В чем смысл зеркальной композиции романа евгений онегин ?

романа А. С. Пушкина «Евгений Онегин»

«Евгений Онегин»

лиро-эпическое произведение, в котором лирическое и эпическое переплетаются

и взаимодействуют между собой на протяжении всего действия романа, при

этом оба начала остаются равноправными.

Действие романа начинается

весной 1820 года в Петербурге. Мы знакомимся с автором и Евгением Онегиным

  • главным героем романа, с помощью которого показана жизнь светского Петербурга.

Таким образом, 1 глава — это развернутая экспозиция. Роман начинается

внутренним монологом героя, из которого мы можем составить себе представление

о «молодом повесе», «наследнике всех своих родных»,

типичном молодом человеке того времени, представителе дворянской интеллигенции.

Онегин, узнав, что дядя при смерти, покидает Петербург и едет к нему в

деревню, но дядю «нашел уж на столе». Во второй главе герой

  • сельский житель. В ту же пору в свою деревню «помещик новый прискакал»
  • Владимир Ленский. Молодые люди подружились. Так во второй главе происходит

завязка второй сюжетной линии, линии дружбы, развивающейся по принципу

несовпадения характеров, мироощущений:

Они сошлись. Волна и камень,

Стихи и проза, лед и пламень

Не столь различны меж собой.

Онегин и Ленский много времени

проводят вместе, но вечерами Владимир уезжает к Лариным, куда и приглашает

друга, где Онегин знакомится с Татьяной. Она сразу понимает: он тот, кто

ей снился. Татьяна влюбляется в Онегина и пишет ему письмо, где признается

в своем чувстве. Происходит завязка первой сюжетной линии — любовной.

Письмо Татьяны тронуло Онегина,

но при встрече он говорит, что «не создан для блаженства»

семейного счастья, не хочет делать ее несчастной, а также советует: «Учитесь

3 стр., 1164 слов

Шаликов. «Евгений Онегин». Роман в стихах. А. С. Пушкина

... Дороже лавров Геликона! Примечания П. И. ШАЛИКОВ «Евгений Онегин». Роман в стихах. Сочинение А. С. Пушкина ДЖ. 1825. Ч. 9. № 6 (выход в свет 9 марта). С. 242—246. Без подписи. ... К. Ш.). Об этих произведениях Вяземский упоминал в несохранившемся письме Пушкину, на что Пушкин отвечал 25 мая 1825 г.: «Статьи и стихов Шаликова не читал. Неужто он обижается моими ...

властвовать собой; не всякий вас, как я, поймет». Так начинается

IV глава, в которой происходит развитие действия, где автор описывает

взаимоотношения Ленского и Ольги, а также творчество молодого поэта.

Влюбленные стараются как можно

больше времени проводить вместе: сидят в саду, «гуляют утренней

порой». Владимир читает Ольге нравоучительный роман, пишет стихи

в альбом, «его перо любовью дышит».

Проходит время и наступает

пора крещенских вечеров, когда «служанки со всего двора про барышень

своих гадали». Татьяна же «верила преданьям простонародной

старины, и снам, и карточным гаданьям, и предсказаниям луны». Той

ночью Татьяна собиралась ворожить, но ей стало страшно, и она ложится

спать, «и снится чудный сон Татьяне»: она идет по снеговой

поляне, доходит до ручья, ей страшно перейти, вдруг из сугроба появляется

медведь, который помогает Татьяне перейти через ручей и следует за ней,

затем уносит ее в «шалаш убогой». Очнувшись, Ларина видит

в щель «чудовищ разных за столом». Во главе сидит Онегин,

кладет Татьяну на шаткую скамью, вдруг входят Ольга с Ленским. Друзья

спорят, «хватает длинный нож» Евгений, «вмиг повержен

Ленский». Татьяна просыпается. Так она во сне увидела не только

пародию на гостей, которые будут присутствовать у нее на именинах, но

и увидела предсказание скорой гибели Ленского от руки Онегина. Татьяну

продолжает тревожить странное сновидение, но дом полон гостей, съехавшихся

на ее именины. Прибыл и Онегин, поддавшись уговорам Ленского, но «девы

томной заметя трепетный порыв», решил он другу отомстить —весь вечер

ухаживал за Ольгой. Ленский ускакал домой и отправил Зарецкого к Онегину

с вызовом на дуэль. Евгений принимает вызов. Дуэль — кульминация второй

сюжетной линии. Онегин убивает Ленского. Его смерть — развязка линии дружбы.

Тяжело переживая смерть друга, Онегин отправляется в путешествие, описанное

в IX главе, не включенной в роман по настоянию цензоров.

Проходит некоторое время,

и Ольга выходит замуж за проезжего улана и уезжает из родной деревни.

Татьяна же, оставшись одна, бродит по окрестностям и, в конце концов,

попадает в дом Онегина. Она осматривает его жилище, читает книги с его

пометами и постепенно понимает сущность своего возлюбленного. Он открывается

ей в истинном свете. Ведь он играл роль разочарованного героя. В это время

в доме Лариных собрались соседи и решают, что делать с Татьяной. Все дружно

приходят к выводу, что надо ей в Москву. Узнав о своем скором отъезде,

героиня прощается с родными местами. До XXX строфы VII главы Пушкин описывает

деревню и ее пейзажи. Итак, Ларины едут в Москву. Татьяне все непривычно,

ее душа рвется в деревню, но ее выдают замуж, и она покоряется своей судьбе.

Конец VII главы посвящен Москве и описанию жизни московского общества.

VIII глава романа начинается

с петербургского бала, на котором происходит встреча Татьяны с Онегиным.

Поняв, что влюблен, он пишет ей письма — это кульминация первой сюжетной

линии. Не получив ответа на три письма, Евгений едет к ней и видит на

1 стр., 460 слов

Образ Онегина А.С. Пушкин «Евгений Онегин»

... любили, то теперь его ненавидят. И на этом фоне для него по-новому открывается Татьяна. Онегин ... среди женщин. Однако Евгений отличается от молодежи «резким охлажденным умом», что и приводит его ... года. Путешествуя по России, он впервые за всю жизнь узнает положение народа, ... Татьяны Лариной, не увидев в ней всей глубины и своеобразия натуры. Кроме того, на дуэли от его руки погибает друг Ленский. Онегин ...

ее лице лишь гнев. Он отказывается от светской жизни и , запирается в

своем доме. Лишь весной он снова посещает Татьяну. Происходит объяснение,

она признается, что все еще любит его, но «я другому отдана и буду

век ему верна». Это развязка любовной линии романа.

Но финал романа остается открытым.

Автор дает читателю возможность самому додумать конец.

Мы видим, что в основе композиции

  • путешествие. В первой главе описывается жизнь главного героя в Петербурге

в 1820 году, во VII-IV главах изображается деревня Евгения Онегина, изображаются

быт и нравы помещиков. В этих же главах автор знакомит нас с Татьяной,

Ольгой и Ленским. После дуэли, произошедшей в VI главе, Онегин покидает

свою деревню, спустя некоторое время Ольга выходит замуж и тоже уезжает

из родных мест, а Татьяну везут на «ярмарку невест» в Москву.

Евгений путешествует, посещает Бессарабию, Нижний Новгород, Одессу и возвращается

в Петербург в 1825 году, где и происходит его новая встреча с Татьяной.

Таким образом, композиция

романа замкнута: действие началось в весеннем Петербурге и закончилось

там же пятью годами позже.

Композиция романа обладает

еще одной особенностью — симметрией, центром которой явился сон Татьяны

в V главе. Помимо симметрии и замкнутости, в композиции романа присутствует

еще один прием — прием «зеркала». Пушкин использовал его при

описании встреч Татьяны и Онегина. При первом знакомстве с Онегиным Татьяна

поняла, что любит его, под влиянием этого чувства пишет ему письмо, а

он же отвечает ей лекцией о том, что он не создан для семейной жизни.

После чего их жизненные пути расходятся. Вновь они встречаются в Петербурге,

где уже Онегин влюбляется в Татьяну и пишет ей пламенное письмо. Татьяна

говорит ему: «Сегодня очередь моя», имея в виду отповедь.

Так герои меняются местами.

Также можно отметить и противопоставление

героев: Онегин — ТатьяТна, Ленский — Ольга, Татьяна — Ольга, Онегин —

Ленский, а также сопоставление: Татьяна — Ленский.

Лирическая сторона романа

связана с образом автора, который вырисовывается в многочисленных лирических

отступлениях, столь широко представленных в романе. Большое количество

лирических отступлений содержит описание природы, которая показывает движение

времени в романе. По отношению к природе герои противопоставляются, например

Татьяна и Онегин. Таким образом, пейзажные зарисовки служат средством

раскрытия характера героев, помогают понять их душевное состояние.

Таким образом, композиция

романа «Евгений Онегин» необычна, подобного второго романа

в русской литературе создано не было. Пушкин явился новатором не только

в жанре первого реалистического романа в стихах, но и в области языка,

ведь автор явился основоположником русского литературного языка.