Вопросы художественного образования и эстетического воспитания учащихся средствами изобразительного и декоративно- прикладного искусства, где гармонически сочетаются общепедагогические требования с национально- художественными традициями, рассматриваются в различных направлениях научной деятельности ведущих исследователей в области педагогического образования. В настоящее время в масштабе Российской Федерации, а также республики Дагестан, разработана серия экспериментальных типовых программ, где на уроках изобразительного искусства и уроках трудового воспитания, предусматривается обучение учащихся приемам традиционных методов передачи мастерства умельцев народных художественных промыслов. [7]
Обучение навыкам ремесла народного художественного творчества в системе художественно- эстетического образования учащихся предлагает широкое ознакомление учителей и учащихся средних школ с различными видами народного декоративно-прикладного творчества, с историей орнаментального искусства, с работами наиболее известных промысловых центров. Крайне важно при этом наиболее плодотворно использовать в современной школе исторически сложившийся опыт традиционной народной педагогики в сочетании с общепедагогическими требованиями преподавания изобразительного и декоративно прикладного искусства.
Преподавание основ видов искусства ведется более интенсивно в связи с тем, что и сегодня они имеют у нас наиболее развитые центры, а изделия широко используются в быту.
Необходимо, чтобы в каждой школе, расположенной в местах бытования того или иного вида народного искусства, учащиеся обучались бы не только навыкам народного ремесла, но и максимально использовали обучающий потенциал народной педагогике в художественно- эстетическом воспитании учащихся школ. Это будет способствовать повышению интереса учащихся к национальной культуре, позволит широко привлечь учащихся к работе по восстановлению угасших промыслов и ремесел.
Целью данной дипломной работы является подробно рассмотреть систему занятий по ознакомлению школьников с декоративно-прикладным искусством Дагестана.
Для достижения данной цели нами были поставлены задачи:
Изобразительное искусство Рб Никулин. Доклад Изобразительное ...
... Дореволюционный период. До революции изобразительные виды искусств на территории Башкортостана имели ограниченное распространение. В ... Хабибрахмановым Ханифом Мирзагитовичем. Декоративно-прикладное искусство. Дореволюционное декоративно-прикладное искусство башкир чаще всего ... педагогическому и художественному образованию. Для получения высшего художественного образования люди уезжали учиться ...
раскрыть проблемы обучения и воспитание школьников на материале традиционного декоративно-прикладного искусства Дагестана;
- раскрыть художественно-педагогический потенциал произведений народного декоративно-прикладного искусства;
- описать региональный компонент в инновационных программах дагестанских ученых-педагогов;
- выделить формы и методы художественно-педагогического образования школьников с учетом художественных традиций ДПИ Дагестана;
- а также дать подробное содержание учебных и внеклассных занятий по ознакомлению школьников с традиционным декоративно-прикладным искусством Дагестана.
Структура работы.
Глава 1. Проблемы обучения и воспитание школьников на материале традиционного декоративно-прикладного искусства Дагестана
1 Художественно-педагогический потенциал произведений народного декоративно-прикладного искусства
Нынешний исторический период развития общества характеризуется интенсивно возросшим интересом народов к своему историческому и эстетическому наследию. В этой тенденции находят гармоничное слияние общечеловеческого и культурного наследия, плодотворное использование национального художественного опыта и системы эстетических и дидактических критериев школьной практике преподавания дисциплин эстетического цикла.
Крайне важно при этом наиболее плодотворно использовать на современном уровне исторически сложившийся опыт обучающего потенциала традиционной народной педагогики. Здесь необходимо делать попытку изучить основы народного педагогического опыта, систематизировать, обобщить и плодотворно использовать традиционно сложившийся в конкретных исторических и культурных регионах навыки передачи традиционных художественных традиций, критериев и методов в соответствии с требованиями современной школьной методики. [7]
Народная педагогика за тысячелетнюю практику накопила немалый и весьма плодотворный потенциал максимально глубокого ознакомления учащихся с исторически сложившимися методами нравственного воспитания и общеэстетического образования с учетом регионально- этнических особенностей.
Многолетние наблюдения наиболее прогрессивных педагогов показывают, что только те преподаватели, дидактическая система которых базируется на исконно народных средствах, формах, методах и приемах семейного, школьного и традиционно-общественного воспитания могут и способны добиться оптимальных результатов в своей обучающей практике. При этом преподаватель должен умело и плодотворно сочетать теоретический опыт его гуманитарного образования и конкретный региональный эстетический багаж, присущий каждому учащемуся.
Прогрессивные педагогические и воспитательные идеи и методики, а также культурно- эстетический опыт как региона, так и данного конкретного народа позволяют преподавателю найти гармонию сугубо научного и спонтанно- традиционного начала в воспитательном и обучающем процессе.
Опыт каждого конкретного народа изначально тесно связан с передачей нравственного и художественно- эстетического опыта от старшего поколения к младшему. Начальным этапом является, особенно для национальных регионов, — семейное воспитание и, в конкретных случаях, обучение. Далее ребенок обязательно поступает в общеобразовательное (или специальное) учебное заведение- школу, училище и т.д. На этом этапе и раскрывается потенциал, заложенный в национальных культурных традициях семьи.
Воспитание художественного вкуса и эстетической оценки окружающей ...
... к богатейшему опыту человечества, накопленному в искусствах, можно воспитать высоконравственного, образованного, разносторонне развитого современного человека. 1. Сущность формирования художественного вкуса и эстетического воспитания Взрослые и ... науки, и что красота есть основное эстетическое явление (13, 6). Искусство заключает в себе большой потенциал для развития личности. Из всего ...
Возрождение традиционного авторитета и высокого статуса семейного начала, столь характерного для Республики Дагестан, имеет в своей основе тщательно оценочное отношение представителей старшего поколения к младшему, творческое переосмысление и оптимальное использование традиционных и как показала многовековая историческая практика- весьма плодотворных методов нравственного и эстетического воспитания.
Оптимальными методами плодотворной пропаганды исторически сложившейся народной педагогики должны послужить, по нашему мнению, такие методы педагогического воздействия, как «родительские университеты», общественные собрания, сельские сходы и, — характерно для условий Республики Дагестан — годеканы. Здесь на основе эмпирически выверенного опыта старейшин-аксакалов и кристаллизуется оптимальный опыт семейного, нравственного и эстетического воспитания подрастающего поколения, причем со строгой дифференциацией по половому признаку и конкретной узкорегиональной специфике. Так, мальчики должны заниматься более «нагрузочными» в физическом отношении ремеслами- землепашество, выпас скота, традиционными семейными ремеслами, требующими значительных физических усилий. Девочки, в свою очередь, обладают более тонким восприятием бытовых ценностей. Нельзя не отметить присущие исконно женской психологии такие качества как тщательность (что сказывается, в частности, в ковроделии, вышивке, гончарном искусстве и др.)
Плодотворное сотрудничество педагогов, учителей-предметников, родителей, представителей более старшего поколения и сверстников совместно- совокупный поиск оптимальных, т. е. наиболее плодотворных методов, способов и конкретных форм воспитания и обучения в заданных условиях непосредственной жизнедеятельности детей, базирование на изначально здоровом общественном мнении, на здоровом смысле народной педагогики помогут возродить еще не до конца утерянные традиции предшествующих поколений. [7]
В специфических условиях школьной практики в Республике Дагестан необходимо тщательно учитывать локальные особенности конкретных народи художественных промыслов и декоративно- прикладных ремесел.
Уроки изобразительного и декоративно- прикладного искусства должны, нашему глубокому убеждению, стать основополагающим фактором развития творческих и, в частности, художественно- изобразительных способностей каждого ребенка на базе оптимального использования обучающего потенциал региональных народных художественных промыслов. Следовательно, преподаватель дисциплин эстетического цикла должен максимально плодотворно использовать весь потенциал этических и эстетических народных традиций, а также, естественно, местных локальных художественных промыслов. Особенно внимательно должны отнестись к этому постулату преподаватели дисциплин эстетического цикла столь специфических и многообразных в культурно- историческом отношении регионов как Республика Дагестан.
Первоочередное значение в практической преподавательской деятельности должно, по нашему глубокому убеждению, принадлежать накопленному народом опыту старших поколений, творчески воплощенному как и в общеэтическом, так и в конкретно эстетическом проявлениях.
Каждая из намеченных методической программой тем учебного предмета должна быть подтверждена плодотворным использованием наиболее потенциально прогрессивных традиций исторически выверенной народной педагогики. Именно этот синтез научного и дидактического воздействия позволит наиболее глубоко и доступно как в возрастном, половом и региональном аспекте раскрыть перед учащимися подлинную значимость научного и народного педагогического наследия, нацеленного на достойное и плодотворное формирование общественно ценной личности.
Художественные промыслы
... УРАЛА 1.1. Художественные промыслы и их сущность Современные художественные промыслы развиваются на основе тенденций декоративно-прикладного искусства. Потому, чтобы понять природу и сущность такого явления, как народные художественные промыслы, необходимо знать, что такое народное искусство. Народное искусство ...
Использование неисчерпаемого потенциала самобытной педагогической культуры народа естественно и необходимо с выверенным учетом опыта народной педагогики может стать наиболее эффективным, если преподаватель, опираясь на наиболее подготовленных и заинтересованных учащихся, сможет создать своего рода эстетически- организационный центр, который послужит как в качестве оптимальной базы предметного образования, так и фундамента для рекламы и пропаганды народной культуры и в самом широком смысле, и в конкретном выражении на базе региональных и узколокальных художественных промыслов и ремесел.
1.2 Региональный компонент в инновационных программах дагестанских ученых-педагогов
Дагестанские народные художественные и ремесленно- декоративные промыслы являют собой заметный и общепризнанный потенциал в традиционной культуре не только нашего региона, но и в общем, многонациональном наследии Российской Федерации. Такие яркие и, добавим, гармонически сочетающие в себе утилитарные и эстетические достоинства образцов ювелирного искусства кубачинских и гоцатлинских ювелиров, табасаранских ковровщиц (отметим в ворсовой, сложной технологии), унцукульская насечка металлом по дереву (со сложным учетом сочетания декоративных и технологических свойств материалов) приобрели заслуженную известность во всем мире.
Между тем это лишь квинтэссенция, обобщение повседневного, регионально дифференцированного всеобщего в недавнем прошлом народного художественного творчества. Эстетически- культурной базой его является опыт десятков и сотен тысяч мастеров различных специальностей. По уровню концентрации на достаточно ограниченной территории исторически сложившихся центров народного художественного творчества мировая эстетическая и искусствоведческая наука справедливо относит Дагестан к уникальному территориально-этническому образованию, а комплекс его народов по достоинству относит единственному в своем отношении хранилищу традиций народных мастеров художников.
Многочисленные народы Дагестана (академик Н. Я. Марр приближал и количество к ста) с древних времен создавали и, что особенно важно, создают уникальные произведения и памятники искусства. Сохранились и изучены из них, естественно, немногие, не и то, что стало общим достоянием, дает нам право судить о широком развитии в Дагестане народных искусств и художественных ремесел. [7]
Всемерное возрождение народных полузабытых традиционных художественных промыслов и их бережная поддержка создает базу для подготовки кадров предприятий народных художественных промыслов.
По решению Правительства Республики Дагестан во многих школах, исходя из региональных особенностей нашей республики, введено обучение на урок труда эстетическим критериям, обусловленным технологическими приемами навыками изготовления изделий декоративно- прикладного искусства, присущим для Дагестана.
Основополагающая цель таких занятий: сформировать эстетическое отношение учащихся к явлениям и предметам окружающей действительности, научить их чувствовать и творчески воспринимать прекрасное, воспитать интерес и любовь к искусству, развить художественный вкус учащихся.
Организационно-методические основы использования иллюстрации ...
... работе с литературными произведениями играют книжные иллюстрации. Проблема данной курсовой работы кроется в раскрытии сущности, структуры, принципов и условий повышения восприятия художественного текста посредством иллюстраций. Объектом исследования выступает процесс развития способностей учащихся ...
Работа Раджабова И.М. и Гамзатова Г.К. «Декоративно-прикладное творчество в системе художественно- эстетического образования учащихся», предлагает широкое, и по мере возможности, глубокое ознакомление учителей и учащихся средней общеобразовательной школы с историей народного искусства, орнаментом, как первичным его проявлением (на столь богатом материале как многообразнейший потенциал народных традиций Дагестана), композиционными закономерностями и, в качестве образца, работами признанных мастеров.
Разделы в работе посвящены наиболее популярным (историческим, эстетическим и экономическим) заслуживающим признания видам ремесел- ювелирному искусству в его разнообразных проявлениях (ковка, скань, насечка и мн. др.), резьбе по дереву и унцукульской насечке, ворсовому ткачеству. Добавим, что предметы народных промыслов при несомненных художественных достоинствах сохраняют чисто утилитарное назначение и по сей день широко используется в быту.
Нельзя не сказать, что художественные ремесла приобрели в Дагестане на протяжении длительного исторического периода столь широкое распространение, что исчерпывающе рассказать о них в объеме данной работы никак не представляется возможным. Учитель, в процессе собственного воспитания и образования (семья, школа, высшее или специальное учебное заведение) способен в достаточном объеме усвоить общечеловеческие и, на основе личного опыта, местные, региональные художественные достижения столь характерных в своем творческом выражении центров как Кубачи, Кумух, Балхар, Унцукуль, Дербент и пр. Следует констатировать, что в конце прошлого века в Дагестане плодотворно функционировали более тридцати производств ювелирных и оружейных (но, при гармоническом сочетании функциональных и эстетических свойств) «народных артелей» производств.
Необходимо, по нашему глубокому убеждению, чтобы в каждой школе, находящейся в местах бытования того или иного вида традиционных искусств и художественных промыслов дагестанских народностей, учитель соответственного цикла педагогических дисциплин, преподносил их учащимся на основе местных художественных технических приемов.
Именно это будет способствовать возрождению и развитию многообразных проявлений национальной художественной культуры, позволит педагогу интенсивнее привлечь учащихся к творческой работе по восстановлению угасших художественных промыслов и декоративных ремесел.
Указанная деятельность, однако, логическим образом требует участия специалистов разного профиля, а также энтузиастов, в том числе самих преподавателей средних школ. Им, по нашему убеждению, следует активнее привлекать учащихся к сбору (и добавим, оценке и обобщению) материалов по местным видам искусства.
Только на этой основе в тесном творческом содружестве художников, искусствоведов, мастеров, методистов и педагогов можно и должно достичь стройной дидактической системы педагогических и наглядных пособий по на родным художественным промыслам Дагестана.
Преподаватель при этом должен, учитывая непосредственное, спонтанное общение учащихся из различных этнических районов на основе своих суммирующих знаний ознакомить их с различными видами художественных промыслов как в чисто познавательном, так и в художественно-обучающем применении.
ДПИ Дагестана.» «Искусство кайтагской вышивки
... буквально. Озаренная народной фантазией реальность приобретала порой волшебные, сказочные черты, в ней быль и вымысел представлялись неразделимыми. Возникновение и развитие самобытного искусства народов Дагестана относится к ... на Кавказе предметом единственным в своём роде, и мы можем рассматривать их как один из оригинальных элементов национальной культуры кайтагов, хранящей изобразительные ...
Сегодня, когда обновляется содержание образовательных дошкольных учреждений, пересматриваются формы и методы приобщения детей к изобразительной деятельности, необходимо вопросы духовно-нравственного, художественно-эстетического и трудового воспитания дошкольников строить путем ознакомления их с народным и декоративно-прикладным искусством Дагестана, так как орнаментальная основа народного искусства доступна детям для восприятия и отображения в художественной деятельности. Яркость цветовых сочетаний, красота и изящество форм, поэтичность и характерность образов глиняных игрушек, несомненно, привлекают дошкольников и вызывают у них желание самим попробовать выполнить подобные узоры, изделия, игрушки.
Для решения этих и других задач в пособии Байрамбекова М.М. Система занятий по ознакомлению дошкольников с декоративно-прикладным искусством народов Дагестана» рассматриваются вопросы приобщения дошкольников средней, старшей и подготовительной групп к различным видом декоративно-прикладного искусства, в которых отражена специфика национального искусства народов Дагестана. При этом воспитателю предлагается материал об основных видах народного и декоративно-прикладного искусства Дагестана, приводятся теоретические сведения и таблицы с графическим изображением народного орнамента, способы создания композиций на различных формах, выполнение лепки, аппликации и декоративного рисования. Кроме этого в пособии предлагаются конспекты примерных занятий для разных возрастных групп с последовательным усложнением задач при выполнении заданий по декоративному рисованию, росписи, лепке и аппликации. [2]
Структура, содержание пособия соответствуют основным задачам программы «Родничок», где народное искусство Дагестана представлено как системное образование. Планомерное и целенаправленное изучение народного искусства позволяет детям лучше узнать природу и художественные традиции своего края, народные праздники и обычаи.
Изобразительная и художественно-трудовая деятельность детей осуществляется с использованием различных материалов: бумаги, ткани, глины, ниток, проволоки, фольги, природного материала.
В процессе изобразительной деятельности и художественного труда дети рисуют, лепят и выполняют различные поделки, которые используются для украшения помещений, включаются в игру.
Таким образом, воспитательно-образовательная работа с детьми осуществляется в основном на занятиях (декоративное рисование, лепка, аппликация), а также во время игр, экскурсий, праздников и самостоятельной художественной деятельности.
1.3 Формы и методы художественно-педагогического образования школьников с учетом художественных традиций ДПИ Дагестана
Как в прошлом, так и в настоящее время декоративно-прикладное искусство народных мастеров Дагестана имело и имеет не только чисто утилитарное и эстетическое назначение. Оно активно использовалось в народной педагогической практике как действенное средство воспитания трудовых и художественных навыков, выработки хорошего художественного вкуса. Народные мастера достаточно тонко и точно понимали психику ребенка и подростка, четко и продуманно учитывали ее особенности и индивидуальные свойства при выборе способов и методов приобщения детей и подростков как к труду, так и к непосредственной творческой деятельности. Процесс создания художественно-декоративных изделий приравнивался по своей значимости к любому созидательному или ратному труду. Мастера, украшающего оружие, уважали и почитали отнюдь не меньше, чем воина, поднявшего это оружие на защиту Родины.
Декоративно-прикладное искусство в работе с детьми начальных классов
... программ. Целью курсовой работы является рассмотреть и проанализировать особенности обучения декоративно-прикладного искусства батика и его воспитательное значение. Глава 1. Декоративно-прикладное искусство в системе ценностей человека культуры 1.1 Истоки и виды декоративно - прикладного искусства Декоративное искусство зародилось ...
До сего дня в таких всемирно известных центрах народного декоративного искусства Дагестана как с. Балхар, с. Кубачи, с. Унцукуль, г. Дербент и др. можно констатировать, что мастер- ремесленник, изготовляющий декоративно украшенные предметы быта или ювелирные изделия, пользуется никак не меньшим, если не большим уважением и почетом, чем землевладелец, педагог, механизатор, инженер и т. д. []
Процесс обучения народным мастером своих учеников- детей и подростков — строился на простом и действенном принципе: это последовательное развитие наблюдательности, правильная « постановки руки», обучение техническому мастерству с обязательным стремлением сохранить и развить индивидуальность каждого конкретного ученика. Важно отметить, что мастера, как правило, вводили в процесс обучения элемент игры, что, во-первых, делало его менее утомительным, а во- вторых, придавало обучению своего рода соревновательность, азарт, столь свойственный детскому и подростковому возрасту. Таким образом, детей и подростков приобщали к искусству, к творческой работе отнюдь не в разрез их интересам и потребностям.
Нельзя забывать и о том, что процесс обучения проходил в локальной, достаточно замкнутой общественно- социальной структуре (селение, аул), где весьма действенным фактором как нравственного, так и трудового воспитания было общественное мнение. Мастер пользовался почетом и уважением, лентяй, неумеха подвергался осмеянию и не мог рассчитывать занять сколько-нибудь достойное место в обществе.
Этот беглый обзор традиционно сложившихся в Республике Дагестан путей и методов приобщения детей и подростков к народным эстетическим и этическим идеалам, практической художественной деятельности позволяет, на наш взгляд, прийти к естественному выводу, что обращение к опыту народной педагогики, без всякого сомнения, значительно обогатит комплекс обучающих приемов современного педагога любого уровня — от детского сада до высшего учебного заведения.
Вместе с тем особо хотелось бы подчеркнуть, что существует большое количество монографий о признанных мастерах классического изобразительного искусства с древнейших времен до наших дней. Репродукции их работ растиражированы в огромном количестве, даже порой утрачивая заложенный в подлиннике эстетический потенциал. К сожалению, творения народных художников известны лишь сравнительно ограниченному кругу людей, что, естественно, умаляет их воспитательное и обучающее значение. Считаем, что до сих пор не в должной степени освещен и освещается как в печати, так и в других средствах массовой информации- богатейший художественный багаж предшествующих поколений. В значительной мере этот упрек можно отнести и к средней общеобразовательной школе. Между тем произведения народных мастеров можно смело приравнивать к работам общеизвестных классиков.
Что и как преподаватель может использовать из богатейшего арсенала родной педагогики (конкретно — творчества народных мастеров) в художеств! ном образовании и эстетическом воспитании школьников?
Интегрированные уроки в процессе обучения младших школьников
... и учащихся в проведении интегрированных уроков. Цель дипломного исследования: выявление влияния системы интегрированных уроков на качество обучения младших ... теме состоит из 74 источника. В приложении включены конспекты интегрированных уроков, фрагменты интегрированных уроков, таблицы по результатам эксперимента. 1.1 Психолого-педагогические подходы к интеграции обучения Проблема интеграции обучения ...
Во-первых, он должен четко определить, что включает в себя обучающий потенциал народной педагогики.
Во-вторых, понять, какие формы, методы и приемы обучения народный мастер использовал в процессе обучения. Важно при этом учитывать, какую технику и связанную с ней технологию и инструментарий использовал мастер практической работе.
В-третьих, какие наглядные средства использовал учитель в обучении подрастающего поколения с учетом преемственности позитивных традиций.
В-четвертых, понять, как народный мастер (учитель) учитывал творческий потенциал ребенка с дифференциацией по половому признаку и изначальному опыту.
Прежде всего, в обучающий потенциал народного мастера входит многолетний опыт поколений, базирующийся на экономических и эстетических потребностях общества.
В педагогическом плане основополагающими формами и методами служили наглядный показ и объяснение. В качестве наглядных пособий в обучении мастерству использовались, в основном, образцы изделий народных мастеров. При этом важным обучающим фактором служило объяснение объективных природных закономерностей.
Суммирующий анализ методов обучения детей и подростков основам художественных промыслов позволил нам прийти к логическому выводу, что художественное (в прикладном, ремесленном отношении) образование наиболее плодотворно реализуется по предлагаемой схеме. Она составлена автором д. п. н. профессором И. М. Раджабовым на основе изучения и обобщения опыта работы народных мастеров- педагогов России и Дагестана.
Итак, сформулируем основные позиции этой схемы, согласно которой реализуется художественное образование и эстетическое воспитание
Учитывая и творчески сочетая педагогический и обучающий потенциал каждой из указанных позиций, педагог может на основе этой триады добиться оптимальных результатов в своей деятельности.
Глава 2. Содержание учебных и внеклассных занятий по ознакомлению школьников с традиционным декоративно-прикладным искусством Дагестана
1 План воспитательного мероприятия: Экскурсия в музей ИЗО
Цель: изучить и сохранить историю родного края, на основе знаний национальных традиций, национальной истории Республики Дагестан сформировать у учащихся осознанное отношение к ценностям национальной культуры, к прошлому, настоящему и будущему деревни и школы. сформировать у младших подростков представление о многообразии проявлений современного декоративного искусства, о взаимосвязи материала, формы и содержания, о новом понимании красоты современными художниками и одновременно нацелить на поиск и решение декоративной композиции (объемной или плоскостной), которую предстоит выполнить в конкретном материале.
1. Развитие творческой самостоятельности и общественной активности учащихся в процессе сбора исследования обработки, оформления.
- Воспитание патриотических чувств учащихся.
- Сформировать умение выступать в качестве носителя и лучших образцов дагестанской культуры.
Оборудование: аппаратура для показа слайдов; презентация «Дагестанский музей изобразительных искусств», магнитофон, открытки, фотографии с изображением экспонатов музея.
Развитие творческих способностей учащихся на х Технология швейного производства
... (проблемная ситуация) для формирования творческого мышления у учащихся на уроках технологии; - экспериментально проверить возможность развития технического творчества учащихся в процессе обучения на уроках технологии с использованием разработанной совместной учебно-творческой деятельности учащихся и преподавателя. 1.1. История ...
Обоснование программы.
Музеи — одно из эффективных средств духовного патриотического и гражданского воспитания детей и молодежи.
Ожидаемые результаты.
- Сохранение в экспозициях музея документов, стендов, альбомов.
- Пополнение фонда новыми стендами.
- Издание исследовательских работ учащихся.
- Укрепление связи музея со школой, с родителями, с общественностью.
Дагестанский музей изобразительных искусств им. П.С. Гамзатовой
Дагестанский музей изобразительных искусств им. П.С. Гамзатовой открыт с 1958 г. Основу музейного собрания составили 200 экспонатов, переданные из художественного отдела Краеведческого музея ныне ДГОМ им. А. Тахо-Годи(картины, рисунки, скульптура, фарфор, мебель), полученные в 1920 — 30-е гг. из Государственного музейного фонда. В настоящее время собрание ДМИИ им. П.С. Гамзатовой включает самые разнообразные коллекции, насчитывающие более 14 тысяч экспонатов. Постоянная экспозиция музея размещена в девяти залах и состоит из следующих разделов:
Русское искусство ХVIII — нач. XX вв.
Русские художники ХIХ — нач. ХХ вв. на Кавказе.
Западноевропейское искусство ХVI — нач. ХХ вв.
Декоративно — прикладное искусство Дагестана.
ДМИИ обладает одной из самых богатых коллекций декоративно — прикладного искусства Дагестана, начиная с археологических находок III тыс. до н.э. по настоящее время включительно. Постоянная экспозиция музея отражает многообразие и архаичные традиции всех ремесел народов Дагестана.
Археология., Керамика., Медно-чеканные и бронзолитейные изделия., Резной камень., Резное дерево., Унцукульская насечка металлом по дереву., Ковры и вышивки., Художественное серебро кон. XVIII — нач. ХХ вв. Ювелирные украшения., Парадное оружие.
Помимо постоянной экспозиции в музее постоянно проходят тематические и персональные выставки, а также реализуются творческие проекты современных дагестанских художников. Проводятся круглые столы с ведущими специалистами в области культуры, снимаются общеобразовательные телепередачи из цикла «Прогулки по музею» (канал РГВК), по музейным коллекциям, специализированные экскурсии для студентов и школьников. Ведется активная деятельность в области научного издательства, только за последние годы музеем уже выпущено около 60 изданий. Проведено около 50 выставок, не считая многочисленных передвижных выставок по республики. Таким образом, наш музей заслужено обладает статусом республиканского культурного центра.
В 2008 году музею исполнилось 50 лет, была запланирована целая программа культурных мероприятий, одним из которых является программа продвижения культурных ценностей и эстетического воспитания в школах Махачкалы — «Дни музея в школе». Запланированы интересные выставки. Готовятся к выпуску ряд новых изданий: Сборник научных статей, Путеводитель по музею (с английским вариантом, для наших иностранных гостей) и ряд буклетов на специализированные темы.
Некоторые работы представленные в нашем музее будут представлены к приложению к данной дипломной работе. (см. Приложение)
2.2 План-конспект урока-беседы о традиционных художественно-промысловых центрах Дагестана, Вид занятия:
Тема урока:
Задачи: 1. Расширить знания учащихся о народных художественно промысловых центрах Дагестана, родного края.
- Повысить интерес к традициям народного искусства.
- Научить анализировать и сопоставлять традиционное и современное в искусстве.
Оборудование урока:
План урока:
1. Организационная часть 2-3 минуты.
- Сообщение новых знаний 30-35 минут.
- Подведение итогов, обобщение 2-3 минут.
Ход урока.
Унцукульские изделия — деревянные с инкрустацией металлом. В первой половине 19 века мастера изготовляли сувениры: трости, палки, пеналы, коробки, портсигары, стаканчики (см. рис.№1).
В настоящее время унцукульская фабрика продолжает старые традиции украшения изделий из дерева насечкой. Материалом для изделий служат твердые породы дерева: орех, кизил, абрикос. Древесину выпрямляют, подсушивают Для насечки применяют мельхиор в виде тонких лент и отрезков проволоки. Поверхность изделия зачищают, шлифуют и лакируют. За последнее время ассортимент обогатился кулонами, брошками.
Аул Кубани известен изготовлением изделий из серебра с глубокой древности. Чеканили: мучалы (кувшины), кунне (кувшинчики), тарелки, блюда. Кубачинцы прекрасно владеют техникой чернения и гравировки. Филигранные изделия выпускают главным образом в технике накладной филиграни. Эмальерное дело не является для кубачинцев традиционным. Эмали бывают: по скани, выемчатая, вычеканная. Для кубачинских изделий характерен растительный орнамент. Основными типами кубачинского орнамента являются: «лумла накъиш» (каёмчатый), «москов накъиш» (орнамент русского характера) «мархарай накъиш» (заросли), «тутта накъиш» (ветвь), «миндурма накъиш» (сетчатый).
Ассортимент по своему богат и разнообразен (см. рис.№2).
В ауле Балхар 8-10 вв. развивается гончарное лепное производство. В 13 в. Изделия стали покрываться ангобной росписью. Для балхарского промысла характерен роспись ангобом темно-красным и белым цветом. Орнамент изделия условно-растительный, состоящих из волнистых линий, цепочек, запятых, эллипсовидных листьев, кругов спиралей. В ассортимент входят изделия: посуда (кувшины большие и маленькие, миски, блюда, кружки), различные игрушки (см. рис. №3).
В южном Дагестане издавна сформировались местные художественные центры. одним из них является г. Дербент. Можно выделить восемь основных типов ворсовых ковров. Три лезгинских («Ахты», «Хив», «Табасаран»).
Ковровые узоры имеют свои наименования по сходству с каким-либо предметом, например «тапанча» пистолет, по имени женщины, по названию аула…. В прошлом ковровщицы сами подготавливали пряжу и растительные, анилиновые краски. Ковры изготовлялись в домашних условиях (см. рис. 1).
прикладной искусство педагогический урок
Рис. 1. Рис. 2 Рис. 3. Рис. 4
2.3 Конспект урока декоративного рисования: «Орнаменты Унцукуля», Тема: «Орнаменты Унцукуля», Учебные цели и задачи:, Оборудование урока:
Для учащихся — альбом, карандаши, гуашь, акварель, баночки для воды, кисточки.