Направление «Война и мир» — одновременно и самое простое, и самое сложное. Простое — потому, что темы, которые могут попасться на итоговом сочинении, здесь наиболее предсказуемы, а для того, чтобы привести аргумент, не требуется знание каких-либо других художественных произведений. А сложное — потому что «Война и мир» как-никак роман-эпопея, и героев со своими проблемами, душевными терзаниями и непростыми судьбами в нем очень-очень много. Литературоведы, решившие их всех пересчитать, назвали 559 уникальных имён, причём порядка 200 из них — реальные исторические фигуры.
Для того чтобы подготовиться к написанию итогового сочинения по «Войне и миру», нужно, впрочем, не только прочитать все четыре тома романа, но и знать историю создания. Л. Н. Толстой первоначально замышлял совершенно другое произведение — роман «Декабрист», и речь в нём должна была идти о, собственно, декабристе, вернувшемся домой после ссылки в Сибири (этот декабрист, кстати, оказался чем-то похож на Пьера Безухова).
Затем классик понял, что в такой работе можно осветить только следствия, но никак не причины того, что произошло на Сенатской площади в 1825 году, и «сдвинул» начало романа в начало 1820-х. Однако и это показалось ему недостаточным, так как восстания, может быть, и не случилось бы, если бы не Отечественная война 1812 года. Но как писать о решающих сражениях с Наполеоном Бонапартом, если не рассмотреть, что незадолго до этого творилось в российском обществе? Ведь это самое общество считало французов кумирами — недаром в салоне Анны Павловны Шерер высокопоставленные гости общаются преимущественно на французском. Поэтому Лев Николаевич снова переработал задумку — и для начала поместил своих героев в декорации 1800-х гг.
Сам Толстой так сформулировал причину своих упорных исканий: «Я старался писать историю народа» (кстати, неплохая фраза для эпиграфа).
Знание истории создания романа поможет написать хорошее сочинение, если вам попадётся одна из нижеперечисленных тем (хотя точных формулировок, как и в прошлом году, не знает никто):
- Что даёт основание назвать «Войну и мир» романом-эпопеей?
- Единство формы и содержания романа .
- Фигура автора в романе Л. Н. Толстого «Война и мир».
Помимо истории создания романа, выпускнику следует знать систему образов в романе — иными словами, сюжетные линии основных персонажей и второстепенных героев, которые в той или иной степени повлияли на их мировоззрение. Среди всех персонажей «Войны и мира» можно выделить пять героев, развитию которых автор уделил больше всего внимания:
Смысл создания романа-эпопеи «Война и мир»
... значение романа-эпопеи с точки зрения знаменитых классиков и литературоведов XIX в. При создании данной работы были использованы материалы различных исследователей творчества Л.Н Толстого, которые рассматривали роман-эпопею «Война и мир» ... идеал героев, стиль произведения, давались характеристики основных событий и их значения. Также при подготовке работы были изучены материалы переписки и сочинений ...
- Николай Ростов — старший сын супругов Ростовых, человек, ценящий семейный уют и в начале романа почти влюблённый в императора Александра, готовый сделать всё, что велит государь;
- Наташа Ростова — его младшая сестра, добрая, щедрая, обаятельная девушка, украшение своего семейства и завидная невеста, которая мечтает о настоящей, искренней любви;
- Пьер Безухов — внебрачный сын графа Кирилла Безухова, мягкий, добрый, философски настроенный молодой человек, однако слишком наивный и не понимающий механизмов, благодаря которым можно изменить мир к лучшему, даже имея достаточно средств;
- Андрей Болконский — честолюбивый офицер, в начале романа восхищающийся Наполеоном и мечтающий прославиться на поле боя; впоследствии даёт самому себе обещание больше никогда не брать в руки оружие, но нарушает его (с Андреем связаны две самые, пожалуй, знаменитые сцены романа — «небо Аустерлица» и «дуб в Богучарово»);
- Марья Болконская — младшая сестра Андрея, умная, терпеливая, всегда готовая пожертвовать собой ради счастья близких девушка, не смеющая надеяться на то, что когда-либо станет любящей женой и матерью.
Чтобы написать хорошее сочинение, мало прочитать о судьбах этих героев в кратком содержании — нужно найти в книге их портреты.
«черноглазая, с большим ртом, некрасивая, но живая девочка», но при этом она «тонкая и подвижная»;
«французу отдана»:
Если ответы на эти вопросы вызывают у вас затруднение, значит, материал нужно повторить. Вряд ли у вас есть время, чтобы перечитывать роман полностью, — но ничто не мешает обратиться к статьям критиков.
Кстати, из их работ можно почерпнуть немало цитат, которые будет не лишним заучить перед сочинением и добавить в текст в качестве эпиграфа или комментария:
- Ничего лучшего у нас никогда не было написано никем (И. А. Тургенев, историк, — не путать с И. С. Тургеневым, автором «Отцов и детей»).
- Чрезвычайная наблюдательность, тонкий анализ душевных движений, отчетливость и поэзия в картинах природы, изящная простота — отличительные черты таланта графа Толстого (Н. Г. Чернышевский).
- Роман не о войне или истории, а о том, как надо жить и действовать в России. Не надо ничего бояться, ничего рассчитывать, любоваться собой (Д. Л. Быков).
Что касается современного писателя, критика, литературоведа , то у него есть замечательная лекция «Четыре стихии ”Войны и мира„», которую он прочитал в рамках передачи «Открытый урок», и она есть на YouTub в открытом доступе. Исследователь утверждает, что действие романа разворачивается сразу на нескольких уровнях — от бытового до метафизического, — и герои каждого уровня принадлежат к одной из стихий (вода, воздух, огонь, земля).
Эволюция образа ученого в романах Олдоса Хаксли
... выявить и ответить на вопросы, которые ставят для себя герои самого крупного романа Олдоса Хаксли «Контрапункт». 5)Рассмотреть и выявить, как менялось мировосприятие Хаксли, начиная со второй ... антагониста доктора Обиспо в романе Олдоса Хаксли «Через много лет» и сопоставить ее с «положительной программой» «героя-проповедника» мистера Проптера. 7)Проанализировать роман-антиутопию «Обезьяна и ...
Этот взгляд на наследие Л. Н. Толстого, конечно, нельзя не назвать спорным, однако перечислить тезисы Быкова в итоговом сочинении — мысль неплохая: эксперты сразу поймут, что выпускник основательно подготовился.
Наконец, вспомнив сюжетные линии всех основных и нескольких второстепенных героев, стоит выделить основные проблемы, затронутые в произведении. Л. Н. Толстой в «Войне и мире» рассуждает, кажется, обо всём на свете, но больше всего его интересуют вопросы семейной жизни (одна из самых ожидаемых тем итогового сочинения — «”Мысль семейная„ в романе ”Война и мир„»), любви, исторической справедливости, религии, нравственности, верности Отечеству, воинского подвига, смелости и трусости, эгоизма и великодушия. Кстати, со многими из этих тем хорошо знакомы нынешние студенты: в прошлые годы выпускники писали сочинения, в частности, по направлениям «Отцы и дети», «Доброта и жестокость», «Верность и измена». Так что в процессе подготовки будет не лишним загуглить образцы сочинений 2017—2018 гг.