Не вызывает сомнений, что вопросы, касающиеся грамматической сущности предложения, остаются важными и актуальными.
В имеющейся лингвистической литературе эти явления осложнения элементарной структуры еще не достаточно исследованы.
Целью предлагаемого дипломного сочинения является анализ использования предложений с осложняющими конструкциями (вводными компонентами, вставками, обращениями) в поэтической речи М.Ю. Лермонтова на протяжении всего творчества поэта (1828-1841 гг.)
Источником языкового материала служат тексты 395-ти стихотворений и 25-ти поэм, вошедших в “Полное собрание сочинений” М.Ю. Лермонтова. Объем языкового материала – 400 иллюстраций (конструкции с вводными, вставными компонентами, обращениями).
В соответствии с целью исследования в работе решаются следующие задачи:
1).
описание истории изучения упомянутых осложняющих единиц
2).
анализ структуры, семантики и экспрессивно-стилистических функций обращений, вводных и вставных конструкций.
В лингвистической литературе очень мало работ, посвященных поэзии М.Ю. Лермонтова. Поэтому очень интересно увидеть языковые явления и особенности относительно проблемы осложняющих конструкций в поэтическом творчестве знаменитого поэта, которому пришлось жить и писать в одну из самых интересных эпох развития русской словесности, закрепления основных грамматических, лексических и стилистических норм национального русского литературного языка.
Руднев А.Г. Синтаксис осложненного предложения. М.; 1959. С.5.
Лермонтов М.Ю. Полное собрание сочинений в 4-х т.; Т.I.-Стихотворения; М.; 1948. 395с.; Т.II.- Поэмы и повести в стихах; М.; 1948. 515 с.
Глава I. Проблема конструкций, осложняющих элементарную структуру предложения, в отечественной лингвистике. 1.1.Проблема состава и границ осложняющих конструкций в современной лингвистике.
В лингвистической литературе существует большое количество публикаций, посвященных анализу проблемы осложненного предложения, но до сих пор среди лингвистов нет четкой и единой позиции по этому вопросу.
Строгого определения осложненного предложения в синтаксической теории не выработано, но существует традиция употребления соответствующего термина. Осложненными обычно называют предложения с однородными членами, предложения с обособленными оборотами, предложения с вводными и вставными конструкциями, а также предложения с обращениями. Хотя некоторые языковеды не относят ряд конструкций к явлениям, осложняющим элементарную схему предложения. Например, проф. А.Г. Руднев в монографии “Синтаксис осложненного предложения” относит обособленные члены предложения, вводные члены предложения, однородные члены предложения и обращения к явлениям, осложняющим простое предложение. Вставные конструкции он смешивает с вводными и поэтому отдельно, как самостоятельную синтаксическую категорию, их не рассматривает: “Вводный член предложения как особая синтаксическая категория, входя в соотносительную связь с другими членами предложения, либо выражает модальные отношения говорящего, либо содержит какие-либо пояснения к членам предложения или предложению в целом , получая выделение в устной речи интонацией, а на письме знаками препинания”.
Текстоориентированный подход к изучению вводных слов и предложений ...
... говорят, рассказывают (вводные конструкции этого типа стоят на грани между вводными словами и вводными предложениями, так как слова типа думаю, ... лингвистической литературы, анализ диссертационных исследований по методике обучения литературе. Практическая значимость исследования 1. Вопрос о вводных словах и вставных конструкциях в лингвистике .1 Классификация вводных слов Вводными называются слова, ...
По мнению А.Ф. Прияткиной, считать вводные слова одним из видов осложнения нет достаточных оснований. Такие слова нельзя включить в ряд осложняющих членов хотя бы потому, что они не являются членами предложения.
Руднев А.Г. Указ. соч. С.5
Руднев А.Г. Указ. соч. С.127
Прияткина А.Ф. Синтаксис осложненного предложения. М., 1990 С.8
Е.С. Скобликова относит обособленные и однородные члены предложения к разряду осложняющих, а вводные, вставные конструкции и обращения рассматривает отдельно.
Авторы учебных и методических пособий для педагогических институтов связывают сущность осложнения с явлением дополнительной предикативности и относят целый ряд конструкций к явлениям осложнения (однородные члены, обособленные обороты, вводные и вставные конструкции, обращения): “Место конструкций на шкале переходности отделяется степенью предикативности той части предложения, которую можно назвать осложняющей, так как она содержит полупредикативность, дополняющую основное предикативное ядро и проявляющуюся в разной мере”. “Центр осложненных предложений, — пишет В.В. Бабайцева, — занимают предложения с обособленными членами; периферийными для сложного предложения являются предложения с вводными и вставными конструкциями и обращениями”.
1.2.Проблема вводных конструкций в отечественном языкознании.
Проблема вводных слов не сходит со страниц русской лингвистической литературы, и все же нет ни одного специального исследования, где бы тот или другой исследователь с достаточной полнотой определил грамматическое положение вводного члена в предложении, в состав которого он входит, на основе раскрытия его смысловых функций, синтаксических связей и морфологического выражения. В трудах М.В. Ломоносова понятие “вводный член предложения” отсутствует. Большинство вводных слов он относит к наречиям.
Скобликова Е.С. Современный русский язык: синтаксис простого предложения. М., 1979 236 с.
Бабайцева В.В., Максимов Л.Ю. Современный русский язык: Синтаксис. Пунктуация: Учебник для вузов. М., 1981. С.142
Там же С.143
Руднев А.Г. Указ. соч. С.116
Ломоносов М.В. Российская грамматика// Ломоносов М.В. Полн. собр. соч.: в 11-ти т. – М.- Л.; 1952.- Т.7 – С.550-553
А.Х. Востоков в “Русской грамматике” употребляет понятие “вводное предложение”, но в его определении нет четкости: “Между частями главного предложения может вставлена быть особое предложение, называемое вводным, которое не привязывается местоимениями или союзами к главному предложению, и может быть опущено без нарушения смысла; например, он, я думаю, скоро возвратится: Мы, вероятно, увидим его.
Сложное предложение с сочинительными и подчинительными союзами ...
... союзном сочинении и подчинении в сложном предложении, выявление классификации сочинительных и подчинительных союзов сложных предложений в английском языке, определение значения и функций наиболее употребительных из них. Дипломная работа не представляет собой подробного описания разновидностей сочинительных и подчинительных союзов и ...
Ф.И. Буслаев в “Исторической грамматике русского языка” рассматривает вводные слова как разновидность одного из сложных или слитных предложений, которые должны быть соединены по способу подчинения, но вставлены в предложение без всякой “видимой” грамматической связи.
В.А. Богородицкий, не касаясь вопроса происхождения вводных предложений, отмечает существование таких предложений, которые, “будучи совершенно независимыми вставляются в другое предложение без каких-либо связующих слов, это так называемые вводные предложения. При произношении они получают особый темп и другую силу и тон”.
Руднев А.Г. Указ. соч. С.116
Ломоносов М.В. Российская грамматика// Ломоносов М.В. Полн. собр. соч.: в 11-ти т. – М.- Л.; 1952.- Т.7 – С.550-553
Востоков А.Х. Русская грамматика .- 12-е изд.- Спб., 1874- 216с.
Буслаев Ф.И. Историческая грамматика русского языка – М., 1959 – 624с.
Богородицкий В.А. Общий курс русской грамматики. М., 1935 С.240
Д.Н. Овсянико-Куликовский в работе “Синтаксис русского языка” пишет: “Вводные слова возникли как результат сокращения некогда полного предложения, от которого осталась лишь та или другая часть, иногда превратившаяся в частицу”.
Академик А.А. Шахматов считает, что вводные слова “являются редуцированными по своему смыслу предложениями” и поэтому “не могут быть определены ни как главные, ни как второстепенные члены предложения”, поскольку они стоят вне предложения, но вставлены в него.
А.Н. Пешковский отмечает, что “вводные слова и сочетания образуются из так называемых вводных предложений, то есть предложений, вставленных в середину других предложений, но не соединенных с ними грамматически.
А.М. Пешковский своеобразие грамматического положения вводных слов объясняет их происхождением и не делает попытки определить грамматическое положение вводных слов в составе предложения современного русского языка на том основании, что они не связаны с “какими-либо предложениями в порядке согласования, управления и примыкания”.
Таким образом, до недавнего времени отвергалась какая бы то ни было грамматическая связь между вводной конструкцией и предложением. Однако в исследованиях последних лет активно разрабатывается вопрос о наличии средств связи вводных структур с основным составом предложения.
Так, А.Г. Руднев называет связь между вводным элементом и предложением соотносительной: “Между вводными словами и остальной частью предложения мы имеем специфический характер связи (отношения), которая по-своему специфически выражает взаимосвязь элементов в составе предложения и которую мы предлагаем называть соотношением или соотносительной связью”.
Овсянико-Куликовский Д.Н. Синтаксис русского языка. Спб., 1912. С.283
Шахматов А.А. Синтаксис русского языка. Л., 1941. С.265
Пешковский А.М. Русский синтаксис в научном освещении, М., 1956. С.372
Там же, С.367
Руднев А.Г. Указ. соч. С.123
Е.В.Кротевич, назвав “включением” отношение между “сопутствующими членами” и основным составом предложения, ниже замечает: “Включение – это способ синтаксической связи между сопутствующим или обособленным членом предложения и тем высказыванием, в которое он вводится… средством выражения связи являются порядок слов и интонация, с помощью которых создается разноплановость в ритмомелодическом оформлении предложений.
Вводные слова в русском языке
... попробуем составить план к будущему сочинению «Зачем нужны вводные слова?» и сделать первые наброски к работе. Начинаем урок с синтаксического разбора предложения. Горный воздух, без всякого сомнения, ... категория Урок русского языка в 9 классе. Тема урока. Подготовка к написанию сочинения-рассуждения «Зачем нужны вводные слова?» Сегодня на уроке мы будем говорить о вводных словах, повторим их ...
По мнению А.И. Студневой, “вводные предложения вступают со смысловой структурой высказывания в функциональную по содержанию связь, которую мы называем ординативной и в основе которой лежат актуальные отношения между элементами речевой ситуации”.
Научные споры вокруг разряда вводных конструкций связаны не только с наличием или отсутствием средств связи между вводным компонентом и структурой основного высказывания, но касаются также и состава вводных единиц.
В учебнике В.В. Бабайцевой, Л.Ю. Максимова выделяются восемь групп вводных компонентов по значению. Первые две группы: достоверность сообщения, факта (уверенность) и предположение (неуверенность), по мнению авторов, “характерны для вводных единиц и именно они и составляют значение субъективной модальности. Для выражения этих значений употребляются самые многочисленные группы слов и словосочетаний, ядром которых являются модальные слова”.
Н.С. Валгина выделяет семь разрядов вводных слов и словосочетаний по значению, среди которых “составляют большую группу вводные слова и словосочетания с модальным значением, выражающие оценку говорящим степени достоверности сообщаемого (уверенность, предположение, сомнение, неуверенность и т.п.)
Руднев А.Г. Указ. соч. С.123
Кротевич Е.В. О связях вводных слов в словосочетании и предложении // Русский язык в школе. – 1958. №6 С.16-25
Студнева А.И. О связи вводных предложений с основным составом высказывания // Учен. зап. Рязанского гос. пед. института. – 1968.- Т.51 – С.309
Бабайцева В.В., Максимов Л.Ю. Современный русский язык: Учеб.: в 3-х ч. – М.: Просвещение, 1981. – Ч.3. Синтаксис. Пунктуация. – 271с. Там же, С.166
А.И. Аникин выделяет среди вводных слов две основные группы: 1) вводные слова, выраженные модальными словами, 2) вводные слова, представленные другими частями речи. Деление основывается на степени отрыва слова “от системы форм и значений исходного слова”.
Р.А. Каримова, выделяя четыре основные группы вводных слов и словосочетаний по значению, особо отмечает вводные слова и словосочетания со значением степени достоверности высказывания. Особенность данной семантической группы вводных конструкций заключается в том, что составляющие ее вводные слова и сочетания слов принимают участие в выражении модальности сообщения. Модальные значения они выражают своим лексическим содержанием. В “Русской грамматике – 80” круг субъективно-модальных значений, выражаемых вводными словами, вводными сочетаниями слов и вводными предложениями достаточно широк. Здесь представлено семь групп вводных конструкций субъективной модальности.
Валгина Н.С. Синтаксис современного русского языка: Учебник для вузов.- 3-е изд., испр., — М.,: 1991. С.392
Аникин А.И. Вводные слова и их соотношения структурно-семантическими категориями слов в современном русском языке // Учен. зап. М.Г.П.И.- 1958.- П.132.- С.5-33
Там же, С.18
Сочинение только в предложении получают свое значение отдельные слова
... психология. Манера речи, отдельные слова и выражения помогают понять характер говорящего.Попробуем найти этому подтверждение в тексте В.Токаревой. Во-первых, в предложении №11 мы находим разговорное слово “ретрухи”. Так ... «авторская речь обладает не только изобразительностью, но и выразительностью и характеризует не только объект высказывания, но и самого говорящего». Сочинение для ГИА по цитате из ...
Каримова Р.А. Вводные слова и вводные сочетания слов в русском литературном языке II пол. XVIII начала XIX в. // Учен. зап. Казанского гос. ун-та.- 1965.- Т.125.- С.137
Русская грамматика: в 2-х т.- М.: Наука. 1980.-Т.2 С.229-231
1.3.История изучения вставок.
На ранних этапах развития русской науки о языке вопрос о вставочных конструкциях специально не выделяется. Отдельные указания по этому поводу мы находим лишь в связи с изложением правил о пользовании “вместительным знаком, то есть скобками”. В “Российской грамматике” М.В. Ломоносова упоминание имеется о вставочных конструкциях в главе IV, озаглавленной “О знаках”. Ломоносов писал: “Вместительной слово или целый разум в речь вмещает без союза и порядочного сочинения: “Меня (кто бы подумал) от тебя отлучают”.
Более обстоятельственно говорится о вставочных конструкциях в “Практической грамматике” Н.И. Греча. Хотя автор не выделяет их из числа вводных предложений и не пользуется специальным термином “вставочные”. Он правильно отметил наличие в языке вставных конструкций, правильно указал на их смысловые отношения с основным предложением. Но он не выделил вставные предложения как самостоятельный тип и смешал их с вводными.
В “Русской грамматике” А.Х.Востокова вводные и вставные конструкции также не отграничиваются друг от друга. Однако чрезвычайно важным моментом представляется упоминание об особом типе конструкций, отделяемых “вместительным” знаком и служащих для пояснения смысла непонятных слов. Самый термин “вставочные” конструкции был впервые введен Евграфом Филомафитским. Точно подмечая особый характер прерывистой связи, устанавливаемой между вставкой и основным высказыванием, Филомафитский в то же время рассматривает наличие скобок в речи писателя как результат его стилистической беспомощности. Это положение не может считаться правильным, так как вставки являются
Ломоносов М.В. Указ. соч. С.562
Щеболева И.И. Общая характеристика вставочных конструкций в современном русском литературном языке // Учен. зап. Рост.-на Дону Госуд. пед. института 1955. вып. 4 97с.
Востоков А.Х. Русская грамматика – 12-е изд. Спб., 1874. – 216с.
одним из преднамеренных приемов, позволяющих автору выделить и подчеркнуть то, что по его мнению, могло бы остаться незамеченным.
В работе А.М. Пешковского “Школьная и научная грамматика” мы встречаемся с понятием вставочности. Отмечает Пешковский и специфику интонации при произношении вставочных конструкций. Это позволяет думать, что для Пешковского понятие вставочности уже не отождествляется с понятием вводности.
Итак, из краткого обзора литературы о вставочных конструкциях следует, что в трудах лингвистов XIX и начала XX в. вставочные конструкции не выделяются из категории вводных конструкций. Только в 50-е годы XX века в ряде исследований вставки стали выделяться в самостоятельную категорию.
Необходимостью разграничения вводных и вставочных конструкций впервые, видимо, отметил А.Б. Шапиро в рецензии на работу Абакумова “Методика пунктуации”. По мнению А.Б. Шапиро, вставочными являются “слова, группа слов, предложение или даже группа предложений, имеющих особую функцию – добавочного ранее не предполагавшегося ко включению в основную ткань предложения, замечания.
Вводные слова в английском языке
... или второстепенных членов предложения. Вводные слова на английском языке можно заменить синонимичными словосочетаниями или фразами. Правильное использование вводных слов поможет направить диалог в нужное русло. Они придают экспрессивность разговору. Вводные конструкции в устной речи ...
И.И. Щеболева в исследовании “Общая характеристика вставочных конструкций” отмечает: “Всестороннее исследование вставочных конструкций в современном русском языке связано с отграничением их от смежных с ними других синтаксических явлений. Вставочные конструкции относятся к числу синтаксических явлений, осложняющих простое предложение. Вставочные конструкции будучи носителями дополнительных, побочных замечаний вступают в особую смысловую связь с тем предложением, в состав которого они входят.
А.И. Студнева в исследовании “Из наблюдений над функционально –
Щеболева И.И. Указ. соч. С.54
Пешковский А.М. Школьная и научная грамматика. М., 1914. 54с.
Шапиро А.Б. Рецензия на работу С.И.Абакумова “Методика пунктуации” // Русский язык в школе. 1948. №3. С.63
Щеболева И.И. Указ. соч. С.59
семантическими отношениями вводных и вставных предложений”, ставя перед собой цель “конкретизировать функционально – семантическое соотношение вводных и вставочных конструкций в современном русском языке и в какой-то мере содействовать решению задачи по их разграничению”, приходит к выводу: “Вводные предложения, не являясь коммуникативными единицами языка, содержат субъективное отношение говорящих к содержанию высказывания и выполняют модальную функцию, функцию обращения и модально – эмоциональной оценки того, о чем говорится в основном предложении.
Вставочные предложения, имея дополнительный или оговорочный характер и объективно – модальное содержание, выполняют функцию уточнения, пояснения и эмоционального сопровождения высказывания и являются средством речевой коммуникации с назначением сообщения о фактах действительности”. Следовательно, это различные синтаксические категории и нет достаточных оснований объединять их одним понятием “вводные”.
В современной учебной литературе, предназначенной для вузов и школ, вставки выделяются в самостоятельную синтаксическую категорию и не смешиваются с вводными конструкциями.
Студнева А.И. Из наблюдений над функционально – семантическими отношениями вводных и вставных предложений // Учен. зап. М.ОП.И.- 1967. Т. 197. С.259-268
Студнева А.И. Указ. соч. С.267
Буслаев Ф.И. Историческая грамматика русского языка – М: Учпедгиз, 1959 – С.227
Ломоносов М.В. Указ. соч. С.411
1.4.История изучения обращений.
Впервые термин “обращение” появляется в “Исторической грамматике русского языка” Буслаева.
До появления этой работы в грамматических трудах шла речь о звательном падение и служил в древнерусском языке морфологическим средством выражения синтаксической функции господствующего слова того члена предложения, который в грамматике Буслаева получил название “обращение”.
М.В. Ломоносов в “Российской грамматике” так определял функции звательного падежа: “…когда к вещи речь обращается: о ты, рука сильная, о ты, победа громкая”.
У Н.И. Греча и А.Х. Востокова речь также идет лишь о звательном падеже. Причем Востоков дает звательному падежу следующее определение: “звательный, показывающий имя предмета, к коему обращена речь, например: “Ученик ! Будь прилежен”. “Дети! Слушайтесь родителей и наставников !”.
А.А. Потебня одним из первых высказал мнение о том, что употребленная в функции обращения форма вокатива является подлежащим при сказуемом – глаголе 2-го лица повелительного наклонения. А.А. Потебня допускает смещение синтаксической функции подлежащего и обращения. В последующих грамматических трудах внимание лингвистов было обращено на решение вопроса о том, является ли обращение членом предложения.
Сложноподчинённые предложения
... предложения, вводные конструкции, обращения, причастные и деепричастные обороты и т. п.). Но существуют такие виды сложноподчинённых предложений, для которых эти правила применить нельзя, и о таких предложения 5. Сложноподчинённое предложение ... препинание сложноподчинённый предложение Схема Сложноподчинённые предложения, их виды Сложноподчиненным называется предложение , части которого ...
Так, Д.Н.Овсянико-Куликовский в “Синтаксисе русского языка” рассматривает обращение среди “слов и выражений, не входящих в состав предложения, но примыкающих к предложению, стоящих при нем”.
А.М. Пешковский в “Русском синтаксисе в научном освещении” также как Овсянико-Куликовский, рассматривает обращение среди “слов и
Ломоносов М.В. Указ. соч. С.411
Востоков А.Х. Указ. соч. С.21
Руднев А.Г. Синтаксис осложненного предложения . М., 1959. С.177
Овсянико-Куликовский Д.Н. Синтаксис русского языка. Спб., 1912. С.292-293
словосочетаний, не образующих ни предложений, ни их частей” на том основании, что они “не будучи связаны с какими-либо предложениями в порядке согласования, управления и примыкания, не образуют и частей этих предложений…”
Академик А.А.Шахматов, рассматривая обращение пишет: обращение – это слово или словосочетание, соответствующее названию 2-го лица, к которому обращена речь говорящего. Оно стоит вне предложения и не является потом членом предложения.
Согласно традиции, которая сложилась в школьной и вузовской практике, обращением принято называть слово или сочетание слов, называющее того, к кому обращена речь. Обращение принято относить к явлениям, осложняющим простое предложение. Это положение трактуют авторы ряда современных учебных и методических пособий для педагогических институтов: Бабайцева В.В., Максимов Л.Ю., Валгина Н.С., Белошапкова В.П.
Но традиционная точка зрения согласно которой обращение относят к словам, грамматический не связанным с предложением, подвергается сомнению в исследованиях последнего времени. Профессор А.Г. Руднев трактует обращение не являющийся ни главным, ни второстепенным как член предложения третьего порядка, который связывается с предложением особым видом синтаксической связи – относительной связью: “Грамматическая связь, которая характерна для обращения – это соотносительная связь”.
Профессор Г.П. Торсуев на основании анализа интонации обращения пришел к выводу, что оно представляет собой самостоятельный коммуникативный тип предложения. В.П. Проничев в работе “Синтаксис обращения” проведя ряд доказательств приходит к выводу, что обращение должно быть отнесено к именным односоставным предложениям.
Пешковский А.М. Русский синтаксис в научном освещении. М., 1938. С.367
Шахматов А.А. Синтаксис русского языка – 2-е изд. – Л., 1941. С.261
Руднев А.Г. Указ. соч. С.183
Торсуев Г.П. Фонетика английского языка. М., 1950. С.242
Проничев В.П. Синтаксис обращения. Л.: Изд-во ЛГУ 1971. 88с.
По мнению А.Ф.Прияткиной, “обращение в своей первичной функции (контактоустанавливающей) не может считаться членом предложения. Если же с помощью обращения дается характеристика предмета, указываются его признаки, то появляется значение которое соответствует дополнительной предикации. Это предикативно – характеризующее значение и дает основание говорить об осложняющей роли обращения”.
Представленный в этой главе обзор публикации затрагивающих различные проблемы конструкций, осложняющих простое предложение позволяет сделать вывод о том, что этот вопрос остается актуальным и на сегодняшний день, остается до конца не изученным и поэтому требует его пересмотра.
ТИПОЛОГИЯ СЛОЖНОГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ
... проводит аналогию между сочинением и подчинением как основными видами синтаксических связей в словосочетании и сложном предложении (изоморфизм) и приходит ... трудностей в разграничении сочинения и подчинения, так как почти в любой переходной, синкретичной конструкции есть признаки, которые ... типология сложного предложения в целом. Но это не все случаи организации сложного предложения. Многие структуры ...
Для того, чтобы устранить споры и разногласия, возникающие по проблеме осложнения предложения необходимо более подробное описание конструкций, осложняющих предложение в русском языке на материале литературных памятников. Для этого в предлагаемой работе предпринято попытка анализа вводных, вставных конструкций и обращений в языке поэзии М.Ю. Лермонтова
Прияткина А.Ф. Русский язык: Синтаксис осложненного предложения: (Учеб. Пособ. для филол. спец. вузов. М., 1990. С.169
Глава 2. Вводные конструкции в поэзии М.Ю. Лермонтова. 2.1.Семантика вводных конструкций.
Обобщенное синтаксическое значение вводных единиц – отношение говорящего к сообщаемому. В рамках этого инвариантного значения вводных компонентов разграничиваются более частные значения, выражаемые определенными группами слов, словосочетаний, предложений.
Функционально – семантический круг вводных конструкций в лирике М.Ю. Лермонтова достаточно широк и включает почти все возможные значения вводных единиц.
Компоненты, выражающие различную степень достоверности сообщения (уверенность, неуверенность, возможность и т. п.) составляют более 50 % всех вводных конструкций в текстах М.Ю. Лермонтова: “может быть” и “быть может” (I,207; I,60; I,248; I,145; I,128; I,111; I,85; I,52; I,181; II,294; II,335; II,7; II,225; II,240; II,179); “кажется” (I,111; I,179; II,294; II,198; II,335; II,50; II,225; II,314; II,7); “мнится” (I,253; I,286; II,335); “верно” (I,207; I,52; II,405; II,71; II,418); “чай” (II,30; II,209); “конечно” (I,142; II,335); “право” (I,169; I,69; II,7).
Вводные конструкции, указывающие на связь мыслей, последовательность их изложения, составляют в лирике М.Ю. Лермонтова 30 % от общего числа: “например” (I,52; I,90; I,94; II,7); “наконец” (I,72; I,140; II,401; II,225; II,262; II,335); “итак” (II,7; II,71; II,225); “во-первых” (I,38; I,52; II,136).
Вводные слова, показывающие степень обычности того, о чем говорится: “бывало” (I,43; II,262; II,198; II,225; II,71; II,7).
Бабайцева В.В., Максимов Л.Ю. Современный русский язык: Синтаксис.Пунктуация: Учебник для вузов. М., 1981. С.165.
Здесь и далее арабская цифра в скобках означает номер страницы по изданию ; римская цифра – номер тома.
Лишь в двух случаях встречаются вводные слова, указывающие на источник сообщения: “говорят” (I,69; I,207).
Очень редко используются вводные слова, выражающие, эмоциональное отношение говорящего к содержанию высказывания: “к счастью” (I,52; II,71).
2.2.Структура вводных компонентов. Соотношение с частями речи.
По структуре вводным может быть слово, словосочетание и предложение.
Предложения с вводными компонентами, оценивающими содержание речи и выраженными словами, которые соотносятся:
а) с именами прилагательными:
“верно”
Ты, верно, не прочел бы в ней
Что я преступник иль злодей.
(II,335)
б) с именами существительными:
“право”
Признаться, право, было б жаль
Мне опечалить их…
(I,69)
в) с сочетанием числительное + прилагательное:
Однородные члены предложения
... однородных членов в публицистических текстах. 1. Теоретические аспекты роли однородных членов предложения в публицистических жанрах 1.1 Понятие об однородных членах предложения Однородными называются два или несколько членов предложения, ... чудное имеет. (Кр-) Знаки препинания между однородными членами предложения. 1. Между однородными членами, не соединёнными союзами, ставится запятая, например: ...
“во-первых”
Во-первых, господин советник
Блюститель нравов, мирный сплетник.
(II,136)
г) с сочетанием существительное + предлог:
“например”
Вот, например, приятель мой
Владеет он изрядным слогом
(I, 54)
“наконец”
И, наконец, все эти силы,
Употребленные на то,
Чтоб малость обращать в ничто!
(II, 404)
д) с глаголами:
“кажется”
Казалось, судорожным движением рук
Старался он кончину удалить
(I, 80)
“мнится”
Нарочно, мнилося, она
Была для счастья создана
(I,286)
“бывало”
Молю о счастии, бывало,
Дождался наконец.
(II,7)
“говорят” (спрягаемая форма)
Наедине с тобою, брат
Хотел бы я побыть;
На свете мало, говорят,
Не остается жить
(I,69)
е) с вводными словами “конечно”, “итак”, потерявшими связь с частью речи, из которой образовались:
- Вы это знаете давно ;
- И вам, конечно, все равно.
(I, 72)
Итак, позвольте отдохнуть
А там продолжим как-нибудь (II, 23)
2) Предложения с вводными компонентами, оценивающими содержание речи и выраженными словосочетаниями глагольного типа.
“быть может”
Он даже лаской гостя унижал,
Хотя, быть может, сам того не знал
(II, 240)
“может быть”
Тебе явился хоть во сне,
Ты позавидовал бы мне
И в исступлении, может быть,
Решился также согрешить.
(I, 207)
“может статься”
И ты вздохнешь, может статься,
И слезою на ясных очах
О том, кто не будет нуждаться
Ни в печали чужой, ни в слезах
(II, 50)
3) Вводные предложения, составляющие 20 % всех вводных конструкций в текстах М.Ю. Лермонтова, по структуре могут быть:
- а) двусоставными: “я помню” (I, 191), “я клянусь” (I, 218), “я уверен” (I, 32;
- I, 215), “я знаю” (I, 10;
- I, 261;
- II, 50), “я вижу” (I, 270;
- I,83;
- I,191), “ты знаешь” (I,76), “я верю” (I, 140;
- II, 50);
- б) односоставными определенно – личными: “верь мне” (II, 50;
- II, 314);
- Зубрилина Л.Н., Мейеров В.Ф. Предложения с вводными и вставными компонентам. Иркутск. 1985. С.56.
в) односоставными безличными: “ей мнилось” (I, 147), “мнится мне” (I, 23).
2.3.Позиция вводных компонентов в предложении.
Вводные единицы относятся или к предложению в целом, или к отдельным его частям. Нередко этим определяется место вводных единиц в структуре основного предложения.
Наиболее сильной позицией для вводных конструкций, относящихся к целому предложению в текстах М.Ю. Лермонтова является интерпозиция:
Вы это знаете давно,
И Вам, конечно, все равно.
(I, 72)
Или, быть может, Зараим
Еще замечен не был им
(II, 299)
Несколько реже, чем в интерпозиции, вводный элемент, распространяющий свое значение на все предложение, стоит в препозиции:
Конечно, сам давно не знал он
Печалей сладостных любви
(II, 335)
Быть может, то одна мечта
(II, 405)
Бывало, мерный звук твоих могучих слов
Воспламенял бойца для битвы
(I, 34)
Нет! Я уверен, твоего… блаженства
Не может сделать тот,
Кто красоты наружной совершенства
Одни в тебе найдет
(I, 215)
Конечная позиция вводных структур, относящихся ко всему предложению в лирике М.Ю. Лермонтова, встречается довольно редко:
К чужим горам, под небо юга
Я удалюся, может быть
(I, 286)
Молю о счастии, бывало,
Дождался наконец,
И тягостно мне счастье стало,
Как для царя венец
(II, 126)
Достаточно велика доля вводных конструкций в поэзии М.Ю. Лермонтова, соотносящихся с частью предложения. Чаще всего вводные единицы тяготеют к сказуемому. Занимают такие структуры обычно начало предложения или срединное положение в предложении:
Уланы, ах! такие хваты…
Полковник, верно, неженатый
(II, 8)
Молю: возьмите этот свиток
В нем мир всю жизнь души моей найдет –
И, может быть, он вас остережет
(II, 226)
И если б мог я эту грудь
Перед тобою развернуть,
Ты, верно, не прочел бы в ней
Что я преступник иль злодей
(II, 335)
Вводные конструкции тяготеют к другим членам предложения – подлежащему, обстоятельству, дополнению:
Двух братьев помирила, казалося,
Слепая месть и к родине любовь
(II, 398)
Потом неверными шагами
Я удалился – но за мной
Казалось, тень везде бежала
(II, 198)
Вот первый всадник показался,
Он, мнилось, из земли рождался
(II, 335)
Другой узнал, казалось, жизни зло,
И разорвал свои надежды сам
(I, 179)
Быть может, тайным преступлением
Высокий ум его убит
(I, 248)
Таким образом, в лирике М.Ю. Лермонтова около 40 % вводных компонентов, относящихся ко всему предложению, занимают интерпозицию; около 30 % вводных единиц тяготеют к сказуемому и располагаются в начале и в середине предложения. Также для лирики М.Ю. Лермонтова характерны вводные конструкции, относящиеся к подлежащему и к дополнению. Их доля составляет 20 % от общего числа.
2.4. Экспрессивно – стилистические свойства вводных конструкций.
Вводные конструкции содержат в себе большие возможности синонимического использования. Сопоставляя отдельные их разряды, мы
отмечаем в каждом ряду наличие общих значений и взаимозаменяемость. Благодаря разнообразию значений, выражаемых вводными словами, они используются во всех речевых стилях. При этом, наряду с межстилевыми вводными словами, в отдельных разрядах можно отметить слова с заметно выраженным характером книжности, разговорности, устарелости. Разговорно – просторечные вводные слова: “видно”, “видать”, “знать”, “чай” в лирике М.Ю. Лермонтова встречаются чаще в поэмах и в стихотворениях зрелого периода творчества. Но в целом такие конструкции редки для творчества М.Ю. Лермонтова:
Скажи нам атаман частной,
Как жил ты в стороне родной,
Чай, прежний жар в тебе и ныне
Не остывает от годов
(II, 209)
Но бледна ее грудь молодая,
И сидит она долго вздыхая,
Видно, буйную думу тая,
Все тоскует по воле, как я
(I, 50)
Большинство вводных конструкций в поэзии М.Ю. Лермонтова имеют нейтральную или разговорную окраску.
Очень часто в текстах М.Ю. Лермонтова (более 40 %) встречаются вводные единицы со значением различной степени достоверности сообщаемого. Особенно частотно сочетание слов “может быть” и “быть
Розенталь Д.Э. Практическая стилистика русского языка. М., 1968. С.347.
может”. Данное словосочетание имеет нейтральную окраску и употребляется в трагических строках, связанных с войной, со смертью, с расставанием, в размышлениях поэта над жизнью, над судьбой:
Ужель единый гроб для всех
Уничтожением грозит?
Как знать: тогда, быть может, стих
Полмертвого воспламенит
(I, 232)
Ах!.. вспомни обо мне тогда…
Тогда!.. Быть может, уж могилой
Желанной скрыта буду я
(II, 194)
Вводные конструкции, выражающие различную степень достоверности сообщаемого “кажется”, “верно”, “право” имеют в лирике М.Ю. Лермонтова оттенок разговорности.
Вводное слово “кажется” автор использует в размышлениях, нередко в самокритике:
Я счастье, казалося, привлек,
Когда его навеки отнял рок
(II, 238)
Я счастлив был, не ведомый никем,
Казалось, я покоен был совсем
(II, 234)
Вводное слово “верно” Лермонтов использует в обращении к другу, любимой, к близким:
И если б мог я эту грудь
Перед тобою развернуть,
Ты, верно, не прочел бы в ней,
Что я преступник иль злодей
(II, 335)
Для выражения своих чувств автор использует вводное слово “право”:
Что ж вышло? Право, смех и жалость
Сковала душу мне усталость
(II, 7)
Признаться, право, было б жаль
Мне опечалить их…
(I, 70)
Используются вводные конструкции, выражающие различную степень достоверности сообщаемого, в философских стихотворениях молодого Лермонтова (“Отрывок”, “Ночь II”, “1831 июня 11 дня”):
Ужель единый гроб для всех
Уничтожением грозит?
Как знать? Тогда, быть может, смех
Полмертвого воспламенит
(I, 232)
И, может быть, она опять придет
В другой залив, но там уж не найдет
Себе покоя…
(I, 198)
Вводно – обобщительное слово “бывало” связано с темой воспоминания:
Бывало, для забавы я писал
Тревожимый младенческой мечтой;
Бывало, я любовию страдал,
И с бурною пылающей душой
(II, 262)
Бывало, я у башни угловой
Сижу в тени, и солнце луч осенний
Играет с мохом в трещине сырой
(II, 71)
Устаревшее слово “мнится” используется автором, в основном, в любовной лирике:
Я в одиночестве кидал свой взгляд смущенный
На стены желтые, и мнилось, тени в них
Сходили медленно до самых ног моих
(I, 253)
Нарочно, мнилося, она
Была для счастья создана
(I, 286)
Большое количество вводных единиц, используемых Лермонтовым, встречается в диалогах персонажей:
В ответ сказала тихо мне она:
“Итак, прости навек, любезный мой,
Жестокий друг, обманщик дорогой”
(II, 225)
Вот, например, приятель мой
Владеет он изрядным слогом
(I, 52)
Невольно страх в душе ласкаешь
Но ты все понял, ты все знаешь
И сжалишься, конечно, ты
(II, 136)
Устная речь обладает более красочными, лексически разнообразными и более экспрессивными видами модальных слов… Устная речь эффективнее и активнее, чем книжный язык. Поэтому в ней больше модальных оттенков, и они ярче.
Речь главного героя поэмы “Мцыри” насыщена разнообразными по семантике вводными конструкциями, которые придают речи трагический оттенок, что вызывает боль и сочувствие у читателя:
Меня могила не страшит:
Там, говорят, страданье спит
(II, 54)
Тебе, я знаю, не понять
Мою тоску, мою печаль
(II, 60)
Но, верь мне, помощи людской
Я не желал… я был чужой
(II, 62)
Знай, это пламень с юных дней
Таяся жил в груди моей
(II, 63)
Казалось, что слова людей
Забыл я – и в груди моей
Родился тот ужасный крик
(II, 64)
Нередко значения вводных конструкций помогают автору в создании литературно – художественного портрета героя:
описание внешности персонажа, его действий, жестов:
Казалось, вся она была слита,
Как гурии, из сумрака и света
(II, 314)
Виноградов В.В. Русский язык. (Грамматическое учение о слове): — Учеб. пособие – 3-е изд., испр. – М., 1986. С.609.
Он был, казалось, лет шести
Как серна гор, пуглив и дик
И слаб, и гибок, как тростник
(II, 51)
Взглянул на небо молча князь,
И наконец, отворотясь
Он протянул Селиму руку
(II, 385)
передача психофизиологического состояния героя:
Чем боле улыбалось счастье мне,
Тем больше я терзался в глубине,
Я счастье, казалося, привлек,
Когда его навеки отнял рок
(II, 238)
Я счастлив был; не ведомый никем,
Казалось, я покоен был совсем
(II, 234)
раскрытие внутреннего мира героя:
Но в диком сердце бушевало,
Казалось, тайная гроза
(II, 300)
Не стыд – но горькая досада
Героя медленно грызет:
Жизнь побежденным не награда:
Он на друзей не кинул взгляда
И, мнится, их не узнает
(II, 392)
Итак, функции вводных конструкций, благодаря широким стилистическим возможностям, разнообразны.
В текстах М.Ю. Лермонтова вводные единицы по своей экспрессивной окраске принадлежат большинство к нейтральному или разговорному стилю. Используются нередко в прямой речи и в диалогах героев. Чаще всего М.Ю. Лермонтов вводные компоненты употребляет в ранней лирике.
Глава 3. Вставные конструкции в поэтической речи М.Ю. Лермонтова. 3.1.Пунктационное оформление вставок.
Всего привлечено к описанию около 70-ти осложняющих конструкций, которые большей частью встречаются в поэмах.
Пунктационный критерий играет немаловажную роль при синтаксической квалификации явления, хотя его и нельзя считать абсолютным и самодостаточным.
В тексте вставные конструкции выделяются чаще всего круглыми скобками или двойным тире. Скобки возникли раньше, чем тире. О них М.В. Ломоносов писал как о знаке “вместительном”. Скобки “лучше всего передают факультативность и отчужденность вставки и употребляются как более сильный выключающий знак, чем тире”.
“Еще со времен “Евгения Онегина” Пушкина стало традиционным скобочное оформление вставных конструкций в стихах. Видимо, скобки в поэтическом тексте выполняют и экспрессивные функции, создавая подтекст”.
В текстах М.Ю. Лермонтова большинство вставных структур оформлено с помощью скобок, но имеются случаи выделения вставок и тире:
Раз – это было под Гихами –
Мы проходили темный лес
(I, 62)
Но я люблю – за что не знаю сам –
Ее степей холодное молчанье
(I, 72)
Хоть между тем (пожалуй, клясться стану)