Роль природных пейзажей в романе Пушкина «Евгений Онегин»

Описания природы в «Евгении Онегине» наполнены любовью и особым трепетным отношением. Пушкин любит родину, он ощущает себя русским, хотя в его жилах течёт кровь разных народов. Чувства к природе поэт проявляет через реалистичные и красочные описания. Все пейзажи узнаваемы и подробны. Дойдя до описания лета, осени, зимы или весны, житель села или небольшого городка сразу представит объёмную картинку.

У Пушкина она символизирует такие понятия и явления:

  • юность;
  • чистота;
  • первая любовь;
  • расцвет души.

Другим временам года в «Евгении Онегине» тоже присущи определённые функции. Иногда автор вводит в повествование описания природы, чтобы отделить один временно́й промежуток от другого. Это интересный приём, благодаря которому читатель не путается в сюжетных линиях.

«Природа в романе «Евгений Онегин»»

Роман А. С. Пушкина «Евгений Онегин» был закончен весной 1831 года. В романе воспроизведена картина жизни русского общества первой трети XIX века. Онегин, Ленский, Татьяна — современники, ровесники декабристов, люди поколения двадцатых — тридцатых годов. Следует отметить, что сам Пушкин охарактеризовал свой роман как «свободный». Сюжетная особенность «Евгения Онегина» включает в себя свободу авторских отступлений от основной линии повествования. Автор ведет непринужденные разговоры на различные темы, при этом одним из важнейших видов лирических отступлений являются многочисленные пейзажные зарисовки. Следует отметить, что в ранних произведениях Пушкин создавал идиллические пейзажи и рисовал экзотическую природу Кавказа, а в романе «Евгений Онегин» поэт обратился к изображению среднерусской полосы. Пейзаж присутствует в «Евгении Онегине» в виде развернутых законченных картин, чаще всего выполняющих роль своеобразных введений к отдельным главам или предваряющих новые сюжетные эпизоды внутри глав. Так, описаниями природы открываются главы вторая, пятая и седьмая. Картины наступления деревенской зимы предваряют описание образа жизни Онегина в деревне в главе четвертой. Сюжетное содержание большей части романа связано с деревенской тематикой.

Естественно поэтому обильное наполнение этих глав пейзажным элементом. Так, небольшой пейзаж дается в начале второй главы: Деревня, где скучал Евгений, Была прелестный уголок; Там друг невинных наслаждений Благословить бы небо мог. Пушкин высказывает свое ироническое отношение к произведениям сентименталистов, в которых были созданы идиллические пейзажи, характерные для всей дворянской лирики конца XVIII — начала XIX века. В романе «Евгений Онегин» воссоздан реалистический пейзаж, отражающий впечатления Пушкина от села Михайловское. На протяжении всего романа, благодаря чередованию времен года, прослеживается хронология событий: летом Онегин отправляется в деревню, скучая, проводит там осень, зимой — после дуэли с Ленским — покидает свое имение, весной Татьяна посещает дом Онегина. Так пейзаж из фона действия превращается в важнейший структурный элемент повествования. Пушкину важно показать, что автор его романа — это творец произведения, ускоряющий или замедляющий развитие действия и определяющий соотношение сюжетных линий. Например, забегая вперед, он повествует о развитии судеб своих героев. Так, сразу же после описания дуэли, состоявшейся зимой, рассказывается о памятнике на могиле Ленского, который летом увидела «горожанка молодая».

14 стр., 6595 слов

Сравнительная характеристика произведений «Евгений Онегин» ...

... сказать о лиро-эпическом жанре, который присущ и «Евгению Онегину», и «Анне Снегиной». В основу романа «Евгений Онегин» легли события, происходящие в дворянской России XIX ... Евгений Онегин – главный герой. Так же в поэме Сергея Есенина Анна Снегина является главной героиней и ее именем названа поэма. Названия произведений идентичны друг другу. Близость звукового облика названий романа Пушкина и ...

Затем, вновь опережая события, автор сообщает о том, что Онегина в деревне «теперь уж нет», а «памятник унылый забыт». И только после этого рассказывает о замужестве Ольги и отъезде Татьяны в Москву. Пушкинские пейзажи не бывают статичны. В природе все постоянно изменяется: лето — «мелькает «, ноябрь — «приближается», дни — «мчались». В изображении природы преобладают существительные и глаголы; прилагательные, запечатлевающие то или иное явление в статике, практически не используются. Тем самым в пейзаже передается вечное движение, наполняющее жизнь природы: …приближалась Довольно скучная пора; Стоял ноябрь уж у двора. Однако главными пейзажными зарисовками в романе являются лирические отступления о природе. Описываются все четыре времени года, но очень по-разному и в разном объеме. Пушкин не любил лето, поэтому данному сезону посвящены всего четыре строчки, являющиеся меткой иронической характеристикой: «карикатура южных зим». Любимому пушкинскому сезону — осени — посвящено также одно лирическое отступление, которое, в отличие от жизнеутверждающих стихотворений Пушкина, рисует гнетущую картину поздней осени — «довольно скучная пора», что подчеркивается рядом деталей: «Реже солнышко блистало, короче становился день».

В единственном описании весны встречаются эпитеты, характерные для поэм и стихотворений Пушкина: «мутные ручьи», «пчела, летящая за данью полевой». Поэт признается, что ему «грустно» явление весны. Описание зимы встречается в романе трижды. В четвертой главе создана картина ранней зимы: «блистает речка, льдом одета». Данное описание лаконично, но жизнерадостно: «Веселый, мелькает, вьется первый снег». В пятой главе Пушкин рисует «низкую природу» с такими деталями, как «дворовый мальчик», «крестьянин на дровнях». Это реалистический пейзаж, не понятный дворянскому читателю, но горячо любимый Пушкиным. Автор романа противопоставляет свои зимние пейзажи описаниям поэта, который «роскошным слогом живописал нам первый снег и все оттенки зимних нег». В седьмой главе Пушкин любуется «волшебницей зимой» и тем праздничным преображением, которое она несет природе: «Легла волнистыми коврами среди полей, вокруг холмов». При этом автор романа не забывает отметить и властную попытку зимы остановить всякое движение: Брега с недвижною рекою «сравняла пухлой пеленою». Связь жизни природы и жизни человека подчеркивается в романе постоянно. В первых главах романа образ природы соотносится с образом Евгения: Два дня ему казались новы Уединенные поля, Прохлада сумрачной дубравы, Журчанье тихого ручья… «Уединенные поля», «сумрачная дубрава» — это все классические признаки своеобразного «приюта» изгнанника света.

2 стр., 581 слов

ОТРАЖЕНИЕ ЧЕРТ ХАРАКТЕРА В ПИСЬМАХ ТАТЬЯНЫ И ОНЕГИНА по роману ...

... исправила, Такая уж она — Татьяна Ларина, героиня романа. Не надо забывать, что Онегин в начале романа и в конце его — это разные люди. Письмо пишет «второй Онегин», изменившийся за время странствий, ... способный любить. Как и Татьяна, он переступает через ...

В определенной мере благодаря этому становится понятен характер скучающего Онегина, уже ощущаются признаки чуть заметной авторской иронии. Если поэт расцветает на лоне сельской природы: «Я был рожден для жизни мирной, для деревенской тишины», — то Онегин в деревне «скучает» и не видит «прелестного уголка», в котором живет. Совсем иначе изображение природы соотносится с образом Татьяны. Большинство пейзажных картин и отдельных беглых зарисовок природы связано с ее образом: Она любила на балконе Предупреждать зари восход, Когда на бледном небосклоне Звезд исчезает хоровод… Романтическая окрашенность пейзажа в данном случае обусловлена романтическим мироощущением самой героини. Даны отдельные признаки летнего и зимнего состояния природы, включаемые в описание образа жизни Татьяны. В композиции седьмой главы весенний пейзаж и сменяющие его авторские размышления не случайны. Эта глава является по-своему переломной в судьбе Татьяны. И именно через пейзаж, через соотношение образа Татьяны с природой раскрывается Пушкиным смысл этого перелома. Еще никогда внутреннее единство, неразрывность героини с сельской природой не подчеркивалась автором так сильно: Ее прогулки длятся доле. Теперь то холмик, то ручей Останавляют поневоле Татьяну прелестью своей… Судьба Татьяны решена.

И картины наступления русской зимы, сменяющие описание осени, еще более усиливают в общем контексте чувство обреченности героини: Вот север, тучи нагоняя, Дохнул, завыл — и вот сама Идет волшебница зима. Достаточно часто пейзаж представлен читателю таким, каким его видит Татьяна: «В окно увидела Татьяна поутру побелевший двор «. Пушкин отмечает, что смена времен года тесно связана с душевным состоянием его «милого идеала». Именно поэтому чистота, внутренняя строгость, величавость и сдержанная гармония, присущие зиме, оказались природными свойствами Татьяны. Совершенно по-другому соотносится природа с образом Ленского, чувствуется ироническое отношение автора к герою. Описания чувств Ленского к Ольге постоянно выдержаны в элегических тонах. «Луна», «ночь», «уединенье» — стилистический комплекс жанра элегии доминирует в описании: Простите, игры золотые! Он рощи полюбил густые, Уединенья, тишину, И ночь, и звезды, и луну. Ленскому недоступно истинное понимание красоты природы, так как юный поэт увлекается «романтическими розами», а не настоящими. Таким образом, жизнь всех героев пушкинского романа оказывается вписана в жизнь природы. Смена времен года и соответственно смена пейзажных картин определяет хронологию сюжета, одновременно являясь и метафорой вечного движения человеческой жизни. Благодаря пейзажу в романе создается картина стремительно изменяющегося мира, в жизнь которого вплетаются судьбы героев «Евгения Онегина». Любовь Пушкина к природе раскрывается разносторонне в романе: это и пространные лирические отступления, рисующие разные времена года; и краткие пейзажные зарисовки; и, наконец, присущее лишь любимой героине Пушкина точное и тонкое понимание родной природы.

7 стр., 3130 слов

Как соотносятся автор и евгений онегин. Сравнение пушкина и онегина. ...

... в этой женщине, будет уже поздно. И опять Пушкин оказался умней. Он-то сразу оценил Татьяну по достоинству, ценил ее и дорожил ей. “Евгений Онегин” — своеобразная пушкинская биография. В этом ... деревенской тишины… Этим сравнением Пушкин все-таки пытается “отделить” себя от Онегина. На протяжении всего романа автор сравнивает взгляды свои и Онегина. Да, в произведении автор и его герой — друзья, ...

Отношение Онегина и Татьяны к природе

относится к ней прохладно

Главный герой привык к роскоши, его натуру можно назвать развращённой. Избалованный светскими удовольствиями, Евгений не развивался духовно, поэтому в его душе нет места восхищению естественной средой. До понимания истинных ценностей Онегину далеко, поэтические чувства ему чужды.

Отношение Онегина к природе можно понять по словам, которыми он характеризует Ольгу:

Красоту русской природы Пушкин доносит через образ Татьяны. Главная героиня — романтичная, мечтательная девушка, тонко чувствующая прелесть окружающего мира. Она трепетно любит всё живое, при этом её натура воспринимает и внутреннюю красоту людей, в отличие от Онегина, способного замечать только внешний лоск.

Вот каковы зарисовки зимних картин природы в романе «Евгений Онегин»:

  • «лёгкие узоры»;
  • «деревья в зимнем серебре»;
  • «блистательным ковром»;
  • «бразды пушистые».

Девушка живёт в предвкушении первой любви, поэтому способна разглядеть великолепие в обычных явлениях. Поэт часто показывает её на фоне пейзажей. Татьяна любуется луной, падающими звёздами, небом.

Крестьяне тоже живут в единении с природой, но это обусловлено необходимостью. У Татьяны иная ситуация: тонкая душевная организация предопределяет отношение к мирозданию и умение жить в гармонии со стихией.

ИЗОБРАЖЕНИЕ КАРТИН РУССКОЙ ПРИРОДЫ В РОМАНЕ А. С. ПУШКИНА “ЕВГЕНИЙ ОНЕГИН”

ИЗОБРАЖЕНИЕ КАРТИН РУССКОЙ ПРИРОДЫ В РОМАНЕ А. С. ПУШКИНА “ЕВГЕНИЙ ОНЕГИН”

Как любой человек, горячо любящий свою родину, А. С. Пушкин не мог оставаться равнодушным к очарованию и красоте родной природы.

Во многом этот мотив в творчестве Пушкина родом из его детства. Летние месяцы будущий поэт проводил у своей бабушки Марии Алексеевны в подмосковном селе Захарово, близ Звенигорода. Необычайной пейзажностью обладал и Царскосельский парк при лицее, где поэт провел шесть лет своей жизни. Природа вошла в творческое сознание поэта органичной

составляющей. Однако не следует искать в романе “Евгений Онегин” умиления и любования родной природой. Пейзажи выполняют здесь определенную художественную роль: существует параллель между картинами природы и изображением душевного состояния героев, что позволило автору более глубоко раскрыть характер персонажей, мотивировать их поступки, действия, мысли.

Так, например, Евгений Онегин не может остаться равнодушным к сельской природе. Конечно, жизнь в деревне не разрушила в нем чувство превосходства над людьми, владевшее им в Петербурге. Напротив, это сознание превосходства только укрепилось

в Онегине, хотя первые два дня были полны для него новыми открытиями, все казалось новым, необычным, но

2 стр., 601 слов

Образ Татьяны в романе “Евгений Онегин”

... Пушкин не дает ему даже имени. В литературном произведении много строк, посвященных девушке. Написать сочинение «Образ Татьяны в романе «Евгений Онегин» не сложно. Предлагаемый материал направит мысли ... барышень. Ее устраивает деревенская жизнь. Смелость или глупость Образ Татьяны Лариной в романе «Евгений Онегин» противоречив. Татьяна пишет Онегину. Меняются века, нравы, но споры о письме девушки ...

На третий роща, холм и поле

Его не занимали боле;

  • Потом уж наводили сон.

Причина этого невосприятия героем природы заключалась в том, что хотя в деревне не было ни улиц, ни дворцов, ни карт, ни балов, ни стихов, здесь царила все та же хандра, что и в столице. Бесконечные разговоры сельских помещиков “о вине, о псарне, о своей родне” не могли развлечь скучающего Онегина. Новый сосед привлекает пристальное внимание местных жителей, каждый хочет с ним познакомиться, сдружиться, хотя уже и появляется молва, “что он опаснейший чудак”. Однако Онегин настроен крайне недружелюбно к подобным посягательствам на свою свободу, он старается уединиться. Недаром

… с заднего крыльца

Обыкновенно подавали

Ему донского жеребца,

Лишь только вдоль большой дороги

Заслышит их домашни дроги.

Описывая отношение Онегина к природе, автор резко противопоставляет ему свое собственное ощущение жизни в деревенской тиши. По его словам, природа возрождает его Музу и творческие сны:

Я каждым утром пробужден

Для сладкой неги и свободы:

Читаю мало, долго сплю,

Летучей славы не ловлю.

Деревня, в которой искал уединения Онегин, была прелестным уголком: господский дом стоял на берегу реки, закрытый от ветров горой. Вдали пестрели и цвели золотые луга и нивы, в задумчивости стоял огромный, запущенный сад.

По лугам бродили стада. Неудивительно, что постепенно Онегин начал сближаться с природой, получая удовольствие от лесных теней и журчания струй:

Уединенье, тишина:

Вот жизнь Онегина святая.

Радость несуетливой, природной жизни, которой, в итоге забыв и город, и друзей, и “скуку праздничных затей”, отдает предпочтение Евгений, отражается и в том, что появляются образы природы. Так, убеждая Татьяну в том, что ее чувство преходяще, Онегин сравнивает его с деревцем, которое каждую весну меняет свой зеленый наряд.

Размышляя о том, как сложилась бы жизнь Ленского, если бы не было роковой дуэли, поэт предполагает: “быть может, он для блага мира иль хоть для славы был рожден”.

В то же время Пушкин допускает, что “поэта обыкновенный ждал удел” – расставание с музами, женитьба, деревенская тишина, счастье и подагра.

Далее эти размышления продолжаются описанием могилы Ленского, убитого приятельской рукой: две сосны, которые срослись корнями, струйки ручейка под ними. Здесь любит отдыхать пахарь после тяжелого трудового дня, сюда приходят по воду жнецы, а пастух плетет свой лапоть и поет “про волжских рыбарей”. Этот пейзаж меняет ход мысли автора: от настоящего к будущему, от будущего к вечному.

В качестве художественного приема для характеристики Татьяны Пушкин широко использует изображение пейзажа. Внутренний мир Татьяны созвучен изменениям в природе, эта связь глубокая и органичная. Томимая любовной тоской, Татьяна идет грустить в сад. Ночи, когда происходят откровенные разговоры Татьяны с няней и чувства переполняют сердце девушки, изливаясь горестными слезами, озаряет лунный свет. “И все дремало в тишине, при вдохновительной луне”, – пишет Пушкин, и в данном случае пейзаж служит средством изображения прекрасного чувства Татьяны не как исключительного, а как жизненного явления, уже в самом себе заключающего красоту. Сияние луны уносило сердце Татьяны далеко в мир мечты, и лунный свет стал свидетелем безрассудного от безысходности поступка девушки – написания любовного послания. После суровой отповеди Онегина “меркнет милой Тани младость: так одевает бури тень едва рождающийся день”.

14 стр., 6812 слов

«Евгений Онегин» А.С. Пушкина как «свободный роман»

... роман А.С. Пушкина «Евгений Онегин» в русской критике; 2. Исследовать особенности «Евгения Онегина» как «свободного» романа; 3. Дать анализ, Глава 1. Эволюция взглядов на роман А.С. Пушкина «Евгений Онегин» 1.1 Роман А.С. Пушкина «Евгений Онегин» ... печали были созданием его фантазии»,- пишет Белинский. Татьяна была названа Белинским существом исключительным, натурой глубокой, любящей, «истинно ...

Наступление зимы, изображенное в начале пятой главы, показано через восприятие ее Татьяной:

…Проснувшись рано,

В окно увидела Татьяна

Поутру побелевший двор,

Куртины, кровли и забор,

На стеклах легкие узоры,

Деревья в зимнем серебре.

В изображении Пушкина Татьяна, “русская душою”, любила холодную красу зимы. Любимая Татьяной зима органично входит и в ее сон, но в несколько измененном виде, что подчеркивает силу душевных переживаний героини. Если вечером, когда Татьяна выходит во двор с целью узнать с помощью зеркальца свою судьбу, и морозная ночь прекрасна, небо удивительно ясно, а дивный хор небесных светил “течет так тихо, так согласно”, то во сне девушка окружена печальною мглой:

В сугробах снежных перед нею

Шумит, клубит волной своею

Кипучий, темный и седой

Поток, не скованный зимой.

Этот пейзаж из сна передает эмоциональное напряжение героини, ее страх и отчаяние.

Как видим, в романе A. C. Пушкина “Евгений Онегин” пейзажи играют важную художественную роль – служат средством характеристики персонажей.

Весна и лето в произведении

Для автора весна олицетворяет молодость, пылкость сердца, отсутствие тревог. «Пора любви», «ликует и блестит», «на лоне сельской тишины» — вот как поэт описывает это время года, но тут же словами Онегина добавляет, что «мне чуждо наслажденье». Здесь читатель снова видит, что главный герой не испытывает ничего хорошего, глядя на всеобщее ликование. Мёртвой душе всё кажется скучным и тёмным.

Мироощущение героев меняется вместе с расцветом природы. Первые весенние деньки слегка растапливают лёд в душе Евгения, он почти готов влюбиться, но что-то мешает. Автор показывает, что существует некая преграда, из-за которой Онегин не может дать волю чувствам и ощутить вкус жизни. Весна заканчивается, а вместе с ней затухает то сокровенное, что начало зарождаться в душе лирического героя, но так и не переросло в большое чувство.

Летняя природа в романе принимает такие образы:

  • зелёные леса;
  • холмы и степи;
  • величавые реки;
  • широкие поля.