Сказки на основе творческого воображения по данному началу

Тема: Сочинение сказки на основе творческого воображения по данному началу

Задачи:

  • познакомить со способами сочинения сказки по данному началу;
  • учить отбирать материал для текста сказки на основе творческого воображения по данному началу;
  • формировать умение проверять написание слов с изученными орфограммами.

Планируемые результаты.

Предметные:

  • составлять текст сказки на основе творческого воображения по данному началу;
  • правильно писать слова с изученными орфограммами;
  • находить и исправлять ошибки.

Метапредметные:

  • понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока;
  • составлять монологическое высказывание, понятное слушателям;
  • выслушивать разные мнения, приходить к единому решению;
  • адекватно реагировать на замечания;
  • вносить исправления и дополнения в тексты.

Личностные:

  • проявлять творческое воображение, фантазию для реализации своих потенциальных возможностей;
  • проявлять интерес к изучаемому предмету.

Место урока в системе уроков этого раздела: первый урок развития речи, на котором дети учатся сочинять сказки.

Тип урока: урок развития речи

Ресурсы и оборудование. У учителя: учебник, презентация. Для учащихся: учебник, рабочая тетрадь, опорные листы.

Этапы урока Время,

мин Методы и приёмы Деятельность учителя Деятельность учащихся Планируемые результаты

Мотивация познавательной деятельности 1 мин Прослушивание музыки -Ребята, давайте, послушаем отрывок из детской песенки.

  • Куда нас позвала песня? Действительно, нас позвала в гости сказка. Слайд 1
  • Сказка мудростью богата,

Скажем сказке «Приходи! »

Это присказка, ребята,

Сказка будет впереди.

Приветствуют учителя, контролируют готовность к уроку, отвечают на вопросы Личностные: мобилизация внимания, уважение к окружающим.Регулятивные:

целеполагание.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.Актуализация необходимых знаний 3 мин Сообщение темы урока — Вы, конечно, знаете много сказок? Сказки все любят. А вот почему?

  • Назови свою любимую сказку, своих любимых героев.
  • Как начинается ваша любимая сказка?
  • О каких чудесах и волшебствах говорится в твоей сказке?
  • Бывает ли у сказок печальный, несчастливый конец?
  • Кто догадался, какое слово станет сегодня ключевым на нашем уроке? (Сказка)
  • А вот тему урока вы узнаете, если правильно выполните корректурную пробу. Вам надо зачеркнуть все буквы английского языка, а из букв русского алфавита сложить слова.

Корректурная проба:

41 стр., 20493 слов

По философской сказке в начальной школе

... сказки, философской сказки, рассмотреть её особенности; выделить роль философской сказки и способы работы с ней по пониманию философского смысла; проанализировать организацию работы с художественным текстом и выявить, какие литературные философские сказки изучаются на уроках ... из собственного опыта, посредством литературы он знакомится с еще одним аспектом жизни. С пониманием её глубокого смысла, с ...

СWОQЧDИFНGЕJНYИNЕ СVКZАLЗSКQИ

ПRО ГDОFТNОZВQОWМRУ НJАGЧFАDЛWУ.

  • Ребята, какая фраза у вас получилась?
  • Давайте проверим! (Тема урока: сочинение сказки по готовому началу) Слайд 1 (щелчок)
  • Всё верно, ребята, сегодня на уроке вы все превратитесь в сказочников и «попробуете перо» в сочинении сказок.
  • Как вы понимаете выражение «пробовать перо»? (Самостоятельно сочинить сказку).

  • А девизом нашего урока станут известные всем слова… Прочитайте их! Слайд 2

Сказка ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок!

  • Как вы понимаете смысл данного выражения?

(Сказки поучительны, они заставляют задуматься о плохих, злых, глупых проступках героев. Сказки учат быть трудолюбивыми, добрыми, смелыми)Отвечают на вопросы учителя, обсуждают их. Регулятивные:целеполагание; планирование.Познавательные: общеучебные – логические– решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование;

  • Коммуникативные:инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации.

Организация познавательной деятельности 1 мин Работа с учебником.

Незаконченные предложения -Прежде чем приступить к сочинению сказки, давайте повторим, что мы знаем о сказках. Для начала вспомним, что такое сказка?

  • Ребята, вам надо выбрать из данных определений (на партах карточки) единственно верной ответ на поставленный вопрос. Слад 3

ЧТО ТАКОЕ СКАЗКА?

1.Сказка – это смешное произведение. 2.Сказка – это

произведение, в котором разговаривают животные.

3.Сказка – это произведение о вымышленных лицах и

событиях, чаще с участием волшебных фантастических

сил.

  • Дальше мы будем работать в парах.

Работа в парах.

  • Вам предстоит изучить справочный материал (опорные листы) и рассказать, что же означает слово «сказка» в словарях и что это слово означало раньше?

1-ая пара:

Сказка, с которой мы все знакомы с детства, – это один из основных жанров фольклора. Любая сказка с научной точки зрения представляет собой эпическое, прозаическое (чаще всего) произведение с бытовым, авантюрным или волшебным уклоном, построенное на основе вымышленного сюжета. Очевидно, что сказка выросла из мифа. Но, если героями мифов являются всевозможные боги, то героями сказок могут быть обычные люди и животные. Еще одна характерная черта любой сказки – счастливый финал.

2-ая пара:

В слове сказка корень такой же, что в словах «сказать», «сказ», «сказание», «рассказ». Так уж сложилось, что именно за этим словом закрепилось значение «вымысел». Возможно, сказалось на развитии значения этого слова то, что первоначально так называли официальные документы: устные показания свидетелей, отчёты, в частности списки с результатами переписи населения (эти списки раньше называли «ревизские сказки»).

2 стр., 636 слов

Актуальность произведения Слово о полку Игореве

... Читая произведение можно находить ответы на многие актуальные в наше время вопросы, черпая опыт накопленный древними народами великой и необъятной Руси. Вариант 2 После прочтения поэмы «Слово о полку Игореве» читатель ... своя жизнь, и он должен ее прожить по-своему. Кроме этого читая произведение можно найти ответы на многие вопросы, которые их мучают. Актуальность произведения Слово о полку Игореве

Может быть, именно недоверие к таким документальным свидетельствам мы обязаны таким приятным и с детства знакомым, волшебным значением слова «сказка».

  • Какие виды сказок вы знаете? (Народная и авторская)
  • Чем отличается народная сказка от авторской?
  • По видовым особенностям сказки бывают какие? (Волшебные, бытовые, о животных)
  • Хорошо! Молодцы!

Игра «Ты – мне, я – тебе» Слайд 4 (щелчок – ответ)

  • А сейчас мы с вами вспомним название сказок по опорным словам. Наша игра называется «Ты – мне, я – тебе!». Начинаем.

1.Лиса, Журавль, в гости, каша, окрошка, тарелка, кувшин (Лиса и журавль)2.Царь, три сына, стрела, болото, Лягушка (Царевна-лягушка).

3.Цветник, жаба, мальчик, роза. (Сказка о жабе и розе).

4.Папа, Дядька-Валик, Мальчик-колокольчик, табакерка. (Городок в табакерке).

5.Дарёнка, дед, кошка, козёл. (Серебряное копытце).

6.Старик, сыновья, дозор, конёк с двумя горбами (Конёк-горбунок).

7.Царевна, мачеха, зеркальце, яблоко, Чернавка, королевич Елисей (Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях)

8.Купец, три дочери, цветочек, Чудище (Аленький цветочек)

  • Какие особенности имеет сказка?

1. Сказочное начало.

(Жили – были, в некотором царстве, в некотором государстве, давным – давно и т. д.)

2. Сказочные слова и выражения.

(Дремучий лес. красна девица, добрый молодец, одна – одинешенька , путь – дороженька , наливное яблочко , чистое поле , утро вечера мудренее, спать – почивать , затужил- заплакал, ни в сказке сказать , ни пером описать и т.д.)

3. Повторы (3 раза)

4. Сказочные превращения.

5. Волшебные предметы, герои.

(Василиса Премудрая, Иван-царевич, скатерть-самобранка, ковер-самолет, Баба-Яга, Кощей Бессмертный и т.д.) 6. Добро побеждает зло.

7. Концовка сказочная.

(Вот и сказка вся, больше врать нельзя;

  • Я там был, мед- пиво пил, по усам текло, а в рот не попало;
  • Стали жить- поживать да добра наживать;
  • Стали жить- поживать припеваючи;
  • Вот и сказке конец, а кто слушал молодец).Формулируют цели урока, определив границы знания и незнания.

Регулятивные:целеполагание; планирование.Познавательные: общеучебные – логические– решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование;

  • Коммуникативные:инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации.

Самостоятельная работа -Ну, вот мы с вами повторили основное о сказке, и сейчас приступим к сочинению своей сказки по плану

Слайд 5

1. Зачин (Перенести слушателя в сказочный мир. Время и место действия, о которых говорится в зачине, неопределенны, более того — фантастичны)2. Основная часть (Рассказ о различных приключениях героев. Появление препятствий или трудностей, обретение волшебных помощников или чудесных свойств, а далее преодоление трудностей) 3. Концовка (Любая сказка имеет счастливый конец)

2 стр., 973 слов

Литературная гостиная «В гостях у сказки»

... Вот и закончилось наше пребывание в гостях у русской народной сказки. Ребята. Вы все сегодня были молодцы. Как много разных сказок вы знаете. Также большое спасибо ... Проведение литературной гостиной «В гостях у сказки» совместно с детьми и их родителями. Группа нарядно украшена. ... помните. Каждый раз, читая дома с родителями книги со сказками, вы опять окажетесь здесь, в гостях у сказки. 14.02.2010

  • Прочитайте начало сказки. Слайд 6

В одной деревне жила-была маленькая девочка, да такая хорошенькая. Что ни в сказке сказать, ни пером описать. Родители в ней души не чаяли. Однажды пошла девочка в лес по грибы да по ягоды. Деревце за деревце, кустик за кустик, и забрела она в самую чащу.…

  • Продолжите сказку (самостоятельная работа)
  • Что могло случиться с девочкой в лесу?
  • Кто мог помочь ей выбраться из леса?».

Подведение итога урока 2 мин Выставка работ Пересказ придуманной сказки одним (или несколькими) учеником. Сравнивают работы, оценивают свою работу и работы членов группы, отвечают на вопросы учителя.

Делают вывод о значимости сложности и трудоёмкости операции.

Личностные: умение провести самооценку и организовать взаимооценку (прогнозирование и контроль).

Регулятивные: построение логической цепочки рассуждений и доказательство.Познавательные: умение сформулировать алгоритм действия; выявлять допущенные ошибки и обосновывать способы их исправления обосновывать показатели качества конечных результатов

Рефлексия 2 мин Яблонька — Часто в волшебных сказках встречается яблонька с наливными яблочками, которая в русских сказках является символом достатка, плодородия и доброты.

Вот и у нас выросла яблонька, но нет пока на ней яблочек. Давайте украсим её яблочками.

Красное – всё получилось. Жёлтое – испытывали затруднение. Зелёное – было всё непонятно.

  • И закончить наше занятие хочется словами.

Слайд 7

«Читайте, дети, сказки!»

Домашнее задание 2 мин Записать сказку в тетрадь Опорный лист

1-ая пара:

Сказка, с которой мы все знакомы с детства, – это один из основных жанров фольклора. Любая сказка с научной точки зрения представляет собой эпическое, прозаическое (чаще всего) произведение с бытовым, авантюрным или волшебным уклоном, построенное на основе вымышленного сюжета. Очевидно, что сказка выросла из мифа. Но, если героями мифов являются всевозможные боги, то героями сказок могут быть обычные люди и животные. Еще одна характерная черта любой сказки – счастливый финал. 2-ая пара:

В слове сказка корень такой же, что в словах «сказать», «сказ», «сказание», «рассказ». Так уж сложилось, что именно за этим словом закрепилось значение «вымысел». Возможно, сказалось на развитии значения этого слова то, что первоначально так называли официальные документы: устные показания свидетелей, отчёты, в частности списки с результатами переписи населения (эти списки раньше называли «ревизские сказки»).

Может быть, именно недоверие к таким документальным свидетельствам мы обязаны таким приятным и с детства знакомым, волшебным значением слова «сказка».

Корректурная проба:

СWОQЧDИFНGЕJНYИNЕ СVКZАLЗSКQИ

ПRО ГDОFТNОZВQОWМRУ НJАGЧFАDЛWУ.

Особенности сказки:

Сказочное начало.

(Жили – были, в некотором царстве, в некотором государстве, давным – давно и т. д.)

2. Сказочные слова и выражения.

(Дремучий лес. красна девица, добрый молодец, одна – одинешенька , путь – дороженька , наливное яблочко , чистое поле , утро вечера мудренее, спать – почивать , затужил- заплакал, ни в сказке сказать , ни пером описать и т.д.)

20 стр., 9653 слов

Методика работы над сказкой

... темы нашего исследования: "Методика изучения сказок в начальных классах". Цель исследования: Выявить наиболее эффективные методы и приемы работы над сказкой, ... значения слова "сказка": "1. ... работы состоит в том, что она имеет практико-ориентированную направленность, содержит систему практических занятий со школьниками по развитию интереса к чтению через изучение сказок. Исследование проводилось на ...

3. Повторы (3 раза)

4. Сказочные превращения.

5. Волшебные предметы, герои.

(Василиса Премудрая, Иван-царевич, скатерть-самобранка, ковер-самолет, Баба-Яга, Кощей Бессмертный и т.д.) 6. Добро побеждает зло.

7. Концовка сказочная.

(Вот и сказка вся, больше врать нельзя;

  • Я там был, мед- пиво пил, по усам текло, а в рот не попало;
  • Стали жить- поживать да добра наживать;
  • Стали жить- поживать припеваючи;
  • Вот и сказке конец, а кто слушал молодец).-966470-126365