Тема данной работы «Самодельная (плоскостная) игрушка как средство развития у дошкольников продуктивного воображения».
Актуальность. Существующие проблемы развития социума в духовных, экономических и научно -технических областях не могут быть решены без полноценной реализации творческих возможностей человека. Современный этап жизни российского общества характеризуется признанием особой остроты задач возрождения и сохранения национальных традиций, самосознания народов России, а также совершенствования сферы культуры и системы образования.
В Законе Российской Федерации «Об образовании» сказано — «формирование человека и гражданина должно быть интегрировано в современное ему общество и нацелено на совершенствование этого общества». Также отмечается, что «современное содержание образования должно обеспечивать интеграцию личности в национальную и мировую культуру». («Закон об образовании Российской Федерации». Статья 14. Общие требования к содержанию образования, 2007, с.9)
Формирование творческой личности ребёнка важно нацелить на углублённое изучение им, прежде всего, культурно-исторических ценностей своего народа. В связи с этим особую значимость приобретает создание педагогических условий, повышающих интерес детей к национальной культуре, способствующих развитию творческого воображения и формированию чувства прекрасного.
Изучение трудов по педагогике и психологии, культурологии, этнокультуре, эстетике и искусствоведению, анализ научной и методической литературы по проблеме воображения, ознакомление с современной образовательной практикой позволяют сделать вывод о том, что для успешного развития и активизации творческого воображения у младших школьников необходим этнокультурный подход. В связи с этим важно целостное и комплексное освоение детьми народного искусства, в частности фольклора.
Ученые В.В. Давыдов, Д. Б. Эльконин, В.Т. Кудрявцев доказывают, что хорошо развитое творческое воображение в дошкольном возрасте является залогом успешной учебной деятельности.
Воображение принадлежит к числу высших, познавательных процессов, в которых отчетливо обнаруживается специфически человеческий характер деятельности. В представлении ожидаемого результата с помощью фантазии — коренное отличие человеческого труда от инстинктивного поведения животных. Воображение — особая форма человеческой психики, стоящая отдельно от остальных психических процессов и вместе с тем занимающая промежуточное положение между восприятием, мышлением и памятью. Специфика этой формы психического процесса состоит в том, что воображение, вероятно, характерно только для человека и странным образом связано с деятельностью организма, будучи в то же самое время самым «психическим» из всех психических процессов и состояний. Ни в чем другом, кроме воображения, не проявляется идеальный и загадочный характер психики.
Воображение и творческая деятельность человека
... работы «Воображение и творческая деятельность человека», хочется остановиться подробно именно на творческой категории активного воображения. Творческое воображение — это такой вид воображения, в ходе которого человек ... творческий процесс в искусстве связан с активным воображением: ... воображения. Подлинная их роль в жизни человека до сих пор не установлена, хотя известно, что в сновидениях человека ...
Воображение, совмещающее в себе комбинирующую и репродуктивную функции сознания, понимается как способность, позволяющая человеку создавать новое на основе преобразования полученных от действительности впечатлений (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Б.М. Теплов и др.).
Оно же трактуется авторами и как определенный процесс, который проявляется вовне в конкретном продукте и связан с познавательными и творческими способностями людей (Л.Э. Голосовкер, В.Ю. Дударева, М.Д. Кузнецова, П.И. Шелехов и др.).
Последняя трактовка наиболее соответствует нашему исследованию, т. к. мы наблюдали проявление продуктивного воображения у ребенка в процессе создания конкретного продукта и в процессе воссоздания им содержания того или иного художественного произведения. Продуктивным называют воображение, в образах которого имеются много нового (элементов фантазии).
Продукты такого воображения обычно ни на что не похожи или очень мало похожи на то, что уже известно.
Вопрос о том, можно ли научить человека творчески мыслить, проявлять творческую активность и развивать у него способности к творческой деятельности, окончательно не решен. Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, И.Я. Лернер, А.М. Матюшкин, Б.М. Теплов, Д.Б. Эльконин определяют смысл познания природы человека и основу для разработки методов, технологий обучения, направленных на развитие творческого воображения.
Дошкольное детство — это уникальный возрастной период, который обладает своеобразной логикой и спецификой развития; это особый культурный мир со своими границами, ценностями, языком, образом мышления, чувствами, действиями.
В психолого-педагогических исследованиях дошкольное детство традиционно выделяется как этап, имеющий особое значение для будущего интенсивного развития личности (Л.С. Выготский, Л.В. Занков, Д.И. Фельдштейн, П.Я.Гальперин, В.Т. Кудрявцев, А.Б. Орлов).
Поэтому перед дошкольной педагогикой стоит проблема поиска путей, способствующих развитию детского творчества (А.Г. Абсалямова, Т.И. Бабаева, Л.А. Венгер, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Дыбина, С.А. Козлова, Т.С. Комарова, Л.С. Коршунова, А.Я. Пономарев, Л.Н. Прохорова, А.М. Страунинг, Л.В. Трубайчук, Е.Е.Шулешко).
Ведущей деятельностью в дошкольном возрасте является игра и как ее средство — игрушка. С ее помощью дети узнают о цвете, форме, объеме, социальных ролях, быте, природе.
Мир детства неразрывно связан с игрой и игрушкой. Играя в песочнице, возводя замки из песка, укладывая кукол спать, «путешествуя» по разным странам, дети постигают азы жизнеустройства, моделируют пространство, познают время.
Театрализованная деятельность как средство художественно-эстетического ...
... исследования. Рассмотреть особенности художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста. Раскрыть специфику театрализованной деятельности старших дошкольников. Рассмотреть роль театрализованной деятельности в художественно-эстетическом развитии старших дошкольников. Выявить в ходе экспериментальной работы целесообразность использования театрализованной деятельности в ...
Игрушки-самоделки (изготовленные взрослыми для игр детей и самими детьми — самостоятельно или с помощью старших) наряду с рисованием, лепкой, конструированием, моделированием прививают детям любовь к труду, развивают самодеятельность, творческую фантазию, техническое мышление, художественный вкус.
Создавая самодельные игрушки, дети знакомятся с различными материалами (их свойствами и способами обработки) и инструментами, приобретают навыки работы с ними, что способствует развитию продуктивного воображения.
Цель исследования — изучить возможности развития продуктивного воображения посредством изготовления детьми самодельных (плоскостных) игрушек и последующего разыгрывания с их помощью сюжетов.
Объект исследования — продуктивное воображение детей.
Предмет исследования — игрушка как средство развития продуктивного воображения.
Задачи исследования:
1) Изучить теоретический материал по вопросу развития продуктивного воображения у дошкольников;
2) Провести диагностику продуктивного воображения дошкольников;
3) Разработать и провести занятия с дальнейшей оценкой их эффективности;
4) Провести анализ результатов работы по развитию продуктивного воображения посредством самодельной игрушки у детей дошкольного возраста.
Гипотеза исследования:
1. Процесс воображения дошкольника состоит из двух таких этапов: порождение идеи продукта воображения и составление плана реализации этой идеи.Средства, используемые детьми при порождении идеи продукта воображения представляют собой, прежде всего, образы определенной структуры («опредмечивающий» образ, которым пользуются дети 3-5 лет и «образ-включение», который используют дети 6-7 лет).
2.Существенное повышение уровня развития продуктивного воображения на протяжении дошкольного детства возможно путем использования в работе самодельных плоскостных игрушек.
Методологической основой исследования явились: положение о формировании творческого типа деятельности у детей дошкольного возраста (А.В. Запорожец, Л.А. Венгер, А.А. Люблинская, В.С. Мухина и др.), концепция развития воображения детей (Л.С. Выготский, Л.А. Венгер, О.М. Дьяченко, В.Н. Запорожец, Т.Г. Казакова, Т.С. Комарова и др.), положения о значении игровой деятельности в развитии продуктивного воображения дошкольников (Л.С. Выготский, Г.Г. Григорьева, Т.Н. Доронова, Н.П. Сакулина, Е.А. Флерина и др.).
В ходе исследования использовались следующие методы:
- теоретические: изучение и анализ психолого-педагогической по исследуемой теме, анализ базовых понятий исследования;
- эмпирические: педагогическое наблюдение, творческие задания, опытно-поисковая работа, изучение результатов деятельности.
Практическая значимость исследования состоит в том, что в нашем экспериментальном исследовании был накоплен теоретический и практический материал по развитию продуктивного воображения у дошкольников. Разработанные занятия могут использоваться воспитателями и психологами, как методический материал для работы с детьми в ДОУ.
Исследования на Международной
... по развитию творческого мышления учащихся при решении нестандартных математических задач; провести экспериментальную работу по проблеме исследования. Методы исследования: теоретический анализ литературы по проблеме исследования; наблюдение за деятельностью учащихся; беседа; анализ продуктивной деятельности ...