Произведения искусства всегда историчны: они неразрывно связаны с конкретной эпохой, с общественной обстановкой страны, в которой формировался и действовал художник. Великие художники, ставя и исследуя вопросы своего времени, существенные для своего народа, открывали в них то, что жизненно важно для всего мира. Идеи, чувства, образы, в которых глубоко и совершенно выразилась жизнь определенного народа, его самобытный характер, входят в общечеловеческую сокровищницу, становятся основой для взаимопонимания народов, для развития их духовной деятельности. Этот процесс с течением времени становится шире и мощнее: великий писатель растет в сознании человечества, множится число изданий, переводов его произведений, новые и новые поколения читателей приобщаются к его творчеству, ищут в его книгах ответы на свои вопросы, замечают в этих вечно живых, современных книгах новые грани.
Созданные Толстым литературные типы представляют собой сложное единство общечеловеческого и национального, социального и индивидуального. Флобер восхищался шекспировским проникновением Толстого в тайны человеческой психологии. Широтами глубина общечеловеческого в типе делает его своим и близким для множества людей. «Чем глубже зачерпнуть, тем общее всем, знакомее и роднее», — писал Толстой. Персонажи «Войны и мира» — люди определенного времени и национальности, Толстой историчен в передаче их черт и особенностей.
Вместе с тем их переживания, волнующие их нравственные вопросы, коллизии и ситуации их жизни имеют общечеловеческие смысл и значение. Романтическое увлечение и разочарование князя Андрея славой, военной, а затем гражданской деятельностью, его раздумья над смыслом жизни, его мизантропические настроения, его патриотическое чувство; нравственные искания Пьера Безухова, его стремление быть полезным обществу, любовь и семья, дружба и товарищество возводятся Толстым до степени общечеловеческого, или, по словам Чернышевского, общеинтересного.
В изображении исторического прошлого Толстой мастерски органически соединяет огромные, достигающие всемирно-исторического масштаба обобщения действительности и подробную детализацию в изображении быта и психологии человека.
Часто бывает, что исторические события, стоящие на первом плане произведения, давят своей значительностью и интересом на сцены частной жизни, заслоняют ее. Толстой в романе пишет, что, как ни значительны были события, «жизнь между тем, настоящая жизнь людей со своими существенными интересами здоровья, болезни, труда, отдыха, со своими интересами мысли, науки, поэзии, музыки, любви, дружбы, ненависти, страстей шла, как и всегда, независимо и вне политической близости или вражды с Наполеоном Бонапартом и вне всех возможных преобразований».
Война 1812 года в изображении Л.Н.Толстого (по роману «Война и мир»)
... совпали с Отечественной войной 1812 года. Писатель исследовал ... года. В эпопее «Война и мир» рассказывается о двух войнах, но главная тема – это война 1812 года. Это была справедливая народная война ... войны человек представляет для Толстого замечательный объект восприятия истинного смысла народного сражения без всяких предрассудков военной среды. В изображении Бородинского сражения Толстой ... сочинение.
Воплощенная в искусстве, эта «настоящая жизнь» сохраняет свое волнующее влияние многие годы спустя после тех исторических событий, которые волновали людей данной эпохи. Главное значение имеют «вечные» вопросы жизни, каждый раз возникающие в новых формах, но не теряющие своего вечного, не умирающего значения. Чернышевский указывал, что особенностью реализма Толстого было изображение им внутреннего психологического процесса человеческой жизни, «диалектика души» человека.
Благодаря тому, что читатель становится свидетелем многих событий, одновременно совершающихся на разных участках, он их сравнивает, сопоставляет и поэтому глубже понимает их истинный смысл. Жизнь предстает во всей ее полноте и многообразии, раскрываются сложные связи разных сторон действительности, обнажаются корни человеческих поступков и исторических явлений: это, по словам Толстого, «бесконечный лабиринт сцеплений». Стараясь осмыслить закономерности человеческой жизни, исторического процесса, писатель не только рисует живые картины, судьбы людей, но и рассуждает как философ, ученый-историк, говорящий на языке науки и публицистики. «Мысль народная» пронизывает философские выводы Толстого, изображение конкретных исторических событий, исторических деятелей, оценку нравственного облика людей и их жизненного поведения. Жизнь, изображаемая Толстым, напоминает огромный поток, в который вливаются многочисленные ручьи.
Самое дорогое для Толстого — любовное единение людей, жизнь которых подчиняется общей цели. Поэтому, по мнению Толстого, именно во время всенародного бедствия проявились лучшие национальные черты русского человека, выявилось то лучшее, что было свойственно любимым героям Толстого. О людях, о жизни, об исторических событиях писатель судит с точки зрения интересов всего народа, и именно народ является главным героем «Войны и мира».
В произведениях Л. Н. Толстого жизнь показана с такой полнотой и разнообразием, что Горький имел все основания утверждать: «Толстой — это целый мир». И не только все творчество великого художника жизни представляется огромным, почти необозримым миром, но и в каждое из его крупнейших произведений мы входим как в целостный, большой мир, созданный и живущий и по законам искусства — законам красоты, — и по законам живой, осязаемой жизни, с ее звуками, цветом, запахом, движением.
Показывая в «Войне и мире» действительность такой, какова она есть, Толстой подвергал суровой критике ее темные стороны, беспощадно осуждал «злые начала», уродующие красоту жизни.
В романе Толстой утверждает необходимость объединения людей доброй воли, которые, взявшись за руки, сумеют противостоять тем, кто навязывает народам войны. «Ведь как просто!» — восклицает автор, выдвигая идею объединения противников войны.
Рассуждение Влияние языка в жизни людей
... и бесполезных слов! Русскому человеку они даром не нужны». И всё же какое влияние на человека оказывает быстро изменяющийся язык? Непосредственное. Язык помогает выражению чувств и мыслей людей ... читает письмо, которое, по замечанию Толстого, «почиталось образцом патриотического духовного ... остальных, и как ориентироваться если: « …одновременно существуют «риэлтор», «риелтор», «риэлтер» и «риелтер» ...
Мир человеческих отношений, обычная мирная жизнь людей со всеми их радостями и горестями, влюбленностью и разочарованиями, болезнями и восторгами — этот мир подробно раскрывает автор, показывая семьи Ростовых, Курагиных, Волконских, Безуховых, Друбецких, Бергов, сложнейший мир человеческого счастья и несчастья. Прославление и утверждение живой жизни — душа, цель и смысл толстовского творчества, его пафос. В пору работы над «Войной и миром» Толстой писал, что главную задачу художественного творчества он видит в том, чтобы «заставить любить жизнь, в бесчисленных, никогда не истощимых, всех ее проявлениях». И он умел это делать так, как не многие из художников.