Мелодии на фортепиано

Я нередко замечаю, что некоторые битмейкеры никогда или практически никогда не пишут мелодий к своим битам самостоятельно и занимаются исключительно лишь сэмплированием. Нет, я ни в коем случае не отрицаю, что сэмплирование — тоже важный элемент битмейкинга, и умение хорошо «покромсать» чужой трек — полезный навык, пускай и не обязательный. Да и сам я люблю «порезать» чужие композиции. Но, согласитесь, это же смешно, когда человек, который не в состоянии сочинить мелодию самостоятельно называет себя композитором (ведь битмейкер сочиняет музыку, значит, должно быть, является таковым).

Некоторого рада парадокс, не так ли? Именно эти наблюдения и сподвигли меня написать данную статью. Сегодня я расскажу и покажу вам, как, не имея хорошо отточенного музыкального слуха и большого опыта, сочинить мелодию. И делать я это буду на примере главной темы из моего инструментала «Endless Winter». А теперь непосредственно к делу.

Мелодии на фортепиано 1


1) Выбор инструмента

Начать я рекомендую с подбора самого фортепиано. Подробнее на эту тему я поразглагольствую в одной из следующих статей. А пока лишь скажу: возьмите какую-нибудь библиотеку для Kontakt 5 да не скупитесь на место на жёстком диске: желательно, чтобы она была «потяжелее». Потому что, как правило, это свидетельствует о высоком качестве продукта (повторюсь: как правило ).

Например, мой любимый рояль Fazioli Ebony Concert Grand занимает около 30 гигабайтов на жёстком диске. «Почто такие траты?», — спросите вы. Дело в том, что, например, лично меня приятный, качественный тембр способен вдохновить на написание мелодии. Возможно, вас тоже. Так что сразу настройте реверберацию, по желанию добавьте дилэй, сделайте предварительную эквализацию вашего тембра. В общем, выжмите из своего рояля все соки. Скорее всего, это поможет вам в сочинении. Во всяком случае, мне помогает. Скриншот, демонстрирующий мои обработки, представлен ниже. Я использовал библиотеку для Kontakt 5 от Best Service «Galaxy: Vintage D».

Мелодии на фортепиано 2


2) Выбор аккордов

Далее я посоветую вам выбрать гармонию (под гармонией я подразумеваю аккордовую последовательность).

Да-да, именно выбрать. Хотя подбирать аккорды самостоятельно в разы интереснее, начать всё же рекомендую с известных и популярных аккордовых прогрессий. Приведу несколько примеров. Мажор: C – Am – F — G | C – E – Dm – F | С – F – Am – G | C — F — Dm — E. Минор: Am – G – F – E | Am — G — Dm — E | Am – F – Dm – E | Am – F – G – Am. Примеры приведены в тональнастях до-мажор и ля-минор соответственно. Вы же можете транспонировать их в симпотизирующую вам тональность (пункт № 9), просто перетаскивая их в Piano-Roll’е. Если в музыкальной теории вы абсолютный ноль, обязательно и как можно скорее изучите хотя бы основы: это необходимо. На скриншотах вы сможете наблюдать ход работы над моей мелодией, а по ссылке под изображением — прослушивать результат на каждом из этапов. В данном случае я использовал прогрессию Am — G — Dm — E.

11 стр., 5389 слов

Мелодия душа музыки. «Мелодия — душа музыки

... отдельные в произвольном порядке звуки)- это мелодия? Дети : - Нет, звуки в мелодии должны как-то связываться. мелодия – это мысль, выраженная звуками мелодия – это душа музыки. Иногда какой-либо мотив никак не ... исполнил или сочинил… Просто она запомнилась нам и полюбилась. Какая бы музыка ни звучала - песня , танец или марш , мы всегда выделяем в них мелодию . « Мелодия ,- писал ...

Мелодии на фортепиано 3


3) Построение аккомпонимаета. Арпеджио.

А теперь немного преобразуем нашу гармонию, а также упростиим себе задачу в дальнейшем — сразу добавим движения — сделаем арпеджио. Простейший вариант — это сыграть первую ноту аккорда, затем последнюю, а после снова первую, но уже на октаву выше. В данном случае мы не получим полноценных трезвучий, так как используем лишь две ноты. Тем не менее, это создаст отличную основу и даст нам большую свободу в настроении дальнейшей мелодии, так как мы не выбираем среднюю ноту аккорда, которая его формирует, делая мажорным или минорным, в зависимости от расположения. Но этот вариант далеко не единственный, и можно, например, просто сыграть все ноты трнезвучия по порядку или двигаться не снизу вверх, а сверху вниз. Ограничений нет!

Мелодии на фортепиано 4


4) Развитие аккомпонимаента.

В качестве следующего шага более конкретно сформируем желаемое настроение, добавив к получившемуся арпеджио ещё нот. Не обязательно добавлять их из изначально выбранных вами трезвучий — эксперементируете. Плод моих экспертмментов вы можете видеть на приложенном скриншоте: как видите, не нужно бояться, и можно даже делать смелые скачки больше, чем в октаву. Если полученный в пункте 2 результат вас полностью устраивает, этот шаг можно пропустить.

Мелодии на фортепиано 5


5) Скелет мелодии.

Начнём выстраивать скелет предстоящей мелодии. Выберем по одной ноте на каждую четверть такта. На этом скелет окончен. Скажу, что гармонично будут звучать ноты, взятые из играющих одновременно с ними аккордов. Но не стоит себя ограничивать: можно даже использовать хроматизмы (ноты вне тональности), если они, конечно, приятны не слух.

Мелодии на фортепиано 6


6) Развитие мелодии. Часть 1.

Чтобы развить нашу мелодию, добавим ещё по одной ноте на каждую четверть такта. Не обязательно добавлять их в ровном ритме. Можно, например, как у меня. Я также, как можете видеть, добавил ноту на последню восьмую долю. И вы имеете полное право делать так, как пожелает ваша душенька. Можно где-то, допустим, выставить сразу по три или четыре ноты, а где-то оставить одну. Я лишь привёл пример. Что интересно, хоть мы и метили в ля-минор, попали в итоге в тональность ми-минор. Вероятно, из-за того, что мелодию начали с ноты «ми», ведь по набору входящих в них нот, эти тональности очень схожи. Но это не представляет большой проблемы: ноты входящие во все тональности вы без труда найдёте в сети, а определить тональность можно с помощью программы KeyFinder, которая абсолютно безвозмезно доступна для скачивания на официальном сайте, куда вам сейчас и дорога: .

14 стр., 6803 слов

Музыкальные способности, их значение. Методы развития музыкальных способностей

... тем, как его воспринимают родители. Проверка музыкальных данных Эмоциональная отзывчивость ученика на музыку - важнейший показатель его музыкальных способностей. ... путей ее развития. Успешное решение ... несколько мелодий подряд, с тем, чтобы ... например, появляются сенсорные синтезы, которые позволяют им переводить образы музыкально-слуховых представлений в соответствующие двигательные реакции. Способности ...

Мелодии на фортепиано 7


7) Развитие мелодии. Часть 2.

Продолжаем развитие. Сложность этого момента зависит от того, что вы, подойдя к нему, имеете. Здесь нет никаких ограничений. Больше импровизации и оригинальности — вот ваше правило. Просто добавьте ещё нот в вашу мелодию. Правда, иногда данный этап может оказаться вовсе не нужным, и мелодия получается полностью сформированной уже на шестом шаге. Но нередко, при отсутствии должного опыта, пункт 7 становится очень и очень непростым. И по сему поводу настоятельно и от всего сердца рекомендую вам обратить львиную долю своего драгоценного внимания на процесс вдохновения именно на данном этапе либо ранее. А теперь несколько более конкретно и подробно. Если вы, как я, пишите грустную, минорную мелодию, вспомните, например, свою бывшую девушку, как бессердечно она кинула вас, оставив глубокий шрам на ранимом мужском сердце. Или, допустим, своего хомячка, которого вы так неожиданно для себя зажали в дверном проёме, забрызгав хомячьей кровью свои новые Найки. Если же весёлую, торжественную, мажорную — как развели недотрогу Наташку, влив в неё предварительно полбочки «Охоты крепкой», или как вы с корешами порешали «стаю» представителей соседнего района, гордо и беспощадно «отреставрировав» им лица за непростительную дерзость, позволившую им позариться на вашу территорю.

Проще говоря, воспроизведите в памяти наиболее яркий эмоцианальный всплеск требуемого настроения. Вышеописанный метод вдохновения, разумеется, не является единственным существующим и единственноправильным. И более подробно данную тему я разберу в одной из последующих статей. Пока лишь скажу, что однажды я даже бился головой о стену, а после грустил по двум поводам: 1) головная боль, 2) я идиот. Получив двойную дозу печали, я написал хорошую минорную мелодию, что и являлось целью моих самобичеваний. Ещё раз повторюсь: импровизируйте, проявляйте креативность, не создавайте себе ограничений, а также не забывайте про эмоции, ведь битмейкинг — это тоже, Господи, прости, творчество. А эмоции — мощный ресурс любого творчества. На моём примере вы можете пронаблюдать, как просто гармоничный набор нот именно на этом этапе преобразовался в полноценную мелодию, стал, как я искренне надеюсь, в чём-то уникальным.

Мелодии на фортепиано 8


8) Развитие мелодии. Часть 3.

Удлиним нашу мелодию: просто скопируем её и внесём некоторые изменения. Снова не смогу дать вам конкретных советов. Да их и не нужно! Фантазируйте! Скажу также, что этот шаг не очень сложен.

Мелодии на фортепиано 9


9) Выбор тональности. Транспонирование.

Этот этап, пожалуй, самый лёгкий и иногда, как в моём случае, очень и очень действенный. Просто возьмите вашу мелодию и перенесите её на n-ное количество полутонов вверх или вниз. Попробуйте все 12 вариантов, не забывая про изначальный и решите, в какой тональности плод ваших трудов звучит наилучшим образом. Вы также можете, например, просто «утащить» всю партию на окатаву вверх или вниз или, допустим, сделать тоже самое с мелодией, не затронув аккомонимент. После подобных манипуляций она может «раскрыться» и «расцвести». Насилуйте своё воображение, и всё получится!

9 стр., 4443 слов

ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ ПО ПРОБЛЕМЕ ИГРЫ НА ДЕТСКИХ МУЗЫКАЛЬНЫХ ...

... научной литературы по проблеме музыкальных способностей дошкольников. Цель исследования: изучить игру на детских музыкальных инструментах как средство развития музыкальных способностей у старших дошкольников. Гипотеза исследования: игра на детских музыкальных инструментах является эффективным средством развития музыкальных способностей у старших дошкольников. ...

Мелодии на фортепиано 10


10) «Оживление» мелодии.

В качестве завершающего этапа сделаем получившууся мелодию более «живой». А то возникает ощущение, что на рояле играет робот. Да, оно так и есть, но мы должны это замаскировать. Сразу скажу, что я в данном случае счёл нужным не злоупотреблять «живостью» и не сильно издевался над своей мелодией в этом плане. Но вы должны уметь принимать осознанные, самостоятельные решения, исходя из сложившейся ситуации и собственных выводов. Всё в ваших руках! А теперь к делу: нам просто нужно немного подвигать громкость и расположение нот. Выбираем привязку к сетке «None» и экспериментируем. Обратите внимание на неточности в расположении нот и расхождения Velocity на проиложенном скриншоте. На этом окончим наш увлекательный процесс музицирования.

Мелодии на фортепиано 11


Итак, мы с вами написали неплохую мелодию. Как видите, это оказалось не так уж и сложно. Хотя, возможно, вам потребуется некоторое количество практики, но без неё, как известно, никуда. Всем удачи в творчестве!


P.S.

В итоге на основе этой мелодии получился вот такой инструментал — .