«Герой нашего времени» был задуман Лермонтовым как произведение острой социальной и психологической направленности.
Автор хотел раскрыть перед читателями внутренний мир своих персонажей, изучить психологию их поступков. И в этом плане роман является психологическим.
Но он не мог не затронуть и тему общества, что делает роман социальным.
«Лишний человек» как продукт своей эпохи
Печорин многими литературоведами включен в категорию «лишних людей», как и Евгений Онегин. Композиция книги была выстроена в соответствии с целью, которой старался достичь Лермонтов – разобраться в проблемах личности.
Автор своего главного героя поставил в оппозицию обществу, он показывает его в разных жизненных ситуациях, сводит с диаметрально противоположными людьми.
В психологической главе «Княжна Мери» характер Григория Печорина вступает в столкновение с «водяным обществом». В этой повести мы видим, как он относится конкретно к этому обществу и всему миру в целом.
«Водяное общество» стало собирательным образом типичных представителей аристократического круга дворян. Их поступки и вся жизнь отражают особенности той эпохи. Борьба личности против социального окружения раскрывается не только в чертах характера Печорина, но и в картинах жизни «водяного общества», в его специфике, в описании его членов.
Григорий презрительно и демонстративно не присоединяется к обществу. Со стороны ему легко увидеть, насколько аристократы злобны по отношению друг к другу, как завидуют, сплетничают, совершают подлости. Весь быт и нравы, сложившиеся у обитателей минерального курорта, выстраиваются на основе истории и традиций, принятых в том кругу.
«Водяное общество» — зеркало того времени
Почти все посетители курорта противопоставлены главному герою, однако там есть и люди, которые чем-то сродни ему.
Грушницкий был искаженным изображением Печорина. То, что у Григория является врожденным, частью характера, у Грушницкого стало всего лишь позированием, призванным привлечь внимание, поразить окружающих. Своим стремлением к романтике он достигает противоположного эффекта – становится просто карикатурой, пародией на романтичного героя.
Чацкий и Печорин. Эволюция героя (по комедии А.С. Грибоедова ...
... Чацкий нуждается в обществе. Всякий бал и салон только повод, арена. Идеи общего блага и прогресса реализуются не на деле, а в говорении. Печорин не нуждается в обществе, как и общество ... двух литературных героев позволяют увидеть ... личности, почти отсутствуют. «Печальное нам смешно, смешное грустно, а вообще, по правде, мы ко всему довольно равнодушны, кроме самих себя». Чацкий преобразует общество. ...
Вернер в этой главе стал единственным персонажем, сопоставляемым с Григорием. Они похожи в своем скептическом отношении к людям, похожи своим умом. Однако у них много и отличий. Вернер пассивно относится к жизни, а Печорин пытается испытать все удовольствия и страсти. Перед схваткой с Грушницким Григорий спокойно любуется пейзажем, а Вернера интересует, оставил ли тот завещание.
Все женские образы, выведенные Лермонтовым на страницах своей книги, помогают глубже раскрыть характер главного героя и показать, как он относится к любви.
Отдельно нужно рассмотреть в «водяном обществе» мужские персонажи – гражданские и военные. Особенную группу составляет молодежь на минеральных водах. Перед нами предстают люди, образы которых уже выводили в своих произведениях Пушкин и Грибоедов. Все те же страсти кипят здесь – желание добиться чина, преклонение перед деньгами и званиями, те же скучные танцевальные вечера, пустая болтовня, скука и сплетни.
Здесь это выглядит даже не как пороки, а как обычное времяпрепровождение. Разница с Пушкиным и Грибоедовым только в том, что Лермонтов показывает не высший свет столицы, а провинциальных дворян, которые всеми силами пытаются показать, что они – такой же столичный бомонд. Автор умело иронизирует, создавая образы своих героев и окружающую их обстановку.
«Водяное общество» является не просто случайным фоном для главного персонажа. Вопросы бытия, проблемы борьбы и дружбы личности, ее отношения с другими людьми стали приоритетной целью автора. Он стремится показать не статичного индивида, а динамично перемещающегося героя, переживающего бурные события.