9.1 Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания известного лингвиста Дмитрия Николаевича Шмелева: «Переносное значение слова обогащает наш язык, развивает и преображает его».
Употребление слов в переносном значении помогает нам более ясно и красиво выразить свою мысль, придав высказыванию выразительность.
Например, в предложении 5 пустыня названа «мертвой». Это слово употреблено в переносном значении. Мы сразу представляем себе пустыню, в которой почти ничего и никого нет, поэтому она и мертвая — в ней нет жизни. Но это слово наводит нас и на мысль о смерти, которая ждет в пустыне человека, если он не умеет жить в ней.
В предложении 20 зеленые насаждения названы «лентами». Это слово также в переносном значении. Оно означает, что кустарник рос рядом длинным и ярким, как лента.
Переносное значение делает слово выразительнее, а нашу речь — красочнее.
9.2 Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как вы понимаете смысл финала текста: «Вы, Мария Никифоровна, могли бы заведовать целым народом, а не школой. Пустыня — будущий мир, а люди будут благодарны, когда в пустыне вырастет дерево…»
Мария Никифоровна — молодая учительница, которая осознала, что людям требуются не общие теоретические знания, а конкретное понимание того, как жить рядом с пустыней. Поэтому она решает говорить с детьми и взрослыми о песках. Об этом рассказывается в предложениях с 13 по 16.
Молодая женщина смогла убедить всех в своей правоте и организовать общественные работы. И это дало поразительный результат: село преобразилось.
Эти примеры доказывают, что Мария Никифоровна могла организовать людей на деятельность, которая значительно улучшила жизнь каждого человека в селе. То есть она мыслила государственно и, действительно, могла бы руководить многими людьми, охватывая мысленным взором большие горизонты деятельности.
9.3 Как вы понимаете значение слова ЦЕЛЕУСТРЕМЛЕННОСТЬ?
Ничего в жизни нельзя достичь, не имея целеустремлённости. Это качество, которое помогает нам стремиться к своей цели, несмотря на все трудности.
Основные типы лексических значений слова
... на базе имеющегося языкового материала. Это понимание, воплощаясь в значение слова, становится элементом смысловой структуры данного языка в целом. Всякий раз, когда новое значение включается в лексическую ... переносное значение "повредить, причинить неприятность". Вероятнее всего, это переносное значение глагола насолить возникло на ... Обозначая явление, предмет, слово вместе с тем передает его связи и ...
В отрывке из рассказа А. Платонова «Песчаная учительница» главная героиня Мария Никифоровна хочет защитить село от песков. Она не только сама верит в хороший результат, но и других людей заражает своей уверенностью. Именно поэтому ей удается достичь успеха.
Я тоже воспитываю в себе это качество. Я занимаюсь в секции плавания и хочу получить разряд. Когда я пришел в бассейн, я вообще не умел плавать и у меня ничего не получалось. Но тренер все время поддерживал меня и говорил, что у меня есть способности, что я наверняка достигну результата. Я верил ему, стремился к своей цели и поэтому всему научился.
Человек, который верит в свою цель и стремится к ней, не только сам добивается успеха, но и учит бороться и не сдаваться других людей.