ВОСХИЩЕНИЕ КАВКАЗОМ В СТИХОТВОРЕНИЯХ М. Ю. ЛЕРМОНТОВА “ЛЮБЛЮ Я ЦЕПИ СИНИХ ГОР…”, “КАВКАЗ”

Известный русский поэт, прозаик, драматург Михаил Юрьевич Лермонтов прожил короткую, но яркую жизнь. Он родился в старинной дворян­ской семье. Рано потерял мать, жил вместе с ба­бушкой, учился в самом престижном московском пансионе.

В это время начинает писать стихи. Судьба приводит его в юнкерскую школу – впереди бле­стящая карьера военного. Но неожиданное изве­стие о смерти на дуэли А. С. Пушкина вызывает в его душе настоящее потрясение. Лермонтов от­кликается на это печальное событие одой “Смерть поэта”, в которой обвиняет власть

в гибели мо­лодого творца.

За это его ссылают на Кавказ, где уже много лет продолжается война Российской империи против кавказских народов. Экзотиче­ская и суровая природа, независимый характер горцев, их мужество и гордость поражают поэта, служат толчком к созданию новых произведений. Среди них – прекрасный образец пейзажной лирики “Люблю я цепи синих гор…”.

Не много рождалось поэтов, которые бы так видели мир – динамично, объемно, красочно. В этом Лермонтову-поэту помогал его талант ху­дожника. Не только с натуры, но и по памяти он мог воспроизводить фигуры, лица, пейзажи, ки­пение боя,

скачку, преследование. И, обдумывая стихотворные строки, любил рисовать грозные профили горячих, нетерпеливых коней.

Он мог бы стать настоящим художником, если бы про­фессионально занимался живописью, но Лермонтов-поэт в изображении природы является не­превзойденным мастером. Недаром современни­ки называли его русским Гете.

Даже если вы не были на Кавказе, вы не мо­жете не восхититься прекрасным вечерним пей­зажем, изображенным поэтом: цепи синих гор, из-за которых, “как южный метеор”, всплывает луна. Луна – это таинственное небесное свети­ло, такое близкое и такое непознанное. Взоры влюбленных и поэтов в минуты отчаяния, тоски, горьких раздумий были обращены к луне:

…Царица лучших дум певца И лучший перл того венца,

Которым свод небес порой Гордится, будто царь земной.

Поэт одухотворяет, оживляет природу. Солн­це еще не сдает своих позиций, освещая земную поверхность: “На западе вечерний луч еще горит на ребрах туч…” Солнце и луна словно вступают в единоборство за право украшать собою небес­ный свод. Но скоро луч зари гаснет – и воцаря­ется на небе луна, окруженная белыми тучками:

29 стр., 14421 слов

Поэмы Лермонтова

... внутренний мир души человека, сокровенная жизнь его сердца». В романтических поэмах Лермонтова заключалась «сокровенная жизнь сердца» не только самого поэта, но и его передовых современников. Основной пафос творчества ... людей на земное человеческое счастье. Как землю нам больше небес не любить, - писал ещё подростком («Земля и небо»), а потому и монастырь , вырывающий человека из жизни, ...

Кто не знавал таких ночей В ущельях гор иль средь степей?

Лирический герой сливается с природой, жи­вет с ней одной жизнью, познает ее гармоничную красоту. Он мчится на коне и чувствует, как жи­вотное дышит, отбрасывает копытами землю. Это не бессмысленный бег, но желание в едином по­рыве постичь тайное, непознанное.

В этом поры­ве человек ощущает себя одним из проявлений природной стихии. Его, как и многих в этом мире, гложет непонимание и одиночество: “как ветер, волен и один”. А природа, хоть на один волшебный миг, дает ощущение собственной зна­чимости.

Бессмысленность существования растворяет­ся в бескрайних просторах степи. Сияние лу­ны – это не просто холодный отчужденный свет далекого светила, а серебристый блеск, осыпав­ший и коня, и всадника. И этот блеск объединя­ет в единое целое и человека, и животное.

Бег ус­коряется – миг прозрения близится. И тут мы понимаем, что видение кавказких чарующих, пленительных синих гор было всего лишь воспо­минанием о счастливых днях. Вокруг все та же степь, все та же луна, глядящая с укоризной на человека, возомнившего себя венцом творения и властителем природы:

Все та же степь, все та ж луна:

Свой взор ко мне склонив, она,

Казалось, упрекала в том,

Что человек с своим конем Хотел владычество степей В ту ночь оспаривать у ней!

Тот же мотив отчужденности, непонимания, одиночества, поиска утраченной гармонии мы находим и в стихотворении “Кавказ”. К слову, в творчестве поэта это было первое стихотворение, посвященное кавказской теме.

Можно утверждать, что толчком к созданию “Кавказа” послужили детские воспоминания поэта о пребывании на Кавказе в 1825 году. Не­изгладимое впечатление на юного поэта произве­ли эти южные горы. Поэт красоту этих мест не­вольно сравнивает с песней отчизны, песней ма­тери.

В три года он плакал на коленях у матери от песни, которую та напевала ему.

На Кавказе же впервые в десятилетнем возра­сте поэт полюбил. Вспоминая через пять лет зла­токудрую синеглазую девочку и Кавказские горы, он записал в свою тетрадку: “Говорят (Бай­рон), что ранняя страсть означает душу, которая будет любить изящные искусства. Я думаю, что в такой душе много музыки”.

Такой же музыкой звучат для нас слова, воспевающие красоту при­роды.

Для лирического героя Лермонтова вершины скал южных гор скрывают тайну любви, мате­ринской ласки – всего того, что делает каждого человека самым счастливым на этой земле.