Россия в “Записках охотника”, образ страны у Тургенева –

Сочинение на тему: Человек и природа в «Записках охотника»

Человек и природа в «Записках охотника».

«Записки охотника» были событием в литературной жизни начала 50-х годов XIX в. Тургенев показал глубокую содержа­тельность и духовность русского крестьянина, разнообразие ха­рактеров, полнее всего проявляющихся на фоне пейзажа.

Природа в «Записках…» выступает в нескольких функциях. Прежде всего Тургенев изображает природу, чтобы показать красоту России, ее величие и таинственность. Писатель создает лирические картины утра, восхода солнца, прекрасного июль­ского дня. С любовью Тургенев описывает грозу, бескрайние просторы полей, луга и леса близких ему мест. Особенно ярки такие описания в рассказах «Малиновая вода», «Ермолай и Мель­ничиха». В очерке «Лес и степь» писатель разворачивает широкое полотно пейзажа. Степь дышит привольем, свежестью; весна несет с собой обновление всему, человек чувствует себя бодрее, радо­стнее. Но и осенью лес лишен мрачности и уныния. Его запах пьянит, заставляет сердце биться чаще. Тургенев раскрывает жизнеутверждающую силу природы, ее бессмертную красоту. Он с любовью пишет о тех, кто живет в согласии с природой, уме­ет ее чувствовать и понимать. Поэзией овеяны образы Касьяна, умеющего «разговаривать» с птицами, Лукерьи, слышащей, как «крот под землею роется», удивительного Калиныча, наделен­ного тонким чувством красоты.

Вторая функция природы — психологическая. Описывая по­ступки, характеры людей, внутреннее состояние человека, Тур­генев показывает их отражение в природе. В рассказе «Бирюк» состояние повествователя перед встречей с героем передается через картину предгрозовой природы, которая так же угрюма и мрачна, как едущий в деревню автор. Состояние радости, упое­ния собственным талантом, творческий взлет героя отражаются в летнем пейзаже в рассказе «Певцы».

Третья функция пейзажа — это подготовка читателя к вос­приятию событий и героев. Эта функция особенно отчетливо проявляется в рассказе «Бежин луг». Сидящие у костра маль­чишки как бы растворены в природе. Природа для них — и сфера жизни, и что-то таинственное, нетленное, непостижимое. Дет­ский ум еще не в силах объяснить многое в природе, поэтому мальчики придумывают свои объяснения непонятного, сочиня­ют разные страшные истории, «былички» о русалках, домовых, леших.

Те явления природы, которые дети могут объяснить, стано­вятся близкими им, к необъяснимому же они относятся с опа­ской и суеверием. Неизвестное они осваивают в фантастических формах. Каждому «странному» рассказу мальчиков предшеству­ет изображение чего-то тревожного, неясного, тайного в при­роде.

30 стр., 14923 слов

Изображение народа в «Записках охотника» И.С. Тургенева

... в «Записках охотника», а главной целью было проследить в рассказах образ народа, отметить способы и приемы показа народа автором, дать характеристику героев из отдельных рассказов И.С. Тургенева, которые вошли в сборник. В ... 33]. Автор предлагает рассматривать язык и стиль произведения исторически, в условиях общего состояния и развития русской литературы и русского литературного языка своего ...

Тургенев психологически верно показывает, как меняется восприятие природы у детей. То, что ночью было таинствен­ным, таило опасность, вызывало страх, утром кажется живым и веселым. Последовательность описания природы и ее воспри­ятия детьми утром, днем, ночью подготавливает к пониманию причин возникновения быличек и поверий. В «Бежином луге» Тургенев показывает, как подчиненный силам природы кресть­янский мальчик стремится понять и объяснить все вокруг себя, используя ум и фантазию. То, что близко крестьянским детям, чуж­до повествователю. Он ощущает свою «неслиянность» с природой, отчужденность от нее и народного мира. Но «сладко стеснялась грудь, вдыхая тот особенный, томительный и свежий запах — запах рус­ской летней ночи». И Тургенев пишет о жажде соединения с окружающим миром, о любви ко всему живому.

Сочинение на тему: Человек и природа в «Записках охотника»

5 (100%) 1 vote

На этой странице искали :

  • записки охотника природа
  • природа в записках охотника
  • сочинение на тему записки охотника
  • записки охотника человек и природа
  • Записки охотника

Сохрани к себе на стену!

Тема, проблема, идея и значение произведения

При знакомстве с рассказами, которые входят в сборник «Записки охотника», выделить основную идею и тему, объединяющую все произведения, несложно. Любовь к родной земле и к своему народу прослеживается уже с первых строк, и этой любовью пронизаны все рассказы цикла. Тургенев, показывая человеческие качества, характеры и образы крестьян, преследовал главную идею, объединяющую все рассказы цикла, которая заключалась в разоблачении уродливости крепостничества, выражении своего протеста против него.

Для того, чтобы раскрыть основную идею цикла, писатель затрагивает тему жизни крепостных крестьян, их нравственные и духовные качества. На фоне оскудения духовных и нравственных качеств дворянства картины, описанные Тургеневым в его рассказах, выглядят особенно ярко. То есть основная идея заключалась не только в выражении протеста и разоблачении пороков крепостничества, но и в том, чтобы показать моральное и духовное превосходство крестьян над своими господами.

Готовые работы на аналогичную тему

  • Курсовая работа Туршенев И.С. «Записки охотника». Краткий анализ 430 руб.
  • Реферат Туршенев И.С. «Записки охотника». Краткий анализ 220 руб.
  • Контрольная работа Туршенев И.С. «Записки охотника». Краткий анализ 200 руб.

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

В цикле рассказов «Записки охотника» Тургенев поднимает несколько важных проблем:

  • проблема крепостного права. Эта проблема является центральной, все остальные проблемы вытекают из основной.
  • проблема человека, который неукоснительно выполняет свой служебный долг. Эта проблема связана с образом главного героя. Писатель говорит о том, что человек, выполняющий все обязанности, становится изгоем. Его ненавидят и боятся.
  • проблема неукоснительного следования своим жизненным принципам и причины, которые вынуждают отступить от этих принципов.
  • проблема взаимоотношения человека, следующего своим обязанностям, с другими людьми.

Сочинение: «Записки охотника»

  • Тургенев, Иван Сергеевич — Записки охотника

«Записки охотника»

17 стр., 8241 слов

Художественный мир «Записок охотника». «Записки охотника» ...

... Тургенева произошло еще одно событие, разгадка которого приоткрывает тайну глубокого своеобразия художественного мира «Записок охотника», ... человек», он вызывал у читателя чувство жалости и сострадания. Публикацией «Хоря и Калиныча» Тургенев совершил своего рода «коперниковский переворот» в художественном решении темы ... государственной жизни народа» См.: Добролюбов Н.А. Собрание сочинений: В 9 т. - М.; ...

Ю.В.Лебедев

В январе 1847 года в культурной жизни России и в творческой судьбе Тургенева произошло значительное событие. В обновленном журнале «Современник», который перешел в руки Н. А. Некрасова и И. И. Панаева, был опубликован очерк «Хорь и Калиныч». Успех его превзошел все ожидания и побудил Тургенева к созданию целой книги под названием «Записки охотника». На причины популярности тургеневского очерка впервые указал Белинский: «Не удивительно, что маленькая пьеска эта имела такой успех: в ней автор зашел к народу с такой стороны, с какой до него к нему никто еще не заходил».

Публикацией «Хоря и Калиныча» Тургенев совершил переворот в художественном решении темы народа. В двух крестьянских характерах он показал коренные силы нации, определяющие ее жизнеспособность, перспективы ее дальнейшего роста и становления. Перед лицом практичного Хоря и поэтичного Калиныча потускнел образ их господина, помещика Полутыкина. Именно в крестьянстве нашел Тургенев «почву, хранящую жизненные соки всякого развития», а значение личности «государственного человека», Петра I, он поставил в прямую зависимость от связи с ней. «Из наших разговоров с Хорем я вынес одно убежденье, которого, вероятно, никак не ожидают читатели,- убежденье, что Петр Великий был по преимуществу русский человек, русский именно в своих преобразованиях». С такой стороны к крестьянству в конце 40-х годов не заходил даже Некрасов. Условно говоря, это был подход к мужику с «толстовской» меркой: Тургенев нашел в жизни народа ту значительность, тот общенациональный смысл, который Толстой положил потом в основу художественного мира романа-эпопеи.

Наблюдения над характерами Хоря и Калиныча у Тургенева не самоцель: «мыслью народной» выверяется здесь жизнеспособность или никчемность «верхов». От Хоря и Калиныча эта мысль устремляется к русскому человеку, к русской государственности. «Русский человек так уверен в своей силе и крепости, что он не прочь и поломать себя: он мало занимается своим прошедшим и смело глядит вперед. Что хорошо — то ему и нравится, что разумно — того ему и подавай…» А далее Тургенев выводит своих героев к природе: от Хоря и Калиныча — к Лесу и Степи.

Хорь погружен в атмосферу лесной обособленности: его усадьба располагалась посреди леса на расчищенной поляне. А Калиныч своей бездомностью и душевной широтой сродни степным просторам, мягким очертаниям пологих холмов, кроткому и ясному вечернему небу.

В «Записках охотника» сталкиваются и спорят друг с другом две России: официальная, крепостническая, мертвящая жизнь, с одной стороны, и народно-крестьянская, живая и поэтическая — с другой. И все герои, эту книгу населяющие, так или иначе тяготеют к этим двум полюсам — «мертвому» или «живому».

Характер помещика Полутыкина набрасывается в «Хоре и Калиныче» легкими штрихами: походя упоминается о его французской кухне, о конторе, которая им упразднена. Но «полутыкинская» стихия в книге оказывается не столь случайной и безобидной. Мы еще встретимся с барскими конторами в особом очерке «Контора», мы еще увидим «полутыкинское» в жутковатом образе «мерзавца с тонкими вкусами», «культурного» помещика Пеночкина.

Изображая народных героев, Тургенев тоже выходит за пределы «частных» индивидуальностей к общенациональным силам и стихиям жизни. Характеры Хоря и Калиныча, как два полюса магнита, начинают притягивать к себе всех последующих, живых героев книги. Одни из них тяготеют к поэтичному, душевно-мягкому Калинычу, другие — к деловому и практичному Хорю. Устойчивые, повторяющиеся черты героев проявляются даже в портретных характеристиках: внешний облик Калиныча перекликается с портретом Степушки и Касьяна. Родственных героев сопровождает, как правило, пейзажный лейтмотив.

Живой, целостный образ народной России увенчивает в книге Тургенева природа. Лучшие герои «Записок охотника» не просто изображаются «на фоне» природы, а выступают как продолжение ее стихий: из игры света и тени в березовой роще рождается поэтичная Акулина в «Свидании», из грозовой ненастной мглы, раздираемой фосфорическим светом молний, появляется загадочная фигура Бирюка. Тургенев изображает в «Записках охотника» скрытую от многих взаимную связь всего в природе: человека и реки, человека и леса, человека и степи.

Живая Россия в «Записках охотника» движется, дышит, развивается и растет. О близости Калиныча к природе говорится немного. В Ермолае она уже наглядно изображается. А в Касьяне «природность» не только достигает полноты, но и одухотворяется высоким нравственным чувством. Нарастает мотив правдолюбия, правдоискательства, тоски по идеалу совершенного мироустройства. Поэтизируется готовность к самопожертвованию, бескорыстной помощи человеку, попавшему в беду. Эта черта русского характера достигает кульминации в рассказе «Смерть»: русские люди «умирают удивительно», ибо в час последнего испытания они думают не о себе, а о других, о ближних. Это помогает им стойко и мужественно принимать смерть.

Нарастает в книге тема музыкальной одаренности русского народа. Впервые она заявляет о себе в «Хоре и Калиныче» — поэтическом «зерне» «Записок охотника»: поет Калиныч, а Хорь ему подтягивает. В финале очерка «Малиновая вода» песня сближает людей: сквозь отдельные судьбы она ведет к судьбе общерусской, роднит героев между собою. Песня Якова Турка в «Певцах» «Не одна во поле дороженька пролегала» собирает в фокус лучшие душевные порывы Калинычей, Касьянов, Власов, Ермолаев и их подрастающую смену — детишек из «Бежина луга». Ведь мирный сон крестьянских детей у костра под звездами тоже овеян мечтой о сказочной земле, в которую верит, которую ищет странник Касьян. В ту же страну обетованную, где «живет человек в довольстве и справедливости», зовет героев протяжная русская песня Якова: «Он пел, и от каждого звука его голоса веяло чем-то родным н необозримо широким, словно знакомая степь раскрывалась перед вами, уходя в бесконечную даль».

Антикрепостнический пафос «Записок охотника» заключается в том, что к гоголевской галерее мертвых душ писатель добавил галерею душ живых. Крестьяне в «Записках охотника» — крепостные, зависимые люди, но крепостное право не превратило их в рабов: духовно они свободнее и богаче жалких полутыкиных и жестоких пеночкиных. Существование сильных, мужественных, ярких народных характеров превращало крепостное право в позор и унижение России, в общественное явление, несовместимое с нравственным достоинством русского человека.

В «Записках охотника» Тургенев впервые ощутил Россию как единство, как живое художественное целое. Его книга открывает 60-е годы в истории русской литературы, предвосхищает их. Прямые дороги от «Записок охотника» идут не только к «Запискам из Мертвого дома» Достоевского, «Губернским очеркам» Салтыкова-Щедрина, но и к эпосу «Войны и мира» Толстого.

Образ России «живой» в социальном отношении не однороден. Есть целая группа дворян, наделенных национально — русскими чертами характера. Таковы, например, мелкопоместные дворяне типа Петра Петровича Каратаева или однодворцы, среди которых выделяется Овсяников. Живые силы нации Тургенев находит и в кругу образованного дворянства. Василий Васильевич, которого охотник называет Гамлетом Щигровского уезда, мучительно переживает свою беспочвенность, свой отрыв от России, от народа. Он с горечью говорит о том, как полученное им философское образование превращает его в умную ненужность. В «Записках охотника» неоднократно показывается, что крепостное право враждебно как человеческому достоинству мужика, так и нравственной природе дворянина, что это общенациональное зло, пагубно влияющее на жизнь того и другого сословия. Поэтому живые силы нации писатель ищет и в крестьянской и в дворянской среде. Любуясь деловитостью или поэтической одаренностью русского человека, Тургенев ведет читателя к мысли, что в борьбе с общенациональным врагом должна принять участие вся «живая» Россия, не только крестьянская, но и дворянская.

Список литературы

[Электронный ресурс]//URL: https://litfac.ru/sochinenie/zapiski-ohotnika-turgenev/

Пейзаж в «Записках охотника» И.С. Тургенева (стр. 3 из 3)

Природа у Тургенева изображается в движении: в сменах и переходах от утра к дню, ото дня к вечеру, от вечера к ночи, с постепенным изменением красок и звуков, запахов и ветров, неба и солнца. Изображая природу, Тургенев показывает постоянные проявления ее полнокровной жизни.

Эпитеты в картине летнего дня
при существительных при глаголах
«ПРЕКРАСНЫЙ июльский день»; «небо ЯСНО»; «КРОТКИЙ румянец» (зари); «солнце СВЕТЛОЕ, ПРИВЕТНО ЛУЧЕЗАРНОЕ» «МОГУЧЕЕ светило» Солнце «МИРНО всплывает»; «СВЕЖО просияет»; «ВЕСЕЛО и ВЕЛИЧАВО поднимается»

В обрисовке ясного летнего дня автор использовал по преимуществу эпитеты, так как преследовал цель отметить наиболее яркие признаки природы в один из летних дней, которые он наблюдал.

Как писатель-реалист, Тургенев изображает природу глубоко правдиво. Его описание пейзажа психологически обосновано. Так, для описания ясного летнего дня Тургенев предпочтительно пользуется зрительным эпитетом, потому что автор ставит себе цель показать богатство красок озаренной солнцем природы и выразить свои самые сильные впечатления от нее. При изображении наступающей ночи характер и значение изобразительных средств уже совершенно иные. Оно и понятно. Здесь автор ставит цель показать не только картины ночи, но и нарастание ночной таинственности и чувство возрастающей тревоги, которое возникло в нем в связи с наступлением темноты и потерей дороги. Поэтому отпадает надобность в ярком изобразительном эпитете. Вдумчивый художник, Тургенев пользуется в данном случае эмоциональным, выразительным эпитетом, хорошо передающим тревожные чувства рассказчика. Но и им он не ограничивается. Чувство страха, тревоги и беспокойства автору удается передать лишь сложным комплексом языковых средств: и эмоционально-выразительным эпитетом, и сравнением, и метафорой, и олицетворением:

  • «Ночь приближалась и росла, как грозовая туча;
  • казалось, вместе с вечерними парами отовсюду поднималась и даже с вышины лилась темнота… с каждым мгновением надвигаясь, громадными клубами вздымался угрюмый мрак. Глухо отдавались мои шаги в застывающем воздухе… Я отчаянно устремился вперед… и очутился в неглубокой. кругом распаханной лощине. Странное чувство тотчас овладело мною. Лощина имела вид почти правильного котла с пологими боками;
  • на дне ее торчало стоймя несколько больших белых камней,— казалось, они сползлись туда для тайного совещания,— и до того в ней было немо и глухо, так плоско, так уныло висело над нею небо, что сердце у меня сжалось. Какой-то зверек слабо и жалобно пискнул между камней».

Писатель в данном случае не столько озабочен изобразить природу, сколько выразить свои беспокойные чувства, которые она у него вызывает.

Картина наступления ночи в изобразительных средствах языка

Сравнение . Метафора Олицетворение Эпитет
«Ночь приближалась и росла, как грозовая туча»; «кусты словно вставали вдруг из земли перед самым моим носом»; «громадными клубами вздымался угрюмый мрак» «Отовсюду поднималась и даже с вышины лилась темно та»; «с каждым мгновением на двигаясь, громадными клубами вздымался угрюмый мрак»; «сердце у меня сжалось» «На дне ее (лощины) торчало стоймя несколько больших белых камней,— казалось, они сползлись туда для тайного совещания» «Ночная птица пугливо нырнула в сторону»; «вздымался угрюмый мрак»; «глухо от давались мои шаги»; «я отчаянно устремился вперед»; в лощине «было немо и глухо, так плоско, так уныло висело над нею небо»; «какой-то зверек слабо и жалобно пискнул»

Приведенных примеров вполне достаточно, чтобы окончательно убедить учащихся в том, как вдумчиво отбирал Тургенев изобразительные средства языка. Следует при этом особо подчеркнуть, что картина надвигающейся ночи раскрывается через восприятие обеспокоенного, встревоженного человека, который окончательно удостоверился в том, что он заблудился. Отсюда и помрачнение красок в описании природы: обеспокоенному воображению все представляется в мрачном свете. Такова психологическая подоснова картины ночи в ее первоначальной стадии.

Тревожный ночной пейзаж заменяется высокоторжественными и спокойно-величавыми картинами природы, когда автор вышел наконец на дорогу, увидел крестьянских ребятишек, сидевших у двух костров, и присел вместе с детьми у весело потрескивавших огоньков. Успокоенный художник увидел во всем великолепии высокое звездное небо и даже почувствовал особый приятный аромат русской летней ночи.

Летняя ночь у Тургенева

Признаки ночи Картины ночи Впечатления мальчиков и автора
Зрительные образы Тишина Таинственные звуки Запахи «Темное, чистое небо торжественно и необъятно высоко стояло над нами со всем своим таинственным великолепием»; «я поглядел кругом: торжественно и царственно стояла ночь»; «бесчисленные золотые звезды, казалось, тихо текли все, наперерыв мерцая, по на правлению Млечного Пути…» «Кругом не слышалось почти никакого шума… Лишь изредка в близкой реке с внезапной звучностью плеснет большая рыба, и прибрежный тростник слабо зашумит, едва поколебленный набежавшей волной… Одни огоньки тихонько потрескивали» «Вдруг, где-то в отдалении, раздался протяжный, звенящий, почти стенящий звук…»; «казалось… кто-то другой как будто отозвался ему в лесу тонким, острым хохотом, и слабый, шипящий свист промчался по реке»; «странный, резкий, болезненный крик раздался вдруг два раза сряду над рекой и спустя несколько мгновений повторился уже далее» «Сладко стеснялась грудь, вдыхая тот особенный, томительный и свежий запах — запах русской летней ночи»; под утро «в воздухе уже не так сильно пахло, — в нем снова как будто разливалась сырость» «Картина была чудесная!» «Гляньте-ка, гляньте-ка, ребятки,— раздался вдруг детский голос Вани, — гляньте на божьи звездочки, — что пчелки роятся» «Глаза всех мальчиков поднялись к небу и не скоро опустились» «Мальчики переглянулись, вздрогнули»; «Костя вздрогнул. — Что это? — Это цапля кричит.—спокойно возразил Павел»

Полная загадочных звуков, ночная природа наводит на мальчиков чувство безотчетного страха и вместе с тем усиливает обостренное, почти болезненное любопытство их к рассказам о таинственном и страшном.

Таким образом, природа показана Тургеневым как сила, активно воздействующая и на автора, и на его героев. И на читателя, добавим мы от себя.

Заключение

Тематика рассказов в «Записках охотника» связана с охотой лишь чисто внешним образом. В некоторых из них об охоте вообще ничего не говорится. В других – два-три слова, две-три фразы, употребленные автором как вступление для развития действия: «Я возвращался с охоты», «Мы отправились на тягу» и т.д. И только один очерк («Лес и степь») весь целиком посвящен охоте.

Условность самого названия книги, отнюдь не охватывающего все многообразие и глубину ее содержания, становится еще более очевидной, когда сравниваешь «Записки охотника» Тургенева с книгой его старшего современника – С.Т.Аксакова. [10] По случайному стечению обстоятельств обе они появились почти одновременно, но они не исключали одна другую, не дополняли и не соперничали между собой.

Важным аспектом «Записок охотника» является пейзаж, описание природы. В решении данной творческой задачи И.С.Тургенев выступил новатором. Рассмотрев в работе такие вопросы как палитра писателя и описание природы в рассказе «Бежин луг», можно сделать следующие выводы:

1. Автор сумел на основе продолжения традиций А.С.Пушкина и Н.В.Гоголя значительно расширить возможности описания природы.

2. Пейзажи Тургенева в «Записках охотника» реалистичны и глубоко психологичны.

3. Пейзаж показан в развитии, природа в рассказах, как и в жизни, находится в постоянном изменении.

Разумеется, представленная работа не претендует на полноту рассмотренной творческой проблемы. Природа, пейзаж в «Записках охотника» ждет более глубокого исследования.

А пока не теряют своей актуальности слова В.Г.Белинского: «Природа – вечный образец искусства, а величайший и благороднейший предмет в природе – человек. А разве мужик – не человек? – Но что может быть интересного в грубом, необразованном человеке? – Как что? – его душа, ум, сердце, страсти, склонности, — словом, все то же, что и в образованном человеке».[11]

Список использованной литературы

[Электронный ресурс]//URL: https://litfac.ru/sochinenie/zapiski-ohotnika-turgenev/

1. Тургенев И.С. Записки охотника. Собрание сочинений в шести томах. Том 1. Библиотека «Огонек». Издательство «Правда», М., 1968.

2. Белинский В.Г. Взгляд на русскую литературу 1847 года. Собрание сочинений в девяти томах, том 8. Издательство «Художественная литература», М., 1982.

3. Богословский Н.В. Тургенев. Издательство «Молодая гвардия», М., 1959.

4. Воробьев П.Г. Рассказы И.С.Тургенева в школе. Пособие для учителя. Издательство «Просвещение», М., 1968.

5. «Записки охотника» И. С. Тургенева. Статьи и материалы». Орел, 1955.

6. Муратов А.Б. Тургенев-новеллист. Издательство Ленинградского университета, Ленинград, 1985 г.

7. Петров С.М. И.С.Тургенев. Творческий путь. Издательство «Художественная литература», М., 1979 г.

8. Шаталов С.Е. Художественный мир И.С.Тургенева. Издательство «Наука», М., 1979 г.

[1] Цитируется по книге: Петров С.М. И.С.Тургенев. Творческий путь. Издательство «Художественная литература», М., 1979 г., стр. 64.

[2] Там же.

[3] Там же, стр.67.

[4] Цитируется рассказ «Свидание».

[5] См.: рассказ «Малиновая гряда».

[6] См. статью Е.М.Ефимовой «Пейзаж в «Записках охотника» И.С.Тургенева». — В сб.: «Записки охотника» И. С. Тургенева. Статьи и материалы». Орел, 1955, с. 271-273.

[7] Шаталов С.Е. Проблемы поэтики И.С.Тургенева. Издательство «Просвещение», М., 1969, стр. 230

[8] Там же стр. 240.

[9] Там же, стр.245

[10] См. подробнее: Богословский Н. Тургенев. Издательство «Молодая гвардия», М., 1953, стр.190.

[11] Белинский В.Г. Взгляд на русскую литературу 1847 года. Собрание сочинений в девяти томах, том 8. Издательство «Художественная литература», М., 1982, стр.357.