В настоящее время школа нуждается в такой организации своей деятельности, которая обеспечила бы развитие индивидуальных способностей и творческого отношения к жизни каждого учащегося, внедрение различных инновационных учебных программ, реализацию принципа гуманного подхода к детям и пр. Иными словами, школа чрезвычайно заинтересована в знании особенностей психического развития каждого конкретного ребенка, в осознанном выборе технологий обучения [9].
Уровень обучения и воспитания в школе в значительной степени определяется тем, насколько педагогический процесс ориентирован на психологию возрастного и индивидуального развития ребенка. Это предполагает психолого-педагогическое изучение школьников на протяжении всего периода обучения с целью выявления индивидуальных вариантов развития, творческих способностей каждого ребенка, укрепления его собственной позитивной активности, раскрытия неповторимости его личности, своевременной помощи при отставании в учебе или неудовлетворительном поведении. Особенно важно это в младших классах школы, когда только начинается целенаправленное обучение человека, когда учеба становится ведущей деятельностью, в лоне которой формируются психические свойства и качества ребенка, прежде всего познавательные процессы и отношение к себе как субъекту познания (познавательные мотивы, самооценка, способность к сотрудничеству и пр.).
Игра как феноменальное человеческое явление наиболее подробно рассматривается в таких областях знания, как психология и философия. В педагогике и методике преподавания больше внимания уделяется играм дошкольников и младших школьников [24, 38, 43]. Это связано с тем, что педагоги рассматривают игру как важный метод обучения для детей именно дошкольного и младшего школьного возраста. Ряд специальных исследований по игровой деятельности дошкольников осуществили выдающиеся педагоги нашего времени [44].
Аспекты игровой деятельности в общеобразовательной школе рассматривались С.В. Арутюняном, О.С. Газманом, В.М. Григорьевым, О.А. Дьячковой, Ф.И. Фрадкиной, Г.П. Щедровицким и др. [8, 12].
В современной школе возникает насущная потребность в расширении методического потенциала в целом и в активных формах обучения в частности. К таким активным формам обучения, недостаточно освещенным в методике преподавания русского языка, относятся игровые технологии.
Игровые технологии являются одной из уникальных форм обучения, которая позволяет сделать интересными и увлекательными не только работу учащихся на творческо-поисковом уровне, но и будничные шаги по изучению литературного чтения. Игра делает монотонную деятельность по запоминанию, повторению, закреплению или усвоению информации более занимательной, эмоциональной и интересной. Другой положительной стороной игры является то, что она способствует использованию знаний в новой ситуации, таким образом, усваиваемый учащимися материал проходит через своеобразную практику, вносит разнообразие и интерес в учебный процесс.
Использование традиционных и нетрадиционных методов пересказа ...
... фронтальные занятия по пересказу литературно-художественных произведений. Занятия занимают значительное место в системе работы по формированию связанной речи дошкольников. Когда ребенок не только слушает рассказы, сказки, но и сам ...
Актуальность игры в настоящее время повышается из-за перенасыщенности современного школьника информацией. Во всем мире, и в России в частности, неизмеримо расширяется предметно-информационная среда. Телевидение, видео, радио, компьютерные сети в последнее время обрушивают на учащихся огромный объем информации. Актуальной задачей школы становится развитие самостоятельной оценки и отбора получаемой информации. Одной из форм обучения, развивающей подобные умения, является дидактическая игра, способствующая практическому использованию знаний, полученных на уроке и во внеурочное время.
Объектом нашего исследования является организация игровой деятельности на уроках литературного чтения.
Предмет исследования — методические условия применения игровых технологий на разных этапах урока литературного чтения.
Цель исследования заключалась в теоретическом обосновании и апробации методики использования игровых технологий как одной из форм организации познавательной деятельности школьников при изучении нового и обобщении ранее изученного материала и формирования интереса к процессу чтения на уроках литературного чтения. Для достижения данной цели требовалось решение следующих задач:
- Провести теоретический анализ психологической и педагогической литературы с целью изучения современных игровых технологий и особенностей их применения;
- Изучить практику использования игровых технологий на уроках литературного чтения в начальных классах;
- Выделить и апробировать игровые технологии, которые могут эффективно использоваться при изучении нового и обобщении ранее изученного на уроках литературного чтения.
Методы исследования: изучение научной, психолого-педагогической и методической литературы по теме исследования, анализ методического материала педагогов по данному направлению, педагогический эксперимент, наблюдение, интервьюирование.
Структура выпускной квалификационной работы: введение, две главы, заключение, список использованных источников и приложение.
Апробирование материалов педагогического исследования проходило на базе МБОУ СОШ №18 г. Пенза в 3 «А» классе.
игровой школьник литературный чтение
[Электронный ресурс]//URL: https://litfac.ru/diplomnaya/igrovyie-tehnologii-na-urokah-literaturyi/
Глава 1. Значение игровой деятельности в начальной школе
1.1 Сущность понятия «игровая деятельность»
В жизни формирующегося человека огромное значение имеет игра. Именно в игре, по мнению психологов, ребенок строит свои первые модели окружающего мира, развивает свои способности и характер, а также усваивает правила общения между людьми. Игра является практикой детской жизни, поэтому в ней отражается то, что ребенок уже знал ранее, а в ходе игры эти знания преобразуются и совершенствуются благодаря речи. В игре происходит активная деятельность воображения, благодаря этому имеющиеся знания комбинируются, реальные представления сочетаются с выдумкой и фантазией. Игра способствует формированию коммуникативных качеств, необходимых для общения со сверстниками и не только. В процессе игр развивается находчивость, инициатива, сообразительность. Игры вызывают яркие эмоциональные переживания, а это играет стимулирующую роль, что положительно сказывается на нравственном воспитании. Неиграющий ребенок — это в той или иной мере ребенок с проблемами в развитии, часто этой проблемой бывает социальная дезадаптация.
Организация культурно-досуговой деятельности детей в Ясногорском ...
... деятельности с детьми сельского Дома культуры Ясногорский Кемеровского района. ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ: Клубные учреждения современного села. ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ: Культурно-досуговая деятельность сельского Дома культуры Ясногорский с детьми. БАЗА ИССЛЕДОВАНИЯ: Сельский Дом Культуры пос. Ясногорский Кемеровского района. МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ: ... досуга, охватывающего искусство, игру, общение, развлечения, ...
Исследованиями игровой деятельности занималось много известных психологов, таких как Э. Эриксон, Л. Выготский, П. Гальперин, Я. Коломенский, К. Гросс и многие другие. По их мнению, значительная роль в развитии личности ребенка принадлежит игре [7].
З. Фрейд писал: «Нам следует искать в ребенке первые следы воображения. Самая любимая и всепоглощающая деятельность ребенка — это игра. Возможно, мы можем сказать, что в игре каждый ребенок подобен писателю: он создает свой собственный мир, или, иначе, он устраивает этот мир так, как ему больше нравится. Было бы неверно сказать, что он не принимает свой мир всерьез; напротив, он относится к игре очень серьезно и щедро вкладывает в нее свои эмоции» [40].
Работы Анны Фрейд и Мелани Клейн положили начало формированию нового направления в детской психиатрии — игровой психотерапии. В 1920-1930 годы детские психотерапевты чаще стали использовать игровые методы. Это способствовало формированию мнения, что игра является важным инструментом для психического развития ребенка.
Материалистический взгляд на игру сформулировал Г. В. Плеханов, «указавший на ее возникновение из труда. В советской психологии теорию игры, исходящую из признания ее социальной природы, разрабатывали Е.А. Аркин, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев [7].
Связывая игру с ориентировочной деятельностью, Д.Б. Эльконин определяет игру как «деятельность, в которой складывается и совершенствуется управление поведением» [44].
1.2 Игровая деятельность младших школьников
В дошкольном периоде ребенка игра — ведущая деятельность, но с началом обучения ее место занимает учебная. Но игра, как правило, не исчезает из жизни ребенка, а наоборот пропитывает собой всю деятельность ученика. «Игра — наиболее освоенная малышами деятельность. В ней они черпают образцы для решения новых жизненных задач, возникающих в познании труда, в художественном творчестве. Поэтому опора на игру (игровую деятельность, игровые формы, приемы) — это важнейший путь включения детей в учебную работу, способ обеспечения эмоционального отклика на воспитательные воздействия и нормальных (без перегрузок) условий жизнедеятельности» [17].
Основные виды игр: сюжетно-ролевые, игра-драматизация, игра-труд, дидактические игры, подвижные игры.
Развитие музыкально-творческих способностей учащихся начальной ...
... -игровой деятельности; экспериментально апробировать педагогические приемы эффективного формирования у учащихся музыкально-творческих способностей в процессе музыкальной деятельности. На основе цели и задач сформулированы объект и предмет дипломной работы. Объектом дипломной работы, Предмет дипломной работы ...
Функции игры могут быть различные, например, обучающая, коммуникативная, релаксационная, психотехническая, развлекательная и т.д.
Кравцова Е.Е и Кравцов Г.Г предлагают решать проблемы адаптационного периода первоклассников с помощью специально подобранных игр-диагностик и игр-коррекций. Например, если возникли трудности в сфере отношений ко взрослому: непонимание профессиональной роли учителя, неумение строить отношения в учебной деятельности. Можно предложить ребенку задачи, где бы расходились задаваемые и реальные условия. Для коррекции используются сюжетно-ролевые игры с точно согласованными ролевыми действиями [19].
Могут быть трудности в сфере отношений к сверстникам: ребенок не справляется с решением косвенных задач, не может посмотреть на ситуацию другими глазами, встать на точку зрения партнера. Для коррекции трудностей этого вида можно предлагать играть в сюжетно-ролевые игры с правилами, где ребенок исполнял бы одновременно две роли с взаимно противоположными интересами.
Трудности в сфере отношений к себе: завышенная самооценка, низкий уровень самоконтроля, неумение правильно оценивать свои действия и поступки. Ребенку предлагаются режиссерские игры с мелкими предметами, в которых он исполняет несколько ролей, необходимо присутствие взрослого, который бы своими вопросами стимулировал развитие сюжетного действия. Полезны игры-драматизации по сказкам, пьесам.
Таким образом, игра является ведущей деятельностью детей, не только дошкольного, но и младшего школьного возраста. Игра позволяет ребенку самореализоваться и самовыражаться. Также она обеспечивает эмоциональное благополучие и способствует развитию воображения.
Из этого можно сделать вывод, что необходимо включение игры в учебную деятельность младшего школьника.
1.3 Игровые технологии в начальной школе
Игровые технологии на данный момент являются одной из уникальных форм обучения, которые позволяю не только сделать интересной и увлекательной работу учащихся на творческо-поисковом уровне, но и осуществить шаги по изучению русского языка, литературного чтения и других предметов. Игра способствует эмоциональному окрашиванию монотонной деятельности по запоминанию, усвоению, повторению информации. Еще одной положительной стороной игры является применение полученных знаний в новой ситуации. Таким образом, усвоение нового материала происходит через практику и вносит интерес в учебный процесс.
Актуальность игры становится очевидной, так как современные школьники перенасыщены информацией, которая подается в ярком виде и не требует осмысления или дополнительной работы. Сейчас во всем мире расширяется предметно-информационная среда. Компьютерные сети и телевидение обрушивают на школьников огромные объемы различных сведений. Поэтому первой задачей школы является развитие самостоятельной оценки и отбора получаемой информации. И одной из форм, развивающей эти умения, является игра. Обучая детей посредством игры, учитель учит детей не так, как ему удобно дать материал, а так, как детям удобнее его усвоить.
Образование в начальной школе — фундамент дальнейшего учебного процесса. Если ребенок усваивает простейшие понятия, в старших классах ему легко даются сложные предметы. Каждый педагог заинтересован в том, чтобы учащиеся показывали хорошие результаты в обучении. Детям 6-9 лет неинтересно изучать сухую теорию. Поэтому многими учителями используется игровая технология в начальной школе, позволяющая сделать уроки яркими и запоминающимися.
Традиционный подход в обучении ориентирован на средний уровень образования. Проблема в том, что стандартное изложение предмета в начальной школе приводит к тому, что ребята теряют интерес к обучению. Они продолжают ходить в школу потому, что «так нужно». Хорошие оценки стараются при этом заработать дети для того, чтобы получить новую игрушку или элементарную похвалу родителей. Игровая технология в начальной школе направлена на повышение интереса ребят к основным предметам. Это математика, литература, письмо, иностранный и русский язык. Первоначальная цель игровой технологии в начальной школе — мотивация ребят к обучению. В процессе развлекательных занятий формируется творческая личность школьника, он учится систематизировать полученные знания, использовать их в решении различных задач в будущем. Еще одна цель игры — укрепление физического и психологического здоровья учащихся. Ребята учатся общению в коллективе в активной форме. Многие игры предполагают легкую физическую нагрузку. А эмоциональный подъем, который получают малыши в итоге, способствует укреплению собственного «я». Именно игра помогает справиться с детскими комплексами. Особенно это важно для ребят, которые не уверены в себе.
Каждая игровая технология в начальной школе по ФГОС должна решать следующие задачи:
- развить у ребят способность самостоятельно мыслить;
- решать без посторонней помощи простейшие задачи;
- добиться полного усвоения материала по предмету каждым учеником в школьном коллективе;
- сохранить физическое и психическое здоровье ребят во время учебного процесса.
Большинство педагогов считает, что игровая технология в начальной школе должна стать приоритетным направлением в организации учебного процесса у ребят младшего возраста.
Виды игровых технологий.
Все игры, которые могут использоваться в процессе обучения, разделяют на группы:
обучающие,
развивающие,
репродуктивные,
диагностические.
Каждый вид ставит перед собой конкретную задачу. В процессе обучающей игры ребенок узнает информацию, которую не знал ранее. Развивающие игровые образовательные технологии направлены на выявление новых способностей у ребенка. На таких уроках педагог учит ребят рассуждать логически. Репродуктивные игры помогают закрепить выученный материал. Кроме того, на таких занятиях учитель может выяснить, где есть пробелы, какой материал ребята усвоили не полностью. Независимо от вида каждая игра имеет четкую структуру и должна включать: роли, которые берут на себя играющие, игровые действия, сюжет [9].
Для совершенствования учебного процесса в начальной школе могут использоваться два основных метода: ролевые игры на уроке, а также соревнования. Последний вариант в большей степени мотивирует ребят к обучению. Каждый ребенок стремится получить знания, чтобы стать лучшим. Игровые педагогические технологии должны использоваться без отрыва от основного учебного процесса. Должен присутствовать эффект неожиданности. Лучшего результата удастся достичь педагогу, если он будет совмещать традиционное обучение с игровым. Ребята не должны идти на урок, заведомо зная, что он пройдет в нестандартной форме.
1.4 Игровые технологии в современных хрестоматиях по литературному чтению
Литературное чтение — один из основных предметов в системе начальной школы. Одновременно с русским языком он формирует функциональную грамотность, способствует общему развитию и духовно-нравственному воспитанию.
Изучение литературного чтения в начальной школе направлено на достижение следующих задач:
1.Понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;
2.Осознание значимости чтения для личного развития; формирование представления о мире, российской истории и культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, нравственности; формирование потребности в систематическом чтении;
3. Понимание речи чтения, использование разных видов чтения (ознакомительное, изучающие, выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступкам героев;
4. Достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т.е. овладение техникой чтения вслух, про себя, элементарными приемами интерпретации, анализа и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов с использованием элементарных литературных понятий;
5.Умение самостоятельно выбирать интересующую литературу; пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительных знаний [9].
Литературное чтение как учебный предмет в начальной школе имеет большое значение в решении задач не только обучения, но и воспитания. Но у учащихся начальных классов отсутствует мотивация и интерес к чтению. Что бы повысить интерес учащихся необходимо включать в уроки игровые технологии.
В учебниках по литературному чтению, на наш взгляд, представлено мало игровых технологий, способствующих разнообразию учебной деятельности.
Рассмотрим учебники по литературному чтению следующих УМК: «Гармония», «Школа России», «Начальная школа XXI века», «Перспективная начальная школа» [16, 14, 20, 41,].
Таблица 1 составлена на основе анализа учебников по литературному чтению УМК «Школа России»[14].
Таблица 1
УМК |
Название учебника Авторы |
Игровые технологии |
|
УМК «Школа России» |
«Литературное чтение» 1 класс, 1 часть Климанова Л.Ф. Горецкий В.Г. Голованова М.В. |
Разыграй с друзьями сценку, как в театре. Сделай свою маленькую азбучку. Составь загадку. |
|
«Литературное чтение» 1 класс, 2 часть Климанова Л.Ф. Горецкий В.Г. Голованова М.В. |
Прочитай веселый диалог в лицах. Прочитай стихотворение по ролям. Придумай три потешки. Разыграй с друзьями прибаутки, как в театре. Придумай небылицу. Нарисуй, как ты себе ее представляешь. Сделай рисунки к сказке. Разыграй диалог, как в театре. Нарисуй в своем воображении, то, что увидел автор стихотворения. Сделай иллюстрации к тексту. Нарисуй словесную картину. |
||
«Литературное чтение», 2 класс, 2 часть Климанова Л.Ф. Горецкий В.Г. Голованова М.В. |
Отгадай загадки. Прочитай по ролям. Прочитай в лицах. Нарисуй словесную картину. |
||
«Литературное чтение», 3 класс, 1 часть Климанова Л.Ф. Горецкий В.Г. Голованова М.В. |
Кроссворд и игровые задания в разделе «Проверь себя!» Литературная викторина [Электронный ресурс]//URL: https://litfac.ru/diplomnaya/igrovyie-tehnologii-na-urokah-literaturyi/ |
||
При анализе учебников данного УМК нами были сделаны следующие выводы: В учебниках по литературному чтению присутствуют задания с элементами игровых технологий, но в основном они нацелены на выполнение творческих работ (драматизация и иллюстрирование);
- Задания однообразны;
- В учебниках 3 и 4 классов присутствовал раздел «Литературная викторина» и страницы с кроссвордами.
Проанализировав учебники по литературному чтению УМК «Начальная школа XXI века», (автор Ефросинина Л.О) [14], мы выяснили, что в данных учебниках отсутствуют игровые технологии.
При анализе учебников по литературному чтению УМК «Перспективная начальная школа», (автор Чуракова Н. А.) [41] нами так же было выяснено, что данные учебники не содержат игровых технологий, за исключением учебника 2 класса, в котором содержались страницы из детского журнала «Мурзилка» с различными игровыми заданиями, например: разгадай кроссворд, разгадай загадки.
Из анализа УМК видно, что учебники по литературному чтению фрагментарно предусматривают игровые технологии. Сравнивая между собой данные УМК, можно сделать вывод:
1.Наибольшее количество игровых технологий представлено в УМК «Школа России»;
2. Во многих УМК встречаются задания, предполагающие иллюстрирование и драматизацию с элементами игры;
3. Наименьшее количество игровых технологий содержит в себе хрестоматия УМК «Начальная школа XXI века».
4. Все представленные игровые технологии однообразны и повторяются от произведения к произведению.
Вывод по I главе: Проанализировав педагогическую и методическую литературу, мы пришли к выводу что, несмотря на то, что у младших школьников формируется учебная деятельность, — ведущий деятельностью остается игровая.
Анализ различных УМК доказал, что в учебниках недостаточное количество игровых технологий, которые бы помогли учителю вызвать интерес учащихся к литературному чтению.
Глава 2. Методика использования игровых технологий на уроках литературного чтения
2.1 Необходимость применения игровых технологий на уроках литературного чтения
Психологи выделяют три основных вида деятельности человека: труд, учение, игра. Игра является ведущей деятельностью в дошкольном возрасте. Учебная деятельность в младшем школьном возрасте ведущей становиться постепенно.
Игра с древних времен использовалась как метод обучения для того, чтобы передать опыт старших поколений младшим.
Дидактическая игра — это организованная деятельность по имитационному моделированию изучаемых систем [17].
Существенным признаком дидактической игры является наличие четко поставленной цели обучения и соответствующего результата.
Игра помогает естественной адаптации младших школьников к разнообразным учебным нагрузкам, переходу их к новому виду деятельности — учебной деятельности, которая становится ведущей. Учебные результаты являются не прямыми, а косвенными продуктами игровой деятельности и полностью зависят от заложенного в ней учебного материала. Мотив игры проявляется не в результате, а в ее процессе.
Ш.А. Амонашвили говорил: «На год раньше отобьем у них охоту учиться, станем искусственно задерживать их развитие. Если мы забудем о том, что дети не могут расставаться со своей потребностью играть, то сделаем нашу методику не добрым путеводителем их в мир познания, а бездушной мачехой» [1].
С целью определения уровня сформированности интереса к процессу чтения и к урокам литературного чтения нами была разработана анкета. В анкетировании приняли участия 100 учащихся 1-4 классов. Затем мы проанализировали ответы учащихся.
Анкета для учащихся
Фамилия, имя.
1.Любишь ли ты читать книги?
да
нет
2.Если нет, то чем ты занимаешься в свободное время:
3.Назови любимую книгу, которую ты прочитал за последнее время:
4.Какие книги есть у тебя дома?
сказки
приключения
книги о животных
книги о природе
книги о науке и технике
энциклопедии
повести и рассказы
книги зарубежных писателей
детективы
5. Читаете ли вы книги вместе с родителями вслух?
да, очень часто
нет, никогда
иногда, очень редко
6.Интересно ли тебе на уроках литературного чтения?
да
нет
иногда
7. Что тебе больше всего нравится в уроке литературного чтения?
читать произведения
обсуждать прочитанное произведение
выполнять задание в рабочей тетради
узнавать о биографии авторов
8. Как часто проводятся викторины, командные соревнования, заполнение кроссвордов на уроках литературного чтения?
не проводятся
часто
редко
На вопрос «Любишь ли ты читать книги?», 85% участников анкетирования ответили «да», остальные выбрали ответ «нет».
В ходе анкетирования мы выясняли, что учащиеся читают литературу, которой нет в учебной программе. Так же можно отметить то, что большинство опрашиваемых читают книги с родителями. У многих в домашних библиотеках есть разнообразные книги.
По данным анкетирования, мы можем отметить, что не всем детям интересны уроки литературного чтения. На вопрос «Интересно ли тебе на уроках литературного чтения?» ответ «да» выбрали 20 учащихся, 45 человек выбрали ответ «нет», ответ «иногда» — 35.
В педагогическом терминологическом словаре слово «интерес», имеет несколько значений.
«Интерес — форма проявления познавательной потребности, обеспечивающая направленность личности на осознание целей деятельности и тем самым способствующая ориентировке, ознакомлению с новыми фактами, более полному и глубокому отображению действительности. Удовлетворение интереса не ведет к его угасанию, а вызывает новые интересы, отвечающие более высокому уровню познавательной деятельности.
Различают непосредственный интерес, вызываемый привлекательностью объекта, и опосредствованный интерес к объекту как средству достижения целей деятельности. Устойчивость интереса выражается в длительности его сохранения и интенсивности. В педагогике проблема И. воспитанника в процессе его обучения и воспитания всегда была и остается актуальной. Пробуждение и сохранение И. у учащихся в учебно-воспитательном процессе способствует его гуманизации и продуктивности» [17].
Л.С. Выготский стоял на позиции развития интересов. Таким образом, он рассматривал их как жизненные, органические процессы, глубоко коренящиеся в биологической основе человека и развивающиеся вместе с ним.
Ученица Л.С Выготского Божович Л.И подчеркивала, что интерес, или познавательная потребность, является ведущей на всех стадиях психического развития.
В основном уроки литературного чтения проходят однообразно, это чтение текста, обсуждение прочитанного, выполнение заданий в рабочей тетради. Творческие задания, которые учителя предлагают детям, это иллюстрирование (драматизация), причем одного вида: чтение по ролям. Но не всем детям это интересно. На вопрос «Нравится ли тебе участвовать в инсценированнии произведений на уроке литературного чтения» ответили «да» 25 учеников, ответ «нет» выбрали 60 человек и ответ «иногда» 15 детей.
Мы выяснили, что учащимся было бы интересно на уроках литературного чтения, если бы на них присутствовали элементы игровых технологий.
Например, такие как викторины, кроссворды, командные соревнования и т.п., которые бы носили не только развлекательный характер, но и были частью учебной деятельности.
На основе результатов анализа анкетирования, мы делаем вывод, что на уроках литературного чтения у детей низкая мотивация и интерес к изучению произведений.
Для развития интереса к урокам литературного чтения и мотивации к чтению мы предлагаем систематически проводить уроки с применением игровых технологий в течение всего обучения в начальной школе.
Если провести урок в игровой форме, учителю удастся получить отличный результат. Быстро запомнить произведения помогают игры-упражнения.
2.2 Игровые технологии на уроке
Рассмотрим примеры игровых технологий, которые целесообразно использовать на уроках литературного чтения.
Педагог предлагает каждому ученику составить кроссворд или ребус, касающийся содержания произведений, изученных ранее. Здесь можно использовать соревновательный момент. Наиболее интересные и сложные ребусы рассматриваются на уроках, автор получает отметку. Такая игровая технология может применяться во втором или третьем классе, когда ребята уже владеют определенным багажом знаний. Для первоклассников, которые только начинают учебный процесс, эффективны, подойдут игры-путешествия. Педагог может заранее продумать сценарий нестандартного урока, на котором ребята отправятся в гости в страну Сказок или в Библиотечную страну. Такое путешествие можно провести на открытом воздухе, пригласить других педагогов и родителей учащихся. Игры-путешествия помогают развивать фантазию ребят, закреплять учебный материал. Учащиеся гораздо быстрее запомнят сюжет, героев, автора, если они будут ассоциироваться с положительными эмоциями. Закрепить выученный материал помогут также игры-соревнования. Педагог разделяет класс на две команды. Далее ребятам предлагается решить поставленные задачи (сопоставить литературного героя с названием произведения, составить ребус по названию, решить кроссворд).
За каждое правильно выполненное задание команда получает баллы. Побеждает та, которая к концу игры имеет больше баллов.
Любовь к чтению также проявляется далеко не у всех ребят. Различные виды игровых технологий в начальной школе помогают вызвать интерес к этому предмету. Наиболее эффективными считаются различные сценки и спектакли, посвященные определенному литературному произведению. Ролевые игры вообще помогают развивать творческие способности ребят. Благодаря таким нестандартным урокам многие дети еще в начальной школе решают посвятить свою дальнейшую жизнь театру. После изучения определенного произведения педагог предлагает обучающимся поставить собственный спектакль. Роли должны получить абсолютно все участники конкретного коллектива. Спектакль по произведению ставится для родителей и администрации школы. Ученики стараются хорошо запомнить свои слова, чтобы красиво смотреться на сцене. Использование игровых технологий в такой форме позволяет развивать память у детей, творческие способности. Кроме того, таким образом, учащиеся отлично разбираются в пройденном материале. Они буквально проживают жизнью конкретного литературного персонажа. Хорошие результаты также дает игра-импровизация. На одном из уроков педагог предлагает ребятам сочинить собственную сказку. Каждый ученик по очереди составляет предложение. Каждое высказывание должно быть продолжением предыдущего. Сказка фиксируется на диктофон. Затем ребята прослушивают свое произведение, анализируют его.
Часто такие импровизированные рассказы получаются достаточно смешными. Урок в игровой форме пробудит интерес у ребят к изучению литературы. Кроме того, импровизация способствует развитию фантазии [25].
Подведем итог: что внедрение игровых технологий в процесс обучения в начальной школе дает положительные результаты. У детей появляется интерес к изучению даже скучных предметов, они стремятся стать лучше, получить похвалу. Кроме того, игра позволяет раскрыть личность ребенка, убрать комплексы, которые были заложены в семье. В процессе соревнований и ролевых игр учащиеся показывают свои способности одноклассникам, тем самым поднимаясь в их глазах. Игра и учеба — два разных вида деятельности. Между ними существуют качественные различия. Особенности игровых технологий в начальной школе заключаются в их тесной взаимосвязи с процессом изучения предмета. Учитель должен сделать все, чтобы заинтересовать ребят. При этом игра будет частью урока. Вовлекать в такую деятельность необходимо всех ребят без исключения. Тогда педагогу удастся достичь хороших результатов.
Продумывать проведение игр необходимо еще на этапе разработки учебного плана в начале года. Это должны быть ролевые и деловые игры, различного рода соревнования. Результатом станет прочное усвоение знаний и формирование мотивации к дальнейшему обучению в школе.
Результаты применения игровых форм на уроках литературного чтения доказали нам, что игру можно рассматривать как одно из эффективных средств решения задач процесса обучения. Внутреннюю сторону учебного процесса составляют усвоение знаний и формирование навыков и умений на основе усвоенных знаний.
Действительно, усвоенным становится только то содержание, которым ученик овладевает как субъект учебной деятельности, то есть, находясь в активной, инициативной позиции. Возможности игры как нельзя лучше способствуют созданию таких условий.
Игровая форма занятий создаётся на уроках при помощи игровых приёмов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования учащихся к учебной деятельности. Реализация игровых приёмов и ситуаций при урочной форме занятий происходит по таким основным направлениям:
- дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи;
- учебная деятельность подчиняется правилам игры;
учебный материал используется в качестве её средства,
в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую;
- успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.
При использовании игровых технологий на уроках необходимо соблюдение следующих условий:
- соответствие игры учебно-воспитательным целям урока;
- доступность для учащихся данного возраста;
- умеренность в использовании игр на уроках.
Можно выделить такие виды уроков с использованием игровых технологий:
- ролевые игры на уроке;
- игровая организация учебного процесса с использованием игровых заданий (урок-соревнование, урок — конкурс, урок — путешествие, урок — КВН);
- игровая организация учебного процесса с использованием заданий, которые обычно предлагаются на традиционном;
- использование игры на определённом этапе урока (начало, середина, конец;
- знакомство с новым материалом, закрепление знаний, умений, навыков, повторение и систематизация изученного);
- различные виды внеклассной работы по литературному чтению (сказочный КВН, экскурсии, вечера, олимпиады и т.п.), которые могут проводиться между учащимися разных классов одной параллели.
Педагогические игры имеют следующую классификацию:
По виду деятельности:
- физические, интеллектуальные, трудовые, социальные и психологические;
По характеру педагогического процесса:
- обучающие, тренировочные, контролирующие и обобщающие;
- познавательные, воспитательные, развивающие;
- репродуктивные, продуктивные, творческие;
- коммуникативные, диагностические, профориентационные и др.;
- По характеру игровой методики: предметные, ролевые, имитационные и т. д.;
- По игровой среде: с предметами, без предметов, с использованием компьютерных технологий.
Именно в игре рождается живая реальность свободного обучения, творческого, радостного, эффективного. В игре может рождаться новая атмосфера, новые отношения сотрудничества между учениками и учителем, столь необходимые для личностного развития каждого ученика [28].
Работая над проблемой, мы построили исследовательскую работу в соответствии с основными необходимыми этапами урока. Старались подбирать такие игровые технологии, которые можно было бы применять не только на уроках литературного чтения, но и на других уроках. И, конечно же, нельзя было забывать о развитии познавательного интереса ребят класса.
Соотнесем игровые технологии с этапами урока.
Игровые приёмы на этапе восприятия.
Восприятие — это синтез разнообразных ощущений. Итогом восприятия становится образ, который складывается в сознании ученика в ходе активного отражения воспринимаемого предмета. Поскольку процессы восприятия и внимания тесно взаимосвязаны, на этих этапах урока можно использовать и игровые моменты на развитие внимания.
«Самый чуткий»
Цель: развитие звукового внимания
В этой игре надо постараться услышать, как можно больше звуков, которые раздаются за стенами класса, на улице или за дверью.
После того, как учитель озвучивает задание, в классе наступает «мёртвая тишина». Каждый ребёнок настраивает своё восприятие на необходимые звуки. Сразу отмечу, что это задание нельзя выполнять долго, иначе ребята устанут. Потом учитель начинает опрос. Повторяться нельзя. Выигрывает тот, кто услышит наибольшее количество звуков. Если позволяет время, можно пофантазировать с ребятами и определить природу услышанных звуков. Кто их издавал, где находился, что в этот момент делал.
«Счётчик».
Цель: развитие внимания
Иногда, если детям не успокоиться, или очень шумно в классе, можно без предупреждения начать тихо постукивать карандашом или ручкой по какому-либо предмету (столу, доске и т.д.).
Задача ребят — как можно более точно указать количество сделанных ударов. Опрос проводится в полной тишине, результат счёта учащиеся шепчут на ухо. Победителю при всём классе учитель пожимает руку.
Эти несложные игровые приёмы помогают в классе быстро настроить внимание, отвлечь ребят от посторонних дел и приступить к выполнению учебных задач.
«Успех»
Цель: мотивация детей к деятельности
У каждого ребёнка на парте лежит листок с таблицей. В её строках записаны опорные слова, имеющие отношение к изучаемой теме. Это те слова, идеи, которые будут обязательно использоваться на уроке в момент объяснения нового материала, или в рассказе о биографии писателя, его произведениях. Например, вот такую таблицу получили ребята на уроке литературного чтения во втором классе, по УМК «Школа России», посвящённом творчеству Даниила Хармса:
фантазёр
Дмитрий Ювачёв
«Чиж»
короткие штаны
Самуил Маршак
кошка
«Ёж»
Ленинград
псевдоним
Выстраивая свой рассказ о жизни и творчестве писателя, педагог должен обязательно использовать слова из таблицы. Задача каждого участника игры — отмечать по ходу рассказа в таблице те слова, которые они услышали из повествования учителя или других учеников. По ходу игры каждый участник должен быть начеку. Тот, кто первым полностью заполнит таблицу, даёт об этом знать — громко на весь класс кричит «Успех!». Заполнение таблиц прекращается. Начинается общее обсуждение, которое выстраивается в цепочку воспоминаний: в каком контексте прозвучало то или иное слово на уроке. Иногда по этой таблице ребята могут воссоздать рассказ об авторе, о герое, о событие [26].
Игра «Успех» позволяет повысить интерес к изучаемой теме, включить каждого ученика в процесс восприятия, активизировать внимание ребят в классе.
«Сочини рассказ»
Цель: Научиться составлять рассказ.
Ученикам предлагается придумать рассказ по произведению. Один из участников игры должен произнести первую фразу, другой — повторить её и добавить следующую, и т.д., например, по произведению В. Гаршина «Лягушка — путешественница» можно работать так:
1 ученик: «Жила-была в болоте лягушка».2 ученик: «Жила была в болоте лягушка. Однажды она сидела на камне и мечтала» и т.д.
Игровые приёмы на этапе изучения нового материала и первичного его закрепления.
«Потерянные слова»
Цель: развитие речи детей и обогащение словарного запаса, формирование умения подбирать рифму.
Педагог читает ученикам стихотворение, но при этом намеренно не договаривает последнее слово в строчке, таким образом, предлагает им самостоятельно подобрать рифму. Возможно, с первого раза кому-то не удастся правильно подобрать слово. В этом случае детям требуется помочь. Для этой игры прекрасно подходит стихотворение Даниила Хармса «Очень страшная история» «УМК Школа России» 3 класс:
Доедая с маслом булку,
Братья шли по переулку.
Вдруг на них из закоулка
Пес большой залаял гулко.
Сказал младший: «Вот напасть,
Хочет он на нас напасть.
Чтоб в беду нам не попасть,
Псу мы бросим булку в пасть».
Все закончилось прекрасно.
Братьям сразу стало ясно,
Что на каждую прогулку
Надо брать с собою булку.
Для данной игры лучше всего использовать стихотворения со смежной рифмовкой так как детям проще зарифмовать две соседние строчки. Также важно учитывать при выборе стихотворения возрастные особенности и словарный запас детей. Выбирать стихотворения, в котором нет сложных рифм и неизвестных детям слов.
«Сыщики».
Цель: обогащение словарного запаса детей.
Дети заранее дома или в классе на карточках готовят объяснение лексического значения слов по «Толковому словарю» из конкретного произведения. Класс разбивается на команды по 4-5 человек. Первая команда читает второй лексическое значение слова со своей карточки. За правильно угаданное слово — 1 балл. Если команда не угадывает слово, тогда задание адресуется другой команде. Когда все карточки отгаданы, подводятся итоги. Победителем становится команда, набравшая наибольшее количество баллов.
На уроках литературного чтения такую игру особенно интересно проводить на материале произведений Древней Руси, зарубежных авторов, басен и т.д. здесь важно, чтобы в тексте встречалось много архаизмов или мало употребляемых в современной речи слов.
Данная игра позволяет ребёнку не только научиться пользоваться «Толковым словарём», познакомиться с понятием «лексического значения слова», но и пополнить свою устную речь новыми словами. Для меня очень важно, что, участвуя в этой игровой ситуации, многие ребята начинают проявлять самостоятельный интерес к изучению значения и истории возникновения тех или иных слов.
«Мим-театр»
Цель: развитие мимических способностей.
Задания этой игры выполняются в парах (2-3 пары за урок).
На листочках записано, например, название сказки (рассказа) или имя персонажа. Ребятам надо мимикой и жестами изобразить название или образ персонажа. Классу — назвать, то, что им изображали (можно шёпотом на ухо учителю).
Даются карточки правильно угадавшему ученику (ученикам) и ребятам-актёрам, если их название или персонажа разгадали.
Данную игру можно использовать на уроке сразу после прочтения произведения, а также на уроках обобщения.
Обобщение изученного материала.
Обобщение знаний начинается уже при их осмыслении и понимании, продолжается при запоминании и особенно активно протекает во время применения. Обобщение знаний происходит с участием таких мыслительных операций, как анализ, синтез, индукция, дедукция, классификация и другие. Систематизация знаний — заключительное звено в их усвоении. Ключевую роль в систематизации играет классификация объектов — как приём, метод и результат человеческого познания. Систематизации знаний нужно учить ребят, привлекая их к этой деятельности сначала в условиях игровой ситуации.
«Сказки о животных»
Эту серию игр можно проводить во втором классе на уроках литературного чтения. Проводятся на этапе обобщения прочитанных произведений, объединённых в разделы по содержательному компоненту. Класс разбивается на 4 команды. Каждой по жребию достаётся одно животное (или другой персонаж произведений).
В течение нескольких дней дети готовятся к этой игре. Они подбирают книги о своём герое, готовят небольшие инсценировки эпизодов из изученных сказок, готовятся к творческой работе «Поляна сказок». Игра начинается с выставки книг — сказок. Ученики рассказывают о своих книгах (краткое содержание, где можно найти и прочитать).
Дальше — конкурс «Угадай сказку». Затем каждая команда представляет свою сказку, а зрители должны её правильно назвать. Побеждает та команда, которая наберёт наибольшее количество баллов. После этого дети выполняют творческую работу. Каждая группа на листе бумаги рисует свою сказочную поляну, на которой появляются герои увиденных и прочитанных сказок. Затем команды представляют свои работы, и каждый ученик может рассказать о животном (герое), которое нарисовал.
Уроки чтения, проживаемые в игре, помогают ещё раз пережить эмоциональную радость от встречи с литературными героями, узнать о новых, ещё непрочитанных книгах. Такие уроки пробуждают интерес к чтению, нахождению нужного произведения в библиотеке, а не в книге по литературе.
Игра «Литературное лото»
[Электронный ресурс]//URL: https://litfac.ru/diplomnaya/igrovyie-tehnologii-na-urokah-literaturyi/
Цель: выявить уровень знаний по определенной теме.
Игра «Литературное лото» включает в себя 3 тура и дополнительные вопросы. 1 тур — простые вопросы, отвечая на них, дети получают 1 балл; 2 тур — сложные вопросы, которые оцениваются в 2 балла. И 3тур — это суперсложные вопросы — 3 балла. В случае равного количества баллов разыгрываются дополнительные вопросы, цена которых — 4 балла. Кроме этого, у детей есть две подсказки, которые можно использовать в любом туре вопросов: 1 подсказка — помощь одноклассников, а вторая подсказка — помощь взрослого. Если учащиеся хотят использовать подсказку, то берут талон подсказки и идут за помощью.
Так же на этапе закрепления, можно проводить игры-путешествия. Эти игры способствуют осмыслению и закреплению учебного материала. Активность учащихся в этих играх может быть выражена в виде рассказов, дискуссий, творческих заданий, высказывания гипотез. Работу на уроке организует мультимедийная презентация, которая предлагает «маршрут» с преодолением воображаемых препятствий. При этом проверяется знание текста, умение пересказывать, отвечать на проблемные вопросы, сопоставлять [11].
Игры-упражнения. Они совершенствуют познавательные способности учащихся, способствуют закреплению учебного материала, развивают умение применять его в новых условиях. Примеры игр-упражнений: кроссворды, ребусы, викторины.
Такие игры часто используют на уроках литературного чтения, при этом можно создать мультимедийную презентацию с анимированными фигурами. Так, например, викторина по былинам предваряет и завершает урок и организует повторение. Она включает мини-кроссворды на знание теории литературы, вопросы викторины с выбором ответа на знание текста былин. Практически любой урок литературы может завершиться игровым тестовом или викториной для проверки знаний, полученных на уроке.
Игровые технологии, а в частности дидактические игры, играют большую роль в обучении младших школьников, а это активизирует процессы непроизвольного запоминания, развивают логическое и творческое мышление, вносит эмоциональность в урок, облегчает восприятие, готовят к трудной деятельности, способствует преодолению пассивности учащихся.
2.3 Практики использования игровых технологий
Нами были составлены конспекты уроков литературного чтения, в основу которых было положено использование игровых технологий.
Конспект урока литературного чтения «Устное творчество русского народа» 2 класс, УМК «Школа России» (Климанова Л.Ф)
Форма урока: урок — игра
Цели урока:
- Образовательная: Уточнить сведения о жанрах: “загадки”, “пословицы”, “скороговорки”, “небылицы”, “считалки”, “потешки”, “сказки”, “былины”;
- Развивающая: развитие умения внимательно, вдумчиво воспринимать художественный текст;
- развитие грамотной устной речи;
- формирование навыков выразительного чтения;
- развитие универсальных учебных действий.
Воспитательная: воспитание бережного отношения к устному народному творчеству; воспитание нравственных качеств.
I. Подготовительный этап
1. Орг. момент
- Сегодня у нас не обычный урок, а урок — игра.
- Вспомним и повторим жанры устного народного творчества.
- Помните, мы с вами говорили: литература — это то, что написано буквами.
Литера — это буква. Литературное произведение пишется, а фольклорное сказывается. Итак, кто же сможет объяснить, что значит «устное творчество русского народа»?
- А теперь найдите определение устного народного творчества в учебнике и прочитайте.
-Произведения устного народного творчества (фольклор) есть у каждого народа. Это его живая память, передаваемая от поколения к поколению, от дедов к внукам. В этих произведениях отразились жизнь и обычаи народа, его взгляды на мир и человека, представления о добре и зле.
2. Беседа с учащимися
- Какие произведения фольклора вам знакомы?
- Когда и как проходило ваше знакомство с произведениями устного народного творчества?
- Встречались ли вы с произведениями фольклора, еще где-то, кроме уроков литературы?
III. Игровой этап
1.Игра «Сыщики».
- Ребята, дома вы подготовили карточки с определениями.
- Итак, образуем две команды.
- Первая команда читает определение понятия.
- За правильный ответ команда получает по 1 баллу.
- Вторая команда должна угадать что это.
Варианты карточек детей.
Быль — это то, что было, правда. А небылица — это выдумка. Это то, чего не бывает, не было.
Сказка — это устный рассказ о чём-то необычном, во что трудно поверить, о невероятном, фантастическом.
Потешка — это песенка или стишок для игр с маленькими детьми. Это могут быть игры с пальчиками, ручками и ножками.
Былина — это произведение русского фольклора о подвигах героев, которые жили в далёком прошлом. Они боролись со злыми силами, с врагами русской земли.
Пословица — краткое мудрое изречение, имеющее поучительный смысл
Закличка — кроткое стихотворение, которое выкликали, участвуя в обрядах.
2. Работа в группах. Игра «Литературное лото».
- Перед вами игровое поле и карточки.
- Ваша задача разложить карточки с текстами на игровом поле.
Игровое поле
Пестушки |
Заклички |
Загадки |
Считалки |
Сказки |
|
Потешки |
Детский фольклор |
Скороговорки |
Пословицы и поговорки |
||
Дразнилки |
Колыбельные песни |
Приговорки |
Нескладухи |
Былина |
|
Карточки с текстами.
1. На дворе темным-темно,
Я лежу, смотрю кино.
Сон присел на табуретку,
Вышивает птичью клетку.
В клетке пляшет крокодил,
Как он в клетку угодил?
На дворе темным-темно,
Я лежу, смотрю кино.
(Колыбельная песня)
2.Дерево держится корнями, а человек — родственниками. (Пословица)
3. Ой, качи, качи, качи,
В головах-то калачи,
В ручках пряники,
В ножках яблочки,
По бокам конфеточки,
Золотые веточки.
(Потешка)
4. Жаворонок, жаворонок!
Возьми себе зиму,
А нам отдай весну.
Возьми себе сани,
А нам отдай телегу!
(Закличка)
5. На опушке в избушке
Живут старушки-болтушки.
У каждой старушки лукошко,
В каждом лукошке кошка,
Кошки в лукошках шьют старушкам сапожки.
(Скороговорка)
6. В небе — радуга-дуга.
На грядке — ягода-нуга,
Солнцем озеро согрето:
Всех зовёт купаться…
(лето) (Загадка)
7.Глазки смотрят,
Носик дышит,
Ушки милые
Всё слышат,
Ротик улыбается,
Ручки просыпаются.
И готовы ножки
Топать по дорожке!
С добрым утром!!!
(Пестушка)
8. Падай, падай, белый снег
Радуй, радуй всюду всех
Падай, падай на село
На гусиное крыло
Поле белым укрывай
Будет летом каравай
(Закличка)
9. Родились у нас котята
Раз-два-три-четыре-пять,
Приходите к нам, ребята
Посмотреть и посчитать.
Раз котенок — самый белый
Два котенок — самый смелый
Три котенок — самый умный
А четыре — самый шумный