«Никто еще не догадался, что произведения Кафки — кошмары, кошмары вплоть до безумных подробностей». (Х.Борхес)
Франц Кафка — писатель замечательный, только очень странный. Может быть, самый странный из тех, что творили в 20-м столетии. И странен он не в последнюю очередь тем, что его прижизненная и посмертная судьба необыденностью своей ничуть не уступает его же сочинениям. Кто-то видит в нем иудейского вероучителя, а кто-то — экзистенциалистского пророка, кто-то — авангардиста, а кто-то — консерватора, кто-то ищет ключ к его тайнам в психоанализе, а кто-то — в анализе семиотическом или структуральном. Но реальный Кафка всегда как бы выскальзывает из границ четкого мироощущения.
Многочисленные литературные школы сменяли друг друга, соперничали между собой — это было время бесчисленных «измов». Зрелые годы Кафки пришлись на период становления искусства экспрессионизма — яркого, шумного, кричащего, протестующего. Как и экспрессионисты, Кафка в своем творчестве разрушал традиционные художественные представления и структуры. Но его творчество нельзя отнести ни к одному из «измов», скорее он соприкасается с литературой абсурда, но тоже чисто внешне. Стиль Кафки абсолютно не совпадает с экспрессионистическим, так как его изложение подчеркнуто суховато, аскетично, в нем отсутствуют какие-либо метафоры и тропы.
В связи с этим так много точек зрения на его произведения, так много способов прочтения и так мало обстоятельных монографий, посвященных его творчеству, так мало исследователей, которые не побоялись бы погрузиться в сложный, метафизический мир его сочинений.
Умирая, Кафка завещал уничтожить все его рукописи, запрещал переиздавать немногочисленные опубликованные при жизни рассказы.
И это не было случайной блажью, капризом смертельно больного человека. Из его писем и дневников видно, с какой мучительной неудовлетворенностью и нарастающим недоверием относился он к своему творчеству.
Но душеприказчик писателя Макс Брод не выполнил его волю. После смерти Кафки были впервые опубликованы три его романа («Америка», «Процесс», «Замок») и значительное большинство рассказов, то есть, по сути, все то, что принесло автору неожиданную всемирную известность и славу.
Актуальность данного исследования заключается в том, что литературное наследство Кафки находило самые высокие, даже восторженные оценки у самых различных по своим мировоззрениям и эстетическим вкусам людей. Его превозносили патриарх немецкой литературы XX века Томас Манн и молодые польские литераторы, высоко оценивали коммунисты Франц Вайскопф, Луи Арагон, Пауль Рейман, и экзистенциалист Камю, и буржуазный эстет Мальро; в Исландии и в Японии, в США и в Югославии писатели разных поколений объявляли себя его учениками.
Творчество обэриутов
... удивительным образом перекликается с творчеством Франца Кафки. Творчество Даниила Хармса имеет много общего с творчеством других обэриутов. Помимо семантической бессмыслицы Хармс ... г. (хрущевская оттепель) речи об издании произведений обэриутов идти не могло. Исключение составляли стихи Заболоцкого, ... Чинари-обэриуты. Яков Друскин. Видение невидения. Примечания Данный реферат составлен на основе .
Еще больше нашлось у него и страстных противников и отрицателей.
Творчество Кафки становится предметом ожесточенных споров, бесчисленных исследований и толкований, чаще всего безнадежно противоположных, совершенно непримиримых, и несовместимых между собой. Его провозглашают то озаренным свыше блаженным мистиком, то гениальным насмешливым мистификатором; ему приписывают стремление творчески воплотить христианскую, или иудейскую, или некую универсальную вселенскую религию, либо объявляют его неистовым богоборцем, безбожником; одни считают его произведения выражениями глубочайшей мудрости, проникновенной философской мысли, другие видят в них отражения чистейшего безумия, запечатленные клочья бреда, излияния шизофреника, непосредственные следствия телесных и душевных болезней…
Такое многообразие, такая разноречивость в толкованиях произведений, которые сам автор хотел уничтожить, так же как и вся их необычайная, внезапно возникшая и во многих своих проявлениях болезненная популярность, уже сами по себе являются отражением глубоко противоречивой и крайне субъективистской природы творчества Кафки.
В нем воплотилось исступленно напряженное стремление к «абсолюту», к наивысшим пределам развития субъективизма. Персонажи Кафки едва ли не самые одинокие — безнадежно одинокие — люди во всей истории мировой литературы. В них крайнее выражение непреодоленного современного субъективизма, безнадежно больного и тлетворного.
Основной целью данной работы является комплексное исследование творчества Франца Кафки с точки зрения концепции трагического.
Объектом исследования являются произведения Ф.Кафки.
Цель исследования определила конкретные задачи:
изучить истоки творчества Ф.Кафки
выявить трагичность в творчестве Ф.Кафки
обобщить особенности концепции трагического в произведениях Ф.Кафки.
Исследования, проводимые в данной работе, нашли свое отражение в трудах отечественных литературоведов и стилистов: П.Воронкова, Д.Затонского, Л.Копелова, В.Кругликова, К.В.Фараджаеваа также в трудах зарубежных авторов: М.Брода, М.Бланшо, М.Бумера, А.Камю, Э.Канетти, В.Эмриха и других.
Данная работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы. Во введении обосновывается актуальность исследования, определяется цель, объект и задачи. Первая глава данной работы посвящена изучению становления Франца Кафки как писателя. Во второй главе исследуется концепция трагического в творчестве Ф.Кафки. В третьей главе выявляются особенности концепции трагического в произведениях Ф.Кафки. В заключении приводятся выводы по проведенному исследованию.
1. Истоки творчества Ф.Кафки
1.1. Жизненный путь Ф.Кафки
Франц Кафка (Franz Kafka) (1883 год — 1924 год) родился 3 июля 1883 в Праге. В 1906 окончил юридический факультет Пражского университета. Хрупкий, с пронзительными взглядом, Кафка постоянно занимался самобичеванием, страдал депрессиями и глубоким комплексом неполноценности по отношению к отцу, в письме которому (неотправленном) признавался: «Это [литературное творчество] было намеренно оттягиваемое прощание с тобой».
Еврейство изолировало Кафку от немецкоязычного сообщества; поскольку же родным языком для него был немецкий, чешское население Праги также не принимало его, и эта объективная безысходность вкупе с трудным характером препятствовало его общению с другими людьми.
Антисемитизм редко приобретает шумные формы, но присутствует он повсюду. Евреи столь чужды жизни других людей, что, как только они хотят участвовать в ней, они способны лишь ранить и убивать. «Самое ужасное для меня в этой истории — это убеждение, что евреи должны убивать, как хищные звери, со страхом, так как они не животные, а напротив, особенно умные люди, и, тем не менее, они не могут удержаться, чтобы не набрасываться на вас…».
Без этого хронического антисемитизма творчество Кафки рискует остаться плохо понятым. Кафка чувствует себя «поставленным вне общества», отброшенным в замкнутый мир, в котором ему трудно дышать. Немецкий критик Гюнтер Андерс так характеризовал трагедию Кафки: «Как еврей, он не был полностью своим в христианском мире. Как индифферентный еврей, — а таким он поначалу был, — он не был полностью своим среди евреев. Как немецкоязычный, не был полностью своим среди чехов. Как немецкоязычный еврей, не был полностью своим среди богемских немцев. Как богемец, не был полностью австрийцем. Как служащий по страхованию рабочих, не полностью
Список литературы [Электронный ресурс]//URL: https://litfac.ru/diplomnaya/frants-kafka/ 1. Беньямин В. Макс Брод: Франц Кафка. Биография. — М.: Мысль, 1999. — С.101. 2. Бланшо М. Чтение Кафки. — М.: Просвещение, 1994. — С.8. 3. Борхес Х. Кошмары (лекция). — М., 2000. — С.14. 4. Брод М. Отчаяние и спасение в творчестве Франца Кафки. — СПб., 1997. — С.3 5. Брод М. Религиозное развитие Кафки в последовательности трех его романов. — М., 1985. — С.3 6. Бубер М. Два образа веры. — М., 1995. — С.151 7. Воронков П. В отчаянии. Жизнь Кафки. — М., 2001. — С.5. 8. Затонский Д. Творчество Франца Кафки. — М., 2000. — С.8. 9. История зарубежной литературы ХХ века. — М.: Просвещение, 2002. — С.32 10. История мировой литературы: В 3 тт. — М.: Просвещение, 1997. — Т.3. — С.137. 11. Камю А. Надежда и абсурд в творчестве Франца Кафки. — М., 2003. — С.5. 12. Канетти Э. Творчество Кафки. // Иностранная литература. — 1993. — №3. — С.146 13. Кафка. / История всемирной литературы. — Т. 7. — М., 1991. — С. 50-56 14. Кафка Ф. Завещание. — М.: Азбука Классика, 2006. 15. Кафка Ф. Замок. — М.: Художественная литература, 1994. — 164с. 16. Кафка Ф. Избранное. — Минск: Аваста, 2003. — С.44-45. 17. Кафка Ф. Письмо к отцу. — М., 1994 18. Кафка Ф. Превращение. — СПб., 2002. — 242с. 19. Кафка Ф. Процесс. — М.: ЭСКМО, 2000. 20. Кафка Ф. Роман, новеллы, притчи. — М., 1965. — С.403 21. Кафка Ф. Соч. в 3-х томах. — М., Харьков, 1994. — Т.2. — С.56-58 22. Кафка Ф. Соч. в 3-х томах. — М., Харьков, 1994. — Т.3. — С.244 23. Копелов Л. От горизонта одного к горизонту всех. Некоторые проблемы современной зарубежной литературы в свете идейно-творческого опыта литературы социалистического реализма. — М.: Просвещение, 1979. — С.178 24. Копелев Л. Сердце всегда слева. Статьи и заметки о современной зарубежной литературе. — М.: Советский писатель, 1960. — С.168-169. 25. Копелов Л. У пропасти одиночества. Ф.Кафка и особенности современного субъективизма. — Режим доступа: http://www.kafka.ru/about/kopelev2.htm 26. Кругликов В. Записи бреда и кошмара: Н.В.Гоголь и Ф.Кафка. — М., 1999. — С.14 27. Мир философии: Книга для чтения. В 2-х ч.- Ч. 1: Исходные философские проблемы, понятия и принципы. — М.: Политиздат, 1991. — С.167. 28. Мэй Р. Смысл тревоги. — М.: Класс, 2001. — С.9 29. Фараджев К.В. Отчаяние и надежды Франца Кафки // Человек. — 1998. — №6. — С.496. 30. Эмрих В. Царство Сатаны. — М., 1989. — С.5. 31. Ясперс К. Смысл и назначение истории. — М., 1994. — С.438 |