Форма проведения урока:, Методы и приёмы, Тема урока: « Сочиняем сказу сами»
Цель урока:
Задачи урока:
- учить сравнивать, обобщать, делать выводы;
- формировать умения работать в группах, ставить общие цели, планировать совместную деятельность, слушать друг друга;
- развивать фантазию, воображение, творческие способности, речь, память, мышление;
- воспитывать любовь к чтению, сказкам, природе
Планируемые результаты урока:
- проявлять интерес к сказке и её героям, позитивное отношение к чтению сказок, желание создать (написать) собственную сказку.
Метапредметные:
Познавательные умения:
- определять тему и главную мысль сказки и обосновывать своё мнение;
- определять виды сказок и обосновывать своё мнение;
- определять структуру сказки и обосновывать своё мнение;
- использовать приобретённые знания и умения при сочинении собственной сказки.
- читать и инсценировать сказку по ролям;
Регулятивные умения:
- выполнять учебное задание, используя алгоритм;
- осуществлять взаимопроверку и самооценку при выполнении учебного задания.
Коммуникативные умения:
- излагать понятно для партнёра основное содержание сказки, используя иллюстрации или план;
- учитывать разные мнения и стремиться к сотрудничеству в рамках учебного диалога;
Предметные:
- выделять главную мысль произведения под руководством учителя;
- характеризовать героев произведения на основе его намерений и поступков;
Основные понятия:, Оборудование:
— иллюстрации сказок, сказочных персонажей
- портреты писателей – сказочников: А.С.Пушкина, Г.Х. Андерсена, К.И.Чуковского, С.Я. Маршака и т.д.
- музыкальное сопровождение из кинофильма « Приключения Буратино» или музыкальная заставка к передаче « В гостях у сказки».
- « Волшебное дерево», яблоки настроения
- слайды презентации
Ход урока
I Оргмомент
психологический настрой; самоопределение к деятельности.
II Мотивация к учебной деятельности.
- Сегодня у нас будет необычный урок. Мы отправимся в страну, где…(звучит музыка, учитель читает стихотворение)
О чём – то скрипит половица,
И спице опять не спится,
Присев на кровати , подушки
Сказки на основе творческого воображения по данному началу
... фраза у вас получилась? Давайте проверим! (Тема урока: сочинение сказки по готовому началу) Слайд 1 (щелчок) Всё верно, ребята, сегодня на уроке вы все превратитесь в сказочников и « ... умение сформулировать алгоритм действия; выявлять допущенные ошибки и обосновывать способы их исправления обосновывать показатели качества конечных результатов Рефлексия 2 мин Яблонька - Часто в волшебных сказках ...
Уже навострили ушки…
И сразу меняются лица,
Меняются звуки и краски…
Тихонько скрипит половица,
…( сказки)
— Как вы уже догадались, мы отправимся в страну, где живут сказки. Но не простые сказки, а сказки, которые вы сами сочините, поэтому нам нужно подготовиться к творческому процессу создания сказки.
III Актуализация знаний
— Вы любите сказки? Какие?
- Вы любите больше их читать, слушать, смотреть?
- Скажите, что такое сказка?
- Вы уже прочитали несколько сказок из раздела « Устное народное творчество». Что их объединяет? ( фантазия)
- Что такое фантазия? (Это воображение, причуда, вымысел, то, чего нет на самом деле в жизни)
- На какие жанры делятся сказки?
- Назовите главных героев сказок о животных?
- Приведите примеры этих сказок.
- Назовите главных героев бытовых сказок?
- Приведите примеры этих сказок.
- Назовите главных героев волшебных сказок?
- Приведите примеры этих сказок. Слайды 3-6
- Чем сказки отличаются от рассказов? ( В них есть волшебство, превращения, животные говорят и ведут себя как люди)
- Как вы думаете, почему сказочные существа помогают героям?
Если дети затрудняются ответить учитель приводит пример из сказок. (по щучьему велению, гуси- лебеди)
- В сказках есть положительные и отрицательные герои. Назовите их.
В сказках также присутствуют и волшебные предметы, которые помогают героям. Вот ларец, в котором лежат волшебные предметы. Какие предметы там лежат, мы узнаем, ответив на вопросы.
-
Это одно из магических средств передвижения по воздуху. (Ковёр самолёт)
-
Эта вещь, обладающая волшебным свойством делать невидимым того, кто её надевает. ( Шапка –невидимка)
-
Надевший эту вещь получает способность передвигаться семимильными шагами.(сапоги – скороходы)
-
Эта вещь способна накормить и напоить. ( Скатерть самобранка)
-
Это оружие магического действия, придававшая владельцу непобедимость ( меч – кладинец) Слайды 7-16
- Как вы понимаете слова А.С. Пушкина о волшебной сказке: « Сказка ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок» Слайд 17
- Назовите особенности сказки. Используя какие признаки, можно доказать, что перед нами сказка?
(Зачин, концовка.)
— Какие приёмы объединяют известные вам сказки? (Повторы, магические числа, многие герои совершают ошибки, а потом их исправляют)
IV Физкультминутка
Поработали, ребятки!
А теперь – все на зарядку!
Влево, вправо повернитесь,
Наклонитесь, поднимитесь.
Руки вверх и руки вбок,
И на месте прыг да скок!
А теперь бежим вприпрыжку,
Молодцы вы, ребятишки!
Замедляем, дети, шаг
И на месте стой! Вот так!
А теперь мы сядем дружно,
Нам ещё работать нужно!
V Выявление места и причины затруднения
— Вы любите слушать, читать, смотреть, а сочинять сказки вы пробовали? А как это делать вы знаете? Слайд 18
(«Не пей из лужицы, козленочком станешь».)
Схема событий волшебной сказки
-
Предписание или запрет.
-
Нарушение.
-
Вредительство или недостача.
-
Отъезд героя.
-
Задача.
-
Встреча с дарителем (одаривает волшебством или волшебным предметом).
-
Появление противника.
-
Борьба.
-
Победа.
-
Возвращение героя.
-
Ложный герой.
-
Трудные испытания.
-
Узнавание героев.
-
Указание ложного героя. Наказание его.
-
Счастливый конец (свадьба).
Не все моменты могут быть отражены в сказках. Возможны и какие-либо исключения, добавления, нарушение очередности. Все это и есть основа сказки.
VI Построение проекта выхода из затрудения
( Фронтальная работа « Мозговая атака – накопление идей»)
— Сейчас мы построим «дом — сказку» из « кирпичиков». Это будут названия частей сказки. Учитель вывешивает названия частей сказки на доске в форме прямоугольников.
сказка
— за кормом, к соседке, на собрание и т.д. |
||||||||
— не высовываться из гнезда — не улетать, не становиться на край гнезда |
||||||||
— самостоятельно — по принуждению — по глупости |
||||||||
— улетает — выпадает — уносят |
||||||||
— улетает от кошки — страдает от рогатки хулигана — мерзнет от зимней стужи |
||||||||
— ученики 3 –б класса — просто ребята |
||||||||
— превращение в человека |
||||||||
— возвращение домой -учёба в школе |
VII Реализация построенного проекта
-
Коллективное составление сказки
- Героем нашей сказки будет воробышек. Вот как он выглядит ( показ рисунка).
Он живёт в вашем районе.
Ученики по каждой части сказки предлагают свои версии, варианты развития событий. Учитель всё это записывает на доске против каждой части «кирпичика».
Примерный текст.
« Жила-была мама-воробьиха. Вывелись у неё птенцы. Каждый день она улетала за кормом, а птенцы оставались одни.
Однажды воробушек Андрюша (Кирюша, Чив и т.д.) захотел посмотреть из гнезда на мир, высунулся на самый краешек и выпал из гнезда.
Внизу его караулил коварный рыжий кот Васька. Наш птенец чудом уцелел. Его спасли ребята из 3 –б класса. Они прогнали кота.
В другой раз ему поранил крыло мальчишка-хулиган из соседнего двора. Он целился в воробья из рогатки. Девочка Алёна отнесла воробышка к себе домой. Вылечила его и отпустила на волю.
Питался он в птичьей столовой, которую смастерили ученики школы…
Как-то воробей прилетел на подоконник школы. Ему понравилось, о чём говорили дети на уроках. Так, постигая школьную грамоту, узнал, что в слове «воробей» есть сочетание –оро-, что птицы, кроме хлебных зёрен и крошек, могут питаться и букашками, червяками, семенами.
Но однажды его заметил директор. « Непорядок!»- воскликнул он. Затем, взмахнув указкой трижды, произнёс волшебные ( магические) слова: Чики-чики-брик! Садись за парту! Прыг!
И наш воробей превратился в ученика Воробьёва Андрея. Учился хорошо, только непослушный вихрастый чуб и задиристый характер напоминали о его прошлом…»
- Вам понравилась сказка?
2) Работа в группах
- А теперь поработайте в группах. Сочините сказку о тех предметах, которые вас окружают. Сейчас они лежат на парте. Это ручка, карандаш, книга, дневник, линейка.
Прослушивание творческих работ от каждой группы. Представители групп выходят к доске и рассказывают.
Совет. Поддержать каждого аплодисментами.
Оценивание ребят ( их смелость, активность, интересные творческие находки)
VIII Подведение итогов
- Понравились ли вам сказки, сочиненные вашими товарищами?
- Чтобы вы советовали изменить в сочиненных сказках?
- Легко ли сочинять сказки?
- Где в жизни нам пригодиться умение сочинять и рассказывать сказки?
- Что вам особенно понравилось?
- Чему сегодня научились?
- Как вы думаете, нужны ли в наше время сказки?
Спасибо всем за интересную работу! Слайд 20
IX Рефлексия «
- Пусть каждый из вас украсит наше «волшебное дерево», оставив на нём изображение своих чувств и впечатлений от урока.
(Под музыкальное сопровождение дети размещают на «Дереве настроения» символические изображения своих впечатлений от урока:
-
зелёное яблоко — не доволен собой;
-
красное яблоко – доволен;
-
жёлтое яблоко – не очень доволен .
X Домашнее задание
- Написать сказку об овощах: лук, картофель, свекла, капуста, помидор, морковь.