По картине Серова «Портрет Драгомировой»

Портрет с открытки. С. М. Лукомская. Кто она? Часть 1

Каким-то внутренним чувством, флюидами, затрагиванием внутренней струны. Я не говорю о том, что для нас всегда красивы те, кого мы любим. «Любовь зла — полюбишь и…», — всем известна эта поговорка. Речь о другом. Мы видим совершенно постороннего нам человека и понимаем: он красив. Иногда мы даже не можем объяснить, почему считаем его таким.

Ах! Сердце замирает, и хочется бесконечно любоваться поразившим нас лицом. Хочется поделиться открывшейся красотой с другими.

Так случилось и со мной, когда я увидела портрет Софьи Михайловны Лукомской, написанный Серовым в 1900 году. Со мной случилось это самое «Ах!». «Как же она красива!» — подумала я.

А потом случилось непонятное. Не все, кому я показала этот портрет, согласились со мной. Кто-то пробормотал вежливо: «Ну да, ничего». Кто-то недоуменно пожал плечами. А кто-то открыто высказался, что ничего красивого в этой женщине не видит.

Вот тогда я и подумала, что красота — понятие субъективное.

Для меня же она действительно красива. Женщина в темном, с высоко уложенными волосами. Губы тронуты легкой улыбкой, немного презрительной. Глаза смотрят в никуда. Печаль. Но печаль не временная, а какая-то глубокая, можно даже сказать — глубинная. Такое ощущение, что она в таких далеких далях, куда и не заглянуть.

Как же я была поражена, когда, собирая материал об этой женщине, нашла следующее.

И. Э. Грабарь, русский живописец и искусствовед, в своей книге «Репин» сообщает об этом портрете интересную информацию. Грабарь писал, что «выразительные печальные глаза заинтересовали одного европейского невропатолога, случайно увидевшего фотографию с этого серовского портрета, и он точно определил тяжелое душевное настроение «дамы, позировавшей художнику».

Сам же Серов вспоминает, что портрет Лукомской никак не давался ему. Он был недоволен набросками. Выходило нечто сладко-приторное, салонное. А художник видел в женщине совсем другое. Задумчиво-тревожное, почти потустороннее, словно она ищет ответы на вопросы совсем в другом мире. Только через несколько сеансов Серову удалось поймать то неуловимое, что он искал.

Их встреча произошла в Петербурге, в доме Зинаиды Владимировны Ратьковой-Рожновой, сестры Дмитрия Философова, крупного государственного деятеля Российской империи, куда Лукомская приехала из Киева. Здесь же и писался ее портрет.

Но это была их не первая встреча. В 1889 году Валентин Серов уже писал портрет восемнадцатилетней Софьи Михайловны, тогда еще Драгомировой. В то время уже знаменитый художник Репин работал над портретом девушки в колоритном малороссийском костюме. И вот однажды пути Софьи Михайловны и Серова пересеклись. В этом нет ничего удивительного — ведь Серов был учеником Репина.

7 стр., 3249 слов

Творчество Серова В.А

... человеческой жизни. серов художник портретист творчество "Мою Верушу портретом как-то не назовешь", - писал художник в ... а если и возвращается к темам и приемам этих ранних картин, ... Серова признавали". "Непризнанным" в то время был и Константин Коровин. Характерна в этом смысле дневниковая запись Владимира Аркадьевича Теляковского, директора императорских театров, иллюстрирующая ситуацию на ...

Вот как она сама вспоминает об этом.

«Помню, что, приехав однажды в октябре 1889 г. на сеанс к Репину… я застала там неизвестного господина, с которым меня познакомил Репин. Побродив вокруг меня и посмотрев на меня исподлобья, он сказал что-то Репину. Последний обратился ко мне и попросил разрешения Серову тоже писать с меня портрет. Он работал над ним все время, пока оставался в Петербурге. …Валентин Александрович уехал в Москву, не докончив моего портрета, и передавая его мне, Репин сделал несколько мазков на костюме и аксессуарах, не трогая лица. Думаю их легко узнать, но, насколько помню, им была дописана только рубаха».

Это вмешательство возмутило Серова, и он направил учителю резкое письмо, на некоторое время омрачившее их отношения.

Нет, что ни говори, но в этой женщине есть нечто такое, что заставляло художников браться за кисти. Репин, Серов… А спустя годы, в 1947 году, писала портрет Софьи Михайловны и художница Зинаида Серебрякова. На ее портрете уже пожилая, убеленная сединами женщина. И опять в черном. И опять на губах та же загадочная улыбка. А взгляд устремлен в далекое.

Теги: портрет, женщина, художники, картины, живопись, история

Валентин Серов (12).

Женские портреты

Рассказывая о полотнах Валентина Александровича Серова, я не могла пройти мимо его замечательных женских портретов. В последние годы жизни художник создает тип импозантного светского портрета, который включает сложную обстановку интерьера, отражения в зеркалах, какое-либо животное. Женский портрет кисти Валентина Серова всегда привлекал зрителей. Портрет княгини З.Н.Юсуповой (1902) является особым взлетом мастерства, поражает своей светлой, изысканной и благородной гаммой.

Княгини Юсупова

Княгиня Юсупова

Овальный портрет Е.П.Олив (1909) захватывает изяществом рисунка и формы, утонченными серо-голубоватыми тонами.

3 стр., 1370 слов

Жизнь и творчество Валентина Серова

... музеев, копируя классические оригиналы. 2. Биография Великого художника Серова <#"justify"> серов художник живописец портрет Уже в ранних своих работах Валентин Серов ярко раскрыл свое дарование живописца, создав ряд ... этот талантливейший живописец, проживи он хотя бы на десяток лет дольше… Факты биографии Серова удивительным образом совпадают с общим направлением мировых художественных ...

Овальный портрет Е.П.Олив

Портрет С.М.Боткиной (1899)позволяет любоваться изысканным и смелым сочетанием желтого платья, потемневшей позолоты и синей обивки дивана. Художник в этом парадном портрете сдвинул героиню на край дивана, чтобы подчеркнуть одинокость этой модной картинки, ее расфуфыренность и нелепость мебели.

Боткина Софья Михайловна

Боткина С.М.

Русский художник и историк искусства Игорь Грабарь считал одним из лучших портретов Валентина Серова портрет М.К.Олив (1895).

Она была двоюродной племянницей Саввы Ивановича Мамонтова. Молодая женщина в темном платье почти сливается с темно-коричневым мерцающим фоном. Только руки и драгоценное ожерелье на шее героини излучают свет, а лицо – радостное сияние. Это необыкновенное по красоте зрелище подчеркивало жизненную полноту образа.

Портрет М.К.Олив

Подолгу общаясь с героинями своих портретов из светского общества, Валентин Серов постепенно преодолел известную связанность рук, мешавшую ему в работе над некоторыми парадными портретами 1890-х годов. Теперь он научился убеждать любую модель и подчиняться его настойчивым просьбам:

  • Искать долго позу, невзирая на окружающих;
  • заставить такую-то изящную или неизящную даму переодеть десять, пятнадцать, двадцать платьев.

Валентин Серов считал, что «картину можно написать в любом заданном тоне». Он овладевал тайнами колорита, всматриваясь в произведения старых и современных европейских мастеров, особенно Гальса, Веласкеса, Тициана. Живописец изучал работы окружающих его мастеров – Репина, Коровина, Врубеля.

Карзинкина Е.С.

Карзинкина Е.С.

Необыкновенно нежное, лиричное изображение Клеопатры Александровны Обнинской создал Серов в 1904 году. Это «Портрет К.А.Обнинской с зайчиком». В 1897 году Клеопатра Салова вышла замуж за Виктора Петровича Обнинского. Они жили в родовом поместье Обнинских Белкино, куда и приезжал к ним в гости Валентин Александрович.

7 стр., 3168 слов

Подготовка к сочинению-описанию по картине В.А. Серова «Девочка ...

... восприятию картины. Беседа о художнике В.А.Серове 4. Рассматривание картины В.А. Серова «Девочка с персиками» 5. Беседа по содержанию картины 6. Составление плана работы над сочинением 7. Оценивание себя. 8. Рефлексия ... Мамонтову, было: «Какая красивая картина!». - Ребята, что вы знаете об авторе удивительного портрета Валентине Александровиче Серове и его картинах? (В.А.Серов родился 19 января 1865 ...

Портрет К.А.Обнинской с зайчиком

Вскоре в округе развернулось строительство Московско-Киево-Варшавской железной дороги. За отчуждение частных земель под железную дорогу всем владельцам полагалась компенсация. Виктор Петрович отказался от выплат, в благодарность правление железной дороги присвоило станции название «Обнинское». Теперь это известный город Обнинск недалеко от Москвы.

Грюнберг И.Ю.

Уверенным, абсолютным рисунком, изысканной и благородной гаммой привлекают зрителя изображение И.Ю.Грюнберг (1910) и полотно «Натурщица» (1905).

Валентин Серов. Натурщица. 1905

«Портрет неизвестной» (1895) и «Портрет Софьи Михайловны Лукомской» (1900), как и многие другие портреты, стали постепенной подготовкой художника к своему величайшему шедевру – к портрету княгини Ольги Константиновны Орловой, урожденной Белосельской-Белозерской.

Портрет неизвестной

Софья Михайловна Лукомская

Мужем блистательной княгини был князь В.Н.Орлов, очень богатый и влиятельный человек. Он впал в немилость из-за своей оппозиции к Распутину и Вырубовой, и императрица пожелала его удалить. Княгиня Орлова была одной из самых элегантных женщин Петербурга. В свете много говорили о ее огромных тратах на шляпы и туалеты. Из Парижа она дюжинами вывозила платья. Она не славилась своей красотой, но была тонкая и изящная, и всегда была окружена мужчинами. Свой портрет, написанный Валентином Серовым, она подарила музею Александра III, который теперь называется Русским музеем. Видимо, на нее подействовало неодобрительное отношение к портрету ее светских друзей.

Орлова Ольга Константиновна

Орлова Ольга Константиновна

«Портрет княгини О.К.Орловой» считается лучшим портретом Серова. Ища выразительности и характера во всех предыдущих работах, художник смог воплотить это в портрете Орловой. Мастер так объяснял позу и выражение героини:

А я Ольга Орлова, и мне все позволено, и все, что я делаю, хорошо.

В последние дни жизни Валентин Серов работал над портретом княгини П.И.Щербатовой, но успел только сделать рисунок на большом холсте. Художник писал этот портрет приблизительно с теми же чувствами, которые он испытывал, выполняя портрет Орловой. Вот что он писал:

Пишу в настоящее время княгиню Щербатову, портрет коей должен быть не хуже Орловой — такова воля заказчиков, — да!

Портрет Щербатовой

Валентин Александрович Серов умер утром того дня, когда он должен был ехать на Новинский бульвар к Щербатовым на очередной сеанс. Утверждают, что это был сердечный приступ.

Сочинение по картине Серова «Портрет Драгомировой»

Среди портретов, написанных в конце 1880-х годов, портрет Софьи Драгомировой — своеобразное свидетельство роста серовской славы. C Софьей Драгомировой Серов познакомился в мастерской Репина. Софья Михайловна Драгомирова (в замужестве Лукомская) писала И. Грабарю. «Помню, что, приехав однажды в октябре 1889г. на сеанс к Репину. я застала там неизвестного господина, с которым меня познакомил Репин. Побродив вокруг меня и посмотрев на меня исподлобья, он сказал что-то Репину. Последний обратился ко мне и попросил разрешения Серову тоже писать

с меня портрет. Он работал над ним все время, пока оставался в Петербурге. Валентин Александрович уехал в Москву, не докончив моего портрета, и передавая его мне, Репин сделал несколько мазков на костюме и аксессуарах, не трогая лица. Думаю их легко узнать, но, насколько помню, им была дописана только рубаха».

Когда молодой Валентин Александрович Серов писал этот портрет, он уже был автором прославивших его Девочки с персиками и Девушки, освещенной солнцем. Глубокий психологизм и одухотворенность образа, свежесть красок, гармония цветовых сочетаний, изысканность живописи характеризуют и портрет Софьи Михайловны

Драгомировой, дочери командующего войсками Киевского военного округа генерала М. И. Драгомирова. Восемнадцатилетнюю девушку одновременно в мастерской И. Е. Репина в Санкт-Петербурге писали два великих художника — сам Репин и его талантливейший ученик Серов. Работа последнего послужила причиной размолвки между ними, правда не имевшей серьезных последствий.

Серов уехал в Москву, немного не закончив портрет. Репин, передавая его работу Драгомировой, чтобы придать законченный вид, «сделал несколько мазков на костюме и аксессуарах, не трогая лица». Это вмешательство возмутило Серова, и он направил учителю резкое письмо, на некоторое время омрачившее их отношения.

В доме Драгомировых оба портрета — и серовский, и репинский — висели рядом. В начале 1890-х годов гости генеральского дома первым делом просили показать портрет кисти знаменитого Репина, который приводил их в восторг. По серовскому же портрету скользили равнодушным взглядом и только из вежливости интересовались именем автора. Прошло время, и посетители гостеприимного дома спрашивали уже: «Правда ли, что у вас имеется прекрасный портрет Софьи Михайловны работы Серова?» И только потом обращали внимание на второй портрет: «А это чья работа?»

Портрет Серова долгое время находился в собрании Драгомировых в Санкт-Петербурге и Киеве, затем перешел в собственность подруги Софьи Михайловны З. В. Ратьковой-Рожновой. Впоследствии он попал в Государственную Третьяковскую галерею, откуда в 1927 году Отделом по делам музеев Главнауки Наркомпроса РСФСР был передан казанскому музею. Репинский портрет Драгомировой находится в Государственном Русском музее.

Позже Серов написал акварельный портрет Софьи Михайловны «Портрет С. М. Драгомировой-Лукомской». Камерная техника акварели традиционно предполагает интимно-доверительную интонацию дружеского собеседования зрителя и модели. Но «доверительность» в портрете Лукомской носит почти исповедальный характер. Немой вопрос, обращенный как будто не к собеседнику, а в безответное пространство, отстраненный взгляд одновременно и на зрителя и как бы сквозь него — не «взгрустнувшая» девушка, какой Лукомская была представлена в малорусском костюме, а грусть как неотъемлемое природное свойство души, граничащее с психоаналитической проблемой. Грабарь писал, что «выразительные печальные глаза заинтересовали одного европейского невропатолога, случайно увидевшего фотографию с этого серовского портрета, и он точно определил тяжелое душевное настроение «дамы, позировавшей художнику».

Рейтинг

( 2 оценки, среднее 4 из 5 )

Танаис Галерея

Валентин Серов. Портрет С.М. Драгомировой.

1889. Холст, масло. Государственный музей изобразительных искусств Республики Татарстан, Казань.

Среди портретов, написанных в конце 1880-х годов, портрет Софьи Драгомировой — своеобразное свидетельство роста серовской славы. C Софьей Драгомировой Серов познакомился в мастерской Репина

  • Софья Михайловна Драгомирова (в замужестве Лукомская) писала

И. Грабарю

: «Помню, что, приехав однажды в октябре 1889г. на сеанс к Репину … я застала там неизвестного господина, с которым меня познакомил Репин. Побродив вокруг меня и посмотрев на меня исподлобья, он сказал что-то Репину. Последний обратился ко мне и попросил разрешения Серову тоже писать с меня портрет. Он работал над ним все время, пока оставался в Петербурге. … Валентин Александрович уехал в Москву, не докончив моего портрета, и передавая его мне, Репин сделал несколько мазков на костюме и аксессуарах, не трогая лица. Думаю их легко узнать, но, насколько помню, им была дописана только рубаха».

Когда молодой Валентин Александрович Серов писал этот портрет, он уже был автором прославивших его Девочки с персиками

и

Девушки, освещенной солнцем

— Глубокий психологизм и одухотворенность образа, свежесть красок, гармония цветовых сочетаний, изысканность живописи характеризуют и портрет Софьи Михайловны Драгомировой, дочери командующего войсками Киевского военного округа генерала М.И. Драгомирова. Восемнадцатилетнюю девушку одновременно в мастерской И.Е. Репина в Санкт-Петербурге писали два великих художника — сам Репин и его талантливейший ученик Серов. Работа последнего послужила причиной размолвки между ними, правда не имевшей серьезных последствий.

Серов уехал в Москву, немного не закончив портрет. Репин, передавая его работу Драгомировой, чтобы придать законченный вид, «сделал несколько мазков на костюме и аксессуарах, не трогая лица». Это вмешательство возмутило Серова, и он направил учителю резкое письмо, на некоторое время омрачившее их отношения.

В доме Драгомировых оба портрета — и серовский, и репинский — висели рядом. В начале 1890-х годов гости генеральского дома первым делом просили показать портрет кисти знаменитого Репина, который приводил их в восторг. По серовскому же портрету скользили равнодушным взглядом и только из вежливости интересовались именем автора. Прошло время, и посетители гостеприимного дома спрашивали уже: «Правда ли, что у вас имеется прекрасный портрет Софьи Михайловны работы Серова?» И только потом обращали внимание на второй портрет: «А это чья работа?»

Портрет Серова долгое время находился в собрании Драгомировых в Санкт-Петербурге и Киеве, затем перешел в собственность подруги Софьи Михайловны З.В. Ратьковой-Рожновой. Впоследствии он попал в Государственную Третьяковскую галерею, откуда в 1927 году Отделом по делам музеев Главнауки Наркомпроса РСФСР был передан казанскому музею. Репинский портрет Драгомировой находится в Государственном Русском музее.

Позже Серов написал акварельный портрет Софьи Михайловны «Портрет С.М. Драгомировой-Лукомской». Камерная техника акварели традиционно предполагает интимно-доверительную интонацию дружеского собеседования зрителя и модели. Но «доверительность» в портрете Лукомской носит почти исповедальный характер. Немой вопрос, обращенный как будто не к собеседнику, а в безответное пространство, отстраненный взгляд одновременно и на зрителя и как бы сквозь него — не «взгрустнувшая» девушка, какой Лукомская была представлена в малорусском костюме, а грусть как неотъемлемое природное свойство души, граничащее с психоаналитической проблемой. Грабарь писал, что «выразительные печальные глаза заинтересовали одного европейского невропатолога, случайно увидевшего фотографию с этого серовского портрета, и он точно определил тяжелое душевное настроение «дамы, позировавшей художнику».

Главная сайта Главная На страницу «Серов» «Три шедевра» Посмотреть картину