О «Весне священной» И. Стравинского (статья)
«При своем выходе в свет «Петрушка» в наиболее
серьезных музыкальных кругах был принят крайне
неодобрительно. Неодобрение это главным образом
касалось того нарочито площадного, подчеркнуто
тривиального характера, который придал ему автор,
использовавший в своем произведении наиболее
истрепанные народные песни, самые
распространенные шарманочные уличные мелодии.
Ставилась в строку и до бедности примитивная, почти
лубочная по характеру обработка материала,
однообразие приемов изложения, крикливая
инструментовка; конечно, при этом допускали, что как
прикладная, изобразительно-сценическая музыка это
имеет некоторое оправдание, вообще пригодна, но
чисто музыкальное значение «Петрушки» даже не
оспаривалось, а решительно отвергалось. Двукратное
его исполнение в концертах (положим, отрывками)
доказало жизнеспособность и приемлемость этой
музыки и как таковой, хотя, естественно, не в полной
мере, ибо кое-что в «Петрушке» из того сорта, что
зовется рамплиссажем, в просторечии — водой. Но что
«Петрушка» во всяком случае есть музыка, притом
музыка живая, образная, яркая и остроумная, —
искренние музыканты отрицать более не станут.
Думается нам, что также обернется дело и с «Весной
священной».
Сколько довелось пока слышать, сочинение это пока
вызывает в большинстве великое раздражение,
насмешки и лишь в лучшем случае недоумение,
главным образом по своей гармонической
загадочности, а частью по весьма малоподвижной
формальной структуре, вытекающей, впрочем, из
однообразия гармонического содержания отдельных
моментов «Весны». Правда, гармония в этом
произведении такова, что с налету ее не раскусишь.
Многое здесь столь необычно, что сразу не
воспринимается ни непосредственно — слушая, ни тем
более рассудком; но, как и все предшествовавшие
сочинения Стравинского, «Весна» имеет в себе столько
непосредственности, творческого напряжения,
тематические элементы ее настолько выпуклы и
характерны, что стоит лишь преодолеть свирепые муки
первого ознакомления, чтобы далее не только все чаще
Значение русских балетов Стравинского в истории мирового искусства
... Стравинского; анализ музыкальной составляющей партитур балетов «Жар-птица», «Петрушка» и «Весна священная», для выявления музыкальных достижений, сделанных в представленных произведениях; раскрытие особенностей драматургии произведений; ... доминирующего. Танец же, являет собой наиболее древнюю форму игры. Даже само восприятие музыки на филармонических концертах, Стравинский связывал с движением. По ...
возвращаться к «Весне», но и почувствовать к ней самую
искреннюю если не любовь, то во всяком случае
приязнь.
Мы положительно утверждаем, что в этом
произведении есть что-то необычно притягательное.
Основной характер его весьма суров, даже мрачен, но
притом без всякой примеси печального,
расслабляющего. От этой музыки точно веет холодом
гранитных ущелий и в то же время глубоко скрытым
пламенем земных недр; при всей своей неподвижности
(музыка в сущности часто топчется на одном месте),
она тем не менее дышит сильнейшим напряжением и
кажется почти стремительно текучей; в ней есть
сильный, могучий ритм, хотя формы ее чаще
устойчиво-однообразны.
Но это не все. Особый аромат, особую силу придает
музыке «Весны священной» весьма убедительно
вкрапленный в общую ткань ее элемент мягкой,
действительно весенней ласковости, чисто славянской
безмятежно-спокойной задумчивости и задушевности.
Эти отсветы на угловато-сумрачном общем фоне
придают целому необычайную обаятельность и делают
«Весну» произведением, хотя точно вытесанным из
камня, но на редкость жизненным, свежим и волнующе
привлекательным.
Настоящая заметка не имеет целью дать разбор
содержания «Весны», вообще характеризовать ее как
произведение сценическое. О содержании ее в свое
время много писалось в повременной печати, идейная
сторона освещалась даже самим автором, но всегда при
этом как-то выходило, что о музыке говорилось или
обиняком или чаще вовсе не говорилось. Мы же хотим
себе позволить поговорить именно о музыке «Весны»,
не вдаваясь, впрочем, в технические подробности, а
просто передать т