Тематические направления итогового сочинения 2015
Всё осталось по-старому: для подготовки вам предложены тематические направления, а конкретные темы вы узнаете за 15 минут до начала экзамена. Тем будет много и, скорее всего, угадать их не получится.
В прошлом году тематические направления были сформулированы иначе, они больше походили на темы сочинений, например: « Чем люди живы? », «Вопросы, заданные человеку войной », «Почему важно уметь сострадать другому? » В этом году специальному совету при Министерство образования и науки под председательством Н. Д. Солженицыной удалось предложить новый подход. Никаких подсказок: направление – это не тема, это именно направление ваших будущих размышлений и поисков. Каждое направление обозначено лишь одним словом.
Время. Дом. Путь. Любовь.
Постараемся понять: вам предложены особые слова. Это слова-стимулы, слова-образы, слова-символы. Они обозначают ключевые для языка, общества и отдельного индивида понятия. Они вызывают отклик в умах и душах людей. Значит, их можно толковать, трактовать, интерпретировать. Ожидается, что вы поразмышляете над этими понятиями и расскажете в форме сочинения, как вы их воспринимаете. Вам предоставлена полная свобода самовыражения.
Свобода. Казалось бы, хорошо? Кто против свободы?
Но ребята растерялись, не знают, как подступиться к подготовке, с чего начать. Получаю письма: «SOS! Помогите!!!»,
«Не знаю, как готовиться. Спросил у учительницы, но она ничего не посоветовала», «Не представляю себе, с чего начать».
Многого не обещаю, но некоторые отправные точки подскажу. Творчество — дело интимное. Чем прямее ответы, тем хуже: всё опять может свестись к шаблонным темам и сочинениям-клонам. Поэтому информацию дальше даю пунктиром.
Мне не нравится этого года. От него несёт казёнщиной. Стиль противоречит идее помочь выпускникам сориентироваться. Но именно ФИПИ будет разрабатывать банк тем. Поэтому читаем.
«Время» – направление ориентировано на широкое осмысление времени как исторической и философской категории, воспринимаемой во взаимодействии сиюминутного и вечного, реального и воображаемого, личного и всеобщего, прошлого и будущего. В центре рассуждения – человек и время, общество и эпоха.
«Дом» – направление нацелено на размышление о доме как важнейшей ценности бытия, уходящей корнями в далекое прошлое и продолжающей оставаться нравственной опорой в жизни сегодняшней. Многозначное понятие «дом» позволяет говорить о единстве малого и большого, соотношении материального и духовного, внешнего и внутреннего.
2 стр., 776 словМатериалы к сочинению по направлению «Год литературы в России»
... чем ответов. Основная часть. Есть в русской литературе книга, которая заставляет размышлять читателя, спорить, доказывать ... по этому поводу, то тему не раскроете. Сочинение должно ведь показать материал литературный, верно? ... «Дивергент» (думаю, мало кто понимает значение слова, в книге это не совсем то), или ... теория существует и живет в мире тысячи лет, вплоть до сегодняшнего времени. Ответа нет. ...
«Любовь» – направление дает возможность посмотреть на любовь с различных позиций: родителей и детей, мужчины и женщины, человека и окружающего его мира. Речь пойдет о любви как явлении высоком, облагораживающем и возвышающем человека, о её светлых и трагических сторонах.
«Путь» – направление актуализирует конкретное и символическое значение понятия «путь», нацеливая на нравственное и философское его осмысление. Диапазон размышлений широк: от дорожных впечатлений к раздумьям о судьбе человека, образе его жизни, выборе цели и средств ее достижения.
«Год литературы» – направление, с одной стороны, связано с проводимым в 2015 году в России чествованием литературы как величайшего культурного феномена, с другой – обращено к читателю, проживающему очередной год своей жизни с книгой в руках. Широта данной тематики требует от выпускника наличия определенного читательского кругозора и умения рассуждать о большой литературе.
Что важно учесть?
Все слова, которые избраны в качестве тематических направлений, допускают не только узкое, бытовое, то и расширенное, социо-культурное толкование. Проще всего мы толкуем значения для детей.
- Мама, что такое путь?
- Дорожка.
Но потом понимание слов в нашем сознании расширяется. Дом — это уже не только стены и крыша с трубой (так рисуют дома дети), но и родной дом, по которому тоскуют в разлуке. Человек постепенно осознаёт, что домашними бывают не только тапочки или пироги. Есть и такое понятие: домашний очаг . А для кого-то дом — тюрьма. Почему? Что не так в этом доме? Родительский дом. В него уходят корни нашего детства.
Распутывайте клубки ассоциаций. Собирайте ассоциации. Это поможет расширить горизонты вашего взгляда, найти собственный ракурс.
Я уже писала, что словами время, дом, путь, любовь обозначаются ключевые для языка и народа понятия. Поэтому целый кладезь образов и смыслов мы находим в фольклоре. Пословицы и поговорки, сказки, песни, былины… Это всё знакомый вам материал. Поройтесь в памяти, поищите примеры в Интернете, отберите то, что близко или интересно именно вам.
А потом расширяйте круг поиска, привлекайте литературный материал.
Рекомендую также познакомиться с , председателя специального совета при Министерсте образования и культуры. Послушайте, вдумайтесь. В этой записи много полезной информации из первых рук. Участники беседы: Дмитрий Ливанов — министр образования и науки, Н. Д. Солженицына и С. В. Волков. Возможно, кто-то изменит отношение к предстоящему сочинению и посмотрит на него как на ещё одну возможность или даже этап личностного роста.
А теперь попробуем… нет, угадывать темы – пустое дело. Попробую помочь вам в отборе литературного материала. Для этого посмотрим, находят ли отражение понятий время, дом, путь, любовь в литературе.
Литература языковедение : «Маленький человек»
... людей в ситуацию выбора. И они дают право на существование – НЕБУ. Опыт этого выбора не подчиняется рациональному контролю. Люди «отбросили» трактор не как сиюминутное (в ... о Пушкине с присущей ему дотошностью. И сам же отвечал: «Пушкин дан ... как роковые штрихкоды, Петербургом своему несчастливому «ребенку». Отсюда пошли два типа героев. Герои, вольные распоряжаться жизнью и желаниями других людей ...
[Электронный ресурс]//URL: https://litfac.ru/sochinenie/zachem-literaturnyim-geroyam-puteshestvovatpo-literature/
Время
«Ход времени в русской литературе»
[Электронный ресурс]//URL: https://litfac.ru/sochinenie/zachem-literaturnyim-geroyam-puteshestvovatpo-literature/
Подумайте на тем, как течёт время для литературных героев. Ощущение времени героями. Время субъективное и объективное. Отражение человека и его времени, героя и эпохи в литературе. Время на войне.
А. С. Пушкин «Дубровский», «Барышня-крестьянка», «Капитанская дочка», «Медный всадник»
М. Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»
Н. В. Гоголь «Мёртвые души», «Ревизор», «Портрет»
И. А. Гончаров «Обломов»
Л. Н. Толстой «Война и мир»
И. С. Тургенев «Отцы и дети»
М. А. Булкаков «Мастер и Маргарита»
К. Симонов «Живые и мёртвые»
В. Гроссман «Жизнь и судьба»
В. П. Некрасов «В окопах Сталинграда»
Р. Сенчин «Зона затопления»
«Времена не выбирают»
Мы не выбираем времени: каждому уготовано своё. Во времена любых исторических коллизий люди жили, оставаясь людьми. Как остаться человеком в любое время?
А. С. Пушкин «Капитанская дочка»
Л. Н. Толстой «Война и мир»
А. Н. Рыбаков «Дети Арбата»
К. Симонов «Живые и мёртвые», В. Гроссман «Жизнь и судьба», В. П. Некрасов «В окопах Сталинграда»
А. И. Солженицын «Архипелаг ГУЛАГ»
В. Т. Шаламов «Колымские рассказы»
Р. Сенчин «Нубук», «Зона затопления»
«Путешествие во времени»
Исторические романы переносят нас в другое время. История, черты и приметы времени: прошлое и настоящее в литературе. .
А. Н. Толстой «Пётр первый»
М. А. Булгаков «Мастер и Маргарита»
В. Г. Ян «Чингиз-хан», «Батый»
Е. Г. Водолазкин «Лавр»
Вальтер Скотт «Айвенго»
«Время в антиутопии»
Черты и приметы времени в антиутопии. Время реальное и воображаемое. Человек и время в эпоху тоталитаризма.
Е. И. Замятин «Мы»
Рэй Брэдбери «451 градус по Фаренгейту»
Джордж Оруэлл «Скотный двор», «1984»
«Приметы времени в русской литературе»
Как о времени рассказывают писатели. Произведение литературы как портрет времени. Век XVIII, век XIX, век XX в произведениях русских писателей.
Д. И. Фонвизин «Недоросль»
А. С. Грибоедов «Горе от ума»
А. С. Пушкин «Евгений Онегин»
Н. В. Гоголь «Ревизор», «Мёртвые души»
И. С. Тургенев «Отцы и дети»
Л. Н. Толстой «Война и мир», «Анна Каренина»
Ф. М. Достоевский «Преступление и наказание»
А. И. Солженицын «Один день Ивана Денисовича», «Архипелаг ГУЛАГ»
К. Симонов «Живые и мёртвые», В. Гросман «Жизнь и судьба», В. П. Некрасов «В окопах Сталинграда»
В. М. Шукшин Рассказы
В. Распутин «Прощание с Матёрой», «Уроки французского»
Р. Сенчин «Зона затопления», «Нубук»
«Книги на все времена»
Требования времени, проверка временем… Что есть в книгах, которые считаются книгами на все времена? Вечное и сиюминутное. Личное и всеобщее.
Русская и зарубежная классика по вашему выбору. Примеры:
Бессмертное творение гения (М. А. Булгаков «Мастер и Маргарита»)
... роман М. Булгакова «Мастер и Маргарита». Что хотел нам сказать автор? Что хотели увидеть в романе читатели? Что увидели? А главное, как наше видение романа соприкасается с тем, что хотел сказать Булгаков? Роман ...
А. С. Пушкин «Маленькие трагедии»
А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц»
В. Гроссман «Жизнь и судьба»
К. Симонов «Живые и мёртвые»
Дом
«Дома и их обитатели»
Что может рассказать о человеке его дом? Образы домов, вошедшие в историю литературы. Разные люди — разные дома. Материальное и духовное. Человек и место.
Н. В. Гоголь «Мёртвые души»
Л. Н. Толстой «Война и мир»
Ф. М. Достоевский «Преступление и наказание»
М. А. Булгаков « Белая гвардия». «Мастер и Маргарита»
Р. Сенчин «Елтышевы»
Р. Сенчин «Чего вы хотите?»
Р. Сенчин «Нубук»
«Прекрасные и ужасные дома в русской литературе»
Дом как миропорядок. Устои. Внешние проявления глубинных процессов. Ценное и бесценное в восприятии героев и авторов русской литературы.
Д. И. Фонвизин «Недоросль»
А. С. Грибоедов «Горе от ума»
А. С. Пушкин «Евгений Онегин»
И. С. Тургенев «Муму», «Отцы и дети»
А. Н. Островский «Гроза», «Бесприданница»
И. А. Гончаров «Обломов»
Л. Н. Толстой «Война и мир», «Анна Каренина»
М. А. Булгаков: «Мастер и Маргарита», Собачье сердце»
Р. Сенчин «Елтышевы»
Р. Сенчин «Минус»
Р. Сенчин «Нубук»
Р. Сенчин «Вперёд и вверх на севших батарейках»
«Счастье в доме»
«Все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастливая семья несчастлива по своему» (Лев Толстой).
Что общего находим мы в счастливых домах? Что делает дома счастливыми?
Л. Н. Толстой «Война и мир», «Анна Каренина»
Т. Л. Сухотина-Толстая «Воспоминания»
«Бездомные»
Каково потерять дом и родных? Оказаться без родного дома уже от рождения? Сироты. Судьбы людей с ограниченными возможностями. Потери и обретения.
Рубен Давид Гонсалес Гальего «Белое на чёрном»
М. Шолохов «Судьба человека»
В. Закруткин «Матерь человеческая»
переулке»
История дома. Фантастическое и реальное. Мир профессора Преображенского.
М. А. Булгаков «Собачье сердце»
«Знаменитые дома: дом на Садовой»
«Нехорошая квартира» — место событий романа М. Булгакова.
М. А. Булгаков «Мастер и Маргарита»
Путь
«Путешествия литературных героев»
[Электронный ресурс]//URL: https://litfac.ru/sochinenie/zachem-literaturnyim-geroyam-puteshestvovatpo-literature/
Литературные герои меняют место. Зачем литературным героям путешествовать?
А. С. Грибоедов «Горе от ума»
М. Ю Лермонтов «Герой нашего времени»
Н. В. Гоголь «Мёртвые души», «Ревизор»
Ф. М. Достоевский «Идиот»
М. А. Булгаков «Мастер и Маргарита»
«Встреча в пути»
Встречи, показывающие нам, кто мы такие. Неожиданные встречи. Судьбоносные встречи. Случайные встречи. Встреча как этап жизненного пути.
А. С. Пушкин «Капитанская дочка»
Н. В. Гоголь «Ревизор»
М. А. Булгаков «Мастер и Маргарита»
Антуан де Сент-Экзюпери «Планета людей», «Маленький принц»
«Витязь на распутье»
Литературные герои перед выбором. Трудный выбор литературных героев.
Ф. М. Достоевский «Преступление и наказание»
М. А. Булгаков «Мастер и Маргарита»
Мастер и Маргарита тема любви
... временем в жизни Мастера и Маргариты. Булгаков ничего не говорит о каких-то интимных моментах любви. Для великого чувства этого не нужно. Становится понятно, что Мастер и Маргарита просто ... они смогли обрести «вечный приют». Воланд делает Мастеру и Маргарите последний подарок – тихую счастливую жизнь в «вечном доме» с «венецианским окном». История Мастера и Маргариты фантастична и уникальна. Но она ...
В. Быков «Сотников»
«Выбор пути»
Молодой человек: становление и выбор жизненного пути. Ценности и антиценности. Обретение и потеря себя.
Н. В. Гоголь «Портрет»
Оскар Уайльд «Портрет Дориана Грея»
Джек Лондон «Мартин Иден»
Ги де Мопоссан «Милый друг»
«Путь в никуда»
Жизненные тупики. Поступки, которые приводят к наказанию. Преступления перед собой.
Ф. М. Достоевский «Преступление и наказание»
Теодор Драйзер «Американская трагедия»
В. Распутин «Живи и помни»
В. Быков «Сотников»
«Пути и перепутья войны»
Человек на войне — человек в пути. Трудные дороги войны.
К. Симонов «Живые и мёртвые», В. Гроссман «Жизнь и судьба», В. П. Некрасов «В окопах Сталинграда»
Любовь
«Сила любви»
Способность к любви как характеристика человека.
М. А. Булгаков «Мастер и Маргарита»
Стендаль «Пармская обитель», «Красное и чёрное»
«Ожидание любви»
Любовное томление юности. Порывы души. Боль.
В. Шекспир «Ромео и Джульетта»
А. С. Пушкин «Евгений Онегин», «Барышня-крестьянка»
И. С. Тургенев «Первая любовь», «Ася»
Л. Н. Толстой «Война и мир»
А. В. Иванов «Географ глобус пропил»
А. В. Дмитриев «Крестьянин и тинейджер»
«Безответная любовь»
Если на любовь не отвечают? Муки любви для любящего сердца и объекта безответной любви.
А. С. Грибоедов «Горе от ума»
А. И. Куприн «Гранатовый браслет»
А. Н. Островский «Снегурочка», «Бесприданница»
«Любовь и верность, любовь и измена»
От чувства верности супружескому долгу (Татьяна) до супружеской измены (Анна Каренина) — как русская литература прослеживает трансформацию любви своих героинь. Корысть и бескорыстие. Женская жертвенность. Русские литературные герои в любви.
А. С. Пушкин «Евгений Онегин», «Капитанская дочка».
Л. Н. Толстой «Анна Каренина», «Война и мир».
А. Н. Островский «Гроза».
Год литературы
[Электронный ресурс]//URL: https://litfac.ru/sochinenie/zachem-literaturnyim-geroyam-puteshestvovatpo-literature/
- это сайт, посвящённый году литературы в России. Здесь можно найти много любопытных фактов, которые можно использовать в качестве исходного материала.
«Человек и книга»
«Круг чтения литературных героев»
[Электронный ресурс]//URL: https://litfac.ru/sochinenie/zachem-literaturnyim-geroyam-puteshestvovatpo-literature/
«Поэт в России больше, чем поэт»
Что такое ХОРОШО?
О качестве литературного материала сказано и написано довольно много. Повторю своё мнение.
Хорошо писать по произведению, которое вы знаете: читали сами (лучше — недавно) и которое вы действительно помните.
Может ли любовь пагубно влиять на человека и почему? по повести ...
... перечил Бульбе, не решался повысить тон. Но, даже не смотря на расхождения братьев, их объединяла любовь к ... с того свое поприще, что в первый год еще бежал", он учился неохотно. "Четыре раза ... Эта повесть, заставляет задуматься о выбранном нами пути. О тонкой грани предательства и героизма. Каждый ... у старого Тараса Бульбы была гордость - ... наших руках. /надеюсь сочинение сойдет на уровень 8 класса/
Очень хорошо
Отлично , если произведение позволяет рассказать о нём интересно и содержательно, а большинство книг классической литературы именно такие.
Прекрасно, Великолепно
Если вы возьмёте на себя труд просмотреть предлагаемый вам список, вы заметите, что есть книги, которые можно использовать как литературную основу для сочинений по любым направлениям. Я во многом опиралась на книги, которые включены в школьную программу, а потому вам знакомы. Возможно, для кого-то здесь будут и новые имена. Читая и перечитывая книги, обдумывайте, как в них отражены понятия время, дом, путь, любовь .
Несколько авторов для тех, кто пока не очень начитан, кого книги не цепляют за живое. А если любите читать, то тем более… Не пропустите…
К. Г. Паустовский «Повесть о жизни» (Здесь столько материала для самых разных аргументов, что на всех хватит е ещё останется. Но нет ничего глупее читать Паустовского только ради аргументов!)
С. Д. Довлатов (Что читать? Да всё! Я всё люблю. Берите трехтомник и читайте все подряд)
Что искать в Интернете?
Во всяком случае не готовые сочинения, не шаблоны и схемы.
Поищите отзывы читателей, рецензии специалистов и интервью с авторами книг. Этот материал совсем другого рода. Он позволит существенно поднять уровень вашей собственной работы. Это важно для тех, кто собирается представлять в дальнейшем свою работу в вуз.
Приведу пример. Я рекомендовала здесь повести современного российского писателя Р. Сенчина. Его «Зона затопления» вошла в этом году в шорт-лист самой престижной национальной премии России «Большая книга». Какую информацию об авторе искать?
Интервью:
http://www.plotina.net/boges-roman-senchin/
http://yandex.ru/video/search?text=%D1%80%D0%BE%D0%BC%D0%B0%D0%BD%20%D1%81%D0%B5%D0%BD%D1%87%D0%B8%D0%BD%20%D0%B8%D0%BD%D1%82%D0%B5%D1%80%D0%B2%D1%8C%D1%8E&path=wizard
Критика:
Это для примера. Дальше ищите сами.
Понимаете, тот, кто учится сам, достигает большего, чем тот, кого учат. Хотя бы потому, что он активнее, его восприятие острее, его достижения ярче.
Публикация в СМИ
В прошлом году мы впервые взяли на себя труд поддержать тех наших посетителей, которые написали хорошие работы.
Ребята присылали работы на проверку, а мы отбирали лучшие из них. Сразу после экзамена сочинения были опубликованы на сайте, а их авторам мы выслали Свидетельства о публикации в СМИ.
Сообщаем, что мы намерены продолжать эту работу и в 2015—2016 учебном году. Можете присылать свои работы. работает.
УДАЧИ ВСЕМ!