Урок развития речи, комплексного применения знаний по теме
«Подготовка к сочинению – описанию внешности.
Описание картины В.А. Серова «Девочка с персиками»».
(русский язык, 6 класс)
Место занятия в системе уроков
В системе уроков по развитию речи описанию внешности отводится важное место, потому что этим умением должен владеть каждый человек, поскольку в жизни нам нередко приходится в той или иной мере описывать внешность человека, его характер, манеры, поведение; с портретом мы встречаемся и в художественной литературе и публицистике. Кроме того, описание внешности человека предполагает не только умение наблюдать, но и умение понимать психологическое состояние человека, его внутренний мир, выражать свое отношение к нему.
Цель урока: перевести язык живописи на язык словесного искусства, с помощью слов выразить понимание увиденного на полотне.
Задачи урока:
I. Образовательные:
— отличать описательный вид от других типов речи;
— познакомить учащихся с особенностями сочинения-описания внешности;
— учить составлять план описания;
— производить лингвостилистический анализ текста.
II. Воспитательные:
— воспитывать чувство прекрасного, прививать эстетический вкус;
— воспитывать самостоятельность при выполнении задания;
— сформировать интерес к языку живописи.
III. Развивающие:
— развивать речь и память учащихся через работу с текстами;
— развитие речи учащихся через использование в высказывании портретной лексики;
— развитие мышления через анализ текста – выделение главного, соотношения образа и мысли, обобщение.
Методическое обоснование
Описание внешности человека (друга 7 класс)
... Русский язык в школе. №5. 1988, с.115 Интернет. Слайд 3 Тема урока: «Сочинение-описание внешности человека на тему «Вы с ним знакомы» Цель урока: систематизировать и проверить выработанные у учащихся навыки описания внешности человека. ...
Сочинение по картине – одна из самых сложных методических проблем решать которую можно по-разному.
Для обучения описания внешности детям была предложена картина известного художника портретиста В. Серова. Правдивость изображения сочетается с правдивостью выражения чувств, мыслей, переживанием, настроение героев. Самый прекрасный портрет никогда не заменит живого человека. Но портрет может сказать нам многое, что не скажут письма, дневники. В портрете проявляется сущность человека его внутренне «я». Кроме того художники стремятся передать свое отношение к персонажу, поэтому в сочинении необходимо раскрыть внутренний мир человека. Наибольшие трудности вызывает именно «чтение портрета». Важно научить внимательно всматриваться в картину, описать то, что ученик видит на ней, определить детали, краски, колорит, свет.
Формирование и умение описывать внешность человека помогают шедевры русской живописи, среди которых картина Серова «Девочка с персиками». Данная тема является достаточно актуальной и интересной для учащихся, вместе с тем это одна из сложных методических проблем, требующая от учащихся определенных знаний, умений, навыков, в первую очередь собирать материал по картине, составлять простой и сложный план, использовать портретную лексику.
Подготовка к сочинению составляет один урок, написание сочинений является домашним заданием.
Тип урока: это урок развития речи, комплексное применение знаний. Данный урок является сквозным в рамках изучения темы, описание внешности в курсе русского языка и литературы.
Все задания, использованные в ходе урока, объединяются общей темой «описание внешности». Урок носит ярко выраженный воспитательный и развивающий характер, так как в основе его лежит произведение искусства.
Урок проводится в традиционной форме с использованием компьютерной презентации.
Цель двусторонняя:
- Актуализировать знания учащихся и углубить их;
- Совершенствовать знания, умение, навыки учащихся
Методическая и лингвистическая литература
- Методика развития речи на уроках русского языка: Пособие для учителей. // Под ред. Т.А. Ладыженской. – М.,1980.
- Никитина Е.И. Уроки развития речи. – М., 2002.
- Канарская О.В. Методические основы инновационного обучения русскому языку // Автореферат. – Санкт-Петербург, 1992.
- Панов Б.Т. Типы и структура уроков русского языка. – М., 1986.
КОНСПЕКТ УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В 6 КЛАССЕ
Тема урока : Подготовка к сочинению – описанию внешности. Описание картины В.А. Серова «Девочка с персиками».
Уроки развития речи. Описание по воображению и памяти
... С (сочинение-рассуждение по воображению и памяти) Тип урока Продолжительность урока Цели урока Воспитание чувства прекрасного (через музыку и изобразительное искусство) Повышение интереса учащихся к классической ... часть этого явления. Урок интегрированный, с элементами исследовательской работы учащихся, урок комплексного развития речи с использованием ИКТ. Урок содержит повторение грамматического ...
Цель урока: перевести язык живописи на язык словесного искусства, с помощью слов выразить понимание увиденного на полотне.
Задачи урока:
I. Образовательные:
— отличать описательный вид от других типов речи;
— познакомить учащихся с особенностями сочинения-описания внешности;
— учить составлять план описания;
— производить лингвостилистический анализ текста.
II. Воспитательные:
— воспитывать чувство прекрасного, прививать эстетический вкус;
— воспитывать самостоятельность при выполнении задания;
— сформировать интерес к языку живописи.
III. Развивающие:
— развивать речь и память учащихся через работу с текстами;
— развитие речи учащихся через использование в высказывании портретной лексики;
— развитие мышления через анализ текста – выделение главного, соотношения образа и мысли, обобщение.
Ход урока.
- Организационный момент.
- Объявление темы урока. Введение в речевую ситуацию.
— Ребята, сегодня на уроке мы будем готовиться к сочинению – описанию внешности человека.
Описание внешности – важное умение, которым должен владеть каждый человек, поскольку в жизни нам нередко приходится в той или иной мере описывать внешность человека, его характер, манеры, поведение; с портретом мы встречаемся и в художественной литературе и публицистике. Кроме того, описание внешности человека предполагает не только умение наблюдать, но и умение понимать психологическое состояние человека, его внутренний мир, выражать свое отношение к нему.
III. Определение целей и задач урока.
—Работу над описанием внешности мы начнем с описания портрета, выполненного живописцем В.А. Серовым «Девочка с персиками».
Мы будем описывать портрет, а для этого вы вспомните все, что знаете о портрете из уроков изобразительного искусства, и постараемся эти знания применить на нашем уроке.
IV. Проверка домашнего задания. Знакомство с отдельными страницами биографии художника.
С творчеством Серова вы знакомы.
— Что вы знаете о Серове? Его родителях?
— Каким было его детство? С какого времени он начал рисовать? У кого учился рисованию и живописи?
— Где он учился? Каковы были художественные взгляды Серова? К чему он стремился?
Чем мне запомнилась картина В.А.Серова «Мика Морозов»?
... не случайна в живописи Серова: его известность началась именно с детского портрета Веры Мамонтовой («Девочка с персиками») Нет для художника задачи сложнее, чем писать портрет ребенка., Дети подвижны, меняются ... художник? 3. Что изображено на заднем плане картины? 4. В каких тонах написана картина? III. Мое впечатление от портрета Напишите сочинение, используя план и рабочий материал Спасибо за ...
— У кого часто бывал Серов? Где был написан портрет «Девочка с персиками»? Кто позировал художнику?
— Какие еще картины Серова вы знаете?
V. Подготовка учащихся к восприятию картины (на основе презентации).
Осмысление темы урока.
—Портрет – один из распространенных и популярных жанров живописи. Восприятие портрета выходит за рамки простого узнавания определенного, конкретного человека, изображенного на полотне. Воспроизведя индивидуальный облик, художник раскрывает внутренний мир, чувства, характер человека через внешние признаки: мимику, жест, манеру.
Содержанием портрета является не только воспроизведение подлинной сути личности портретируемого, но и отношение художника к изображаемому, его личная симпатия или антипатия, любовь, преклонение или сострадание. Создавая образ, художник ищет наиболее удачный фон, интерьер, органически связанный с изображаемым лицом, его характером, а также композицию портрета, которая в наибольшей степени помогает раскрыть внутренний мир и психологическое состояние личности.
В.А Серов – великолепный портретист глубоко понимая духовный мир детей и изоброжая их с большой любовью. За свою недолгую жизнь он исполнил немало детских портретов: «Девочка с персиками» (1887г.) «Саша Серов», «Дети», «Дети Боткиных», «Миха Морозов», «Юра Морозов», «Девочки Касьяновы» и др. Детские образы Серова пленяют простотой, бесхитростностью, той особой непосредственностью, которая свойственна изображением мимолетно схваченной натуры.
Не пытаясь представить свои юные модели более взрослыми, художник вместе с тем проявляет глубокий интерес к жизни детей, передает серьезность, сосредоточенность, «независимость» детского характера, которая светится в любознательно-вопрошаещем, чуть –чуть беспокойном выражении их глаз. Серьезная сосредоточенность еще более усиливает поэтическое обаяние детского душевного мира. Такое проникновение в сущности детской души, как в портретах Серова, можно найти только в «Детстве» Л.Н. Толстого и в рассказах А.П. Чехова.
VI. Восприятие картины.
— А сейчас, ребята, непосредственно обратимся к репродукции. Рассмотрите картину внимательно.
VII. Комплексный анализ картины под руководством учителя .
Посмотрите внимательно и ответьте на вопросы:
— Что изображено на картине?
(Содержание портрета – картины «Девочка с персиками» как будто несложно: за столом сидит девочка в розовой блузке, перед ней на белой скатерти персики; в окно льется легкий, серебристый свет, который смягчает формы, делает чистыми и нарядными краски).
— Вы много назвали окружающих девочку предметов. Теперь нам понятно, почему портрет Веры Мамонтовой называют портретом-картиной?
По картине Серова «Девочка с персиками»
... классов придумывают свои варианты сочинения по картине Серова «Девочка с персиками», описывая свое видение полотна. Сочинение для старших классов Пример сочинения по картине «Девочка с персиками» для 7, ... из оранжереи усадьбы. Ее искренность, непосредственность впечатлили Серова. Он решил написать портрет юной Веры Мамонтовой. Через портрет художнику хотелось передать настроение радости, полноты ...
— Любое произведение искусства каждый человек воспринимает по-своему.
— Что вы чувствуете и о чем думаете когда смотрите на этот портрет?
— Что можно сказать об этой девочке? Как вы думаете, она старше вас?
— А какой у нее характер?
— Нравится ли вам образ девочки, созданный Серовым?
— Как художник сумел пробудить у нас светлое, радостное настроение?
— Какие художественные средства, приемы использует художник, чтобы создать у нас радостное настроение?
— Как вы думаете, изменился бы настрой картины, если бы Серов использовал холодные цветовые тона?
— Что прежде всего привлекает вас в портрете Веры Мамонтовой?
— Какое значение имеет солнечный свет в портрете – картине?
— Изменилось ли ваше настроение после общения с этим произведением искусства? (Спокойствия, радости)
— Передалось ли вам ощущение спокойствия и радости от восприятия этого портрета – картины?
VIII. Анализ искусствоведческого текста, составление плана.
— Мы с вами учимся не просто рассматривать, а описывать портрет, в этом нам помогут два текста, написанных известными искусствоведами Г.С. Арбузовым и И.Э. Грабарем о портрете – картине «Девочка с персиками» кисти В.А. Серова.
Прочитаем 1-ый текст (чтение текста)
Портрет Веры Мамонтовой писался в Абрамцеве ,подмосковном имении С.М. Мамонтова, куда Серов явился прямо из Италии, обереваемый жаждой творчества.
О необычайно приподнятом настроении, с которым Серов брался за портрет, говорит его письмо, написанное незадолго до того из Венеции: «В нынешнем веке пишут все тяжелое, ничего отрадного. Я хочу, хочу отрадного и буду писать только отрадное».
Смуглое лицо девочки с проступающим сквозь загар румянцем, живой взгляд ее карих глаз, небрежно брошенные со лба непокорные волосы, спокойно, но так трепетно и живо лежащие на столе руки, неповторимая чистота тонов — все это прелестно, все оставляет глубокий след в душе каждого человека, любящего русское искусство.
Живопись необычайно проста. Художник передал все: девочка в розовой кофточке с черным бантом и красной гвоздикой сидит за столом, покрытым белой скатертью; лежит нож; персики и листья брошены на стол; написаны все стулья, подсвечник на окне и фигурка игрушечного солдата в глубине комнаты; фарфоровая тарелка на стене; за окном сад в поздние дни лета. И сколько в этой простоте глубины и цельности, как во всех этих «случайностях»,сквозит неповторимая радость жизни.
С предельной выразительностью передан свет, льющийся серебристым потоком из окна и наполняющий комнату. Этот свет сияет на стене и фарфоровой тарелке, бликами отражается на спинках стульев, мягко ложится на скатерть, скользит по лицу и рукам. Обтекая фигуру и все предметы, он создает ту единую, органически цельную среду, которая была неотъемлемым свойством живописи молодого Серова, /по Г.С.Арбузову/.
Творчество Серова В.А
... на нижегородской выставке, его творчество было известно лишь очень узкому кругу художников и меценатов, в первую очередь окружению Мамонтова. В мамонтовский кружок в 1889 году Врубеля привел именно Серов. ... солнцем (портрет Марии Яковлевны Симонович), созданная в Домотканове (имении друга Серова Владимира Дервиза), написана ... повторяться, а если и возвращается к темам и приемам этих ранних картин, ...
— На какие черты обращает внимание автор, и в какой последовательности?
- Черты портрета.
- Лицо.
- Взгляд.
- Волосы
- Руки
- Одежда.
- Обстановка (интерьер)
- Цвет
- Свет
IX. Определение темы и основной мысли текстов.
— А сейчас выпишите из текста эпитеты, характеризующие эти черты.
— Определите цель этого высказывания? (Описать портрет Веры Мамонтовой, который произвел на него большое впечатление).
— Чему учит нас Арбузов? (Всматриваться в портрет)
— Какова основная мысль текста? «И сколько в этой простоте глубины и цельности, как во всех этих случайностях» «сквозит» «неповторимая» радость жизни».
X. Лингво-эстетический анализ текста.
— Действительно, Арбузов учит нас всматриваться в портрет, описывать его, для этого он активно использует «описательные части речи» прилагательные и существительные. (слова со значением признака).
Я посчитала, из 225 слов – 18 знаменательных частей речи, из них 26 прилагательных, 12 причастия, 58 существительные со значением признака и только 16 глаголов.
— А теп ерь обратимся к тексту Грабаря?
Вернувшись в Москву в 1887г (из Италии), Серов едет в Абрамцево, где работает с таким увлечением и столь усердно, как не запошит. Он был не сказанно очарован при виде старшей дочери Мамонтовых, Веруши, которой давно уже не видел. Она так расцвела и похорошела, что он едва ее узнал. Черно глазая, с румянцем во всю щеку, с копной густых каштановых волос на голове она казалась старше своих лет, почти барышней, хотя ей не было еще полных двенадцати лет. Серов сразу решил ее писать — в том самом платьице, в котором увидал, -в розовой кофточке, с черным бантом. На другой же день начались сеансы, продолжавшиеся непрерывно по нескольку часов в день в течение всего августа и половины сентября.
План-конспект по русскому языку. Р.р. Особенности строения текста-описания. ...
... портрета. 2. Написание сочинения-описания. Создание плана сочинения. Работают в группе. Затем по составленному плану пишут небольшое сочинение. Информация о домашнем задании, инструктаж о его выполнении. Написать текст-описание ... ринимать и сохранять учебную задачу, п ланировать необходимые ... сочинения-описания внешности человека мы должны не просто описать увиденное, а постараться за внешними чертами ...
Садясь в абрамцевской столовой против своей модели, Серов не был уверен, удастся ли ему выразить в своей картине то, что задумал. Ибо он задумал не просто портрет, а портрет-картину .Как не восхищала его стоявшая перед ним чисто цветовая задача, но еще более волновала сама модель, ясные детские чистые глаза чудесной русской девушки и весь ее обаятельный образ.
Серову эта задача удалась на славу: он создал одно из драгоценнейших произведений всей русской школы живописи.
Давно уже нет на свете этой девушки-подростка с таким чудесным невы разимо русским лицом, что, если бы и не было внизу серовской подписи, все же ни минуты нельзя было сомневаться в том, что дело происходит в России, в русской деревне. «Девочка с персиками», как я назвал в свое время этот портрет-картину, давно уже вошла в золотой фонд русского искусства.
(По И.Грабарю).
— Что нового вы узнали из этого текста?
(Мы узнали об истории создания картины «Девочка с персиками», о том какое впечатление на Серова произвела Вера Мамонтова, почему он решил ее писать, сколько времени он создавал этот портрет, в каком настроении)
— Чему учит нас Грабарь?
(Грабарь учит нас передавать свои чувства, давать оценку художественному произведению).
XI. Этап усвоения новых знаний и способов действий.
— Наша задача, соединить воедино то, чему учит нас Арбузов (всматриваться в портрет и описывать его) и чему нас учит Грабарь (передавать свои чувства и давать оценку художественного произведения).
— Ребята, можно ли воспользоваться планом, который мы составили, для написания домашнего сочинения.
—Какой пункт нужно еще добавить в план?
VI . Мои впечатления от картины.
XII. Рефлексия.
— Дома вы будете писать сочинение. Подумайте, как вы озаглавите свое сочинение. Помните, что название может быть связано с темой текста и основной мыслью. Разделимся на 4 группы. У вас на листочках написано несколько тем, выберите, какая вам больше нравится, аргументируйте свой выбор.
— Какие из заголовков, которые вы назвали, передают тему, а какие главную мысль вашего будущего сочинения?
Образ лешего в русских народных сказках
... тропе, по которой ходит леший. Следы черта-лешего ни спутать, ни с какими другими, в том числе и медвежьими. В русской сказке мужик не хотел пойти в лес нарубить дров, говоря ... его таким образом: "Что же касается этого изумрудного самодура лесов, любящего кружить прямолинейных людей, о нем существует народное слово, являющееся обворожительным и красноречивым противоречием: " Леший нем, но ...
- «Пленительный детский образ».
- «Удивительный портрет».
- «Портрет Веры Мамонтовой».
- «Незабываемый русский портрет».
- «Взгляд из детства».
- «Чистота детской души».
- «Лучший портрет Серова».
- «Неповторимая радость жизни».
- «Символ юности, красоты».
- «Образ счастливой пары».
XIII. Оценивание себя.
— Как я работал на уроке?
— Как я готов к написанию сочинения?
XIV. Итог урока. Домашнее задание.