Внесценические персонажи «Горе от ума» А.С. Грибоедова

Комедия «Горе от ума» полна персонажей, которые не принимают непосредственного участия в действии, но имеют большое значение в раскрытии основной идеи.

Они помогают узнать важные детали: позволяют проникнуть в суть событий на сцене или за ней, открывают ранее надежно запрятанные черты героев, демонстрируют особенности их отношений. Не менее важны и второстепенные персонажи.

Роль внесценических персонажей в характеристике фамусовского общества

Многим запомнилась Лиза, работающая у Фамусова. Сначала кажется, что она обычная девушка. Но ее немногочисленные высказывания способствуют пониманию того, как тонко Александр Грибоедов описал проницательную и луковую крепостную.

В пьесе она представляет собой здравую точку зрения, критикует многих других персонажей. Она по-житейски умна, именно сквозь ее видение мира мы видим главное действующее лицо – Чацкого. Лиза воспринимает его как чувствительного и веселого молодого человека, обладающее острым умом.

Сергей Сергеевич Скалозуб появляется в комедии для того, чтобы можно было более полно охарактеризовать фамусовское общество. Лиза метко отмечает, что полковник не только очень богат, но «и метит в генералы», в то же время этот персонаж абсолютно глуп. Консервативные слои дворянского общества не видят ничего хорошего в просветительских идеях, полагая, что книги сводит с ума.

Александр Чацкий стремится к откровенной беседе с полковником Скалозубом, когда старается понять причины холодности его возлюбленной Софьи, но быстро приходит к выводу о беспросветной глупости военного.

Важную роль играет и княжеское семейство Тугоуховских, которое вносит свою лепту в раскрытие характерных особенностей фамусовкого общества. Их появление на балу преследует единственную цель – поиск подходящих партий для шести дочерей.

Эти персонажи наглядно демонстрируют бездуховность, эгоизм, лицемерие и хамство, прикрытое благородством, присущее фамусовскому обществу.

Многие внесценические персонажи объединяются против главного героя. Он высмеивает их всех: Максима Петровича (дядюшку Фамусова), фрейлину императрицы Екатерины Великой, княгиню Пульхерию Андреевну и других представителей высшего общества. Эти персонажи помогают Грибоедову показать истинный масштаб силы, который противостоит Чацкий.

20 стр., 9630 слов

Образ и характеристика Лизы в повести Пиковая дама Пушкина

... Другие сочинения по этому произведению «Бедная Лиза» Карамзина как сентименталистская повесть Образ Лизы в повести Н. М. Карамзина «Бедная Лиза» Повесть Н. М. Карамзина «Бедная Лиза» глазами современного читателя Рецензия на произведение Н. М. Карамзина «Бедная Лиза» Характеристика Лизы и ...

Сочинение на тему: Внесценические персонажи «Горе от ума» А.С. Грибоедова

Внесценические персонажи служат достижению двух целей: они становятся объектом для насмешек главного героя, позволяющие продемонстрировать недостатки дворянского общества, дают представление о той части элиты, которая враждебна Чацкому. Среди этих персонажей особняком стоят три образа: Максим Петрович, Кузьма Кузьмич, Фома Фомич. Об их поступках часто рассказывают как о примерах для подражания. Их задачи сходны с теми, решению которых способствуют и основные герои произведения, но эти задачи невероятно важны для раскрытия социального противостояния.

Отношение знатных персонажей к крепостным дополняет наши представления об их образе жизни и картине мира. К примеру, старушка Хлестова приказывает накормить свою служанку так же, как собаку. Для таких людей честь и человеческое достоинство тех, кто стоит ниже по социальной лестнице, ничего не значит. Им очень легко унизить крепостных. Для них самые главные достоинства – богатство и власть. Даже жестокость по отношению к слугам и крестьянам не воспринимается как порок.

А. С. Грибоедов демонстрирует читателям, что в таком обществе человек, отличающий от большинства, автоматически попадает в разряд сумасшедших и разбойников.

Персонажи, раскрывающие образ главного героя

Есть в комедии и иная категория второстепенных персонажей, которая более полно раскрывает образ главного героя. К ним относится, в первую очередь, Платон Михайлович Горич, в прошлом единомышленник главного героя. Он участвует лишь в небольшой сцене на балу. Консервативное окружение превратило его в примерного мужа. Супруга, Наталья Дмитриевна, полностью опекает его, словно малое дитя. Подобные условия жизни привели к тому, что он отрекся от увлечений молодости.

Не меньшее значение имеет Репетилов, являющийся двойником главного героя. Его основное отличие от Чацкого заключается в том, что он лишь играет в свободомыслие.

Г.N и Г.D необходимы автору, чтобы показать распространение слухов о безумии Чацкого, который запускает Софья. Слова этой героини, произнесенные в шутку, быстро превращаются в общественное мнение. Общество Фамусова оказывается настолько косным, что не в силах простить главному героя его образованности, из-за чего с радостью верят в клеветнические слухи.

Второстепенные и внесценические действующие лица пьесы позволяют разорвать единство времени и места. Они уточняют моральные нормы, которые вызывают неприятие главного героя, представляют возникшие противоречия как закономерные. Благодаря им нам становится известна предыстория жизни Чацкого и его будущее, которое, вероятнее всего, связано с декабристами.