всего, как выражение грубого прозаизма и обыденности, расчетливого и цепкого практицизма. Все мысли и желания Коробочки сосредоточились вокруг хозяйственного упрочения ее ... способен хотя бы в малейшей степени считаться с достоинством других людей, тем более крепостных крестьян. Изображая детали быта Ноздрева, Гоголь иронически оттеняет ...

Функционирование антропонимов в произведении определяется в первую очередь социальными и семейными ролями.

Литература

[Электронный ресурс]//URL: https://litfac.ru/diplomnaya/kursovyie-rabotyi-na-temu-onomastika-proizvedeniy-pisateley/

1. Анциферов Н. Грибоедовская Москва // А. С. Грибоедов, 1795–1829. — М., 1946. — С. 150 –183.

2. Белинский В. Г. Герой нашего времени: Сочинение М. Лермонтова // Белинский В. Г. Полн. собр. Соч. Т. 4. — М., 1954.

3. Бондалетов В.Д. Русская ономастика. — М.: Просвещение, 1983.

4. Бушмин А. С. Сатира Салтыкова-Щедрина. — М., 1959.

5. Виноградов В. В. Стиль Пушкина. — М., 1941.

6. Виноградов В. В. О задачах истории русского литературного языка, преимущественно XVII–XIX вв. 1946. Т. 5, вып. 3. — М., С. 223 – 238.

7. Галкина-Федорук Е.М. Слово и понятие. — М.: Учпедгиз, 1956.

8. Гоголь Н. В. Собрание сочинений: в 9 т. — М., 1994.

9. Гораций. Собр. соч. — Л., 1993.

10. Горнфельд А. Г. Об одной фамилии у Льва Толстого // О русских писателях. Т. 1. — СПб., 1912. — С. 255–261.

11. Грачева И. Прекрасный тип Кулигина, тип невымышленный: [образ русского талантливого простолюдина у А.Н. Островского и один из его прототипов И.П. Кулибин] // Наука и жизнь. – 2005. — № 11. — С. 74-80.

12. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка в 4 томах. — Москва, 1998.

13. Есперсен О. Философия грамматики. — М.: Иностранная литература, 1958.

14. Каценеленбоген М. Г. Функции собственных имен в сказках М. Е. Салтыкова-Щедрина // Русский язык в школе. — 1950. — № 1. — С. 8–15.

15. Карпенко Ю.А. Теоретичнi засади размежувания власних i зачальних назв // Мовознавство. — 1975. — № 4. – С. 49.

16. Калинкин В. М. Поэтика онима. — Донецк, 1999.

17. Королева И.А. К вопросу об ономастическом пространстве и ономастическом поле в языке // Русский литературный язык: Номинация. Предикация. Экспрессия. Межвуз. сб. научн. тр. – М.: МАНПО, 2002. – С. 73-74.

18. Королева И.А. Деловая письменность как основной источник изучения антропонимической лексики (становление современной формулы ФАМИЛИЯ, ИМЯ, ОТЧЕСТВО).

– Москва-Смоленск: Изд-во Смоленского гос. пед. ун-та, 2000.

19. Магазаник Э. Б. Ономапоэтика, или «Говорящие имена» в литературе. — Ташкент, 1978.

12 стр., 5924 слов

Функции поэтики фольклора в сказках М.Е. Салтыкова-Щедрина

... -- литературную сатирическую сказку, в которой традиционная сказочная фантастика сочетается с реалистической, злободневной политической сатирой. Глава 3. Художественно-поэтическая функция: художественный мир и поэтика народного слова в сказках Салтыкова-Щедрина Многие русские писатели ...

20. Максимчук, Н.А. Нормативно-научная картина мира русской языковой личности в комплексном лингвистическом рассмотрении. Ч. 1. — Смоленск: Изд-во Смоленского гос. пед. ун-та, 2002.

21. Марков П.А. Морализм Островского // Творчество Островского. 1923.

22. Матвеева А.К. Литературная ономастика: итоги и перспективы. – Екатеринбург, 2002.

23. Михайлов В. Н. Роль собственных имен в произведениях Н. В. Гоголя // Русский язык в школе. – 1954.

24. Михайлов В. Н. Собственные имена персонажей русской художественной литературы XVIII и первой половины XIX вв., их функции и словообразование. Автореф. дис. … канд. филол. наук. М., 1956.

25. Никонов В.А. Словарь русских фамилий. – М., 1993.

26. Никонов В.А. Имя и общество. – М., 1993.

27. Олеша Ю. Повести и рассказы. — М., 1965.

28. Пеньковский А. Б. Нина: Культурный миф золотого века русской литературы в лингвистическом освещении. — М., 1999.

29. Привалова М. И. Функции личных имен и фамилий в произведениях М. Е. Салтыкова-Щедрина // Уч.зап. Ленинград. ун-та. Сер. филол. наук. — 1952. — № 161, вып. 18. — С. 129–148.

30. Реформатский В.В. Введение в языковедение. — М: Наука, 1967.

31. Руденко Д. И. Собственные имена в контексте современных теорий референции // Вопр. языкознания. — 1988. — № 3. — С. 55–68.

32. Суперанская А.В. Общая теория имени собственного. — М.: Наука, 1973.

33. Супрун В.И. Ономастическое поле русского языка и его художественно-эстетический потенциал: автореф. … д-ра филол. наук. — Волгоград, 2000.

34. Тынянов Ю. Н. Достоевский и Гоголь: к теории пародии // Сборники по теории поэтического языка. — Вып. 4, ч. 5. — Пг., 1921.

35. Тугарина Н.С. Способы именований в драматургии А.Н. Островского // Щелыковские чтения, 2005.

36. Федосюк Ю.А. Русские фамилии. популярный этимологический словарь. — М, 2004.

37. Фонякова О. И. Имя собственное в художественном тексте. — Л., 1990.

38. Холодов Е. Мастерство Островского. — М., 1967.

39. Черемисина М. И. К вопросу о функциях личных имен в очерках М. Е. Салтыкова-Щедрина «За рубежом» // Уч. зап. Тул. пед. ин-та. Т. 11. — Тула, 1958. — С. 45 – 65.

40. Черных П. Я. Заметка о фамилиях в «Горе от ума» // Докл. и сообщ. филол. ф-та Моск. ун-та. Вып. 6. — М., 1948. — С. 46–49.

41. Шагинян Р. П., Магазаник Э. Б. Экспрессия собственных имен в русской художественной литературе // Тр. Узбек. ун-та. Сер. Новая. Вып. 93. — Самарканд, 1958. — С. 103–126.

42. Штейн А. Национальное своеобразие «Горя от ума» // А. С. Грибоедов, 1795–1829. — М., 1946., С. 7–38.

43. Янко-Триницкая Н. А. О некоторых особенностях имен собственных // Уч. зап. Моск. гор. пед. ин-та. Т. 42. — М., 1957. — С. 235–250.