«Весна священная» | ~~~ И.Ф.Стравинский ~ Igor Stravinsky ~~~ | VK

О «Весне священной» И. Стравинского (статья)

«При своем выходе в свет «Петрушка» в наиболее

серьезных музыкальных кругах был принят крайне

неодобрительно. Неодобрение это главным образом

касалось того нарочито площадного, подчеркнуто

тривиального характера, который придал ему автор,

использовавший в своем произведении наиболее

истрепанные народные песни, самые

распространенные шарманочные уличные мелодии.

Ставилась в строку и до бедности примитивная, почти

лубочная по характеру обработка материала,

однообразие приемов изложения, крикливая

инструментовка; конечно, при этом допускали, что как

прикладная, изобразительно-сценическая музыка это

имеет некоторое оправдание, вообще пригодна, но

чисто музыкальное значение «Петрушки» даже не

оспаривалось, а решительно отвергалось. Двукратное

его исполнение в концертах (положим, отрывками)

доказало жизнеспособность и приемлемость этой

музыки и как таковой, хотя, естественно, не в полной

мере, ибо кое-что в «Петрушке» из того сорта, что

зовется рамплиссажем, в просторечии — водой. Но что

«Петрушка» во всяком случае есть музыка, притом

музыка живая, образная, яркая и остроумная, —

искренние музыканты отрицать более не станут.

Думается нам, что также обернется дело и с «Весной

священной».

Сколько довелось пока слышать, сочинение это пока

вызывает в большинстве великое раздражение,

насмешки и лишь в лучшем случае недоумение,

главным образом по своей гармонической

загадочности, а частью по весьма малоподвижной

формальной структуре, вытекающей, впрочем, из

однообразия гармонического содержания отдельных

моментов «Весны». Правда, гармония в этом

произведении такова, что с налету ее не раскусишь.

Многое здесь столь необычно, что сразу не

воспринимается ни непосредственно — слушая, ни тем

более рассудком; но, как и все предшествовавшие

сочинения Стравинского, «Весна» имеет в себе столько

непосредственности, творческого напряжения,

тематические элементы ее настолько выпуклы и

характерны, что стоит лишь преодолеть свирепые муки

первого ознакомления, чтобы далее не только все чаще

13 стр., 6423 слов

Значение русских балетов Стравинского в истории мирового искусства

... Стравинского; анализ музыкальной составляющей партитур балетов «Жар-птица», «Петрушка» и «Весна священная», для выявления музыкальных достижений, сделанных в представленных произведениях; раскрытие особенностей драматургии произведений; ... доминирующего. Танец же, являет собой наиболее древнюю форму игры. Даже само восприятие музыки на филармонических концертах, Стравинский связывал с движением. По ...

возвращаться к «Весне», но и почувствовать к ней самую

искреннюю если не любовь, то во всяком случае

приязнь.

Мы положительно утверждаем, что в этом

произведении есть что-то необычно притягательное.

Основной характер его весьма суров, даже мрачен, но

притом без всякой примеси печального,

расслабляющего. От этой музыки точно веет холодом

гранитных ущелий и в то же время глубоко скрытым

пламенем земных недр; при всей своей неподвижности

(музыка в сущности часто топчется на одном месте),

она тем не менее дышит сильнейшим напряжением и

кажется почти стремительно текучей; в ней есть

сильный, могучий ритм, хотя формы ее чаще

устойчиво-однообразны.

Но это не все. Особый аромат, особую силу придает

музыке «Весны священной» весьма убедительно

вкрапленный в общую ткань ее элемент мягкой,

действительно весенней ласковости, чисто славянской

безмятежно-спокойной задумчивости и задушевности.

Эти отсветы на угловато-сумрачном общем фоне

придают целому необычайную обаятельность и делают

«Весну» произведением, хотя точно вытесанным из

камня, но на редкость жизненным, свежим и волнующе

привлекательным.

Настоящая заметка не имеет целью дать разбор

содержания «Весны», вообще характеризовать ее как

произведение сценическое. О содержании ее в свое

время много писалось в повременной печати, идейная

сторона освещалась даже самим автором, но всегда при

этом как-то выходило, что о музыке говорилось или

обиняком или чаще вовсе не говорилось. Мы же хотим

себе позволить поговорить именно о музыке «Весны»,

не вдаваясь, впрочем, в технические подробности, а

просто передать т