Криминальная культура как фактор преступности

Одной из значимых проблем современной России можно назвать негативные тенденции преступности. Криминальные процессы, протекающие в обществе, обеспечивают формирование у населения негативных культурных установок, которые, в свою очередь, оказывают уже собственное влияние на преступность, тем самым обостряя и развивая эту проблему далее, что приводит к снижению уровня общественной безопасности. В итоге, активное проникновение криминальной культуры в существующую культурную среду и вместе с этим криминализация общепринятой культуры предопределяют массовое нравственно-духовное обнищание населения и обесценивание имеющихся общественных культурных ценностей.

Криминальная культура в современном мире это явление весьма динамичное и распространенное, которое совершенствуется и развивается вместе с изменением динамики и характера преступности. Криминальная культура, внедряясь в массы, обуславливает формирование в поведении населения антиобщественных и криминальных начал, системы их ценностей и жизненных установок приобретают выраженную противоправную направленность. Носители криминальной культуры оказывают влияние, в том числе при опосредованном совершении противоправных деяний, в большей мере выступая в качестве вдохновителей и организаторов преступной деятельности. Немаловажная роль в этом принадлежит атрибутике и образу жизни субъектов «преступного мира».

Таким образом, криминальная культура выступает в качестве системообразующего фактора преступности, причем это свойство в основном имеет выражение в воздействии на молодежь, которая впоследствии пополняет ряды преступной среды.

Степень разработанности темы. Проблемы влияния криминальной культуры на динамику и характер преступности не являются новыми для отечественной и зарубежной юридической науки, они неоднократно поднимались и обсуждались учеными, в основном криминологами, теоретиками права, социологами и культурологами.

В современный период криминальной культуре правоведы уделяют немало внимания. Анализу соответствующей проблематики посвящены исследования ведущих специалистов в области криминологии (Г. А. Аванесов, Е. В. Грибанов, С. М. Иншаков, В. П. Клеймёнов).

Также отдельные вопросы по противодействию криминальной культуре подняли в своих трудах О. Н. Бибик, А. И. Долгова, К. В. Денисенко, О. В. Старкова, Е. В. Тищенко и другие.

8 стр., 3712 слов

Субкультура и контркультура как компоненты культуры, их разновидности ...

... от площадной культуры смеха. И за пределами эпохи Возрождения эта оппозиция официальной и народной культуры не исчезает. контркультурой и субкультурой. Некоторые образования культуры отражают социальные ... эпохе сосуществуют разные тенденции и образования, эзотерическое и профанное, элитарное и массовое , официальное и народное и т.д. Так, в средневековом миросозерцании и жизненном строе новое ...

Объект исследования. Феномен преступности, факторы, ее порождающие и комплекс мер по противодействию преступности.

Предмет исследования. Закономерности и тенденции распространения криминальной культуры в современном российском обществе как фактора, влияющего на состояние преступности и ее предупреждение.

Цель исследования — комплексная разработка основополагающих идей о наиболее значимых криминогенных факторах, способствующих влиянию криминальной культуры на криминализацию общества, а также разработка мер противодействия распространению криминальной культуры.

Для выполнения поставленной цели исследования необходимо решить следующие задачи:

  • определить понятие и криминологическую характеристику криминальной культуры;
  • рассмотреть функции криминальной культуры;
  • определить содержание криминальной культуры: элементы и атрибуты;
  • проанализировать концепцию самодетерминации преступности;
  • определить меры и факторы нейтрализации криминогенности криминальной культуры;
  • осветить значение культурологического аспекта противодействия преступности.

Теоретическую основу исследования составляют работы следующих авторов: Г. А. Аванесова, Ю. К. Александрова, О. Н. Бибика, А. В. Быкова, Я. И. Гилинского, Г. Н. Горшенкова, Е. В. Грибанова, К. В. Денисенко, А. А. Ивановой, С. М. Иншакова, Б. Н. Киселева, В. П. Клейменова, Н. И. Минкиной, Э. Л. Раднаевой, А. В. Симоненко, О. В. Старкова, Е. В. Тищенко и других.

Методологическую основу исследования составляют такие методы, как: сравнительного анализа, метод диалектики, как идеалистической, так и материалистической, статистический, исторический, структурно-функциональный, обобщения, метод дедукции и индукции.

Научная новизна исследования в настоящей выпускной квалификационной работе состоит во всестороннем углубленном анализе, направленном на исследование вопросов криминальной культуры как одного из факторов, играющих роль в самодетерминации преступности. В ходе проведенного исследования разграничены понятия «криминальная культура» и «криминальная субкультура», дано определение понятию «криминальная культура»; выявлены функциональные особенности влияния криминальной культуры на общество, т. е. определены те функции, которые выполняет криминальная культура в современном обществе. Также дана характеристика основному содержанию криминальной культуры, посредством раскрытия значений составляющих ее элементов и атрибутов; определено место криминальной культуры среди форм преступности; определены и предложены собственные меры и методы противодействия распространению криминальной культуры и ее влиянию на криминализацию общества на современном этапе.

Научная и практическая значимость исследования состоит в возможности применения материалов настоящей выпускной квалификационной работы и результатов проведенного исследования в последующих научных разработках, а также в комплексном изучении проблематики в сфере распространения криминальной субкультуры, в том числе ее воздействию на криминализацию общества и распространение преступности. Кроме того, был разработан ряд комплексных государственных мер, направленных на противодействие распространения криминальной культуры в обществе.

Структура работы обусловлена целью и задачами исследования. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключающих в себе по три параграфа, заключения и библиографического списка.

22 стр., 10843 слов

Правовая культура и ее значение в жизни современного общества (2)

... правовая культура. Преодоление недостатков в процессе формирования правовой культуры приобретает особое значение в настоящий период развития общества, когда происходит переориентация ценностей и изменение сознания граждан. Глава 1. Правовая культура: понятие, структура, функции. Правовая культура ...

Глава 1. Криминальная культура и ее функциональность

1.1 Понятие и криминологическая характеристика криминальной культуры

В науке криминологии изучение явления криминальной культуры обусловлено непосредственным участием данного социально-правового феномена в становлении личности ряда индивидов посредством механизмов их социализации в криминальной среде, в результате чего выступает в качестве одной из составляющих общества, его культурным компонентом, и, тем самым, предполагает занятие ей определенного места в структуре общественных ценностей.

Понятие «криминальная культура» является комплексным, поскольку включает в себя две категории — во-первых, «криминальный», который прямо связан с преступностью, а во-вторых, «культурный», подразумевающий использовании абстрактной категории «культура». Поэтому для полноценной характеристики такой многогранной категории, как «криминальная культура» считается необходимым вначале определить ее системообразующие термины, а именно «преступность» и «культура».

Анализируя различные направления разработки и устоявшиеся мнения по вопросу характеристики понятия «преступность», следует остановиться на определении данной категории, как «относительно массового, изменчивого с исторической точки зрения, обладающего уголовно-правовым характером, социального явления, включающем в себя всю совокупность преступлений, которые совершаются на определенной территории и в тот или иной период времени Игнатов А.Н. О понятии преступности // В сборнике: Основные направления государственной политики России в сфере обеспечения национальной безопасности. Материалы международной научно-практической конференции. — 2018. — С. 75.». Одновременно можно отметить подход, применяемый в работе под редакцией известного криминолога — В. Д. Малкова, где особо подчеркивается, что многогранная категория «преступность» подразумевает «не множество преступлений, а их совокупность, имеющую форму сложного своеобразного системно-структурного образования со сложной взаимообусловленностью различных видов преступлений и преступников Криминология: Учебник / под ред. проф. В.Д. Малкова. — М.: Юстицинформ, 2015. — С. 32.».

Отвечая на вопрос о понятии такой категории, как «культура» нужно помнить, что данный термин весьма многозначен и каждой учебной дисциплиной он определяется по-своему, с характерной для предмета данной науки спецификой. Так, согласно мнению Л. А. Никитич, такая категория, как «культура» определяется в качестве комплекса разумной творческой деятельности индивидов, выражаясь в многоаспектной системе, которая сочетает в себе разнообразные стороны человеческой деятельности Никитич Л.А. Культурология: Учебник. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2016. — С. 42.. В социологической науке часто характеризуют культуру как систему ценностей, жизненных воззрений, поведенческих и нормативных образцов, как комплекс приемов и способов деятельности индивидов, объективированных в овеществленной форме (например, предметах, средствах труда), символах, иначе говоря — артефактах, передающихся в дальнейшем последующим поколениям Нурышев Г.Н., Бразевич Д.С. Социология: Учебное пособие. — СПб.: СПбГУНиПТ, 2015. — С. 158..

8 стр., 3936 слов

Культура молодежи

... молодежи своей культуры и субкультуры, связано с неопределенностью своих социальных ролей и неуверенностью в собственном социальном статусе. 2 Ответить на эти вопросы поможет социологическое исследование культуры молодежи. ... образом повлияли на ценностный мир молодежи. Противоречивый и хаотичный поиск своего пути в новых социально-экономических условиях, ориентация на ускоренное статусное ...

Е. В. Тищенко анализируя взаимосвязь и соотношение преступности и культуры указывает, что общим и отвечающим своему предмету понимание культуры должно определять в качестве «способа человеческого существования и человеческой деятельности Тищенко Е.В. Преступность и культура // Философия права. — 2017. — № 4 (83).

— С. 125.». В итоге, проанализированные определения категории «культура» позволяют выделить следующие ее признаки: во-первых, ее выражением являются объективированные результаты человеческой деятельности; во-вторых, она служит как наиболее общий внебиологический механизм аккумуляции, хранения и передачи информации; в-третьих, выполняет основную функцию — общественное наследование.

Переходя к вопросу определения взаимозависимости и соотношении рассмотренных выше понятий, обратимся к работе известного профессора Я. И. Гилинского, в которой он один из первых российских ученых указал, что «свойства преступности (релятивность, конвенциональность, историческая изменчивость, массовость, статистическая устойчивость) определяют преступность в качестве культурного феномена, элемента культуры Гилинский Я.И. Девиантность, преступность, социальный контроль в обществе постмодерна. — М.: Алетейя, 2017. — С. 68.». В таком случае ценностное понимание культуры состоит не только из «позитивных», т. е. одобряемых способов деятельности, но также и в «негативных», порицаемых.

В исследованиях по проблематике криминальной культуры и ее противодействию, как одному из детерминантов преступности, наиболее часто фигурирует термин не «криминальная культура», а «криминальная субкультура». В связи с этим также необходимо определить отличие и взаимосвязь данных терминов.

Так, в основе категории «криминальная субкультура» лежит уже несколько иной термин — «субкультура». По мнению большинства ученых и исследователей в сфере социологии, криминальной психологии и криминологии, субкультура — это особая форма культуры, имеющая своим выражением ряд специфических ценностей, традиций, правил и норм поведения, а также жизненных укладов. Как отмечает А. И Кравченко, использование для определения сущности категории «субкультура» системного подхода позволяет назвать эту категорию подсистемой культуры, которая, в свою очередь, выступает в качестве целого Кравченко А.И. Культурология: Словарь. — М.: ТК Велби, 2013. — С. 83..

Исходя из указанного выше, следует говорить о том, что объективная действительность обуславливает наличие большого числа субкультур, находящих свое выражение в различного рода этнических, религиозных, профессиональных, возрастных и иных объединениях, и именно этот факт и объясняет присутствие криминальной субкультуры в обществе.

Обращаясь к исследованию Ф. Р. Хисамутдинова и А. Е. Шалагина, криминальную культуру можно определить как обработанную преступным миром, подчиненную систему опороченных общепринятых ценностей, традиций, обычаев, норм и правил поведения, выступающую одним из важнейших факторов организации (управления) преступными объединениями Хисамутдинов Ф.Р., Шалагин А.Е. Криминальная субкультура и ее предупреждение // Вестник Казанского юридического института МВД России. — 2015. — № 2 (20).

— С. 47.. О. П. Дубягина использует в своей работе термин «преступная субкультура», который, можно сказать, является аналогичным и взаимозаменяемым термином категории «криминальная культура», соответственно под ним указанный выше автор подразумевает «способ поведения людей, их образ жизни, признанный в уголовном мире Дубягина О.П. Криминологическая характеристика норм, обычаев и средств коммуникации криминальной среды: Монография. — М.: Юрлитинформ, 2014. — С. 10.».

9 стр., 4350 слов

Массовая и элитарная культура (2)

... формированию которой привело активное развитие СМИ. Рассматривая субкультуры, предварительно необходимо отделить те субкультуры, которые противостоят культуре данного общества. Понятие массовая и элитарная культура на основании трех источников информации (Источник: ...

Другие исследователи вопроса криминальной субкультуры — Д. А. Корецкий и В. В. Тулегенов полагают, что данная категория выступает как комплекс асоциальных ценностей, обычаев, традиций, правил и норм поведения, направленных на наиболее удобную и подходящую организацию жизнедеятельности лиц, имеющих криминальное прошлое или настоящее, с целью совершения и сокрытия преступлений и уклонения от уголовной ответственности Корецкий Д.А., Тулегенов В.В. Криминальная субкультура и ее криминологическое значение. — СПб.: Юридический центр Пресс, 2010. — С. 17..

Таким образом, криминальная субкультура соединяет в себе качественные характеристики преступности, и, кроме того, передает аморальные нормы поведения и правила от лидеров криминальных образований и групп к их рядовым участникам. В итоге, преступная субкультура характеризуется как негативное явление, которое вступает в сложную взаимосвязь с общепринятой культурой.

Анализ характеристик исследуемого выше понятия позволяет выделить следующие его характеристики:

  • отчетливо проявляющаяся враждебность применительно к ценностям и нормам, принятым в обществе;
  • непосредственная связь с традициями, исповедующимися в местах лишения свободы;
  • закрытость (тайность) от посторонних лиц;
  • существование обширного комплекса строго регламентированных в групповом сознании преступников атрибутов;
  • пренебрежение прав личности, имеющее выражение в агрессивном и циничном отношении к «чужакам», в основном слабым и беззащитным членам общества;
  • нечестность и лицемерное отношение к посторонним, не являющимися субъектами криминальной субкультуры;
  • паразитизм, эксплуатация низших членов субкультуры, издевательство и глумление над ними;
  • обесценивание достижений человеческого труда, что, к примеру, выражается в вандализме;
  • нарушение прав собственности, посредством совершения краж и хищений;
  • похвала циничного отношения к женскому полу и половому разврату.

На основании вышеизложенного криминальную культуру можно рассматривать с двух позиций. Во-первых, когда в социуме утверждаются чуждые общепризнанной культуре ценности и нормы, иначе говоря криминальная субкультура посредством ее субъектов привносит в признанную обществом культуру устоявшиеся в ней традиции, ценности, правила и жизненный уклад. В этом случае необходимо различать криминальную субкультуру и криминальную культуру, где первая является лишь набором ценностей, правил и норм, традиций, которые признаются катализатором в становлении преступных сообществ. Вторая же категория трактуется как совокупность тех традиций, ценностей и норм, которые были выработаны в криминальной субкультуре, но применяются в образе жизни всего общества или его части, распространяя свое воздействие шире, чем только на носителей криминальной субкультуры.

Во-вторых, криминальная культура некоторыми учеными и исследователями понимается как «криминальная идеология, определенные этические нормы и ценности, криминальная нравственность, мифология, вкусы, предпочтения, которые определяют повседневную жизнь и быт правонарушителей и их сообществ Лысак И.В. Тюремная субкультура в России / И.В. Лысак, Ю.Ю. Черкасова. — Таганрог: Изд-во Таганрог. гос. радио-техн. ун-та, 2006. — С. 34.». То есть, тем самым происходит отождествление криминальной культуры и криминальной субкультуры.

7 стр., 3179 слов

Структура и функции культуры

... структуру и несет в себе некоторые социальные функции, которые и будут рассмотрены в данной работе. 1. Структура культуры Структура культуры ... и т.д. Субкультура является частью доминирующей культуры и не противоречит ей. Она идет одновременно с ней. Это молодежная субкультура, профессиональная субкультура, субкультура национальных меньшинств и т.д. Противоречащая доминирующей культуре, субкультура ...

На наш взгляд, необходимо различать данные термины, поскольку криминальная культура представляет собой не отдельный подтип культуры, а ее самостоятельную разновидность, которая не ограничивается ее обращением только в отдельно взятых социальных группах преступной направленности, а ее распространение и совершенствование приобретает всеобщественный, массовый характер.

Также некоторые исследователи предлагают разграничивать эти два термина, называя первую категорию, как криминальную субкультуру в обществе, а вторую — криминальная субкультура. Киселев Б.Н., Пискунов А.И. Криминальная культура и влияние ее на общество // В сборнике материалов IV Международного фестиваля курсантов, студентов и слушателей: Пермский период. — 2017. — С. 41. Для разграничения этих социальных явлений также применяют подход, в котором криминальная субкультура трактуется в широком и узком смыслах. В частности, И. М. Мацкевич указывает, что в узком смысле слова криминальную субкультуру можно представить в качестве духовной сферы особой общности людей, организованных в различные формы преступных объединений Мацкевич И.М. Криминальная субкультура // Российское право в интернете. — 2005. — № 1. — С. 7.. В широком же смысле обозначенный выше автор говорит о криминальной субкультуре образно, сравнивая ее со слоеным пирогом, где каждый из слоев представляет собой субкультуру определенных групп, которые заняты определенной криминальной деятельностью. В связи с этим криминальную субкультуру наполняют тюремная субкультура, воровская субкультура, субкультура проституток и наркоманов и т.д.

Проведенный анализ криминологического значения криминальной культуры показывает, что она является объективным явлением, находящимся в тесной и в то же время сложной взаимосвязи с общепринятой культурой общества и теми социальными процессами, которые происходят в обществе.

1.2 Функции криминальной культуры

Наиболее распространенное определение функций культуры заключается в том, что это совокупность ролей, которые выполняет культура по отношению к сообществу людей.

Очевидно, что проникновение криминальной субкультуры в социум образует в нем совершенно новый и самостоятельный вид культуры, сопровождающийся присвоением функциональных особенностей, т. е. иначе говоря, криминальная культура приобретает те функции, которые присущи криминальной субкультуре, существующей в криминогенной среде. Рассматривая данный вопрос, также важно упомянуть о зарождении формирования криминальной субкультуры и ее функций. Согласимся с О. П. Дубягиной, которая считает, что основной социальной проблемой данного процесса является нахождение индивида в обособленных группах, которые были принудительно собраны и лишены прежних занятий и социальных статусов. В такой ситуации личностный запрос человека на осознание своего места в этом мире и способов взаимодействия с другими представителями общества видоизменяется и приобретает новые формы: конфликт и соперничество, сотрудничество и обмен, представления о правильном и неправильном наделяются новым содержанием Дубягина О.П. Криминологическая характеристика норм, обычаев и средств коммуникации криминальной среды: Монография. — М.: Юрлитинформ, 2014. — С. 32..

11 стр., 5455 слов

По культурологии «Массовая культура: функции и показатели»

... Одна из важных функций современной массовой культуры состоит в мифологизации общественного сознания. Произведения массовой культуры, так же как ... поисков американской социологией концепции массовой культуры. I этап (середина XIX- начало XX веков) характеризуется доминированием теоретических ... поэтому, якобы, навязывают духовной культуре соотетствующий низкий уровень. II этап исследований (20-е – 50-е ...

Прежде, чем обозначить и охарактеризовать функции криминальной субкультуры, стоит заметить, что в криминологии и иных науках прямо или косвенно изучающих данную проблематику, не выработано единого подхода к группировке, выделению перечня основных функций криминальной культуры. Рассмотрим несколько подходов прежде, чем предложим свое мнение на проблему определения характеристики функциональности криминальной культуры.

Р. А. Юрьев рассматривает складывание криминальной ментальности являющийся специфичным, закономерным процессом в неестественных условиях для человека, а именно условиях заключения, называет следующие функции, в свою очередь выступающие взаимосвязанными и одновременно относящиеся к криминальной субкультуре:

1) упорядочения повседневной жизни;

2) мифотворчества;

3) компенсаторная;

4) ценностно-нормативная;

5) стратификационная Юрьев Р.А. Функции и особенности криминальной субкультуры // Уголовно-исполнительное право. — 2015. — № 3 (21).

— С. 44..

Со своей стороны, кратко поясним, что значит каждая из функций криминальной культуры, предложенная Р. А. Юрьевым.

Функцию упорядочения повседневной жизни проще всего определить через необходимость принадлежности криминальной личности к криминогенной среде, что предполагает не только существование лица в окружении таких же как он, общения с ними, но и вместе с тем отождествление себя с криминальной средой, в отсутствии которой он не сможет выявить моральную заинтересованность в своей деятельности и чувствовать себя в относительной безопасности. Другими словами, можно сказать, что данная среда обеспечивает сохранение и воспроизводство профессионализма в сфере преступности.

Функция мифотворчества проявляется в том, что понимание тюремных и лагерных условий отождествляется с некоей «школы жизни», выражающийся в определенных высказываниях и афоризмах, песнях, рассказах и байках.

Компенсаторная функция определяется нахождением индивидов в статусе аутсайдеров в обществе.

Ценностно-нормативную функцию можно определить тем, что криминальная субкультура устанавливает собственные нормы поведения и вырабатывает собственные санкции в случае отклонения от этих правил.

Стратификационная функция означает наличие иерархического деления внутри криминального мира. Как отмечает И. В. Лысак, также выделяющий данную функцию криминальной субкультуры, «клеймо стратификации сопровождает осужденного не только в период его жизни в заключении, но также и всю оставшуюся жизнь Лысак И.В. Тюремная субкультура в России / И.В. Лысак, Ю.Ю. Черкасова. — Таганрог: Изд-во Таганрог. гос. радио-техн. ун-та, 2006. — С. 51.».

Другой ученый и исследователь данного вопроса А. В. Шеслер считает, что содержание преступной субкультуры выполняет четыре основных функции, к которым относятся:

  • коммуникативная, которая выступает в качестве специфического средства устного, письменного либо вербального общения субъектов криминальной субкультуры между собой;
  • конспиративная, способствующая обеспечению закрытости криминальной среды от законопослушного общества;
  • опознавательно-стратификационная, способствующая опознанию принадлежности лица к какой-либо категории в преступном мире;

— компенсационная, которая имеет целью оправдание криминального образа жизни посредством использования терминов, обладающих позитивным или же социально-нейтральным смыслом (к примеру, «авторитет» — известное лицо в криминальном мире, «работа» — совершение краж и т.п.) Шеслер А.В. Состав и функции криминальной субкультуры // В сборнике: Уголовно-исполнительная система сегодня: взаимодействие науки и практики. Материалы научно-практической конференции. — 2013. — С. 161..

6 стр., 2654 слов

Религия в системе культуры. Функции религии

... Синкретические религии - те, которые образовались в результате заимствований из различных религий или путем срастания, объединения с другими религиями (Синтоизм). 2. Религия в системе культуры. Искусство религия ... функций Пскова как независимой вечевой республики. Памятник утверждения Киевского государства, главный христианский храм Киева Софийский собор был построен Ярославом Мудрым в XI в. на ...

О. В. Старков и Д. А. Корецкий Старков О.В. Криминальная субкультура: Монография. — М.: Волтерс Клувер, 2010. — С. 52.; Корецкий Д.А., Тулегенов В.В. Криминальная субкультура и ее криминологическое значение. — СПб.: Юридический центр Пресс, 2010. — С. 60-61. утверждают, что криминальная субкультура обладает следующими функциями в преступной среде:

1. Преступно-профессиональные функции, которые позволяют криминальной субкультуре соединять преступный опыт исходя из преступных «квалификаций» и «специальностей», благодаря чему становится возможным его рост и развитие.

2. Стратификационные функции обеспечивают идейное доказательство существования различий в статусе, а также устанавливают иерархию субъектов криминальной среды.

3. Нормативно-карательные функции, включают в себя правила поведения субъектов преступной среды, виды вознаграждений, санкции, применяемые к нарушителям принятых норм и способы избавления от субъектов преступного мира.

4. Коммуникативно-идентификационные функции, при помощи которых происходит формирование особых средств коммуникации между членами преступного мира, а также способы выявления «своих» среди «чужих» (например, посредством татуировок).

5. Кадрово-пропагандистские функции, цель каковых содействовать вливанию в противозаконную сферу «новой крови», а непосредственно молодого поколения, зачастую с поддержкой легального разъяснения противозаконной мысли (к примеру, кинофильмы «Бригада», «Бумер» и т.п.).

6. Потребностные функции, устанавливающие для членов противозаконного социума специфичные примеры:

  • покрытие потребности в экономическом и материальном достатке, в компании и проведении досуговых событий и т.п.;
  • отношения к своему здоровью: с абсолютного пренебрежения (например, алкоголизм, использование наркотиков) вплоть до интенсивного усовершенствования физиологических и внутренних свойств (обучения разными видами спорта).

7. Эстетические функции, с помощью которых исполняется развитие сферы с целью создания в сознании субъектов преступного мира тех либо иных предпочтений, например, личности с криминальным прошлым стараются приобрести автомобиль конкретной марки и т.д.

8. Психологические функции, с помощью которых членам преступного мира гарантирована адаптация в общественной и психологической стадиях, так как только в существующей преступной сфере злоумышленник станет принят в закрытое преступное общество.

6 стр., 2865 слов

Культура как ценностно-нормативная система. Типы культур. Социальные ...

... социальных систем»20. Назовем главные функции культуры.
 1. Адаптационная функция означает то, что культура приспосабливает человека к окружающей среде: человек сам приспосабливает среду к себе, и сознает новую, ... элементов социального опыта, реализации их в работе регулятивных механизмов конвенционального (ценностные ориентации, мораль, нравственность, обычаи, этикет и пр.) или институционального ( ...

9. Мировоззренческие функции, закрепляющие философские взгляды преступного мира, а также выполняют ключевую роль при оправдывании совершения преступлений. Именно с помощью них лица криминальной направленности объясняют возникшие у них низменные побуждения с помощью чистых и благородных мотивов.

Таким образом, общефилософские убеждения, имеющиеся в преступной сфере помимо объяснения актуальных ценностей преступного социума, также реализуют механизм психологической защиты преступника на психическом уровне личности. В итоге, можно сказать, что все функции криминальной субкультуры находятся в постоянной и неразрывной связи между собой.

Подход представленный выше можно назвать расширенным, однако не все из перечисленных в нем функций характерны для криминальной культуры, которая, еще раз напомним, является шире криминальной субкультуры и нередко выходит за рамки преступной среды.

Наиболее верным подходом можно считать тот, который представлен А. В. Шеслером. Однако считаем, что для криминальной культуры также характерны и иные функции, которые, к примеру, рассмотрены в одном из трудов Е. В. Грибанова, рассмотревшем взаимосвязь функций культуры и преступности несовершеннолетних, что определенным образом наталкивает на выделение некоторых из таких функций.

Так, например, информационная функция, которая заключается в выполнении культурой функции хранения и накопления знаний и информации, являющихся результатом познания мира. Однако, как отмечает Е. В. Грибанов, «передаваемая информация, средства ее хранения, накопления и передачи могут носить криминогенный характер. Среди атрибутов уголовной среды (преступной субкультуры) следует назвать уголовный (воровской) жаргон, татуировки тюремного содержания, преступный фольклор, способы тайного общения в криминальной субкультуре Грибанов Е.В. Преступность несовершеннолетних в контексте культуральной криминологии: Монография. — Краснодар: ФГКОУ ВПО «Краснодарский ун-т МВД РФ», 2017. — С. 26.». Таким образом, данную функцию можно в полной мере относить к функциям криминальной культуры.

Важно выделить и интегративную функцию, способствующую сближению и объединению социальных общностей. Она проявляется в том, что для комфорта и восстановления ценности своей личности, лица криминальной направленности объединяются в сообщества подобных себе, вырабатывают свою идеологию. Данные сообщества являются еще одним фактором распространения криминальной культуры в массы.

Можно также предположить о том, что криминальная культура выполняет адаптивную функцию, так человек, попадая в криминальную микросреду преступных сообществ, вынужден социализироваться в ней. По замечанию автора, «данный процесс сопровождаются «ломкой» ценностных ориентаций, их трансформацией и последующей неустойчивостью Грибанов Е.В. Преступность несовершеннолетних в контексте культуральной криминологии: Монография. — Краснодар: ФГКОУ ВПО «Краснодарский ун-т МВД РФ», 2017. — С. 55.».

Таким образом, можно выделить следующие функции, которые выполняет криминальная культура:

  • коммуникативная;
  • ценностно-нормативная;
  • конспиративная;
  • информационная;
  • компенсационная;
  • стратификационная.

1.3 Содержание криминальной культуры: элементы и атрибуты

Криминальная культура как социально-правовое явление по своей структуре, аналогична любой культуре социума, однако имеет свою специфику в содержательном наполнении. В связи с этим И. В. Кемпель полагает, что отдельно взятые компоненты криминальной субкультуры образовались спонтанно, представляя собой составные части зарождающейся системы — преступного сообщества. Именно это являлось одной из первоначальных целей криминальной субкультуры, которая преследуется по сей день — создание и сохранение самоидентификации этой социальной системы общества Кемпель И.В. Организационный механизм, цели и задачи криминальной субкультуры // Молодой ученый. — 2015. — №2. — С. 378.». Со своей стороны, заметим, что из этого вытекает еще одна не менее важная цель криминальной субкультуры в обществе — образование и сохранение внутренней среды данной социальной системы.

Криминальная культура является комплексным, криминологическим явлением и имеет структурные элементы, которые, в свою очередь, обладают уникальным набором функций и характеристик, направленных на сохранение своего стабильного функционирования. Такими элементами (структурными единицами) могут выступать не только предметы, идеи, но, также и принципы жизни, являющиеся центром для других средств преступной деятельности.

Так, для любой культуры, как замечается в монографии под редакцией В. П. Старостина, где рассматриваются в том числе и проблемы общей культуры, характерно наличие следующих структурных частей, наполняющих ее содержание:

1) язык, характеризующийся набором знаков и символов, в которые заложены определенные значения;

2) социальные ценности, представляющие собой одобряемые и принятые социумом убеждения по вопросу, к чему же должен стремиться человек;

3) социальные нормы, включающие в себя поведенческие правила, образцы и стандарты, способные регулировать взаимодействия между индивидами, согласно принятым в той или иной культуре ценностям;

4) обычаи, обряды и традиции, которые выступают как заимствованные из прошлого формы социальной регуляции человеческого поведения Общество. Культура. Образование. Книга 1: Монография / под общ. ред. В.П. Старостина. — М.: Академия Естествознания, 2016. — С. 104..

Некоторые из составляющих содержание компонентов традиционной культуры присутствуют и в криминальной культуре, к примеру, социальные ценности, представляющие в структуре криминальной культуры «совокупность ценностей и представлений, содержащихся в сознании людей, которые поощряют и оправдывают криминальный образ жизни и положительно оценивают совершение правонарушений Алтухова Л.В. Особенности ценностных ориентаций у преступной личности // Психология в России и за рубежом: материалы III Международной научной конференции — СПб.: Свое издательство, 2016. — С. 15.». Здесь же можно говорить о собственности как социальной ценности, являющейся, по сути, краеугольным камнем межличностных отношений субъектов современной криминальной среды. Особенное смысловое значение в криминальной среде получают нравственные ценности, к которым субъекты преступного мира относят «порядочность», «честность», «свободу», «ответственность за данное слово» и т.п. Так, к примеру, большинство осужденных лиц, за некоторым исключением, знают цену свободе.

В целях выполнения субъектами преступной среды принятых в ней социальных ценностей, их соблюдения, а также наказания виновных за их нарушения в криминальном мире разработаны соответствующие нормы (правила) поведения, противопоставляющиеся тем нормам, которые существуют в традиционной культуре. Главным их предназначением является регулирование поведение и межличностных отношений между субъектами криминального сообщества. Криминальные нормы представляют собой один из важнейших структурных компонентов, наполняющих криминальную культуру. Обращаясь к труду В. Ф. Пирожкова, также предложим его характеристику такой составляющей криминальной культуры, как криминальные нормы, которые, по сути, выступают основным регулятором всех отношений жизнедеятельности членов криминальных сообществ. По мнению вышеуказанного ученого, эти нормы и правила также закрепляют «социальный статус субъектов «криминального мира» и права соответствующие каждому статусу; отношение к органам власти уголовно-исполнительной сферы и иным правоохранительным структурам; образцы поведения в местах лишения свободы и в бытовой обстановке; как относится к трудовой деятельности; порядок преодоления и устранения возникающих конфликтов между членами преступных сообществ; ритуалы для принятия и исключения членов в (из) преступное сообщество; порядок проведения «собраний» и принятия важных решений Пирожков В.Ф. Криминальная психология. — М.: Ось-89, 2014. — С. 315.».

Следующим, не менее специфическим явлением и важной структурной частью криминальной культуры является «криминальное общение», которая имеет свою систему знаков и символов, наделенных определенным значением, в частности, к ним относятся — жаргон, клички, татуировки. Наибольший интерес представляет жаргон, поскольку она составляет первооснову криминального общения. Так, в словаре С. И. Ожегова жаргон трактуется, как «речь какой-нибудь социальной или иной объединенной общими интересами группы, содержащая много слов и выражений, отличных от общего языка, в том числе искусственных, иногда условных Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка. — М.: Оникс, 2018. — С. 241.». Соответственно применение криминального общения преимущественно характерно для членов преступных групп и сообществ. Однако согласимся с мнением В. В. Денисович, который полагает, что сегодня криминальный жаргон имеет широкую популярность (его используют не только в преступных кругах, но также и в обиходе законопослушных граждан, более того, представители государственной власти допускают наличие в своей речи жаргонизмов).

Кроме того, жаргон динамичен и изменчив, ввиду постоянных изменений в экономической и социальной сферах, а также в зависимости от научно-технического прогресса Денисович В.В. Криминологическое значение криминальной субкультуры // Вестник Челябинского государственного университета. — 2014. — № 20 (349).

— С. 64..

Также в криминологической литературе по вопросу криминальной культуры и криминальной субкультуры распространено мнение о том, что содержание криминальной культуры составляют следующие структурные единицы:

  • криминальная идеология;
  • криминальная нравственность;
  • криминальный образ жизни;
  • криминальный культ.

Охарактеризуем каждый из данных структурных элементов криминальной культуры более подробно, чтобы четко и цельно понимать содержательную сторону криминальной культуры.

Криминальная идеология предполагает особую концепцию определений и взглядов, сформировавшуюся в массовом сознании правонарушителей, данная «идеология» выгораживает и одобряет противозаконный образ существования и осуществление преступлений, а, следовательно, стирает психические и высоконравственные препятствия перед совершением преступления Уваров И.А. К оценке криминологического значения современной криминальной идеологии // История государства и права. — 2014. — № 5. — С. 59.. Наличие криминальной идеологии выступает главным условием для запуска механизмов самооправдания и отрицания ответственности у людей.

Таким образом, идеологию преступного мира необходимо рассматривать через призму установок ценностей преступников, которая выражается в их восприятии самих себя и окружающих. Разъясняя указанные выше составляющие криминальной идеологии А. А. Тирских обращает внимание на то, что в первом случае формируется мифическое восприятие преступных элементов, касаемо их привычек, поведения, что же касается всего остального общества, то преступный мир создает искаженную картину жизни социума, превозносящую членов преступного сообщества над всеми остальными Тирских А.А. Преступная идеология: понятие, содержание и меры противодействия // Российский следователь. — 2015. — № 1. — С. 75..

Криминальная нравственность, в свою очередь, противопоставляется социальной нравственности. Основной тезис криминальной нравственности заключается в том, что общественная нравственность по своей сути лицемерна и направлена на притеснение большинства населения. И. И. Тазин отмечает, что со стороны нравственности, для личности преступника характерна низкая выраженность моральных барьеров либо в некоторых случаях вовсе наблюдается их отсутствие, образующее соответственно в ней нравственные дефекты, которые имеют вид широких зон нравственной нечувствительности (недоразвитые чувства благодарности, долга, жалости, порядочности, справедливости и т.п.).

Тазин И.И. Роль нравственности в индивидуальном механизме преступного поведения // Вестник Томского государственного педагогического университета. — 2015. — № 5 (158).

— С. 93.

Криминальный образ жизни представляет собой своеобразный криминальный стиль поведения, который довольно специфичен и формируется особым способом. В процессе такого формирования «участвует» не только сама личность, но и окружающая ее социальная среда, часто включающая криминальные элементы.

Криминальные культы представляют собой не что иное, как традиции и обычаи, возникающие вследствие частого повторения определенного ритуала, в том числе к ним можно отнести неофициальные нормы, вводимые специально лидерами преступных группировок, которые несут обязательный характер, вследствие чего трансформируются в традиции и обычаи.

Кроме вышеуказанных элементов, составляющих криминальную культуру, существуют также атрибутивные (иначе говоря, атрибуты), к которым относятся клички, клятвы, проклятия, песни, стихи и т. д. Перечисленным выше атрибутам свойственны определенные качества, направленные на выполнение значимых задач в криминальном мире, касающихся в основном закрепления обычаев и традиций преступной среды. Рассмотрим основные из перечисленных атрибутивных элементов.

Кличку (кликуха, погоняла) имеет практически абсолютное большинство лиц, прямо относящихся к криминальной субкультуре, однако эта особенность становиться популярной в широкой общественности и становиться чуть ли не главным опознавательным атрибутом криминальной культуры. В кличках, которые присваиваются обычно отражаются: физические данные человека, психологические особенности личности, внешность, специфика преступной деятельности.

Клятвой выступает данное криминальным субъектом слов (слово чести), которое оно обязано сдержать. Для криминальной субкультуры присущи свои специфические выражения, которые связаны с термином «клятва»: божба, при этом понятие «пробожиться» означает нарушение (невыполнение) этой клятвы. Как правило, в преступном мире клятвы обладают асоциальным либо криминальным значением и соответственно звучанием.

Под проклятьями понимается пожелания кому-либо в словесной форме неудач, несчастья, потери здоровья и т.п. Проклятья произносятся с целью нанесения личности проклинаемого моральной, нравственной и психологической травмы. Как правило, проклятия выражаются в грубой нецензурной форме. Согласно мнению Р. А. Юрьева, обмен проклятиями в криминальном мире выступает не просто в качестве словесной дуэли, но и в форме психологической борьбы, по завершении которой кто-то из участников перепалки должен одержать победу. Юрьев Р.А. Функции и особенности криминальной субкультуры // Уголовно-исполнительное право. — 2015. — № 3 (21).

— С. 51.

Молитвы, песни и стихи можно объединить одним термином «преступная (тюремная) лирика». В данных атрибутах, в первую очередь, восхваляется идея личной независимости, свободы воли и стремления к ней, а также мести и взаимовыручки. Вместе с тем, авторы арестантских песен воспринимаются как «народные» артисты. Частью тюремного творчества также можно назвать такие явления, как различные истории, байки, рассказы, действия которых якобы имели место в каком-либо исправительном учреждении.

Таким образом, криминальную культуру нельзя отнести к части общей культуры, поскольку она является ее антиподом, ведь криминальная культура паразитирует на достижениях общей культуры, превращает в суррогат и разрушает поистине культурные ценности и достижения человечества. В настоящее время криминальная культура развивается параллельно официальным нормам и правилам, как бы выступая тенью официальной культуры. Основу криминальной культуры составляют криминальная идеология, криминальные ценности, общение, преступный образ жизни, нормы и правила преступного мира, криминальная нравственность и особые ритуалы. Реализация каждого из структурных элементов криминальной культуры достигается посредством использования характерных поведенческих и материальных атрибутов (атрибутивных элементов).

Проникнув в общество, развиваясь и функционируя как самостоятельная разновидность культуры, наравне с общей (официальной) культурой, криминальная культура выполняет следующие функции: коммуникативную; ценностно-нормативную; конспиративную; информационную; компенсационную; стратификационную, посредством которых достигаются цели и задачи криминальной культуры, основными из которых является противопоставление и отрицание культуры общества.

Глава 2. Криминальная культура в механизме самодетерминации преступности

2.1 Концепция самодетерминации преступности

Преступность выступает порождением социума, неотъемлемо с ним сопряженным и пронизывающим разнообразные социальные взаимоотношения. Однако подобное явление может оказывать на общество и противоположное влияние. К примеру, изменить в сторону криминализации здоровую половину социума в случае просчетов при ведении борьбы с преступностью, а также влиять на изменение общественных характеристик в целом. Сама по себе преступность выступает социальным системно-структурным явлением, которому присущи свойства и системы, ранво как некоей абстрактной философской категории:

  • структура и целостность;
  • обратные связи между составными частями (элементами, подсистемами);
  • самовоспроизводство;
  • динамическое равновесие;
  • относительная самостоятельность и саморазвитие.

Ученый В. В. Макаров считает, что определить преступность как систему и выделить соответствующие признаки этого явления можно с помощью сравнения преступности с социальной системой Макаров В.В. Самодетерминация преступности: Монография. — М.: Юрлитинформ, 2015. — С. 46..

Самовоспроизводство, выступая признаком системы, проявляется в воссоздании структур и связей между элементами самой системы, а, кроме того, в постоянном процессе сохранения равновесия между системой и окружающей средой. В целях реализации подобных процессов в расположении каждой из систем имеется совокупностью внутренних ресурсов. Согласимся с мнением Д. А. Галушкина, который уверен, что наличие самовоспроизводства для преступности несет определяющую значимость, а в криминологии такое явление называется «самодетерминация преступности Галушкин Д.А. Самодетерминизм преступности и формы его проявления // В сборнике статей Международной научно-практической конференции: Человек и закон: актуальные вопросы, достижения и инновации. — 2018. — С. 94.». Если толковать буквально, то «самодетерминизм» есть ни что иное, как самообусловленность, самопричинность того или иного явления или процесса. Для того чтобы понять, каким образом такая категория связана с преступностью, необходимо определить, что собой представляет термин «самодетерминация».

Понятие самодетерминации разработано и наиболее часто используется в науке психологии, именно обращаясь к ней и раскроем данное понятие, которое, безусловно, важно при изучении общих причин преступности (а именно преступного поведения и характеристик личности преступника).

В психологии самодетерминация выступает в качестве теоретико-методологического принципа, определяющего, что причинами поведения выступают не воздействия факторов внешней среды как таковые, а живой организм, посредством поведения которого данные воздействия имеют снятый вид. Это вовсе не предполагает отказа от самой причинности, наоборот принцип самодетерминации способствует определению специфических особенностей детерминизма в деятельности индивида. Принцип самодетерминации имеет тесную связь и с другими принципами, характерными для деятельности живого организма, а именно принципами активности и системности, наличие которых обуславливает то, что индивид не стремится сглаживать воздействия внешней среды, а наоборот целенаправленно и активно действует в ней Щадриков В.Д. Психология деятельности человека: Монография. — М.: Институт психологии РАН, 2014. — С. 192-193..

Анализируя проблемы сохранения преступности в социуме, вначале необходимо выявить, что именно стимулирует реализацию и развитие данного процесса изнутри. Невозможно не признать тот факт, что отсутствие факторов, которые изнутри стабилизируют преступность, закономерно привело бы к ее самоликвидации. Однако в виду того, что преступность развивается, а в некоторых исторических этапах и вовсе интенсивно прогрессировала, то это как раз необходимо связывать с ее обратной реакцией на изменение тех воздействий, которые произошли во вне.

В криминологии самодетерминация важна не столько для субъекта преступности (однако такое ее влияние тоже нельзя обходить стороной), а для преступности, в целом, которое как социальное явление детерминируется предшествующими преступными либо противоправными действиями. Сама по себе преступность, помимо ее зависимости от вышеперечисленных общественных условий, выступает в качестве источника рождения новейших актов антиобщественного характера. Именно этот процесс, это явление и стоит понимать под самодетерминацией преступности.

Исследователи данной проблемы не выработали единого подхода для определения самодетерминации преступности, поэтому рассмотрим несколько разных вариантов трактовки данного явления.

В. В. Макаров, определяя сущность содержания самодетерминации преступности, указывает на то, что взаимодействия внутренних репродуктивных характеристик преступности и внешней благоприятной среды, создающей «комфортные» условия для воспроизводства преступности, складывают внутренние механизмы самоопределения преступности, что в итоге обуславливает самодетерминацию данного процесса Макаров В.В. Самодетерминация преступности посредством ее организованных форм // Поволжский педагогический поиск. — 2013. — № 4 (6).

— С. 142.. Е. В. Бочкарева, придерживаясь наиболее распространенного подхода, указывает, что изучаемое явление представляет собой «процесс репродукции преступностью новых общественно опасных противоправных деяний, запрещенных уголовным законом Бочкарева Е.В. К вопросу о формах самодетерминации преступности // Вестник Челябинского государственного университета. — 2017. — Т. 2. — № 4. — С. 70.».

Некоторые авторы, такие как В. Н. Кудрявцев, А. И. Долгова, Ю. М. Антонян, и ряд других, среди причин преступности, также особо выделяют самодетерминацию, под которой, например, А. И. Долгова понимает «обусловленность преступности внутренне присущими ей как системно-структурному образованию связями и зависимостями, которые поддерживают или усиливают ее воспроизводство в конкретных условиях места и времени Долгова А.И. Криминология: Учебник. — М.: Норма: Инфра-М, 2015. — С. 135.».

По мнению Г. Н. Горшенкова, самодетерминацию следует понимать, как причинную связь преступности как собственное ее свойство — детерминировать, иначе говоря, обусловливать, определять, самопроизводиться. Явление самодетерминации можно объяснить через философское понятие под названием самодвижение, иначе говоря, через внутреннюю необходимость самовольного измеения системы, определяющееся ее противоречивостью Горшенков Г.Н. Криминология: научные инновации: Монография. — Н. Новгород: Изд-во НИУ РАНХиГС, 2014. — С. 97..

В итоге, основываясь на сказанном выше, можно констатировать, что самодетерминация преступности обуславливается наличием определенной особой деятельности в социуме, а именно преступной, которая имеет тесную связь также и с другими видами деятельности.

Опираясь на подход В. В. Макарова о том, что самодетерминация (самоопредление) преступности складывается из взаимодействия внутренних источников воспроизводства преступности и внешней благоприятной среды, считаем необходимым рассмотреть подробно составляющие элементы процесса самодетерминации преступности.

Учитывая выше названные позиции, со своей стороны, считаем также необходимым отметить подход, который предложен Е. В. Бочкаревой. Данный ученый предлагает в свою очередь не выделять в структуре самодетерминации преступности источники воспроизводства и факторы внешней благоприятной среды, а именует все это формами самодетерминации преступности и группирует их следующим образом:

1) имеющие прямое (непосредственное) самодетерминирующее влияние на преступность:

  • латентная и нераскрытая преступность;
  • вспомогательные преступления;
  • организованную преступность;
  • коррупцию;
  • некоторые другие разновидности воспроизводства преступности.

2) имеющие опосредованное (косвенное) самодетерминирующее влияние на преступность:

  • «теневая юстиция»;
  • криминальная субкультура;
  • особая психология населения, вызывающая «безнормативность поведения» Бочкарева Е.В.

К вопросу о формах самодетерминации преступности // Вестник Челябинского государственного университета. — 2017. — Т. 2. — № 4. — С. 70..