Урок по литературному чтению » Сочиняем сказку сами» 3 класс

Форма проведения урока:, Методы и приёмы, Тема урока: « Сочиняем сказу сами»

Цель урока:

Задачи урока:

  • учить сравнивать, обобщать, делать выводы;
  • формировать умения работать в группах, ставить общие цели, планировать совместную деятельность, слушать друг друга;
  • развивать фантазию, воображение, творческие способности, речь, память, мышление;
  • воспитывать любовь к чтению, сказкам, природе

Планируемые результаты урока:

  • проявлять интерес к сказке и её героям, позитивное отношение к чтению сказок, желание создать (написать) собственную сказку.

Метапредметные:

Познавательные умения:

  • определять тему и главную мысль сказки и обосновывать своё мнение;
  • определять виды сказок и обосновывать своё мнение;
  • определять структуру сказки и обосновывать своё мнение;
  • использовать приобретённые знания и умения при сочинении собственной сказки.
  • читать и инсценировать сказку по ролям;

Регулятивные умения:

  • выполнять учебное задание, используя алгоритм;
  • осуществлять взаимопроверку и самооценку при выполнении учебного задания.

Коммуникативные умения:

  • излагать понятно для партнёра основное содержание сказки, используя иллюстрации или план;
  • учитывать разные мнения и стремиться к сотрудничеству в рамках учебного диалога;

Предметные:

  • выделять главную мысль произведения под руководством учителя;
  • характеризовать героев произведения на основе его намерений и поступков;

Основные понятия:, Оборудование:

иллюстрации сказок, сказочных персонажей

  • портреты писателей – сказочников: А.С.Пушкина, Г.Х. Андерсена, К.И.Чуковского, С.Я. Маршака и т.д.
  • музыкальное сопровождение из кинофильма « Приключения Буратино» или музыкальная заставка к передаче « В гостях у сказки».
  • « Волшебное дерево», яблоки настроения
  • слайды презентации

Ход урока

I Оргмомент

психологический настрой; самоопределение к деятельности.

II Мотивация к учебной деятельности.

  • Сегодня у нас будет необычный урок. Мы отправимся в страну, где…(звучит музыка, учитель читает стихотворение)

О чём – то скрипит половица,

И спице опять не спится,

Присев на кровати , подушки

4 стр., 1843 слов

Сказки на основе творческого воображения по данному началу

... фраза у вас получилась? Давайте проверим! (Тема урока: сочинение сказки по готовому началу) Слайд 1 (щелчок) Всё верно, ребята, сегодня на уроке вы все превратитесь в сказочников и « ... умение сформулировать алгоритм действия; выявлять допущенные ошибки и обосновывать способы их исправления обосновывать показатели качества конечных результатов Рефлексия 2 мин Яблонька - Часто в волшебных сказках ...

Уже навострили ушки…

И сразу меняются лица,

Меняются звуки и краски…

Тихонько скрипит половица,

…( сказки)

Как вы уже догадались, мы отправимся в страну, где живут сказки. Но не простые сказки, а сказки, которые вы сами сочините, поэтому нам нужно подготовиться к творческому процессу создания сказки.

III Актуализация знаний

Вы любите сказки? Какие?

  • Вы любите больше их читать, слушать, смотреть?
  • Скажите, что такое сказка?
  • Вы уже прочитали несколько сказок из раздела « Устное народное творчество». Что их объединяет? ( фантазия)
  • Что такое фантазия? (Это воображение, причуда, вымысел, то, чего нет на самом деле в жизни)
  • На какие жанры делятся сказки?
  • Назовите главных героев сказок о животных?
  • Приведите примеры этих сказок.
  • Назовите главных героев бытовых сказок?
  • Приведите примеры этих сказок.
  • Назовите главных героев волшебных сказок?
  • Приведите примеры этих сказок. Слайды 3-6
  • Чем сказки отличаются от рассказов? ( В них есть волшебство, превращения, животные говорят и ведут себя как люди)
  • Как вы думаете, почему сказочные существа помогают героям?

Если дети затрудняются ответить учитель приводит пример из сказок. (по щучьему велению, гуси- лебеди)

  • В сказках есть положительные и отрицательные герои. Назовите их.

В сказках также присутствуют и волшебные предметы, которые помогают героям. Вот ларец, в котором лежат волшебные предметы. Какие предметы там лежат, мы узнаем, ответив на вопросы.

  1. Это одно из магических средств передвижения по воздуху. (Ковёр самолёт)

  2. Эта вещь, обладающая волшебным свойством делать невидимым того, кто её надевает. ( Шапка –невидимка)

  3. Надевший эту вещь получает способность передвигаться семимильными шагами.(сапоги – скороходы)

  4. Эта вещь способна накормить и напоить. ( Скатерть самобранка)

  5. Это оружие магического действия, придававшая владельцу непобедимость ( меч – кладинец) Слайды 7-16

  • Как вы понимаете слова А.С. Пушкина о волшебной сказке: « Сказка ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок» Слайд 17
  • Назовите особенности сказки. Используя какие признаки, можно до­казать, что перед нами сказка?

(Зачин, концов­ка.)

Какие приёмы объединяют известные вам сказки? (Повторы, магические числа, многие герои совершают ошибки, а потом их исправляют)

IV Физкультминутка

Поработали, ребятки!

А теперь – все на зарядку!

Влево, вправо повернитесь,

Наклонитесь, поднимитесь.

Руки вверх и руки вбок,

И на месте прыг да скок!

А теперь бежим вприпрыжку,

Молодцы вы, ребятишки!

Замедляем, дети, шаг

И на месте стой! Вот так!

А теперь мы сядем дружно,

Нам ещё работать нужно!

V Выявление места и причины затруднения

Вы любите слушать, читать, смотреть, а сочинять сказки вы пробовали? А как это делать вы знаете? Слайд 18

(«Не пей из лужи­цы, козленочком станешь».)

Схема событий волшебной сказки

  1. Предписание или запрет.

  2. Нарушение.

  3. Вредительство или недостача.

  4. Отъезд героя.

  5. Задача.

  6. Встреча с дарителем (одаривает волшебством или волшебным пред­метом).

  7. Появление противника.

  8. Борьба.

  9. Победа.

  1. Возвращение героя.

  2. Ложный герой.

  3. Трудные испытания.

  4. Узнавание героев.

  5. Указание ложного героя. Наказание его.

  6. Счастливый конец (свадьба).

Не все моменты могут быть отражены в сказках. Возможны и какие-либо исключения, добавления, нарушение очередности. Все это и есть ос­нова сказки.

VI Построение проекта выхода из затрудения

( Фронтальная работа « Мозговая атака – накопление идей»)

— Сейчас мы построим «дом — сказку» из « кирпичиков». Это будут названия частей сказки. Учитель вывешивает названия частей сказки на доске в форме прямоугольников.

Схема событий волшебной сказки 1

сказка

1.Отлучка

2.Запрет

3.Нарушение запрета

4.Герой покидает дом

5.Приключение героя

6.Спасение героя

7.Волшебные превращения

8.Счастливый (или неожиданный конец)

— за кормом, к соседке, на собрание и т.д.

— не высовываться из гнезда

— не улетать, не становиться на край гнезда

— самостоятельно

— по принуждению

— по глупости

— улетает

— выпадает

— уносят

— улетает от кошки

— страдает от рогатки хулигана

— мерзнет от зимней стужи

— ученики 3 –б класса

— просто ребята

— превращение в человека

— возвращение домой

-учёба в школе

VII Реализация построенного проекта

  1. Коллективное составление сказки

  • Героем нашей сказки будет воробышек. Вот как он выглядит ( показ рисунка).

    Он живёт в вашем районе.

Ученики по каждой части сказки предлагают свои версии, варианты развития событий. Учитель всё это записывает на доске против каждой части «кирпичика».

Примерный текст.

« Жила-была мама-воробьиха. Вывелись у неё птенцы. Каждый день она улетала за кормом, а птенцы оставались одни.

Однажды воробушек Андрюша (Кирюша, Чив и т.д.) захотел посмотреть из гнезда на мир, высунулся на самый краешек и выпал из гнезда.

Внизу его караулил коварный рыжий кот Васька. Наш птенец чудом уцелел. Его спасли ребята из 3 –б класса. Они прогнали кота.

В другой раз ему поранил крыло мальчишка-хулиган из соседнего двора. Он целился в воробья из рогатки. Девочка Алёна отнесла воробышка к себе домой. Вылечила его и отпустила на волю.

Питался он в птичьей столовой, которую смастерили ученики школы…

Как-то воробей прилетел на подоконник школы. Ему понравилось, о чём говорили дети на уроках. Так, постигая школьную грамоту, узнал, что в слове «воробей» есть сочетание –оро-, что птицы, кроме хлебных зёрен и крошек, могут питаться и букашками, червяками, семенами.

Но однажды его заметил директор. « Непорядок!»- воскликнул он. Затем, взмахнув указкой трижды, произнёс волшебные ( магические) слова: Чики-чики-брик! Садись за парту! Прыг!

И наш воробей превратился в ученика Воробьёва Андрея. Учился хорошо, только непослушный вихрастый чуб и задиристый характер напоминали о его прошлом…»

  • Вам понравилась сказка?

2) Работа в группах

  • А теперь поработайте в группах. Сочините сказку о тех предметах, которые вас окружают. Сейчас они лежат на парте. Это ручка, карандаш, книга, дневник, линейка.

Прослушивание творческих работ от каждой группы. Представители групп выходят к доске и рассказывают.

Совет. Поддержать каждого аплодисментами.

Оценивание ребят ( их смелость, активность, интересные творческие находки)

VIII Подведение итогов

  • Понравились ли вам сказки, сочиненные вашими товарищами?
  • Чтобы вы советовали изменить в сочиненных сказках?
  • Легко ли сочинять сказки?
  • Где в жизни нам пригодиться умение сочинять и рассказывать сказки?
  • Что вам особенно понравилось?
  • Чему сегодня научились?
  • Как вы думаете, нужны ли в наше время сказки?

Спасибо всем за интересную работу! Слайд 20

IX Рефлексия «

  • Пусть каждый из вас украсит наше «волшебное дерево», оставив на нём изображение своих чувств и впечатлений от урока.

(Под музыкальное сопровождение дети размещают на «Дереве настроения» символические изображения своих впечатлений от урока:

  • зелёное яблоко — не доволен собой;

  • красное яблоко – доволен;

  • жёлтое яблоко – не очень доволен .

X Домашнее задание

  • Написать сказку об овощах: лук, картофель, свекла, капуста, помидор, морковь.